Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу.
Восстание в твери против щелкана
Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели.
Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.
В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть.
Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове. Библиотека литературы Древней Руси.
Том 6. А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися. Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых.
И тем более удивительно, что в границах старой Твери уже много веков существует огромный пустырь. Пустырь на берегу Волги. Источник: Яндекс. Панорамы Я говорю о местности, протянувшейся от Головинского вала до Центрального стадиона вдоль берега Волги. Исторически это часть Затьмачья, старинного квартала и еще более древнего Затьмацкого же посада. Сейчас там фактически ничего нет, только безымянная роща с сетью грунтовых дорог и тропинок, а из памятников истории — разве что церковь Иоанна Предтечи по Беляковскому переулку. Что же случилось в этих местах и когда?
Почему пустует огромная территория, и на ней даже нет никаких развалин? Сегодня мы попробуем это выяснить, глубоко погрузившись в историю. Позднесоветская идиллия В далеких восьмидесятых по тем местам проходил путь к дикому пляжу на Волге. Сейчас это хорошая асфальтовая дорога, ведущая к гребной базе имени Антонины Серединой, а тогда мы даже не подозревали, что это вообще-то улица, которая носит название Борисоглебская пристань. Возникла она еще в XIX столетии и вела к причалу, вместо которого в пятидесятых годах уже века двадцатого построили «водно-гребную базу». Но даже до революции это была просто дорога, без жилых зданий и лавок. Улица Борисоглебская пристань, апрель 2024 года.
Фото: Сергей Савинов Из детства я помню свалку, которая начиналась от Краснофлотской и шла вдоль грунтовки, по которой мы ходили купаться на берег Волги. Туда свозили грунт и строительный мусор, из-за чего этот участок старого пустыря был покрыт безобразными терриконами. Впоследствии свалку убрали, однако даже сейчас там можно наткнуться на торчащие из-под земли остатки бетонных плит. Справа, как и в наше время, был стадион , только тогда еще действующий, а слева — та самая загадочная роща. Туда мы почти не ходили, боясь заблудиться. Бывшая свалка, апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов Но самая, пожалуй, яркая и интересная деталь той эпохи — это бабушки, пасущие козочек.
Старушки жили поблизости в деревянных домах, коих еще было много в последние годы СССР, и держали скотину. Последней, конечно же, требовалось гулять, и пасущиеся парнокопытные создавали особую атмосферу, контрастирующую с типичной советской панельной застройкой.
Восстание в твери против щелкана
Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты. Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига. В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание. первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига. Православное восстание в Твери. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу.
Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)
Летописи утверждают, что по Твери ходили слухи о том, будто Щелкан намеревается перебить всех князей и сам воцариться в городе, а жителей обратить в ислам. Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались. Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером.
Кремль при Иване Калите, картина А. Васнецова Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества.
Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку. Во время правления Ивана Калиты Москва заметно выросла, Кремль обнесли частоколом из дуба, построили Успенский и Архангельский соборы.
Под влиянием нараставшего на Руси освободительного движения золотоордынские ханы отказались от сбора дани откупщиками и баскаками. Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите. Который непреминул использовать эту обязанность для обогащения московской казны, что в свою очередь способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния великого князя московского.
Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса». Русь осталась православной. Возможно, в этом — недооценённое значение Тверского восстания 1327 года и героического поступка князя Александра Михайловича.
«Щелканова рать»
Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. 1327 Восстание в Твери против золотоордынцев. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды.
Восстание в Твери против баскака Чолхана
Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. Восстание в Твери против Ордынцев. Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327). В г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды.
14 в. 1327 г.
первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Летом 1327 года из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан (Щелкан, Шевкал). Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты.
Восстание в Твери
Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу. Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества. Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку.
Тверской князь Александр Мизайлович В любом случае, даже если Александр Михайлович не призывал напрямую людей к восстанию, он не оказывал должных мер по его подавлению и его симпатии были на стороне народа. В летописях говорится, что после кровавой расправы над ордынцами он обратился к другим русским князьям за помощью. Никто на его призыв не откликнулся. Более того, ряд князей встали на сторону Орды и участвовали в разгроме повстанцев. Подавление восстания Активную роль в расправе над восставшими тверичами сыграл московский князь Иван Калита. Это был давний политический соперник Александра Михайловича, который решил воспользоваться сложившейся ситуацией. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Тот согласился ее принять и предоставил князю 50-тысячное войско, возглавляемое пятью темниками — военачальниками из числа ордынской знати. По пути к ним присоединилось войско князя Александра Суздальского. Возглавил объединенное войско ордынский военачальник Федорчук, христианин по вероисповеданию.
Сражаться с таким огромным войском было бессмысленно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, затем в Псков. Между тем объединенное войско совершало самую настоящую карательную экспедицию. Была опустошена и сожжена не только Тверь, но и все окрестные пригороды и села. Людей тысячами уводили в плен, огнем и мечом выжигали всё живое. Причины поражения восстания: Отказ других древнерусских князей поддержать Александра Михайловича. Политическая борьба Москвы и Твери.
Татарский отряд племянника хана Чолхана Щелкана , разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Восстанием руководил тверской тысяцкий Борисович, неясно и участие в восстании и тверского князя Александра Михайловича. Татарские пастухи и сторожи у табунов получили о побоище известия сразу, и по крайней мере часть из них немедленно устремилась в Москву, а оттуда в Орду. Князь московский Иван Калита и князь Александр Васильевич Суздальский по приказу хана явились в Орду осенью 1327 года засвидетельствовать свою неколебимую поддержку ханской власти.
Возможно, предводитель золотоордынского отряда и вел бы себя поскромнее, если б ко всему прочему не был еще и двоюродным братом правителя Золотой Орды, хана Узбека. Явившись в Тверь, Чолхан первым делом выгнал из дворца если его так можно называть князя Александра Михайловича. Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение. То есть формально был главой всех русских княжеств. Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел. И уговаривал горожан терпеть притеснения от ордынцев. Князь понимал, что попытка ответить на обиды спровоцирует карательный поход со стороны Орды. Который, к тому же, могут поддержать и соперники из других русских княжеств.
Первое русское восстание против Орды
Народное восстание против татар в Твери. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. 1327 Восстание в Твери против золотоордынцев. В г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя.