Учитывая стремление отказаться от слоганов в концепции культуры безопасности, разные уровни зрелости культуры безопасности имеют краткое название, отображающее содержание. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт. Чтобы определить уровень зрелости культуры безопасности на предприятии, специалисты пользуются моделью Патрика Хадсона, идеолога программы Shell по воспитанию сознательного подхода к собственной и корпоративной безопасности «Сердца и умы». Первым шагом в формировании уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД является анализ текущего состояния безопасности в организации.
Свежие комментарии
- Комментарии
- Уровни развития культуры безопасности
- Как оценить эффективность внедрения Стандартов безопасности?
- Уровни развития культуры безопасности
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Каждый осознает свое влияние на вероятность получения травмы собой и другими. Лояльность к риску и травмам отсутствует. Наша концепция опирается на развитие мышления и мы предлагаем рассмотреть зрелость с точки зрения развития компетентности в безопасности труда. Если рассмотреть модели Хадсона и Брэдли, в них можно увидеть также эволюцию компетентности в безопасности, повышение осознанности, а значит, изменение мышления. На паталогическом уровне зрелости по Хадсону и на реактивном уровне зрелости по Брэдли мы находимся в состоянии неосознанной некомпетентности. Мы даже не знаем о том что такое безопасный труд. На реактивном уровне по Хадсону и на зависимом уровне по Брэдли мы переходим на уровне осознанной некомпетентности. Мы узнали о том, что такое безопасный труд, мы узнали о правилах и мы захотели углублять и расширять свои знания и навыки. Мы осознали это и учимся следовать новым полученным знаниям.
Технический уровень. На этом уровне организация имеет некоторые технические меры безопасности, однако они не полностью интегрированы в систему безопасности.
Необходимо продолжать работу над развитием и усовершенствованием системы. Фундаментальный уровень. На этом уровне организация имеет полноценную систему безопасности, которая включает в себя все необходимые компоненты: технику безопасности, процедуры, обучение и контроль. Система безопасности находится в постоянной стадии обновления и улучшения. Интегрированный уровень. На этом уровне система безопасности полностью интегрирована в основные процессы организации. Культура безопасности является неотъемлемой частью рабочего процесса и заложена во все аспекты деятельности. Стратегический уровень. На этом уровне культура безопасности является стратегическим приоритетом организации и определяется высшим руководством. Она пронизывает все уровни управления и активно поддерживается и развивается на всех уровнях организационной структуры.
Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. Первый уровень: обеспечение базовых требований Данный уровень предполагает выполнение следующих задач: 1. Определение структуры и ответственности в области безопасности. Разработка и внедрение стандартов и процедур безопасности. Обучение сотрудников основам безопасности и процедурам работы в экстремальных ситуациях. Проведение регулярных проверок и аудитов для выявления нарушений безопасности.
Лестница культуры безопасности Патрика Хадсона.
Модель Хадсона культура безопасности. Факторы влияющие на безопасность движения поездов. Мероприятия по безопасности движения поездов. Методы обеспечения безопасности движения поездов. Модель Патрика Хадсона лестница культуры безопасности. Модель культуры безопасности. Менеджмент качества РЖД.
Система менеджмента качества РЖД. Организационная структура участников СМБД. Цели аудита системы менеджмента безопасности движения это. Анализ функционирования СМБД. Уровни зрелости информационной безопасности. Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации.
Элементы СМБД. Задачи системы менеджмента безопасности движения. Кривая безопасности Брэдли. Кривая Брэдли в охране труда что это. Шкала Брэдли культура безопасности. РЖД Холдинг компании. Лестница культуры безопасности.
Уровень зрелости культуры безопасности и его характеристики. Начальный уровень зрелости культуры безопасности. Целевая организационная модель холдинга РЖД. Укрупненная схема организационной модели холдинга РЖД».
Определение ключевых критериев На основе проведенного анализа необходимо определить ключевые критерии, по которым будут выделяться уровни зрелости. К таким критериям можно отнести наличие соответствующей системы управления безопасностью, наличие обученного персонала, наличие эффективных процедур и правил безопасности, а также уровень информационной поддержки и контроль безопасности. Определение уровней зрелости Следующим шагом является определение уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД на основе выделенных критериев. Это может быть пятиуровневая или трехуровневая модель, в зависимости от особенностей организации. Оценка текущего уровня безопасности Для каждого выделенного уровня зрелости необходимо провести оценку текущего уровня безопасности в холдинге РЖД. Это поможет оценить эффективность реализации мер безопасности и определить области для улучшения. Планирование дальнейших действий На основе результатов оценки текущего уровня безопасности необходимо разработать план дальнейших действий по повышению уровня безопасности в холдинге РЖД. В этом плане должны быть определены конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки их выполнения. Регулярное обновление и контроль После внедрения плана дальнейших действий необходимо регулярно обновлять и контролировать уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД. Это поможет поддерживать и улучшать достигнутый уровень безопасности в организации. При формировании уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД следует также учитывать индивидуальные особенности организации и ее целей в области безопасности. Уровень 1: Базовый уровень На базовом уровне все сотрудники должны знать и соблюдать основные принципы безопасности, такие как: Соблюдение инструкций и правил безопасности.
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: полный обзор
- Как зарождалась культура безопасности
- Как зарождалась культура безопасности
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
- Влияние культуры безопасности на корпоративную культуру: взгляд эксперта Группы SRG
- Основной показатель безопасности труда
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге ржд
Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации. Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Культура и приверженность производственной безопасности
Наша концепция опирается на развитие мышления и мы предлагаем рассмотреть зрелость с точки зрения развития компетентности в безопасности труда. Если рассмотреть модели Хадсона и Брэдли, в них можно увидеть также эволюцию компетентности в безопасности, повышение осознанности, а значит, изменение мышления. На паталогическом уровне зрелости по Хадсону и на реактивном уровне зрелости по Брэдли мы находимся в состоянии неосознанной некомпетентности. Мы даже не знаем о том что такое безопасный труд. На реактивном уровне по Хадсону и на зависимом уровне по Брэдли мы переходим на уровне осознанной некомпетентности. Мы узнали о том, что такое безопасный труд, мы узнали о правилах и мы захотели углублять и расширять свои знания и навыки. Мы осознали это и учимся следовать новым полученным знаниям. Мы еще не знаем как, но пытаемся. На расчетливом и инициативном уровне по Хадсону и независимом уровне по Брэдли мы приняли для себя правила, мы следуем, но нам требуется опора на инструкции, правила, цифры, данные.
Все сотрудники должны принимать на себя ответственность за свою личную безопасность и безопасность окружающих. Они должны понимать, что их действия могут иметь последствия как для самих сотрудников, так и для всей организации. Кроме того, важно провести обучение сотрудников основам безопасности. Они должны быть знакомы с правилами и процедурами, которые помогут им избежать возможных опасностей. Обучение может включать в себя обзор основных правил пожарной безопасности, процедуры эвакуации, использование личного защитного оборудования и т.
После осознания и обучения необходимо разработать и внедрить систему управления безопасностью. Эта система может включать в себя политику безопасности, процедуры и инструкции, а также механизмы контроля и анализа результатов. Система управления безопасностью поможет установить стандарты и регулярно оценивать ситуацию в организации. И, конечно, необходимо поддерживать и развивать культуру безопасности на протяжении всего времени.
Развитие стратегического подхода к безопасности В рамках развития стратегического подхода к безопасности в холдинге РЖД проводятся следующие мероприятия: Разработка и внедрение стратегических планов безопасности, которые включают в себя долгосрочные цели и приоритеты в области безопасности.
Эти планы разрабатываются с учетом специфики деятельности холдинга РЖД и изменений внешней среды. Анализ рисков и выработка мер по их управлению. Холдинг РЖД активно проводит анализ угроз безопасности, включая выявление возможных уязвимостей и рисков, связанных с физической безопасностью, информационной безопасностью и внутренними процессами. На основе такого анализа разрабатываются меры по минимизации рисков и управлению ними. Внедрение инновационных решений в области безопасности.
Холдинг РЖД постоянно отслеживает новейшие технологии и разработки, которые могут улучшить безопасность работы железнодорожной отрасли. Это включает в себя внедрение новых систем видеонаблюдения, усовершенствование систем контроля доступа и автоматизацию процессов безопасности. Обучение сотрудников и повышение осведомленности о безопасности. В холдинге РЖД проводятся регулярные тренинги и семинары по безопасности для сотрудников на всех уровнях организации. Также разрабатываются информационные материалы и распространяются внутри компании, чтобы повысить осведомленность о безопасности и привлечь внимание к этой проблеме.
О современных требованиях к культуре безопасности полетов, тенденциях ее развития и методах ее оценки рассказывает руководитель проекта «Larchenkov. Внедрены системы добровольных сообщений, производится оценка рисков, существуют системы отчетности, реализованы методики оценки состояния СУБП и, казалось бы, руководством компаний сделано все необходимое для соответствия действующим нормативным требованиям. Но сфера обеспечения безопасности полетов динамична и, в настоящее время, Международная организация гражданской авиации уделяет все больше внимания проблематике создания позитивной культуры безопасности, то есть вопросам качества уже созданных и функционирующих СУБП. ICAO характеризует культуру безопасности полетов тем, «как люди ведут себя в отношении безопасности полетов и риска, когда за ними никто не наблюдает», выводя на первый план не наличие требуемых «бумажных» процедур в офисе компании, а то, как рядовой персонал использует декларируемые руководством принципы безопасности в своей повседневной деятельности. Наличие «некарательной» среды в компании, желание рядовых работников сообщать о проблемах, связанных с безопасностью полетов своему руководству, и, что наиболее важно, готовность руководителей среднего звена передавать информацию об этих проблемах и допущенных ошибках топ-менеджменту беспрепятственно, без искажений и каких-либо негативных последствий для работников, сообщивших об этом — являются характеристиками позитивной культуры безопасности полетов, которые необходимо постоянно отслеживать и оценивать. В качестве инструментов, позволяющих оценить состояние культуры безопасности, используется весьма широкий набор различных подходов, - от проведения периодических исследований СУБП до анкетирования и бесед с работниками организации. Новой тенденцией, декларируемой ICAO, является отход от балльной оценки развития культуры безопасности с помощью отчетов, формируемых «из кабинета» и смещение акцентов в сторону прямого взаимодействия с персоналом.
Объективная и непредвзятая оценка текущего состояния культуры безопасности авиапредприятия — задача очень сложная и ресурсоемкая.
Уровни развития культуры безопасности
Сравнивая уровень зрелости культуры безопасности с уровнем корпоративной культуры, мы увидели следующие зависимости. Культура безопасности организации делится на пять уровней: патологический, реактивный, расчётливый, инициативный и созидательный. Уровни развития культуры безопасности Брэдли. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений.
Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Этот уровень зрелости культуры безопасности способствует развитию ответственного отношения к безопасности и повышению безопасности на работе, в обществе и в личной жизни каждого человека. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Генеральный директор SRG-ECO представил проект по оценке культуры безопасности и оценке персонала, который реализовывается в ОК «РУСАЛ».
К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
Патологический: Люди не заботятся о безопасности и руководствуются только соблюдением нормативных требований или тем, что будут наказаны. Расчетливый: Сбор данных о происшествиях и других показателях, большое количество аудитов, эффективность сбора данных не всегда доказана, повышается внимание к безопасности. Увеличивается вовлеченность в безопасность персонала. Созидательный: Высокие стандарты безопасности, постоянное улучшение стандартов с опорой на опыт. Неудачи рассматриваются как возможности, а не упущения. Каждый понимает, что происходит. Каждый обладает информаций, получает и передает информацию о происшествиях. Травмы принимаются, как само собой разумеющееся, как часть ежедневной работы. Зависимый: Необходимость следовать правилам и стандартам, которые установлены.
Политика безопасности должна быть четко сформулирована и документирована. Она должна ясно определять правила использования информационной системы, регламентировать доступ к информации, устанавливать процедуры обеспечения безопасности и распределение ответственности. При установлении политики безопасности необходимо учесть специфические потребности и особенности организации. Каждая компания имеет уникальные требования и риски, которым необходимо уделить особое внимание. Важно установить соответствие мер безопасности с целями бизнеса, чтобы использование информационных ресурсов и систем не создавало препятствий для роста и развития компании. Установление политики безопасности требует широкого вовлечения сотрудников организации. Все сотрудники должны в полной мере осознавать значимость безопасности информационных систем и свою роль в ее обеспечении. Обучение сотрудников и постоянное повышение их осведомленности в области безопасности поможет снизить риск человеческого фактора в организации. Регулярное рецензирование и обновление политики безопасности является неотъемлемой частью процесса. Каждое изменение в организации, новые риски и требования должны быть учтены и отражены в политике безопасности.
Это позволит организации сохранять высокий уровень безопасности и адаптироваться к изменяющейся среде. Развитие системы управления безопасностью Развитие СУБ является неотъемлемой составной частью достижения устойчивого успеха в области безопасности. Оно включает в себя несколько уровней зрелости, которые организация должна преодолеть для эффективного обеспечения безопасности. Первый уровень зрелости — осознание и понимание необходимости СУБ. В этом случае организация признает, что безопасность является важной частью ее деятельности и необходимо иметь систему, которая обеспечит ее эффективность. Второй уровень — разработка и внедрение политик и процедур безопасности. На этом этапе организация начинает разрабатывать и внедрять политики и процедуры, которые определяют требования к безопасности и способы их обеспечения.
Мы определили, что все требования Стандартов можно разделить на 3 группы — таблица 2.
Таблица 2 — Разделение требований Стандартов на группы Стандарты безопасности, как я уже указал выше, четко определяют какие меры и требования должны быть внедрены и реализованы, чтоб максимально снизить риски наступления несчастных случаев, аварий и др. Но Стандарты не описывают и не содержат информацию о том, каким образом те или иные требования Стандарта должны быть внедрены. И именно этот аспект позволяет нам эффективно оценить чек-лист, разработанный на основе метода «оценки зрелости организации». Чек-лист оценки соответствия требованиям Стандарта представляет из себя перечень требований, предусмотренных Стандартом, которые разделены между собой на три категории риска — таблица 3.
Первый уровень зрелости культуры безопасности — осознание. На этом уровне организация осознает важность безопасности, но пока не обладает ясным пониманием ее основных аспектов. Второй уровень — планирование. На этом этапе организация разрабатывает стратегию и планы по обеспечению безопасности. Третий уровень — осуществление. Здесь организация начинает реализацию планов и применение мер безопасности. Четвертый уровень — управление. На этом уровне организация контролирует и управляет своей безопасностью, регулярно оценивает ее эффективность и проводит корректировки в системе безопасности при необходимости. Уровни зрелости культуры безопасности являются фундаментом для устойчивого успеха организации.
Культура безопасности на производстве
Для решения этой задачи SRG-ECO разработала процессно-поведенческую модель управления культурой безопасности, которая позволяет: быстро и без необходимости профильных знаний в психометрии произвести анализ личностных характеристик сотрудников в формате онлайн-тестирования; получить детальный отчет об уровне зрелости КБ в компании, риск-профили по каждому работнику и матрицу Safety Skills; разработать для предприятия план развития культуры безопасности и обучения персонала необходимым компетенциям. В рамках проекта проводится анализ личностных черт и процессов безопасности по десяти элементам культуры безопасности и по трем глобальным категориям персонала — от топ-менеджмента до рабочих. С помощью построенной математической модели по каждому элементу культуры измеряются и обрабатываются от 30 до 50 показателей. На основе комплексного анализа данных формируется матрица Safety Skills для каждого работника, она строится в трех направлениях: Развитие Hard skills, которые включают профессиональные навыки, технические или гуманитарные и приемы безопасного выполнения работ; Развитие Soft Skills — коммуникаций, управления эмоциями, самоорганизации, критического мышления, управленческих навыков, открытости к опыту, добросовестности и эмпатии; Развитие корпоративных знаний — внутренних правил и стандартов коммуникаций, целей и задач подразделения, основ корпоративной культуры и ценностей.
Этап 3: Интеграция безопасности в рабочие процессы На третьем этапе безопасность интегрируется во все рабочие процессы. Организация создает политику безопасности, разрабатывает стандарты и процедуры, которые должны быть соблюдены всеми сотрудниками. Все рабочие процессы пересматриваются с позиции безопасности и вносятся изменения для минимизации рисков. Этап 4: Постоянное обучение и повышение зрелости На четвертом этапе уровень зрелости культуры безопасности постоянно повышается.
Организация проводит регулярные тренинги и обучение, оценивает эффективность своих мер по безопасности и вносит необходимые изменения. Также сотрудникам предоставляется возможность делиться своими идеями и предложениями по улучшению безопасности. Этап 5: Развитие культуры безопасности На пятом этапе организация достигает высокого уровня культуры безопасности, когда все сотрудники понимают важность безопасности и стремятся к ее соблюдению. Безопасность становится неотъемлемой частью рабочей жизни, и все работники становятся активными участниками процесса обеспечения безопасности. Достижение устойчивого успеха в области культуры безопасности требует времени, усилий и постоянного совершенствования. Но благодаря последовательной работы по достижению каждого этапа, организация может создать безопасную и надежную среду для своих сотрудников, а также минимизировать риски и повысить эффективность работы. Формирование осознания угроз и рисков Формирование осознания угроз и рисков начинается с обучения людей основным принципам безопасности.
Это может быть как учебными курсами и тренингами, так и информационными материалами, которые помогают развить понимание потенциальных угроз. Следующий шаг в формировании осознания — это обеспечение практического опыта.
Сотрудники изучают методы предотвращения несчастных случаев, получают навыки работы с безопасным оборудованием и обучаются правильным техникам выполнения работы. Этап 3: Интеграция безопасности в рабочие процессы На третьем этапе безопасность интегрируется во все рабочие процессы. Организация создает политику безопасности, разрабатывает стандарты и процедуры, которые должны быть соблюдены всеми сотрудниками. Все рабочие процессы пересматриваются с позиции безопасности и вносятся изменения для минимизации рисков. Этап 4: Постоянное обучение и повышение зрелости На четвертом этапе уровень зрелости культуры безопасности постоянно повышается. Организация проводит регулярные тренинги и обучение, оценивает эффективность своих мер по безопасности и вносит необходимые изменения. Также сотрудникам предоставляется возможность делиться своими идеями и предложениями по улучшению безопасности. Этап 5: Развитие культуры безопасности На пятом этапе организация достигает высокого уровня культуры безопасности, когда все сотрудники понимают важность безопасности и стремятся к ее соблюдению.
Безопасность становится неотъемлемой частью рабочей жизни, и все работники становятся активными участниками процесса обеспечения безопасности. Достижение устойчивого успеха в области культуры безопасности требует времени, усилий и постоянного совершенствования. Но благодаря последовательной работы по достижению каждого этапа, организация может создать безопасную и надежную среду для своих сотрудников, а также минимизировать риски и повысить эффективность работы. Формирование осознания угроз и рисков Формирование осознания угроз и рисков начинается с обучения людей основным принципам безопасности. Это может быть как учебными курсами и тренингами, так и информационными материалами, которые помогают развить понимание потенциальных угроз.
На данный момент, организация находится на прогнозируемом уровне. Выбранная модель культуры безопасности включает следующие базовые составляющие рисунок 2 : систему управления; индивидуальную приверженность безопасности. Рисунок 2. Модель Культуры безопасности Как видно из модели — это планомерное развитие Культуры безопасности, которое начинается с системы управления, приверженности руководителей всех уровней и приводит к индивидуальной приверженности каждого работника Общества. Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников. Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности. В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений.
Определение целей и стратегии
- Культура и приверженность производственной безопасности
- Культура безопасности: особенности и практики развития. Исследование ДРТ (ex-Deloitte)
- Что это значит?
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
Культура безопасности прежде всего
Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 1). Он показывает зависимость уровня травматизма от уровня зрелости компании в области культуры безопасности. Из этой модели видно, что высокий уровень зрелости культуры безопасности характеризуется тем, что безопасность становится не только средством, но и целью бизнес-процесса, а также фактором его развития и совершенствования. Реализация культуры безопасности на предприятии начинается с верхнего уровня руководства. Компания «Металлоинвест» достигла значительных улучшений в области развития культуры безопасного труда.
Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
При ее проведении использовались методы фокус-группы и анкетирования. Сформированная подобным образом выборка составила 6483 анкеты по 50 вопросов в каждой. В результате получен средний балл в целом по всем анкетам 3,56 при 5-балльной шкале оценок. Там подходы культуры безопасности были использованы при переработке свода правил по железнодорожной безопасности. Один такой цикл представлен на рис. В этом заключается четвертый шаг цикла. Ее цель заключается в том, чтобы улучшать уровень безопасности через самоконтроль, самооценку своих действий помимо того, что требуется по инструкциям. Например, чтобы закрепить нужные модели, стоит пересмотреть степень централизации и число уровней иерархии в компании. Перевозочная деятельность на железнодорожном транспорте — не исключение.
Их следует предвидеть и предупреждать.
На втором месте — разного рода коммуникации, а на третьем — выявление рисков. Рисунок 6. Самые полезные инструменты ОТиПБ по итогам 2019 производсвенного года по оценке компаний Ключевые выводы Основными инструментами, которые используют компании для повышения эффективности системы ОТиПБ, являются разные практики проверки и контроля поведенческие аудиты, наблюдения за действиями работника через фото, видео, многоступенчатый контроль. Вопрос 4. Как компании относятся к рынку внешних консалтинговых услуг и обучения? Чему учат своих работников компании?
Скорее всего, это связано с тем, что во вторых компаниях этап изменения отношения уже пройден, важность безопасности никем не оспаривается и остается тренировать конкретные навыки. Нам как консультантам также было очень интересно узнать отношение компаний к работе внешних провайдеров. Сами участники опроса объясняют это тем, что на рынке не существует единых критериев по оценке качества консалтинговых услуг, консалтингом можно назвать и работу по переписыванию документов неизвестным фрилансером, и большой проект по трансформации культуры безопасности на предприятии с несколькими тысячами сотрудников. Кроме того, часто заказчики не имеют образа результата, поэтому ожидания и реальность могут сильно расходиться. Из-за этого такие разные оценки полезности консалтинга. Ключевые выводы Компании, в которых травматизм снижается, относятся более позитивно к аудитам и проверкам третьей стороны. Те, где травматизм растет, считают, что это бесполезно.
Больше половины из всех участников исследования подтвердили наличие запроса на дополнительное обучение персонала. Мы думали, что таких будет меньше. Чтобы выбрать из обширного каталога программ нужно понять: Кого необходимо обучать: для разных категорий сотрудников рассказывать одно и тоже нужно совершенно по-разному, используя разные термины и примеры. Чему обучать, что заказчик хочет получить в результате: новый навык, более развитую компетенцию, иное отношение сотрудников к безопасности. Как обучать: нужна ли комплексная программа или отдельный тренинг, подкрепление со стороны системы мотивации, оценки на старте и на выходе и прочие моменты. Вопрос 5. Сколько стоит безопасность?
Инвестиции в ОТиПБ: сколько тратят компании и что дает эффект? Исследование показало, что все компании тратят на типовые комплекты СИЗ примерно одинаково, то есть в целом стоимость типового комплекта не оказывает значимого влияния на уровень травматизма. Напротив, ряд компаний с увеличивающимся уровнем травматизма тратят на СИЗы даже больше, чем те, у кого динамиками положительная. И даже дополнительные к типовым СИЗы стоят примерно одинаково у всех, нет различий и по стоимости каски. Единственная статья расходов на СИЗ, в которой обнаружилась значимая разница — обувь, на которую «лучшие» компании тратят больше. У нас есть гипотеза о возможной связи более низкого уровня травматизма и более дорогой обуви: травмы при передвижении встречаются чаще всего см. Можно сделать вывод, что основная причина успеха в снижении травматизма заключается не в стоимости закупаемого комплекта СИЗ, а в отношении и мышлении, в том числе и при выборе элементов типового набора СИЗ.
Рисунок 7. Стоимость основного типового комплекта СИЗ Рисунок 8. Стоимость ботинок ИТР, рабочего летний комплект Если убрать из общих расходов на ОТиПБ затраты на СИЗ, что традиционно во всех производственных компаниях является весьма существенной частью, то те крупные компании больше 10 тыс. Это тоже вполне логично. Видео и IT-решения довольно дороги, не каждая средняя компания может себе это позволить, поэтому работают с тем, что менее затратно, но тоже весьма эффективно. Капитальные ремонты зданий, замена автотранспорта, замена напольных покрытий в цехах, дорожного покрытия на территории предприятий, пожаробезопасные лампы и др. Среди мелких компаний существенной разницы в затратах, по сравнению со средними, мы не выявили, но хочется отметить другой важный момент.
Как и у средних, значительна часть затрат приходится на устранение рисков, но в ходе бесед с респондентами мы поняли, что это совершенно иного рода устранение, направленное не столько на реальное улучшение ситуации с безопасностью, сколько на формальные изменения в соответствии с предписаниями регуляторов. Не всегда это плохо, но очень часто этого недостаточно. Ключевые выводы Большой разницы в цене типового комплекта СИЗ у «лучших» и «худших» нет у всех до 10 000 рублей.
Уровень прогнозирования и реагирования. На этом уровне компания опережает возможные проблемы и разрабатывает меры по их предотвращению. Здесь используются современные технологии и анализ данных для определения потенциальных угроз и принятия своевременных мер безопасности. Уровень саморегуляции и постоянного совершенствования. На этом уровне компания обладает высокой степенью зрелости в области безопасности.
Здесь применяются инновационные подходы и стандарты, регулярно проводятся аудиты и анализ результатов. Культура безопасности находится в крови каждого сотрудника и становится частью корпоративной идентичности. Целью создания уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД является создание надежной и безопасной среды для работы и развития. Каждый отдельный уровень стремится сделать все лучше и безопаснее, повышая комплексный уровень безопасности холдинга в целом. Она становится основой для создания надежной и безаварийной рабочей среды, которая способствует защите жизни и здоровья сотрудников, пассажиров и окружающих людей. В холдинге РЖД принята система уровней зрелости культуры безопасности, которая имеет свои цели и задачи. Первый уровень — это формирование базовой безопасной культуры среди сотрудников.
Значение уровней культуры безопасности Уровни культуры безопасности в РЖД играют важную роль в обеспечении безопасности как для сотрудников, так и для пассажиров и посетителей. Высокий уровень культуры безопасности помогает предотвратить возникновение аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций в железнодорожной отрасли. Первый уровень — «Осознание» — позволяет сотрудникам осознать важность соблюдения безопасных правил и требований.
Это создает основу для развития культуры безопасности и формирует правильные представления о работе на железной дороге. Второй уровень — «Соблюдение» — включает в себя соблюдение всех нормативов и инструкций, связанных с безопасностью. Работники должны строго следить за правилами, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасность себе и окружающим. Третий уровень — «Лидерство» — предполагает активное участие руководителей и руководителей подразделений в развитии культуры безопасности. Важно, чтобы лидеры демонстрировали высокий уровень ответственности и вести своих подчиненных на пути безопасности.