Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором.
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
Хованщина (опера) | это... Что такое Хованщина (опера)? | Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра. |
Хованщина как зеркало добра и зла | Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Четыре лепестка ваджры в пространстве — опера «Хованщина» — картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» — картина Репина «Царевна Софья во время стрелецкого восстания» — портрет Мусоргского кисти Репина. отметил Сергей Сидоров. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича.
Батя, батя, выйди к нам
К сожалению, хоровых исполнителей пришлось немного сократить, так как открытая сцена, хоть она и огромная, но всё-таки в полтора раза меньше стационарной. Известно, что Мусоргский не успел завершить партитуру оперы, поэтому в данной постановке финальная недописанная сцена имеет авторство современного композитора Владимира Кобекина. За дирижёрским пультом находился Тимур Зангиев. Но основные, самые мощные партии в опере — хоровые. Уникальной находкой режиссёра-постановщика Александра Тителя стало включение исполнителя на армянском музыкальном инструменте — дудуке артист Оганес Казарян в сцену развлечений Хованского в своих хоромах. Спектакль в 2016 году получил «Золотую маску», высшую российскую театральную премию. После того как на улице стемнело и зрителям стало видно сцену на фоне светящихся куполов Успенского собора, стало понятно, что именно эта опера как нельзя лучше подходит для исполнения в исторических интерьерах Рязанского кремля.
В наступившем году ее представят на Основной сцене. Как отметили в театре, «Хованщина» по самобытности музыки и сюжета могла бы стать «самой русской оперой». Мусоргский отмечал, что она создана в жанре «народной музыкальной драмы».
Опера представляет собой масштабное историческое полотно с участием реально существовавших и вымышленных героев, особое место среди которых занимает русский народ. В ней переплетаются события между Стрелецким бунтом и утверждением Петра I на престоле. В тот период русский народ раздирал спор о выборе пути, о старой и новой вере.
Любой исход мог бы стать для страны фатальным, подчеркнули в Музыкальном театре.
Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник. Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти.
Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только.
Шостакович и другие композиторы. Опера «Хованщина» не является исключением. Ее завершил и оркестровал Н. Либретто написал сам композитор. За основу сюжета он взял исторические события 1682 года. Это было кратковременное правление князя Ивана Хованского в Москве, который был назначен Софьей после стрелецкого бунта. На тот период Петру было десять лет. Композитор, желая показать переход власти от царевны к новому правителю, добавляет и умело вплетает события 1689 года. В музыке он старается передать враждебные Петру силы. Это: Стрельцы, во главе которых стоит князь Иван Хованский. Фаворит Софьи — князь Голицын. Старообрядцы, возглавляемые Досифеем. Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению. Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы: Голицын — самовлюбленный и лукавый. Иван Хованский — властный и надменный. Досифей — величественный. Марфа — страстная, сильная, готовая на подвиг. Андрей Хованский — слабый и мятущийся. Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец. Подьячий — корыстный и трусливый. Характеристика первого действия Опера «Хованщина». Краткое содержание I д. В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе.
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
это быстро, легко и просто. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь". Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. Эскиз костюмов для оперы Мусоргского 'Хованщина' Замоскворечье. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. Статья автора «Ростовский государственный музыкальный театр» в Дзене: В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I.
Хованщина как зеркало добра и зла
М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Сюжет оперы был взят автором из одноименной повести Николая Гоголя. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Батя, батя, выйди к нам
Результа королевному болоту, на котором добровольно или недобровольно оказывается Русь. Мусоргский работал долго и усердно над оперой, и в 1881 году, к моменту своей смерти, она была готова за исключением финальной сцены последнего акта. Первым композитором, который распознал грандиозность неоконченной оперы Мусоргского, стал Римский-Корсаков, который оркестровал и дополнил финальную сцену. В XX веке появилась еще одна редакция «Хованщины» - версия Шостаковича, которая создает мрачное, поглощающее чувство экзистенциального ужаса. В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным. Музыкальным руководителем постановки и возобновления является артистический директор театра Александр Лазарев, а режиссер-постановщик и сценограф — Александр Титель и Владимир Арефьев соответственно.
Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К.
Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля?
Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале. И вот тут-то и скрыта основная проблема.
Этот этап марафона приурочен к 185-летию со дня рождения композитора, сообщает ТАСС. Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе. Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.
Испания 1939 года была лучшим доказательством этого.
Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит.
Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским.
Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь! Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий, ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных, Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь, даруй ей избранника, той бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Римский-Корсаков оркестровал и завершил, дописал по сути оперу «Хованщина», которая не существовала в виде завершенного целого. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.