День святого Трифона Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Лента новостей. В честь Дня Святого Трифона с 14 по 16 февраля в нашем интернет-магазине действует скидка 5% на весь ассортимент товаров.
14 февраля – День святого Трифона, покровителя охотников
Святого Мученика Трифона. В День всех влюблённых некоторые комментаторы в шутку предпочитают поздравлять окружающих с днём казни маньяка Андрея Чикатило, днём психологических проблем, футбольного похмелья и Святого Трифона — покровителя рыболовов. Народный праздник Трифонов день ассоциировался со святым Трифоном Апамейским, который считается покровителем охотников и рыболовов. покровитель охотников и рыболовов / Сибирский охотник.
День Святого Мученика Трифона - Покровителя Охотников и Рыболовов
В галерее вы найдете открытки на Трифонов день, которые можно переслать любым удобным способом. Выбирайте красивые изображения с пожеланиями, а также фото с надписями, чтобы поздравить верующих христиан. Отправьте поздравления в картинках на День святого Трифона 14 февраля и пожелайте здоровья, счастья, добра и мира. Понравилась статья?
В русской иконописной традиции святой Трифон изображается на коне и держит в руке сокола. Кстати, эта традиция пошла после истории с царском сокольничем, произошедшей во времена царя Алексея Михайловича. Её живописно описал Алексей Толстой в историческом романе «Князь Серебряный». Суть истории такова: у царя улетел любимый сокол и ответственный за него сокольничий, по имени Трифон, должен был его найти или лишится головы.
Урожаи часто бывали плохими из-за засухи, заморозков и прочей беды.
И рыбалка и охота давали семье выжить. Если рыбак в этот день хорошенько попросит о большой щуке весом в три пуда, то Трифон исполнит и это желание, и рыбака будет ждать весь год большая удача на рыбалке. Также на Трифонов день предсказывали грядущую весну и лето - по тому, какая погода стояла на Трифона, так будет и далее.
Император попросил Трифона явить дьявола во плоти.
Тот принял облик черного пса с горящими глазами, влачившего голову по земле. После такого явления верующих во Христа стало намного больше. Традиции на день Трифона мученика В день памяти св. Трифона проводят разные обряды.
Южные славяне в эту дату подрезают лозу. В день св. Трифона болгары читают особую молитву, призывая благодать на каждого человека, считающегося божьей лозой. На праздник освящают воду, пьют вино.
На Трифонов день болгары избирают Короля виноградников. Ему надевают корону из виноградной лозы, садят его на телегу и начинают праздничное шествие. Процессия останавливается у каждого дома, хозяева которого угощают Короля и его сопровождение вином. Избранный пьет только половину, а остальное выплескивает на землю.
Заканчивается день праздничным застольем. Гуляния продолжаются и на следующий день. На болгарских и сербских иконах святого Трифона часто изображают с ножом для подрезания лозы У восточных славян есть традиция изгонять мышей в этот праздник, потому его называли Трифоном-мышегоном или Мышиным днем. Зародился обычай много веков назад.
Раньше знахарь брал кошку и действовал так: Шел к стогам, где брал с каждой стороны света по снопу клоку , складывал их в одну кучу и аккуратно нес в дом. Все это сопровождалось определенными словами. Печь в доме заранее вычищали и жарко топили, собранное сено помещали в нее и поджигали раскаленной кочергой. Золу собирали и помещали в места, откуда изъяли снопы.
Знахарь при этом читал заговоры. После обряда мышиный царь уводил своих подданных. Когда знахарь совершал обряд, его сопровождали хозяин и хозяйка дома с чистым полотенцем и хлебом-солью. В конце его ждало угощение и подарки.
Приметы на 14 февраля С Трифоновым днем 14 февраля связано немало примет. Незамужние девушки в этот праздник молились о женихах и гадали по птицам.
Комментарии
- 14 февраля - День святого Трифона - 14 Февраля 2024 - Фонд Сапсан - Курганская область
- Войти на сайт
- Приемная комиссия
- Create an account or sign in to comment
- День Святого Мученика Трифона
- Святой Трифон - покровитель охотников и рыболовов / Сибирский охотник
Строка навигации
- Сегодня празднуют День покровителя охотников и рыболовов – св. Трифона | Новости
- Святой Трифон - покровитель охотников и рыболовов / Сибирский охотник
- История 14 февраля у верующих
- 14 февраля - День святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов
- День Святого Трифона – покровителя охотников и рыболовов
- ↓ Вы можете ↓
Деятельность
- Строка навигации
- Строка навигации
- 14 февраля отмечается День Святого Мученика Трифона, покровителя охотников и рыболовов! |
- 14 февраля — Праздник рыбаков и охотников — День Святого Трифона
- День святого Трифона /
- Трифонов день: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Лучшее | Пикабу
Приметы и поздравления с Днем Трифона 14 февраля
У нас же бытует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал.
Покровителя охотников и рыболовов принято изображать на иконах с соколом на руке. Именно ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием сложных внешнеполитических решений царь традиционно выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял верную стратегию.
Существовал даже особый род деятельности — птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц. Легенда гласит, что на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет, он приказал сокольнику разыскать птицу за три дня.
В предании этом есть и птица, и охота, и конь. Но совсем не та птица, совсем не такая охота и конь совсем в иной роли. Статья "Мученик с соколом на руке" Александр ШАМАРО В настоящее время соколиная охота, переживающая свое второе рождение, тем не менее, малозаметна и почти не известна. Однако след её в истории Руси грандиозен! Охота с соколом, Сокольничий путь как ведомство с боярами, соколиными дворами и соответствующими угодьями появляются в Москве еще при Иване Калите. Его старший сын, Симеон Гордый, в своем духовном завещании передает сокольничий путь своему брату Ивану, к которому переходит и великое княжение. При этом сокольничий путь ставится выше пути ловчего. Дмитрий Донской передает первый опять старшему сыну, великому князю Василию Дмитриевичу 1380 - 1425. Интересно, что во времена его правления на монетах, имевших тогда хождение, появляется изображение всадника с птицей на правой руке. Это изображение мирного всадника с соколом широко чеканилось в конце XIV и первой четверти XV века на монетах Москвы и других северо-восточных княжеств. Сыновья Дмитрия Донского, начиная с Василия I, в Москве и ее уделах из нумизматических эмблем предпочитают всадника с соколом на руке. Конный сокольник появляется на монетах князей удельных княжеств Дмитровского, Можайского, Галического, Верейского, Каширского, Городенского. То же изображение всадника чеканилось и на монетах Тверских князей, до 1412 года. Геральдическое господство в Москве сокольника в указанную пору объясняется тем, что в это время в Москве и во всей северо-восточной Руси была сильно развита у князей, как великих, так и малых, соколиная охота. Понятно, почему Василий I конного сокольника делает гербовой эмблемой Москвы. Замечено, что она вполне совпадает с иконографическим изображением святого мученика Трифона на белом коне и с соколом на руке в церкви его имени в Москве, в слободе Напрудной близ Сокольников, где происходила охота наших великих князей на мокрую и верховую птицу с соколами и кречетами. Это единственное в своем роде иконографическое изображение, чуждое византийской иконографии, объясняется преданием: сокольник потерял лучшего из кречетов государевой охоты и, будучи осужденным на смерть, нашел его по молитве святому Трифону. В память чудесного спасения и был построен сокольником этот храм. Из "Страницы соколиной летописи" В. Федоров Есть Святой! Есть Русская "версия" его иконы, с соколом на длани, иногда верхом! Есть Храм в Москве! И легенда! И охотники, почитая историю Руси и еЯ охотничьи традиции, отдающие дань памяти и уважения Святому Трифону. Хочется пожелать всем охотникам ни пуха не пера! И вспомнить слова царя-охотника Алексея Михайловича Тишайшего : - Будите охочи забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою, зело потешно и угодно и весело, да не одолеют вас кручины и печали всякия. Избирайте дни, ездите часто, напускайте, добывайте нелениво и безскучно ………..
Отчего же благословил? Да потому что лучше уж хоть что-то, чем вообще ничего в том виде в котором Храм сейчас находится, харчами перебирать не с руки. Персонаж едет на коне, что есть толстовщина, одет в сокольничью одежду, что для пастуха бессмысленно, не кудреват как по описанию, пробивающейся бородки не имеет, вопреки прямым указаниям - обут в сапоги не пастушок, а царский князь... История возникновения первого каменного храма во Имя Святого в Надпрудной слободе города Москвы связана с красивой легендой, которую ныне именуют «Чудом о соколе». В честь которого на Руси и был поставлен первый каменный храм, а также возникла традиция написания икон и почитания святого покровителя всякой живой твари. Однажды на охоте у Великого князя Московского и всея Руси Ивана Даниловича, по прозвищу Калита, улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, которыми по традиции на Руси были ближайшие сподвижники, - во что бы то ни стало разыскать любимого белого кречета в три дня, иначе грозил смертной казнью опечалившему его Ивана Патрикеева. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему; измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи и от сильного изнеможения заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий,- говорил он,- чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте. Проснулся сокольник и видит - на руке у него действительно сидит пропавший кречет, которого он и отвез к Великому князю, причем рассказал ему свое видение и данный обет. Князь пожаловал Ивану Юрьевичу Патрикееву землю, и на том месте, где приснился ему чудный сон, Патрикеев построил храм. Так как пропавший кречет нашелся 1 февраля по старому стилю, в день памяти Святого Трифона, то сокольник посвятил сему Святому мученику созданную церковь, поставив в ней образ мученика, изображенного в том виде, как он предстал сокольнику в сновидении. День памяти святого мученика Трифона православные христиане отмечают 14 февраля. Как там в ФЕВРАЛЕ сокольник на охоте, якобы, "Трифон", три дня блуждал по лесу и не помер на русских морозах, а потом выспался под деревом в феврале , и наутро, проснувшись отдохнувшим в сугробе, обнаружил сидящего рядом кречета, - это пусть господин Толстой нам объяснит свой вымысел со злым умыслом, а нам рассуждать о глупостях незачем, мы более к фактам отношение имеем. Неудачная стыковка церковного календаря с баснями художественного слова наглядно демонстрирует всю несостоятельность мифа. Но не это самое глупое в этой истории. Князь Иван Юрьевич был двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы, одним из авторов Судебника 1497 года. В память о Чуде, в период между 1470-м и 1480-м годом был основан Храм Святого Трифона в Напрудном - первый в истории Руси храм с крещатым сводом. Ориентировочным годом возведения каменного храма принято считать 1492 год по датировке части надгробной плиты, заложенной в кладку храма и взятой строителями на ближайшем кладбище, потому как церковь ставилась в спешке, изначально неквалифицированно, даже с кривым основанием. А вот почему так происходило - мы и разберем. Переписывать историю модно стало не только сегодня и на Украине, но со времен Смутных популярно именно в разрезе польско-украинско-прибалтийских мифов и легенд, единственная цель которых с тех времен до наших - в том, чтобы создать выгодную западэнцам мифологию на манер Лжедмитрия, в попытке сесьть на московский трон. Увы, но эсхатологии от Иоанна Богослова никто не отменял, а потому оскудение Веры и подмена как основной инструмент ЛжеЦаря - процессы объективные и повсеместные. Как говаривали не единожды Отцы Церкви, - в Ее ограде всегда жило Зло, и поделать с этим мы ничего не можем. Поэтому для тех кто с Верой не доискивается полновесного Знания, - тем довольно Предания о самом Святом Трифоне, которое, как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью, гласит что: "Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана 238-244. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим". Бесхитростное вменяемое Предание со временем, стараниями многочисленных радетелей Веры, обросло художественными домыслами, переходящими в вымыслы без злого умысла. И если так изощрялось священство, что уж тут говорить о народных поверьях. Поэтому у нас в любой деревне вам скажут что "На Николу", - "он самый в воду пардон, мягко сказать... Отсюда, мы совершенно не удивляемся, что Святой Трифона, например, в балканских вариантах Веры как пастух гусей и простой крестьянский мальчик , - превращается в покровителя сельского хозяйства и всякой домашней скотинки, а соответственно, и защитник посевов и скота от всяких болезней, мошки, насекомых, и прочих гадов. Потому, вдруг, он становится заодно и "повелителем мух и всяких гадов" Хотя, как прекрасно известно по Преданию, - этим самым Повелителем мух является никто иной как Сатана. Вот тебе бабка и Юрьев День. Смесь язычества и Церковного Предания - жуткая сила. По моему заказу Денис Никонов написал масштабное полотно Чудо о Соколе, в которое мы вносили целый ряд правок, дабы масимально воссоздать именно легендарный Образ существующего Предания, при этом сохранив каноничность понимания отдельных моментов. Не обошлось тут и без "переодеваний персонажей" и других доработок. Но на сегодняшний день из художественных полотен - это, пожалуй, самое качественное. А раз уже Сатану уравняли в правах с Трифоном, то совершенно безобидной шалостью в дальнейшем выглядит пришпиливание Трифона к сезону сбора винограда как главной балканской сельскохозяйственной культуры, и заодно рождение какой-то совершенно дурацкой истории под названием "Трифон зарезан", в соответствии с которой некий то ли преступный, то ли не в здравом уме, деревенский паренек, по некоторым данным то ли мать свою зарезал, то ли сам зарезался, то ли нос себе отрезал. И что конкретно тут празднуют эти люди, - они и сами не понимают, пытаясь срочно приврать какой-то благой сюжетец которого испокон века не было вовсе. Однако, все прекрасно понимают, что это просто способ отпраздновать хоть как-то "по-христиански" языческий праздник сбора винограда, когда крестьяне обрезают грозди и по данному поводу непременно должны напиться. Это как у нас Масленица, да еще куча всяких "Спасов", - то медовые, то яблочные, то елки какие-то на Рождество, то веники на Троицу, драконы и птицы Феникс в паникадилах... И уж совсем "прилично" в данном разрезе смотрится вариант, когда полячество, не особо занимавшееся виноградарством по своей северной традиции, решило "сельскохозяйственного покровителя всякой твари живой" - сделать покровителем Охоты, который "подсылал добычу" охотникам, а заодно и прощал им ее убийство. Удобно, актуально. А так как поляки находились на стыке войн Запада и Востока в том числе и по Вере своей , то у них католичество и геополитика возобладали над Византией, и родился некий компромисс, в котором общие черты двух святых стали совершенно зеркальны, но названия их различны. Так и родился святой Губерт, или Юбэр - покровитель охотников. Что совершенно зеркально "российскому" Святому Трифону даже в символическом изображении. Какое отношение имеют изображения Трифона на коне и с соколом к тому бедному мальчику, который пострадал за Веру в Малой Азии - сложно сказать. Именно поэтому вменяемое священство нынче стремится вообще дистанцироваться от изображения Трифона на коне на котором он никогда не сидел , и с соколом которого он никогда не держал. В крайнем случае, сокол выписывается в руке "аки голубь Бижий", дабы всегда можно было на Духа Свята списать. И с какой стати он стал, вдруг, покровительствовать охотникам, - неведомо никому. Кроме тех кому это было выгодно. Однако, за всех отвечать не будем, а вот со своими разберемся. Я уже достаточно в других статьях рассказал об иконографии образа, потому и повторяться не буду. Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха "Охотничьи Просторы", господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, - заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих. Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода "конных икон", "сокольничьих образов", "охотничьих мотивах", и прочей ерунды. Именно поэтому настоящая иконопись - это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке. Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве,... Но лучше голубя. И не в правой. И не вместо Креста. И о соколе напомнит, и ошибки не будет, и Креста не заменит. Овощи, овощи... Но, не Чапаев, но почти. Все зависит от того кто врет. Авторы фильма про Чапаева, который на самом деле был виднейшим сторонником механизированных частей и в подавляющем большинстве случаев пользовался не конем, а... Примерно тоже самое произошло с образом святого Трифона на Руси. Наша глубокая беда в Православии состоит в том что подавляющее большинство нынешнего священства заканчивало "пулеметные курсы", и в вопросах Веры - серо. А когда дело касается "благовествования", то что где краем уха слышал, и наврано покрепче, - то и сгодится. Потому и художественные бредни Алексея Толстого из модного "Князя Серебряного", понравившиеся расцерковленной интеллигенции либерастня - это извечная беда России, - иностранные камзолы у нас много кто хочет носить и Лжедмитрия звать , - были живенько вставлены в канон. Ну, и как следствие, современные иконы без Христа в красном углу, то есть не от Бога птица послана вбирают в себя четко видимые черты предыдущих, и ошибки суммируются. Конь, вдруг, начинает ходить сразу двумя правыми ногами одновременно по ошибке еще одной старой иконы, не весть кем писаной , по принципам герметизма уже и апостолы превращаются в 12 золотых рыбок, "троица" лебединая смещается в уголок, а не в центре событий, всадник высится над апостолами, обут, явно не в пастушьем наряде, да и Хартии нет, как и вообще даже Креста в руке, едет и соколом любуется. Как говорится, - Без Христа, да без Креста. И если предыдущий был хоть с мирским "царем в голове" в углу иконы, то этот и без оного вообще. На заднем плане появляются зайчики, белочки, лисы, и прочая фауна, молиться на которую и предлагается. Да и Трифон это святой или Патрикеев на коне - уже непонятно совершенно. Вероятно, это первая в истории попытка сделать Трифона "охотничьим святым" предыдущие мне в мировой иконописи неизвестны. Осталось сокола перевернуть летящим, чтобы трезубец украинский получился, а крест исправить на солярную свастику и вот уже польско-литовский символизм окончательно легитимизирован.
На Трифона Мышегона нужно изгонять крыс и баловать кошку
Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении. С днём Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов! Картинки и открытки с Днем святого Трифона Скачать. 14 февраля 2024 года — День святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов. Покровителя Охотников и Рыболовов: Трифон Зарезан или Сокольник, Чудеса. Святого Мученика Трифона. покровителя охотников и рыболовов)).
14 февраля отмечается День Святого Мученика Трифона, покровителя охотников и рыболовов!
Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь". С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана 238-244.
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий 249-251 , жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению.
Главная Деятельность Новости 14 Февраля — День святого мученика Трифона, покровителя охотников и рыбаков Сегодня 14 февраля все православные охотники и рыболовы празднуют День Святого Мученика Трифона. Покровителя охотников и рыболовов принято изображать на иконах с соколом на руке. Именно ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием сложных внешнеполитических решений царь традиционно выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял верную стратегию. Существовал даже особый род деятельности — птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц.
Существует предание о Трифоне и сокольничем, в котором говорится о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня, и уставший горячо взмолился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда.
Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке.
Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его. На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет". В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном именно в Напрудном, а не в Напрудной Слободе, потому как в те времена еще не было никакой Слободы, а было именно село Напрудное — первый в истории Руси храм с крещатым сводом. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, — упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.
Вероятно, князь Иван Юрьевич Патрикеев молился Святому Трифону в "его" день по Святцам, так как молиться по сиюминутной нужде принято именно святому-покровителю данного дня. Кроме того, святой Трифон почитается повсеместно именно как "укротитель" всякой твари скота, птицы, насекомых. Разумеется, имеется вероятность, что событие могло происходить и не в данный день, а накануне, потому как молитвы обычно посылают не только в день памятования святого, а как и именины, — впереди следующим покровителям по дням Святцев. Возможно, что между Днем святого и событием было и еще больше времени, потому как моление Трифону как покровителю всякой сельской живности было обычным в любое время. Трифон почитается покровителем "сельской живности" потому что на Западе его почитание связано с празднованием сезона сбора винограда Трифон-Зарезан , и как "сопутствующее" — и всяки других сельхозработ и животных, а заодно и как укротителя вредных напастей урожая. Однако, как бы там ни было, празднование Чуда в установленный Святцами День — канонично. А уж когда именно произошло событие — нам неизвестно. Основываясь на всем указанном выше, более верным является такой вариант истории о Чуде с соколом, который установлен самой Церковью: "Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни. После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом.
Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника". Так родилось Предание о соколе Святого Трифона, которое нашло свое отражение и в геральдике и иконописи. Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо.
Молитва святого трифона охотникам и рыболовам
Не на публику... Что касается смерти, то мне ближе по иному, как рассказывал Патриарх Константинопольский Афиногор: Я бы хотел бы умереть от болезни, достаточно долгой что бы успеть покаяться и подготовиться к смерти. В тоже время я не хотел бы, что бы моя болезнь была слишком длинной что бы стать в тягость своим ближним. И вот лежу я в постели и вижу смерть появилась на соседнем холме,и идет ко мне. Входит в мой дом, подходит к двери и стучится. Я ей говорю - Заходи! Ну вот я готов,Пойдем!
Трифон происходил из крестьянской семьи и занимался простым трудом: пас скот, возделывал землю, взращивал виноград. Где и как он проникся величием христианской веры — доподлинно неизвестно.
Скорее всего, он получил основы вероучения от родителей или слушал раннехристианских проповедников, так как получить достойное образование крестьянский юноша в те времена, скорее всего, не мог. Первое известное чудо, которое сотворил Трифон, связано, как раз-таки, с сельским хозяйством. Он силой молитвы изгонял вредителей с полей, но не убивал их ибо твари Божии , а связывал клятвой не вредить посевам. Однако наиболее значимый эпизод в земной жизни Трифона связан с исцелением, точнее, с изгнанием беса. А поселился тот бес в дочери тогдашнего римского императора Гордиана, изрядно муча девушку и не давая ей жить нормальной жизнью. Император Гордиан был язычником, однако жестокими гонениями на христиан не отметился. Поэтому он вполне нормально отнесся к тому, что исцелять его дочь будет апологет новой религии. В то время в Римской империи процветал культ Митры.
Почитались и многочисленные боги греческого пантеона, правда, под иными именами. Словом, Римская империя была насквозь языческой. Итак, однажды бес, живший в царевне, проговорился: якобы, изгнать его под силу лишь человеку по имени Трифон. К девушке начали созывать многочисленных Трифонов со всех окрестных земель, однако изгнания так и не происходило. Приближенные императора прознали и про Трифона из Фригии, к тому времени прославившегося многочисленными чудесами исцеления и изгнания бесов. Молодой христианин к тому времени ему было 16-17 лет согласился приехать в Рим и помочь несчастной. Когда Трифон приблизился к Вечному Городу на три дня пути, бес испугался и попросту сбежал. Однако император принял юношу и попросил его продемонстрировать собственные способности.
Трифон согласился, ушел в пост и молитву, а затем явил императору и его приближенным беса во плоти. Сын Сатаны явился в образе черной собаки с горящими глазами, которая влачила по земле свою голову. Согласно апокрифическим источникам, бес даже соизволил ответить на вопросы присутствующих. Он сказал, что вселиться в дочь Гордиана ему повелел лично сатана, да и вообще для него не проблема войти в тело любого язычника. А вот пребывать рядом с человеком, проповедующим слово Иисуса, для него невыносимо! Этот случай прославил Трифона далеко за пределами родины. Император щедро одарил его и отпустил восвояси. А многие язычники, присутствовавшие при изгнании беса, отвергли старых богов и обратились в христианство.
После этого эпизода в известной биографии Трифона наблюдается пробел. Что он делал во времена недолгого правления императора Филиппа, сменившего Гордиана на римском престоле, доподлинно неизвестно. Скорее всего, исцелял, проповедовал и изгонял бесов. Очередной черный период для христианства наступил с воцарением жестокого Деция Траяна.
И рыбалка и охота давали семье выжить. Если рыбак в этот день хорошенько попросит о большой щуке весом в три пуда, то Трифон исполнит и это желание, и рыбака будет ждать весь год большая удача на рыбалке. Также на Трифонов день предсказывали грядущую весну и лето - по тому, какая погода стояла на Трифона, так будет и далее.
На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, державшего на руке сбежавшего кречета. Юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник заметил неподалеку на сосне того самого кречета. Трифон Патрикеев тут же отвез птицу к царю и рассказал о чудесной помощи от святого мученика Трифона.
14 февраля отмечается День Святого Мученика Трифона, покровителя охотников и рыболовов!
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий 249-251 , жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.
Написание этого симметричного образа Трифон-Пантелеимон как раз нам характерно и показывает, что юноши в православной традиционной иконописи пишутся практически идентичными, за исключением сопровождающей атрибутики. Оба святых юноши были Целителями. И если Пантелеимон более известен как целитель болезней тела, то Трифон прославлен в первую очередь как изгнатель бесов и душевных болезней, а также как Воцерковитель, то есть приводящий к Истинной Вере.
При этом если Пантелеимон был все-таки врачевателем по основному роду занятий, то Трифон был прежде всего пастух и сельский труженик. Именно по данной причине Трифон по большей части и приобрел впоследствии славу изгнателя всяческих бед крестьянского хозяйства и вредителей, в том числе и сельскохозяйственных, как помощник крестьянам и изгнатель всякого лиха, в том числе и бесов и психических заболеваний. Как Покровителю сельского хозяйства и пастуху ему приписывают и силу управлять всякой живой тварью, в том числе и лесными животными.
Именно поэтому образ Трифона, а в католической традиции симметричный образ Святого Губерта - Юбэра, посылающего добычу охотникам и ловцам. Чем собственно и воспользовался Иван Патрикеев, пытавшийся скрестить двух святых, продавливая и католическое понимание православного святого и образ святого Губерта и собственные нужды в поиске и поимке сокола и обоснования необходимости связи с его родственниками поляками в смутное время. Но об этом подробнее - ниже.
Прославление Трифона в России по большей части связано с историей первого на Руси храма с крещатым сводом, а это ныне Храм Святого Трифона в Напрудной слободе улица потому и Трифоновская - один из наиболее ранних сохранившихся памятников московского зодчества. Но на самом деле это не сам изначальный храм, а только лишь его притвор, оставшийся после разрушения церкви большевиками. При этом исходная роспись на подволоке притвора с тем самым изображением сокольника на коне, которое и переносится ныне на иконы и это отнюдь не Трифон вовсе, а именно сокольник, так называемый Иван Патрикеев, известный нам по Чуду о Соколе, которое он единственный и свидетельствовал , сама фреска - находится в хранилище Третьяковки и находится в очень плохом состоянии, так что о ее реконструкции и возвращении в Храм говорить пока не приходится.
На фото есть Благословление Настоятеля Храма протоиерея отца Феодора Рожика не только этого храма но и ряда других, в том числе и Знамения Божией Матери, в котором и хранится постоянно икона Святого Трифона с вмонтированным мощевиком, переданным в дар государем на сбор средств на памятник, который на снимке вмонтирован рядом с храмом на фото - памятник Святому Трифону работы Константина Чернявского, где Трифон уже изображен вместо самого Патрикеева на коне и с соколом - чего вообще ни в Предании, ни в Легенде, и никогда в иконописи до толстовских художественных вымыслов в Князе Серебряном отродясь не бывало. Именно поэтому, хотя мэрия Москвы в свое время и согласовала возведение данного памятника, а Ф. Рожик это благословил, - сам клир и причт храма, включая самого Рожика, прекрасно понимают что в данном символизме очень много неточностей, потому дело это и не движется никуда много лет, а жители, а потом и представители церкви также включились в данный процесс - протестуют против возведения несоответствующего памятника, а если и возведут его, то не на прихрамовой территории, что делает саму процедуру бессмысленной.
Отчего же благословил? Да потому что лучше уж хоть что-то, чем вообще ничего в том виде в котором Храм сейчас находится, харчами перебирать не с руки. Персонаж едет на коне, что есть толстовщина, одет в сокольничью одежду, что для пастуха бессмысленно, не кудреват как по описанию, пробивающейся бородки не имеет, вопреки прямым указаниям - обут в сапоги не пастушок, а царский князь...
История возникновения первого каменного храма во Имя Святого в Надпрудной слободе города Москвы связана с красивой легендой, которую ныне именуют «Чудом о соколе». В честь которого на Руси и был поставлен первый каменный храм, а также возникла традиция написания икон и почитания святого покровителя всякой живой твари. Однажды на охоте у Великого князя Московского и всея Руси Ивана Даниловича, по прозвищу Калита, улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, которыми по традиции на Руси были ближайшие сподвижники, - во что бы то ни стало разыскать любимого белого кречета в три дня, иначе грозил смертной казнью опечалившему его Ивана Патрикеева.
Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему; измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи и от сильного изнеможения заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий,- говорил он,- чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте. Проснулся сокольник и видит - на руке у него действительно сидит пропавший кречет, которого он и отвез к Великому князю, причем рассказал ему свое видение и данный обет.
Князь пожаловал Ивану Юрьевичу Патрикееву землю, и на том месте, где приснился ему чудный сон, Патрикеев построил храм. Так как пропавший кречет нашелся 1 февраля по старому стилю, в день памяти Святого Трифона, то сокольник посвятил сему Святому мученику созданную церковь, поставив в ней образ мученика, изображенного в том виде, как он предстал сокольнику в сновидении. День памяти святого мученика Трифона православные христиане отмечают 14 февраля.
Как там в ФЕВРАЛЕ сокольник на охоте, якобы, "Трифон", три дня блуждал по лесу и не помер на русских морозах, а потом выспался под деревом в феврале , и наутро, проснувшись отдохнувшим в сугробе, обнаружил сидящего рядом кречета, - это пусть господин Толстой нам объяснит свой вымысел со злым умыслом, а нам рассуждать о глупостях незачем, мы более к фактам отношение имеем. Неудачная стыковка церковного календаря с баснями художественного слова наглядно демонстрирует всю несостоятельность мифа. Но не это самое глупое в этой истории.
Князь Иван Юрьевич был двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы, одним из авторов Судебника 1497 года. В память о Чуде, в период между 1470-м и 1480-м годом был основан Храм Святого Трифона в Напрудном - первый в истории Руси храм с крещатым сводом. Ориентировочным годом возведения каменного храма принято считать 1492 год по датировке части надгробной плиты, заложенной в кладку храма и взятой строителями на ближайшем кладбище, потому как церковь ставилась в спешке, изначально неквалифицированно, даже с кривым основанием.
А вот почему так происходило - мы и разберем. Переписывать историю модно стало не только сегодня и на Украине, но со времен Смутных популярно именно в разрезе польско-украинско-прибалтийских мифов и легенд, единственная цель которых с тех времен до наших - в том, чтобы создать выгодную западэнцам мифологию на манер Лжедмитрия, в попытке сесьть на московский трон. Увы, но эсхатологии от Иоанна Богослова никто не отменял, а потому оскудение Веры и подмена как основной инструмент ЛжеЦаря - процессы объективные и повсеместные.
Как говаривали не единожды Отцы Церкви, - в Ее ограде всегда жило Зло, и поделать с этим мы ничего не можем. Поэтому для тех кто с Верой не доискивается полновесного Знания, - тем довольно Предания о самом Святом Трифоне, которое, как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью, гласит что: "Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана 238-244.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим". Бесхитростное вменяемое Предание со временем, стараниями многочисленных радетелей Веры, обросло художественными домыслами, переходящими в вымыслы без злого умысла. И если так изощрялось священство, что уж тут говорить о народных поверьях.
Поэтому у нас в любой деревне вам скажут что "На Николу", - "он самый в воду пардон, мягко сказать... Отсюда, мы совершенно не удивляемся, что Святой Трифона, например, в балканских вариантах Веры как пастух гусей и простой крестьянский мальчик , - превращается в покровителя сельского хозяйства и всякой домашней скотинки, а соответственно, и защитник посевов и скота от всяких болезней, мошки, насекомых, и прочих гадов. Потому, вдруг, он становится заодно и "повелителем мух и всяких гадов" Хотя, как прекрасно известно по Преданию, - этим самым Повелителем мух является никто иной как Сатана.
Вот тебе бабка и Юрьев День. Смесь язычества и Церковного Предания - жуткая сила. По моему заказу Денис Никонов написал масштабное полотно Чудо о Соколе, в которое мы вносили целый ряд правок, дабы масимально воссоздать именно легендарный Образ существующего Предания, при этом сохранив каноничность понимания отдельных моментов.
Не обошлось тут и без "переодеваний персонажей" и других доработок. Но на сегодняшний день из художественных полотен - это, пожалуй, самое качественное. А раз уже Сатану уравняли в правах с Трифоном, то совершенно безобидной шалостью в дальнейшем выглядит пришпиливание Трифона к сезону сбора винограда как главной балканской сельскохозяйственной культуры, и заодно рождение какой-то совершенно дурацкой истории под названием "Трифон зарезан", в соответствии с которой некий то ли преступный, то ли не в здравом уме, деревенский паренек, по некоторым данным то ли мать свою зарезал, то ли сам зарезался, то ли нос себе отрезал.
И что конкретно тут празднуют эти люди, - они и сами не понимают, пытаясь срочно приврать какой-то благой сюжетец которого испокон века не было вовсе. Однако, все прекрасно понимают, что это просто способ отпраздновать хоть как-то "по-христиански" языческий праздник сбора винограда, когда крестьяне обрезают грозди и по данному поводу непременно должны напиться. Это как у нас Масленица, да еще куча всяких "Спасов", - то медовые, то яблочные, то елки какие-то на Рождество, то веники на Троицу, драконы и птицы Феникс в паникадилах...
И уж совсем "прилично" в данном разрезе смотрится вариант, когда полячество, не особо занимавшееся виноградарством по своей северной традиции, решило "сельскохозяйственного покровителя всякой твари живой" - сделать покровителем Охоты, который "подсылал добычу" охотникам, а заодно и прощал им ее убийство. Удобно, актуально. А так как поляки находились на стыке войн Запада и Востока в том числе и по Вере своей , то у них католичество и геополитика возобладали над Византией, и родился некий компромисс, в котором общие черты двух святых стали совершенно зеркальны, но названия их различны.
Так и родился святой Губерт, или Юбэр - покровитель охотников. Что совершенно зеркально "российскому" Святому Трифону даже в символическом изображении. Какое отношение имеют изображения Трифона на коне и с соколом к тому бедному мальчику, который пострадал за Веру в Малой Азии - сложно сказать.
Именно поэтому вменяемое священство нынче стремится вообще дистанцироваться от изображения Трифона на коне на котором он никогда не сидел , и с соколом которого он никогда не держал. В крайнем случае, сокол выписывается в руке "аки голубь Бижий", дабы всегда можно было на Духа Свята списать. И с какой стати он стал, вдруг, покровительствовать охотникам, - неведомо никому.
Кроме тех кому это было выгодно. Однако, за всех отвечать не будем, а вот со своими разберемся. Я уже достаточно в других статьях рассказал об иконографии образа, потому и повторяться не буду.
Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха "Охотничьи Просторы", господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, - заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих. Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода "конных икон", "сокольничьих образов", "охотничьих мотивах", и прочей ерунды.
Именно поэтому настоящая иконопись - это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке.
Я не одинока! День Святого Валентина — это продукт, который может себе позволить не каждый. Под своим одеялом мальчик в 14 лет мечтает об этом продукте не меньше чем о новом iphone, пока его одноклассницы празднуют этот день с парнями постарше. Это настоящий Iphone среди праздников. И здесь тоже очень конкурентный рынок: сначала купи подарок на Новый год, потом на Рождество, отметь Старый Новый год, Китайский Новый год, 23 февраля, 8 марта, Масленицу. Не устал? Тогда скоро Пасха и Первомай! В эту вереницу пытались втиснуться несколько праздников.
Вы знаете, что 14 февраля — еще и День святого Трифона? Святой Трифон имел все шансы на успех, будучи покровителем виноделия, рыбалки и охоты на пернатую дичь. Виноделие, охота и рыбалка — в одном!
Под своим одеялом мальчик в 14 лет мечтает об этом продукте не меньше чем о новом iphone, пока его одноклассницы празднуют этот день с парнями постарше. Это настоящий Iphone среди праздников. И здесь тоже очень конкурентный рынок: сначала купи подарок на Новый год, потом на Рождество, отметь Старый Новый год, Китайский Новый год, 23 февраля, 8 марта, Масленицу.
Не устал? Тогда скоро Пасха и Первомай! В эту вереницу пытались втиснуться несколько праздников. Вы знаете, что 14 февраля — еще и День святого Трифона? Святой Трифон имел все шансы на успех, будучи покровителем виноделия, рыбалки и охоты на пернатую дичь. Виноделие, охота и рыбалка — в одном!
Сто процентов захватим рынок! Но страх остаться в одиночестве у целевой аудитории оказался сильнее, чем тяга к бухлишке.
Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его. На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет". В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном именно в Напрудном, а не в Напрудной Слободе, потому как в те времена еще не было никакой Слободы, а было именно село Напрудное — первый в истории Руси храм с крещатым сводом. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, — упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.
Вероятно, князь Иван Юрьевич Патрикеев молился Святому Трифону в "его" день по Святцам, так как молиться по сиюминутной нужде принято именно святому-покровителю данного дня. Кроме того, святой Трифон почитается повсеместно именно как "укротитель" всякой твари скота, птицы, насекомых. Разумеется, имеется вероятность, что событие могло происходить и не в данный день, а накануне, потому как молитвы обычно посылают не только в день памятования святого, а как и именины, — впереди следующим покровителям по дням Святцев. Возможно, что между Днем святого и событием было и еще больше времени, потому как моление Трифону как покровителю всякой сельской живности было обычным в любое время. Трифон почитается покровителем "сельской живности" потому что на Западе его почитание связано с празднованием сезона сбора винограда Трифон-Зарезан , и как "сопутствующее" — и всяки других сельхозработ и животных, а заодно и как укротителя вредных напастей урожая. Однако, как бы там ни было, празднование Чуда в установленный Святцами День — канонично. А уж когда именно произошло событие — нам неизвестно. Основываясь на всем указанном выше, более верным является такой вариант истории о Чуде с соколом, который установлен самой Церковью: "Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни.
После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника". Так родилось Предание о соколе Святого Трифона, которое нашло свое отражение и в геральдике и иконописи. Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо. В те времена царские ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических вопросов царь выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял, верно ли его решение, и к чему оно приведет. Существовал даже особый род деятельности — птицегадатели.
14 февраля – День святого Трифона, покровителя охотников
14 февраля все православные охотники и рыболовы празднуют День своего Святого Покровителя – Святого Мученика Трифона. покровителя охотников и рыболовов)). Покровительствует он также охотникам и рыболовам – молитва святому помогает добыть знатные трофеи.