Просмотрите доску «Эмоциональный интеллект» пользователя Elvira Sultanova в Pinterest. Просмотрите доску «Эмоциональный интеллект» пользователя Rafik в Pinterest. Эмоциональный Интеллект Набор Векторов и Иллюстраций. Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей.
Эмоциональный интеллект: как камеры охотятся за нашей реакцией и улыбками
Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник» | это способность эффективно разбираться в. |
9 Развиваем эмоциональный интеллект. ideas | face and body, senses, chart | Эмоциональный интеллект картинки инфографика ребенка тест книга игры фото картинка тест на эмоциональный интеллект цитаты детей задания Гоулман дети схема эстетика чек лист карточки эмоции чувства любовь разум и чувства. Посмотрите больше идей. |
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой) — Кинжал | Сегодняшний гость подкаста «Читаем и рассуждаем» — Ольга Федорова-Белошицка, специалист по эмоциональному интеллекту. |
Идеи на тему «Эмоциональный интеллект» (19) в 2024 г | эмоциональный интеллект, мудрость, мысли | Эмоциональный интеллект картинки инфографика ребенка тест книга игры фото картинка тест на эмоциональный интеллект цитаты детей задания Гоулман дети схема эстетика чек лист карточки эмоции чувства любовь разум и чувства. Посмотрите больше идей. |
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком | Психоаналитик Татьяна Панченко: "Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере. |
Эмоциональный Интеллект Набор Векторов и Иллюстраций
Эмоциональный интеллект рисунок. Концепцию эмоционального интеллекта психологи разработали ещё в 80-х, пытаясь объяснить, почему умные люди (такие, как Лиза Новак) иногда делают очень, очень глупые вещи. Expand Menu. Контакты. Эмоциональный интеллект картинка для презентации. Фото 4. это способность эффективно разбираться в. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Фото: Эмоциональный интеллект иллюстрация
- Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)
- Вам может быть интересно
- Бизнес-тренер Радина: без эмоционального интеллекта нельзя стать руководителем
Управление эмоциями других (62 фото)
Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживающие счастливую жизнь. Современный мир полон стрессовых ситуаций, со многими из них трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе ученики могут встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома — родителей. Даже ровесники испытывают друг друга на прочность, ставят в ситуации выбора, и нередко возникают конфликты. Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.
Даже ровесники испытывают друг друга на прочность, ставят в ситуации выбора, и нередко возникают конфликты. Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, запутывается в своих чувствах.
И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает? Продиагностировали себя. Библиотекарь натолкнула участников лаборатории на вопрос: «А можно ли развить эмоциональный интеллект или улучшить?
Психолог Елена Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта: Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах. Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам».
Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их. Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями. Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат. Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ.
Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта. У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла.
Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение.
Ответы на эти вопросы и краткие интервью участников — в ролике. Последние записи:.
Немного про эмоциональный интеллект
Источник фото: Фото редакции Помимо эмоционального интеллекта, важным фактором являются общий интеллект, коммуникативные навыки и умение справляться со стрессом. Однако недостаточно развитый эмоциональный интеллект не означает, что у человека обязательно возникнут проблемы, подчеркивает специалист. Психологические исследования подтверждают, что эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни человека, помогая ему успешно взаимодействовать с окружающим миром, избегать конфликтов и добиваться поставленных целей.
Записывайте и анализируйте свои эмоции Для этого можно вести дневник, создавать заметки на смартфоне или даже пользоваться специальными приложениями, которые помогут отслеживать ваше эмоциональное состояние. Фиксируйте особое внимание на сильных чувствах и переживаниях, старайтесь их понять, задавайте себе вопросы и честно на них отвечайте: Что конкретно я чувствую? Почему я это чувствую? Мои эмоции связаны больше с внешними событиями, или с внутренними факторами? Если второе, то с какими? Находите свои триггеры — слова, поведение или ситуации, которые вызывают у вас яркие эмоции. Пытайтесь понять, почему именно вас так задевают эти факторы. Например: Меня бесят такие слова и выражения.
Я раздражаюсь, когда вижу беспечного человека. Я злюсь, если кто-то пытается критиковать меня или оспаривает мою позицию. Источник: Яндекс-картинки Источник: Яндекс-картинки 2.
Прислушайтесь к себе — как эмоция отзывается в теле? Как вы чувствуете страх, радость, гнев на физическом уровне? Выявите связи между эмоциями и поступками Следующее, что нужно сделать — понять, как то, что вы испытываете, влияет на поведение. Например, вы пытаетесь обвинить в чем-то собеседника, когда сами чувствуете вину, или хотите справиться с беспокойством при помощи еды. Это неверные стратегии, и осознав, какими эмоциями они вызваны, вы сможете их изменить. Наблюдение за эмоциями Как вы уже знаете, никакие эмоции нельзя игнорировать — ни положительные, ни отрицательные.
Попробуйте понаблюдать за тем, что вы чувствуете в течение дня. Заведите специальный блокнот или записывайте свои наблюдения в ежедневник, например, каждые три часа. С чего началось ваше утро? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние к обеду? Если да, что стало тому причиной? Наблюдая за собой в течение долгого времени, вы сможете лучше себя понять. Поймите, что нет неправильных эмоций Все, что мы чувствуем, имеет полное право на существование! Важно проживать эмоции, правильно их выражать и понимать, чем они вызваны. Не нужно винить себя за вспышку гнева на работе — куда полезнее будет понять, что послужило ее причиной, и подумать, как можно было бы выразить этот гнев в рамках ситуации.
Выбирайте достойные поведенческие модели Еще один способ, как можно применять и тренировать эмоциональный интеллект — анализировать модели своего поведения и менять их на более выигрышные. Например, если вы регулярно вступаете в споры даже там, где их может не быть, подумайте, что к этому приводит. Скорее всего, выбор другой стратегии поможет вам выражать свои чувства более достойно в этой ситуации. Прокачивайте способность к эмпатии Эмпатия — один из компонентов, которые составляют высокий эмоциональный интеллект. Что это такое? Простыми словами — способность сопереживать другому, не оставаясь в стороне от его эмоций. Попробуйте вновь поставить себя на место другого и почувствовать его боль или радость. Постарайтесь выражать свое сочувствие и поддержку искренне — если же вы не чувствуете в себе способность это сделать, можно просто поговорить о ситуации или дать собеседнику выговориться. Следите за соответствием слов и мимики Отчасти этот способ развития EQ относится к предыдущему.
Если вы не чувствуете какой-то эмоции, не нужно пытаться ее изобразить. Лучше прямо сказать собеседнику о том, что вы чувствуете — например, вы устали и расстроены, поэтому не можете в полной мере его поддержать. Станьте открытым к диалогам с другими людьми Постарайтесь стать внимательным собеседником и относиться к другим непредвзято. Слушайте людей, пытайтесь понять их чувства и аргументацию. Научитесь прямо говорить и о своих эмоциях — это поможет выстраивать более успешные коммуникативные стратегии.
Например, люди, которые рождаются слепыми и никогда не видели лиц, показывают типичные для основных эмоций выражения лица. Хотя, конечно, не все люди испытывают одни и те же эмоции на один и тот же цвет, большинство людей находят красный и оранжевый возбуждающими, а синий и пурпурный — успокаивающими. А серый, коричневый, черный и белый, как правило, вызывают эмоциональное притупление. Исследования показывают, что дети, игравшие в оранжевой комнате, были более доброжелательными, проворными, творческими и менее раздражительными, чем дети, игравшие в комнатах с белыми, коричневыми и чёрными стенами.
Это может свидетельствовать о том, что способ выражения эмоций взрослого человека формируется воспитанием матери в раннем детстве.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
эмоциональный интеллект | Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. |
20 FREE Emotional Intelligence Images [For You] | Скачивайте иллюстрации Эмоциональный интеллект в PNG, SVG, GIF, JSON, AE. |
Эмоциональный интеллект: почему важен, как развить, советы психологов
Изображение Немного про эмоциональный интеллект в соцсети TenChat. Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта, эксперт в области развития и управления персоналом Елизавета Радина 29 августа рассказала, что развитие эмоционального интеллекта является основной для достижения успеха. Познавательную лабораторию «Эмоциональный интеллект» провели в Библиотеке № 2 имени А.А. Гришина (ул. Мира, 31). Browse 4,220 incredible Emotional Intelligence vectors, icons, clipart graphics, and backgrounds for royalty-free download from the creative contributors at Vecteezy! Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них.
Интеллект картинки
развивайте эмоциональный интеллект#нейронауки #психология #мышление #рекомендации #хочуврек #sidorov_format. Ищите среди тысяч не требующих уплаты роялти Эмоциональный Интеллект готовых изображений и видео для своего следующего проекта. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Психологи показали, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта и получившие университетское образование способны быстрее распознавать фейковые новости и не попадаться на их удочку.
Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
Красивые картинки из 60 штук по теме:Эмоциональный интеллект картинки для презентации. Смотрите онлайн, или можете скачать бесплатно классные фото высокого качества. Найдите последние новости, видео и картинки по эмоциональному интеллекту и ознакомьтесь с последними обновлениями, новостями, информацией от Агентство Mera четвертый год подряд разбирается, как эмоциональный интеллект (ЭИ) помогает брендам выразить свою уникальность и выстроить прочные связи с аудиторией. Download 9,961 Emotional Intelligence Vector Illustrations to enhance your design projects.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Это также может означать общую способность к обучению и приспособлению к новым ситуациям. Существует множество определений интеллекта, исследования на эту тему продолжаются уже много лет. Однако, большинство ученых согласны, что интеллект включает в себя не только способность к решению задач, но и креативность, социальное поведение и эмоциональную интеллектуальность. Интеллект может быть измерен различными тестами и шкалами, такими как IQ-тесты, тесты на способности и т.
Хотя логические способности у него остались прежними, он явно не мог довести задачу до конца и, главное, прийти к какому-то окончательному выводу.
Как подытожил Дамасио: «Судя по всему, дефект проявлялся на поздних стадиях рассуждения, ближе к моменту или в сам момент выбора действия или реакции». Сам же Эллиотт после сеанса, на котором он тщательно просчитал все доступные варианты, сказал: «И все равно я не знаю, как мне поступить! Эмоции составляют существенную часть нашего интеллекта. Но представление о том, что они существуют отдельно, укоренилось настолько глубоко, что во многих научных кругах по-прежнему в ходу.
Люди все так же отзываются о них пренебрежительно и полагают, будто для обоснованного решения необходима холодная голова и полнейшая беспристрастность, — вспомним Чарльза Дарвина с его «аргументами» в пользу и против женитьбы. В плену этой иллюзии мы пребываем со времен древнегреческих философов, которые преклонялись перед рациональными суждениями себе подобных, но гораздо меньше рационализма находили у женщин и еще меньше у животных. Считалось, что женщины сентиментальны, полагаются на интуицию, больше слушаются своего тела и потому в интеллектуальном отношении заведомо слабее мужчин. Мужчины не только не подвержены ежемесячным перепадам настроения, но и, в отличие от всех прочих, способны обуздать свои страсти.
Единственное, что смущало философов и, видимо, смущает многих из них до сих пор: человеческому разуму требуется материальное вместилище. Он не может существовать без тела. Эта приземленность сильно ему мешает, поскольку вдобавок к тому, что тело без конца терзает нас неконтролируемыми порывами и побуждениями, вынуждая думать о том, о чем мы думать не хотим, оно еще и бренно. Как сказано в Евангелии от Фомы: «Но я, я удивляюсь тому, как такое великое богатство поместилось в такой нищете!
Они удалялись в пустыню или ближайшую пещеру, чтобы отрешиться от всех соблазнов плоти, а в итоге мучились бесконечными видениями обильных яств и пышнотелых прелестниц. Это же презрение объясняет, почему богачи — тоже в подавляющем большинстве мужчины — выстраиваются в очередь на посмертное криосохранение мозга. Их мозг будет ждать того дня, когда научно-технологическое развитие позволит «загрузить» его содержимое в компьютер. Уверенные, что тело мозгу не нужно, они платят целое состояние за цифровое бессмертие — за будущее, в котором все, что сейчас содержится у них в голове, можно будет перенести в программу.
В конце концов, сознание — это и есть некая программа, работающая на платформе плоти. Значит, с таким же успехом сможет работать и в компьютере. И неважно, что наука слабо представляет себе, как должно выглядеть сознание без тела. Компьютерная метафора здорово сбивает нас с толку, ведь на самом деле мозг соединен с остальным организмом миллионом разных связей и составляет неотъемлемую его часть.
Человеческое сознание не разделяет тело и мозг, в нем они представлены как единое целое. Поэтому я совсем не уверен, что очнуться однажды в цифровом воплощении — это действительно счастье. Счастье мы ощущаем внутри, «всем сердцем», это физиологическое чувство, которое отсеченный от всей физиологии мозг ощутить, скорее всего, не сможет. Со всеми этими заблуждениями мы сталкиваемся в любой дискуссии об эмоциях у животных.
В привычном представлении свободный человеческий дух почти не имеет биологической основы, сильнее развит у одного пола и кардинально отличается от всего, что возникало прежде. Мы превозносим мозг и верим в «чистый разум», а эмоции, тело и все биологические виды, помимо своего, считаем низменными и примитивными. Эти культурно-религиозные предрассудки прорастали в нас не одну тысячу лет, поэтому искоренить их не так-то просто. И все же нам придется от них дистанцироваться, если мы собираемся всерьез рассматривать эмоции животных как признак интеллекта, а именно к этому я сейчас и перейду.
Животные, как и человек, обладают эмоциональным интеллектом. Под этим популярным психологическим термином в его обычном толковании понимается способность распознавать чужие эмоции, пользоваться эмоциональной информацией и контролировать собственные эмоции для достижения той или иной цели. Я же употребляю его в более широком смысле, подразумевающем взаимодействие эмоций и познавательных способностей. У людей эмоциональный интеллект обычно изучают как индивидуальную особенность.
Одним из нас лучше удается справляться с эмоциональными потрясениями или обращать чувства себе на пользу, другим хуже. Здесь все зависит от воспитания, навыков, психического склада. Когда же дело касается животных, мы рассматриваем, как совместная работа эмоций и познавательных способностей обеспечивает наблюдаемые нами результаты — от социальной иерархии до семейной жизни, от противостояния хищникам до разрешения конфликтов. Хорошей иллюстрацией здесь служит чувство справедливости.
Его часто считают продуктом разума и логики, а также исключительно человеческой нравственной ценностью, однако оно никогда не смогло бы развиться без той базовой эмоции, которая роднит нас с другими приматами, псовыми и птицами. Наше чувство справедливости — это результат интеллектуального преобразования этой общей эмоции. Обезьяны, огурцы и виноград Более двадцати лет я занимался колонией капуцинов в Национальном центре изучения приматов им. Около тридцати этих шоколадно-коричневых обезьян обитали на открытой территории, примыкающей к нашему лабораторному корпусу, где мы каждый день проводили с ними тесты на социальный интеллект.
Мы придумывали ситуации, в которых им приходилось сотрудничать, делиться едой, обмениваться жетонами, распознавать лица и так далее. Все это обезьяны проделывали с огромным энтузиазмом. Капуцины радуются, когда для них находится интересное дело. Они никогда не сдаются — в дикой природе будут колотить по устричной раковине, пока устрица не расслабит мускул, не дающий разжать створки, а в лаборатории точно так же, до победного, будут тыкать пальцем в изображения на сенсорном экране, пока не научатся различать собратьев и незнакомцев.
Они проявляют упорство в каждом задании. Мы никогда не загоняли капуцинов в лабораторию силой, зато сеансы всегда старались подсластить в буквальном смысле слова и не затягивать, чтобы поддерживать у них интерес. Что мне, пожалуй, больше всего нравилось в этих экспериментах, так это фоновые звуки, которые издавали капуцины. Выполняя задание, они постоянно «переговаривались» с остальными.
В дикой природе капуцины живут в чаще, то есть обычно скрыты друг от друга ветвями и листвой, поэтому вокализация — это единственный способ поддерживать связь с группой. В лаборатории мы тестировали их поодиночке, отдельно от остальных, но всегда в пределах слышимости. Испытуемые непрестанно окликали родных и друзей, а те им отвечали. Очарованный капуцинами — и всеми вместе как видом, и отдельными особями, которых я знал по именам, — я съездил в Бразилию и Коста-Рику, посмотреть, как они ведут себя в природе.
Хотя это всего-навсего низшие обезьяны, почти во всех проявлениях их умственных способностей мы узнаем что-то свое, человеческое. Примерно как палеонтологи, не желающие признавать, что свеженайденные ископаемые остатки могут принадлежать «всего-навсего» обезьяне, и пытающиеся правдами и неправдами втиснуть их в искусственный конструкт, который представляет собой род Homo. Капуцины же действительно создания незаурядные, это стало особенно ясно, когда обнаружилось, как они используют камни для того, чтобы расколоть орехи в лесу. Отыскав подходящий плоский каменный выступ, они издалека приносят к нему орехи и булыжник-молоток.
До тех пор применение каменных орудий превозносилось как присущее лишь гоминидам — точнее, только человеку и шимпанзе. Теперь же в клуб «укротителей камней» пришлось принять и этих маленьких цепкохвостых обезьянок, которые, сами будучи не крупнее кошки, не уступают в относительном размере мозга шимпанзе и невероятно долго живут. Манго, старейшая самка в моей колонии, здравствует по сей день, а ей по всем признакам уже около пятидесяти. В ходе экспериментов с капуцинами нам с моей бывшей студенткой Сарой Броснан удалось совершить неожиданное открытие, которое перевернуло традиционные представления о человеческой справедливости, до тех пор считавшейся феноменом культурным, а не биологическим.
В том, что нам трудно вообразить себе чувство справедливости как продукт эволюционного развития, отчасти виноват существующий в нашем сознании образ природы. Привыкнув слышать на каждом шагу про «выживание сильнейших» и «закон джунглей», или, говоря словами Альфреда Теннисона, о «природе с окровавленными клыками и когтями», мы воспринимаем природу как жестокую и безжалостную среду, в которой нет места справедливости, есть только право сильнейшего. Однако мы забываем, что животные часто зависят от взаимодействия друг с другом и выживают, в том числе за счет сотрудничества. Собственно, они гораздо больше борются с окружающими условиями, голодом, болезнями, чем друг с другом.
Именно поэтому естествоиспытатель и анархист Петр Алексеевич Кропоткин задавался в 1902 г. В этом он намного опередил свое время. А мы с Сарой между тем ломали голову над поведением тестируемых капуцинов. Они не могли спокойно съесть полученное в награду лакомство, им непременно требовалось знать, что выдали соседу.
Прежде ничего подобного не отмечалось, потому что эксперименты традиционно организовывались иначе. Крыса сидит одна в своем вольере и нажимает рычаг, чтобы получить награду. Единственное, что ее интересует — трудность задания, привлекательность наград и условия их выдачи. У меня же в лаборатории — поскольку я занимался изучением социального поведения — все было устроено иначе.
Обезьяны почти никогда не выполняли задания в одиночку. Только поэтому мы и заметили, что они пристально следят за каждым куском, который получают остальные. Они как будто сравнивали свою награду с тем, что досталось другим. Ну не абсурд ли?
Ведь их должны интересовать только собственные результаты и собственное вознаграждение? Однако в свете того, что нам известно о человеческом поведении, интерес к другим совершенно логичен. Так называемый парадокс Истерлина был назван в честь американского экономиста Ричарда Истерлина, заметившего, что в каждом сообществе богачи счастливее бедняков. Тут пока ничего нового.
Но Истерлин обнаружил и другое: если богатеет все сообщество в целом, средний уровень благополучия при этом не повышается. Иными словами, богатый народ радуется жизни совсем не больше бедного. Как же так, ведь богатство делает нас счастливыми? Дело в том, что ощущение благополучия связано не с абсолютным достатком, а с относительным.
Наше восприятие зависит от того, насколько высокими наши доходы выглядят на фоне доходов остальных. Однако в то время мы с Сарой ничего о парадоксе Истерлина не знали. Заметив, что наши обезьяны волнуются, когда награда не оправдывает их ожиданий, мы решили присмотреться к этому поведению повнимательнее. И поставили сравнительно простой эксперимент, основанный на пристрастии капуцинов к обмену, на который они идут без всяких раздумий.
Если вы забыли в клетке капуцина отвертку, достаточно показать на нее и протянуть арахис, инструмент вам охотно просунут сквозь сетку. Этот процесс они обожают настолько, что готовы даже сухую апельсиновую корку принести в обмен на мелкий камешек и то и другое для них предметы совершенно бесполезные. Мало того, иногда они не просто вручают вам предмет обмена, а кладут на ладонь и своей крохотной лапкой зажимают ваши пальцы в кулак, словно говоря: «Вот так, держи крепче! Мы заметили, что реакция на неравенство трофеев возникает только тогда, когда они добыты трудом.
Если просто выдать двум капуцинам разное лакомство, разница останется практически незамеченной, а вот если за награду приходится потрудиться, сразу начинаются сравнения. Чтобы неравенство было воспринято остро, еда должна превратиться в заработную плату. В нашем эксперименте мы поместили двух капуцинов в два смежных лабораторных вольера, имеющих общую сетчатую стенку. Закинув в вольер небольшой камешек, мы протягивали руку, прося вернуть нам пропажу.
Мы проделывали это упражнение с обеими обезьянами по очереди двадцать пять раз подряд. Если в качестве награды обеим выдавалось по кусочку огурца, камешки возвращали без заминок и огурцы поедались с удовольствием. Но, если одной начинали выдавать виноград, а вторую по-прежнему держали на огурцах, разыгрывалась самая настоящая драма. Пищевые предпочтения обычно коррелируют с ценами в супермаркетах, то есть виноград ценится намного выше огурцов.
Заметив, что соседу «дали прибавку», капуцины, которые до этого совершенно не возражали работать за огурцы, вдруг устраивали забастовку. Они не только с меньшей охотой шли на обмен, но и, впав в истерику, могли вышвырнуть за ограду вольера не только камешек, но иногда и кусочки огурца. Лакомство, от которого они обычно не отказывались, вдруг становилось не просто неугодным, а попросту отвратительным! Досада была настолько глубокой, что мы решили перед возвращением испытуемых в группу выдавать им побольше лакомств, чтобы эксперименты не вызывали негативных ассоциаций.
Разумеется, прежде чем прийти к каким-то определенным выводам, мы протестировали не одну пару капуцинов, а гораздо больше, выдавая награды в разных сочетаниях. Экономисты назвали бы выкидывание совершенно нормальной еды «иррациональным поведением». По идее, рациональный деятель не должен отказываться от того, что дают, поскольку он стремится к максимальной выгоде. Если я дам вам один доллар, а вашему другу — тысячу, вы, может, и возмутитесь, но свой доллар все-таки заберете, поскольку это лучше, чем ничего.
Однако в действительности люди далеки от рациональной максимизации. На это указывает, помимо прочего, и совершающееся сейчас драматическое ниспровержение Homo economicus — персонажа из учебников экономики, согласно которым человек руководствуется исключительно рациональными соображениями, стремясь удовлетворить свою страсть к наживе. Исследования развенчивают этот популярный образ, показывая, что под воздействием эмоций мы зачастую действуем совершенно не по учебнику. Мы вовсе не так рациональны и эгоистичны, как принято было считать, и не все наши желания лежат в материальной плоскости.
Однако применительно к другим биологическим видам это осознается не всегда. Американский антрополог Джозеф Хенрих, подводя итог своим долгим поискам Homo economicus, сострил: «В конце концов, мы его нашли. Он оказался шимпанзе». Забавно, конечно, но о шимпанзе Хенрих судил по исследованиям 15-летней давности, которые действительно не выявили у них ни малейших проявлений заботы об окружающих.
Хотя у нас не было никаких оснований признавать этот отрицательный результат окончательным мантра ученого: «отсутствие доказательств — это еще не доказательство отсутствия» , определенную популярность те ранние исследования все же получили. Тем не менее за прошедшие годы было проведено достаточно много других исследований, убедительно демонстрирующих наличие у шимпанзе и эмпатии, и просоциальных склонностей. Собственно, для большинства приматов изначальной склонностью является именно сотрудничество, а не эгоцентризм, поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что Homo economicus развиться так нигде и не сумел — ни в нашем собственном человеческом роду, ни в других семействах отряда приматов. Он попросту не подает признаков жизни.
Сначала мы с Сарой уклонялись от любых разговоров о «справедливости» у капуцинов и осторожно рассуждали о «неприятии неравенства». Но, когда о наших исследованиях стало известно — в тот самый день 2003 г. Однако многих эти новости обескуражили, и мы получили немало гневных писем: одни подозревали, что мы марксисты, раз пытаемся убедить всех, будто стремление к справедливости заложено в нас природой, а другие заявляли, что обезьяны никак не могут обладать чувством, присущим человеку, поскольку понятие справедливости появилось лишь во времена Великой французской революции. Обвинения совершенно абсурдные: наших капуцинов я сравнивал бы, скорее, с мелкими капиталистами работают за прибыль и мерятся доходом , а в нравственные принципы, придуманные горсткой парижских бунтарей два с половиной века назад, я и вовсе не верю.
Истоки нашей нравственности таятся гораздо глубже. Чувство справедливости — это наглядная иллюстрация перехода от «нравственных чувств», как называл их шотландский философ Дэвид Юм, к полноценным моральным принципам. Отправной точкой всегда служит эмоция. В данном случае — зависть.
Капуцины возмущались преимуществом напарника. Их негодование вызывала не сама недоступность более ценного лакомства — в некоторых наших экспериментах мы не выдавали виноград одному из испытуемых, а просто оставляли на виду в миске или закидывали в пустой отсек вольера. В таких случаях капуцины реагировали гораздо спокойнее, а значит, недовольство огурцом как наградой было связано именно с социальным сопоставлением. То есть с тем, что другому достается нечто получше.
Вы скажете, что на чувство справедливости это все равно не очень похоже, поскольку возмущается только один из капуцинов, а «счастливчику» на неравенство наплевать. Все правильно, и тем не менее реакция зависти, которую демонстрирует обделенная виноградом обезьяна, действительно составляет основу чувства справедливости, и сейчас я объясню почему. Только добавлю сначала, что аналогичная реакция отмечена и у других видов. Заодно вспомните, что мы обычно слышим от маленького ребенка, которому достался меньший кусок пиццы, чем брату.
Ко мне не раз подходили владельцы собак с рассказами о том, как реагирует один из питомцев, когда другому перепадает что-то повкуснее. Как показали эксперименты, проводившиеся лабораторией «Умный пес» при Венском университете, собака готова давать лапу много раз подряд, даже если за это не будет никакой награды. Но если другой собаке за выполнение той же команды скормят лакомство, первая собака потеряет интерес и давать лапу перестанет. Точно так же вели себя волки, выращенные в человеческом доме.
Зависть к чужому успеху может показаться мелочностью, однако в долгосрочной перспективе она оберегает нас от надувательства. Так что называть эту реакцию «иррациональной» неправомерно. Если мы с вами часто охотимся вместе и вы всегда забираете лучшие куски добычи себе, я должен либо высказать свои претензии вслух, либо искать себе кого-нибудь другого в напарники. Но оставаться в дураках я точно не должен.
Хорошей иллюстрацией здесь служит чувство справедливости. Его часто считают продуктом разума и логики, а также исключительно человеческой нравственной ценностью, однако оно никогда не смогло бы развиться без той базовой эмоции, которая роднит нас с другими приматами, псовыми и птицами. Наше чувство справедливости — это результат интеллектуального преобразования этой общей эмоции. Обезьяны, огурцы и виноград Более двадцати лет я занимался колонией капуцинов в Национальном центре изучения приматов им. Около тридцати этих шоколадно-коричневых обезьян обитали на открытой территории, примыкающей к нашему лабораторному корпусу, где мы каждый день проводили с ними тесты на социальный интеллект. Мы придумывали ситуации, в которых им приходилось сотрудничать, делиться едой, обмениваться жетонами, распознавать лица и так далее. Все это обезьяны проделывали с огромным энтузиазмом.
Капуцины радуются, когда для них находится интересное дело. Они никогда не сдаются — в дикой природе будут колотить по устричной раковине, пока устрица не расслабит мускул, не дающий разжать створки, а в лаборатории точно так же, до победного, будут тыкать пальцем в изображения на сенсорном экране, пока не научатся различать собратьев и незнакомцев. Они проявляют упорство в каждом задании. Мы никогда не загоняли капуцинов в лабораторию силой, зато сеансы всегда старались подсластить в буквальном смысле слова и не затягивать, чтобы поддерживать у них интерес. Что мне, пожалуй, больше всего нравилось в этих экспериментах, так это фоновые звуки, которые издавали капуцины. Выполняя задание, они постоянно «переговаривались» с остальными. В дикой природе капуцины живут в чаще, то есть обычно скрыты друг от друга ветвями и листвой, поэтому вокализация — это единственный способ поддерживать связь с группой.
В лаборатории мы тестировали их поодиночке, отдельно от остальных, но всегда в пределах слышимости. Испытуемые непрестанно окликали родных и друзей, а те им отвечали. Очарованный капуцинами — и всеми вместе как видом, и отдельными особями, которых я знал по именам, — я съездил в Бразилию и Коста-Рику, посмотреть, как они ведут себя в природе. Хотя это всего-навсего низшие обезьяны, почти во всех проявлениях их умственных способностей мы узнаем что-то свое, человеческое. Примерно как палеонтологи, не желающие признавать, что свеженайденные ископаемые остатки могут принадлежать «всего-навсего» обезьяне, и пытающиеся правдами и неправдами втиснуть их в искусственный конструкт, который представляет собой род Homo. Капуцины же действительно создания незаурядные, это стало особенно ясно, когда обнаружилось, как они используют камни для того, чтобы расколоть орехи в лесу. Отыскав подходящий плоский каменный выступ, они издалека приносят к нему орехи и булыжник-молоток.
До тех пор применение каменных орудий превозносилось как присущее лишь гоминидам — точнее, только человеку и шимпанзе. Теперь же в клуб «укротителей камней» пришлось принять и этих маленьких цепкохвостых обезьянок, которые, сами будучи не крупнее кошки, не уступают в относительном размере мозга шимпанзе и невероятно долго живут. Манго, старейшая самка в моей колонии, здравствует по сей день, а ей по всем признакам уже около пятидесяти. В ходе экспериментов с капуцинами нам с моей бывшей студенткой Сарой Броснан удалось совершить неожиданное открытие, которое перевернуло традиционные представления о человеческой справедливости, до тех пор считавшейся феноменом культурным, а не биологическим. В том, что нам трудно вообразить себе чувство справедливости как продукт эволюционного развития, отчасти виноват существующий в нашем сознании образ природы. Привыкнув слышать на каждом шагу про «выживание сильнейших» и «закон джунглей», или, говоря словами Альфреда Теннисона, о «природе с окровавленными клыками и когтями», мы воспринимаем природу как жестокую и безжалостную среду, в которой нет места справедливости, есть только право сильнейшего. Однако мы забываем, что животные часто зависят от взаимодействия друг с другом и выживают, в том числе за счет сотрудничества.
Собственно, они гораздо больше борются с окружающими условиями, голодом, болезнями, чем друг с другом. Именно поэтому естествоиспытатель и анархист Петр Алексеевич Кропоткин задавался в 1902 г. В этом он намного опередил свое время. А мы с Сарой между тем ломали голову над поведением тестируемых капуцинов. Они не могли спокойно съесть полученное в награду лакомство, им непременно требовалось знать, что выдали соседу. Прежде ничего подобного не отмечалось, потому что эксперименты традиционно организовывались иначе. Крыса сидит одна в своем вольере и нажимает рычаг, чтобы получить награду.
Единственное, что ее интересует — трудность задания, привлекательность наград и условия их выдачи. У меня же в лаборатории — поскольку я занимался изучением социального поведения — все было устроено иначе. Обезьяны почти никогда не выполняли задания в одиночку. Только поэтому мы и заметили, что они пристально следят за каждым куском, который получают остальные. Они как будто сравнивали свою награду с тем, что досталось другим. Ну не абсурд ли? Ведь их должны интересовать только собственные результаты и собственное вознаграждение?
Однако в свете того, что нам известно о человеческом поведении, интерес к другим совершенно логичен. Так называемый парадокс Истерлина был назван в честь американского экономиста Ричарда Истерлина, заметившего, что в каждом сообществе богачи счастливее бедняков. Тут пока ничего нового. Но Истерлин обнаружил и другое: если богатеет все сообщество в целом, средний уровень благополучия при этом не повышается. Иными словами, богатый народ радуется жизни совсем не больше бедного. Как же так, ведь богатство делает нас счастливыми? Дело в том, что ощущение благополучия связано не с абсолютным достатком, а с относительным.
Наше восприятие зависит от того, насколько высокими наши доходы выглядят на фоне доходов остальных. Однако в то время мы с Сарой ничего о парадоксе Истерлина не знали. Заметив, что наши обезьяны волнуются, когда награда не оправдывает их ожиданий, мы решили присмотреться к этому поведению повнимательнее. И поставили сравнительно простой эксперимент, основанный на пристрастии капуцинов к обмену, на который они идут без всяких раздумий. Если вы забыли в клетке капуцина отвертку, достаточно показать на нее и протянуть арахис, инструмент вам охотно просунут сквозь сетку. Этот процесс они обожают настолько, что готовы даже сухую апельсиновую корку принести в обмен на мелкий камешек и то и другое для них предметы совершенно бесполезные. Мало того, иногда они не просто вручают вам предмет обмена, а кладут на ладонь и своей крохотной лапкой зажимают ваши пальцы в кулак, словно говоря: «Вот так, держи крепче!
Мы заметили, что реакция на неравенство трофеев возникает только тогда, когда они добыты трудом. Если просто выдать двум капуцинам разное лакомство, разница останется практически незамеченной, а вот если за награду приходится потрудиться, сразу начинаются сравнения. Чтобы неравенство было воспринято остро, еда должна превратиться в заработную плату. В нашем эксперименте мы поместили двух капуцинов в два смежных лабораторных вольера, имеющих общую сетчатую стенку. Закинув в вольер небольшой камешек, мы протягивали руку, прося вернуть нам пропажу. Мы проделывали это упражнение с обеими обезьянами по очереди двадцать пять раз подряд. Если в качестве награды обеим выдавалось по кусочку огурца, камешки возвращали без заминок и огурцы поедались с удовольствием.
Но, если одной начинали выдавать виноград, а вторую по-прежнему держали на огурцах, разыгрывалась самая настоящая драма. Пищевые предпочтения обычно коррелируют с ценами в супермаркетах, то есть виноград ценится намного выше огурцов. Заметив, что соседу «дали прибавку», капуцины, которые до этого совершенно не возражали работать за огурцы, вдруг устраивали забастовку. Они не только с меньшей охотой шли на обмен, но и, впав в истерику, могли вышвырнуть за ограду вольера не только камешек, но иногда и кусочки огурца. Лакомство, от которого они обычно не отказывались, вдруг становилось не просто неугодным, а попросту отвратительным! Досада была настолько глубокой, что мы решили перед возвращением испытуемых в группу выдавать им побольше лакомств, чтобы эксперименты не вызывали негативных ассоциаций. Разумеется, прежде чем прийти к каким-то определенным выводам, мы протестировали не одну пару капуцинов, а гораздо больше, выдавая награды в разных сочетаниях.
Экономисты назвали бы выкидывание совершенно нормальной еды «иррациональным поведением». По идее, рациональный деятель не должен отказываться от того, что дают, поскольку он стремится к максимальной выгоде. Если я дам вам один доллар, а вашему другу — тысячу, вы, может, и возмутитесь, но свой доллар все-таки заберете, поскольку это лучше, чем ничего. Однако в действительности люди далеки от рациональной максимизации. На это указывает, помимо прочего, и совершающееся сейчас драматическое ниспровержение Homo economicus — персонажа из учебников экономики, согласно которым человек руководствуется исключительно рациональными соображениями, стремясь удовлетворить свою страсть к наживе. Исследования развенчивают этот популярный образ, показывая, что под воздействием эмоций мы зачастую действуем совершенно не по учебнику. Мы вовсе не так рациональны и эгоистичны, как принято было считать, и не все наши желания лежат в материальной плоскости.
Однако применительно к другим биологическим видам это осознается не всегда. Американский антрополог Джозеф Хенрих, подводя итог своим долгим поискам Homo economicus, сострил: «В конце концов, мы его нашли. Он оказался шимпанзе». Забавно, конечно, но о шимпанзе Хенрих судил по исследованиям 15-летней давности, которые действительно не выявили у них ни малейших проявлений заботы об окружающих. Хотя у нас не было никаких оснований признавать этот отрицательный результат окончательным мантра ученого: «отсутствие доказательств — это еще не доказательство отсутствия» , определенную популярность те ранние исследования все же получили. Тем не менее за прошедшие годы было проведено достаточно много других исследований, убедительно демонстрирующих наличие у шимпанзе и эмпатии, и просоциальных склонностей. Собственно, для большинства приматов изначальной склонностью является именно сотрудничество, а не эгоцентризм, поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что Homo economicus развиться так нигде и не сумел — ни в нашем собственном человеческом роду, ни в других семействах отряда приматов.
Он попросту не подает признаков жизни. Сначала мы с Сарой уклонялись от любых разговоров о «справедливости» у капуцинов и осторожно рассуждали о «неприятии неравенства». Но, когда о наших исследованиях стало известно — в тот самый день 2003 г. Однако многих эти новости обескуражили, и мы получили немало гневных писем: одни подозревали, что мы марксисты, раз пытаемся убедить всех, будто стремление к справедливости заложено в нас природой, а другие заявляли, что обезьяны никак не могут обладать чувством, присущим человеку, поскольку понятие справедливости появилось лишь во времена Великой французской революции. Обвинения совершенно абсурдные: наших капуцинов я сравнивал бы, скорее, с мелкими капиталистами работают за прибыль и мерятся доходом , а в нравственные принципы, придуманные горсткой парижских бунтарей два с половиной века назад, я и вовсе не верю. Истоки нашей нравственности таятся гораздо глубже. Чувство справедливости — это наглядная иллюстрация перехода от «нравственных чувств», как называл их шотландский философ Дэвид Юм, к полноценным моральным принципам.
Отправной точкой всегда служит эмоция. В данном случае — зависть. Капуцины возмущались преимуществом напарника. Их негодование вызывала не сама недоступность более ценного лакомства — в некоторых наших экспериментах мы не выдавали виноград одному из испытуемых, а просто оставляли на виду в миске или закидывали в пустой отсек вольера. В таких случаях капуцины реагировали гораздо спокойнее, а значит, недовольство огурцом как наградой было связано именно с социальным сопоставлением. То есть с тем, что другому достается нечто получше. Вы скажете, что на чувство справедливости это все равно не очень похоже, поскольку возмущается только один из капуцинов, а «счастливчику» на неравенство наплевать.
Все правильно, и тем не менее реакция зависти, которую демонстрирует обделенная виноградом обезьяна, действительно составляет основу чувства справедливости, и сейчас я объясню почему. Только добавлю сначала, что аналогичная реакция отмечена и у других видов. Заодно вспомните, что мы обычно слышим от маленького ребенка, которому достался меньший кусок пиццы, чем брату. Ко мне не раз подходили владельцы собак с рассказами о том, как реагирует один из питомцев, когда другому перепадает что-то повкуснее. Как показали эксперименты, проводившиеся лабораторией «Умный пес» при Венском университете, собака готова давать лапу много раз подряд, даже если за это не будет никакой награды. Но если другой собаке за выполнение той же команды скормят лакомство, первая собака потеряет интерес и давать лапу перестанет. Точно так же вели себя волки, выращенные в человеческом доме.
Зависть к чужому успеху может показаться мелочностью, однако в долгосрочной перспективе она оберегает нас от надувательства. Так что называть эту реакцию «иррациональной» неправомерно. Если мы с вами часто охотимся вместе и вы всегда забираете лучшие куски добычи себе, я должен либо высказать свои претензии вслух, либо искать себе кого-нибудь другого в напарники. Но оставаться в дураках я точно не должен. Внимание к тому, как распределяется вознаграждение, позволяет гарантировать выгоду для обеих сторон, а для продолжительного сотрудничества это жизненно важно. Поэтому, может быть, не случайно наиболее остро реагируют на неравенство именно те животные — шимпанзе, капуцины, псовые, — которым свойственно охотиться сообща и делиться добычей. Однако возмущение неравенством характерно не только для этих видов.
Американский психолог Айрин Пепперберг описывает типичную застольную перебранку двух жако африканских серых попугаев — ныне покойного пернатого гения Алекса и его более молодого коллеги Гриффина: Я ужинала с Алексом и Гриффином. Они действительно составляли мне компанию, то есть угощались из моих тарелок. Им нравилась стручковая фасоль и брокколи. Главное было следить, чтобы им всего доставалось поровну, иначе начинались громкие жалобы. Ну и Гриффин не отставал. Ни в одном из этих примеров мы пока не наблюдаем ничего выходящего за рамки эгоцентрической реакции, которую мы назвали «чувством справедливости первого порядка» и которая характеризуется тем, что тот, кто чувствует себя обделенным, испытывает раздражение. Только начав работать с человекообразными обезьянами, мы стали обнаруживать признаки «чувства справедливости второго порядка», связанного с равенством вообще.
Человек способен расстраиваться не только когда получает меньше другого, но иногда и в тех случаях, когда получает больше. Нас может смущать собственная привилегированность. Не сказать, впрочем, чтобы она сильно смущала Ричарда Грассо все-таки у нашего вида вторая разновидность этого чувства развита довольно слабо , однако в принципе справедливости ищут не только бедные, но и богатые. Чувство справедливости второго порядка проявляется в естественном поведении человекообразных обезьян, когда они, например, улаживают чужие конфликты из-за еды. Однажды я наблюдал, как двое детенышей ссорились из-за ветки с пышной листвой, пока не вмешалась самка-подросток. Она забрала у них ветку, сломала пополам и вручила каждому ее часть. Чем она руководствовалась?
Просто хотела прекратить ссору или что-то понимала в дележе? Высокоранговым самцам тоже нередко приходится гасить ссоры из-за еды, от которой они не берут себе ни куска. Они просто распределяют ее между остальными. Бонобо по имени Панбаниша, участвовавшая в экспериментах по выявлению познавательных способностей, заработала за выполнение заданий уйму изюма и молока. Но, чувствуя завистливые взгляды подруг и родных, следивших за ней со стороны, начала отказываться от вознаграждения, словно тяготясь своей привилегированностью. Глядя на экспериментатора, она упорно показывала на остальных, пока и тем наконец не перепало от ее щедрот. Только после этого Панбаниша принялась за еду.
Человекообразные обезьяны умеют просчитывать последствия. Если бы Панбаниша съела все сама на глазах у остальных, по возвращении к ним ее ждали бы серьезные неприятности. Игра «Ультиматум» Известно, что многие богатые люди стараются не афишировать стоимость мебели, кухонной техники и прочих дорогих предметов обихода и снимают с них ценники, чтобы не расстраивать домработниц, нянь и помощников по хозяйству. Не хотят кичиться достатком. Беседуя с состоятельными ньюйоркцами, социолог Рейчел Шерман обнаружила, что подчеркивание разницы в доходах доставляет им дискомфорт и они пытаются приглушить различия. Они избегают таких характеристик, как «богатые», «представители высших слоев», предпочитая именоваться «обеспеченными». Понимая, что им могут позавидовать, они пытаются не давать для этого лишних поводов.
Мотив понятный, но отклеивать ценники бесполезно, такими фокусами уже никого не обманешь. Единственный действенный способ избежать зависти — тот, к которому прибегла Панбаниша, то есть поделиться своим богатством. Это распространенная практика в компактных человеческих общинах — у охотников-собирателей этика обобществления чрезвычайно сурова вплоть до того, что удачливым охотникам даже хвастаться своим мастерством не позволяется. Аналогичными принципами руководствуются и шимпанзе. Впервые это выяснилось в ходе организованного Сарой Броснан крупномасштабного исследования, в котором за выполнение простого задания шимпанзе получали кусок моркови, однако время от времени Сара выдавала кому-нибудь из испытуемых виноградину, любимое их лакомство.
Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Адаптивность Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей».
Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам. Как развивать эмоциональный интеллект? Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская. Честность Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Управление эмоциями других (62 фото)
Эмоциональный интеллект бренда 2023 | Исследование Okkam | Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. |
Эмоциональный интеллект: изображения без лицензионных платежей | Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media | Ищите и загружайте самые популярные фото Emotional Intelligence на Freepik Бесплатное коммерческое использование Качественная графика Более 51 миллионов стоковых фото. |
Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен
- Фото Emotional Intelligence, более 84 000 качественных бесплатных стоковых фото
- Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- Выберите свой регион
- Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Graphic Design,Motion Graphics,Visualization,Adobe Photoshop,Adobe After Effects,Figma. Изображение Немного про эмоциональный интеллект в соцсети TenChat. Эмоциональный интеллект повышает производительность, вовлеченность и удовлетворенность на работе, психологическое и физическое здоровье, стрессоустойчивость и качество жизни. Изображение Немного про эмоциональный интеллект в соцсети TenChat. выявлять и анализировать причины эмоций; др-угсотгаов; ить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения - регулировать способ выражения эмоций». Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми.