Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. Очередная выставка русского авангарда на этой площадке. Фотографии из репортажа РИА Новости 05.03.2024: Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы. В Еврейском музее и центре толерантности покажут шедевры русского авангарда.
Цикл лекций «Евреи в Авангарде»
В Еврейском музее и центре толерантности 5 марта прошло открытие выставки «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности предусмотрено два выставочных простанства для временных выставок. В марте экспонируются две: «Энди Уорход» и «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка «Еврейский авангард.
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»: первый день работы выставки
Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. еврейский музей, выставка, еврейский авангард В экспозиции можно увидеть проекции панно Марка Шагала для ГОСЕТа. Еврейские художники в русском авангарде. 1910–1980». Где: Еврейский музей и центр толерантности, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А Когда: с 25 марта по 25 мая 2015 года. Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а.
В Москве открывается выставка об истории создания школы авангардного искусства
Проект знакомит с зарождением и развитием еврейского модернизма как самобытного феномена в мировой истории искусства ХХ века через произведения выдающихся мастеров — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эль Лисицкого, Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Александра Тышлера и других. В экспозицию вошли живописные и графические произведения, архивные фотографии и документы, театральные макеты и эскизы из музейных и частных коллекций, а также скульптуры, воссозданные специально к выставке. Даты работы выставки: 6 марта — 9 июня 2024.
Давид Штеренберг. Импровизированная архитектура дает представление о том, каким образом висели панно в оригинальном здании театра. Так, вертикальные панно-аллегории Драма, Музыка, Танец, Поэзия действительно располагались в простенках между окнами, а над ними под потолком находился длинный узкий фриз с изображением богатого свадебного стола — кульминацией человеческой жизни и счастливым окончанием многих театральных историй. Зал Марка Шагала — часть выставки «Еврейский авангард. Особенно эффектно выглядят макеты театральных декораций, реконструированные по эскизам и фотографиям и позволяющие оценить новаторские искания художников в сфере сценографии. Яркое впечатление в этом разделе производят нехарактерно экспрессивные работы Роберта Фалька для постановки «Ночь на старом рынке».
Завершающий раздел выставки показывает произведения еврейских художников, созданные в 1920-е — последние годы творческого разнообразия и авангардных экспериментов перед формированием «большого стиля» следующих десятилетий. Кто-то из мастеров здесь представлен своими «фирменными» вещами. Например, Эль Лисицкий — знаменитыми проунами и эскизами электромеханического шоу «Победа над солнцем». Кто-то, напротив, еще только ищет свой путь: Александр Тышлер пробует себя в создании абстрактных цветодинамических конструкций, Александр Лабас экспериментирует с кубизмом, а Иосиф Чайков — с аналитической скульптурой. Для большей наглядности кураторы даже реконструируют в натуральную величину утраченные объекты: гипсовые рельефы Чайкова «Швея», «Скрипач» и скульптуры из дерева и металла Марка Эпштейна «Дама в шляпе», «Рабочий».
Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа... Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов?
Выставка «Еврейский авангард» в Еврейском музее: новое искусство в контексте авангарда
Выставочный проект «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» начнет работу 5 марта. Об этом сообщила пиар-служба Еврейского музея и центра толерантности. В Еврейском музее и центре толерантности покажут шедевры русского авангарда. Выставка «Еврейский авангард» в Москве. В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий. МОСКВА, 6 мар — РИА Новости. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Еврейский авангард. До 9 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Еврейский авангард.
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку русского авангарда
В результате выставка получилась яркой и настоящей», - заявил Александр Клячин. В музейных залах представлено 98 работ самых известных русских авангардистов, переданных из собрания российских музеев и частных коллекционеров. Впервые после инцидента в Ельцин Центре выставляется картина Анны Лепорской «Три фигуры», безликим персонажам которой ранее были пририсованы глаза. По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. Гендиректор музея подчеркивает, что центральной фигурой каждой из проведенных экспозиций остается Малевич. Неудивительно, что и текущая выставка названа в честь трактата основоположника супрематизма о парадигме беспредметного искусства. Кураторы предлагают посетителям окунуться в искусство авангарда через призму Льва Юдина, ученика Малевича. Главная нить повествования истории развития новаторского искусства позаимствована из дневников Юдина.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», посвящённая еврейскому модернизму — одному из ярких явлений в искусстве ХХ века. После революции 1917 года талантливые еврейские художники и литераторы сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время в еврейской культуре начался период национального подъема. Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие художники, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее. Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г. Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г.
Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер. В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г. Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого. Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке. Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма. Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки.
Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков. Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным". Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества. Обладавший сильной художественной энергетикой, погруженный в экзистенциальные проблемы, живописец Никритин писал полотна, вопиюще противоречащие всему строю крепнувшего тоталитаризма. Обнаженная экспрессия "Кричащих женщин", мрачного кафкианского "Суда народа", метафизический пафос картины "Старое и новое" заставляют и сейчас признать справедливым за исключением, пожалуй, единственного слова - "классовая" высказывание одного из его гонителей: "Это классовая атака против советской власти". Группа проекционистов - за исключением самого Никритина - составила ядро нового объединения, заявившего о себе менее чем через год: в апреле 1925 г.
В названии общества полемически утверждался главный смысл деятельности его инициаторов - создание живописных станковых произведений, картин. Борьба против картины, нерв дискуссий и диспутов художественной жизни раннесоветских лет были обусловлены мировоззренческими установками производственников, конструктивистов, отрицавших живопись как таковую. В лице членов нового общества станковое искусство обрело молодых приверженцев: остовцы отводили картине высшую ступень в художественной иерархии видов и жанров, делали ее "царицей искусства", квинтэссенцией образного постижения и претворения мира. Фигуративная, ассоциативно-образная живопись остовцев в определенной мере была реакцией на внеличностную, антипсихологическую, дегуманизирующую сторону радикального авангарда. Но радикализм новых станковистов был таким же бескомпромиссным: в глазах наследников беспредметного искусства единственной высшей формой творческой деятельности являлся художественный образ, воплощенный традиционными живописными средствами. Как известно, в 1920-е годы в Европе повсеместно совершился поворот к фигуративному искусству реалистической ориентации; в исторической перспективе искания и достижения остовцев полностью вписывались в этот общеевропейский процесс, - правда, с неизбежными модификациями, обусловленными советской социально-общественной ситуацией. Он всегда был сторонником станкового искусства, полагая его оплотом культурных ценностей и высокого профессионализма. Пуристические натюрморты и композиции Штеренберга соединили уроки его французских лет с пластическими завоеваниями, ведшими свою родословную от крайне левых экспериментов в русском авангарде: изощренные фактурные разработки опосредованно свидетельствовали о внимании автора к татлинской "культуре материала", а чистота и пустынность больших цветовых плоскостей его полотен хранила воспоминание о геометрической строгости супрематизма. Творчество Штеренберга, манифестирующее традиционные достоинства станковой картины, по праву служило знаменем ОСТа.
Члены общества, одинаково ценя качественные критерии в изобразительном искусстве, успешно вели каждый свою тему в пространстве фигуративной живописи. Оба они, пройдя через базисную формально-аналитическую школу авангардизма, вернулись к композиционной фигуративно-образной живописи, способной выразить разнообразные и сложные смыслы, укорененные во многих сферах человеческой культуры. В своих полотнах Лабас опоэтизировал урбанистически-техницизированный новый быт, не избегая символически-метафорических обобщений. От авангардистского мироощущения он унаследовал пристрастие к новизне как безусловно положительному, прогрессивному феномену; восторг художника перед возможностями человека, рожденными эрой воздухоплавания, заставлял вспомнить об энтузиазме итальянских и русских футуристов, фетишизировавших технику, машину. Собственно живописные задачи - воплощение динамики, ритма, стремление воспроизвести огромную панораму, открывавшуюся с высоты полета рукотворных птиц, - сформировали индивидуальную манеру Лабаса: элегантность, легкость, эскизность рисунка, "вкусность" красочных симфоний его холстов говорили о приверженности французской художественной традиции с ее приоритетом колоризма. Входя в круг проекционистов, на 1-й дискуссионной выставке он экспонировал наряду с отвлеченно-аналитическими композициями "Цветоформальное построение красного цвета", "Цветодинамическое напряжение в пространстве" и т. В ОСТе дарование Тышлера расцвело свободно и пышно. По мифотворческому потенциалу своего искусства молодой живописец был сравним разве лишь с Марком Шагалом - художником, которого боготворил много позднее именно Тышлер, подвергаясь немалой опасности, спас шагаловские панно после разгрома Государственного Еврейского театра, собственноручно доставив их в Третьяковскую галерею. Его творчество, как и шагаловское, выросло на впечатлениях детства, детства мальчика из небогатой семьи ремесленника-еврея в черте оседлости.
Визионер, рассказчик-фантаст, Тышлер сумел соединить в своих магических картинах иррационально-интуитивные и конструктивные начала; в его холстах, рисунках, литографиях столь полно, столь счастливо сочетались мудрость и детская наивность, мягкий юмор и трагичность, лукавая ирония и скорбь. Еврейскую органику этого удивительного живописца, сказывавшуюся в этническом темпераменте, неуловимо-неискоренимой специфической окраске мироощущения, порожденного всей национальной историей, - никто не властен был истребить, даже он сам. В значительной степени именно эта органика и привела к тому, что Тышлер стал самым одиозным, самым преследуемым живописцем ОСТа - хотя и Штеренбергу, и Лабасу, и Шифрину, и другим пришлось вынести и пережить немало. Социально-общественная ситуация 1920-х исподволь вела к тому, что все чаще и гуще в художественную жизнь вплетались политические мотивы. Художники ОСТа, наследники авангарда революционного искусства, подчинявшиеся имманентным законам художественных процессов, оказались удобной мишенью для обвинения в оппозиционности к революции и диктатуре пролетариата. Официально ОСТ просуществовал до 1932 г. Из объединения вышли живописцы, четко осознавшие к тому времени свое предназначение быть верными помощниками и проводниками партийной идеологии: они образовали "Изобригаду" "Бригаду художников". В "египетском плену" социалистического реализма - такое название установилось за художественным стилем советской разновидности тоталитаризма - уцелеть довелось самым стойким. Среди них были художники разного национального происхождения.
Однако хочется думать, что для Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Никритина - их индивидуальность не смогла раздавить вся государственная махина - существование в условиях беспросветно-лучезарного официального искусства было хоть в какой-то степени облегчено благотворным генетическим опытом, национальным опытом еврейского народа по выживанию, скрытому противостоянию и способности сохранить свою целостность в условиях, когда возможностей спастись, кажется, нет. Художественное наследие советской эпохи облечено ныне в упрощенную и схематическую концепцию "великой утопии" тоталитарного искусства: тем большую ценность приобретает "другое искусство", искусство сопротивления - его творцами были мастера, сумевшие в условиях торжествующего тоталитаризма не предать ни себя, ни своего земного предназначенья. Вкладу художников еврейского происхождения в русское искусство была посвящена отдельная выставка, проведенная в Музее Израиля в Иерусалиме в июне 1987 года куратор Рут Аптер-Габриэль. Tradition and Revolution. Jerusalem, The Israel Museum, 1987. Школьник Иосиф Соломонович 1883 - 1926 - живописец, график, театральный художник, художественный деятель. Учился в Одесском художественном училище, затем в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств. В 1908 г. Кульбиным, пропагандистом новых направлений в искусстве.
В конце 1909 г. Школьник стал секретарем этого общества, редактором ряда изданий, автором статей в двух сборниках "Союза молодежи" оба СПб. Одной из самых известных работ Школьника стало оформление совместно с П. Филоновым и О. Розановой трагедии "Владимир Маяковский", поставленной в "первом в мире театре футуристов" в декабре 1913 г. В 1917 г. Школьник сыграл большую роль в создании Союза деятелей искусств в Петрограде. В 1918 г. С 1919 г.
Школьник состоял профессором-руководителем декоративного класса петроградских Государственных свободных художественных мастерских. Произведения И. Школьника, одного из ведущих мастеров петербургского авангарда, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее Москва. В общество входили В. Бурлюки, К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин, П. Филонов, И.
Школьник и др. Было выпущено три номера журнала-альманаха "Союз молодежи" 1912-1913. Руководители "Союза молодежи" придерживались линии умеренного новаторства; на выставках объединения было представлено все многообразие течений в русском авангарде - от постимпрессионизма до беспредметничества. В результате внутренних конфликтов "Союз молодежи" распался в 1913 г. В марте - апреле 1917 г. Жевержеев и И. Школьник - пытались возродить общество, но его новая жизнь была краткосрочной. Тепер Иосиф Наумович 1886 - после 1921 - живописец, график. В 1910-е годы жил в Париже, участвовал в художественной жизни русской колонии.
Совершил путешествие в Палестину. После революции поселился в Москве, участвовал в деятельности Московского отделения Еврейского общества поощрения художеств, выставлялся на выставке художников-евреев. Был сотрудником Наркомпроса. Луначарский отметил в своей статье: "В одесском художественном училище он пробыл всего один год, а затем поехал за границу. Был он в разных странах. Прожил некоторое время в Палестине". Затем в статье критик описал несколько работ, созданных в Палестине: "Пейзаж, сделанный художником около Иерусалима" и др. Луначарский А. Об искусстве.
Тугендхольд Яков Александрович 1872-1928 - художественный критик; в 1905-1913 гг. О нем см.
Лисицкий вместе с Рыбаком совершил путешествие по Волыни и Подолью, в результате которого появились хорошо известные рисунки, картины, литературные произведения: свое восхищение творениями рук предков художники стремились выразить с помощью нового пластического языка. В эти же годы усилилась организационная активность деятелей еврейской культуры; возникшие незадолго до революции Еврейское литературно-художественное общество им. Переца, Еврейское общество поощрения художеств с филиалами в Петрограде, Москве, Киеве и Харькове развернули многогранную работу. Совершившиеся в 1917 г. Уничтожение черты оседлости, снятие всех и всяческих запретов и ограничений обусловило небывалую активность деятелей еврейской культуры. Как по волшебству возникли Еврейский камерный театр Петроград - Москва , Еврейский Народный университет, Московский кружок еврейских литераторов и художников; были проведены выставки художников-евреев, налажена плодотворная издательская деятельность, продолжила работу Культур-Лига в Киеве и т. Родилась мощная иллюзия многообещающей зари грядущего, очень близкого расцвета новейшего еврейского искусства - он логично проистекал, опирался на огромную работу, проделанную ранее российской еврейской общественностью.
На самом деле это был зенит, апогей развития еврейской культуры в России, последний вольный взлет перед длительным и трагическим процессом ее истребления, нивелирования. Пришедшая к власти большевистская партия поначалу нуждалась в расширении и углублении сфер идеологического воздействия и широко использовала в пропагандистских целях тезис самоопределения и культурного развития наций - затем идеи национального самоутверждения, объективно мешавшие созданию "единого советского народа", стали исподволь искореняться, удушаться. Справедливым, однако, будет сказать, что у этого болезненного процесса растворения, размывания национального искусства были не одни лишь внешние причины социально-общественного порядка. Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России - права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определенную власть. И, несмотря на то, что многие ключевые посты в Отделе Изо Наркомпроса 15 занимали русские авангардисты еврейского происхождения, постепенно все более и более ясным становилось то обстоятельство, что новейшее художественное мышление вовсе не было на стороне концепций цельного, монолитного пластического стиля одного, отдельно взятого народа. Труднейшие проблемы проявились уже на самых ранних ступенях возрождения еврейского искусства. Поиски национальной самотождественности с необходимостью опирались на индивидуальный путь развития художника, на его упорный самостоятельный труд, на эмансипацию личности. И здесь начинали действовать законы развития новейшего искусства, общие для расширившегося мира начала XX века, - к ним не могли остаться слепыми и глухими талантливейшие люди нации.
Со времен Ренессанса неотъемлемой, бережно культивируемой чертой художнической личности был индивидуализм; романтизм XIX века укрепил представление о художнике как личности творца-демиурга; в XX веке утверждение полной автономии художника-индивидуума приобрело гипертрофированные формы вплоть до полного герметизма художественного высказывания с вечными попытками личности спастись, раствориться в коллективном, общем, соборном и т. Острая коллизия между созданием единого национального художественного стиля и сугубо индивидуальным путем развития, приводившим к универсальности творчества, остро ощущалась деятелями еврейского искусства. Вопрос - что есть еврейское искусство вообще и, в частности, что есть новейшее еврейское искусство, - был жгучим, сложным, трудным. Устроители выставок еврейских художников в Петрограде, Москве, Киеве столкнулись с этой проблемой вплотную, и их подход продемонстрировал один из путей ее разрешения. Во внимание была принята одна-единственная объединяющая, неколебимо общая черта - кровное происхождение, этнические корни, гены матери и отца. По принципу национального происхождения и были сформированы большие выставки художников-евреев в 1916-1920 гг. В экспозициях выставок, по существу, был представлен весь спектр и европейского, и российского искусства тех дней: от академическо-натуралистической скульптуры Михаила Блоха и Бернарда Кратко до кубистических, экспрессивных, обобщенно-декоративных работ Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Нины Нисс-Гольдман, Марка Шагала, Иосифа Школьника и других. Особо надо отметить тот факт, что в выставках участвовали художники-авангардисты, до той поры никак не акцентировавшие свое происхождение Баранов-Россинэ, Нисс-Гольдман, Школьник , - из чего следовало, что в них нашел сочувственный отклик призыв коллег-единокровцев, и они посчитали необходимым разделить национальную эйфорию, присоединиться к волне национального восторга. Несколько нарушая хронологию повествования, необходимо остановиться на одной примечательной черте долгожданного расцвета, явленного работами талантливейших людей нации.
Русский авангард, как известно, был знаменит женщинами-творцами - Наталья Гончарова, Елена Гуро, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова не уступали в яркости и силе таланта коллегам-мужчинам. Среди новейших художников-евреев также обращало на себя внимание активное появление женщин-художниц, происходивших, как правило, из просвещенных семей, живших в Петербурге, Москве, крупных провинциальных центрах российской черты оседлости - Киеве, Витебске, Харькове, Одессе. Некоторые из вышеперечисленных художниц - кто раньше, кто позже - уехали из России и осели на Западе Соня Терк прославилась под фамилией Делоне; произведения Хентовой и Шлезингер имели хорошую прессу. Однако в 1910-1920-е гг. Так, скульптор Нина Нисс-Гольдман, жившая в Париже в 1910-1915 гг. Ее статуи и изваяния, равно как и произведения Беатрисы Сандомирской, отличались пластической мощью, не дававшей никаких оснований дискриминировать их как "женские" работы. Софья Дымшиц-Толстая вторая фамилия появилась после ее краткого замужества за известным русским писателем Алексеем Толстым с головой погрузилась в оригинальные опыты с живописью по стеклу. Судьба свела ее с титаном русского авангарда Владимиром Татлиным, чьим единомышленником и преданной помощницей она была в героические годы создания Башни III Интернационала. Стеклянные объемы куба, конуса, шара составляли важнейшую компоненту в идейно-пластическом замысле Башни: именно Софье Дымшиц-Толстой принадлежала "разработка стекол" в знаменитом проекте, оказавшем могучее влияние на процессы формообразования в XX веке.
Возвращаясь к феномену многослойности, многоукладности творческих достижений, явленных выставками художников-евреев конца 1910-х годов, подчеркну, что именно он и являлся предметом анализа и теоретического осмысления критиков. Будучи и творцами, и идеологами новейшего искусства, молодые художники, прошедшие искус новаторских художественных систем, понимали тупиковость пути, замыкавшегося на репродуцировании, подражании, стилизации. Этап любовного проникновения и следования наиболее выразительным внешним чертам народного искусства с необходимостью перерос в этап вычленения "национальной чисто пластической формы", поисков "национального элемента в искусстве", воплощаемого "живописными абстрактными ощущениями, которые раскрываются через специфический материал восприятия". Известно, что беспредметное, геометрически-абстрактное направление являлось самым радикальным, крайне левым течением в русском авангарде. Малевич, наиболее репрезентативная фигура этого направления, разработал систему супрематизма, заключавшуюся в абсолютном отвлечении живописи от конкретно-чувственных образов внешнего мира и конструировании новой реальности. Линия, цвет, плоскость в супрематизме не несли на себе сюжетной, информативной нагрузки, а использовались лишь в их формально-техническом значении. Полный отказ от фигуративного искусства на практике означал редукцию семантической многозначности образов, лишение изобразительного искусства традиционных культурных "нагрузок". Идеология русского авангарда также претерпела значительные изменения на протяжении 1910-х годов, придя от поисков национальной самобытности, противопоставления почвенного "восточного" искусства космополитическому "западному" Ларионов и его единомышленники к формированию интернациональных утопически-мессианских концепций футуристы, Малевич, Татлин, конструктивисты. Ярко выраженный мессианский дух русского авангарда революционных лет нашел глубинный отклик у художников еврейского происхождения, будучи органично родственным, близким национальному менталитету.
Мессианские идеи авангарда с неизбежностью были увязаны с другой, не менее существенной интенцией, - стремлением донести свет своих откровений до всего человечества, невзирая ни на какие социальные и национальные различия. Художники-авангардисты с большим энтузиазмом приступили к проектированию и созданию утопического "нового мира", прекрасного и единственного для всех обитателей планеты; они полагали возможным осчастливить людей посредством слияния искусства и жизни, путем устройства действительности по гармоничным законам эстетической деятельности. Первым мероприятием, окрылившим многих художников, стали декоративно-оформительские работы в честь первой годовщины Октября, повсеместно проведенные в российских городах и весях, - тогда создалось впечатление, что объективную реальность так же легко переделать в "правильную" и "справедливую", как заставить обширные городские пространства принять вид ярких театральных декораций. Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи. Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз". Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т. Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер.
Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров. С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал. Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной. Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния. В процессе созревания нового стиля возникла настоятельная потребность в интеграции выразительных приемов и средств каждой из этих концепций. Талантом, сумевшим синтезировать все необходимые для нового стиля черты, был именно Лисицкий. Лисицкий нащупал возможности перевода супрематизма из плоскости в предметно-пространственный мир - в 1919-1920 гг.
Именно не считаясь, что и придавало таланту Эль Лисицкого уникальные интегрирующие качества. Для него важнее были не границы подчас полярных течений, а то, что их объединяло; причем мощный синтезирующий склад пластического дарования Лисицкого проявлялся не только на стилеобразующем, формообразующем уровне, но и на уровне семантическом. Ему было даже под силу создать убедительный синтез художественных приемов двух непримиримых антагонистов, Марка Шагала и Казимира Малевича, - иллюстрация Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга "6 повестей о легких концах" 20 с парадоксальным монтажом "наивных" рисунков и его собственных картинок к "Супрематическому сказу про 2 квадрата" доказывает это с полной очевидностью. Художник синтезирующего, интегрирующего дарования, Эль Лисицкий работал во всех видах и жанрах искусства, что имело большое значение на этапе формирования интернационального стиля XX века. В разных сферах творчества он с успехом создавал убедительные по художественному качеству произведения, несмотря на то, что в них были как бы перемешаны свойства и черты различных пластических стилей. Характерно, что многим мастерам в ту эпоху была более свойственна приверженность определенной художественной системе - и поэтому художники-интеграторы воспринимались и коллегами, и критиками, и теоретиками как всеядные "стилизаторы", "эклектики", беспринципно использующие в своих произведениях элементы различных стилеобразующих концепций. Не избежал таких упреков и Эль Лисицкий - хотя теперь, в перспективе времени, ясно, сколь велика была его заслуга в становлении художественно-пластического облика нашего столетия. О синтезирующих, интеграторских особенностях художественного мироощущения речь заходит и в случае "химии" Марка Шагала, и при анализе сложной, многоликой природы дарования Натана Альтмана, и в случае "многовалентного" таланта Эль Лисицкого. Сам собой напрашивается вывод, что именно в этом поразительном феномене заключалась национальная специфика, неуловимое и могучее свойство национальной природы, национального менталитета - способность синтезировать, объединять, сплавлять разнохарактерные, полярно ориентированные концепции и пластические идеи в убедительнейшее художественное целое, обогащающее в конечном итоге и мировое, и региональное, и национальное искусство.
В разной степени чертой интеграционного дарования обладали также Давид Штеренберг, Роберт Фальк, Иосиф Чайков - следует отметить, что такое свойство национального гения выделялось в качестве основополагающего в их искусстве многими критиками, внимательно следившими за развитием национальных тенденций. Благодарными учениками витебского патриарха Ю. Большинство из них поступило в Витебское Народное художественное училище, созданное в 1918 г. Марком Шагалом; здесь они продолжали работать с полным доверием к образно-фигуративному искусству. Пророк супрематизма Казимир Малевич, прибывший в Витебск по инициативе Лисицкого в ноябре 1919 г. Отряхнув прах фигуративно-сюжетного искусства, черпавшего свои образы из окружающей жизни а она неизбежно несла на себе печать национального быта и бытия , они обратились к изучению новейших систем в искусстве, от кубизма до супрематизма, по формулировке самого Малевича. Группа Уновис Утвердители нового искусства , сформировавшаяся в 1920 г. Очевидно, процесс "денационализации" искусства происходил не так гладко в пэновском, шагаловском Витебске - ибо Малевич, никогда до сей поры не высказывавшийся по поводу национальных проблем, счел необходимым заявить в манифесте УНОМ: "... Они продолжили традиции наставника и в том, что стремились теоретически осмыслить свои творения - осенью 1920 г.
Хидекель - автор ряда супрематических полотен, рисунков, проектов, статей и теоретических разработок - впоследствии все свои усилия посвятил архитектуре. Супрематические полотна и рельефы Чашника, одного из самых талантливых последователей Малевича, являлись своеобразными моделями, проектами, лабораторными разработками небывалых конструкций, предвосхитивших новую космическую эру в истории человечества. Синтезирующая компонента дарования Чашника позволила ему создать произведения, в которых, с одной стороны, были интегрированы принципы контррельефов Татлина, с другой - метафизические откровения супрематической живописи Малевича. Но в те годы большинство из них были восторженными адептами новых систем в искусстве - даже 50-летняя Цивия Розенгольц с успехом писала кубофутуристические работы. Нина Коган в Витебске создала один из первых в мире перформансов; за отсутствием жанрового определения он был назван "супрематический балет". Суетина, Хидекеля, полотна Хаи Каган выказывали ее внимательное и бережное отношение к плоскости; работы одаренной витеблянки отличались также тонкостью и живостью колорита. Впоследствии она работала под руководством Малевича в петроградском Государственном институте художественной культуры; деятельность Хаи Каган в качестве художницы Ленинградского фарфорового завода придала новые качества ее абстрактному геометризму - кагановские полотна и росписи по фарфору синтезировали супрематические уроки и сочную нарядность европейского Арт Деко. Заключительный этап русского авангардизма обнаружил его органичные видоизменения - наступил черед отрицания предыдущего формально-аналитического пути. Витебск и его художественная жизнь и тут могли послужить моделью общих сложных процессов.
Часть учеников Малевича, упорно овладевавших новыми системами в искусстве, не чувствовали себя удовлетворенными строгим, без-образным, умозрительным абстрактным искусством. Приехавший в Витебск Роберт Фальк с его живописным сезаннизмом и почитанием натуры оказался для многих из уновисцев гораздо привлекательнее. Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее. Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г. Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г. Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер.
Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее
Мы показываем то время, картины как бы взглядом самого Юдина, художника, который был очень тонким, чувствующим человеком, искренне любившим Малевича, несмотря на его трудный характер, стремление быть во всем главным. И в этом, на мой взгляд, оригинальность нашего проекта. Не говоря уже о том, что в экспозиции представлены уникальные работы, которые мало кто видел и мало кто знает. В процессе работы над выставкой мы делали открытия, может быть, не очень важные в глобальном смысле, но для нас они имели определяющее значение, и именно радость этих открытий мы сегодня надеемся разделить со зрителями». Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС «Утвердители нового искусства» в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики. К выставке издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик Государственный Русский музей и Татьяной Горячевой Государственная Третьяковская галерея. В рамках выставочного проекта в Еврейском музее пройдет серия образовательных и просветительских мероприятий для взрослых и детей, а также специальная инклюзивная программа.
В 1920 году советская власть принудительно «коммунизировала» Центральный комитет Культур-Лиги в Киеве, поставив туда только представителей большевиков или еврейских секций Компартии. Некоторые перебрались в Москву, так местный филиал фактически стал руководящим. Все это крутится вокруг особняка.
Став импровизацией сразу и на тему московского здания Культур-Лиги в Леонтьевском переулке, и на тему располагавшегося неподалеку помещения ГОСЕТа в Большом Чернышевском сейчас — Вознесенском , раздел посвящен реконструкции выставки Альтмана, Штеренберга и Шагала 1922-го и шагаловскому оформлению ГОСЕТа с циклом «Введение в еврейский театр» оригиналы остались в Третьяковке, вместо них показаны проекции. Завотделом Изо Наркомпроса Давид Штеренберг, прошедший парижскую прививку новым формотворчеством, в натюрмортах, характерных какою-то фирменно штеренбергской застылостью, скрещивал медитацию на тему повседневности с керосиновой лампой, с губкой и мылом — с выходом в объем, всеми этими фактурными элементами, которые словно пытались додумать экзерсисы кубистов с коллажами и аналитически-синтетическим видением. Альтман, как будто давным-давно, а всего-то в 1915-м изящно стилизовавший кубистическими сломами портрет Ахматовой, теперь стал лапидарнее и резче, перешагнул через кубизм и усвоил супрематические веяния, вооружившись которыми писал то беспредметную «РСФСР», то «Россию.
Бурное развитие нового течения сопровождается появлением художественных объединений. Основная идея -- тотальное объединение всех неакадемических художников, включая современные ему художественные направления: от символизма и футуризма до радикального авангарда. Благодаря финансовой поддержке молодого мецената Левкия Жевержеева художники получают возможность реализовывать самые смелые новаторские проекты. Исторические катаклизмы приведут к забвению многих художников и утрате их работ. А предыдущая была более ста лет назад.
Можем ли мы говорить о возрождении интереса к авангарду у российской публики? Авангард был запрещен в Советском Союзе - это послужило одной из причин, почему на него мало обращали внимания. И в этом есть определенный смысл. Мне кажется, в нашей стране интерес к авангарду вернулся в последние лет десять, и, на сегодняшний момент, есть впечатление, что все события, касающиеся этого направления в искусстве, вызывают неизменный ажиотаж. Хотя, конечно, его не сравнить с очередями на Серова. Но посещаемость авангардных выставок, однозначно, сильно выросла.
Ведущие мастера, среди которых — Марк Шагал, Натан Альтман, Эль Лисицский, Давид Штеренберг — занимались адаптацией открытий модернизма к собственному уникальному стилю, активно сотрудничали с театрами, организовывали крупные выставки и задавали направления дальнейшего развития искусства. Именно об этом, а ещё — о частных экспериментальных проектах, например, о новаторстве кубистических композиций Лабаса и исследованиях цветодинамических конструкций Тышлера, рассказывают в Еврейском музее. Для этого собрали больше сотни живописных полотен и графических произведений разных мастеров, в том числе — из коллекций ГМИИ им.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие
В первом зале представлен художественный этнографический материал: еврейские лубки, молитвы, амулеты, а также детские флажки-раскраски для празднования Симхат Торы. И тут же мы наблюдаем, как органично эти народные темы входят в печатную графику и живопись молодых художников. Отдельного внимания заслуживают автопортрет восемнадцатилетнего Натана Альтмана, предоставленный на выставку потомками мастера, и его очаровательные эскизы городских вывесок. Эти эскизы юноша рисовал перед комиссией лучших маляров города Бердичева для получения диплома ремесленника. Подобный документ дал ему право покинуть территорию черты оседлости и перебраться в столицу. В этом же пространстве представлены собранные из разных уголков страны редкие натюрморты малоизвестного, но очень любопытного еврейского художника — Якова Паина. Яков Паин. Самым крупным и важным сообществом 1920-х годов стала «Культур-Лига», которая поддерживала образовательные, издательские, литературные, театральные и, конечно, художественные проекты.
Центральный раздел экспозиции посвящен одному из важнейших достижений художественного отдела «Культур-Лиги» — московской выставке 1922 года, в которой приняли участие три самых знаменитых еврейских художника-авангардиста того времени — Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. Интересно, что архитектура выставочного пространства воспроизводит не только оригинальное трехчастное деление выставки 1922 года каждому мастеру было выделено свое помещение , но и реконструирует фасад и стены не сохранившегося здания в Леонтьевском переулке. Таким образом, современный зритель может совершить путешествие во времени на сто лет назад — и прогуляться по выставочным залам прошлого.
По словам Гадас, залы максимально приближены к проекту 1922 года, но неточности всё равно неизбежны. Дело в том, что каталог, как и все каталоги того времени, не был полным: там указаны названия, но нет, например, размеров работ. Но зато все художники расположены в том же порядке, в каком они и были собраны. Живопись Шагала с выставки 1922 года представлена проекцией — Третьяковская галерея не смогла предоставить его картины Еврейскому музею. Для них эта сложность связана с тем, что нужно искать замену.
И мы решили, что вполне приемлемой подачей будут проекции. Конечно, мы могли бы взять поздние работы Шагала, но они не вписывались во временной контекст нашей выставки, — объяснила куратор. В создании проекта приняли участие в том числе ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частные коллекционеры. На первое место в экспозиции мы вывели многообразный эстетический и визуальный мир эпохи во всей широте авторских стилей и сложных форм — на границе между классическим и абстрактным искусством, — отметил гендиректор Еврейского музея Александр Борода. Как рассказала Мария Гадас, работы Давида Штеренберга никогда не выставлялись в том составе и в том количестве, которое оказалось в музее. Но до этого никак не доходят руки.
Завершают экспозицию произведения, которые показывают, как тенденции авангарда постепенно ослабевают, а искусство еврейских художников интегрируется в советский «большой стиль».
Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Сегодня, как и 100 лет назад, опыты авангарда невероятно интересны зрителям и художникам. Выставка раскрывает тему русского авангарда как мозаики, которая вобрала в себя несколько культурных кодов, связанных с разными этносами и традициями. В рамках выставки мы делаем фокус на художниках, которые реализовывали себя через восприятие и переосмысление национального искусства с помощью нового живописного языка — языка авангарда.
Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Зрители познакомятся с периодом искусства ХХ века, когда ведущие еврейские художники и другие авторы, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Отдельный зал экспозиции будет посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса , цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов Эль Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского большого стиля.
Читайте также
- Еврейский авангард - жизнь и искусство « Израиль в лицах
- Почему мы раскрашиваемся. Манифест футуристов
- В Москве откроется выставка об эволюции еврейского авангарда в России
- «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие"
«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве — Большой город | Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. |
В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов | Новости компаний. |
Проект "Еврейский авангард" открылся в Еврейском музее и центре толерантности | Новая выставка в Еврейском музее и центре толерантности, посвященная эпохе русского авангарда, имеет все причины называться главной московской выставкой не только недели. |