Новости кто прорвал блокаду ленинграда

Фото: РИА Новости/Давид Трахтенб. История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию.

80 лет назад была прорвана многомесячная блокада Ленинграда

И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.

О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!

Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко.

На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.

Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.

Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.

Он и мертвый не выпускал из рук оружия. Советский санитар несет раненого бойца с оружием во время прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum.

На этом участке гитлеровцы в плен не сдавались, сражались до последнего патрона, выдерживали суровые рукопашные бои. Врач трудился практически без прикрытия в 100 м от вражеских автоматчиков. Осколком ему оторвало два пальца на руке. Все санитары погибли. Доктор сам перевязал себе кисть и, стиснув зубы, продолжал работать под обстрелом.

Его вынесли с поля боя со сквозной раной в стенке легкого. Восемь месяцев Краснопеев потом провел в госпиталях — не доктором, а пациентом. Но войну закончил в Берлине. Кстати, большую помощь врачам и сестрам милосердия оказывали в тех сражениях собаки. Ленинградским девушкам удалось на собачьих упряжках вывезти с поля боя около тысячи раненых.

Встреча фронтов Прорвать немецкую оборону удалось в районе рабочих поселков близ Синявинских высот. В тот же день был освобожден город Шлиссельбург, стоящий у истока Невы. Перешло под контроль Красной армии южное побережье Ладоги. Но — только узкая заснеженная полоска, без коммуникаций. Немецкая артиллерия простреливала этот плацдарм, но захватить его вермахт больше не мог.

Освободить станцию Мга и восстановить железнодорожное сообщение по линии Ленинград — Волховстрой не удалось. Значит, нужно было срочно строить новую ветку. Саперы Волховского фронта во время боя у проволочных заграждений Фото: waralbum. На несколько минут они забыли об усталости, о ранениях. Все понимали: это — прорыв, победа!

Обнялись командиры — два майора: от «ленинградцев» — Айк Мелконян, от «волховцев» — Павел Мельников. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий.

Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами. Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях.

В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К.

Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.

Подробности узнала «Победа26». Братья-генералы Военные традиции в бедной крестьянской семье Романенко через войны и революцию заложила сама жизнь. Трое братьев Петра Логвиновича участвовали в Великой Отечественной войне, двое из них пропали без вести, а Прокофий стал генерал-полковником, героем Сталинградской битвы. Племянник служил в военной разведке, добывал ценную информацию в тылу врага. Сам Пётр отличился в боях за освобождение Ленинграда от блокады. Активного парня заметили и выдвинули на работу в райком комсомола в селе Петровском. В 1927 году Петра призвали в армию.

Азы военной науки он изучал сначала в полковой школе, а после — в Орджоникидзевском военном пехотном училище. Став офицером, получил направление на границу для службы в частях ОГПУ. В мае 1939 года Петра направили на учёбу в военную академию имени Фрунзе, которую он успешно окончил в 1941 году. Оборону прорвали, но блокаду не сняли Вся военная служба Петра Романенко в годы Великой Отечественной связана с Ленинградом и Балтикой. В июле 1941 года 36-летнего капитана Романенко направляют в 128-ю стрелковую дивизию 27-й армии Северо-Западного фронта, где он занимает должность начальника 2-го разведывательного отделения штаба. В январе 1943-го подполковник Романенко в должности заместителя командира дивизии участвовал в крупной операции «Искра», которая проводилась согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандования и закончилась успешно.

Николай Стариков

  • Сообщить об опечатке
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
  • Оборона Ленинграда
  • Решение одного человека
  • День прорыва блокады Ленинграда
  • Блокада Ленинграда

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке.

Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана!

Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600—700 г хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400. Выживать в окруженном Ленинграде всё равно было непросто. Но к людям по крупицам возвращались силы. А главное — крепла уверенность в окончательной победе. Ленинградцы читают номер газеты «Правда» с сообщением о прорыве блокады Ленинграда Фото: waralbum. Немецкая группа армий «Север» по-прежнему оставалась серьезным противником. Командование вермахта усилило ее свежими дивизиями и техникой. Они продолжали сковывать Ленинград и всё еще надеялись задушить его голодом и обстрелами. Город еще долгий год находился на осадном положении. Но кольцо уже было разомкнуто.

Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям.

В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было.

Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были.

У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении.

Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта.

Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам.

По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность.

Я дружил с Даниилом Граниным, который мне многое рассказывал. Поэтому и про блокаду я знаю не только из книг, а от реальных свидетелей. Подписываюсь под каждым словом. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. Повсеместно был голод. Люди выживали.

Государство просто обязано чтить этот подвиг, без преувеличения, спасший страну. Блокадников с каждым годом становится все меньше. В 2008 году их численность составляла около 300 тысяч человек, а по состоянию на сентябрь 2022 года их осталось чуть более 54 тысяч. Страшно представить, что через несколько лет мы будем лишены возможности лично поговорить с героями, обсудить их подвиги. Поэтому этой категории граждан нужны дополнительная социальная защита и внимание со стороны государства. Отрадно, что Президент России Владимир Путин уделяет этому событию высокое внимание, регулярно посещая памятные мероприятия. Ранее мы предусмотрели дополнительные льготы для этой категории граждан. Мы долго настаивали на праве выплаты двух пенсий блокадникам Ленинграда.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Полностью Блокада была снята только через год, в конце января 1944-го. В Санкт-Петербурге сегодня праздник и я хочу просто присоединиться к поздравлениям. Не так уж и много сейчас осталось живых свидетелей тех событий. Я прошу вас, осмотритесь вокруг, помогите им чем можете. Им не нужны большие деньги и красная икра в бочках. Им всего-то и надо от нас - немного простого человеческого внимания!

Операция началась 12 января и через шесть дней увенчалась успехом — 18 января блокада была прорвана. Теперь важнейшей целью стал захват железнодорожной стации Мга, что должно было принципиально улучшить возможность снабжения города. Бои за нее отличались большой ожесточенностью, но успеха не принесли. Под впечатлением успеха советское командование задумало сразу грандиозную операцию «Полярная звезда», предполагавшую прорыв в тыл группы армии «Север» и обвал всего немецкого фронта. В течение февраля-марта 1943 г. Но немцы отбили все атаки и результаты операции «Искра» продолжали оставаться под угрозой. Для окончательного освобождения Ленинграда потребовался еще один долгий год. Исключительное значение имела Курская битва летом 1943 г. Из группы армий «Север» немцыотправляли под Курск и Орел дивизию за дивизией. А советские войска, наоборот, наращивали силы. В результате против 160 тысяч немцев командование смогло сосредоточить под Ленинградом почти 800 тысяч человек при подавляющем техническом превосходстве. План наступления Красной армии «Январский гром» был разработан талантливо — не встречными ударами двух фронтов, как привыкли уже здесь немцы, а изолированно друг от друга. Немцы могли держать какой-нибудь один участок обороны, но на нескольких у них уже не было сил. В результате немецкие войска потерпели тяжелое поражение и с трудом смогли отступить в Прибалтику. Так завершилась история обороны Ленинграда. На фото - Мясной Бор, где весной 1942 при попытке деблокировать Ленинград погибла 2-я ударная армия.

Но лётчик не стал стрелять в детей. Автор — петербургский историк, переживший ребёнком блокаду Ленинграда, ныне профессор, доктор исторических наук Геннадий Леонтьевич Соболев. По подсчётам доктора исторических наук, профессора Г. Соболева количество захороненных в Ленинграде составило примерно 1 млн. В детстве я прочитал роман «Блокада» Александра Чаковского. Анализируя исторические и литературные источники, я пришёл к выводу: то, что Ленинград оказался в блокадном кольце, виноват не только немецкий блицкриг, но и руководство страны, допустившее непростительные ошибки. Результатом таких ошибок стала гибель более миллиона человек. Сообщали число дивизий на советской границе — 80 дивизий вермахта, а потом ещё 40. Десятки разных сообщений поступали отовсюду. Указывали точный срок наступления: 20-22 июня 1941 года. Всё это известно. Но интересно и другое. Спустя полвека историки решились — опубликованы данные о том, что Красная Армия к началу войны имела превосходство над противником по танкам — в три раза, по самолётам — в два с половиной раза. Армия имела 180 дивизий. С такими силами можно было дать немцам по зубам и погнать их вплоть до Берлина…» с. Получилось, что его провоцировали на упреждающий удар. За первые три недели Красная Армия потеряла 28 дивизий и половину состава 70 дивизий. Фактически Красной Армии не стало. Легенда о внезапности — чистая демагогия, запущенная Кремлём. Как-то пытались оправдать самонадеянность великого корифея. Он, Сталин, не представлял себе, что Гитлер мог перехитрить его, переиграть, оказаться умнее его, гениального провидца — это немыслимо. Можно считать, что Сталин стал жертвой своего культа». Для входа подготовлен 50-й армейский корпус, выделена полицейская дивизия «SS» и службы безопасности «SD». Это 16 сентября. Через несколько часов взят Пушкин. Мы уходим. Немцы за нами. Но, судя по записям в дневниках, Лееб не отказывается от своих намерений. И в Берлине решают — подождать. Ленинград должен сдаться. И мы должны были проиграть эту войну. Ничего, никаких застав не было. Почему они не вошли? Я с этой загадкой окончил войну и жил много лет». Во время отступления Даниилу Гранину пришлось покомандовать 347 стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И. Лебединского, получившего тяжёлое ранение. Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать. Ленинград заминировали. Поэтому Гитлер приказал не штурмовать город, во избежание больших потерь. Изначально блокада не планировалась ни немцами, ни советским руководством. Но поскольку Ленинград взять штурмом не удалось, немцы приняли решение вынудить город сдаться посредством голода. Планировалось, что население за зиму вымрет, и весной можно будет войти в город без потерь. В архивах обнаружили приказ по первой немецкой дивизии, которая была под Петергофом в 20 километрах от центра Ленинграда, о том, что в случае попыток гражданского населения прорыва из кольца блокады, по ним открывать огонь. Что оставалось ленинградцам? Либо победить, либо умереть! Не только наши историки, но и некоторые современные немецкие историки считают блокаду Ленинграда военным преступлением Германии и союзных армий. По архивным немецким документам, немцы планировали применение химического оружия под Ленинградом. Когда германское командование осознало, что захватить Ленинград скорее всего не удастся, количество артиллерийских снарядов, выпущенных по городу, увеличилось примерно в 6 раз. Немцы сбросили несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Тысячи тонн продуктов сгорели. Один ветеран мне рассказывал, как они мальчишки собирали пропитанную сахаром землю, чтобы хоть как-то продержаться. Началась блокада. Население об этом не информировали почти две недели, надеясь, что советские войска скоро прорвут кольцо. Люди не знали о блокаде, военные называли ситуацию «окружением». В осаждённом городе осталось 2 млн. С началом войны добавилось не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних областей РСФСР. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн. Точный учёт не вёлся, и потому общее количество может быть значительно больше. К началу блокады в городе не было достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Доктор исторических наук Юлия Кантор в статье в «Российской газете» 18. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней. Никакого «неприкосновенного запаса» вопреки всем правилам обеспечения жизнедеятельности мегаполиса до войны в Ленинграде не было». Впервые дневник Ольги Берггольц был опубликован лишь в 2010 году. В нём она писала: «Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Это называлось: "Мы готовы к войне". О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи! Правду о трагическом положении в блокадном Ленинграде власти предпочитали не афишировать. Ещё во время войны открылся Музей обороны и блокады, экспонаты для которого собирали сами ленинградцы. Но в 1952 году музей был закрыт в ходе репрессий по "ленинградскому делу". Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов, невзирая на просьбы ленинградцев, не разрешал вновь открыть экспозицию обороны города. Лишь в 1989 году музей вновь начал принимать посетителей. Недавно я побывал в Музее обороны Ленинграда и осмотрел выставку «В награду — расстрел». Директору музея Сергею Юрьевичу Курносову я задал вопрос: была ли блокада преступлением руководства страны или во всём враги виноваты? Несколько лет я жил на площади им. Чернышевского напротив Парка Победы. В годы войны на этой территории находился кирпичный завод, в печах которого во время блокады сжигали трупы умерших. Сколько было сожжено, до сих пор неизвестно. Большинство из них были беженцы, не имевшие ни жилья, ни карточек, и фактически обречённые на смерть от голода и холода. Напротив меня сидел совершенно белый пожилой человек без шапки — наверное, кто-то её взял. Он готов жевать кожу ремня, вываривать клей из обоев, варить засохшие цветы.

Это так? Этого в ходе январских боев достичь не удалось. И практически весь 1943 год шли бои за Синявинские высоты - ключ ко Мге. Бои за них начались еще 15 января в ходе «Искры». И, после того как блокада была прорвана, они продолжались. Согласно советской историографии, конец операции «Искра» - 30 января или 1 февраля. Это не так. Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии. Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта. Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов... Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот. То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го. С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями. Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени! И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике. Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель... Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые. В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята. Так много счастья, и почти не с кем разделить! Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им. Микояна «Ура, ура, ура!! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, Победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь. Ленинградцы дождались желанного дня. Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам».

Кто виноват в блокаде Ленинграда

Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. Фото: РИА Новости/Давид Трахтенб. История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. 18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.

«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде

Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда. Что мы узнали? Блокада Ленинграда — одно из самых длительных сражений Второй мировой войны, она продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Следует запомнить, сколько дней длилось сражение за Ленинград, — 872.

Разве имея такую семейную историю, он может предать память отца и брата?

Конечно, нет. И такая история есть у каждого. Она помогает преодолеть моменты слабости и сомнений. Величие подвига Ленинграда в том, что его совершили гражданские лица — дети, женщины, старики. Они своим несгибаемым примером вдохновляли солдат. Это может быть мотивацией для наших бойцов в зоне СВО: они знают, что происходило тогда, в годы войны, и видят, что происходит сегодня в Донбассе. Они могут себе представить, что могло бы быть, если бы не было этой борьбы», — убежден Стариков. Новость по теме Путин назвал три составляющие победы в СВО Блокада Ленинграда близка к сегодняшним событиям в Донбассе по зверствам нацистов и их сегодняшних потомков, считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. И тогда, и сейчас мы столкнулись с геноцидом нашего народа.

Наша армия защищала и защищает людей, которые работали и старались выжить. Для наших бойцов это не менее важно, чем их собственный подвиг: если мы не победим сейчас, будет то, о чем мечтали немцы со всеми их зверствами и смертями», — считает Журавлев. Сохранение памяти о тех событиях важно и для сегодняшних, и для будущих поколений, считают эксперты. По словам социального психолога Алексея Рощина, «любое событие живо, пока есть живые свидетели». А Великая Отечественная война — это то, что «объединяет коллективное воспоминание всех россиян, которое воспринимается как победа народа», отметил Рощин. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!

Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!

Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли. Нам надо было форсировать Неву, чтобы попасть в Шлиссельбург. И вот на середине Невы нас положили».

Оказалось, что на подступах к Шлиссельбургу был скрытый укрепрайон район, о котором советская разведка не знала. Замысел операции «Искра» был очевиден и для противника. Два фронта должны были соединиться у побережья Ладожского озера. Только немцы думали, что атака начнется с Невского пятачка, где ими все было укреплено и пристреляно за несколько лет. А советские войска основной удар со стороны Невы нанесли севернее.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Некоторые специалисты утверждают, что это число было в разы больше - не менее 1 миллиона человек.

Когда был прорыв блокады Ленинграда? Операция "Искра" проводилась с 12 по 30 января 1943 года, тогда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов приступили к Ленинградско-Новгородскому активному наступлению. Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 15-16 января сражались за отдельные опорные пункты и потихоньку направлялись навстречу друг другу.

Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска с юга и финские с севера замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.

80 лет назад была прорвана многомесячная блокада Ленинграда

18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января. Вопреки распространенному мнению, первая попытка прорвать блокаду состоялась уже на третий ее день.

18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Точное число жертв, принесенных ради создания и работы это трассы, до сих пор неизвестно. Временная железная дорога перестала функционировать только после полного освобождения Ленинграда от блокады. Прорыв ради дороги Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот. В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда.

Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля.

Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима.

Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки.

В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.

Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.

Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей.

Какие им положены выплаты? На какую помощь они могут рассчитывать? В студии: Галина Колосова, первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды».

Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров.

Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему. Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть. То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку.

Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция". Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск. И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена.

Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно. Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся?

Сколько защитников города проживают сегодня в Петербурге? Какие им положены выплаты? На какую помощь они могут рассчитывать?

Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году

Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. 18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий