Новости гайдай леонид биография

Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. Леонид Гайдай – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024. статья о Великом гении советского кинематографа Леониде Иовиче Гайдае. читайте на нашем сайте.

95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай

Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких! После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером.

Любил азартные игры, отказал президенту и никогда не смеялся: каким на самом деле был Леонид Гайдай

Гайдай «12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. Захаров «Не может быть! Захаров Знаменитого Шурика режиссёр писал с себя. Он хотел создать нового положительного персонажа советского кино — нелепого доброго очкарика, который совершенно не приспособлен к быту и у него все валится из рук. Гайдай У Леонида Гайдая было две приметы. Первая: он всегда разбивал тарелку перед началом съёмок, а если тарелка не разбивалась — работу откладывали. Вторая: режиссёр считал, что чёрные кошки приносят ему удачу. Гайдай Леонид Гайдай иногда снимался в эпизодах своих фильмов. В «Трижды воскресшем» сыграл изобретателя, в «Бриллиантовой руке» видны только его ноги — это он был пьяницей, которого Семён Горбунков обнаружил в подворотне, в « Двенадцати стульях » сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. Последняя роль была в его же последнем фильме — « На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди », где он появился в образе спятившего игрока казино.

Работая потом над сценариями, он проговаривал роли, отведенные другим, буквально кривлялся перед зеркалом, стремясь найти верные интонации и слова — и находил. Но, увы, если не считать нескольких ролей в забытых фильмах 50-х годов типа «Ляна» или «Ветер» и отлично сыгранного Варфоломея Коробейникова в «12 стульях», широкая публика так и не узнала Гайдая-актера. Как министр культуры довел его до чахотки и язвы Одним из первых больших успехов Гайдая должен был стать — и не стал — фильм «Жених с того света», комедия о бюрократе, которого по ошибке сочли мертвым и который никак не мог доказать, что он на самом деле жив. На «Мосфильме» картину встретили овациями: и директору киностудии Ивану Пырьеву, и художественному руководителю Гайдая Михаилу Ромму все очень понравилось. И только тогдашний министр культуры Николай Михайлов, человек, лишенный чувства юмора и далекий от понимания искусства о нем говорили «бояться надо не министра культуры, а культуры министра» , сообщил Гайдаю, что тот снял пасквиль на советскую действительность. Памятник Шурику и Лиде на территории Рязанского государственного университета им. Есенина — Мне жалко вас, молодой человек, — сказал он режиссеру. В 1942 году. Это вы поспешили — сказал Михайлов. И пригрозил, что молодой режиссер еще положит партбилет ему на стол. Фильм все-таки выпустили на экран, но сокращенным, перемонтированным, и частично переснятым. Он превратился в короткометражку и вышел всего на 20 копиях. Оригинал, по воспоминаниям коллег Гайдая, был жесткой абсурдистской комедией, герой которой испытывал подлинный ужас от того, что не может никому доказать факт своего существования. Переделанный вариант стал всего лишь анекдотической историей. Потом Гайдаю в качестве «искупления» предложили снять киноповесть «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича в те времена он еще не считался диссидентом о непростой судьбе парохода под названием «Орленок». Он ее снял, но не любил и старался о ней не вспоминать. Настолько не любил, что впоследствии, отдыхая в Алупке и внезапно услышав на улице музыку Никиты Богословского из этой картины, схватился за живот и сказал: «Все, я умираю! Впрочем, и с тех пор порой приходилось несладко. Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Иркутске Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все. Одним «меньше, чем обычно» нравился Никулин. Других не устраивала Светлана Светличная режиссер Элем Климов счел, что ей, как и двум другим претенденткам на роль, Эве Киви и Лилии Юдиной, «не надо играть соблазнительниц». Всеобщую неприязнь почему-то вызвала Нонна Мордюкова в роли управдома.

Лента пользовалась необычайным успехом. Еще больший успех имела следующая короткометражная лента в исполнении Гайдая - «Самогонщики» 1961. В 1963 году на экраны советских кинотеатров вышел еще один шедевр в исполнении режиссера, комедия «Деловые люди». К середине шестидесятых Гайдай окончательно утвердился в статусе одного из наиболее талантливых режиссеров союза. На тот момент сложно было представить, что лучшие работы режиссера все еще впереди. По мнению критиков, золотым десятилетием в творческой карьере Леонида Гайдая стал период с 1965 по 1975 год.

Его отец, Иов Исидорович Гайдай 1886 — 1965 , был железнодорожным служащим, уроженцем села Ореховщина на Полтавщине. Мать, Мария Ивановна, была родом из Рязанской области. У Леонида Гайдая были брат Александр и сестра Августа. Брат, Александр Иовович Гайдай, был журналистом и поэтом. В том же 1923 году семья перебралась в Читу , а затем — в Приангарье, в Иркутск , где проживала в привокзальном районе Глазково. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне , в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии , затем был направлен на Калининский фронт. Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актёром.

Лучшие режиссерские работы

  • Леонид Гайдай - режиссер, сценарист и актер - биография | Последние новости жизни звезд 7Дней.ру
  • Леонид ГАЙДАЙ. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961
  • Судьба режиссёра: Леонид Гайдай
  • О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам - Экспресс газета
  • Леонид Гайдай (Социализм с человеческим лицом) | Альтернативная История | Fandom

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Необычное отчество Леонида Гайдая - Областная газета
  • Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
  • Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
  • Гайдай, Леонид Иович
  • Форма обратной связи

95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай

«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск.
Леонид Гайдай (Социализм с человеческим лицом) | Альтернативная История | Fandom автор самых искрометных и популярных комедий 1960-х и 1970-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!".
От альманахов до злой сатиры: 11 фильмов Леонида Гайдая Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году.

Любил азартные игры, отказал президенту и никогда не смеялся: каким на самом деле был Леонид Гайдай

Начало режиссёрской карьеры В 1956 г. Эта кинолента прошла почти незаметно. Но режиссёр Михаил Ромм, увидев её, отметил комедиографический талант Гайдая хоть фильм и не был комедийным. Старший коллега посоветовал Леониду Иовичу работать именно в юмористическом жанре. В 1958 г. Это был единственный фильм Гайдая, который подвергли серьёзной цензуре. По сюжету руководитель организации КУКУ Кустовое управление курортными учреждениями Семён Данилович Петухов после 3-дневного отсутствия на работе возвращается от невесты и узнаёт, что он… умер. Дело в том, что вор-карманник, укравший у него бумажник, погиб под колёсами машины и был похоронен под именем Петухова. Бюрократ Семён Данилович пытается получить справку, подтверждающую то, что он жив.

Для этого он идёт на больничное обследование, но медработники решают, что мужчина сошёл с ума. Его бросает возлюбленная, не желая иметь дело с «покойником». Когда герой уже готовится умереть по-настоящему, приходит милиционер и разрывает свидетельство о смерти, признавая главу КУКУ живым. После этого скандала организацию закрывают, а опозорившийся руководитель работает гидом. Злободневность сатиры привлекла внимание цензурных органов. Из полнометражной версии было вырезано так много фрагментов, что кинолента превратилась в короткометражный фильм продолжительностью 48 минут. Также было изменено первоначальное название «Мёртвое дело» на «Жених с того света». В декабре 1958 г.

За год продали более 36 миллионов билетов. Но министр культуры Николай Александрович Михайлов требовал запретить фильм. Продолжение карьеры Гайдая было под вопросом. Тогда директор киностудии «Мосфильм» Иван Александрович Пырьев посоветовал режиссёру поставить историко-революционную киноленту. Так в 1960 г. Режиссёр снял этот кинофильм вынужденно и позже предпочитал о нём не говорить. Лента не имела успеха, но восстановила репутацию Гайдая, что позволило ему возвратиться к съёмкам комедий. И в 1961 г.

Среди них — гайдаевский «Пёс Барбос и необычный кросс», созданный в стиле немого кино знаменитого Чарли Чаплина. Именно здесь в первый раз предстало трио: Трус, Балбес и Бывалый. Основой короткометражного фильма стал украинский фельетон о браконьерах и собаке, сочинённый советским поэтом и прозаиком Степаном Олейником. В нём действовали безымянные персонажи, но Гайдай придумал им имена. Роль Труса режиссёр предложил уже известному ему Георгию Вицину. Роль Бывалого после долгих поисков досталась Евгению Моргунову. В 1961 г. Эта комическая троица, навсегда полюбившаяся зрителям, ещё не раз предстанет в кинокартинах Гайдая, появится в мультфильме «Бременские музыканты» и будет увековечена в виде памятников.

В первый год его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. Сначала его звали Владик Арьков, но цензоры узрели аналогию с именем Владимира Ленина, поэтому центральному герою дали имя Шурик. Но Леонид Иович утвердил 27-летнего актёра Александра Демьяненко. Роль тунеядца Феди мог исполнить Михаил Пуговкин, но позже он предпочёл сыграть прораба, сославшись на неподходящее для хулигана телосложение. При съёмках этого фильма режиссёр стал сотрудничать с композитором Александром Зацепиным, без которого позже не обходился ни один фильм Гайдая. В этой ленте оформился фирменный стиль режиссёра. Он стремился к созданию картины, максимально насыщенной действиями. Сцены без диалогов в первую очередь, погони подвергались ускоренной перемотке.

Также Леонид Гайдай поощрял импровизацию актёров. Например, Юрием Никулиным была придумана сцена, где Шурик Балбесу пронзает рапирой грудь, из которой течёт «кровь», оказавшаяся красным вином. Скелет с щелкающими зубами тоже был выдумкой Никулина. На эту ленту было продано 76,5 миллиона билетов, что побило предыдущий рекорд Гайдая. В основу сценария легли газетные публикации о кавказской традиции выкупать и продавать невесту. Трио жуликов к тому времени наскучило режиссёру, и он решил вывести в качестве злодея «восточного сладострастника» из числа районных руководителей. Сначала этот персонаж обладал фамилией Охохов по иной версии — Ахохов. Но эта фамилия была у сотрудника министерства культуры.

Родился на Амуре в семье железнодорожного служащего, семья часто переезжала из города в город. Учился в иркутской железнодорожной школе. Принимал участие в Великой Отечественной войне, получил тяжелое ранение, подорвавшись на противопехотной мине. После службы окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актером.

Или эпизод с гидом-эмигрантом, который проводит для Горбункова и других пассажиров «Михаила Светлова» экскурсию по Стамбулу, а в финале ее вдруг едва не плачет от осознания, что туристы вернутся в Россию, а он — никогда. Гайдай, кстати, перед тем, как приступить к «Бриллиантовой руке», всерьез собирался экранизировать «Бег» Булгакова. Цензура не сильно придиралась к фильму, но первый телевизионный показ «Бриллиантовой руки» обернулся драмой, похожей на произошедшую с «Женихом с того света».

Из фильма без ведома режиссера вырезали 20 минут экранного времени, в частности, сцену в гостинице со Светличной, фразу «наши люди в булочную на такси не ездят» и другие эпизоды. Этим, по слухам, были возмущены не только авторы и простые зрители, но и главный зритель в СССР — Брежнев: он позвонил председателю Гостелерадио Лапину и выразил негодование лично. После этого «Бриллиантовую руку» всегда показывали без купюр. Сцена, снятая в Баку. Улица Асефа Зейналлы, на заднем плане слева видна Девичья башня. На стене одного из домов справа — надпись «Philips» для создания атмосферы заграничного города Конечно, поразительно, что при всех долгих обсуждениях «Бриллиантовой руки» практически никто не придрался к самому вопиющему, совершенно сумасшедшему и фантастическому допущению авторов: за каким чертом вообще сети международных контрабандистов надо было перевозить золото и бриллианты в СССР? Как писал критик Денис Горелов, «что она рассчитывала получить взамен? Если Георгий Данелия, еще один крупнейший советский комедиограф, говорил, что относился к Гайдаю с большой симпатией и, судя по всему, взаимной , то отношения Гайдая с Рязановым были непростыми.

Композитор Александр Зацепин, написавший гениальную горячечную музыку к большинству гайдаевских хитов, в одном интервью выразился прямо: «Гайдай к Рязанову относился очень негативно. Говорил, что это актеры все его фильмы вывозят… Может быть, это у них что-то личное? Показателен такой случай: когда Гайдаю предложили попробовать на роль обоих Иванов Васильевичей Юрия Яковлева, тот поначалу возмутился: «Он же рязановский! Например, у него не очень сложились отношения с Арчилом Гомиашвили, после долгих и мучительных проб утвержденным на роль Остапа Бендера грузинский актер обошел десятки претендентов — от Андрея Миронова до Владимира Высоцкого, от Олега Басилашвили до Олега Табакова. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Леонид Иович явно испытывал большую ревность.

Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот».

Он даже в шутку называл себя подкаблучником. Конечно, было не так. Это просто была большая любовь к друг другу и к искусству". О причинах невероятной народной популярности фильмов режиссера рассказал декан сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Вячеслав Марусенков. Хотя про его талант выбирать нужных актеров сказать надо. Он вел эту великую троицу из фильма в фильм, и зритель не уставал от них. Это на самом деле прием из французского и американского немого кино, переложенный на советскую реальность. Но нужно было еще этих людей найти и почувствовать их таланты и возможности. Для этого нужен еще более серьезный творческий дар. Во-вторых, он создавал легкую комедию, когда не нужно поднимать табличку, чтобы заставить зал смеяться. Когда от смеха плачет и слесарь, и доктор наук. Это дорого стоит. Само появление Ивана Грозного с по-царски сдвинутыми бровями в советской Москве в кадре уже выглядит неимоверно смешно.

Жизнь Гайдая была не комедией

Леонид Гайдай — советский и российский режиссер, сценарист и актер, народный артист СССР (1989), муж Нины Гребешковой. Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Леонид Гайдай: биография режиссера, его творческий путь от драмтеатра до "Мосфильма". Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурская область.

Друзья и коллеги Леонида Гайдая поделились воспоминаниями в день памяти режиссера

В этот период его соотечественники увидели такие шедевры, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть! Он стал одним из самых известных и любимых режиссеров на просторах Советского Союза. В следующем десятилетии Гайдай представил 4 работы, где наиболее знаковыми оказались комедии «За спичками» и «Спортлото-82». В то время биографии он также снял 14 миниатюр для киножурнала «Фитиль». В 1989 г. Интересен факт, что в этом фильме содержались пародии на советских лидеров, начиная от Ленина и заканчивая Горбачевым , а также на американского президента Джорджа Буша-старшего. Молодые люди сыграли свадьбу в 1953 г. Любопытно, что Нина отказалась взять фамилию супруга, поскольку не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для киноактрисы это важно. В этом браке у пары родилась девочка Оксана, которая в будущем стала работником банка. Смерть В последние годы здоровье Гайдая оставляло желать лучшего.

Его серьезно беспокоила незаживающая рана на ноге. Кроме этого, по причине табакокурения его начали все чаще беспокоить дыхательные пути. Леонид Иович Гайдай скончался 19 ноября 1993 г. Он умер вследствие тромбоэмболии легочной артерии. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни , — подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty. Понравился пост? Нажми любую кнопку: Интересные факты:.

Еще один повод великолучанам в год 80-летия освобождения нашего города вспомнить знаменитого режиссера — это его участие в Великолукской наступательной операции. В биографии Леонида Гайдая можно прочитать, что 21 июня 1941 года он окончил школу, а уже 23-го хотел записаться добровольцем в армию, но его не взяли. Призван же он был осенью того же 41-го, но в документах указан 1942 год. Вторая дата кажется более достоверной, так как Л. Гайдай родился 30 января 1923 года, и его вполне могли призвать именно по достижении 19-летнего возраста. Гайдай в военные годы Леонид Гайдай первоначально проходил службу в Монголии, из которой пытался вырваться в действующую армию. Когда военком приехал в их полк за пополнением для фронта, позднее вспоминал режиссер, то на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: «Я».

В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК , который закончил в 1955 году. В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — « Долгий путь », поставленный по мотивам рассказов В. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина « Жених с того света », едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. Пырьева , Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма « Трижды воскресший » о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года — « Пёс Барбос и необычный кросс » и « Самогонщики ». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый.

Многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались «крылатыми». Леонид Гайдай - автор самых искрометных и популярных комедий 1960-х и 1970-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть! Булгаков, Михаил Зощенко, Н. Актёрский состав комедий Гайдая был поистине блистательным. После критики советскими чиновниками от кино гайдаевской экранизации "Ревизора" все последующие фильмы великого советского комедиографа имели хорошую прокатную судьбу, но не повторяли оглушительного успеха его ранних комедий В 1970-е и 1980-е годы Гайдай активно снимал сатирические сюжеты для киножурнала «Фитиль». Ушёл из жизни 19 ноября 1993 года в Москве.

Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая

Сначала в Монголии ухаживал за лошадьми, объезжал их, готовил для работы в армии. Затем был переведен на Калининский фронт под Москву. Был пехотинцем, разведчиком. В 1942 году награжден медалью «За боевые заслуги». Через год, выполняя очередное разведзадание, подорвался на противопехотной мине. Рана оказалась тяжёлой, в госпитале боец провел несколько месяцев. Врачи настаивали на ампутации поврежденной ноги, но юноша отказался: это могло помешать ему стать актером. После нескольких операций был признан негодным к дальнейшей службе, демобилизован. Последствия ранения сказывались всю жизнь.

Но Гайдай не жаловался и не рассказывал о своих проблемах. Вернувшись в Иркутск, окончил театральную студию, немного поработал актером. Но приняли его во ВГИК. Он учился там в 1949-1955 годах. Ещё студентом участвовал в съёмках фильма как режиссёр-практикант. По мнению цензоров, картина оказалась провальной, и Гайдаю «перекрыли кислород», не предлагая работы. Помог руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, по рекомендации которого молодому коллеге дали второй шанс. Гайдай снял один историко-революционный фильм «Трижды воскресший», после чего сосредоточился на комедиях, объясняя свой выбор тем, что при тяжелой жизни людей надо дать им возможность хотя бы посмеяться.

Сегодня мы называем его комедии бессмертными. Комедии Леонида Гайдая специалисты называют эксцентрическими. В них сменяют друг друга трюки, погони, драки, постоянно звучат каламбуры. Режиссер сознательно обращался к цирку, балагану, карнавалу, так называемым «низким искусствам», чтобы кино было ближе к народу. Другая отличительная черта комедий Гайдая — социальная сатира. Приходилось пользоваться намеками, двусмысленностями, недосказанностью, «фигами в кармане», отчего комедии только выигрывали. В 1961 году вышел киноальманах молодых режиссеров «Совершенно серьёзно», где была и короткометражка Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Она была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и прославила режиссера.

Гайдая призвали в армию осенью 1942 года. Сначала его отправляют в Монголию, а потом — на Калининский фронт, где он в составе стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино Псковская область забрасывает гранатами огневую точку противника, убивает несколько немцев и принимает участие в захвате пленных. Уже 20 декабря 1942 года Гайдай был награжден медалью «За боевые заслуги».

Его ждала хорошая военная карьера, потому что награжденные солдаты всегда выделялись. Возможно, к началу Курской битвы он уже был бы младшим офицером, потому что школу он успел закончить. Однако 20 марта 1943 года вместе с разведывательной группой Гайдай тащил на себе «языка», когда стало тяжело, он передал его товарищу, а сам пошел замыкающим.

Играла музыка из его фильмов, звучали крылатые фразы, взрослые и дети смеялись, фотографировались, согревались чаем и кофе. В обед Ольга Худякова, внучка Гайдая, дала команду запускать хоровод. Желающих поучаствовать было так много, что пришлось запускать четыре круга: три для взрослых и один для малышей. Кружили под всем известную песню про зайцев из фильма «Бриллиантовая рука». Она, кстати, приехала к нам не в первый раз. Осенью Ольга Худякова приходила к дому, где когда-то жил ее знаменитый дед, а еще рассказывала о нем на встрече с иркутянами. Удивительным фактом поделился ректор ВГИК Владимир Малышев — оказывается, начинающего тогда режиссера чуть не отчислили за плохое поведение! После чего встал вопрос об отчислении, — рассказывает Владимир Малышев. Может, он чувствовал себя уже готовым мастером… После этого у него были одни четверки и пятерки.

С 1961 года начинается стремительный рост популярности гайдаевских фильмов. Предыдущий рекорд принадлежал американскому вестерну «Великолепная семерка», который в СССР посмотрело 67 млн человек, а среди отечественных картин — «Человеку-амфибии» 65,4 млн. Уже через год рекорд был побит самим же Гайдаем: комедия «Кавказская пленница» собрала 76,5 млн зрителей, а «Бриллиантовая рука», вышедшая 28 апреля 1969 года — 76,7 млн, на последующие 11 лет став самым кассовым советским фильмом. В 1995 году по опросу телезрителей она была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет. Последним крупным кассовым успехом в его карьере и одновременно последним чисто комедийным фильмом Гайдая стала картина «Спортлото-82», которую посмотрело свыше 55 млн зрителей. После 1962 года новелла «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди» Гайдай не снимал трагических картин, однако неоднократно заявлял о желании больше не делать комедий. После успеха «Кавказской пленницы» он подал заявку на экранизацию пьесы Булгакова «Бег», однако в Главкино [1] ее не утвердили. В 1970-е и 1980-е годы он пытался экранизировать поэму Александра Твардовского «Василий Теркин», но сам отказался от съемок кино на военную тематику. Первой чисто драматической картиной Гайдая со времен его дебютной работы «Долгий путь» стала экранизация пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне», вышедшая в прокат в 1989 году. Фильм посмотрело менее 20 млн зрителей — для самого «кассового» режиссера в Советском Союзе это был явно финансовый провал, однако Гайдай не сдался, взявшись за подготовку своего самого амбициозного проекта. Его последним фильмом стала адаптация романа Достоевского «Идиот»: до того в 1958 году первую часть этого романа уже экранизировал Иван Пырьев — Гайдай же ставил перед собой задачу уместить на экране все четыре части. Работе над «Идиотом» он посвятил последние четыре года своей жизни — премьера первой серии почти четырехчасового фильма состоялась в 1993 году, незадолго до смерти режиссера. Гайдай за камерой Скончался Гайдай 19 ноября 1993 года в возрасте 70 лет в больнице, где лечился от воспаления легких. Причиной смерти стал тромб, закупоривший легочную артерию — великий режиссер умер мгновенно. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Фильмография[ Начало творческого пути[ ] Первые работы Гайдая в кино — картины «Ляна» и «Долгий путь» — стали «пробой пера» будущего режиссера. При работе над ними он набирался необходимого опыта и еще не использовал приемы, которые со временем станут его отличительной чертой. Ни один из актеров, сыгравших в этих фильмах, не будет впоследствии приглашен Гайдаем на главные роли. Центральный персонаж — бюрократ Семен Петухов, — вернувшись на работу после трехдневного отсутствия, обнаруживает, что его признали умершим и похоронили, причем на совершенно законных основаниях: в день отъезда Петухова машиной был насмерть сбит человек — карманник, незадолго до того, укравший его бумажник. Из-за этого бумажника карманника принимают за Петухова и признают умершим, а главный герой оказывается вынужденным доказывать вчерашним сослуживцам — таким же бюрократам, как он сам, — что он на самом деле жив. Леонид Гайдай на съемках фильма «Жених с того света» Помимо Плятта, в фильме сыграло немалое количество других актеров, которых впоследствии Гайдай неоднократно приглашал в свои картины — Георгий Вицин заместитель Петухова Фикусов , Сергей Филиппов управдом Зазубрин , Рина Зеленая мать невесты главного героя и Евгений Моргунов эпизодическая роль нищего, который просит у пассажиров трамвая денег, после чего садится в собственную машину. Так же в одном из эпизодов свою единственную роль у Гайдая сыграла прославленная Фаина Раневская, которую режиссер впоследствии неоднократно называл своей любимой актрисой. В отличие от последующих гайдаевских комедий, юмор в «Женихе... Сатирический характер ленты, ввиду того, что высмеиваемый ей бюрократизм — явление, присущее любому времени и общественному строю, обеспечил ей успех у зрителя и ввел Гайдая в первую когорту режиссеров-комедиографов СССР. По сравнению с «Женихом с того света» это был явный шаг назад в творческом плане: пожалуй, единственной его примечательной особенностью стал персонаж директрисы школы — первая роль Нины Гребешковой в фильме собственного мужа. Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин — «Балбес», «Бывалый» и «Трус» — на озвучивании собственных персонажей Тем не менее, благодаря выходу этого фильма Гайдаю позволили вернуться к комедийному жанру. Вышедшие вслед за ним короткометражки в жанре слэпстика «Пес Барбос... Кроме того, в короткометражке «Пес Барбос... Первая новелла — «Дороги, которые мы выбираем» — представляет собой классический вестерн, полностью лишенный комической составляющей и с трагической развязкой. Именно в ней звучит фраза «Боливар не выдержит двоих», ставшая народной поговоркой — первоначально она означала, что при выборе между выгодой и дружбой предпочтение отдается выгоде, однако в настоящее время ее употребляют в том смысле, что если становится тяжело сочетать одновременно два каких-либо варианта, то от одного из них необходимо избавиться. Вторая новелла — «Родственные души» — начинается как триллер, сюжет которого вращается вокруг попытки ограбления квартиры, однако к финалу превращается в комедию, когда вор и его жертва обнаруживают, что они оба страдают от ревматизма и проникаются друг к другу родственными чувствами. Этот фильм стал единственным в карьере Гайдая, сценарий к которому он написал один без соавторов, а так же последней его полностью черно-белой картиной. Гайдай не хотел вновь снимать похождения тройки, считая их «пройденным этапом», и предложил Слободскому и его соавтору Якову Костюковскому написать сюжет, в центре которого был бы положительный комедийный герой. В процессе обсуждения замысла будущего фильма авторы пришли к идее вновь создать киноальманах, части которого не будут иметь сквозного сюжета, а объединит их личность главного героя. В третьей новелле его предполагалось столкнуть с Трусом, Балбесом и Бывалым. Роль положительного героя — студента Шурика — досталась 27-летнему актеру Александру Демьяненко, который впоследствии повторит ее в «Кавказской пленнице» и «Понедельнике... Так же именно в этом фильме Гайдай окончательно сформировал свой фирменный стиль, заключавшийся в максимальном насыщении кадра действием — чтобы темп повествования не провисал, режиссер даже прибегал к «ускоренной перемотке» тех сцен, где персонажи не разговаривают прежде всего погонь. Другой отличительной особенностью Гайдая как режиссера стало всяческое поощрение актеров к импровизации — например, сцена, в которой Шурик «ранит» Балбеса рапирой и из его груди течет «кровь» на самом деле — красное вино , и сцена со скелетом, щелкающим зубами, были полностью придуманы Юрием Никулиным и именно в таком варианте вошли в фильм. Последняя новелла, в которой Шурик в составе научной экспедиции отправляется на поиски йети, вскоре была забракована самим Гайдаем, ввиду того, что в 1961 году уже вышел фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с похожим сюжетом. Леонид Гайдай и Александр Демьяненко «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором появлялась принесшая ему популярность троица Труса, Балбеса и Бывалого, образы которых к тому моменту уже зажили собственной жизнью. Еще в 1964 году они появились в одном из эпизодов фильма Рязанова «Дайте жалобную книгу», а в 1968 году режиссер Евгений Карелов пригласит троицу в свою картину «Семь стариков и одна девушка». Кроме того, Никулин, Вицин и Моргунов в образах своих персонажей появлялись в целом ряде телеспектаклей, а в 1969 году в мультфильме «Бременские музыканты» их внешность была использована для создания персонажей разбойников.

О Леониде Гайдае можно говорить каждый день

Тогда Вицин заметил, что недавно видел в цирке потрясающего клоуна, который мог бы справиться с работой. Этим клоуном оказался Юрий Никулин. Так появилась троица «Трус-Балбес-Бывалый», покорившая всю страну. Короткометражка «Пес Барбос и необычной кросс» 1961 , как и её сиквел «Самогонщики» 1961 , имела оглушительный успех. Гайдай поверил в себя и вернулся к съемкам комедий. Леонид Гайдай на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Источник: Pinterest В следующие 11 лет режиссёр снимет свои главные картины: « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » 1965 , «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » 1966 , « Бриллиантовая рука » 1968 и « Иван Васильевич меняет профессию » 1973. В этот же период вышли «Деловые люди» 1962 и «12 стульев » 1971. Юмор Гайдая полюбился всем. Последние годы Одна из последних успешных картин Гайдая — «Не может быть! Вышедшие после неё фильмы уже не могли сравниться со своими предшественниками.

Некоторые критики связывают это с прекращением сотрудничества со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским.

Разгоняев и Н. В 2012 г. Миронов, Л. Сериков, архитектор С. В том же году иркутские кинематографисты создали интернет-проект «ГайдайЦентр». В 2013 г. Черняховского, дом 5, корп. Щербаков, архитектор В. В 2015 г.

В 2016 г. В 2022 г.

Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию! Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф? Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой?

И никаких призов у него не было. Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство. Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал?

Леонид Иович был малообщительным человеком. Ну что в очередной раз рассказывать о том, что в жизни он не был похож на режиссера? Гайдай был высоким, сутулым, с седым хохолком, не мрачным, но и не улыбчивым. Он совершенно не был похож не то что на режиссера, а вообще на кинематографиста. Особенно по сравнению с ярким, буйным, фонтанирующим Эликом Рязановым. Мы жили рядом, и можно было видеть, как Гайдай шел с маленькой собачкой на рынок.

Он ничем не отличался от прочих покупателей. Его жена Нина Павловна Гребешкова посылала его покупать мясо и рыбу. Лучше Гайдая в семье никто этого сделать не мог. Но забить гвоздь, ввинтить лампочку — это не по его части, это все Нина. Она вообще боевая, была даже председателем того кооператива, где они жили. У нее и сейчас ясный ум, прекрасная речь.

Когда я ей позвонил и сказал: «Готовься, будет юбилейный вечер в честь 100-летия Леонида Иовича в Доме кино», она очень смешно ответила: «А зачем? Лени же уже нет». Они любили друг друга. Это была чудная пара… — Больше сорока лет вместе? Когда мы втроем сочиняли сценарий, наш одесский кавээнщик Юра Волович начинал дремать в кресле, но в нужный момент просыпался и выдавал гениальную репризу. Для этого мы его и взяли, потому что сами этого делать не умели.

Я сидел записывал. Гайдай руководил процессом. Вот мы обо всем договоримся, разойдемся по домам, а на следующий день приходит Гайдай — не каждый раз, но бывало, — и говорит: «Нинок сказала, что здесь мы неправильно сделали». Он ее Нинок называл. То есть Леонид Иович приходил домой и все, что мы придумали, выкладывал. Если Нинок сказала, что это не так, то мы все начинали придумывать заново.

Не подумайте, что Гайдай был подкаблучник. Нина была творческим мотором, руководила семьей. Может быть, ездил отдыхать в недоступные обычным людям места? Иногда они с Ниной Павловной выезжали за границу в составе киноделегаций. За пять лет нашего тесного общения не помню, чтобы он куда-то поехал с семьей, дочкой, внучкой. У них была дача — советские шесть соток, щитовой домик, который потом сгорел, и уже Нина занималась его обустройством.

Дачу Леонид Иович любил. Драматическое воспоминание связано с тем, как он лежал в клинике с воспалением легких. Нина его постоянно опекала. Как-то она сидела у его кровати. Они листали журнал «Шесть соток», увлеченно обсуждали дачные дела — и вдруг Леонид Иович откинулся на подушку и умер… Наталья Варлей и Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы. Он их вообще не рассказывал.

А юмор у него был такой.

Охлопкова , работал осветителем, актером театра, в 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК мастерская Г. Александрова , который закончил в 1955 г. Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай почти всегда писал самостоятельно или совместно с В. Бахновым и Я.

Автором музыки и песен большинства комедий Гайдая был Александр Зацепин. Многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались «крылатыми».

Необычное отчество Леонида Гайдая

95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. / Фотография Леонид Гайдай (photo Leonid Gaiday). 95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Жизнь и подвиг Леонида Гайдая Режиссер Леонид Гайдай (слева) среди советских и чехословацких студентов – гостей студии "Мосфильм". Биография Леонида Гайдая. Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий