Обрезание Господне совершилось на восьмой день после Христова Рождества. Также в день Обрезания Господня сподобился памяти святитель Василий Великий, оставивший нам чин Литургии. Я уже не раз проповедовал вам в этот великий праздник о значении обрезания Господня, не раз проповедовал и о величайшем святителе Василии Великом, память которого Церковь празднует с этим великим Господским праздником. Событие Обрезания Господня – это событие евангельской истории о том, что в восьмой день, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (см.: Лк. 13 и 14 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре совершили праздничное богослужение в честь Обрезания Господня.
14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
14 января 2020 года Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предречённое. 14 января христиане празднуют Обрезание Господне и память святого Василия Великого. Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. Слово в день праздника Обрезания Господня Господь наш Иисус Христос по истечении восьми. 14 января у православных христиан принято отмечать Обрезание Господне. Обрезание Господне Обрезание Господне – великий (недвунадесятый) праздник Православной Церкви, празднуется 14 января.
Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ , РДЦ , ДПЦ , Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества , найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм , вспомнить прекрасные русские традиции , прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод Лицевой свод Ивана Грозного. Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий. На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками.
Именно в этот день множество веков назад, на восьмой день после рождения, Богомладенца подвергли процедуре обрезания. Данный процесс для верующих стал доказательством того, что Иисус действительно был человеком, а не духом бестелесным. Обрезание раньше проводили по ветхозаветному закону и всем, однако, позже, в 325 году на первом Никийском соборе был принят отказ от обрезания. Основанием для такого решения стало утверждение святого апостола Павла, который в I веке заявлял, что веры в Иисуса Христа достаточно для спасения души.
Однако, епископ сделал оговорку о том что евреи, переходящие из иудаизма в христианство, могут осуществлять обрезание по желанию, в то время как бывшим язычникам этого делать не нужно.
Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения обрезание — первое священнодействие после рождения сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону». Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы свое окончательное, завершенное значение приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал. В Послании к Римлянам апостол Павел подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога Рим 2:28—29.
Заключая завет с праведным Авраамом, Господь дает повеление: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой Быт. Обрезание — знак завета и посвящения Богу, символ принадлежности к потомкам праведного Авраама. Для ветхозаветного Израиля обрезание ребенка, совершавшееся на восьмой день после рождения, было величайшим событием. В этот день ребенку давалось имя и он становился частью избранного народа. Все это было совершено и над Младенцем Христом: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве Лк. Теперь мы знаем, почему обрезание было столь важным для израильского народа. Но возникает следующий вопрос. Зачем обрезание Христу? Христос явился в мир, чтобы свидетельствовать об исполнении завета — Бог не оставил Своего народа, наступило время спасения. Христос как Человек подчиняется закону, налагавшемуся на всех потомков Авраама, — Сам принимает обрезание. Разве это не отменяет необходимость обрезания? Сам Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Мф. Как поется в одной из стихир праздника Обрезания, «не устыдеся Всеблагий Бог, плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем».
Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого
Обрезание Господне. Что можно и категорически запрещено делать 14 января | Поэтому в день Обрезания Господня Церковь исполняется тою радостию, что данное в этот день бестленному Младенцу достопоклоняемое имя Иисус есть сокровищница и залог нашего спасения и поклонения. |
В Лавре молитвенно почтили великий праздник Обрезания Господня | Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. |
Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого | Я уже не раз проповедовал вам в этот великий праздник о значении обрезания Господня, не раз проповедовал и о величайшем святителе Василии Великом, память которого Церковь празднует с этим великим Господским праздником. |
Что можно и что нельзя делать 14 января в Старый Новый год | Иконы, Обрезание Господне, Основы православия, Статьи, Церковные праздники, Церковный календарь. |
Вести православия
- Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник
- Обрезание Господне – 2024: история праздника
- Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
- Богословское толкование
14 января – Обрезание Господне
Сегодня ветхозаветная обрядность уже не нужна. Мы, через сменившее обрезание таинство крещения. Таинство крещения несёт более высокий смысл, содержание и значение. Также в день Обрезания Господня сподобился памяти святитель Василий Великий, оставивший нам чин Литургии. Именование великий усвоено очень немногим из святых.
Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота Ефес. На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение. Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека. Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек. Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве.
На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение. Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека. Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек. Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал. В Послании к Римлянам апостол Павел подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога Рим 2:28—29. И мы с вами теперь, верующие во Иисуса Христа, вместо обрезания принимаем крещение водой. Давайте же с вами в этот праздник вспомним обеты крещения. Ведь если Господь был законопослушным, то и мы с вами, будучи крещеными, должны исполнять Его законы. С праздником обрезания Господня!
Обрезание Господне – история и значение
И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути. На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал. На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым Кол 2:11.
В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога Рим 2:28—29. Читайте также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? Интересные факты о празднике: 1 Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви.
Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «Обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины,...
То же святой Моисей говорит Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению. Обрезание и Искупление Идея обрезания — идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога...
А язычники и внешнего не творили. За это грозила гибель человечеству. Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением Другая связь — с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное.
Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами.
Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение. Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества.
А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена.
Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия.
Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом.
А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим. Впрочем, так как это начало было уже в рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже продолжением взятого искупительного подвига — более очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе, жертве. За грехи наши Теперь мне осталось отметить лишь одну сторону смысла обрезания. Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас. Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи.
И эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный — не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется». Но для этого требуется «обрезывать» урезать, отсекать свою волю, как падшую. Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть. Впрочем, если это «отсечение» воли, — это скорбное принуждение — является несомненно!
В дальнейшем же смысле это страдание можно назвать и «наказанием». Подзаконная клятва В связи с этим следует выяснить и вопрос о клятве. В Слове Божием ясно говорится о связи закона с клятвою: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» Гал. А ныне Господь начал исполнять закон... Мы согрешили в прародителях, а потом и сами грешили и грешим. Закона не исполняем. А всякий не исполняющий закона проклят: это и мы ощущаем, когда «совесть мучит».
Что же делать?
Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества , найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм , вспомнить прекрасные русские традиции , прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод Лицевой свод Ивана Грозного. Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий. На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Обрезание Господне — 2024: история праздника В церковный календарь праздник вошел в IV веке. И хотя он не относится к двунадесятым — двенадцати важнейшим праздникам, посвященным земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, ему отводят большую роль как в православной, так и в католической церкви. История торжества восходит к событиям, описанным в Ветхом Завете. Согласно преданию, на восьмой день после рождения Младенцу Христу провели обряд обрезания, что символизировало главенство духа над плотью, и нарекли именем Иисус. В те времена эта процедура заменяла обряд крещения и была обязательной для всех новорожденных мальчиков. Первые апостолы также были обрезаны во младенчестве. Позднее церковь упразднила обрезание, оставив только Святое Крещение. Однако некоторые православные и по сей день придерживаются древней традиции.
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
Обрезание совершалось в восьмой день, что на языке святых отцов означает будущую бесконечную жизнь. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Главная → Новости → Московская Митрополия → Обрезание Господне.
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ / ПРАЗДНИК ДНЯ
Въ воспоминаніе обрѣзанія Господня въ осьмой день по рожденіи Его отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, православная Церковь, изъ года въ годъ, 1 числа января совершаетъ издревле великій праздникъ. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал. 14 января 2020 года Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предречённое. Православная церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Немалый смысл имеет праздник Обрезание Господне, хотя он и не является двунадесятым.
Святитель Димитрий Ростовский: почему христиане празднуют Обрезание Господне
Ее последователи были уверены, что Христос не реальный человек, а дух, который казался воплотившимся. То, что говорилось в Евангелии об обрезании, стало свидетельством истинного воплощения Бога. СС0 Главная традиция Обрезания Господня — богослужение в храме. Ей предки следовали обязательно. Ни в коем случае 14 января нельзя проводить магические обряды.
Они, по поверью, могут принести много бед, несчастий и недугов. Можно делать уборку, шить и работать в огороде.
В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» Ин. Итак, «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать» дитя, — Иисус ожидал увеличения органа. Спросим же иудеев: суббота — покой; этот день — совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой? Почему 8-й день становится выше 7-го? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира.
Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же - истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение - образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысись до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь — духовное и очищение грехов. Поэтому, пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же.
Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший «не нарушить... Посему евангелист говорит: «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Лопухина Младенец же возрастал и укреплялся духом. Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе Лк. Исполняясь премудрости.
Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил - конечно, главным образом из наставлений и примера Матери - свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом "премудрость" хохма-sofia ср. Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории см. Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать - что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил Ин. Сам Едершейм, так обстоятельно изображавший образование, какое предположительно получил Христос, в заключение говорит: "мы не знаем с полною достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения... И благодать Божия, т.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала?
Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу. Ещё замечательное явление. Священное Писание ничего не говорит нам о младенчестве Иисуса; и между тем, в последствии веков, что могло бы быть занимательнее самых обстоятельных подробностей жизни столь драгоценной? Когда родится сын государя, весь двор находится в движении: в нем замечают всё, запоминают его первые слова, рассматривают его детские движения и по ним стараются угадать, чего должно надеяться в будущем для государства. Отчего же происходит совершенное молчание о первых летах Того, Кто долженствовал устроить счастие всей вселенной? Человек мирской видит здесь непроницаемую тайну; человек Божий, человек внутренний, и только он один, может извлечь отсюда великий урок. Иисус Христос всегда был совершенным человеком — не только в первые дни Своей жизни, но и тогда, как находился в девственном чреве Своей Пресвятой Матери. Эту истину легко понять, если отдельно рассмотрим в Иисусе Христе Его Божество, душу и тело.
По своему Божеству Он никогда не был младенцем, хотя был Единородным Сыном Бога, Отца Своего, потому никогда не начинал жить: правда, Он имеет происхождение, но не имеет начала во времени, потому что так же вечен, как и Отец Его. Но в ту минуту, как была сотворена Его душа, чудом Божественного всемогущества, чудом, в котором участвовал Он сам вместе с Отцом и Святым Духом, она была столь же совершенна, как и ныне; ей даровано полное употребление разума, — она была преполнена всеми дарами Благодати, озарена полнотою света сверхъестественного и естественного, обогащена всеми добродетелями, объята самой совершенной любовью к Богу. Итак, Иисус Христос еще до Своего рождения был совершенным человеком по слову Пророка Иеремии: "жена окружит мужа" Иер. Но по телу Своему Он действительно был младенцем и походил на других младенцев; в чём и видна Его дивная любовь к нам. В самом деле, представьте себе, как вечное Слово, сильное сотворить из ничтожнства тысячи миров, соединённое с сею великою душою, которая одна имела более разума и силы, нежели все Ангелы и человеки, соединяется ещё с сим малым телом, которому Воплотившийся мог бы в одно мгновение ока дать все совершенства, раскрывшиеся в Нём с годами, и которое, однако ж, Он принял во всей его слабости, потому что Слово, со делавшись плотью, дабы принять на Себя все немощи нашего естества, благоволило ожидать медленного и неприметного возрастания, свойственного нашей природе. Сын Божий предоставил телу Своему расти нечувствительно, не придавая ни членам Своим более сил, чтобы могли они скорее вполне возрасти, ни языку Своему более подвижности, для скорейшего глаголания, ни ногам Своим более твердости для хождения, ни рукам более крепости для действования ими; Он был как простой младенец, подобный всем другим. О Боже, как глубоко это смирение Твоей бесконечной мудрости, что Ты благоволил подчинить Себя слабостям и недостаткам младенчества! О Божественное Слово, до какой степени Ты снизошло из любви к нам!
Но надлежало ли, чтобы Всемогущий Бог, дающий всякому живому существу пищу, Сам должен был питаться млеком Своей Матери? Нужно ли было, чтобы сия Преблагословенная Матерь приготовляла Ему детскую пищу и заставляла употреблять её, чтобы Она утешала Его разными ласками, и, наконец, принимала о Нём все прочие попечения, в которых нуждаются вообще все дети, не имеющие ещё разума? Бесконечная премудрость имела ли в этом нужду? Или лучше, как могла она принять сии детские утешения, лишние для человека в более зрелых летах? Какое восхитительное зрелище! Бог Младенец, Бог отлагающий на время всемогущество Своего Божества и всё величие души, чтобы оставить естество телесное в том же состоянии, в каком находятся все дети; Бог, подчиняющийся всем нуждам этого столь нежного возраста. О Пречистая Мария! Какая слава для Тебя!
Без сомнения Пресвятая Дева, знавшая достоинство сего Божественного Младенца, исполняла все обязанности в отношении к Нему, как самая лучшая мать. Как постыждает Она Своим примером тех забывающих побуждения природы, или безрассудных матерей, которые, часто без всякой благовидной причины, торопятся сложить с себя на других заботу кормить грудью и воспитывать их детей. Святый Иосиф удостоился славы быть споспешником Марии в том высоком служении, чтобы питать и хранить истинного Сына Божия: в поте лица своего, трудами рук своих он содействовал к этой цели несколько лет. О великий Святый! Какое было для души твоей наслаждение давать хлеб Тому, Кто Своим промыслом питает и хранит всю сию великую вселенную. Счастливы мы, христиане, могущие в разных видах исполнять в отношении к Божественному Младенцу Иисусу обязанности, подобные тем трогательным обязанностям, которые исполнять призваны были Иосиф и Мария. Постараемся посредством пламенноусердного приобщения Святых Тайн удостоиться того, чтобы Иисус более и более жил и действовал в наших сердцах; постараемся добрым примером своей жизни содействовать и к тому, чтобы Он обитал в сердцах наших братьев; будем поддерживать, руководствовать, утешать страждущих, заблуждающихся и погибших членов Его благочестивыми милостынями, мудрыми советами и словами мира: так, поистине, можно достигнуть той славы, чтобы, подобно Иосифу и Марии, наречься матерью и хранителем Спасителя. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
Лопухина Из истории жизни Иисуса Христа до 30-ти летнего возраста ев. Лука сообщает только истории Его путешествия в Иерусалим, когда Ему исполнилось 12 лет от рождения. Три раза в год, на самые большие праздники Пасху, Пятидесятницу и Кущей, каждый израильтянин, согласно закону, обязан был приходить в Иерусалим Исх. Женщины и дети могли оставаться дома, но благочестивые израильтянки все-таки посещали Иерусалим. Такова была и Мария. Она вместе с Иосифом ходила ежегодно на самый большой праздник - Пасху. Сына своего, однако, по-видимому, она доселе еще не брала с собою. Мужчины у Иудеев обязаны были приходить в Иерусалим для жертвоприношения три раза в год: в Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей, на основании следующего закона Моисеева: «Три краты в лете да явится всяк мужеск пол твой пред Господом Богом твоим» Исх.
Однако, хотя все, особенно отдалённые от Иерусалима, и не были обязаны к тому, но многие не переставали приходить туда по благочестию.
Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Именно их мнение стало главным при принятии следующего решения Собора, обращенного к христианам из язычников: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа… Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Это постановление полностью отменяет обрезание для христиан из язычников. Впрочем, известно, что Иерусалимская община, состоявшая из евреев, продолжала соблюдать весь Закон Моисея.
После разрушения города 70 г. Чем заменили процедуру обрезания Это Таинство Крещения. С древности оно, как обрезание, также совершалось — по возможности — на 8 день по рождении. К иудейской практике восходит также традиция иметь восприемника того, кто принимает новокрещенного от купели. Но крови человека здесь уже не нужно: ее пролил за людей Сам Христос. Но доныне широко известно повторяемое многими святыми отцами выражение: «Даждь кровь и прими Дух! Оно не говорит о собственно кровавой жертве, но означает: отдай Богу свое сердце, вручи Ему жизнь — тогда Господь дарует тебе Благодать. Богослужебные особенности Они определяются сочетанием двух праздников сразу — это Обрезание и память свт.
Василия Великого. Традиция отмечать «старый Новый год», скорее, народная, возникшая после перехода России с юлианского на григорианский календарь 14 февраля 1918 г. При этом Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Церковь сохранила юлианский календарь. Вместе с тем, последние десятилетия традиционными становятся ночные литургии с 31 декабря на 1 января, а также предновогодние молебны. Они служатся по гражданскому григорианскому календарю. На «старый Новый год» особых чинов не совершается. Икона праздника Многие образы похожи на иконографию Сретения: Богородица, держащая на руках Младенца, прав.
Иосиф, мнимый Отец Господа, встречающий их священник.
СС0 Обрезание Господне: что это за праздник? Иисус Христос принял обрезание 14 января — на восьмой день после рождения. По еврейскому закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу и не причислялся к народу Израилеву. Таков был древний обычай, который выражал верность и преданность народа Всевышнему. А в чем суть Обрезания Господня? Иисус , приняв обрезание, исполнил закон. Праздник Обрезания Господня стал одним из важнейших для православной церкви.
Обрезание Господне: что можно и нельзя делать в этот православный праздник
Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Да это и совершенно бесполезно. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости. Примечай, что Господь зачался не тотчас, как Ангел сказал: "и вот зачнешь", но после сего, когда восхотел. Ибо смотри, что здесь говорит: "нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве".
Это видно и из самого изречения, ибо не сказал: "зачинаешь", но "зачнешь". Из сего можно заключить, что Господь зачался в то время, но не в ту самую минуту, когда говорил Ангел, а может быть, когда окончил речь. Впрочем, мы говорим это не утвердительно. Толкование святителя Иоанна Златоуста Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали, показал доказательство родства.
В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» Ин. Итак, «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать» дитя, — Иисус ожидал увеличения органа. Спросим же иудеев: суббота — покой; этот день — совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой? Почему 8-й день становится выше 7-го? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира.
Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же - истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение - образ Христова воскресения.
Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысись до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь — духовное и очищение грехов. Поэтому, пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший «не нарушить... Посему евангелист говорит: «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.
Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Лопухина Младенец же возрастал и укреплялся духом. Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе Лк. Исполняясь премудрости. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил - конечно, главным образом из наставлений и примера Матери - свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом "премудрость" хохма-sofia ср.
Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории см. Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать - что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил Ин. Сам Едершейм, так обстоятельно изображавший образование, какое предположительно получил Христос, в заключение говорит: "мы не знаем с полною достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения... И благодать Божия, т.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным.
А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу. Ещё замечательное явление. Священное Писание ничего не говорит нам о младенчестве Иисуса; и между тем, в последствии веков, что могло бы быть занимательнее самых обстоятельных подробностей жизни столь драгоценной? Когда родится сын государя, весь двор находится в движении: в нем замечают всё, запоминают его первые слова, рассматривают его детские движения и по ним стараются угадать, чего должно надеяться в будущем для государства.
Отчего же происходит совершенное молчание о первых летах Того, Кто долженствовал устроить счастие всей вселенной? Человек мирской видит здесь непроницаемую тайну; человек Божий, человек внутренний, и только он один, может извлечь отсюда великий урок. Иисус Христос всегда был совершенным человеком — не только в первые дни Своей жизни, но и тогда, как находился в девственном чреве Своей Пресвятой Матери. Эту истину легко понять, если отдельно рассмотрим в Иисусе Христе Его Божество, душу и тело. По своему Божеству Он никогда не был младенцем, хотя был Единородным Сыном Бога, Отца Своего, потому никогда не начинал жить: правда, Он имеет происхождение, но не имеет начала во времени, потому что так же вечен, как и Отец Его. Но в ту минуту, как была сотворена Его душа, чудом Божественного всемогущества, чудом, в котором участвовал Он сам вместе с Отцом и Святым Духом, она была столь же совершенна, как и ныне; ей даровано полное употребление разума, — она была преполнена всеми дарами Благодати, озарена полнотою света сверхъестественного и естественного, обогащена всеми добродетелями, объята самой совершенной любовью к Богу.
Итак, Иисус Христос еще до Своего рождения был совершенным человеком по слову Пророка Иеремии: "жена окружит мужа" Иер. Но по телу Своему Он действительно был младенцем и походил на других младенцев; в чём и видна Его дивная любовь к нам. В самом деле, представьте себе, как вечное Слово, сильное сотворить из ничтожнства тысячи миров, соединённое с сею великою душою, которая одна имела более разума и силы, нежели все Ангелы и человеки, соединяется ещё с сим малым телом, которому Воплотившийся мог бы в одно мгновение ока дать все совершенства, раскрывшиеся в Нём с годами, и которое, однако ж, Он принял во всей его слабости, потому что Слово, со делавшись плотью, дабы принять на Себя все немощи нашего естества, благоволило ожидать медленного и неприметного возрастания, свойственного нашей природе. Сын Божий предоставил телу Своему расти нечувствительно, не придавая ни членам Своим более сил, чтобы могли они скорее вполне возрасти, ни языку Своему более подвижности, для скорейшего глаголания, ни ногам Своим более твердости для хождения, ни рукам более крепости для действования ими; Он был как простой младенец, подобный всем другим. О Боже, как глубоко это смирение Твоей бесконечной мудрости, что Ты благоволил подчинить Себя слабостям и недостаткам младенчества! О Божественное Слово, до какой степени Ты снизошло из любви к нам!
Но надлежало ли, чтобы Всемогущий Бог, дающий всякому живому существу пищу, Сам должен был питаться млеком Своей Матери? Нужно ли было, чтобы сия Преблагословенная Матерь приготовляла Ему детскую пищу и заставляла употреблять её, чтобы Она утешала Его разными ласками, и, наконец, принимала о Нём все прочие попечения, в которых нуждаются вообще все дети, не имеющие ещё разума? Бесконечная премудрость имела ли в этом нужду? Или лучше, как могла она принять сии детские утешения, лишние для человека в более зрелых летах? Какое восхитительное зрелище! Бог Младенец, Бог отлагающий на время всемогущество Своего Божества и всё величие души, чтобы оставить естество телесное в том же состоянии, в каком находятся все дети; Бог, подчиняющийся всем нуждам этого столь нежного возраста.
О Пречистая Мария! Какая слава для Тебя! Без сомнения Пресвятая Дева, знавшая достоинство сего Божественного Младенца, исполняла все обязанности в отношении к Нему, как самая лучшая мать. Как постыждает Она Своим примером тех забывающих побуждения природы, или безрассудных матерей, которые, часто без всякой благовидной причины, торопятся сложить с себя на других заботу кормить грудью и воспитывать их детей. Святый Иосиф удостоился славы быть споспешником Марии в том высоком служении, чтобы питать и хранить истинного Сына Божия: в поте лица своего, трудами рук своих он содействовал к этой цели несколько лет. О великий Святый!
Это зерно собирали и хранили до посева. Если вечер накануне Нового года был тёплым, ждали жаркое лето, если ночью был морозный туман, ждали богатого урожая, а если ночь была звёздной, то это сулило богатый урожай ягод. Метель предвещала злой, беспокойный год, а безветрие и малоснежье предвещали хороший урожай хлебов. Царский Новый год Своим указом о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года Пётр велел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади были устроены фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Император Пётр I так обосновал перенос праздника с 1 сентября: "Не только в европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею Церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы малороссы , и все греки, от которых наша вера православная принята, лета свои исчисляют от Рождества Христова восьмой день спустя, то есть января 1-го числа, а не от создания мира". Поэтому 15 декабря 1699 года в Москве на Красной площади барабанная дробь возвестила о каком-то важном событии. Когда народ собрался у высокого помоста, царский дьяк громко объявил указ царя о том, что отныне летоисчисление в государстве пойдёт от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а Новый год подданные императора будут праздновать 1 января. Ради нового летоисчисления царь приказал украсить дворцы и улицы столицы еловыми, можжевеловыми и сосновыми "древами". А беднякам поставить хотя бы по одной ёлочке перед воротами или украсить их еловыми ветками.
Эти украшения должны были стоять по 7-е число нового года, то есть по 21 января по григорианскому новому календарю. Год было велено начинать "благодарением Богу и молебнами", а в знак веселья следовало учинить огненные потехи на Красной площади да троекратную стрельбу по всей Москве из пушек, ружей и "ракет". А в течение семи дней по ночам по всему городу жечь костры или смоляные бочки с соломою и сеном. Светский праздник заслонил собой православный. Но для верующих он остался важным. Ведь смысл его был не только в том, что младенца Христа на восьмой день после рождения обрезали по законам Ветхого Завета, но и в том, что проведённый обряд подтверждал: Христос был явлен людям во плоти, как человек. Этот праздник сыграл в истории православной церкви важную роль. Уже в I веке возникла ересь — докетизм. Её сторонники верили, что Христос не был человеком, а был только "духом". Свидетельство евангелистов об обрезании доказывало: Спаситель пришёл на землю как Бог и как человек, и первое, что он сделал, это начал исполнять законы своего народа — принял обрезание.
Сами иудеи объясняют этот обычай весьма туманно. Обряд "брит мила" впервые был совершён Авраамом по прямому указанию Бога.
Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным. И, пожалуй, еще один важный момент. Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания то есть удаления, ограничения от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.
Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.
Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» Пс. Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом — в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий , земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы. Священник Михаил Немнонов В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы. Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота Ефес. На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.
Обрезание Господне. День Памяти Святителя Василия Великого
И Обрезание Господне – ярчайшее проявление того, что у Христа было такое же тело, как и у всех нас. Обрезание Господне отмечают православные верующие 14 января. Чтобы доказать сторонникам докетизма их заблуждение, в православный календарь был внесён праздник Обрезания Господня как напоминание о том, что Христос не зря называл себя Сыном Человеческим. Как известно, в православии обрезание младенцев не является традицией. Жертвы, очищения, суббота, обрезание – где все эти столпы Закона в христианстве? Обрезание Господне: что отмечают православные в этот день Подробнее.