Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. В Советском Союзе важнейшей задачей строительства социализма было всестороннее развитие человека, воспитание в нём ценностей и приоритетов истинно человеческого.
Вы точно человек?
Первая государственная IT-школа откроется в Санкт-Петербурге Целью уроков авторы инициативы называют воспитание духа коллективизма и дисциплины. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Они обратились в Госдуму и Правительство РФ с соотвествующим предложением. Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха.
Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!
Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. О пище духовной. Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения.
Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов.
Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем. Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.
Этот рисунок иллюстрировал заповедь «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив». На четвертом плакате пионер и пионерка находились у станка и орудовали какими-то инструментами. Надпись гласила: «Пионер любит трудиться и бережет народное добро». На пятом плакате мальчик с красным галстуком читал малышу книжку, на обложке которой было написано: «Сказки». Из подписи к плакату следовало: «Пионер — хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим». Драматическая сценка была изображена на шестом плакате: женщина провалилась в прорубь, а пионер, держащий в руках палку, помогал ей выбраться на лед. На плакате было написано: «Пионер растет смелым и не боится трудностей». Конфликтную ситуацию запечатлел седьмой плакат.
Мальчик в школьной форме с красным галстуком что-то горячо говорил, указывая пальцем на явно смущенного одноклассника. За спиной юного оратора на стене был портрет Павлика Морозова. Подпись гласила: «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда». Бронефенбреннер вкратце рассказал историю Павлика Морозова и о том, как он и его младший брат были убиты кулаками. Полуголый мальчик весело улыбался, растирая спину полотенцем. Этот рисунок иллюстрировал восьмую пионерскую заповедь: «Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку». На девятом плакате была изображена улыбающаяся пионерка, которая держала в руках белого кролика. Слева от девочки были деревья и кусты. На плакате была надпись: «Пионер любит природу, он защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных». Больше всего рисунков было на десятом плакате.
Помимо пионера и пионерки тут были изображены различные сценки, которые должны были проиллюстрировать десятую заповедь: «Пионер — всем пример! Коммунистическое отношение к труду и общественной собственности. Социалистический гуманизм. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм. Понимание общественного значения образования. Упорство и инициативность в занятиях. Укрепление своих сил в умственной деятельности совершенствование планирования собственной работы, развитие трудовых навыков, самокритика и т. Усвоение норм социалистического общежития. Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства.
Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми.
Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»».
Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов. Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках.
Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове. Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть? Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого. Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным. Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси. С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это? Тем более в цари он не метил. Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной. И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки. Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов. Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение. Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси. Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов! Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь.
2. На обед обязательно есть суп. И без разговоров
- Отличия воспитания в советское и нынешнее время
- Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
- Новости Партнеров
- Отличия воспитания в советское и нынешнее время
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Родители стараются приобщать своего ребенка к делам, и правильно делают, ведь только так можно вырастить самостоятельную личность! Важно уметь говорить своему ребенку, что взрослые тоже могут ошибаться, но чаще они лучше видят ситуацию, поэтому лучше прислушиваться. За проступки — наказание Во времена Советского Союза дети заранее знали, что их ждет за проступок — подзатыльник и наказание ремнем. Тогда взрослые были вольны делать все, что им хочется, ведь никакого наказания не было — воспитание же! Вот только дети не начинали уважать от этого родителей, а испытывали страх и затаенную злобу. Сегодня, если поднимаешь руку на ребенка, вполне можешь лишиться родительских прав.
Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак — ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности.
Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх. Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду.
Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Коллективная ответственность — отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах. Приучение к труду — неотъемлемая часть воспитания Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков — основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК учебно-производственные комбинаты , где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда. Свободное время должно быть занято делом Советские дети после уроков ходили в кружки, тренировались в спортивных секциях, занимались внеклассной работой. Их трудно было застать слоняющимися по двору или валяющимися на диване у телевизора. И в городе, и в деревне работали клубы, библиотеки, дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, где дети могли бесплатно развивать свои способности и реализовать таланты. В отношениях с детьми нужно соблюдать строгость, не баловать их Родителям рекомендовалось относиться к детям, как к взрослым, не потакать их капризам и желаниям. В советских семьях количество игрушек сводилось к минимуму, зато было много интересных книг с картинками они стоили дешево.
Но этого не произошло. Макаренковед Фролов указывает, что в начале 50-х начался спад интереса к трудам Макаренко, поскольку у учителей возникло непонимание, как применять его систему. Еще одна причина — политическая. В эпоху Хрущева возникло недоверие к педагогике Макаренко, как атрибуту сталинского времени. Более того, в 1958 году была закрыта Лаборатория по изучению наследства А. Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным. В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании. Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта. По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А. Явлинский и С. Многие школы попытались обзавестись мастерскими или сельскохозяйственными участками школы-хозяйства. Целое направление в отечественной педагогике открыл последователь Макаренко И. Он стал создателем «коммунарского движения» и разработчиком «методики коллективных творческих дел КТД ». Проблема в том, что эти успехи оставались лишь успехами отдельных людей и коллективов, не обеспечивая влияние на отечественную педагогику в целом. В середине 60-х годов в СССР отменяется закон 1958 года. Практика обучения на производстве отменена. В школьном воспитании меняются приоритеты. Со временем всё большее значение придается успешной учебе, все меньшее — трудовым навыкам. Перекос в сторону обучения приводит к тому, что ЦК КПСС и Совет Министров в 1977 году выпускают постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В постановлении говорится не просто о проблемах, а о существенных недостатках в работе общеобразовательной школы.
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет
Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой. Гораздо лучше найти альтернативы и научиться с ребёнком разговаривать и договариваться. Слово старшего — закон Уважение ко взрослым и старости — обязательно. Но беспрекословное послушание ни к чему хорошему не приведёт. Ведь все люди могут ошибаться и быть неправым. Это не зависит от возраста. Поэтому воспитайте в ребёнке умение мыслить самостоятельно и отстаивать своё мнение и права. Это пригодиться как в работе, так и в личной жизни. Сегодня каждая школа должна ввести половое воспитание как обязательный предмет , чтобы восполнить пробелы в сексуальном образовании подростков.
Гости нашего круглого стола родились в разное время ХХ века, но есть одно общее, что их объединяет, - это время существования СССР. Что оно воспитало в каждом из нас?
Во что мы верили, на что опирались, что преодолевали, куда пришли? Что из этого хотелось бы передать следующим поколениям, а что остановить на себе?
Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине — не внешность главное. Делу время, потехе час У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе.
Здесь мы играли в «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие — «фашисты», в игры с мячом — «Квадрат», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и другие. В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях. У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения — они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички». О хлебе насущном. Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся.
Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже.
О пище духовной.
Нет, я много раз говорила, что очень люблю современную молодежь. Мне очень бывает жалко, есть нерешительность и отчасти робость в принятии решения». По словам министра, у прошлых поколений робости не было, так как были четкие формулировки, что хорошо, а что плохо. Накануне Васильева сообщила, что планируемое возвращение астрономии в школьную программу произойдет уже в будущем году. При этом глава Минобрнауки считает, что дети смогут обойтись без военной начальной подготовки, потому что почти все, что проходили на этих занятиях, они почерпнут из курса ОБЖ. Картина дня.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности», — из письма в редакцию нашего читателя, ветерана педагогики Павла Михалёва. Какие принципы воспитания были на самом деле пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели и эксперты? Было: учиться надо только на «хорошо» и «отлично». Сегодня: оценка - не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности. В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла.
Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться.
Ведь, по задумке коммунистов, построить подлинно социалистическое общество можно было, только взрастив новые поколения, лишенные «пережитков прошлого». Важную роль в этом играли агитационные плакаты и открытки, которые должны были привить октябрятам и пионерам важные качества — добрые и вечные. Введение обязательного бесплатного и совместного обучения детей в нашей стране стало одной из главных заслуг советской власти уже через год после Октября. Однако долгое время единой даты начала занятий не было — школам предписывалось открывать двери для ребятни осенью, без уточнения числа. Только в 1935 году Совнарком и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков постановили делать это 1 сентября. В качестве праздничного дня дата стала восприниматься только после войны. Во многом этому способствовала педагогическая пропаганда, в первую очередь агитационные плакаты. Официально 1 сентября объявили Днем знаний только в октябре 1980 года. Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов. Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус.
В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения. Физкультура и спорт Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках. Социализация В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу. Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое.
Остальное время пусть планирует сам. Комментарий психолога: «Жесткий график не очень полезен, но и надеяться, что ребенок сам сможет делать все вовремя, не стоит. Надо найти золотую середину. Составить основу режима дня, учитывая возраст ребенка, его интересы и качества, которые вы хотите в нем развить. И помните: научить ответственности можно только при наличии выбора». Минусы: - у ребенка может не остаться свободного времени, а оно дает пространство для фантазии и размышлений; - есть риск оставить слишком мало времени на отдых. Подъем каждый день в семь утра, даже в выходные. В три года сын научился мыть за собой чашку и ложку, убирать игрушки. В 6 лет впервые сам приготовил легкий завтрак. С середины первого класса один ходит в школу, в магазин за продуктами.
Воспитание детей в СССР
Увидел, как я приложился», — пояснил писатель. Ранее россияне перечислили плюсы детства без интернета.
Гиперопека и излишняя самостоятельность одинаково вредны». Минусы: - если переусердствовать, ребенок преждевременно повзрослеет; - излишняя самостоятельность может развить ощущение одиночества и ненужности; - ощущение одиночества может заставить ребенка искать опоры на стороне, а это грозит вредными привычками и дурной компанией.
Смотрю на завалы игрушек и килограммы сладостей, в которых лениво ковыряется сын. Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть!
Следующие две недели ребенок дуется, устраивает истерики. Когда понимает, что ничего не выйдет, меняет тактику - решает вернуть свои сокровища примерным поведением. Увы, постепенно все возвращается на круги своя. Комментарий психолога: «Детей можно и нужно баловать, но в меру.
Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха. Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени.
В условиях, когда выбор вещей в магазинах был несопоставимо скромнее, чем сейчас, это действительно помогало советским женщинам и их детям сохранять и обновлять свой гардероб. Однако Стране Советов нужны были не одни только рабочие и колхозники, ученые и инженеры. Культурно-просветительская работа велась на всех уровнях общества победившего социализма, и школы не стали исключением. В конце концов, важно именно всестороннее развитие ребенка. Выросшие и добившиеся мировой славы еще в царской России Пётр Чайковский, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, аплодирующие с картин отличнику, оставались признанными авторитетами и для советских граждан.
Очевиден посыл: школьник должен самостоятельно отвечать за порученную ему домашнюю работу. Знания за него никто не получит. Важная деталь: твердое «нет! Не исключено, что именно эта работа Софьи Низовой много лет спустя дала название первому женскому ток-шоу на российском телевидении. Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято.
Современное воспитание
- Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
- Физические наказания
- 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
- Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | PSYCHOLOGIES
- Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
- Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось" - Российская газета
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы
Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания.