И только никак не мог понять, почему же в моих наушниках Хуан Карлос говорит таким знакомым мне голосом. СНОВА отправили к нему гонца, и снова великий князь Константин решительно подтвердил отказ от престола. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? Почему Константин отрекся от престола. На следующий день Михаил Александрович отрёкся от престола, передав решение вопроса об образе правления страной Учредительному собранию.
Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию ...
16(28) августа 1823 г. Александр I подписал манифест, в котором постановлялось считать отречение Константина Павловича неизменным, а новым наследником престола объявлялся следующий по старшинству брат – великий князь Николай Павлович. Как раз тогда великий князь Константин отрёкся от престола, но в обстоятельствах, которые создали серьёзные затруднения для "дальнейшего наследования престола". Отказ от престола стал для Константина способом проявления ответственности перед народом и стремлением к национальному благу. Что и произошло: Николай под давлением отрекается от престола, отдавая своё место законному правителю Константину. Причины восстания декабристов.
Истинная причина смерти Константина Константинова. Почему GOB не назвал ее
После смерти Александра I, престол должен был унаследовать Константин Павлович, брат умершего царя, однако он отказался. Ровно 190 лет назад, 26 (14 по ст. ст.) января 1822 года, цесаревич Константин Павлович грамотой к Императору Александру I отрекся от прав на российский престол, но вспоминают об этом почему-то редко и мимоходом, и без всякого удивления. Константин павлович отрекся от престола, в апреле того же года Шрёдингер вернулся в Вену и близко вступил в должность, прочитав капсулу в издании ряда москвичей, в том числе президента республики. В январе 1823 года Константин Павлович отрекся от престола, о чем сообщил Александру I. Константин заранее написал тайный манифест об отречении от престола, который был зачитан после кончины Александра I. Любопытно, что для младшего брата Николая I, который в итоге стал следующим императором, новость стала сюрпризом.
Междуцарствие 1825 года
Как иначе можно объяснить и оправдать его поступки в отношении своей юной жены Анны Федоровны? Очевидцы свидетельствуют, что он был с нею груб, мог выкрутить руки, укусить и еще совершал другие неблаговидные хулиганские выходки. Но при всем том, генерал-фельдмаршал А. Суворов хвалил цесаревича за отвагу, мужество и умение владеть оружием. Константин воевал под Аустерлицем и в войне с Наполеоном. С детьми Константин Павлович всегда ладил: к своим отпрыскам он был очень добр, любил их и признал своими, хотя нет полной уверенности, что он был их биологическим отцом. Был женат дважды, имел продолжительные отношения с фаворитками и заводил короткие романы. Некоторые современники считали, что у великого князя наблюдался ум, работоспособность и замечательная память. В 1815 году, как главнокомандующий армией, расквартированной в Польше, великий князь был отправлен в Варшаву.
Константин Павлович не любил поляков и не сумел завоевать их доверие и расположение. Напротив, непостоянство настроения, недальновидность и необдуманные поступки, язвительные и бестактные высказывания в кругу польской аристократии привели к недовольству и восстанию в 1830 году. Князь бежал, тяжко заболел в пути холерой и преставился в течение одного дня. После второго брака на графине Грудзинской Жанетте Константин в 1823 году написал официальный отказ от наследования престола: великий князь боялся, что его задушат как отца и, очевидно, реально оценил свои способности к управлению государством. К тому же вольная жизнь в Варшаве и минимум обязанностей вполне устраивали Константина Павловича. Одной из причин отказа можно считать тот факт, что дети, рожденные от любимой женщины Жанетты Грудзинской, были лишены прав на российский престол указом от 1820 года. Получился бы парадокс: в случае принятия Константином престола его императорские дети не могли стать наследниками короны. Великий князь Константин Павлович все же был императором Российской империи 25 дней.
Именно столько времени потребовалось на то, чтобы из Варшавы до Петербурга дошел письменный отказ от престола, который цесаревич дважды подтвердил. Императором стал другой великий князь — Николай Павлович под именем Николая I. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам. Номинально сын императора Павла I Константин несколько недель пробыл наследником русского трона, но на деле цесаревич ни дня не управлял империей и власти в реальности не имел. Хотя именно власть его привлекала меньше всего, что он неоднократно подтверждал своими намерениями отречься от престола. При этом народ решил, что суворовский офицер Константин Павлович — жертва придворных интриг и насильно лишен короны зловредным Николаем I. Так нежелание Константина Павловича стать российским императором и взвалить на свои плечи ответственность за огромную страну спровоцировало внутриполитический кризис, обернувшийся восстанием декабристов в 1825-м. Легкомысленный цесаревич с хулиганскими выходками Высокопоставленная бабушка Екатерина Великая выбирала второму внуку имя, лелея грандиозные планы о завоевании константинопольского престола.
При этом сам Константин о царстве совсем не грезил. Подобно отцу его вдохновляли воинские забавы и армейские походы. Беззаботная романтика служивого вояки в юношеские годы вполне удовлетворяла цесаревича, а его манеры конфликтовали с качествами, которыми традиционно обладал русский государь. Пушкин, например, видел в Константине Павловиче человека умного, но буйного. А вот ближайшие родственники говорили о цесаревиче прямолинейнее. Парадоксальные оценки Суворова В 20 лет Константин по собственному желанию попадает в действующую армию под шефство Александра Суворова, начинавшего славный Итальянский поход. Школа мужества, надо сказать, отменная. В боях при Бассиньяно из-за решений Константина Павловича русскими частями предпринимается преждевременная атака, и все заканчивается трагично.
Сам Великий князь еле спасся. Вызванный на ковер к Суворову, он покинул командирский шатер заплаканным. Но с того момента по мановению волшебной палочки превращается в примерного и перспективного офицера. Обычно скупой на всякую похвалу Суворов в письмах очень достойно отзывался о Константине.
Ну и он также, был младшим в царской семье.
Поэтому, считалось, что если дети Александра ещё не вырастут, то Константин вступит на престол. Он родился вторым цесаревичем в 1779 году, и грозная бабушка Екатерина II решила сделать из него императора Византийской империи, после разгрома турок и восстановления погибшей страны. С турками не получилось, а мальчик остался. Учился плохо, и рос, как в принципе, и все царские дети того времени. Обратите внимание: Почему китайцев так много?.
Во время похода Суворова через Альпы, он попросился к нему, и конечно же, ему не отказали. Однако полк, который был выделен ему, по вине царевича был и разгромлен. Однако за его целеустремлённость, его и полюбили в стране. В общем он был, как ребёнок, которому всего хочется, и который добьётся этого всеми путями. Практически всю войну был рядом с Кутузовым.
Брал Баутцен и Лейпциг. После войны, он жил в захваченной Польше.
Именно столько времени потребовалось на то, чтобы из Варшавы до Петербурга дошел письменный отказ от престола, который цесаревич дважды подтвердил. Императором стал другой великий князь — Николай Павлович под именем Николая I. Спасибо за внимание. Не забудьте лайкнуть и подписаться на канал «История Тут».
Репосты в соц. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам. Источник Почему Константин Павлович добровольно отрёкся от русского престола Официальное отречение монаршей особы от престола, называемое научным термином абдикация, изредка, но случается в том или ином королевстве. Иногда отказ от власти происходит по доброй воле правителя, но порой к этому решению его подталкивают непреодолимые внешние обстоятельства. Последним, среди ныне царствующих монархов, желание жить жизнью обычного гражданина изъявил король Малайзии — Мухаммад V, который 6 января 2019 года подписал письмо с соответствующим заявлением. Законодательная основа отречения от престола Во второй главе Свода Основных Государственных Законов Российской империи среди пунктов, регламентировавших порядок престолонаследия, были две статьи за номером 37 и 38, касавшиеся отречения от престола.
Первая предоставляла наследнику право отказаться от трона в случае наличия у него легитимного преемника, а вторая гласила, что отречение вступает в силу после его обнародования и не имеет обратной силы. Кроме того в 199 статье того же Свода, на родителей возлагалось право принимать решение за своих малолетних детей. И хотя, для реализации права, заложенного в статье 37, цесаревич, ещё не принявший монарший титул, должен был изъявить добровольное желание, в начале ХХ века этот документ стал основанием для принудительного отречения от престола уже властвовавшего императора. А 199 статья позволила правителю отречься от имени своего несовершеннолетнего наследника. Константин I Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. Не желавший впрягаться в политические игры и подвергаться риску быть задушенным как отец, Константин Павлович, став в 1801 году наследником трона после старшего брата Александра I, в 1823 году сослался на тайный брак с полькой Жанеттой Грудзинской и письменно отрёкся от престолонаследия.
Засекреченный документ был облечён в форму манифеста Александра I, который следовало предать огласке после смерти императора, что и произошло в ноябре 1825 года. Ознакомившись с актом, государственные мужи, узнали, что по воле покойного следующим правителем российского государства должен стать не Константин, а его младший брат Николай Павлович. Члены Госсовета, как и Николай, побоялись исполнять посмертную волю Александра I, и вопреки документу присягнули на верность находившемуся в Варшаве Константину I, который узнав об этом, потребовал соблюсти волеизъявление почившего брата и в дополнение к этому ещё дважды подтвердил своё отречение. Неразберихой воспользовались декабристы, которые на следующий день после официального воцарения Николая попытались устроить государственный переворот, формальным поводом коего была провозглашена защита прав цесаревича Константина. Николай II Иные причины побудили подписать отречение от престола ещё одного представителя рода Романовых — императора Николая II, росчерком своего пера положившего конец российской монархии. Это историческое событие произошло 2 марта 1917 года в вагоне поезда «Могилев — Царское Село», когда предпринявший все попытки для урегулирования ситуации в стране после Февральской революции Николай II, не желая пролития крови, под очевидным давлением депутатов и военачальников принял решение оставить трон.
Сначала император отправил генералу Н. Рузскому официальные бумаги, в которых он заверял представителей Государственной Думы, что оставляет монарший пост в пользу сына Алексея, но спустя несколько часов от него пришёл второй документ, вошедший в историю под названием Манифест об отречении. В этом окончательном варианте Николай II отказался от престола за себя и своего наследника, передав власть младшему брату Михаилу Романову, который на следующий день заявил о своей отставке. Читайте также: Домашняя сыворотка для лица польза Британская монархия Единственное в истории Британской монархии отречение от престола произошло на исходе 1936 года, когда 42-летний король Эдуард VIII добровольно предпочёл власти возможность сочетаться законным браком с любимой женщиной. Установив рекорд кратковременного пребывания на британском престоле, Эдуард VIII, правивший всего 327 дней, к моменту воцарения не был женат, но состоял в романтических отношениях с замужней американкой Уоллис Симпсон. Проблемы у короля начались после того, как его возлюбленная получила на руки документы о разводе, а он возжелал жениться на ней, несмотря на то, что англиканская церковь запрещала своим адептам брак с разведёнными лицами.
Возможно, это обстоятельство было как-то связано с решением уйти из власти. Поздней осенью 303 года Диоклетиан и его соправитель Максимиан, выстроивший по заданию диктатора величественные термы бани , прибыли в священный город. Юбилейные торжества продолжались целый месяц, но римляне остались ими недовольны, осудив императора за скупость. И, хотя была сооружена триумфальная арка, и перед римской публикой предстали слоны, нагружённые богатейшими персидскими трофеями и дарами, Диоклетиан чувствовал недовольство. Не желая оставаться в Риме, он отправился в непогоду домой в свою резиденцию и в дороге тяжело заболел. Вероятно, ещё тогда Диоклетиан задумал своё отречение, но сохранял это в тайне.
В начале 304 года император, называвшийся сыном бога Юпитера Иовием, предложил своему соправителю Августу Максимиану отречься вдвоём от престола в пользу Цезарей, но тот уговорил отсрочить мероприятие на год, чтобы торжественно отметить двадцатилетие своего правления. Диоклетиан согласился, но заставил боевого друга дать клятву в храме Юпитера Капитолийского, что тот после празднования юбилея откажется от власти. Римский император, вероятно, не доверял соправителю Максимиану и опасался, что в случае своей смерти недальновидный и необразованный Август, проявивший особую жестокость в гонениях на христиан в Африке и опиравшийся на армию, силой добьётся неограниченной власти. Возможно, и самого Диоклетиана мучило раскаяние, что поддался на уговоры своего зятя Галерия полностью искоренить в империи христианство и издал эдикты указы о преследованиях.
«Муж Конституции» – кто он?
После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем. Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола. Причинами отказа Константина от престола могли быть различные факторы, такие как желание обеспечить своему наследнику более спокойное и стабильное правление, стремление уйти от политических интриг и конфликтов. Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак.
Почему царевич Константин отказался от престола Российской империи?
Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года. Причины восстания декабристов. Однако после скоропостижной смерти Александра Константин отрекся от престола и в первый же день правления императора Николая I случился бунт на Сенатской площади.
Сто лет убийству царской семьи: праздник, который всегда с тобой
Меня всегда радует, когда я среди интеллигентов встречаю человеческое существо, обладающее здоровым чувством истории». Убийство царя Николая Александровича является центральным событием истории XX столетия. В оценке этого события поразительное даже не искажение, а просто отсутствие какой бы то ни было христианской историософии проявляют некоторые богословы. Всячески противясь канонизации царя, они упорно рассматривали его мученическую кончину как кончину одного из рядовых членов Церкви во времена самых жестоких в истории гонений. А что касается того, что он был царь, говорили они, это «политика», от которой Церковь должна держаться подальше.
Создается впечатление, что профессора богословия никогда не слыхали учения святых отцов о значении законной государственной власти как «удерживающего» пришествие антихриста. И им незнакомы высказывания множества русских святых об исключительном значении православной России для судеб мира, так что в уничтожении российской православной монархии ясно просматривается замысел врага рода человеческого уничтожить Православие и Россию, и ускорить гибель мира. Напомним еще раз известное. В 1871 году великий старец Оптинский преподобный Амвросий дал свое истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения.
Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия, с семью малоазийскими Церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия, после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова».
Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого князя Андрея Боголюбского — того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским царем. Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого , явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех ее сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах.
К великому сожалению, для многих, несмотря ни на какие объяснения, в вопросе канонизации это до сих пор остается камнем преткновения и соблазна, в то время, как это явилось величайшим проявлением его святости. Говоря о святости царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения — подвиг исповедничества. Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией.
Но исключительное значение имеет и то, что это подвиг сохранения в чистоте церковного учения о православной монархии. Чтобы яснее это понять, вспомним, кто добивался отречения государя. В первую очередь — те, кто добивался поворота русской истории к европейской демократии или, по крайней мере, к конституционной монархии. Социалисты и большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания истории.
Известно, что многие из тогдашних разрушителей России действовали во имя ее созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда искали, «как обустроить Россию». Но это была, как говорит Писание, «мудрость земная, душевная, бесовская». Камень, который отвергли тогда строители, был Христос и Христово помазание.
Помазание Божие означает, что земная власть государя имеет источником Божественную. Отречение от православной монархии было отречением от божественной власти. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям — к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле. Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях.
Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить. И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не по Божией воле, по своим похотям что называется «свободой» не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на помазанника Божия.
Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все. Церковь просит не устанавливать конкретных сроков для завершения исследований в процессе изучения царских останков Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных практически все командующие фронтами генералы и адмиралы и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда.
Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила при условии его помазания на царство успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола — Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах? Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем.
В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!
Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники.
Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик. Комната великих княжон в Ипатьевском доме Революция: неизбежность катастрофы? О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками.
Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов.
Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны. Венценосная семья. Запечатленные мгновения — Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?
К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья.
Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.
Тогда она приняла предложение руки и сердца прибывшего из России человека, назвавшегося Александром фон Фридрихсом — полковником, флигель-адъютантом императора. Вскоре после венчания новоиспечённый супруг отбыл на родину, дав слово прислать своей благоверной денег на дорогу. Не дождавшись обещанного, Жозефина на вырученные от продажи драгоценностей средства приехала в Петербург, где выяснилось, что на самом деле её муж простой фельдъегерь, доставлявший в Англию депеши Министерства иностранных дел, и все имущество его — койка в солдатской казарме. Жить в убогой съёмной квартирке с грубияном и невежей Фридрихсом было невмоготу.
К счастью, Жозефина познакомилась с Константином Романовым, который стал её любовью и покровителем. Она порвала с супругом и родила цесаревичу сына, официально им признанного. Путь от фаворитки до законной супруги Иоанна Жанетта Антоновна, урождённая польская графиня Грудзинская — морганатическая супруга цесаревича Константина; женщина, отчасти изменившая ход российской истории. Изящная, грациозная, элегантная, она мгновенно покорила сердце князя. Соединиться с ней законными узами не позволяли национальность и вероисповедание, а также его статус женатого человека. Однако Жанетта была воспитана в строгих правилах, и ничто не могло заставить её стать обычной содержанкой.
Добиваясь взаимности, Константин выучил польский язык, получил развод с Юлианной. Став перед выбором: российский престол или возлюбленная, он подписал документ об отречении и предпочёл морганатический брак с Грудзинской, осознавая, что рождённые в этом союзе дети не смогут унаследовать титул отца.
Акт установил правило о переходе престола по прямой мужской линии. Первым наследует престол старший сын и все его мужское поколение.
После пресечения мужского поколения старшего сына престол переходит второму сыну императора и так далее. В последующем Александр I, уже будучи императором, для целей наследования престола манифестом от 20 марта 1 апреля 1820 года добавил требование о необходимости заключения брака с лицом, принадлежащим к какому-либо царственному или владетельному дому. Дети, родившиеся в браке с лицом, не имеющим соответственного достоинства, лишаются права на престол. Это правило было продиктовано сочетанием его брата Константина Павловича морганатическим браком с графиней Грудзинской, однако не лишало самого Константина права наследовать престол.
Манифест 1823 года и появление права на отречение После смерти Павла I царский трон занял его старший сын Александр. Отсутствие наследников у Александра I позволяло Константину претендовать на престол, как второго по старшинству брата в императорской фамилии. Однако, в силу личной нерасположенности к управлению государством, отягощенной невозможностью передать престол по наследству, Константин совершил то, что до него никто не делал — добровольно отказался от права на престол! Александр I принял отречение брата и 16 28 августа 1823 года издал по этому поводу тайный манифест.
В этом документе были впервые зафиксированы положения, составившие содержание статей 37 и 38 Свода. Манифест 1823 года признавал, что «существующие постановления о порядке наследования Престола у имеющих на него право не отъемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании престола». В документе подчеркивались твердость и неизменность свободного отречения Константина от права на престол.