Воспитание Лермонтова взрослыми. Михаил Юрьевич Лермонтов, выдающийся русский поэт и писатель, был воспитан взрослыми, которые оказали значительное влияние на его личность и карьеру.
Бабушка Михаила Лермонтова
Ходили слухи, что Мартынов до конца жизни мучился из-за совершенного поступка, считал себя убийцей гения и под конец жизни спился. После роковой дуэли Мартынов дожил до 60 лет. Он пытался написать воспоминания о Лермонтове, но не закончил их. Сам он говорил: «Злой рок судил мне быть орудием воли Провидения в смерти Лермонтова, я уже считаю себя не в праве вымолвить хотя бы единое слово в его осуждение, набросить малейшую тень на его память». Надгробие над могилой Лермонтова. Тарханы Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
Слепой рок. Матрица Лермонтова При обсуждении обстоятельств гибели Лермонтова обязательно упоминают о том, что дуэль Лермонтова и Мартынова проходила под огромной грозовой тучей, надвинувшейся со стороны Бештау. Когда же секунданты отмерили дистанцию и раздали дуэлянтам заряженные пистолеты, поднялась буря, а после того, как поэт упал на землю сраженный пулей, пошел страшной силы дождь. Во всей жизни Лермонтова присутствует какая-то мистика. А некоторые события в истории России оказались связаны с юбилеями великого поэта. Эта загадочная закономерность давно замечена историками и литераторами.
Одним из первых это заметил эмигрантский поэт и литературовед Владислав Ходасевич. В своих мемуарах он написал об одном неожиданно сбывшемся пророчестве. По словам Ходасевича, за два года до 100-летнего юбилея поэта одна поклонница Лермонтова предсказала: «Вот попомните моё слово, даже юбилея его не справят как следует: что-нибудь да помешает. При жизни мучили, смерть оскорбили, после смерти... И вот слова этой женщины, как пишет Ходасевич, «любящей поэзию Лермонтова и плачущей о его судьбе», неожиданно сбылись: «Столетний юбилей Лермонтова совпал с ужасами войны». В июле 1914 года началась Первая мировая: «мирный праздник поэзии», по выражению литератора, был испорчен.
Затем череда мистических совпадений продолжилась. В 1941 году, когда исполнилось 100 лет со дня смерти Лермонтова, началась Великая Отечественная война. Так же, как и Первая мировая, она продлилась четыре года и принесла нашему народу много горя и смертей. Уже после войны, в 50-е годы, известная поэтесса Анна Ахматова с удивлением сказала, что М. Лермонтов имеет какое-то магическое влияние на Россию: как только его юбилей, жди какого-нибудь катаклизма. И Ахматова тоже, в свою очередь, напророчила...
В 1964 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Лермонтова, в СССР произошёл политический переворот — был отстранён от власти Никита Хрущёв.
Она не жалела денег на его образование и восстановление здоровья. Маленький Михаил болел диатезом. Однако, несмотря на его усилия, мальчик страдал от диатеза все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. Детство и юность будущего поэта проходило в Тарханах, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого внука бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. У Михаила было много учителей, но один из них, англичанин Виндзон, не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно он разбудил творческие способности подростка.
В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы. В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом — на словесном. После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку. Начало литературного пути В пансионе Михаил занимался составлением рукописных журналов.
Позднее начал учиться в университетском пансионе Москвы. Воспитание поэта Лермонтова После смерти матери в 1817 году бабушка взяла Михаила Юрьевича под свою опеку и воспитала его самостоятельно, не смотря на попытки отца вернуть сына. Это воспитание в значительной степени сформировало его взгляды и личность. Школа и учеба Лермонтова Под влиянием петербургских родственников Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, несмотря на собственные планы. Это образовательное учреждение также оказало заметное влияние на становление его личности и культурного развития.
Одна из его дочерей, Наталья Федоровна, привлекла внимание Лермонтова. Девушка вдохновила поэта на создание образа Натальи Федоровны — героини драмы «Странный человек» и целых сорока стихов! Однако сильные чувства молодого человека не нашли должного отклика в душе «холодного божества». Разрыв с Н. Ивановой Лермонтов переживал тяжело, даже думал о смерти. Будучи студентом, Лермонтов страстно влюбился в Варвару Александровну Лопухину - молодую, умную, милую сестру своего друга. Поэт удивлялся тайне любви: почему красивая женщина может приносить и счастье и страдание одновременно?! Об этих отношениях Лермонтов напишет в 1832 году: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!.. Поэт посвятил новорожденному стихи. Оказавшись в Пятигорской ссылке, Лермонтов подорвал свое здоровье. Дорога была трудной, поэт простудился и с трудом мог ходить. Каждое утро, перед минеральными ваннами, Лермонтов наслаждается видом каменных великанов из окна своей квартиры: цепь снеговых гор, величественный Эльбрус. Именно здесь Лермонтов встречается с доктором Н. Майером, ставшем впоследствии прототипом доктора Вернера в романе «Герой нашего времени». Спустя время Лермонтова пересылают в Тифлис, по дороге в который его обокрали. Несмотря на это, поэт выполняет просьбу родителей печально известного Николая Соломоновича Мартынова, но наполовину: пакет с письмами и деньгами украдены, и Лермонтов передает Мартынову «своих» 300 рублей. В 1838 году Лермонтов возвращается в Петербург. В декабре он пишет Марии Лопухиной: «Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью; самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой… Тем не менее я скучаю. Я просился на Кавказ — отказали. Не желают даже, чтобы меня убили…». В 1839 году Лермонтов окончательно возвращен с Кавказа.
Кто воспитывал поэта
Музей-заповедник "Тарханы" — уникальный Лермонтовский историко-культурный памятник федерального значения, образованный в 1939 году в усадьбе на площади 196 га. Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова.
Детство и юность Лермонтова
За ними последовала и Елизавета Алексеевна. Лермонтовы поселились в доме генерала-майора Федора Николаевича Толя около Красных ворот. Здесь у них со 2 на 3 октября родился сын. Крещен он был 11 октября и в честь деда Арсеньева наречен Михаилом. И в этом тоже заметна настойчивость характера бабки Арсеньевой, потому что из рода в род Лермонтовы именовались то Петром, то Юрием. Поэт наш первый в длинном ряду предков получил нетрадиционное имя, и отец его Юрий Петрович согласился на это неохотно.
Малютка и мать его были окружены всевозможными заботами. Из Тархан уже вперед, до срока, прислали двух крестьянок с грудными младенцами. Врачи выбрали из них Лукерью Алексеевну в кормильцы к новорожденному. Она долго потом жила на хлебах в Тарханах, и Михаил Юрьевич уже взрослым не раз навещал ее там, справлялся о житье-бытье и привозил подарки. Из Москвы Лермонтовы с бабушкой и грудным ребенком своим вернулись в Тарханы, и Юрий Петрович выезжал из них лишь иногда по хозяйственным делам то в Москву, то в тульское имение.
Супружеская жизнь Лермонтовых не была особенно счастливой; скоро даже, кажется, произошел разрыв или, по крайней мере, сильные недоразумения между супругами. Что было причиной их, при существующих данных, определить невозможно. Юрий Петрович охладел к жене. Может быть, как это случается, ревнивая любовь матери к дочке, при недоброжелательности к мужу ее, усугубила недоразумения между ними. Может быть, распущенность помещичьих нравов того времени сделала свое, но только в доме Юрия Петровича очутилась особа, занявшая место, на которое имела право только жена.
Звали ее Юлией Ивановной, и была она в доме Арсеньевых в их тульском имении, где увлекся нежным к ней чувством один из членов семьи. Охраняя его от чар Юлии Ивановны, последнюю передали в Тарханы, в качестве якобы компаньонки Марьи Михайловны. Здесь ей увлекся Юрий Петрович, от которого ревнивая мать старалась отвлечь горячо любящую дочку. Этот эпизод дал повод Арсеньевой сожалеть бедную Машу и осыпать упреками ее мужа. Елизавета Алексеевна чернила перед дочерью зятя своего, и взаимные отношения между супругами стали невыносимы.
Временная отлучка Юрия Петровича, поступившего в ополчение, не поправила их. Если сопоставить немногочисленные сведения о Юрии Петровиче, то это был человек добрый, мягкий, но вспыльчивый, самодур, и эта вспыльчивость, при легко воспламенявшейся натуре, могла доводить его до суровости и подавала повод к весьма грубым и диким проявлениям, несовместимым даже с условиями порядочности. Следовавшие затем раскаяния и сожаления о случившемся не всегда были в состоянии искупить содеянное, но, конечно, могли возбуждать глубокое сожаление к Юрию Петровичу, а такое сожаление всегда близко к симпатии. Немногие помнящие Юрия Петровича называют его красавцем, блондином, сильно нравившимся женщинам, привлекательным в обществе, веселым собеседником, «bon vivant», как называет его воспитатель Лермонтова Зиновьев. Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином».
Все эти качества должны были быть весьма не по нутру Арсеньевой. Род Столыпиных отличался строгим выполнением принятых на себя обязанностей, рыцарским чувством долга и чрезвычайной выдержкой — черты, отличавшие потом друга и товарища Михаила Юрьевича Алексея Аркадьевича Столыпина, известного под именем «Монго», который в обществе и среди товарищей почитался образцом благородства и рыцарства. В Юрии Петровиче выдержки-то именно и не было. Старожилы рассказывают, как во время одной поездки с женой вспыливший Юрий Петрович поднял на нее руку. Факт этого грубого обращения был последней каплей в супружеской жизни Лермонтовых.
Она расстроилась, хотя супруги, избегая открытой распри, по-прежнему оставались жить с бабушкой в Тарханах. Марья Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослой все еще выглядела хрупким, нервным созданием. Передряги с мужем, конечно, не были такого свойства, чтобы благотворно действовать на ее организм.
Предполагали продать старый дом на снос, но «разошлись из-за пятидесяти рублей». Причем начали уже разбирать строение. Некий г-н Прозин, написавший об этом эпизоде в «Пензенских ведомостях» в 1876 году, утверждает, что видел мезонин снятым с главного корпуса. Однако затем дом был приведен в прежний вид. В 1881 году биограф поэта П. Висковатов зарисовал внешний вид и снял план внутреннего расположения комнат. В ночь с 13 на 14 июня 1908 года дом сгорел.
В 1909 году на старом фундаменте был поставлен новый, сохранивший внешний вид и планировку прежнего. В 1973 году барский дом отреставрирован с максимальным приближением к виду лермонтовского времени. По поводу спешного строительства осиротевшей Арсеньевой нового дома взамен прежнего Алла Марченко замечает: «Новая — с иголочки — жизнь. Не отсюда ли — из детства, прожитого в доме, выстроенном специально для него, наследника, — без предыстории, без тайников и закоулков, без старых запахов и старинных вещей — привязанность Лермонтова к домам с прошлым?.. Точно ли не было в новом доме никаких воспоминаний? И единственно ли стремлением избавиться от тяжелых воспоминаний продиктовано дорогостоящее строительство, предпринятое бабушкой? На эти вопросы найти ответ невозможно: Елизавета Алексеевна, по обыкновению, оставила за собой шлейф тумана. Возможно, старый дом попросту обветшал, а чинить его выходило дороже. Возможно, содержать огромный дом Елизавета Алексеевна считала слишком расточительным и решила возвести дом поменьше. Но, скорее всего, причин было несколько.
Так или иначе, Лермонтов провел детство в Тарханах, с бабушкой, в том самом доме, который «с приключениями» дожил до наших дней и теперь превращен в музей. Может быть, этот дом и не таит в себе каких-то захватывающих воспоминаний из XVIII века, но Лермонтов и его бабушка оставили в нем свои собственные воспоминания — кажется, этого довольно. Известно, что после смерти Марьи Михайловны Юрий Петрович оставался в Тарханах только девять дней, а затем уехал. Через несколько месяцев он, кажется, «потребовал» сына к себе, но Елизавета Алексеевна выпросила еще два года: мальчик слабенький, болезненный, в Тарханах за ним хороший присмотр, у бабушки есть и время, и средства для ухода за хворым младенцем — и так далее. Кстати, не с этим ли обстоятельством связано представление о мальчике Лермонтове как об очень больном, едва ли не поминутно умирающем ребенке? Но самая «темная» история этой поры, наверное, связана с заемным письмом векселем на 25 тысяч рублей: «Лето 1815 года августа в 21-й день вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева заняла у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег государственными ассигнациями двадцать пять тысяч рублей за указные проценты сроком впредь на год, то есть будущего 1816-го года, августа по двадцать первое число, на которое должна всю ту сумму сполна заплатить, а буде чего не заплачу, то волен он, Лермонтов, просить о взыскании и поступлении по законам. К сему заемному крепостному письму вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева, что подлинно у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег 25 ООО заняла, в том и руку приложила». Подлинник заемного письма не обнаружен, а о существовании его мы знаем по записи в книге Чембарского уездного суда. Возможно, Юрий Петрович тогда надеялся еще получить за Марьей Михайловной приданое и устроить на эти средства семейную жизнь по собственному разумению, без тещиного надзора. Однако ничего не вышло.
Заемное письмо было выдано сроком на один год. Год прошел — Елизавета Алексеевна молчит, денег не дает. Через год она вдруг объявляет, что весь ее доход с имения составил всего 500 рублей. При таких обстоятельствах требовать выплаты 25 тысяч оказалось неуместным; указать же теще на то, что она пошла на прямой обман, Юрий Петрович не смог. А еще через год, в 1817 году, Марья Михайловна скончалась. Елизавета Алексеевна тут же пишет новое духовное завещание: «…A как во власти Божией лишась смертью означенного мужа моего и единственной от нас в браке прижитой дочери Марьи Михайловны на лицо коих то имение завещеваемо было , то с прекращением их жизни уничтожается вся сила той, учиненной мною в 1807 году духовной. После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за корпуса капитаном Юрием Петровичем Лермонтовым, остался в малолетстве законный ее сын, а мой родной внук Михайло Юрьевич Лермонтов, в которому по свойственному чувствам имею неограниченную любовь и привязанность как единственному предмету услаждения остатка дней моих и совершенного успокоения горестного моего положения, и желая его в сих юных годах воспитать при себе и приготовить его на службу Его Императорского Величества и сохранить должную честь, свойственную званию дворянина, а потому ныне сим вновь завещеваю и представляю по смерти моей ему, родному внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, принадлежащее мне вышеописанное движимое и недвижимое имение… с тем, однако, ежели оный внук мой будет по жизни мою до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне на моем воспитании и попечении без всякого на то препятствия отца его, а моего зятя, равно и ближайших г. Лермантова родственников и коим от меня его, внука моего, впредь не требовать до совершеннолетия его… В случае же смерти моей я обнадеживаюсь дружбой моей в продолжение жизни моей опытом мне доказанной родным братом моим артиллерии штабс-капитаном и кавалером Афанасием Алексеевичем Столыпиным, коего и прошу до совершеннолетия внука моего принять в свою опеку имение, мною сим завещаемое… Если же отец внука моего или ближайшие родственники от имени его внука моего истребовает, чем не скрываю моих чувств наперед нанесут мне величайшее оскорбление, то я, Арсеньева, все ныне завещаемое мной движимое и недвижимое имение предоставляю уже не ему, внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, но в род мой Столыпиных…» Пригрозив оставить Мишеньку без всякого наследства и напомнив Юрию Петровичу о его бедности, г-жа Арсеньева продолжала тянуть с выплатой мнимого долга. Находясь в положении не то просителя, не то вымогателя, он ждал еще полтора года и наконец 1 мая 1819 года «сполна» получил деньги. Молва расценила это обстоятельство однозначно: капитан Лермонтов продал теще за 25 тысяч рублей свои права на сына.
В пьесе «Menschen und Leidenschaften» ситуация изложена устами горничной Дарьи — грубо и без полутонов: «Я еще была девчонкой, как Марья Дмитриевна, дочь нашей боярыни, скончалась — оставя сынка. Все плакали как сумасшедшие — наша барыня больше всех. Потом она просила, чтоб оставить ей внука Юрья Николаича, — отец-то сначала не соглашался, но наконец его улакомили, и он, оставя сынка, да и отправился к себе в отчину. Наконец ему и вздумалось к нам приехать — а слухи-то и дошли от добрых людей, что он отнимет у нас Юрья Николаича. Вот от этого с тех пор они и в ссоре — еще…» Слуга Юрия на это резонно возражает: «Да как-ста же за это можно сердиться? По-моему, так отец всегда волен взять сына — ведь это его собственность. Хорошо, что Николай Михалыч такой добрый, что он сжалился над горем тещи своей, а другой бы не сделал того — и не оставил бы своего детища». Дарья не без ехидства поясняет: «Да посмотрела бы я, как он стал бы его воспитывать, — у него у самого жить почти нечем — хоть он и нарахтится в важные люди. Как бы он стал за него платить по четыре тысячи в год за обученье разным языкам? Отец, следует отметить, признал полное свое поражение и не делал попыток оправдаться — ушел в тень.
Тем более странно выглядит весь тот «театр», который бабушка разводила, когда Юрий Петрович пытался навещать сына.
Литературная слава Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX—XX веков. РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова. Московская юность Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября 15 октября по новому стилю 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту. Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой.
Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом. Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом. Все детство он болел золотухой.
Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин. Мы уважаем законы РФ Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации. Удалить из избранного.
Детство Лермонтова
Михаил Лермонтов родился. Михаил Юрьевич Лермонтов родился. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Малютина Елизавета Алексеевна. Жизнь и творчество м ю Лермонтова. Лермонтов детский портрет. Портрет Лермонтова в детстве. Детсик епортреты Лермонтова. Детские портреты Лермонтова. Как звали маленького м. Как звали маленького Лермонтова.
Как звали маленького Михаила Юрьевича Лермонтова. Как звали маленького Лермонтова 3 класс литературное чтение. Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова для 3 класса. Стихотворение Лермонтова для 3 класса. Маленькие стихи Лермонтова. Лермонтов стихи для детей. Стих Лермонтова Бородино. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов Бородино стихотворение. Стихотворение м ю Лермонтова Бородино.
Михаил Юрьевич Лермонтов проект. Проект на тему михоюл Юрьевичь Лермантов. Проект про м. Лермонтов биография. Доклад о Лермонтове. Доклад про Лермонтова. Маленький доклад про Лермонтова. Небольшой доклад про Лермонтова. История Михаила Юрьевича Лермонтова. Рассказ о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Сообщения на Лермонтова Лермонтова Лермонтова Лермонтова. Проект Лермонтов Михаил Юрьевич иго жись. Детство поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Факты о детстве м ю Лермонтова. Сообщение о Михаиле Юрьевиче Лермонтове о детстве. Творчество Михаила Юрьевича Лермантова в детстве. Михаил Лермонтов на Кавказе. Михаил Юрьевич Лермонтов детство мать. Михаил Юрьевич Лермонтов на Кавказе в детстве. Биография Лермонтова на Кавказе.
Михаил Юрьевич Лермонтов биография. Михаил Юрьевич Лермонтов культура РФ. Биограф Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов описание. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. М Ю Лермонтов детство поэта. Маленький Лермонтов. Детство м. Лермонтова 3 класс. Михаил Лермонтов 1814—1841.
Лермонтов 1841 год. Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов Литературная Слава. Жизнь и творчество поэта Лермонтова. Сообщение о Лермонтове жизнь и творчество. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Детство Михаила Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаила Юрьевича Лермонтова в детстве его звали. Михаил Юрьевич Лермонтов жил вместе. Деятельность Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сообщение о Лермонтове. Детство и Юность Михаила Юрьевича Лермонтова. Кратко детство Лермонтова детство и Юность. Михаил Михаил Юрьевич Лермонтов творчество кратко.
Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…».
В стихотворениях «Кинжал» «Мой друг железный» , «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина». Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта. В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии — наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.
Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали. Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать».
Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции. Ссылки После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк. Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Лермонтова.
Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская веселость поэта растаяла, сменившись «черной меланхолией». После возвращения в петербургский высший свет Михаил Лермонтов находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил поэта на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения. После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки».
Михаил Юрьевич вошел в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен. Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Черной речкой, неподалеку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.
О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил. Одно из последних стихотворений поэта — «Выхожу один я на дорогу» — появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нем «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути.
Как только получу их, подпишу вексель на полную сумму. Я не сомневалась в твоей честности и благородстве. Вексель при тебе? Она открыла потайной ящичек секретера и достала конверт с деньгами: — Вот, пересчитай. Здесь ровно двенадцать тысяч.
Завтра сама зарегистрирую выплату в Чембаре. Убрав деньги и сделав надпись на векселе, Юрий Петрович тихо, но твёрдо сказал тёще: — У меня к вам есть тоже просьба или, ежели угодно, условие. Вы берёте на себя ответственность за моего сына. Когда жизнь его, не дай Бог, будет в опасности, вы должны немедленно сообщить мне, я сразу приеду. И впредь не отправляйте Мишу из имения перед моим приездом.
Если вы будете воспитывать его достойно, я не заберу ребёнка у вас. Даю слово дворянина. А теперь поеду в Стяшкино за сыном. Дотуда вёрст пятьдесят, не меньше. Я пошлю человека верхом.
Афанасий Мишеньку завтра сам привезёт. И Лермонтов остался в Тарханах. От переживаний у него сильно болела голова и колотилось сердце. За ужином он почти ничего не ел и потом до темноты ходил по знакомым дорожкам вокруг прудов. Дни, проведённые с Мишенькой в Тарханах, немного утешили Юрия Петровича.
Они очень соскучились друг по другу, и ребёнок не отпускал его от себя. Отец с ним гулял, играл, рисовал цветными карандашами в альбоме, читал ему книги, катал на лодке. Мише всё интересно в парке, он словно заново открывает давно знакомые места, видя их с уровня своего роста. Деревья кажутся выше, а травы и цветы ближе. И там, внизу, кипит чудесная жизнь.
Бабочки, жуки, кузнечики, пчёлки так и вьются вокруг разноцветных венчиков, прячутся в них, пьют нектар, гудят, жужжат, стрекочут, словно разговаривают между собой о чем-то очень интересном на непонятном людям языке.
Мне кажется, что проблема влияний в отношении Лермонтова должна ставиться иначе. Если это и было влияние, то оно было внешним. Известно, что Лермонтов специально выбирал строчки Жуковского, Пушкина, Державина и других поэтов и включал их в свои стихотворения. В чем тут дело? Это подражание?
Нет, здесь другое. Лермонтов не считал поэзию основным своим делом. Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе. В этом смысле можно согласиться с Д. Мережковским и В. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов — сверхчеловек.
Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек. Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого. Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова. Какое место в этом процессе созидания нашего русского литературного языка занимает Лермонтов? Иван Щеблыкин: Сказать, что Лермонтов столь же могучий автор в сфере языка, как Пушкин, видимо, нельзя.
И знаете, почему? Слова, как таковые, интересовали Лермонтова во вторую очередь. Его привлекал поиск истины. И для лермонтовской поэзии, для его творчества характерна не красота слова, а сила, глубина мысли. Создавать свой язык для титана Лермонтова мало. Так бы я сказал.
И тут не надо печалиться и делать сравнения. А был ли Лермонтов создателем современного языка? Не был, ему это не надо было, он был создателем порыва к познанию того, что человек. Это очень много, мы не назовем больше никого другого после Лермонтова, такого же мощного искателя правды, как Лермонтов. Свет или тьма? Может, это как раз связано с его поиском истины.
Но и христианского в его поэзии немало. А чего в нем больше, можем ли вообще говорить о демонизме в его поэзии? Иван Щеблыкин: Демоническое в поэзии Лермонтова, несомненно, есть, было на ранних этапах его творчества. Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога — это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить. Но здесь важно иметь в виду следующее.
Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои. Отдельные ранние стихотворения немножечко грешат некоторой игрой в демонизм, но это было все преодолено Лермонтовым, в конечном счете.
Победа остается за здравым смыслом, за Богом, за нормальным миропониманием. Демон — это страшная и тяжелая сила, и Лермонтов преодолел в себе и преподнёс эту победу светлого в своем творчестве как закон жизни, закон мироздания. Он двигался к Свету. О портрете поколения — Лермонтов в «Герое нашего времени» пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Насколько мы можем верить ему, что он действительно создал портрет поколения, и этот портрет соответствовал современному писателю обществу? Иван Щеблыкин: Лермонтову в данном случае необходимо верить, потому что образ, нарисованный им в романе «Герой нашего времени», образ Печорина, — это действительно портрет современника.
Лучших современников, современников мыслящих, прорывающихся к истине. Таковым и был Печорин, при всех его недостатках. Человек не может быть без недостатков.
Жизнь, образование и семья М.Ю. Лермонтова
Лермонтов в детстве с бабушкой. Лермонтов кто воспитывал. Особенности воспитания Лермонтова. Софья Алексеевна Грибоедова. Небогатый Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось бы его аристократической родне, и воспитанием Михаила занялась его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, оставившая его в своем поместье Тарханы и тратившая «по четыре. Лермонтов [Maxima-Library] Хаецкая Елена Владимировна. От нашего клиента с логином ZJVSW на электронную почту пришел вопрос: "Кто воспитывал маленького Лермонтова?" это здание мы отнесли к разделу ЕГЭ (школьный). прямым потомком троюродного брата поэта, доктором культурологии Михаилом Лермонтовым. «Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабка, Елизавета.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Михаил Юрьевич Лермонтов скрывал своё происхождение, и в стихах клялся хранить эту тайну, страстно любя своего настоящего отца и мать. Последние новости. Воспитание Лермонтова бабушкой. Бабушка воспитавшая Лермонтова. Всё детство Миши Лермонтова прошло в бабушкином поместье Тарханове, в богатстве, любви и обожании, все его капризы исполнялись. Бабушка не жалела сил и средств, чтобы воспитать обожаемого внука и дать ему всё самое лучшее. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ать у учащихся устную, анализирующую функции ывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции. «Умственное воспитание Лермонтова было по преимуществу литературное», — замечает А.Н. Пыпин в биографическом очерке о поэте.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет , но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1-й курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало. В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина , наперекор собственным планам, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания». В школе издавался журнал, но характер его вполне очевиден из поэм Лермонтова, вошедших в этот орган: «Уланша», «Петергофский праздник»… Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение « Парус »; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта. В лермонтоведении существует мнение о том, что за два юнкерских года ничего существенного Лермонтов не создал. Действительно, в томике стихотворений за эти годы мы найдём только несколько «Юнкерских молитв».
Но не нужно забывать о том, что Лермонтов так мало внимания уделяет поэзии не потому, что полностью погрузился в юнкерский разгул, а потому, что он работает в другом жанре: Лермонтов пишет исторический роман на тему пугачёвщины, который останется незаконченным и войдёт в историю литературы как роман « Вадим ». Кроме этого, он пишет несколько поэм и всё больше интересуется драмой. Жизнь, которую он ведёт, и которая вызывает искреннее опасение у его московских друзей, даёт ему возможность изучить жизнь в её полноте. И это знание жизни, блестящее знание психологии людей, которым он овладевает в пору своего юнкерства, отразится в его лучших произведениях. Юнкерский разгул и забиячество доставили ему теперь самую удобную среду для развития каких угодно «несовершенств». Лермонтов ни в чём не отставал от товарищей, являлся первым участником во всех похождениях — но и здесь избранная натура сказывалась немедленно после самого, по-видимому, безотчётного веселья. Как в московском обществе, так и в юнкерских пирушках Лермонтов умел сберечь свою «лучшую часть», свои творческие силы; в его письмах слышится иногда горькое сожаление о былых мечтаниях, жестокое самобичевание за потребность «чувственного наслаждения». Всем, кто верил в дарование поэта, становилось страшно за его будущее.
Верещагина, неизменный друг Лермонтова, во имя его таланта заклинала его «твёрдо держаться своей дороги» [36]. Лермонтов описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти юношеские стихи, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу. В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете , его лечил известный врач Н. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в петербургском доме бабушки поэта Е. Арсеньевой [37]. В гвардии Патент М.
Лермонтову на чин лейб-гвардии корнета Выйдя из школы 22 ноября 1834 г. О них он пишет своему другу Марии Лопухиной ; но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его «гамлетовских» настроений. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. Захарова-Чеченца Люди, близко знающие его, вроде Верещагиной, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце»; но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» — «светом». Напротив, он хочет показаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном женских сердец. Тогда-то пришло время расплаты для Сушковой. Лермонтову-гусару, наследнику крупного состояния, ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить её брак с Лопухиным.
Потом началось отступление: Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой — и он написал на её имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвёл «гром и молнию». Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумлённого, огорчённого рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил. Всё это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причём он видит лишь «весёлую сторону истории». Единственный раз Лермонтов позволит себе не сочинить роман, а «прожить его» в реальной жизни, разыграв историю по нотам, как это будет в недалёком будущем делать его Печорин. Совершенно равнодушный к службе, неистощимый в проказах, Лермонтов пишет застольные песни самого непринуждённого жанра — и в то же время такие произведения, как «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…». До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в « Библиотеку для чтения » без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов.
Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены. В конце января тот же врач Н. Арендт , побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина [37]. Автограф стихотворения «Смерть поэта». Список 1837 года Государственный литературный музей, Москва Об особенном отношении врача к происходившим событиям рассказывал другой литератор — П. Вяземский [38].
Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу». Стихотворение « Смерть Поэта » 1837 г. Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе и новые похвалы Дантесу. Наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк — «А вы, надменные потомки…». Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский , близкий императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
Благодаря хлопотам бабушки [42] он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк , расположенный в Новгородской губернии , а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский его величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана Шуша Нуха? Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова [43]. Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы.
Лев толстой в 1862. Софья берс жена л н Толстого. Ковалевская Софья Васильевна 1874. Ковалевская Софья Васильевна 1850—1891 великия открытия в математике. Софья Ковалевская революционерка. Семья Софьи Ковалевской. Анна Ковалевская сестра Софьи. Софья Ковалевская с братом и сестрой. Софья Алексеевна дочь царя Алексея Михайловича. Царевна Софья Алексеевна 1657—1704. Софья Алексеевна Романова исторический портрет. Ковалевская Софья Васильевна математика. Марина Ивановна Цветаева в детстве. М И Цветаева детство. Мария Цветаева детство и Юность. Татьяна Александровна Ергольская. Лев Николаевич толстой 13 детей. Толстой Лев Николаевич праправнучка. Толстой и Софья Андреевна 13 детей. Дети Льва Толстого и Софьи Андреевны. Елизавета Арсеньева бабушка Лермонтова. Е А Арсеньева бабушка Лермонтова. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка м ю Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева. Ковалевская Софья Васильевна воспоминания детства.. Софья Васильевна Ковалевская интересные факты. Ковалевская Софья Васильевна родители. Научные труды Ковалевская Софья Васильевна. Софья Васильевна Ковалевская вклад. Великие математики Ковалевская Софья Васильевна открытия. Великие учёные России Софья Ковалёвская. Т А Ергольская родственница Толстого. Ковалевская Софья Васильевна цитаты. Няня Софьи Ковалевской. Софья Ковалевская презентация. Софья Ковалевская Оренбург. Сергей Михалков в детстве. Сергей Владимирович Михалков в детстве. Сергей Михалков с братьями в детстве. Сергей Михалков фото в детстве. Софья Васильевна Ковалевская 1850-1891 вклад в математику. Ковалевская Софья Валерьевна математик. Софья Ковалевская мистический математик. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Регентство царевны Софьи 1682-1689. Внешняя политика Софьи 1682-1689. Софья Алексеевна Романова регентство. Родственница т.
Лермонтов Тарханы детство. Михаил Лермонтов в детстве. Лермонтов детство и образование. Лермонтов в детстве. Жизнь Лермонтова 5 класс. Всю жизнь Лермонтова Михаила Юрьевича. Михаил Юрьевич Лермонтов 4 класс. Информация о м ю Лермонтове. Лермонтов краткая биография. Биография Михаила Юрьевича. Лермонтов портрет Будкина. М Ю Лермонтов автопортрет. Михаил Юрьевич Лермонтов Будкин. Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова. Жизнь творческая Михаил Юрьевич Лермонтов. Словесный портрет Михаила Юрьевича Лермонтова. Устный портрет Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов история. Михаил Михаил Юрьевич Лермонтов творчество кратко. Биология м. Биология Михаила Юрьевича Лермонтова. Жизнь м ю Лермонтова. Лермонтов 4 класс. Лермонтов жизнь о Лермонтове. Предки 1. Михаила Юрьевича Лермонтова 1814—1841. Образ Лермонтова. Когда родилсятм. Михаил Юрьевич Лермонтов р. Лермонтов годы жизни. Михаил Юрьевич Лермонтов родители. Родители Михаила Лермонтова. Отец Михаила Юрьевича Лермонтова. Мать Михаила Юрьевича Лермонтова. Цитаты Лермонтова. Лермонтов о России цитаты. Цитаты м. Высказывание Лермонтова о России. Как звали маленького м. Как звали маленького Лермонтова. Как звали маленького Лермонтова 3 класс литературное чтение. Биография м ю Лермонтова 4. Рассказ о Михаил Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов стихотворение. Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов stixi. Михаил Юрьевич Лермонтов детство. Детство Лермонтова кратко. Детство Лермонтова прошло в. Фото Лермонтова в детстве. Детство Михаила Михаила Юрьевича Лермонтова. Кратко детство Лермонтова детство и Юность. Клюндер портрет Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов 1838. Лермонтов жизнь. Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова. Сообщение о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Биография м ю Лермонтова 4 класс. Лермонтов 1830. В 1830г Лермонтов поступает в. Литературная деятельность Лермантова. Михаил Юрьевич Лермонтов деятельность. Биография м ю Лермонтова. Биография Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермантов биография.
Лермонтов прожил здесь с 1815 до 1827 года, приезжал летом 1828 года, затем в декабре 1835-го. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он вспоминает места, где прошло его детство: … И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями… По завещанию Арсеньевой Тарханы в 1845 году, после ее смерти, перешли к A. Столыпину; после его смерти имением владел его сын, затем — М. Никто из наследников в Тарханах не жил. Безучастное отношение владельцев поместья к памяти поэта, частая смена управляющих тягостно отразились на состоянии усадьбы. В 1867 году управляющий Горчаков, из крепостных, едва не продал дом. Предполагали продать старый дом на снос, но «разошлись из-за пятидесяти рублей». Причем начали уже разбирать строение. Некий г-н Прозин, написавший об этом эпизоде в «Пензенских ведомостях» в 1876 году, утверждает, что видел мезонин снятым с главного корпуса. Однако затем дом был приведен в прежний вид. В 1881 году биограф поэта П. Висковатов зарисовал внешний вид и снял план внутреннего расположения комнат. В ночь с 13 на 14 июня 1908 года дом сгорел. В 1909 году на старом фундаменте был поставлен новый, сохранивший внешний вид и планировку прежнего. В 1973 году барский дом отреставрирован с максимальным приближением к виду лермонтовского времени. По поводу спешного строительства осиротевшей Арсеньевой нового дома взамен прежнего Алла Марченко замечает: «Новая — с иголочки — жизнь. Не отсюда ли — из детства, прожитого в доме, выстроенном специально для него, наследника, — без предыстории, без тайников и закоулков, без старых запахов и старинных вещей — привязанность Лермонтова к домам с прошлым?.. Точно ли не было в новом доме никаких воспоминаний? И единственно ли стремлением избавиться от тяжелых воспоминаний продиктовано дорогостоящее строительство, предпринятое бабушкой? На эти вопросы найти ответ невозможно: Елизавета Алексеевна, по обыкновению, оставила за собой шлейф тумана. Возможно, старый дом попросту обветшал, а чинить его выходило дороже. Возможно, содержать огромный дом Елизавета Алексеевна считала слишком расточительным и решила возвести дом поменьше. Но, скорее всего, причин было несколько. Так или иначе, Лермонтов провел детство в Тарханах, с бабушкой, в том самом доме, который «с приключениями» дожил до наших дней и теперь превращен в музей. Может быть, этот дом и не таит в себе каких-то захватывающих воспоминаний из XVIII века, но Лермонтов и его бабушка оставили в нем свои собственные воспоминания — кажется, этого довольно. Известно, что после смерти Марьи Михайловны Юрий Петрович оставался в Тарханах только девять дней, а затем уехал. Через несколько месяцев он, кажется, «потребовал» сына к себе, но Елизавета Алексеевна выпросила еще два года: мальчик слабенький, болезненный, в Тарханах за ним хороший присмотр, у бабушки есть и время, и средства для ухода за хворым младенцем — и так далее. Кстати, не с этим ли обстоятельством связано представление о мальчике Лермонтове как об очень больном, едва ли не поминутно умирающем ребенке? Но самая «темная» история этой поры, наверное, связана с заемным письмом векселем на 25 тысяч рублей: «Лето 1815 года августа в 21-й день вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева заняла у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег государственными ассигнациями двадцать пять тысяч рублей за указные проценты сроком впредь на год, то есть будущего 1816-го года, августа по двадцать первое число, на которое должна всю ту сумму сполна заплатить, а буде чего не заплачу, то волен он, Лермонтов, просить о взыскании и поступлении по законам. К сему заемному крепостному письму вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева, что подлинно у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег 25 ООО заняла, в том и руку приложила». Подлинник заемного письма не обнаружен, а о существовании его мы знаем по записи в книге Чембарского уездного суда. Возможно, Юрий Петрович тогда надеялся еще получить за Марьей Михайловной приданое и устроить на эти средства семейную жизнь по собственному разумению, без тещиного надзора. Однако ничего не вышло. Заемное письмо было выдано сроком на один год. Год прошел — Елизавета Алексеевна молчит, денег не дает. Через год она вдруг объявляет, что весь ее доход с имения составил всего 500 рублей. При таких обстоятельствах требовать выплаты 25 тысяч оказалось неуместным; указать же теще на то, что она пошла на прямой обман, Юрий Петрович не смог. А еще через год, в 1817 году, Марья Михайловна скончалась. Елизавета Алексеевна тут же пишет новое духовное завещание: «…A как во власти Божией лишась смертью означенного мужа моего и единственной от нас в браке прижитой дочери Марьи Михайловны на лицо коих то имение завещеваемо было , то с прекращением их жизни уничтожается вся сила той, учиненной мною в 1807 году духовной. После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за корпуса капитаном Юрием Петровичем Лермонтовым, остался в малолетстве законный ее сын, а мой родной внук Михайло Юрьевич Лермонтов, в которому по свойственному чувствам имею неограниченную любовь и привязанность как единственному предмету услаждения остатка дней моих и совершенного успокоения горестного моего положения, и желая его в сих юных годах воспитать при себе и приготовить его на службу Его Императорского Величества и сохранить должную честь, свойственную званию дворянина, а потому ныне сим вновь завещеваю и представляю по смерти моей ему, родному внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, принадлежащее мне вышеописанное движимое и недвижимое имение… с тем, однако, ежели оный внук мой будет по жизни мою до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне на моем воспитании и попечении без всякого на то препятствия отца его, а моего зятя, равно и ближайших г. Лермантова родственников и коим от меня его, внука моего, впредь не требовать до совершеннолетия его… В случае же смерти моей я обнадеживаюсь дружбой моей в продолжение жизни моей опытом мне доказанной родным братом моим артиллерии штабс-капитаном и кавалером Афанасием Алексеевичем Столыпиным, коего и прошу до совершеннолетия внука моего принять в свою опеку имение, мною сим завещаемое… Если же отец внука моего или ближайшие родственники от имени его внука моего истребовает, чем не скрываю моих чувств наперед нанесут мне величайшее оскорбление, то я, Арсеньева, все ныне завещаемое мной движимое и недвижимое имение предоставляю уже не ему, внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, но в род мой Столыпиных…» Пригрозив оставить Мишеньку без всякого наследства и напомнив Юрию Петровичу о его бедности, г-жа Арсеньева продолжала тянуть с выплатой мнимого долга. Находясь в положении не то просителя, не то вымогателя, он ждал еще полтора года и наконец 1 мая 1819 года «сполна» получил деньги. Молва расценила это обстоятельство однозначно: капитан Лермонтов продал теще за 25 тысяч рублей свои права на сына. В пьесе «Menschen und Leidenschaften» ситуация изложена устами горничной Дарьи — грубо и без полутонов: «Я еще была девчонкой, как Марья Дмитриевна, дочь нашей боярыни, скончалась — оставя сынка. Все плакали как сумасшедшие — наша барыня больше всех. Потом она просила, чтоб оставить ей внука Юрья Николаича, — отец-то сначала не соглашался, но наконец его улакомили, и он, оставя сынка, да и отправился к себе в отчину. Наконец ему и вздумалось к нам приехать — а слухи-то и дошли от добрых людей, что он отнимет у нас Юрья Николаича. Вот от этого с тех пор они и в ссоре — еще…» Слуга Юрия на это резонно возражает: «Да как-ста же за это можно сердиться?
Почему женщины бросали Лермонтова
На парад он явился со слишком короткой саблей, это было сделано ради шутки, тем не менее молодой человек был отправлен на гауптвахту. Через некоторое время благодаря мольбам и хлопотам Елизаветы Алексеевны Михаил был отпущен. В 1840 году проходило следствие по делу о поединке с Барантом, и в этой ситуации бабушка вновь не оставила в беде своего внука, добившись разрешения на возможность посещения Лермонтова родственниками. В 1841 году Михаила второй раз сослали на Кавказ, Арсеньева всеми силами пыталась добиться для него помилования. В итоге она вымолила внуку отпуск в Петербург. Пожилой женщине не удалось приехать туда на встречу со своим любимым чадом из-за размытых весенних дорог. Об этом она потом жалела до конца жизни. Между мужчинами часто возникли разногласия, так как молодой поэт не упускал возможности дерзко пошутить.
Однажды Мартынов не выдержал и попросил Михаила прекратить острить в его адрес, но получил в ответ вызов на дуэль. Поединок произошел 27 июля 1841 года, в результате которого поэт был убит выстрелом в грудь. Этот день стал трагедией для того, кто воспитывал Лермонтова и отдал ему всю свою жизнь. Известие о гибели внука Арсеньева получила в тот момент, когда вымаливала его отзыв с Кавказа. Свидетели рассказывали, что у пожилой женщины отнялись ноги и не оказалось сил поднять опухшие от слез веки. Единственное, что держало на этой земле Елизавету Алексеевну, — желание захоронить ее любимого Мишеля в родном имении Тарханы, рядом с мамой и дедушкой. Свои последние силы Арсеньева потратила на многочисленные посещения казенных домов с целью: составления прошений императору согласования всех формальностей.
Спустя шесть месяцев, в 1842 году останки Лермонтова были перевезены на его родину, где прошло детство и юность поэта. После смерти внука Елизавета Алексеевна потеряла смысл жизни, поскольку ей некем было уже заниматься. В 1845 году она умерла, пережив Михаила всего на четыре года. У этой удивительной женщины с непростым характером была сложная биография: она жила, страстно любила, иногда ненавидела и не всегда умела прощать, почему и осталась одна под конец своих дней. По отношению же к внуку она была самой преданной и любящей. Оцените материал.
Кто была мать Лермонтова? Мария Михайловна Лермонтова Что происходило в жизни Лермонтова в 1841 году? Как зовут родителей Лермонтова? Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни. Как называли Лермонтова в семье? Семья Предки 1. Михаила Юрьевича Лермонтова 1814—1841 2. Отец: Юрий Евтихий Петрович Лермонтов 1787—1831 5. Анна Васильевна или Александра Рыкачёва 3. Мать: Мария Михайловна Лермонтова урожд. Арсеньева, 1795—1817 6.
Между делом — игра на скрипке, фортепиано и флейте… Бабушка не скупилась на лучших учителей: с Лермонтовым занимались преподаватель А. Зиновьев филолог, историк , профессор словесности А. Мерзляков, профессор Д. Перевощиков астроном, математик. В сентябре 1828 года Михаил Лермонтов был принят сразу в четвертый класс престижного Благородного пансиона при Московском университете «полупансионером». Еще годом ранее Арсеньева переезжает в Москву, снимает дом для жилья. Несомненно, «полупансион» был выбран по желанию и Лермонтова, и его бабушки: они не разлучались. И опять же не потому, что бабушка «душила» внука своей любовью, а потому, что любовь их была взаимной на протяжении всей их жизни. Мишель каждый день после занятий и на выходные отпускался домой. Преуспевал во всем; учителя отмечали блестящие способности Лермонтова по математике. Сохранились свидетельства, что Михаил Юрьевич мог потратить сутки на обдумывание математической задачи 37. В документах пансиона «поведение и прилежание» Лермонтова «отмечено как"весьма похвальное". По всем предметам, за исключением Закона Божьего и латинского, ему выставили высший балл 4 , и он не без гордости писал, что был"вторым учеником"» 38. В апреле 1830 года Лермонтов подал прошение об увольнении из пансиона. Почему-то некоторые исследователи из этого делают вывод о том, что обучение в пансионе Лермонтов не закончил. Почему не закончил? Основные версии: разногласия с преподавателями, реорганизация пансиона и в связи с этим потеря каких-то предполагаемых возможностей или… протест Лермонтова против царского произвола. Ах да, еще введение телесных наказаний. Рассмотрим по пунктам. Документов о каких-то неувязках с преподавателями нет. Есть устные предания, которым не всегда можно верить. Есть документы о замечательной учебе и успехах Лермонтова. После посещения Николаем I пансиона император действительно нашел «непорядки» и издал указ о реорганизации учреждения. Действительно, допускались телесные наказания. Если б все это ввели сиюминутно после посещения пансиона императором, бабушка, безусловно, забрала бы внука лично. Но под действие этого указа не подпадали те, кто уже учился! Многие однокашники Лермонтова спокойно продолжили обучение. Как же трактовать прошение Лермонтова об увольнении? Да просто. В пансионе учились по индивидуальным программам. Лермонтов поступил в четвертый класс. Остались пятый и шестой. К апрелю 1830 года Михаил Лермонтов закончил шестой класс и подал прошение об увольнении, а затем — прошение о зачислении в Московский университет, при котором и состоял пансион. Делать вывод о том, что Лермонтов оставил пансион, на основании его письма тетеньке М. Шан-Гирей странно.
Лермонтов прожил здесь с 1815 до 1827 года, приезжал летом 1828 года, затем в декабре 1835-го. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он вспоминает места, где прошло его детство: … И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями… По завещанию Арсеньевой Тарханы в 1845 году, после ее смерти, перешли к A. Столыпину; после его смерти имением владел его сын, затем — М. Никто из наследников в Тарханах не жил. Безучастное отношение владельцев поместья к памяти поэта, частая смена управляющих тягостно отразились на состоянии усадьбы. В 1867 году управляющий Горчаков, из крепостных, едва не продал дом. Предполагали продать старый дом на снос, но «разошлись из-за пятидесяти рублей». Причем начали уже разбирать строение. Некий г-н Прозин, написавший об этом эпизоде в «Пензенских ведомостях» в 1876 году, утверждает, что видел мезонин снятым с главного корпуса. Однако затем дом был приведен в прежний вид. В 1881 году биограф поэта П. Висковатов зарисовал внешний вид и снял план внутреннего расположения комнат. В ночь с 13 на 14 июня 1908 года дом сгорел. В 1909 году на старом фундаменте был поставлен новый, сохранивший внешний вид и планировку прежнего. В 1973 году барский дом отреставрирован с максимальным приближением к виду лермонтовского времени. По поводу спешного строительства осиротевшей Арсеньевой нового дома взамен прежнего Алла Марченко замечает: «Новая — с иголочки — жизнь. Не отсюда ли — из детства, прожитого в доме, выстроенном специально для него, наследника, — без предыстории, без тайников и закоулков, без старых запахов и старинных вещей — привязанность Лермонтова к домам с прошлым?.. Точно ли не было в новом доме никаких воспоминаний? И единственно ли стремлением избавиться от тяжелых воспоминаний продиктовано дорогостоящее строительство, предпринятое бабушкой? На эти вопросы найти ответ невозможно: Елизавета Алексеевна, по обыкновению, оставила за собой шлейф тумана. Возможно, старый дом попросту обветшал, а чинить его выходило дороже. Возможно, содержать огромный дом Елизавета Алексеевна считала слишком расточительным и решила возвести дом поменьше. Но, скорее всего, причин было несколько. Так или иначе, Лермонтов провел детство в Тарханах, с бабушкой, в том самом доме, который «с приключениями» дожил до наших дней и теперь превращен в музей. Может быть, этот дом и не таит в себе каких-то захватывающих воспоминаний из XVIII века, но Лермонтов и его бабушка оставили в нем свои собственные воспоминания — кажется, этого довольно. Известно, что после смерти Марьи Михайловны Юрий Петрович оставался в Тарханах только девять дней, а затем уехал. Через несколько месяцев он, кажется, «потребовал» сына к себе, но Елизавета Алексеевна выпросила еще два года: мальчик слабенький, болезненный, в Тарханах за ним хороший присмотр, у бабушки есть и время, и средства для ухода за хворым младенцем — и так далее. Кстати, не с этим ли обстоятельством связано представление о мальчике Лермонтове как об очень больном, едва ли не поминутно умирающем ребенке? Но самая «темная» история этой поры, наверное, связана с заемным письмом векселем на 25 тысяч рублей: «Лето 1815 года августа в 21-й день вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева заняла у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег государственными ассигнациями двадцать пять тысяч рублей за указные проценты сроком впредь на год, то есть будущего 1816-го года, августа по двадцать первое число, на которое должна всю ту сумму сполна заплатить, а буде чего не заплачу, то волен он, Лермонтов, просить о взыскании и поступлении по законам. К сему заемному крепостному письму вдова гвардии поручица Елизавета Алексеева дочь Арсеньева, что подлинно у корпуса капитана Юрия Петрова сына Лермонтова денег 25 ООО заняла, в том и руку приложила». Подлинник заемного письма не обнаружен, а о существовании его мы знаем по записи в книге Чембарского уездного суда. Возможно, Юрий Петрович тогда надеялся еще получить за Марьей Михайловной приданое и устроить на эти средства семейную жизнь по собственному разумению, без тещиного надзора. Однако ничего не вышло. Заемное письмо было выдано сроком на один год. Год прошел — Елизавета Алексеевна молчит, денег не дает. Через год она вдруг объявляет, что весь ее доход с имения составил всего 500 рублей. При таких обстоятельствах требовать выплаты 25 тысяч оказалось неуместным; указать же теще на то, что она пошла на прямой обман, Юрий Петрович не смог. А еще через год, в 1817 году, Марья Михайловна скончалась. Елизавета Алексеевна тут же пишет новое духовное завещание: «…A как во власти Божией лишась смертью означенного мужа моего и единственной от нас в браке прижитой дочери Марьи Михайловны на лицо коих то имение завещеваемо было , то с прекращением их жизни уничтожается вся сила той, учиненной мною в 1807 году духовной. После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за корпуса капитаном Юрием Петровичем Лермонтовым, остался в малолетстве законный ее сын, а мой родной внук Михайло Юрьевич Лермонтов, в которому по свойственному чувствам имею неограниченную любовь и привязанность как единственному предмету услаждения остатка дней моих и совершенного успокоения горестного моего положения, и желая его в сих юных годах воспитать при себе и приготовить его на службу Его Императорского Величества и сохранить должную честь, свойственную званию дворянина, а потому ныне сим вновь завещеваю и представляю по смерти моей ему, родному внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, принадлежащее мне вышеописанное движимое и недвижимое имение… с тем, однако, ежели оный внук мой будет по жизни мою до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне на моем воспитании и попечении без всякого на то препятствия отца его, а моего зятя, равно и ближайших г. Лермантова родственников и коим от меня его, внука моего, впредь не требовать до совершеннолетия его… В случае же смерти моей я обнадеживаюсь дружбой моей в продолжение жизни моей опытом мне доказанной родным братом моим артиллерии штабс-капитаном и кавалером Афанасием Алексеевичем Столыпиным, коего и прошу до совершеннолетия внука моего принять в свою опеку имение, мною сим завещаемое… Если же отец внука моего или ближайшие родственники от имени его внука моего истребовает, чем не скрываю моих чувств наперед нанесут мне величайшее оскорбление, то я, Арсеньева, все ныне завещаемое мной движимое и недвижимое имение предоставляю уже не ему, внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, но в род мой Столыпиных…» Пригрозив оставить Мишеньку без всякого наследства и напомнив Юрию Петровичу о его бедности, г-жа Арсеньева продолжала тянуть с выплатой мнимого долга. Находясь в положении не то просителя, не то вымогателя, он ждал еще полтора года и наконец 1 мая 1819 года «сполна» получил деньги. Молва расценила это обстоятельство однозначно: капитан Лермонтов продал теще за 25 тысяч рублей свои права на сына. В пьесе «Menschen und Leidenschaften» ситуация изложена устами горничной Дарьи — грубо и без полутонов: «Я еще была девчонкой, как Марья Дмитриевна, дочь нашей боярыни, скончалась — оставя сынка. Все плакали как сумасшедшие — наша барыня больше всех. Потом она просила, чтоб оставить ей внука Юрья Николаича, — отец-то сначала не соглашался, но наконец его улакомили, и он, оставя сынка, да и отправился к себе в отчину. Наконец ему и вздумалось к нам приехать — а слухи-то и дошли от добрых людей, что он отнимет у нас Юрья Николаича. Вот от этого с тех пор они и в ссоре — еще…» Слуга Юрия на это резонно возражает: «Да как-ста же за это можно сердиться?