Юрий Бондарев был прям, чист, честен, скромен, независим, всю жизнь боролся с тем, что считал духовным злом, написала глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook в связи с кончиной писателя. Столетие Юрия Бондарева Писатель Юрий Бондарев выступает на пленуме Союза писателей СССР. К столетию признанного классика, знаменитого писателя-фронтовика Юрия Бондарева в Москве прошёл литературно-художественный вечер. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. К столетию признанного классика, знаменитого писателя-фронтовика Юрия Бондарева в Москве прошёл литературно-художественный вечер.
Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
Через горнило войны к Богу / | Также Юрием Бондаревым совместно с Оскаром Кургановым был написан сценарий легендарной киноэпопеи режиссёра Юрия Озерова «Освобождение». |
Последний лейтенант - Год Литературы | Юрий Бондарев служил командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. |
Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь! | Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. |
Скончался писатель Юрий Бондарев | Юрий Васильевич Бондарев, один из лучших советских писателей, скончался 29 марта 2020года. |
Последний лейтенант | Выдающийся писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев ушел на 97-м году жизни. |
Юрий Бондарев отказался от ордена, который хотел вручить ему Ельцин: как жил певец «окопной правды»
С грустью узнала, что не дожил до 75-й годовщины Победы фронтовик, писатель Юрий Васильевич Бондарев. Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Юрий Бондарев был прям, чист, честен, скромен, независим, всю жизнь боролся с тем, что считал духовным злом, написала глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook в связи с кончиной писателя. Советский писатель и сценарист, общественный деятель Юрий Бондарев скончался в Москве в возрасте 96 лет. Перечитывая тома, написанные Юрием Васильевичем Бондаревым, видишь, как и у всех больших писателей, то, что не мог увидеть раньше. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область).
Юрий Бондарев об однополчанах, судьбе, литературе
- Последний лейтенант - Год Литературы
- Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев
- Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
- Юрий Бондарев об однополчанах, судьбе, литературе
- Содержание
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
Последний лейтенант | В Москве на 97-м году жизни скончался писатель-фронтовик Юрий Бондарев, автор книг «Горячий снег», «Батальоны просят огня» и многих других. |
Семь вершин писателя-фронтовика Юрия Бондарева | Юрий Бондарев относится к числу немногих писателей «счастливого соединения имени и таланта, таланта и славы, заслуженной книгами». |
Умер Юрий Бондарев — последний советский классик - Дарья ЕФРЕМОВА | Советский писатель и сценарист, общественный деятель Юрий Бондарев скончался в Москве в возрасте 96 лет. |
«Самое страшное — первая бомбардировка»
Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. Особенность этого жанра — описание фронтовых реалий от лица младшего офицера или сержанта, как правило, пехотинца. Бондарев до своей кончины был последним оставшимся в живых представителем «лейтенантской прозы». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске, Оренбургская область, в семье советского юриста, участника Первой мировой войны. В 1931 году семья переехала в Москву.
Летом 1941 года старшеклассник Бондарев принимал участие в строительстве оборонительных сооружений под Смоленском. В 1942 году после окончания школы был направлен военкоматом в пехотное командное училище, дислоцированное в Актюбинске. В октябре 1942 года Бондарева и других курсантов срочно направили из Казахстана на оборону Сталинграда как младших командиров.
Рос вместе со своей Советской страной, в крепчайшей органической связи с ней. И когда нависла над родной страной смертельная угроза, комсомольцем в 17 с небольшим лет пошёл её защищать. На фронте, на передовой, стал коммунистом. О том, каким он был бойцом, говорят две фронтовые медали «За отвагу» — этой наградой отмечалась личная храбрость. А в итоге жизни, замечу, полагалась бы ему и медаль «За верность», если бы таковая была. Вот что резко выделило его среди многих в годину катастрофы, которая оказалась для Советской Родины страшнее даже самой страшной войны.
Выделила именно верность тому, что было для него дороже всего на свете. Никогда, я думаю, не сотрётся в исторической памяти поступок писателя-коммуниста Бондарева, совершённый им в «перестроечном» 1988 году. Этот факт достаточно широко известен, но нельзя не вспомнить о нём сегодня, потому что со временем значимость его осознаётся ещё более масштабно. Врезалась в память нараставшая мучительная тревога, в которой пребывал к тому дню Юрий Васильевич. Сейчас далеко не все могут представить себе ощущение вселенского хаоса, надвигавшегося на страну. Начиналось-то радостью и надеждой, ожиданием безусловных перемен к лучшему. А поворачивалось… Куда? К уничтожению созданного и отвоёванного? Тогда я особенно впечатлён был не только социальной чуткостью, но и мудростью своего старшего товарища-фронтовика.
И, разумеется, твёрдо определившейся его решимостью во что бы то ни стало остановить замаячивший развал. Очень кстати оказалось сообщение о предстоящей большой партийной конференции. Он мне сказал, что постарается выступить на ней: «Лишь бы слово дали». Отстранив всё остальное, готовился… На трибуну как на штурм И вот переполненное фойе Кремлёвского Дворца съездов. Я прибыл сюда как корреспондент «Правды» заранее, однако всё уже кипело вокруг. А в центре самой многолюдной группы увидел Юрия Васильевича. К нему тянулись и просто с приветствиями, и с деловыми вопросами, но я знал, на чём больше всего он сейчас сосредоточен. Через какое-то время появился в президиуме. Там заправляли Горбачёв и Яковлев, поэтому невольно мелькнула у меня мысль о неотвратимом столкновении, которое сейчас произойдёт.
Сперва, естественно, с трибуны полилось славословие «перестройке», ради чего и собирали горбачёвцы-яковлевцы столь представительный форум. Уж исхитрились соответствующим образом обеспечить ход прений. Но — «слово предоставляется Бондареву Юрию Васильевичу». Аплодисментами особыми так мне показалось встречает это огромный зал. И воин идёт к трибуне, как шёл, бывало, на решающий фронтовой штурм. Вот как! Говорит прирождённый писатель, и сразу — художественный образ. Достойный того, который стал названием одной из лучших его книг — «Горячий снег». Замер зал.
Разговор о самом-самом, и совсем не парадно приглаженный, не сусально фальшивый, какие вовсю задаются «сверху». Недаром я вижу тень встревоженности на лицах тех же Горбачёва с Яковлевым и многозначительное их переглядывание. Ведь то, что и как начал говорить Бондарев, однозначно подпадает под новозапущенный ими ярлык «антиперестройщика». Или ещё круче — «врага перестройки». Перечитывая теперь это историческое выступление, я понимаю, что Юрий Васильевич вынес в нём диагноз не одному лишь данному, текущему моменту, который переживала наша страна, а целому периоду, наступившему в её биографии. Периоду роковому, гибельному и затянувшемуся, увы, на несколько десятилетий. Мы же и сейчас можем вполне правомерно повторять главные тезисы этой речи не просто как ретроспективные воспоминания, а как сугубо злободневные наши современные установки. Послушайте, например: — Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, тем самым добивали бы своё будущее. Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью… Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную чужую жизнь.
Ну как? Разве всё это не актуально и сегодня? А он тогда продолжил заострять вопрос о нравственной цели начатых перемен, которые, по его убеждённости, должны бы осуществляться ради материального блага и духовного объединения всех. У нас в совхозе такая перестройка мышления: тот, кто был дураком, стал умным — лозунгами кричит; тот, кто был умным, вроде стал дураком — замолчал, газет боится. Знаете, какая сейчас разница между человеком и мухой? И муху, и человека газетой прихлопнуть можно. Сказал им, а они меня в антиперестройщики». Эх, наверное, оглашая с высокой трибуны огорчительный житейский эпизод, не думал оратор, что предсказывает собственную судьбу. Целью было выразить свою озабоченность, которая буквально переполняла его: объявленные перестройка и гласность, говоря словами Бондарева, превратились в «дестабилизацию всего существующего, ревизию веры и нравственности».
Голос его звучал напряжённо, где-то на грани срыва. Ведь речь шла воистину о самом для него заветном и дорогом, что теперь подвергли сомнению: «мораль, мужество, любовь, искусство, талант, семью, великие революционные идеи, гений Ленина, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну». Но было в кремлёвском зале немало и таких, которые происходящее воспринимали совсем иначе. Какое тут вам единство! Разное, даже противоположное представление о желанном будущем страны. И всё ощутимее гнилостный, отравляющий дух предательства, которым тянуло с властного верха. Вот что стало едва ли не центральной темой размышлений и действий Юрия Васильевича на зыбкой волне «перестройки» — по мере всё более глубокого её понимания. Это сначала казалось, что по недомыслию подняли самолёт, направляя его туда, где, возможно, нет посадочной площадки. А потом всё чётче прорезалось другое.
Да, местом для посадки зачинщики действительно не занимались, но отнюдь не по причине простой неряшливости. Вполне сознательно и, насколько удавалось, продуманно шли на уничтожение страны!
Тот разговор на даче Бондарева в подмосковных Ватутинках, куда мы прибыли с фотографом Павлом Кривцовым получить его новые «Мгновения» для журнала «Слова», а также сделать снимок юбиляра, осталась в памяти. Много ли осталось настоящих фронтовиков, признанных классиков, непогасших кумиров юности? В свои 75 лет Бондарев находился в прекрасной форме — спортивный, подтянутый, с хорошей реакцией. Угадывался еще в нем первый силач и гимнаст довоенного замоскворецкого двора. Широко поставленные большие глаза, резко прочерченная черта между бровей вразлет, волевой подбородок, массивные сильные кисти рук. Конечно, главной темой оставалась война. Тема эта неисчерпаемо велика, именно в ней видится ключ к прошлому и будущему...
А сколько еще интереснейших деталей можно было узнать! Юрий Васильевич усмехается, на вопрос: почему на фотографии 1943 года он одет в немецкий китель, пояснил: «Это трофей, взятый в Житомире. Вся наша дивизия оделась там. Немецкое шелковое белье, носки. И продуктов трофейных нам много перепадало. Ели захваченные у немцев голландский сыр, греческие маслины, пили французский коньяк… Вся Европа была у немцев…». Я начинал минометчиком, потом был командиром 76-мм орудия. Мы, когда били по танкам, снимали щиты, возили их в обозе. Этому научились на Украине.
Делается артиллерийский окоп, ствол почти лежит на бруствере, немецкому танку ничего не видно. Предлагал я кинорежиссерам — давайте снимем, как было на самом деле, но не удалось их убедить… Без артиллерии не отступали и не наступали. Артиллерия — бог войны! Встречалсь среди наших офицеров и стервецы, карьеристы, но почему-то они долго не задерживались. Больше было ребят с душой…» Юрий Васильевич награжден почетнейшей солдатской наградой — двумя медалями «За отвагу». Представления на ордена не прошли, хотя всем, кто первым переправился через Днепр и закрепился там, были обещаны Золотые Звезды Героев. Каменец-Подольский, перешел в контратаку при поддержке танков. Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнем своего орудия с открытой ОП огневая позиция — А. Контратака противника была отбита».
Официально за Бондаревым числится четыре подбитых танка и самоходное орудие «фердинанд». В бою всегда находишься в неистовом состоянии ярости. Все точно подсчитать может только снайпер». Обнадеживающая правда Перечитывая тома, написанные Юрием Васильевичем Бондаревым, видишь, как и у всех больших писателей, то, что не мог увидеть раньше. В цикле романов, в «Мгновениях», статьях и беседах — история России последнего полувека, огромный материал для раздумий. В одном из своих выступлений в 1999 году писатель сказал: «Я вспоминаю сейчас прекрасные, на грани гениальности, а может быть, просто гениальные стихи Исаковского «Враги сожгли родную хату». Солдат вернулся с войны, и не застал дома в живых никого, ничего, только пепелище. И пьет из медной кружки вино с печалью пополам… Почему я говорю о печали? Я весь остался там, на войне, несмотря на то, что написал потом ряд романов, как писали критики, с осмыслением современного жития-бытия… Я весь там, в той юности своей, несмотря на то, что она наградила меня не только медалями, но и тяжелыми ранениями.
Нам суждено было рассказать правду, принесенную оттуда… Правду тех, кто уцелел, кто был на передовой и знал, что такое один сухарь на троих, что такое холод железа в руках, что такое мороз в степи, который пронизывает тебя насквозь. Самые высокие мучения — это мороз под Сталинградом, когда мы накануне атаки танков Манштейна спали на снегу в тридцатиградусный мороз. Невозможно было выкопать ничего, а утром был бой… К сожалению, о войне написано достаточно лживой беллетристики и, может быть, лишь несколько книг настоящей, горькой и в то же время обнадеживающей правды… Из военных писателей Бондарев выделял Виктора Некрасова, Константина Воробьева и Василя Быкова — А. Среди них и один наш лжепророк, находившийся в нескольких десятках километров от передовой, командуя звуковой батареей, который утверждает, что погибло 44 миллиона наших солдат и офицеров. Или такой писатель, подававший когда-то надежды, как Виктор Астафьев, с которым мы воевали на фронте и который считался когда-то со стороны моим близким товарищем. Уже говорят даже, что надо было сдать Москву, и мы с вами пили бы тогда хорошее немецкое пиво!.. Нужно знать материалы, о которых нам не сообщали широко и о которых нам не скажут сейчас всякие ОРТ и НТВ — самые большие лжецы в мире. Я изучал в США их телевидение, оно не такое лживое. Потери нашей и немецкой армий сопоставимы!
У них примерно шесть миллионов погибших, у нас — около 8,6 миллиона. Я говорил и с Жуковым, и с Рокоссовским, и с Коневым. Жуков — это величайший полководец мира! Рядом с ним можно поставить только Суворова. Если бы не было Сталина и Жукова, двух великих людей, которые дополняли один другого, не было бы сияния нашей Победы. И мы с вами давно стали бы черноземом, удобряющим нашу землю для ее захватчиков! Вспоминаю о войне как о достойнейшем периоде своей жизни…». Распахнутая душа народа Почему же Победа 1945-го особенно ненавистна русофобам? Снова полистаем страницы военной прозы Юрия Бондарева… Будущему романисту предоставилась в юности смертельно опасная, но совершенно уникальная возможность — заглянуть в распахнутую душу своего народа.
На фронте солдат и офицер переднего края раскрывались как человеческая личность чрезвычайно быстро и чрезвычайно полно. Чтобы узнать, скажем, нового командира орудия, необязательно было съесть с ним пуд соли, а достаточно было раз провести с ним орудие через минное поле к какой-нибудь высоте — и он вам становился ясен без громких слов… Война явилась для меня самым умным и самым безжалостным учителем жизни. И это абсолют». Лучшая и очень значительная численно, учитывая масштаб всемирной битвы, часть народа проявила себя в решающий момент истории. В обычной жизни эта часть в большинстве своем не стремится к власти, почти незаметна в своих окраинных «медвежьих углах». Связист Колокольчиков, по-прежнему нежно обнимая аппарат, неспокойно терся щекой о трубку, дрожа во сне синими от усталости веками, бормотал: — Ты к колодцу иди, к колодцу… Вода хо-олодная… — Вот она, Россия, — тихо и серьезно сказал Новиков». Литературоведением и критикой справедливо отмечены герои первого плана — капитаны Борис Ермаков из «Батальонов» и Дмитрий Новиков из «Последних залпов», лейтенанты Вадим Никитин и Андрей Княжко из «Берега»… В них — тонкая возвышенность чувств и вместе с тем огромная духовная и физическая сила. Эти герои войны стали новым явлением в русской литературе. Классики XIX века, дворяне, при всем их непревзойденном мастерстве, такого родства с народом уже иметь не могли.
С хлестким преувеличением, но и с большой долей истины выдающийся публицист русского изгнания Иван Солоневич утверждал, что до 1917 года русская литература отразила много слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон… «И когда страшные годы военных и революционных испытаний смыли с поверхности народной жизни накипь литературного словоблудия, то из-под художественной бутафории Маниловых и Обломовых, Каратаевых и Безуховых, Гамлетов Щигровского уезда и москвичей в гарольдовом плаще, лишних людей и босяков — откуда-то возникли совершенно непредусмотренные литературой люди железной воли. Откуда они взялись? Неужели их раньше и вовсе не было?.. И никакого железа в русском народном характере не смог раньше обнаружить самый тщательный литературный анализ? В каждой книге Бондарева — целая галерея разбивающих все привычные схемы обаятельнейших образов. Вот старший лейтенант Орлов из «Батальонов», разжалованный после побега из плена и вновь произведенный в офицеры после Сталинграда, с «нестерпимо зелеными глазами», «надежный, злой, горячий, налитый жизнью до краев». Вот «непробиваемо беспечный» Жорка Витьковский оттуда же: «Его мальчишеское наглое лицо было спокойно, немецкий автомат небрежно перекинут через плечо, из широких голенищ в разные стороны торчали запасные пенальные магазины». Конечно, столь непривычные типажи не могли не насторожить критику 50-х годов, критику догматиков и будущих «демократов». Мутной волной пошли тогда рецензии, обвиняющие автора в мрачной смутности, «идейной и художественной нечеткости» и т.
В октябре того же года курсанты училища были направлены под Сталинград, где Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Награжден медалью "За отвагу". В 1951 году окончил Литинститут имени Горького, начал печататься в 1949 году. Первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году.
Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев
Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев | Юрий Бондарев умер в возрасте 96 лет в Москве. |
Умер Юрий Бондарев, последний классик советской фронтовой прозы | Писатель Бондарев не терпел конформизм, душой болел за благополучие Родины. |
Путин выразил соболезнования в связи со смертью писателя-фронтовика Юрия Бондарева | ОТР | Сегодня, 29 марта, на 97-м году жизни скончался известный советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. |
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев
Интерфакс: Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Советский писатель‑фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет. Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в воскресенье в Москве на 97-м году жизни. Можно лишь сожалеть, что в последние десятилетия проза выдающегося русского писателя Юрия Бондарева находилась в информационной блокаде.
Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев
Писатель-фронтовик Юрий Бондарев, отказавшийся принимать награду из рук Ельцина, умер в Москве в возрасте 96 лет. 29 марта 2020 года в Москве ушел из жизни Юрий Бондарев, известный советский писатель-фронтовик. Выборы кандидатов в народные депутаты СССР Фото: Паладин Леонид/РИА НовостиПисатель Юрий Бондарев выступает на пленуме Союза писателей СССР. Впрочем, Юрий Бондарев стоял в первом ряду русских писателей еще со времен «Батальоны просят огня» (1957). Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет. К столетию признанного классика, знаменитого писателя-фронтовика Юрия Бондарева в Москве прошёл литературно-художественный вечер.
«Самое страшное — первая бомбардировка»
Сейчас со мной вся семья, все здесь», — сообщила Валентина Бондарева, супруга писателя. Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. Особенность этого жанра — описание фронтовых реалий от лица младшего офицера или сержанта, как правило, пехотинца. Бондарев до своей кончины был последним оставшимся в живых представителем «лейтенантской прозы». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске, Оренбургская область, в семье советского юриста, участника Первой мировой войны. В 1931 году семья переехала в Москву. Летом 1941 года старшеклассник Бондарев принимал участие в строительстве оборонительных сооружений под Смоленском. В 1942 году после окончания школы был направлен военкоматом в пехотное командное училище, дислоцированное в Актюбинске.
Вскоре военное училище эвакуировали в казахский город Актюбинск ныне Актобе. Уже в октябре 1942 года курсантов прислали под Сталинград. Молодой Юрий Бондарев. Фото: ekogradmoscow. Был контужен в боях под Котельниковским, лежал в госпитале, затем служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, боях за Житомир, где снова получил ранение. Юрий Бондарев был дважды кавалером медали "За отвагу". В составе советских наступающих частей Юрий Васильевич дошел до границы Чехословакии, оттуда был направлен в Чкаловское Оренбургское артиллерийское училище. Учёбу он завершил в декабре 1945 года, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Того, что Юрий Бондарев увидел и пережил за два с небольшим года на фронте, хватило ему на создание литературных произведений в течение всей долгой жизни. После войны младший лейтенант Бондарев окончил Литературный институт имени А. Горького, семинар Константина Паустовского. Еще до окончания Литинститута, в 1949 году, Юрий Васильевич начал выступать в печати. Его первые рассказы выходили в журналах "Октябрь", "Смена" и "Огонёк". Забегая вперед: писательская карьера Юрия Васильевича строилась весьма успешно. С 1971 года он был первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а в 1990 - 1994 годах являлся председателем Союза писателей России. Первый сборник рассказов под названием "На большой реке" вышел у Бондарева в 1953 году. Десять лет спустя, в 1963 году, Юрий Бондарев стал и членом Союза кинематографистов СССР, так как написал ряд сценариев для экранизации своих романов и повестей — а экранизировали их много и охотно. Кадр из фильма "Последние залпы". Фото: m. Самые известные произведения Юрия Васильевича — повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Родственники", романы "Горячий снег", "Тишина" по которому дважды ставились одноименные фильмы и ее продолжение "Двое", "Берег", "Выбор". Сценарии Бондарев создал для фильмов "Горячий снег", "Батальоны просят огня" и киноэпопеи "Освобождение". За основу последних двух произведений взята подлинная история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД, который один остался в живых из личного состава этого подразделения. О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда".
Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов... Но главной темой Юрия Бондарева, осмелюсь утверждать, была не война, а человеческая порядочность. Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имело для него огромную цену. А для нас сегодня?
Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет. Писал о своих товарищах, писал о том, что прочувствовал и пережил. Уверена, его книги будут читать и новые поколения жителей нашей страны. Потому что это хорошие, честные книги, потому что они написаны прекрасным русским языком, потому что в этих книгах память о наших предках». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. В марте 1942 года был призван на военную службу, в звании сержанта воевал на Сталинградском фронте, где командовал минометным расчетом. Был дважды ранен, войну закончил в Чехословакии. После войны окончил Литературный институт имени Горького. Автор всенародно известных романов «Тишина», «Батальоны просят огня», «Горячий снег» и других.
Умер Юрий Бондарев, последний классик советской фронтовой прозы
В 1972 году был также экранизирован «Горячий снег» — автобиографический роман Бондарева о боях за Сталинград. Главного героя — командира батареи младшего лейтенанта Дроздовского, в фильме сыграл Николай Еременко. Бондарев был соавтором сценария киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». Произведения Бондарева а были переведены более чем на 70 языков мира, последний роман «Без милосердия» был издан в 2004 году. Вступивший на фронте в ВКП б Бондарев до конца жизни оставался убежденным коммунистом. В июле 1991 года Бондарев поставил свою подпись под «Словом к народу» — обращению советских граждан к Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину. В тексте обращения жестко критиковались перестройка, «свободный рынок» и «демократизация», звучали призывы не допустить распада СССР, межнациональной розни и гражданской войны.
У вас есть талант». Это окрылило подростка. Она же привила ему любовь к литературному стилю. В 1942-м, окончив 10 классов, поступил в пехотное училище. Два орудия, лошади, ящики со снарядами. Накануне атаки танков Манштейна под Сталинградом мы спали на снегу в 30-градусный мороз. Невозможно выкопать ничего, а утром был бой. Получил ранение, контузию, обморожение... Потом Воронежский фронт, форсирование Днепра, освобождение Киева. Бои за Житомир, новое ранение, госпиталь. А дальше бои в Карпатах, Польше. Думаю, что выжил на войне чудом. Смерть все время была рядом. Однажды снаряд упал прямо передо мной, тогда пронеслось: «Господи, спаси и сохрани! А еще как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал». На фронте старшему сержанту было не до литературы. В сорок четвертом году Сталин приказал снять с фронта молодых солдат и направить на учебу. Думали о подготовке новых офицерских кадров». Так 20-летний Бондарев попал в Чкаловское училище зенитной артиллерии.
Я весь остался там, на войне, несмотря на то что написал ряд романов, как говорили критики, с осмыслением современного жития-бытия. Я весь там, в той юности, хоть она и наградила меня не только медалями, но и тяжелыми ранениями». О невозможности все простить «Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами — и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию. Мы смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам. Трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, а мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам! Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: «Мы победили! Не ради слез, а ради наших улыбок стали они и положили они свои юные жизни на защиту Отечества как воины — гордые, смелые, храбрые, бессмертные». Почему нас не любят «Почему мы все время кому-то мешаем? Главное — зависть. Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины! Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, и в музыке. Но не стоит умалчивать и о темных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, Гражданской войне, расказачивании, раскулачивании, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься! Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя как патриот? Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать. Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей, — тут надо обладать особым даром продажничества. От жизни, действительности ведь никуда не скроешься.
Его творчество — продолжение творчества Достоевского, Толстого, других наших великих писателей. По его книгам сняты знаменитые фильмы о войне. Вклад Ю. Бондарева в мировую словесность состоит в том, что он существенно обогатил своим творчеством реалистическую баталистику и психологическую литературу о войне, из его книг читатель получает наглядное представление об эпохе, о том, что происходило в годы войны на советско-германском фронте, как тяжело доставалась нам Победа, и что решающую роль в этом сыграла именно Советская Армия. Юрий Васильевич всегда занимал активную гражданскую позицию, был человеком с твёрдыми принципами, оставался до конца верен своим идеалам и своему Отечеству. Он принимал активное участие в деятельности ветеранской организации Московского государственного открытого педагогического университета имени М. В 1999 году Ю. Московский педагогический государственный университет выражает искренние соболезнования и сочувствие родным, близким и коллегам выдающегося писателя Юрия Васильевича Бондарева. Справка Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии ныне Оренбургская область. Летом 1942 года после окончания средней школы Бондарев был направлен на учёбу в Бердичевское пехотное училище.
О насущном
- Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Юрий Бондарев
- Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев - Лента новостей Крыма
- НЕ СТАЛО ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА. Некролог
- Семь вершин писателя-фронтовика Юрия Бондарева
- Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева
- Скончался Юрий Бондарев
Поделиться
- Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
- Подпишитесь на рассылку
- Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев
- Семь вершин писателя-фронтовика Юрия Бондарева
Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко…» — говорил Юрий Васильевич в интервью другу, писателю Александру Арцибашеву. В интервью писателю Сергею Шаргунову 2019 г. Я крещён, читаю Библию», а его супруга Валентина добавила «Мы отмечаем все церковные праздники».
На войне складывается особое товарищество, братство, возникают сложные взаимосвязи между бойцами, не ограничивающиеся только служебными отношениями. Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя. Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Бондарев был из тех личностей, кто в советские времена фактически с самого начала своего творческого пути открыто заговорил о традиционных духовных ценностях. О миллионах погибших писатель, проходивший сам постепенно свое духовное становление, не мог позволить себе писать небрежно, непродуманно, торопливо. Память о своих однополчанах для него была священна. В 2015 году Юрию Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую вручил ему Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Бондарев комментировал своё награждение: «Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать.
Кто-то скажет, это поветрие. Однако, помню, еще в советские годы жил в Москве, на углу Климентовского переулка, а там была, да и сейчас есть церковь. Хорошая церковь, добрая. Она переживала разные времена, но никогда не пустовала.
На праздники народ стекался. Мы наблюдали это с женой Валюшей многие годы». Бондарева было высоко оценено государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Он награждён советскими 2 орденами Ленина в т. В 1988 году, когда ещё не было принято открыто критиковать руководителей государства, выступление Ю. Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции наделало много шума.
Юрий Бондарев до последних дней своей жизни имел ясное сознание, следил за событиями литературной и общественной жизни. Председатель Союза писателей России военный прозаик Николай Иванов заявил, что из-за мер по предотвращению коронавируса, скорее всего, церемония прощания будет немноголюдной и скромной. Два года назад Юрий Бондарев обратился к съезду Союза писателей России с призывом держать знамя нравственной литературы.
И теперь этот членский билет навечно останется за Юрием Бондаревым», — рассказал Николай Иванов. По его словам, Юрий Васильевич, который имел звание капитана, по жизни ни разу не пытался «спуститься в бомбоубежище», поскольку всегда ощущал себя на главном направлении борьбы, как на войне, так и в литературе и в общественной жизни. Это был великий поступок», — считает председатель СПР. Он вспомнил поездку русских писателей накануне референдума 2014 года в Крым. У них было еще волнение, не было уверенности, что Россия не оставит их. Мы прочитали письмо со словами поддержки Юрия Бондарева и других писателей-фронтовиков, обращенными к крымчанам, а потом водрузили копию Знамени Победы на Сапун-горе.
А какие у нас красивые женщины! Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, и в музыке. Но не стоит умалчивать и о темных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, Гражданской войне, расказачивании, раскулачивании, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься! Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя как патриот?
Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать. Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей, — тут надо обладать особым даром продажничества. От жизни, действительности ведь никуда не скроешься. Народ живет плохо: низкие пенсии, безработица, дороговизна. Нельзя молчать. Давненько не читал романов типа «Дни Турбиных» Михаила Булгакова.
А хотелось бы. Увы, все — мелкотемье». Теперь на них пудовые замки. Без денег никуда не суйся! Отсюда — бездуховность, пошлость, цинизм. Появились какие-то мнимые «звезды», раскрученные до небес телевидением и радио.
На самом деле — это пустышки. Смотрит на таких мужик и думает: «Выходит, пахать землю и сеять хлеб — последнее дело? Бывает, скажешь что-то сгоряча, а слово как бы повиснет в воздухе, от него уже не отмахнешься... Уныние — великий грех. Нам не хватает оптимизма. Часто приглашают на разные встречи.
Юрий Васильевич писал правдиво и по-настоящему. Его проза была непарадной и потому любимой многими. Именно благодаря Юрию Бондареву грандиозная, монументальная эпопея «Освобождение» получила человеческое измерение. Именно его герои с передовой позволяли понять боль войны и в то же время увидеть отвагу советского солдата. Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет. Писал о своих товарищах, писал о том, что прочувствовал и пережил. Уверена, его книги будут читать и новые поколения жителей нашей страны. Потому что это хорошие, честные книги, потому что они написаны прекрасным русским языком, потому что в этих книгах память о наших предках». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске.