В 1942 году 23-летний пацан Леонид Гайдай попадает на фронт и не просто там воюет, а по-настоящему славно — получил медаль «За боевые заслуги». Леонид Гайдай и Юрий Никулин на съемках «Кавказской пленницы», 1966. Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких! Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование.
Обвинения в домогательствах и азартные игры: 10 фактов о Леониде Гайдае
К 30-летию со дня смерти кинорежиссера Л. Выдающийся комедиограф Леонид Гайдай — не еврей, но евреи к его комедийному искусству приложили руку весьма значительно. Были сценаристами почти всех его картин. Заметно представлены и среди актеров, и среди директоров фильмов.
Иович Бывает, что и Леонида Иовича Гайдая зачисляют в евреи.
Вскоре он воссоединился с возлюбленной и пара сыграла свадьбу. Родились трое детей: сын Александр, дочь Августа и младший ребенок Леонид, родившийся 30 января 1923 года. С появлением младшенького семейство уехало в Читу, а после — в Иркутск, где Леня начал получать школьное образование.
Ребенок тянулся к знаниям, любил чтение, но и похулиганить был не прочь. Участвовал в музыкальном коллективе при местном ДК, играл на балалайке. Когда началась ВОВ, Гайдай заканчивал школу. Юнец рвался защищать Родину, но его пока не брали из-за малых лет.
Тогда он начал трудиться разнорабочим в местном драмтеатре, где пересмотрел все постановки. В 1942-м его призвали в армию. На службе в Монголии солдат заботился об армейских скакунах и объезжал их. Окончив полковое училище, он отправился сражаться на фронт под Москвой.
Получил орден «За боевые заслуги» и стал командиром отделения. В 1943-м Леонид подорвался на мине: из-за полученной инвалидности его комиссовали в Иркутск.
Леонида Гайдая даже хотели отстранить от режиссерской деятельности. Тогда он в первый и последний раз согласился пойти на сделку с «Мосфильмом». Мужчина снял идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший». Хотя эта работа понравилась цензорам, которые разрешили Гайдаю продолжать снимать кино, сам режиссер до конца своих дней стеснялся этой драмы.
В 1961 г. Леонид представил 2 короткометражные комедии — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», принесшие ему фантастическую популярность. Позже на большой экран выходят новые фильмы Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука», снятые в 60-е годы. Все 3 картины имели огромный успех и до сих пор считаются классикой советского кинематографа. Фрагменты фильмов Гайдая В 70-е годы Леонид Гайдай продолжил активную работу. В этот период его соотечественники увидели такие шедевры, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!
Он стал одним из самых известных и любимых режиссеров на просторах Советского Союза. В следующем десятилетии Гайдай представил 4 работы, где наиболее знаковыми оказались комедии «За спичками» и «Спортлото-82». В то время биографии он также снял 14 миниатюр для киножурнала «Фитиль». В 1989 г. Интересен факт, что в этом фильме содержались пародии на советских лидеров, начиная от Ленина и заканчивая Горбачевым , а также на американского президента Джорджа Буша-старшего. Молодые люди сыграли свадьбу в 1953 г.
Любопытно, что Нина отказалась взять фамилию супруга, поскольку не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для киноактрисы это важно.
Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве — одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая. Спустя несколько месяцев после рождения мальчика отец перевез жену и трех детей в Читу, где устроился на работу в городское управление железной дороги. В этом городе они остались на семь лет, затем переехали в Иркутск, где Леонид, самый младший ребенок в семье, поступил в железнодорожную школу. В детстве он не отличался примерным поведением, зато активно участвовал в школьной самодеятельности, выступал с клубом железнодорожников, с удовольствием читал стихи. В 1941 году Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной драматический театр. Он работал на всех спектаклях эвакуированного из столицы театра Сатиры. В феврале 1942-го молодого человека призвали в армию.
Он окончил полковое училище и был назначен командиром отделения. На фронте он подорвался на противопехотной мине, был тяжело ранен и признан инвалидом 2-ой группы. Вернувшись в Иркутск в 1944 году, Леонид поступил в театральную студию. Начинающего актера быстро заметили: эффектной игрой на эпизодических ролях он затмевал главных персонажей. Молодой человек выгодно выделялся среди абитуриентов. Однако уже на первом курсе с ним произошел неприятный инцидент: из-за неудачной шутки он оказался на грани отчисления, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в университете. Во время учебы Леонид встретил Нину Гребешкову, которая стала спутницей всей его жизни и исполнительницей множества ролей второго плана практически во всех картинах мужа. У пары родилась дочь Оксана.
Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но с середины 50-х полностью ушел в режиссуру. В 1956 году вышел его первый фильм, «Долгий путь», поставленный по сибирским рассказам В. Следующая лента, «Жених с того света», чуть не положила конец карьере Леонида: сатира на бюрократов была жестко раскритикована чиновниками. Следующий фильм, «Трижды воскресший», разительно отличался от всего творчества режиссера, а яркий патриотический настрой выглядел неестественно. В 1961 году Гайдай снял 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», на который его вдохновил фельетон Степана Олейника в газете «Правда». Короткометражка имела оглушительный успех и породила на свет трех героев, которые потом еще не раз появлялись в картинах Гайдая и завоевали любовь зрителей. Образы Труса, Балбеса и Бывалого стали нарицательными и снова появились уже в следующей работе, «Самогонщики», затем перекочевали в трилогию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», лидер кинопроката в 1965 году, а позднее и в музыкальную комедию «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Еще одного «кочующего» персонажа, чудаковатого студента в очках, звали Владиком, но цензура углядела аналогию с Лениным, и на свет появился Шурик.
В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая — криминальная комедия «Бриллиантовая рука». К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ. Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии. Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом. Картина вошла в пятерку лучших фильмов советского кинопроката, а реплики героев немедленно разошлись на цитаты. В 1971 году на экраны вышла его лучшая, по мнению режиссера, работа: экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Самым сложным моментом оказались поиски исполнителя главной роли.
В пробах участвовало более двадцати именитых актеров, но роль получил никому не известный Арчил Гомиашвили. В 1973 году свет увидела еще одна комедия, «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей. Последней заметной работой Гайдая стала лента «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Леонид Гайдай умер в Москве 19 ноября 1993 года. Но и в наши дни его комедии с удовольствием посмотрят как возрастная, так и молодежная аудитория. Легендарный режиссер умел найти ключик к самому сложному жанру — комедии, став классиком и профессиональным мастером советского кинематографа.
Он всегда дарил радость окружающим и сам умел радоваться, возможно, поэтому его успех на этом поприще не удалось пока никому повторить. Личная жизнь Леонида Иовича прошла в тихом семейном кругу, в окружении своих родных и близких. Он никогда не был замешан ни в громких скандалах, ни в романтических историях с красавицами-актрисами. Несмотря на то, что супруга режиссера так и не снялась в его фильмах в главной роли, она всегда была его главной музой и советчицей. Детство и военные годы Будущая звезда советского кинематографа появился на свет в 1923 году в городе Свободный, ныне входящий в Амурскую область. Но его детские годы прошли в иркутском посёлке Глазково, куда через некоторое время переехала вся семья. Его родители трудились на железнодорожной станции: отец был родом из Полтавской губернии, а мама — из Рязани. В семье подрастали еще двое детей: старший брат будущего режиссера — Александр, ставший журналистом и поэтом, и сестра Августа.
Еще в детские годы маленький Леонид часто бегал с друзьями в кино, где обожал смотреть фильмы с участием Чарли Чаплина. Уже тогда мальчик понял, что этот чудесный мир привлекает его больше всего. В 1941 году он окончил школу и собирался получить актерское образование, но начавшаяся война с немцами перепутала все планы. Юноша добивался, чтобы его взяли на фронт, но из-за возраста ему дали отсрочку. В то время в Иркутск был эвакуирован Московский театр сатиры, куда вскоре Гайдай устроился работать в качестве осветителя. Через год его отправили служить в Монголию, но молодой человек рвался на передовую, благодаря чему его отправили на Калининский фронт. Но повоевать будущему режиссеру пришлось недолго, и уже в 1943 году после тяжелого ранения его комиссовали и дали инвалидность. Вскоре юноша решил осуществить свою детскую мечту: он был принят в театральную студию при местном драмтеатре, где проучился до 1947 года.
Начинающего актера с удовольствием взял в свой коллектив местный театр, но вскоре он передумал играть на сцене и решил учиться дальше на режиссера. Лучшие режиссерские работы Его дебютная режиссерская работа драматический фильм «Долгий путь» вышла на телеэкраны в 1956 году. Уже тогда Гайдай понял, что нашел дело по душе, но вот о том, что ему лучше всего снимать комедии, начинающему режиссеру посоветовал Михаил Ромм.
Леонид Гайдай: смех сквозь слёзы
Биография[. ] Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в приамурском городе Свободный в семье служащего железнодорожной конторы. Полная биография актера Леонида Гайдая. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «». Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). Режиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году.
Гайдай Леонид Иович
Булгаков, Михаил Зощенко, Н. Актёрский состав комедий Гайдая был поистине блистательным. Читать полностью.
Общий план - бегут все". Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?
Гребешкова, знающая характер мужа, вздохнув, сказала: "Потрясающе! Не надо никаких проб". Что касается грима, то Гайдай сказал: "Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще". Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину по цензурным соображениям.
Трус быстренько дописывает мелкими буквами "дожественный фильм", и тройка срывается с места. Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Гайдай чуть ли не помешался на звуках: ходил, стучал по всяким предметам и прислушивался. Когда похищенного парня трясут за ноги, раздается металлический звон.
На вопрос, зачем он это сделал, Гайдай пожимал плечами: - Не знаю. Нравится, и все... А зачем - критики что-нибудь придумают... Тем временем девятиминутный фильм "Пес Барбос и необычайный кросс" имел огромный успех. Незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в короткометражке "Самогонщики", снятой в 1962 году, в третьей новелле комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" 1965 и "Кавказской пленнице" в 1966-м.
Нужно было как-то добиться того, чтобы в новелле "Наваждение", где они с Шуриком готовятся к экзамену по физике, она естественно и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Нужно отметить, что в то время подобные сцены для режиссеров и актрис были весьма проблематичны. Леонид Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться... После этого актрисе было уже гораздо проще и легче сниматься в этом эпизоде.
Фильмы за 15 месяцев проката посмотрели 222 млн зрителей, то есть практически все население страны. Во избежание критики Гайдай часто шел на разнообразные ухищрения. В 1971 году на экраны вышла комедия "12 стульев". Гайдай не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин. Самой большой трудностью стали поиски актера на роль Остапа.
Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова. В семидесятые годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино — "Иван Васильевич меняет профессию" 1973 и "Не может быть! Песня "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь" стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70-80-х годов, а "Иван Васильевич" одним из лидеров проката. Он был верен своим пристрастиям. У Гайдая был дар работы со словом.
Таких фраз десяток в каждом фильме. В начале 80-х на экраны вышли комедии "За спичками" и "Спортлото-82". Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Поздние работы "Опасно для жизни! Прожив с Ниной Гребешковой сорок лет, Гайдай признался: "Мне с тобой очень повезло.
Что бы я ни делал, тебе все нравится". Секрет семейного счастья был прост - Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. Она никогда не просила мужа, чтобы он снимал ее в своих фильмах. Но если предлагал, не отказывалась. Был случай, на Киевской киностудии предложили главную роль, а Гайдай в это время начал съемки "Кавказской пленницы", где Нине Павловне предстояло сыграть эпизодическую роль врача-психиатра.
Гребешкова выбрала работу у мужа. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. А Гайдай имел книжку инвалида войны. Жена бегом домой: - Леня, там гигантская очередь! Вернулся с килограммом лука.
Он был равнодушен к званиям и как-то говорил жене: "Слушай, меня опять записали на какую-то цацку", не понимая, зачем артисту вообще звания. Как рассказывала Нина Гребешкова, "последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал - на ноге открылась рана плюс эмфизема легких.
Коль, Н. Слонова, А. Любезнов, Е. Милютина и др.
Некоторым из них бегал за водкой... Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер... Как она меня нашла - уму непостижимо. Принесла свежеиспеченных пирожков". Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей работой справлялся успешно. Новобранцев часто забывали накормить, и они сильно голодали.
Еще один отрывок из письма брату: "Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды. Бывало, устраивался такой спектакль. В выходной день, когда все отдыхали в казарме а казарма была огромная, вмещала два эскадрона - целый дивизион , а я был дежурным по дивизиону, мне один из дневальных сообщает, что идет командир полка. Я специально уходил подальше от входных дверей и ждал. Вскоре раздавался крик дневального: "Дежурный к выходу! Увидев командира, я на всю казарму орал: "Дивизио-он, встать!
Строевым подхожу к командиру и четко докладываю. Командир не торопится отдавать команду "вольно", медленно идет по проходу, образованному двухэтажными нарами, вглядывается в стоящих по стойке смирно красноармейцев... Только наши шаги. Пройдет командир этак метров 30, а потом тихо скажет мне: "Вольно". Тут я благим матом хотя тишина орал: "Вольно-о-о! Начальству нравилось. Активно участвовал в самодеятельности".
Гайдай, как и другие его сверстники, хотел попасть на фронт. И когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал "Я". Этим он вызвал недовольство начальника. Дайте огласить весь список". Позднее данный эпизод вошел в комедию "Операция "Ы". Гайдая направили на Калининский фронт: "Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть.
Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел". Гайдай попал во взвод пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, брал языка, и был награжден несколькими медалями. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. Он провел в госпитале около года и перенес пять операций. Врачи хотели ему ампутировать ногу, но он от категорически отказался, ссылаясь на то, что "одноногих актеров не бывает". Последствия ранения преследовали его всю жизнь.
Время от времени рана открывалась, из нее выходили осколки, воспалялась кость и начинались сильные боли. Он был инвалидом, хотя никогда не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались. Гайдай не мог показывать свои болезни или недомогания. Выписавшись из госпиталя, Леонид Гайдай пришел в Иркутский областной драмтеатр, и поступил при нем в студию, которую окончил в 1947 году, несмотря на то, что с детства не выговаривал буквы "р" и "л". В течение двух лет он играл в спектаклях, был хорошим актером и пользовался успехом у публики. О его работе в спектакле по роману Александра Фадеева "Молодая гвардия" написали в газете.
Но Леонид достаточно трезво оценивал потенциал своей специфической внешности. И он начал присматриваться к работе режиссеров. Вопрос об отъезде младшего члена семьи в Москву решался на семейном совете. Иов Исидорович пообещал сыну регулярную материальную помощь от себя. Александр Гайдай также заверил младшего брата, что будет выделять денег из своего офицерского жалованья.
Леонид Гайдай - автор самых искрометных и популярных комедий 1960-х и 1970-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть! Булгаков, Михаил Зощенко, Н. Актёрский состав комедий Гайдая был поистине блистательным.
После критики советскими чиновниками от кино гайдаевской экранизации "Ревизора" все последующие фильмы великого советского комедиографа имели хорошую прокатную судьбу, но не повторяли оглушительного успеха его ранних комедий В 1970-е и 1980-е годы Гайдай активно снимал сатирические сюжеты для киножурнала «Фитиль». Ушёл из жизни 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Леонид Гайдай был рожден 30 января 1923 года в провинциальном поселке Свободный, что расположен на территории Амурской области. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. 30 января исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссёра Леонида Гайдая (1923-1993). гений, и все снятое им - априори гениально. Леонид Гайдай родился 30.01.1923 года в городе Свободный Амурской области.
Жизнь Гайдая была не комедией
Картины Леонида Гайдая считаются классикой советского кинематографа. Леонид Иович Гайдай (30 января 1923, г. Свободный Амурской области РСФСР, СССР – 19 ноября 1993, г. Москва, РФ) — кинорежиссёр, сценарист, актёр. В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. С середины 60-х наступает «золотое десятилетие» Леонида Гайдая. Внучка Леонида Гайдая приняла участие во флешмобе к 100-летию режиссера в Иркутске. Биография Леонида Гайдая. Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза.
Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
«Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко. Имя великого советского комедиографа Леонида Гайдая знают все без исключения, у кого дома имеется телевизор. Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный.
Леонид Гайдай: биография, фильмы
Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи. Не обошлось в процессе съемок и без цензуры. Так, например, фраза Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире! А заставка, где Бывалый пишет на заборе «Х», Балбес приписывает «У», а после появления милиционера Трус дописывает «дожественный фильм», и вовсе была вырезана. Госкино отказывалось выпускать картину, но, к счастью, фильм одобрил Брежнев, и 3 апреля 1967 года лента вышла на экраны одновременно в 53 столичных кинотеатрах.
Съемки проходили в Баку, Краснодарском крае, Подмосковье и на «Мосфильме». Худсовет и критики встретили картину прохладно, чего не скажешь о зрителях.
В 1947 году окончил Театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, и в 1955 году стал режиссером киностудии "Мосфильм". Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". Леонид Гайдай - автор самых популярных комедий 60-х и 70-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!
Но, по его словам, находиться здесь, в глубоком тылу, было очень стыдно. Как бы то ни было, новобранца отправили-таки на Калининский фронт. По его воспоминаниям, он считал, что по дороге его часть обязательно увидит столицу. А он никогда там не был. Ирония судьбы: солдат действительно провезли через город, но в метро и в ночное время суток... На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. Он был разведчиком и не раз ходил в тыл противника. Однажды ему удалось забросать гранатами огневую вражескую точку, уничтожив несколько гитлеровцев. А в 1943-м он получил тяжелейшее ранение ноги. На протяжении лечения ему пришлось перенести пять операций.
Врачи даже планировали ампутировать изувеченную конечность. Но Гайдай не пошел на это. Гайдай трезво оценивал свой театральный успех Вернувшись из госпиталя, будущий режиссер Леонид Гайдай продолжил постигать актерское мастерство, поступив в театральную студию г. Окончив ее, на протяжении двух лет играл в спектаклях областного театра. Говорят, он оказался весьма неплохим актером и даже стал популярным. В конце концов, когда он сыграл Ивана Земнухова в постановке о молодогвардейцах, одна из городских газет написала заметку о нем. Однако сам Леонид достаточно трезво оценивал свой успех. Он осознавал, что обладает специфической внешностью. Да и понимал, что актерское призвание — это не для него. Зато с завидным постоянством думал о режиссуре.
Своим актёрским талантом он удивил многих преподавателей. Скажем, когда показывали его студенческие работы в институте, великие Барнет и Пырьев не могли сдерживать свои эмоции и буквально тряслись от смеха. Кроме того, еще студентом Гайдаю довелось поработать на съемках в качестве режиссера-практиканта. Речь шла о комедийном фильме «Ляна». Кстати, он же исполнил одну из ролей в этой картине. Позже, уже как актер, он был задействован и в ленте «Ветер».
Байку про ядерный взрыв помните?
Хотя это реальная история, не вранье. У Гайдая было много поправок по «Бриллиантовой руке». И он в финале приклеил кадры ядерного взрыва: огромный гриб накрывает планету. Худсовет, министр пришли в ужас. Гайдай очень серьезно им объяснил, насколько важно показать, что если мы потеряем все человеческое, то придем к апокалипсису, планета погибнет. В общем, плел всякую ерунду. Ему дали два-три дня на раздумья, после чего он «с болью в сердце» согласился убрать ядерный взрыв.
Зато об остальных поправках никто больше и не вспоминал. Как он тогда жил? Не пережил бы, наверное, увидев, что сделали с его страной. Он был настоящим коммунистом, не ура-патриотом, понимал, что добро есть добро, а зло есть зло. Но на эту тему мы с ним никогда не разговаривали, хотя на протяжении пяти лет очень тесно общались, практически ежедневно встречались и работали. Всегда оставались на «вы», называли друг друга по имени-отчеству. Нельзя его назвать нелюдимым — он был самодостаточным.
Не было такого, как обычно, когда заканчивается съемка: «А давайте выпьем по рюмочке, за жизнь поговорим…» Мемориальная доска на доме в Москве по улице Черняховского, где жил режиссер. Фото: ru. Одни — там, где создается кино, другие — в зрительном зале. Гайдай — человек из зрительного зала, все понимал и чувствовал, как его зрители. Я так не умею. Тарковский не человек из зала, Герман — тоже. А Эльдар Рязанов — из публики.
Гайдай — тем более. На аэровокзале, недалеко от которого мы жили и откуда уходили автобусы во все аэропорты Москвы, стояло два игровых автомата. Это сейчас они с кнопками, а тогда были с ручками. Возвращаясь с «Мосфильма», он не доезжал два километра до дома, останавливался на аэровокзале и часа два дергал как ненормальный эти ручки. А тогда они были чуть ли не свинцовыми, и руки становились черными. Гайдай приходил домой и еще часа два рассказывал Нине, что мог выиграть, если бы у него яблочко совпало с лимончиком, а лимончик с апельсинчиком. Гайдай, имевший раньше в своем распоряжении всего два автомата, вдруг оказался в их царстве.
Они звенели, шумели, и он, бедненький, потерял разум. А вообще он был человеком старой школы. Его режиссерский сценарий был раз в пять толще обычного, потому что он рисовал каждый кадр, движение камеры. Гайдай сто раз посмотрит в окуляр камеры, прежде чем скомандует: «Мотор! Вадик к нему подошел и сказал: «Леонид Иович, все готово». Я впервые увидел, как Гайдай одной рукой дергал автомат, а второй махнул и крикнул: «Мотор! А он у них на руках поет: «Люди гибнут за металл».
Это было последнее появление актера Леонида Гайдая на экране… В титрах у нас указан владелец казино Дональд Трамп. Так и написано: «Выражаем благодарность Дональду Трампу». Когда мы приехали в Атлантик-Сити, нам сказали, что казино ни за что для съемок не дадут. Но администраторы договорились с Трампом. Он любил мелькнуть в эпизоде и сказал, что хотел бы у нас сняться. Но Гайдай попросил ответить, что в его кино снимаются народные артисты — Джигарханян, Мягков и Куравлев, а актера Трампа он не знает. В общем, отказал.
Ему нужна была актриса, владеющая русским языком. А Леонид Иович сказал: «Милла Йовович? Двое Иовичей на одну картину — это слишком много». Так с горя после отказов Гайдая Дональд Трамп подался в президенты, а Милла Йовович стала простой кинозвездой.
Новые страницы в биографии Леонида Гайдая обнаружили амурские архивисты
Афиша Plus - 30 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Гений эксцентрической комедии Леонид Гайдай нередко сталкивался с цензурными претензиями, хотя никогда не был диссидентом и не держал «фигу в кармане» против советской власти. Особенно трепетно о времени, проведенном с Леонидом Гайдаем, вспоминают актеры, которым удалось сняться в его комедиях. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82».