Кто такие отходники?
Отходничество в современной России
Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории.
Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество
Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории.
Отходники и другие наемные работники
Кто такие современные отходники? Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города.
Отходники в истории: понятие и значение
Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». В конце 1920-х годов (восстановление народного хозяйства) бригады отходников составляли больше 70% всех строителей, по некоторым профессиям — порядка 70%.
Сельские "промышленники" и отходники 19 века.
Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Часть отходников трудоустроены неофициально, а те, кто оформлен, платят НДФЛ по месту своей работы, что негативно сказывается на наполнении бюджетов муниципалитетов, в которых проживают отходники и их семьи. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле.
Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань.
В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний.
Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней.
В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей - с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей - все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества.
Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов.
В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле.
А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения.
Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги.
Но многие - в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева - выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде - все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью.
Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало».
Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний.
Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков - за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество.
С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника.
Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества - долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик - работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики - не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе».
Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются».
Какова была доля крестьян-отходников в разных регионах России? Как отходничество повлияло на крепостнический строй? Эти и другие вопросы, связанные с крестьянским промысловым отходничеством, в своей статье рассматривает С. Проблема формирования в России капиталистического уклада имеет достаточно обширную историографию.
В настоящее время наиболее распространенной остается точка зрения, что подобные экономические отношения сложились в промышленном производстве в конце XVIII в. Важным аргументом в пользу этой позиции остается факт активного расширения рынка вольнонаемного труда. Так, с 60-х гг. XVIII в.
Особое место занимала легкая промышленность, обслуживавшаяся почти исключительно вольнонаемным трудом. Производимая продукция пользовалась высоким спросом, что создавало возможности для накопления капитала 2. Однако не менее существенна, на наш взгляд, и другая сторона этого процесса. Ведь основной контингент наемных работников в различных отраслях производства составляли крестьяне-отходники.
Открытым остается вопрос, как повлияло распространение крестьянского промыслового отхода на доминирующий в российской деревне тип экономических отношений - крепостнический. Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. В первую очередь следует остановиться на причинах активного роста крестьянского отхода и промысловой деятельности в целом. Основной из них был низкий уровень земледельческого производства, зачастую не обеспечивавший минимальные потребности крестьянского хозяйства 3.
В исторической литературе общепринятой годовой нормой питания для взрослого человека считается 3 четверти 24 пуда зерна, что составляет около 3200 ккал. Если включить в приведенную «норму» потребности крестьянского двора на подкормку скота, то при наличии 1-2 лошадей в хозяйстве 4 на крестьянина останется от 12,5 до 18 пудов зерна. В этом случае ежедневный рацион земледельца будет состоять из 1700-2400 ккал. Но долговременное снижение норм потребления т.
Следовательно, если расходы на подкормку скота считать сверх указанных 24 пудов, то на одного человека в двухлошадном хозяйстве понадобится чистый сбор зерна 35,5 пудов 4,4 четверти. Рассмотрим возможности сельскохозяйственного производства Европейской России по удовлетворению вышеприведенных потребностей. В Табл. Таблица 1.
Уровень сельскохозяйственного производства Европейской России в 80-90-е гг. Как видим, даже в низшую «норму» 3 четверти зерна в год на человека не укладывалась ни одна губерния Центрально-нечерноземного и Восточного регионов. В Северном районе чистые сборы хлеба на душу населения достигли 3 четвертей только в Псковской губернии 7. В Черноземье из 6 губерний незначительный дефицит 0,2-0,4 четв.
В Поволжье из трех губерний дефицит наблюдался в одной - Симбирской 1,2 четв. Лишь в Прибалтийских губерниях Ревельской и Рижской излишки хлеба составляли 2,5-3,0 четв. Средние данные по районам говорят об излишках хлеба в Прибалтике 2,8 четв. Если же считать нормой потребления на душу населения с учетом подкормки скота 4,4 четв.
Наибольший дефицит с хлебом отмечался в ЦЧР 2,5 четв. По данным на 1750-е - начало 1770-х гг. В год на едока приходился 21 пуд. Дифференциация по формам ренты была следующей: в барщинных владениях на едока приходился излишек в 2,6 пуда, в оброчных - недостаток в 3,9 пуда.
По регионам положительный хлебный баланс если считать «нормой» 3 четверти на едока имело только крестьянство Черноземья и вся зажиточная верхушка крепостной деревни 8.
В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус.
Как только заканчивалась напряженная уборочная страда, многие крестьяне-мужчины и очень редко женщины предпочитали уехать из родной деревни на заработки в город, чтобы весной, к посевной, уже вернуться с деньгами и продолжить свою основную земледельческую деятельность. На территории Верхнеландеховского района было развито множество отхожих промыслов, и этот исторический факт нашел подтверждения в разнообразных печатных источниках. Основная причина развития отхожих промыслов — это недостаток производимой крестьянами сельскохозяйственной продукции, который и заставлял искать дополнительный заработок. К сожалению, земли бывшего Гороховецкого уезда, к которому принадлежал и Верхнеландеховский район, отличались скудностью, то есть были неплодородными, и получить с них богатый урожай было трудно. Мало того, зачастую погодные условия: засуха или обильные дожди — вносили свою лепту в сельскохозяйственный процесс, обеспечивая повсеместные неурожаи. В дореволюционные годы территорию Верхнеландеховского района составляло три волости: Верхнеландеховская она включала в себя еще и все населенные пункты Симаковского сельского поселения, и деревню Старилово с окрестными деревнями , Мытская и Кромская.
Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т. Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т. Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад. Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа.
Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй. Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью. Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту. Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть.
Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной. И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий. Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа.
В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек. Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть.
Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30. Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет.
Заработок трудяги считался по тем временам значительным. Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги».
Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день. Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли.
Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей. Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными. Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н. Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники».
Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи. В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек. После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей. Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах.
Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь». Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки. Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см. Этот промысел значительно распространен и сейчас. Конечно, у современных офеней, как правило, имеется личный транспорт, ассортимент торгующих лоточников намного разнообразнее, чем у стародавних коробейников. В этом можно убедиться, если посетить в базарный день поселок Верхний Ландех или село Мыт.
Многочисленные шатры и палатки занимают практически всю территорию центральной площади. Здесь можно приобрести всё: продукты питания, бытовую химию, бижутерию, духи, одежду, постельное белье, матрасы, подушки, занавески, технику, семена и посадочные материалы это по сезону. Базарный день напоминает массовое гулянье — многие стараются в этот день запастись продуктами, считается, что пищевые продукты свежее и дешевле, что не всегда является действительностью. Да и различные предметы одежды отличаются ценой, иногда одна и та же вещь стоит в полтора, а то и в два раза дешевле в торговых центрах города Иваново. Именно этот момент обеспечивает приличный заработок торговцу. Судя по обновляющемуся личному транспорту в сторону его оснащенности и дороговизны — этот вид деятельности приносит неплохой доход современным офеням.
Есть и такие «коробейники», которые торговле на улице в ярмарочный день предпочитают обходить с «красным товаром» различные учреждения, предлагая книги, парфюмерию, посуду, одежду, тюль и занавески. По данным «Материалов оценки земель Владимирской губернии» в Верхнеландеховской волости 161 человек профессионально владел этим ремеслом, в Мытской волости — 44 человека, в Кромской — 23. О распространенности других строительных профессий в этой местности: каменщики, маляры, штукатуры — данный источник умалчивает. Зато на современном этапе многие жители Верхнеландеховского района, получив необходимое профессиональное обучение, могут благополучно устроиться и устраиваются на работу на большие и малые стройки городов Иваново, Москва, Владимир, Саратов, Рязань и многих других — по специальностям: монтажники, бетонщики, сварщики, маляры-штукатуры, отделочники… Правда, зачастую условия проживания бывают, мягко говоря, удалены от идеала.
Возвращались выплатить денежную ренту помещику, а затем снова уезжали на заработки. В период становления капитализма отходничество было источником рынка рабочей силы. А сегодня? В 2017 году в России насчитывалось около 1,5 млн. Вахтами работают теперь не только в нефтегазовой отрасли. И вахтовики сегодня другие.
Конечно, они по-прежнему стремятся в хорошо оплачиваемые сферы — строительство или лесозаготовки. Но в основном люди из провинции работают в Москве и С. Самая распространенная работа среди мужчин-вахтовиков - в охранных компаниях. Вахтовики используются во всем мире, в Европе — на международных рейсах водителями, в США и Канаде — на рыболовецких судах, в Южной Корее - на полевых работах, пусть с изнуряющими условиями, но приличной зарплатой. Психологи утверждают, что работа вахтами — это образ жизни. В самом деле, она сопряжена с нервным напряжением — рабочий день по 12 часов, без выходных и праздников, физическое переутомление нарастает.
Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом». Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи.
Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома. График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска. Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам. Специальности Отходники сейчас — уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще - рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще — предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники - охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В последней сфере часто работают женщины — отходники. Интересно, что в северных городах — Каргополе, Никольске и других — исследователи не нашли ни одного охранника, там также нет женщин — отходников, что является определенной важной характеристикой распределения социальных ролей. В Каргопольском районе, например, есть целая группа людей, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи — обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс.
При этом очень много охранников и других неквалифицированных работников в областях, окружающих Москву. Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием. Чухломские плотники Заработки Все, конечно, зависит от квалификации и вида деятельности.
Термин "отходники" что значит?
По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35—40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в горо-де. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5—10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник при-возит не 50—70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20—25 тысяч ежемесяч-но. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важ-ный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столи-цу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же.
Но не удовлетворяются тем, что имеют или мог-ли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью — более высокими материальными запросами — и отличают-ся, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и сто-летие назад [29]. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить до-полнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех от-ходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или стро-ительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей [30]. В сред-нем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей.
Во вто-рую очередь — автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику — 50—100 ты-сяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы — многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали су-щественно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и на-воза; трактор в малом городе и в селе — это как лошадь в прежние годы — вспа-хать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем про-мысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70—100 тысяч около 30—60 тысяч составляет оплата обучения и до 40—50 тысяч уходит на оплату достаточно деше-вого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это раз-влечение — отпускные траты — многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80—100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тра-тят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях от-ходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсио-неров.
Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недо-вольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть перело-жена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рас-сказы о том, где были и на каких пляжах загорали — это не роскошные автомоби-ли и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зави-сти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресур-сами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным де-фицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дис-криминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляю-щиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить раз-нообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домо-хозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организо-вать семейный детский дом ниже.
Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким об-разом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Пло-ды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из по-литической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процес-се» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты.
Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарпла-ту» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюд-жетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной админи-страцией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, гово-рят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику райо-на, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества.
Но существование отход-ничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути на-блюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия орга-нов местной власти с разными группами местного населения приводит к наруше-нию системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с дру-гой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного на-селения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует пе-рекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффектив-ным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отноше-ниях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может высту-пить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности.
Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего обще-ства, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидар-но, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабиль-ности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагопри-ятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Раз-рушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, та-ким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества.
При О. Отходничество - работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброка. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 — начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян.
Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Если в ближайшие годы будет происходить уменьшение рентных потоков в бюджет, то каждый отходник станет объектом охоты. Это будет террор в отношении этой категории, прикрытый разговорами о справедливости. Сейчас все деньги из бюджета уходят на исполнение указов Путина по зарплате. А рано или поздно потекут крыши в школах и больницах. Тогда отходников любыми средствами будут заставлять делиться, в том числе с привлечением силовиков. И никуда им с поместьями не убежать, это не старообрядцы». Отходники и будущее России Целью исследования являлось лишь описание отходничества как явления, давать ему какую-либо оценку не входило в задачи ученых — это сделал Евгений Гонтмахер. По его мнению, отходничество — это вынужденное явление, которое прямо противоречит и потребностям страны, и понятию человека о счастье. Вопреки упорно насаждаемым мнениям, ценностью является не именно оседлость. В странах, где высока мобильность рабочей силы, люди хотели бы иметь дом, жить на одном месте и, по возможности, не менять работу. Мобильность и трудовая миграция — это всего лишь миф. И потому заявление нынешнего российского премьера о благотворности сокращения рабочих мест является в высшей степени безответственным. Это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. У отходников, как правило, плохое здоровье, они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин. Большинство отходников хотели бы жить по-другому». При всех своих личных симпатиях и уважении к этим людям, само явление отходничества Евгений Гонтмахер оценивает резко отрицательно — и с социальной, и с экономической точки зрения. Нормальная страна — это страна, где точки роста есть почти везде. Концентрация деловой активности в Москве, Петербурге и в городах с миллионным населением, приводит к обезлюживанию огромных территорий. Если отходничество в России будет нарастать, то это будет означать ее отход от некоего магистрального цивилизованного пути развития». Между тем сегодня налицо именно такие тенденции. В частности, принятой недавно очередной пенсионной реформой государство фактически выталкивает людей из государственной пенсионной системы. Люди не будут обращаться к ней и не станут даже надеяться на нее, поскольку поймут, что не способны заработать стажа, баллов. Мы идем к царским временам, когда пенсионная система была привилегией очень небольшого круга людей, достоянием военных и ограниченного круга квалифицированных рабочих. О том, что нынешняя политика государства ведет не только к разрушению экономики, но и к деградации населения, косвенно свидетельствуют и материалы книги. В собранных интервью говорится о закрытии школ и больниц, о снижении зарплат из-за притока дешевой рабочей силы из Средней Азии, о том, что неквалифицированная работа на чужбине оплачивается лучше, чем квалифицированный труд дома. Особо напрягаться никто не хочет. Поэтому, когда там теряется работа, а здесь появляется квалифицированная работа, у народа особого желания вернуться и поработать здесь на своих рабочих специальностях не возникает», — отмечает в своем интервью глава администрации г. Кинешма А. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих Отходники крестьянин крестьянство история Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из родной деревни для заработков на стороне, пересечена была Россия во всех направлениях. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток. Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни. Село Суганово Калужского уезда — центральная часть Европейской России, что называется, коренная Русь. В отход отправлялась здесь преимущественно мужская молодежь, даже подростки — до солдатской службы. Редкий мужчина этого села не побывал на заработках. Иногда уходили и девушки: няньками, кухарками в рабочих артелях земляков. Но в других местах женский уход на заработки, как правило, осуждался. Вот информация того же времени из Дорогобужского уезда Смоленщины. На заработки здесь тоже уходят преимущественно молодые парни, но еще и вернувшиеся со службы солдаты. Отходом «почти все» занимались по своей охоте. Это «почти» относится, по-видимому, к тем случаям, когда парня посылала на заработки семья, большак. Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам. В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города — вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне. Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские — столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие — отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские — стекольщики, толвуйские — плотники. А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря. В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными — и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал. Для всего центрального района главным местом притяжения отходников была Москва. До реформы преобладающую часть отходников в центральном промышленном районе составляли помещичьи крестьяне. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания при выяснении возможностей выхода интересов и реальной деятельности крепостного крестьянина за пределы своей волости. Любители порассуждать о пассивности и прикрепленности к одному месту большей части населения дореволюционной России как бы не замечают этого явления. Владимирская губерния издавна славилась мастерством плотников и каменщиков, каменотесов и штукатуров, кровельщиков и маляров.
Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения.
Навигация по записям
- Отходники в истории: что это такое и зачем они нужны?
- Отходничество в современной России
- Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
- Еще термины по предмету «История»
- Основные характеристики отходников
- Отходники: жизнь вне государства
Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество
Все это в сильной степени сокращает выгодность земледельческих отхожих промыслов. Описания их переполнены рассказами о том, что многие рабочие возвращаются нередко без всякого заработка, потратив непроизводительно рабочее время и деньги, взятые из дома и часто занятые за крупные проценты. Нищенство среди отходников довольно часто. Гонимые нуждой на дальние заработки, они принуждены бывают иногда харчиться на обратном пути «Христовым именем». Такие явления, по свидетельствам исследователей, далеко не чужды и городским, и иным видам отхожих промыслов. Условия труда[ править править код ] Отход развивает и болезненность населения. Условия питания, жилища, одежды отхожих во время пути крайне неблагоприятны. Отсутствие или скудость помещений для рабочих, недостаточное питание и усиленные размеры рабочего дня в Херсонской губернии — 12,5-15 ч. Поэтому некоторые эпидемические болезни особенно — органов пищеварения , малярия , заразные формы сифилиса , болезни органов обоняния, дыхания, зрения особенно при молотьбе и туберкулёз , дают среди пришлых рабочих повышенный процент заболеваний, сравнительно с местными. Известна только одна попытка несколько облегчить эту суровую обстановку земледельческого отхода.
Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы. Назначение «пунктов» — быть дешёвыми столовыми и бесплатными амбулаториями. Обеды даются платные и бесплатные. За борщ с мясом или салом, кашу и 1 фунт чёрного хлеба взимается 6 коп. При регистрации рабочих всем, у кого замечались какие-либо болезненные явления, рекомендовалось посетить амбулаторию. Производились и поголовные медицинские осмотры, имевшие особую важность в отношении глазных заболеваний, особенно при трахоме. Всего за 3 года было выдано обедов почти 149 тыс. Вся организация стоила земству за три года около 14 тыс. Херсонской губ.
Современное отходничество[ править править код ] В поздний советский [4] и постсоветский период исследователи стали фиксировать процессы внутренней трудовой миграции, сходные с дореволюционными и раннесоветскими. Эту новую форму трудовой миграции называют современным отходничеством. Феномен современного отходничества подробно описан исследовательским коллективом под руководством социолога Юрия Плюснина при поддержке фонда «Хамовники» [5]. Современный отходник ищет работу вне места постоянного проживания, работает длительное время для обеспечения высокого уровня жизни семьи и, как правило, не намерен переезжать ближе к месту работы. В отличие от маятниковой миграции отходничество предполагает длительный срок отсутствия дома, а в отличие от трансграничной трудовой миграции — регулярное возвращение домой для отдыха и ведения домашнего хозяйства [5]. Широкое распространение практик отходничества исследователи связывают с реакцией населения на экономические проблемы и падение уровня жизни [6]. Отходничество стало одной из новых экономических стратегий, принятых населением, наряду с « челночничеством », возвращением к натуральному хозяйству и пр.
Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. О словаре Словарь С.
Общие сведения К. Граничит на С. Входит в британское Содружество. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток. Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни. Село Суганово Калужского уезда - центральная часть Европейской России, что называется, коренная Русь. В отход отправлялась здесь преимущественно мужская молодежь, даже подростки - до солдатской службы. Редкий мужчина этого села не побывал на заработках. Иногда уходили и девушки: няньками, кухарками в рабочих артелях земляков. Но в других местах женский уход на заработки, как правило, осуждался. Вот информация того же времени из Дорогобужского уезда Смоленщины. На заработки здесь тоже уходят преимущественно молодые парни, но еще и вернувшиеся со службы солдаты. Отходом «почти все» занимались по своей охоте. Это «почти» относится, по-видимому, к тем случаям, когда парня посылала на заработки семья, большак. Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам. В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города - вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне. Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские - столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие - отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские - стекольщики, толвуйские - плотники. А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря. В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными - и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал. Для всего центрального района главным местом притяжения отходников была Москва. До реформы преобладающую часть отходников в центральном промышленном районе составляли помещичьи крестьяне. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания при выяснении возможностей выхода интересов и реальной деятельности крепостного крестьянина за пределы своей волости. Любители порассуждать о пассивности и прикрепленности к одному месту большей части населения дореволюционной России как бы не замечают этого явления. Владимирская губерния издавна славилась мастерством плотников и каменщиков, каменотесов и штукатуров, кровельщиков и маляров. В 50-х годах XIX века из этой губернии на заработки в Москву ходили 30 тысяч плотников и 15 тысяч каменщиков. Отправлялись в Белокаменную большими артелями. Обычно главой артели подрядчиком становился крестьянин «позажиточнее и поизворотливее» других. Он сам подбирал из165 односельчан или жителей ближайших селений членов артели. Иные артельщики из крестьян брали в Москве крупные подряды, собирали артели по нескольку сот человек. Такие большие артели строителей делились на части, под наблюдением десятников, которые, в свою очередь, со временем выходили в подрядчики. В числе специальностей, которыми славились владимирские крестьяне на отходе, видное место занимало своеобразное занятие офеней. Офени - торговцы мелким товаром вразноску или вразвозку. Они обслуживали преимущественно деревню и малые города. Торговали они главным образом книгами, иконами, бумагой, лубочными картинками в сочетании с шелком, иглами, серьгами, колечками и пр. Всреде офеней издавно был в ходу свой «офенский язык», на котором разносчики товара говорили между собой во время торговли. Особенно распространено было отходничество на офенский промысел в Ковровском и Вязниковском уездах Владимирской губернии. Иные оставляли «даже молодых жен». Многие из них к 21 ноября 4 декабря спешили попасть на Введенскую ярмарку в слободе Холуй. Вязни-ковские офени ходили с товаром в «низовые» губернии то есть по нижней Волге , Малороссию Украину и Сибирь. В конце Великого поста многие из офеней возвращались по домам «с подарками семье и деньгами в оброк». После Пасхи возвращались уже все с офенского промысла и принимали участие в земледельческих работах. Офени-вязниковцы были известны и за пределами России. При этом в отдаленных местах они принимали заказы для следующего привоза. О масштабах торговли владимирских офеней иконами в Болгарии в последней четверти XIX века говорит такой любопытный факт. В селе Горячеве Владимирской губернии , которое специализировалось на изготовлении разного рода экипажей, офени заказали весной 1881 года 120 телег особой конструкции, приспособленных специально для перевозки икон. Телеги предназначались для развоза палехских, холуйских и мстерских икон по Болгарии. Большую изобретательность в отхожих заработках в Москве проявили ярославские крестьяне. Они стали, в частности, инициаторами разбивки огородов на пустошах большого города. Дело в том, что Ярославская губерния имела богатый опыт в развитии огородничества. Особеннс славилось в этом отношении крестьянство Ростовского уезда. Только по годовым паспортам из Ярославской губернии в 1853 году для огородничества ушло околс 7000 крестьян. Одни ростовские крестьяне имели в Москве собственные огороды на купленных или арендованных землях. Другие нанимались в работники к своим односельчанам. Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам. Нередко та кой166 участок арендатор, в свою очередь, сдавал мелкими частями в субаренду односельчанам. Ярославские крестьяне занимались в Москве не только огородни чеством. Нередкими среди них были также профессии разносчика, сидель ца в лавке, парикмахера, портного и особенно трактирщика. Кокорев о Москве сороковых годов прошлого века. На специализацию в отхожих промыслах целых районов или от дельных селений заметное влияние оказывало их географическое положение. Так, в Рязанской губернии, в близких от Оки селениях, главным отхожим промыслом служило бурлачество. По рекам Оке и Проне занимались также хлебной торговлей. Более зажиточные крестьяне участвовали в поставке хлеба купцам, а крестьяне победнее в качестве мелких поверенных купцов шмыреи скупали небольшие запасы хлеба у мелкопоместны землевладельцев и крестьян. Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов. В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства. Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места. Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей - с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей - все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом.
Исторические исследования: множество историков посвятили свои исследования теме отходников. Их работы могут содержать детальные описания и анализ этого понятия, а также приводить примеры из истории, где отходники играли важную роль. Хроники и летописи: в старинных хрониках и летописях можно найти информацию о лицах, которые были признаны отходниками. Такие документы обычно содержат сведения о событиях, связанных с этой категорией людей. Мемуары и дневники: мемуары и дневники, оставленные людьми, которые были свидетелями или участниками событий, связанных с отходниками, могут содержать интересные и полезные сведения. Эти материалы могут быть полезны для более глубокого понимания понятия отходника. Художественная литература и кино: многие писатели и режиссеры создавали произведения, в которых изображали судьбу отходников и их влияние на исторические события. Некоторые из таких произведений могут дать представление о том, какое место занимают отходники в культуре и обществе. Все эти источники информации помогают более полно понять, что такое отходник в истории, его значение и влияние на развитие общества и культуры. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. Сведения, восстановленные из отходников, позволяют историкам создавать более полную и точную картину мира прошлого. Они помогают исследователям понять множество аспектов жизни и деятельности различных цивилизаций: технологических достижений, социальных структур, экономических отношений и культурной среды. Отходники также важны для изучения истории материальной культуры. Из них можно узнать о типах и формах использования различных предметов, их происхождении, функциональности и эстетических характеристиках. Благодаря отходникам мы можем восстановить давно утерянные навыки и технологии и понять, каким образом люди в прошлом создавали и использовали предметы повседневного обихода. Кроме того, отходники помогают во многом пересмотреть и изменить представления о прошлом. Они подтверждают или опровергают существующие исторические гипотезы и теории.