ГЕЛЬМАН Александр Исаакович (р. 25.10.1933, пос. Дондюшаны, Румыния, ныне Молдавия), рус. драматург, киносценарист. Александр Исаакович Гельман относится к Евреям в руководстве СССР. Драматург, сценарист и поэт Александр Гельман родился в 1933 году.
«Ноги в гипсе». Драматурга Александра Гельмана сбила машина в центре Москвы
В 1976 г. В конце 80-х гг. Драматурги, ранее не знакомые друг с другом, получили возможность, встречаясь в Москве и Нью-Йорке, написать пьесу сообща. В основу сюжета пьесы легли события августовского путча 1991 года. В годы перестройки вел активную политическую деятельность. Был Народным депутатом СССР, входил в различные общественно-политические объединения, активно выступал в периодических изданиях. Александр Гельман в Художественном театре.
Родился 25. Дондюшаны Бессарабия.
Здесь мальчик еще три года учился в школе, а после ее окончания поступил в 1948 году в профессиональную техническую школу трикотажников в Черновцах Окончив это обучение в 1951 году, Гельман поступил в вечернюю школу, так как понял, что образование в дальнейшем ему будет необходимо. Обучение в вечерней школе дало Александру возможность после ее окончания в 1952 году поступить в военно-политическое училище, которое находилось во Львове. В 1954 году он окончил кафедру сухопутных войск Слайд 4 После этого он переехал в Кириши и устроился на работу в трест «Главзапстроя» диспетчером. После окончания Львовского училища Александр Гельман в 1854 году пошел служить в армии.
В 1960 году Гельман завершил военную карьеру и переехал жить в Кишинев. В этом городе он поступил на известный завод «Электроточприбор».
Яркий тому пример — пьеса «Скамейка» 1983.
В 1984 году мхатовский спектакль Олега Ефремова по этой пьесе с Олегом Табаковым и Татьяной Дорониной стал громким театральным событием. А «Скамейка» до сих входит в репертуар многих театров. В конце 1980-х годов Александр Гельман вместе с американским драматургом Ричардом Нельсоном принял участие в совместном проекте Американо-советской театральной инициативы АСТИ.
Драматурги, ранее не знакомые друг с другом, получили возможность, встречаясь в Москве и Нью-Йорке, написать пьесу сообща. В основу сюжета пьесы легли события августовского путча 1991 года. В годы перестройки драматург вёл активную политическую деятельность.
В 1988-1992 гг. В 1989-1991 гг. В 1989-1998 гг. В течение многих лет являлся членом редколлегии журнала "Искусство кино".
Биография: ранние годы
- Игорек, сын Галериста
- Журнальный зал
- Драматурга Гельмана сбила машина у театра имени Пушкина
- Драматург Гельман рассказал о своем состоянии после аварии в Москве
- Рассылка новостей
- О компании
Драматург и писатель Александр Гельман отмечает юбилей
В конце 1950-х годов во время службы на Камчатке начал публиковать рассказы и очерки. С 1960 года жил в Кишиневе, работал фрезеровщиком на заводе «Электроточприбор». В 1960-1963 годах учился на заочном отделении Кишиневского университета. С 1964 года работал в Киришах диспетчером 99 СМУ 46 треста «Главзапстроя» на строительстве нефтеперерабатывающего завода, в 1966 году переехал в Ленинград. С 1966 по 1970 год работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». Писал пьесы, вступил в КПСС состоял в партии до 1990 года. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» - в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. Вместе с ней написал сценарии еще двух художественных фильмов - «Считайте меня взрослым» и «Ксения - любимая жена Федора». Широкую известность Гельману принес снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия». В 1970-1976 годах был членом профкома ленинградских драматургов.
Были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми», «Скамейка», «Зинуля». Позже, в 1994 году, МХТ им.
Гельман пришел в драматургию, когда театр заменял людям и кафедру, и храм, и парламент Ему не надо было тратить время на изучение советской действительности - он с отрочества постигал ее во всех деталях и подробностях, ему были ведомы ее праздничные, будничные и низменные стороны.
Наверное, поэтому его первая пьеса, переделанная из сценария фильма "Премия", что называется, пожаром прошла по стране. Не припомню ничего подобного, это был и вправду уникальный случай, когда после успешного проката кинокартины Сергея Микаэляна, в которой играли Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Олег Янковский, сразу два лучших театра страны - товстоноговский БДТ в Ленинграде и ефремовский МХАТ в Москве - решили не просто заказать новую пьесу автору сценария, а попросили переделать сценарий для сцены. Их не смущало, что фильм успели посмотреть более 12 миллионов зрителей.
Обычно все бывало ровно наоборот: успешно идущие пьесы в какой-то момент обретали экранную жизнь. Но и Товстоногов, и Ефремов почувствовали, что А. Гельман попал в болевую точку жизни советского общества.
Что производственный конфликт, раскручивающийся как детективная история, открывает глубинные социальные проблемы того времени, которые впоследствии будут называть эпохой брежневского застоя, да и всей советской системы в целом. Бывший диспетчер 99 СМУ 46 треста "Главзапстрой", который возводил огромный нефтехимический комбинат в Киришах, недавний сотрудник ленинградского "Строительного рабочего" досконально знал строительное дело. Проницательный мыслитель, он понимал, что прикасается к материям, которые связаны с самим существованием советского строя, поставившего амбициозную задачу создания нового человека, но так и не сумевшего преодолеть сопротивления этого уникального чуда природы.
Сопротивление человеческого материала социальной системе - об этом рисковали размышлять немногие. Александр Гельман заявил о себе как один из лучших драматургов страны в пору, когда театр заменял большинству советских людей и кафедру, и храм, и парламент. Так было и в СССР, и в досоветской России: зрители становились гражданами в темноте зрительного зала.
В этот же вечер Александра Гельмана привез домой родственник. Восстанавливаться публицисту придется несколько месяцев. Оказалось, что Гельман ходил в Московский драматический театр имени Пушкина не случайно. Сценарист передавал знакомому свою книгу «Эйнштейн и Маргарита», на основе которой в скором времени будет поставлен спектакль. Справка «МК» Александр Гельман — советский и российский драматург, сценарист, поэт, публицист, общественный и политический деятель.
Детство писателя пришлось на войну, семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. В 1954 году окончил Львовское военное училище им. В 1960-1964 гг. Работал помощником мастера на фабрике, фрезеровщиком, строителем, корреспондентом ленинградских газет "Строительный рабочий", "Смена".
Игорек, сын Галериста
В дороге умерла сначала бабушка, а затем уже и младший брат писателя. Вскоре умерла и мама будущего писателя и сценариста. В 1942 году погибла Маня Шаевна Гельман, немного не дожив до освобождения. Когда закончилась война, то Александр вместе со своим выжившим отцом вернулись в родные места. Здесь мальчик еще три года учился в школе, а после ее окончания поступил в 1948 году в профессиональную техническую школу трикотажников в Черновцах Окончив это обучение в 1951 году, Гельман поступил в вечернюю школу, так как понял, что образование в дальнейшем ему будет необходимо.
Культура Александр Гельман принимает поздравления с 85-летием. Один из самых известных драматургов советского периода, сценарист популярных фильмов, он и сегодня остается востребованным литератором. Ирина Разумовская встретилась с юбиляром. Александр Гельман уверен, ему в жизни очень повезло. Первые тексты писателя-самоучки в начале 70-х оказались в поле зрения двух лучших театральных режиссеров страны: Товстоногова и Ефремова.
Родился 25 октября 1933 года в селе Дондюшаны Бессарабия, Королевство Румыния. Советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Александр Гельман родился 25 октября 1933 года в селе Дондюшаны в Бессарабии Королевство Румыния - ныне город в Молдавии. Отец - Исаак Давидович Гельман 1904-1981. Мать - Маня Шаевна Гельман 1910-1942. В начале Великой Отечественной войны семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка погибли по пути в гетто в ходе так называемого марша смерти. Из 14 депортированных членов его семьи до освобождения дожили только он и его отец. По окончании войны с отцом вернулся в Дондюшаны, где еще три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах, окончил в 1951 году. Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы. После окончания Львовского военно-политического училища сухопутных войск имени Щорса в 1954 году на протяжении 6 лет служил в армии в звании старшего лейтенанта, был командиром подразделения 410 полка береговой обороны Черноморского флота в Севастополе. В 1957-1960 годах был командиром отдельного подразделения 39 узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота.
Выступления А. Гельмана на партийных пленумах, в Верховном Совете СССР, публикации в "Московских новостях" парадоксально сочетали страсть и рассудительность. Он не был человеком крайностей. И не стремился к собственной выгоде. Он получил возможность на прямую речь, его мысли о жизни, о будущем страны, о судьбах мира не надо было прикрывать художественными образами. Тяжелое испытание для писателя, который знает, что такое творческое озарение. А потом он разочаровался в политике. И стал писать стихи. Могут сказать, что у Саши все не как у людей - ведь стихи пишут в пору разгоряченной юности. Но только после 75 философская лирика обретает прозрачную хрупкость. А после 90 уже ничего не страшно. Какое счастье, что ты еще жив! Михаил Швыдкой.
Известного драматурга Гельмана сбила машина у Театра имени Пушкина в Москве
В течение многих лет являлся членом редколлегии журнала «Искусство кино». С 1976 года - член Союза кинематографистов, член Союза писателей, член Союза театральных деятелей. В течение 8 лет являлся одним из секретарей Союза театральных деятелей России, более 10 лет вел летний семинар молодых драматургов в Щелыково, в 1998-2000 годы преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино РФ. Общественно-политическая позиция Александра Гельмана В октябре 1993 года подписал «Письмо сорока двух» обращение либеральной литературной общественности к президенту Борису Ельцину с осуждением «преступной политики Верховного Совета» и призывом к жестким мерам против ВС РФ , о чем спустя много лет нисколько не сожалел. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.
В марте 2014 года подписал письмо КиноСоюза своим коллегам с Украины, поддерживающее Евромайдан и осуждающее возможную российскую политику на Украине. В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом Владимиром Путиным. В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии. Личная жизнь Александра Гельмана: Дважды был женат.
Сын от первого брака - Марат Гельман род. Вторая жена - Татьяна Павловна Калецкая 1937-2019 , кинодраматург, дочь литературоведа и библиографа Павла Исааковича Калецкого 1906-1942. Были женаты с 1966 года.
Если быть точнее, старшее поколение иркутян помнит постановку 1970-х годов «Мы, нижеподписавшиес я» по пьесе Александра Исааковича. Сегодня любителей театрального творчества ждёт премьера спектакля « Скамейка », которая состоится 5 мая на Камерной сцене театра режиссёр-постан овщик Сергей Тищенко. Написавший эти пьесы советский и российский драматург, сценарист, публицист Александр Гельман родился в 1933 году в Дондюшанах Бессарабия, Королевство Румыния, ныне — райцентр Дондюшанского района Молдавии.
В начале войны его семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе так называемого «марша смерти»; в итоге из 14 депортированных членов семьи до освобождения дожили только он и его отец. После войны Александр Гельман вернулся в Дондюшаны, где ещё три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах. Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы.
Товстоноговым в БДТ и О. С середины 70-х гг. Пьесы Александра Гельмана в разное время шли на сценических площадках более чем 30 стран. В годы перестройки активно занимался журналистикой, сотрудничал с журналами «Искусство кино», «Московские новости».
Время от времени вешали кого-то за связь с партизанами. Как правило, это были местные, бершадские евреи. Бершадский раввин собирал с обитателей гетто золото, чтобы отдать его коменданту. Потому что тот периодически заявлял, что всех нас собираются истребить или отправить в лагерь. Может быть, он обманывал, но как это было проверить? И люди отдавали последнее. Потом раввина расстреляли. Видимо, он уже не мог ничего принести, и тогда его и всю его семью расстреляли. Я настолько привык к смерти, что относился к ней совершенно спокойно. Но один случай меня поразил. Я о нем нигде не писал, не рассказывал. Приехала за трупом мамы и за другими покойниками похоронная команда. Это были евреи. А у мамы было три золотых зуба. Они положили маму на сани, открыли ей рот, клещами вырвали золотые зубы и положили в карман. По движениям этих людей я догадался, что они делают это не первый раз. В тот момент я ощутил всю жуть происходящего так сильно, как никогда прежде… Наверное, эти зубы помогли кому-то выжить. Все равно это было ужасно. Но меня снова спасло мое необузданное воображение. Даже когда мама умерла, я лежал возле нее и продолжал мысленно играть в войну. Я привык, что люди умирают. Я даже не испытывал особой жалости. Ну умерла. А до этого умерла мамина сестра. А до этого умер ее сын... Когда умерла мама, отец лежал с одной стороны, а я — с другой. Она лежала, укрытая шалью, и хотя нам было холодно, мы с нее, мертвой, шаль не снимали. Многие свои тогдашние состояния я не могу объяснить. И даже не могу точно восстановить. Я не знаю, что произошло в гетто с моей головой, с моей душой. Но что-то произошло — это несомненно. Я много раз это обнаруживал. Например, помню, когда мы жили в Ленинграде, муж одной моей хорошей знакомой покончил с собой. И мы, чтобы ее поддержать, поехали на озеро, откуда должны были вытащить его тело. Я помню, что когда увидел его труп, ничего не почувствовал; это идет из моего детства. Я вовсе не бесчувственный человек, но не проходит просто так общение с умершими, мертвыми людьми, которое было у меня каждый день. Ведь тут же, рядом с ними, кушали, выходили по нужде… Смерть была включена в мою жизнь абсолютно. Есть вещи, о которых страшно вспоминать, но они составляют неотъемлемую часть моего опыта… Я до сих пор все это и слышу, и вижу, и чувствую... До сих пор ногти моих больших пальцев ощущают, как я давил ими в нашем подвале вшей. Это сопровождалось омерзительным треском, и все, кто был в состоянии это делать, делали. Это была страшная симфония из треска раздавливаемых насекомых. Любая война есть преступление взрослых перед детьми. Всех взрослых, не только предводителей войн — В гетто существовали такие понятия, как, например, дружба? Существовало скорее сочувствие местных евреев к приезжим. Вообще, в гетто жило много разных людей — и плохих, и хороших, все, как везде. В гетто были даже проститутки. После той страшной зимы мы перебрались в дом одной женщины — она в свой двухкомнатный домик приняла четыре семьи. Жили там мы с папой, еще одна семья из трех человек, семья из двух и еще дедушка с внуком. Мы на полу буквально лежали друг на друге. Эта женщина, ее звали Ита, тетя Ита, стремилась нам помогать, делиться с нами. И не только она — многие местные евреи вели себя очень хорошо по отношению к тем, кого туда пригнали. Но меня от всего этого кошмара спасала игра. Я играл неистово, беспрерывно. Я даже мог обходиться без всякого пространства — все происходило в воображении. Оно порождало события и ситуации, я был кем угодно и где угодно, но с особой страстью я играл в войну. Для того чтобы играть, мне не нужно было иметь друзей. Я научился играть безмолвно. Я мог даже и не двигаться. Все происходило внутри меня, и я играл все три года, которые провел в гетто. Думаю, это смесь безумия и спасения. Но это был не сознательный побег от реальности. Это получалось инстинктивно. Что-то мне не давало принимать происходящее внутрь себя, в свою глубину. Дети как сумасшедшие — в том смысле, что они не понимают, что с ними происходит и что вокруг происходит. Они во власти инстинктов и воображения. Опыт жизни минимален. В какой-то момент я начал думать, что другой жизни вообще нет на свете. Я начисто забыл свою довоенную жизнь. Не было вопроса: а что было до этого? Есть только гетто, и всегда будет только гетто. Когда я вернулся в Дондюшаны, я с трудом вспоминал: вот девочка Клава, вот наш домик, наш двор — я все забыл, и памяти пришлось все заново восстанавливать… Я помню, как начиная с 1944 года отступали немцы. По соседнему шоссе проезжали танки, машины, мотоциклы… И я умудрялся с этими отступающими войсками воевать, посылал против них своих воображаемых солдат, а поскольку я был командующим всего: и нападающих, и отступающих, — то порой происходили очень сложные баталии смеется. Я нашел соратников по игре, несколько мальчишек и девчонок, в 1943 году мы рыли туннели, такие глубокие, что можно было там спрятаться. Мы забывали обо всем остальном. Игра становилась реальностью, а реальность исчезала. Приходишь в настоящий мир, после игры, в наш домик, где живет куча людей, теснота, и этот реальный мир настолько хуже, что только и мечтаешь, чтобы поскорее наступило утро, и можно было снова играть. Я помню, что, ложась спать, я мечтал, как утром мы снова пойдем копать траншеи, вести разведывательные действия… Знаете, люди ведь всегда немного играют. Я вот даже прямо сейчас чуть-чуть играю.
Александр Гельман: "ВОЙНА ГДЕ-ТО БЛИЗКО". Часть 1.
Либералы, правые и прочие ныне действующие партии, как бы они себя ни называли, созданы богатыми людьми для обеспечения интересов богатых людей. Они готовы заботиться о бедных и нищих лишь в той мере, какая требуется, чтобы эти люди не взбунтовались. А ведь у нас даже средний класс особенный - это бедный средний класс. К среднему классу нередко причисляют себя люди и соответственно голосуют , которые только еще надеются обрести этот статус.
Беда в одном: не просматривается новый молодой лидер социал-демократов. Но если я прав в том, что социал-демократы историей сегодня востребованы, лидер появится... Это только кажется, что могло быть иначе, лучше.
Слишком многое, слишком многие должны были бы быть другими, чтобы развитие событий пошло по иному руслу. Разве мог быть после Горбачева не Ельцин, а Путин? Это одно из самых распространенных заблуждений - думать, что могло быть по-другому, чем было.
Шансы на лучший вариант могут быть только у будущего, при условии, что для этого сейчас, сегодня, в настоящем делается все необходимое. У прошлого бывает только один вариант - тот, который реализовался. Надежды - это не возможности.
Бывшая любовница, Маргарита, приезжает на одну ночь из Нью Йорка в Принстон, чтобы попрощаться с Альбертом Эйнштейном. Она со своим мужем, знаменитым скульптором Коненковым, возвращается в Россию не по своей воле. Когда-то отношения Альберта и Маргариты были жарче огня, она мечтала соединить жизнь с великим ученым, как однажды в знак любви соединила имена. Действие происходит сразу после того, когда американцы сбросили ядерную бомбу. Александр Гельман делится мудрой и грустной мыслью: история всегда ужасна, а жизнь всегда прекрасна. Есть понимание того, что мы продолжаем жить, зная о неизбежном конце. И это трагическое ощущение бренности существования рождает особое напряжение нашего пребывания на свете. В течение 8 лет являлся одним из секретарей Союза театральных деятелей России, более 10 лет вел летний семинар молодых драматургов в Щелыково, в 1998-2000 годы преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино РФ.
И это последний день их отношений, почему — читатель узнает из самой пьесы. Александр Исаакович много лет изучал материалы, касающиеся Эйнштейна, и пьеса документальна во всем, что касается фактов. Гельмана взволновала тема «часов судного дня», стрелка на которых стала опасно приближаться к полуночи. Эйнштейн чувствовал свою ответственность ученого, так или иначе причастного к созданию атомной бомбы. Там и происходит действие пьесы. Если определить Александра Исааковича одним словом, я бы сказала, что он — мудрец. Второе слово — талант. Третье — бесстрашный человек. Возможно, первое и третье качество — результат того, что он пережил в детстве. Более страшного не бывает, и тот, кто пережил такое ребенком и выжил, и не сошел с ума — становится мудрецом, а бояться ему уже и вовсе нечего.
Он также написал несколько книг прозы и сборников стихов. Александр Гельман — один из самых известных и признанных драматургов современной России. В его работах сочетаются острота суждений, глубина эмоций и тонкое психологическое воспроизведение персонажей. Творчество Гельмана продолжает оставаться актуальным и вдохновлять новое поколение творцов. Ранние годы и образование По возвращении в Москву Александр Гельман начал учиться в школе. Уже тогда его интересовали театр и литература. В 1951 году он поступил в МГУ на факультет журналистики, но вскоре перешел на факультет философии. В это время Гельман начал писать свои первые пьесы и стихи. В 1956 году Александр Гельман поступил аспирантуре в Институт мировой литературы имени Горького, где занимался исследованиями в области сравнительного литературоведения. Защитив докторскую диссертацию, Гельман остался работать в Институте, где преподавал и вел научную работу.
Александр Гельман написал новую пьесу
В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. Новый выпуск программы о настоящих личностях, их судьбах, поступках и взглядах на жизнь. В студии драматург Александр в субботу в 18 часов 05 м. Сегодня исполняется 90 лет Александру Гельману, драматургу, сценаристу, публицисту и общественному деятелю. Александр Гельман уже выбрал нового президента России, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.09.2002. Александр (Шуня) Исаакович Гельман (род,25 октября 1933,Дондюшаны,Бессарабия,Королевство Румыния) — российский драматург,сценарист,публицист,общественный и политический деятель,Биография Шуня.
90 лет драматургу, сценаристу, поэту и публицисту Александру Исааковичу Гельману
Один из самых значительных драматургов советской эпохи и один из самых серьезных публицистов времен перестройки, Александр Гельман после долгого перерыва репетирует свою новую пьесу. Александр Гельман: биография и творчество Гельман Александр Исаакович – известный поэт, прозаик, сценарист, драматург, а также активный общественный. Александр гельман биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Гельман Александр Исаакович
Гельман, Александр Исаакович — Википедия с видео // WIKI 2 | Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман — советский и российский драматург, сценарист, поэт, публицист, общественный и политический деятель. Член ЦК КПСС (1990—1991). |
Александр Гельман написал новую пьесу | Носители: Гельман, Александр Исаакович (р. 1933) русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. |
Дептранс: сбивший Гельмана водитель числился в 34 эпизодах нарушений ПДД
Создатель первой частной галереи в России, куратор самых известных и скандальных выставок современного русского искусства Марат Гельман родился в семье известного драматурга Александра Гельмана. Александр Гельман Aleksandr Gelman Карьера: Драматург Рождение: Россия, 25.10.1933 В 1991 году А.И. Гельман избран почетным доктором гуманитарных наук университета Пепердайн (США, Калифорния). Вот в одном из кафе на Бронной меня и можно обнаружить. О планах Я драматург, публицист, пишу стихи. Сейчас в Москве в театральном агентстве «Антракт» идет спектакль «Эйнштейн и Маргарита» по моей последней на данный момент пьесе «Альмар». биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советского и российского драматурга и сценариста Александра Гельмана. новости России и мира сегодня.