В Беловежской пуще на этой неделе прошел уже третий раунд переговоров между Россией и Украиной. Владимир Путин на упомянутой вами встрече с президентом Белоруссии заявил, что Россия никогда не отказывалась от переговоров с Украиной. сказала Оллонгрен в интервью NRC.
Наши проекты
- Спецоперация на Украине
- Боевые действия
- Что произошло в Украине ночью 20 сентября: 20 сентября 2023 09:42 - новости на
- Атака БПЛА в Краснодарском крае
- Боевые действия
- Украина: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
«Переговоры без сомнений». Когда Россия и Украина смогут договориться
Россия Политика Новости Украина Спецоперация 06 Апреля 16:50. Новости Украины. На Украине взрывы прогремели в Николаевской и Харьковской областях. Полная потеря Донбасса, Николаева, Харькова и Одессы грозит Украине без поддержки Запада и переговоров с Россией, считают на Западе и в РФ. Украина сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Аналитики говорят, что между союзниками и Украиной назрел "честный" разговор, чтобы договориться о том, какой может стать победа и какие уступки и компромиссы могут потребоваться при возможном мирном урегулировании или прекращении огня. Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной[38][39].
Военная операция на Украине
Зеленский заявил, что обсудит предложения по урегулированию конфликта только со своими союзниками, а потом преподнесет их врагу — России, — сообщил Светов. Потому на сегодняшний день урегулировать конфликт мирным путем не позволяют несколько обстоятельств, отметил собеседник «ВМ»: запрет на ведение переговоров, принятый Украиной; десять пунктов Зеленского, которые для нас выглядят как ультиматум, потому прислушиваться к ним мы не планируем; обособленное обсуждение решения конфликта только между Украиной и ее союзниками без участия России. Несмотря на все это, Зеленский, говоря о недовольстве одной из сторон конфликта, с большей долей вероятности имел в виду Россию. Ведь для решения о мирных переговорах, по его мнению, мы должны соблюсти те самые десять пунктов. Но, чтобы соблюсти эти условия, им нужно победить.
Если Россия капитулирует, тогда переговоры можно будет вести по их условиям.
Второе — кто же будет его бенефициаром-победителем? По срокам окончания убиения своих и чужих граждан, разброс мнений весьма широк. Ряд «знатоков» считают, что «помощь» США позволит Украине продержаться от нескольких месяцев и до окончания 2025 года. А это уже мировая война.
Все, дескать, зависит еще и от возможных переговоров между конфликтующими сторонами по мирному решению возникающих проблем. А вот относительно бенефициара-победителя, то здесь подавляющее большинство обозревателей и аналитиков считают, что несмотря на очередную «помощь» им будет Россия. Даже байдены, сунаки, макроны, шольцы, столтенберги и прочие западные деятели заклинают, просят БОГА о крайней необходимости для них победы Украины над Россией, но уже не говорят как ранее, что «Украина победит». Это симптоматично для западников. Вера в победу испарилась.
Пытаются западники нащупать и выгодный для них переговорный процесс в результате, которого всё же было бы нанесено стратегическое поражение России.
Несмотря на то, что Украина была одним из основателей СНГ, она участвовала в нём избирательно. Напряжённость между Россией и Украиной продолжалась на протяжении 1990-х годов, превратилась в противостояние, а затем в открытый конфликт ограниченного военного вмешательства в 2014 году и в самую масштабную войну в Европе после Второй мировой войны в 2022 году [30]. В середине 1990-х годов Россия и Украина в своём политическом развитии пошли различными путями: Россия с каждым годом становилась более авторитарной , в то время как Украина, несмотря на попытки президента усилить власть и подчинить себе парламент, сохраняла демократичность. Эти факторы оказывали значительное влияние на отношения между двумя бывшими частями СССР. Пример функционирующей демократии с сильным парламентом представлял большую угрозу политическому режиму в России. Российская оппозиция возрастающему авторитаризму вдохновлялась примером соседней Украины. Демократические традиции и парламентская система значительно усложняли России возвращение контроля над Украиной. Страны Запада настаивали, что выборность власти является необходимой для их хороших отношений с постсоветскими государствами, что обеспечило Украине весомые политические связи с Европой и США [31] [ нужен лучший источник ]. В 2004 году украинские избиратели восстали против сфальсифицированных президентских выборов , когда была объявлена победа поддержанного Россией Виктора Януковича.
Конфликт между российским авторитаризмом и украинской демократией превратился в международный кризис во время Оранжевой революции 2004 года в Украине. Западные страны однозначно поддержали украинское волеизъявление. По итогам революции и в результате переголосования победителем был объявлен Виктор Ющенко. Украинская революция 2004 года вызвала дальнейшие разногласия между Украиной и Россией, а соответственно и между Россией и Западом, которые окончились войной. Россия при этом шла навстречу Украине и таким декларациям, и, несмотря на неподписание Украиной Устава СНГ, предоставляла ей ряд преимуществ СНГ зону свободной торговли, безвизовый режим и др. В то же время распад СССР и создание независимых России и Украины вынесли на поверхность множество конфликтных точек соприкосновения [21] , среди которых наиболее острыми оказались территориальные проблемы, на которые, в свою очередь, накладывал отпечаток рост националистических настроений на Украине. Одной из таких проблем была принадлежность Крымского полуострова и Севастополя. Стороны договора признали друг друга в «ныне существующих в рамках СССР границах». В России многие считали, что этим «позорным договором» российское руководство «окончательно отказывается» от Крыма и от поддержки русскоязычного населения на Украине. На Украине же высказывалось недовольство тем, что в документе не было отражено требование вывода с украинской территории российских военных баз [35].
Несмотря на все возникавшие в отношениях между двумя государствами трения, 31 мая 1997 года президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной , в котором закреплялся принцип стратегического партнёрства, признания нерушимости существующих границ, уважения территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга. Статья 12 Договора обязывала оба государства обеспечивать «защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории», отказаться от попыток насильственной ассимиляции нацменьшинств, а также содействовать созданию «равных возможностей и условий для изучения русского языка на Украине и украинского языка в Российской Федерации» [35]. Верховная рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума — лишь 25 декабря 1998 года. Долгое время российские депутаты вообще не могли приступить к обсуждению. Препятствием послужила, в частности, позиция украинской стороны, пытавшейся не допустить увязывания договора с пакетом соглашений по Черноморскому флоту, подписанным 28 мая 1997 года главами правительств России и Украины в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве — к тому времени Украина постепенно выходила на новый уровень сотрудничества с НАТО в июле 1997 года была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО , и в перспективе базирование на украинской территории российского флота могло стать серьёзной помехой для полноценного членства в альянсе. Договор был ратифицирован Госдумой с небольшим перевесом голосов. В Совете федерации уже в 1999 году к договору была добавлена преамбула о том, что он вступит в силу лишь в случае ратификации Украиной соглашений по Черноморскому флоту [35]. Статус Черноморского флота[ править править код ] Проблема статуса Черноморского флота, возникнув на межгосударственном уровне в конце 1991 — начале 1992 годов, сразу же привела к конфронтации и последовавшему затяжному кризису в российско-украинских отношениях [36]. К 1991 году на территории Украины располагались три военных округа численностью до 780 тысяч военнослужащих вторая по численности армия в Европе после России. В состав округов входили сухопутные войска, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия ПВО и Черноморский флот [21].
В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине», принятым в тот же день, все воинские формирования, дислоцированные на её территории, были формально переподчинены Верховному Совету Украины. В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о переподчинении Украине Черноморского флота [36]. Государства СНГ получили право создавать собственные вооружённые силы на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединённым командованием СНГ [36]. Несмотря на то, что Черноморский флот имел статус оперативно-стратегического объединения, который мог быть реализован лишь при сохранении единства его структуры, политическое руководство Украины трактовало минские соглашения по-иному и фактически изначально взяло курс на раздел флота. С этим не могло согласиться руководство России, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет [36]. Этот процесс проходил довольно болезненно — многие военнослужащие и их семьи были вынуждены покинуть Севастополь и сменить гражданство. За это время большую часть кораблей списали и продали на металлолом, закрылось множество предприятий, обслуживавших флот, тысячи севастопольцев остались без работы, город погрузился в жестокий экономический кризис [21]. До 1997 года Черноморский флот оставался единой военно-морской структурой, сохранявшей символику и атрибуты уже не существовавшего СССР. Оба президента отменили свои указы, было подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалось на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота [36].
Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён [36]. Тем не менее, неопределённый статус флота продолжал оставаться источником трений между двумя государствами. Отношения военнослужащих украинского и российского флотов, как отмечают источники, оставались весьма напряжёнными, доходя порой до физического противостояния между ними [37]. Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной [38] [39]. Напряжённость удалось постепенно снизить подписанием двусторонних соглашений между Россией и Украиной, на основании которых произошёл раздел Черноморского флота СССР с созданием Черноморского флота России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины. Российская сторона обязалась не иметь ядерного оружия в составе Черноморского флота РФ на территории Украины [45]. Леонид Кучма и Владимир Путин на борту крейсера «Москва» , флагмана Черноморского флота РФ, июль 2001 Двусторонними соглашениями 1997 года были оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины [46] , а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года. Процесс раздела наследства бывшего Краснознамённого Черноморского флота СССР и окончательного формирования на его базе Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации в основном завершился к 2000 году. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя как основной военно-морской базы двух флотов на Чёрном море [36]. В результате распада СССР в составе независимой Украины оказался регион, большинство населения которого составляют этнические русские [48] , где традиционно сильны пророссийские настроения и размещена главная база Черноморского флота РФ.
Кроме того, основной город Черноморского флота — Севастополь — является для России значительным патриотическим символом. В феврале 1991 года по результатам всекрымского референдума была восстановлена Крымская АССР в составе Украины, а в сентябре 1991 года Верховный совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете автономии [20]. В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины — так, например, 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма было принято постановление о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым [51] , которое впоследствии было отменено благодаря вмешательству Верховной рады Украины. В России деятельность крымских сепаратистов нашла отклик в первую очередь у московских властей. Тот факт, что никакой делимитации или демаркации проведено не было, позволяло наиболее радикально настроенным деятелям подвергать сомнению даже саму территориальную целостность Украины. При этом российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области [53] и заключением между Украиной и Россией договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, а также в связи с закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, он считает необходимым урегулировать вопрос о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения [52]. В ответ на это решение Верховная рада Украины 2 июня 1992 года постановила рассматривать постановление ВС РФ по Крыму как «не имеющее юридического значения», а в вопросе статуса Крыма в составе Украины исходить из того, что он не может быть предметом межгосударственных переговоров [54]. Эта же позиция была высказана и в последовавшем на следующий день заявлении украинского парламента по данному вопросу [55]. Президент России Борис Ельцин негативно отреагировал на действия Верховного Совета, заявив: «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной» [57]. Российский президент предпочёл не обращать внимания на ситуацию вокруг Крыма, будучи слишком поглощённым внутриполитической борьбой и собственными региональными конфликтами, чтобы делать неосторожные заявления в адрес соседнего государства, тем более по территориальным вопросам [20].
Заявление российских парламентариев прозвучало на фоне острого политического кризиса в России 1992—1993 годов, вылившегося в жёсткое противостояние между парламентом и президентом. В 1994 году на Украине начала работу миссия ОБСЕ , главной задачей которой было содействие стабилизации ситуации на Крымском полуострове [60] миссия завершила свою работу в 1999 году в связи с выполнением своего мандата [61]. Её руководители выдвигали ряд лозунгов весьма радикального характера — курс на сближение Республики Крым с Россией, вплоть до полного присоединения, заключение с Россией военно-политического союза, предоставление жителям Крыма российского гражданства [62]. В начале 1994 года был зафиксирован наивысший на тот период успех крымского пророссийского движения: в январе известный общественный деятель Юрий Мешков был избран президентом Республики Крым , а большинство в Верховном Совете автономии завоевал созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия» [62]. Однако после убедительной победы на президентских и парламентских выборах новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии, а также с отсутствием поддержки со стороны самой России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало активность пророссийских деятелей за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России [62]. В сентябре 1994 года Верховная рада Украины переименовала Крымскую АССР Республику Крым в Автономную Республику Крым [63] , а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменила конституцию Республики Крым 1992 года [64] и, соответственно, упразднила пост президента республики. Лишённый своей должности, Юрий Мешков выехал в Россию и смог вернуться на полуостров лишь в марте 2014 года. Ряд крымских партий был распущен в частности, партии, входившие в состав блока «Россия». В 1998 году пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах в Верховный Совет Крыма. Как бы то ни было, Крым таким образом стал окончательно закреплён в статусе региона Украины, вопросы с самоопределением автономного образования и вмешательством в этот процесс российских политиков на некоторое время отошли на второй план.
Кроме того, Киев согласился никогда не получать, не производить и не приобретать ядерное оружие, а также не допускать в страну военный контингент других стран. Взамен Россия пообещала больше не нападать на Украину. По словам источников Die Welt, делегации стран достигли консенсуса в том, что территории Донецкой и Луганской областей оставались бы за Россией. Крым и порт Севастополь исключались из гарантий безопасности, что означало бы передачу контроля над полуостровом России. Die Welt считает, что весной 2022 года стороны были близки к возможному мирному соглашению, однако после саммита в Стамбуле Москва выдвинула последующие требования, на которые Киев уже не согласился.
«Кончились патроны»: политолог Светов оценил вероятность мирных переговоров между РФ и Украиной
Политика - 19 апреля 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Новости СВО: ракеты добивают энергообъекты Украины, а армия России наступает на Харьков. Заместитель главы МИД России Сергей Рябков заявил, что Москва допускает снижение уровня дипломатических отношений с Америкой, если она действительно конфискует суверенные активы РФ в пользу Украины, пишет РИА Новости. Ранее в Минобороны России сообщили, ВСУ потеряли еще один Abrams на Авдеевском направленииБыли уничтожены около 30 украинских военнослужащих что ВС РФ ликвидировали еще один американский танк Abrams в районе Авдеевки.
Когда закончится война на украинском направлении: «взгляд обывателя»
ВСУ планировали защищать Новобахмутовку, а сдали Очеретино — подробный разбор ситуации на Авдеевском направлении Украинское командование на Авдеевском направлении не распознало загадочный тактический прием ВС РФ и полностью ошиблось в оценке возможных. последние известия. В ООН не отправили России раздел доклада по сексуальному насилию на Украине.
«Зеленского разорвут на части»: политолог Светов оценил возможную заморозку конфликта на Украине
Россия начала применять во время ударов по Украине новые ракеты Х-32, передают «РИА Новости». Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной[38][39]. Украина сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. ВСУ отвели из зоны боевых действий предоставленные США танки Abrams M1A1 из-за падения акций их производителей на рынке, так как потом тяжело продавать боевую технику. Предпосылки для переговоров России и Украины сейчас отсутствуют из-за их неприятия Киевом, поэтому спецоперация продолжится. Последние и самые главные новости Украины каждый день на EADaily. Свежие комментарии, интервью, события внутренней и внешней политики Украины.
ОПЕРАТИВНЫЕ НОВОСТИ- ДОНБАССА!!! ДНР И ЛНР
Если посмотреть их соцсети, там мы увидим критику и возгласы, что им самим эти деньги нужны. Власть намерена пока еще помогать. Попытки остановить идут», — подчеркнул Светов. По его мнению, любая «передышка» представляет собой возможность накопить силы, а также переформатировать армию. Эксперт считает, что в случае заморозки спустя некоторое время произойдет конфликт. Все эти песни, дадут ли США денег, будут ли голосования, у спикера палаты представителей есть угрозы вылететь со своей должности.
Южное направление смещается значительно, сообщается об освобождении Новобахмутовки и существенном продвижении в Соловьево. Некоторые наши силы вышли в тыл группировки ВСУ в Бердычах, что заставило противника перераспределить силы на запад. Также поступила информация о вытеснении ВСУ из Семеновки. После этого российские вооруженные силы продвинулись на запад еще на примерно 1 километр, что позволит нашим силам выйти в тыл ВСУ в Уманском направлении. На северном фланге, у Новокалиново, ситуация осложняется, поскольку противник оказывает сопротивление.
Армия России обходит село с востока и продвигается к окраинам Керамика. Ближайшая перспектива для гарнизона Керамика и Новокалиново - окружение. В Нетайлово и Уманском продолжаются ожесточенные бои. После освобождения Соловьево и Новобахмутовки российские войска продолжают успешное наступление к северу от Авдеевки. На кадрах, опубликованных в Сети, видно, как флаг развевается на одном из полуразрушенных домов в центре населенного пункта. Остатки пехоты ВСУ, подвергаясь огню артиллерии и дронов, отступили с северной окраины села в сторону запада, в направлении Новопокровского. Лесополосы, прилегающие к Семеновке, также частично перешли под контроль российских войск. Российским войскам удалось продвинуться и в Бердычах: на данный момент идут бои на западной окраине населенного пункта. При этом противнику вряд ли удастся долго удерживать позиции там, учитывая его отступление из Семеновки. Следующим рубежом атаки ВС РФ, вероятно, станут лесополосы на участке между Новопокровским и Новоселовкой Первой, где украинские вооруженные формирования сейчас активно укрепляют оборону.
К обороне готовят Крымский мост В связи с наступающими майскими праздниками ПВО и службы безопасности Крымского моста активно готовятся к защите. Украинская береговая охрана обновила публикацию в международной системе безопасности морского судоходства Navtex, предупреждая судовладельцев о запрете навигации вблизи бывших территориальных вод Украины.
Редакция не предоставляет справочной информации. Использование такого рода материала в любом виде и качестве без разрешения агентства будет преследоваться по суду. Штраф — 30 тысяч рублей за использование одного изображения.
Кроме того, он подчеркнул, что вести мирные переговоры нужно, исходя из соглашений, подписанных в Стамбуле весной 2022 года, и отметил, что именно такую позицию высказывал Владимир Путин. Прокомментировал Путин и предстоящую в Швейцарии конференцию по мирному урегулированию ситуации на Украине: «Это уже вообще паноптикум какой-то, Россию не приглашали, считают, что ей там делать нечего, и в то же время говорят, что и без нас ничего решить невозможно». Комментирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Мне кажется, что российское руководство в очередной раз подтверждает свою позицию, которая основана на двух принципах.
Во-первых, Россия готова к переговорам при условии учета тех реальностей, которые сейчас существуют на Земле, то есть с учетом тех решений, которые были приняты о включении новых регионов в состав Российской Федерации. И, во-вторых, переговоры должны вестись не только по урегулированию конфликта между Россией и Украиной, но по более широкому комплексу вопросов европейской безопасности, а также, по всей видимости, отношений между Россией и Соединенными Штатами. То есть российское руководство настаивает на возвращении к тем предложениям, которые Россия сделала еще в конце 2021 года Соединенным Штатам и Североатлантическому альянсу.
Новости Украины
Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Тотальная ориентация украинской промышленности и коммунального сектора на российские нефть и газ выступали значительным фактором зависимости украинского государства от Российской Федерации. Однако геополитическое расположение Украины определило и обратную зависимость: прохождение через украинскую территорию всех магистральных экспортных газопроводов « Уренгой — Помары — Ужгород », « Союз » «Оренбург — Западная граница СССР» , «Прогресс» «Ямбург — Западная граница СССР» и отдалённость перспективы прокладки альтернативных путей, с одной стороны, позволяли ей отстаивать собственные позиции по экономическим вопросам, а с другой — предоставляли возможность осуществлять несанкционированный отбор экспортного топлива. В итоге, к концу 1990-х годов подобное поведение превратилось в обычную практику украинских компаний, для борьбы с которой эффективных методов борьбы практически не существовало [69] [71]. В августе 1992 года были достигнуты первые договорённости о поставках газа на Украину и транзите через её территорию, а также о взаиморасчётах по этим операциям. Межправительственным соглашением особо оговаривалось, что транзитный газ «не подлежит распределению среди населения Украины», в случае недопоставки газа в третьи страны по вине Украины Российской Федерации должны были полностью возмещаться все понесённые в связи с этим убытки, Украина не имела права реэкспортировать полученный из России природный газ [72]. Со второй половины 1992 года задолженность Украины за поставленные энергоресурсы — природный газ для промышленности и населения и нефть для украинских НПЗ — стала всё более усугубляться.
Для решения этой проблемы украинское правительство воспользовалось механизмом технических кредитов межгосударственных денежных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров, которые могут быть погашены либо встречными поставками товаров, либо оформлением государственной задолженности. В связи с тем, что Украина не имела возможности расплачиваться по этим займам, правительство постоянно просило об увеличении их размеров и о новых кредитах [72]. В результате уже к первой годовщине украинской независимости вопрос об оплате за энергоносители стал одной из ключевых проблем российско-украинских отношений [69]. По состоянию на февраль 1993 года долг Украины перед РАО «Газпром», по данным российской компании, превысил 138 млрд рублей. В ответ на объявление о приостановке поставок газа на Украину из-за неуплаты украинские власти заявили, что в таком случае перекроют транзитные газопроводы [73]. Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году [73] [74]. Несмотря на то, что премьер-министры России и Украины договаривались об обеспечении устойчивой работы газо- и нефтепродуктопроводов, проходящих по их территориям, и беспрепятственный транзит этой продукции в третьи страны, в августе 1993 года экспорт энергоресурсов на Украину впервые был приостановлен на пять дней в связи с неуплатой [69]. Практически сразу выяснилось, что сокращение поставок российского газа является малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов.
В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [72]. С одной стороны, он отчётливо продемонстрировал финансовую несостоятельность государств постсоветского пространства и их полную неготовность к переходу на рыночные условия взаиморасчётов при поставках энергоносителей. С другой стороны, выяснилась зависимость России от ряда новых независимых государств, в частности, в газовой сфере — от Украины, которая в условиях финансового хаоса воспользовалась единственным имевшимся у неё преимуществом — своим геоэкономическим расположением [72] [75]. Несмотря на корпоративные экономические интересы РАО «Газпром», оно постоянно оказывалось «заложником» политического диалога между Россией и Украиной [69]. О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин, например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко, однако, утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ была далека от рыночной, но устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [71].
При этом, однако, статус монопольного транзитёра позволял Украине в кризисных ситуациях осуществлять «несанкционированный отбор» российского газа из экспортных трубопроводов, что никак не могло способствовать добрым отношениям между государствами. О неожиданно вскрывавшихся «потерях» на территории Украины «Газпром» периодически заявлял; украинские власти сначала всё опровергали, но впоследствии хищения всё же признавали. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [71]. В дальнейшем создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и Северный поток привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина по крайней мере до конца 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитёром российского газа в Европу [71]. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета МАК , самолёт был сбит украинской зенитной ракетой С-200 , запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений [77] [78]. Долгое время украинские власти отрицали свидетельства того, что самолёт был сбит украинской ракетой, и затягивали выплату компенсаций семьям погибших.
В итоге компенсации всё же были выплачены, но официально взять на себя вину за катастрофу Украина, по сути, отказалась, а уголовное дело, в рамках которого могли быть наказаны конкретные виновники случившегося, было закрыто [79]. Договор о российско-украинской границе[ править править код ] 28 января 2003 года в Киеве президентами двух стран был подписан Договор о российско-украинской границе , который определил по суше линию границы между странами. В период от подписания до ратификации Договора произошел Конфликт вокруг острова Тузла , вызванный строительством Россией дамбы в Керченском проливе от Таманского полуострова до острова Тузла. По мнению аналитиков, целью конфликта было оказание давления на Украину в отношении делимитации границы в Керченском проливе и Азовском море. Конфликт вокруг Тузлы[ править править код ] Осенью 2003 года между Россией и Украиной разгорелся конфликт вокруг острова Тузлы в Керченском проливе , вызванный отсутствием прогресса в урегулировании статуса Керченского пролива и Азовского моря [80]. После распада СССР судоходная часть пролива между косой Тузла и Крымским полуостровом оказалась полностью в территориальных водах Украины. Российская часть Керченского пролива была мелководной и подходила только для мелких рыбацких лодок [81]. Киев расценил строительство как «посягательство на территориальную целостность страны» [84].
В ответ украинская сторона перебросила на остров несколько сот пограничников и направила в Керченский пролив артиллерийские катера [85]. Вскоре обе стороны начали наращивать своё военное присутствие в регионе. Так продолжалось до 2012 года, когда президенты Украины и России Виктор Янукович и Владимир Путин подписали совместное заявление о будущей делимитации морской границы. При этом Россия согласилась оставить Тузлу за Украиной в обмен на сохранение права блокировать проход судов третьих стран через Керченский залив [88]. Президентские выборы. Это Соглашение было одновременно ратифицировано в 2004 году Верховной радой и Государственной думой, проводилась большая работа по созданию общей нормативно-правовой базы экономической интеграции четырёх стран. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях авиационной, атомной и нефтегазовой , разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы.
Интеграционные процессы ускорялись тем, что лидеры ЕС и НАТО посылали украинскому руководству чёткие сигналы о невозможности в обозримом будущем присоединения Украины к этим организациям [ источник не указан 144 дня ]. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [89]. Украина, правда, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Однако именно намерение правительства Виктора Януковича который шёл на президентские выборы 2004 года в качестве главы кабинета министров интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [90]. Полемика выплеснулась и за стены парламента, на Майдан Незалежности, расколов украинское общественное мнение и вызвав пристальнейшее внимание со стороны российского руководства, которое делало ставку на победу Януковича и инвестировало в неё значительные средства. Среди тех, кто в эти дни был направлен на Украину, были не только опытные политологи и политтехнологи, но и популярные артисты. Были проведены масштабные пропагандистские мероприятия — парад, посвящённый 60-летию освобождения Украины от нацистов, торжественное подписание соглашения о железнодорожно-паромном сообщении между портами «Кавказ» и «Крым» [90]. В своих публичных выступлениях Янукович говорил о союзе с Россией, о придании русскому языку статуса второго государственного, что находило отклик у избирателей, проживающих прежде всего в восточных областях Украины [91].
Президентские выборы 2004 года стали, по сути, первой серьёзной попыткой российского руководства развернуть Украину на восток [90]. Как утверждал позднее Андрей Илларионов, занимавший в 2000—2005 годах должность советника Владимира Путина, победа «оранжевой коалиции» «серьёзно шокировала» и жестоко разочаровала российского президента. Это событие, на фоне войны в Ираке и противостояния с Евросоюзом и НАТО, считает Илларионов, «привело к радикальному развороту в сознании, мировоззрении Владимира Путина на международной арене» [90]. Позже, уже после того, как в стране начались массовые протесты, Путин ещё раз поздравил Януковича с победой: «Большинство украинских граждан поддержало Ваше стремление развивать добрососедское и многоплановое сотрудничество с Россией, со всеми странами СНГ и другими государствами Европы и мира» [90]. Но это не помогло. На фоне грандиозных акций протеста, финансирование которых осуществлялось в том числе и из западных источников, Верховный суд отменил результаты второго тура и назначил третий, по итогам которого победителем объявили Ющенко. Его Путин поздравил лишь через несколько недель, уже перед самой инаугурацией [90]. Поражение российской политики на украинском направлении совпало с резким креном украинской власти в сторону Запада — Ющенко провозгласил евроатлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы, который все годы своего президентства старался лавировать между Москвой и Брюсселем.
По заявлению вице-премьера Украины по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука , сделанному сразу же после назначения, Украина не намеревалась отказываться от сближения с Россией в смысле снятия торговых барьеров, но собиралась принципиально поменять политику в отношении России: «Мы станем двумя народами, каждый из которых отстаивает свои интересы… Мы будем говорить с Москвой на равных… Надо сказать россиянам: мы ваши партнёры, но намерены делать только то, что нам выгодно». Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [92]. И сама «Оранжевая революция», и потерпевшая фиаско поддержка Януковича, и последовавший внешний и внутренний курс Ющенко — всё это привело к росту националистических настроений на Украине, породив целую череду затяжных кризисов во взаимоотношениях двух стран. В частности, Россия активизировала свои действия, направленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины; украинское же руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных видов топлива [90]. Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП , президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года , планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. В конце августа 2005 года на саммите глав стран — участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли.
Сегодня около 6:30 российскими войсками нанесено два удара по железнодорожной инфраструктуре противника в г. Смела Черкасской области. Одна из ракет, вероятно, поддалась воздействию систем РЭБ противника вследствие чего повредила здания вокзала и железнодорожное полотно. Вторая ракета поразила территорию вагонного депо. На месте возникло возгорание. Точные результаты поражения на данный момент неизвестны. В свою очередь местные власти ожидаемо заявили о сбитии ракет и повреждении осколками частного сектора и некого инфраструктурного объекта. Последнее время российские войска наносят системные удары по железнодорожной инфраструктуре противника. Напомню, ранее были поражены объекты в Днепропетровской и Запорожской областях.
Киев не собирается договариваться с Москвой. Хотя и новое наступление ВСУ затруднено в связи с погодными условиями, наличием финансовых и стратегических издержек. А пока Верховная Рада приняла четыре закона, о которых просила Еврокомиссия. Украина питает надежду, что ЕС все-таки начнут переговоры о членстве страны. Что о договоренностях с Киевом сказали в Москве? Запад пытается навязать условия переговоров, но Москва намерена настаивать на своих, поэтому на диалог не настроена.