Новости роберт гараев слово пацана читать

Полная версия книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев.

Актеры сериала «Слово пацана»: кто играет, где снимались и что с ними еще посмотреть

«‹ ›» Роберт Гараев. Cлово пацана. Наверно, теперь и он мог бы, как другой его знакомый, который живет у Ротонды, пришить на пару с дружком одного фраерка за какую-нибудь тысячу лир. Сериал «Слово пацана» вызвал неоднозначную реакцию в обществе, общественники пытаются его запретить. Роберт Гараев / Слово пацана. Прямо сейчас идет показ сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» по одноименной книге очевидца событий, бывшего казанца Роберта Гараева. Несмотря на его завидную общественную и профессиональную активность, широкой публике он мало известен. Роберт Гараев рассказал, как он был участником ОПГ. Ныне житель Москвы, а в прошлом – казанец Роберт Гараев, который ведет в соцсети группу «Казанский феномен», опубликовал книгу о криминальном Татарстане «Слово пацана». Когда Роберт Гараев исследовал «казанский феномен» и собирал истории о событиях в столице Татарстана конца 80-х годов, то и подумать не мог, что в итоге вся страна будет говорить о пацанах, слово «чушпан» прочно войдет в лексикон, а народ начнет ломать копья в спорах о.

«Слово пацана»: сколько правды в этом сериале? Почитали первоисточник

Те люди «Газовая Халева» и прежняя группировка Гараева «Низы». Поначалу жил с папой, он подсаживал меня на музыку, у него была большая коллекция катушек — мы их слушали, он был кооперативщиком, так что дома был видеомагнитофон. Я как-то погрузился в мир музыки, кино и литературы — у папы была отличная библиотека, так что наверстывал упущенное за эти годы в группировке. Хотя насчет музыки — я уже с одиннадцати лет слушал то, что гопники не слушали. А потом поступил в университет, в центре у нас было место, которое мы называли Сковородка, — там неформалы собирались.

Но не так, как в Москве или здесь, в Свердловске, — у вас неформальная культура была более развита. Люди, которые варились в неформальных кругах, были достаточно смелые. Если у тебя сережка в ухе, красные волосы, ирокез, хаер, то ты постоянно наталкиваешься на какое-то противодействие, и там я постоянно «вылавливал». RU А вот на территории той группировки, где я жил, была моя мачеха Марина, ныне покойная.

Она была знакома со всеми авторитетами этой группировки. Она могла выйти на сборы и сказать: «Я сейчас старшим скажу его не трогать». И в общем-то они меня и не трогали. Типа — «пасынок Марины».

Она была очень смелая, так что пришла бы и раскидала. Как ни странно. Причем многие из них на хороших должностях и при деньгах. Не было страшно из-за этих людей?

Что начнутся какие-то угрозы... Если я рассказываю о явлении, я же должен рассказать, почему это произошло, как это происходило, как это было устроено. Так что как будто это исследование из области социологии, которая является наукой об обществе. С этой задачей я справился.

В общем-то, все имена, которые надо было назвать, названы в книге. RU — Будто, по тем же пацанским понятиям, вскрытие того, как жили группировки, — это запрещенное стукачество на своих, и могли появиться претензии... Я исследователь и держал дистанцию. Но опасения были, конечно.

И какие-то угрозы время от времени возникали. Но это был оправданный риск, который я закладывал. У меня это история не как у Салмана Рушди после выхода романа «Сатанинские стихи». Он до сих пор жив и до сих пор скрывается.

Мне приходили письма на почту в духе: «Да кто ты такой, чтобы эту тему поднимать? Но с другой — подумал, что все-таки он человек разумный и делать этого не будет. Хотя я удивился, что была такая угроза. Он в книге выступает как анонимный герой.

Почему-то посчитал, что мы поссорились. Это было связано с ведением паблика. Позвонил какой-то человек: удалите пост такой-то. А с какой стати?

Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал. Я этого не ожидал, так и сказал: «А с какой стати вы мне угрожаете? В книге сказано, что группировка не может заниматься коммерцией.

А открытие «универсамовскими» видеосалона — не противоречит ли это реальности? Но тем не менее казанские группировки занимались бизнесом. Был такой Гусь из «Хади Такташ», он открыл чуть ли не первый видеосалон — на улице Профсоюзной. Думаю, миллионы на нем невозможно было заработать, но владел им он.

Это можно было делегировать коммерсу, крышевать... Но по понятиям — да, если ты сам становишься коммерсом, с тебя могли бы спросить. С другой стороны, если ты духовитый, как Вова Адидас, то кто с тебя спросит?

Роберт считает, что насилие будет всегда. RU Все-таки количество насильственных преступлений по статистике за последние сорок лет во всём мире, не только в России, уменьшается, и характер преступлений меняется. Насилие никуда не уйдет из нашей жизни никогда. Если есть добро, должно быть и зло. Оно может принимать разные формы, но, к сожалению, мир так устроен.

Если думать об этом сейчас, это был самый легкий путь или единственно возможный? Так что этот вариант не предполагался. Рассказать родителям? А что бы они сделали? Старшего брата у меня не было. Найти деньги опять же не было возможности. Так что да, мне казалось, что это единственный вариант. Какой бы интеллигентной ни была семья, школьник всё равно мог попасть в группировку?

Если у тебя брат-авторитет из какой-нибудь группировки — могло помочь. Или, например, папа-участковый или милиционер — тоже вряд ли начали бы трогать такого подростка. Вот два варианта было, чтобы тебя не трогали и на счетчик не поставили. У меня ни одного из них не было. RU — То есть если ты родитель и у тебя двое детей, младшего от группировки убережет лишь то, что старший уже в ней. И как родителям быть? Или думать, что это какие-то подростковые проблемы из серии «вырастет — перебесится». Сыграл роль менталитет того времени.

Большая часть подростков проводила время после школы — до того как родители придут с работы — на улице. Это сейчас есть гаджеты: посадил ребенка — и как будто его нет. Он сидит, и у него там целый мир, где они находят друзей не по территориальному признаку, а по интересам. Что круто и гораздо важнее. Задумывались ли вы о том, какой финал был бы у вас, не случись история с вашей болезнью и пропусками сборов? Смогли бы вы сами инициировать свое «отшивание», чтобы не было такого же финала, как у Андрея в сериале? Незадолго до «отшивания» Руслана Роберт две недели провел дома по болезни, а потом еще неделю решил прогуливать сборы. Однажды к нему пришли и сказали идти за ними.

Когда толпа пошла непривычным маршрутом, Роберт понял, что его ведут «отшивать». Его ударили и плюнули в него, он ударил и плюнул в ответ, а потом убежал, спрятавшись в камышах. Никто из преследователей в воду зайти не рискнул — покидали камни и ушли. Так Роберт Гараев покинул группировку «Низы». И после того случая с Русланом я крепко задумался, что мне это не нравится. И внешние обстоятельства повлияли — сложилось как сложилось» Роберт Гараев Рано или поздно я, конечно, ушел бы. Возможно, другим образом инициировал бы переезд в другой район. Сложилось впечатление, что абсолютно весь город был поделен на группировки и каждая улица кому-то принадлежала.

Казань была так устроена, что особо-то ты не походишь, даже будучи пацаном и участником группировки. Те люди «Газовая Халева» и прежняя группировка Гараева «Низы». Поначалу жил с папой, он подсаживал меня на музыку, у него была большая коллекция катушек — мы их слушали, он был кооперативщиком, так что дома был видеомагнитофон. Я как-то погрузился в мир музыки, кино и литературы — у папы была отличная библиотека, так что наверстывал упущенное за эти годы в группировке. Хотя насчет музыки — я уже с одиннадцати лет слушал то, что гопники не слушали. А потом поступил в университет, в центре у нас было место, которое мы называли Сковородка, — там неформалы собирались. Но не так, как в Москве или здесь, в Свердловске, — у вас неформальная культура была более развита. Люди, которые варились в неформальных кругах, были достаточно смелые.

Если у тебя сережка в ухе, красные волосы, ирокез, хаер, то ты постоянно наталкиваешься на какое-то противодействие, и там я постоянно «вылавливал». RU А вот на территории той группировки, где я жил, была моя мачеха Марина, ныне покойная. Она была знакома со всеми авторитетами этой группировки.

Наличие трущоб в центре города, уточнил «Аргументам и фактам» писатель, тоже сыграло роль в появлении «казанского феномена».

Но все же четыре основные причины — блатная романтика, рост числа молодых людей и горожан в целом, появление в городе большого количества сельчан — и стали причинами, по которым в Казани начали массово появляться группировки. Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен. Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять.

В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд. Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta.

Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года. Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал. Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много.

Что делать, чтобы не смеялись и не били?

Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей. В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу.

Однако, как отмечал в своей книге Гараев, «расстреливать стольких юных парней было не комильфо». Двоим высшую меру заменили 15 годами лишения свободы — максимумом по старому Уголовному кодексу. Около 30 участников банды получили серьезные сроки. Главные роли в «Слове пацана»: топ-7 парней из сериала Суровость наказания казанскую молодежь не остановила. Новые группировки появлялись как грибы после дождя.

В интервью журналистке Саше Сулим бывший сотрудник уголовного розыска Александр Аввакумов рассказал, что правоохранители были в курсе «подвигов» группировщиков, да и самих их знали в лицо. Но для борьбы с ними не хватало сотрудников и доказательств — лидеры банд совершали преступления руками подчиненных. А группировки постоянно пополнялись новыми участниками. Закона об ОПГ тогда не было, тем более дрались или совершали налеты подростки. К 1978 году в СССР уже 20 лет не возбуждали уголовных дел о бандитизме.

Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев напишет произведение о женских бандах

Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» В 2020 году вышла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Гараев читать онлайн полностью бесплатно Диджей, музыкант, гид Еврейского музея Роберт Гараев, в прошлом казанский клубный деятель, а на рубеже 80—90-х — «скорлупа» группировки «Низы», выпускает в издательстве Individuum книгу «Слово пацана.
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»? Роберт Гараев также косвенно дал понять, что он является прототипом главное героя в «Слове пацана» Андрея Васильева по кличке «Пальто».
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников? Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев рассказал о том, какую жизнь вел после побега из банды группировщиков «Низы». Его цитирует

Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»

В начале было слово... пацана. Кто был реальным прототипом героев сериала? О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана».
Где прочитать бесплатно "Слово пацана" Роберта Гараева Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере.
Криминальный «Хогвартс» и второй сезон. Поговорили с автором «Слова пацана» Роберт Гараев "Слово пацана" Часть 03.
Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм.
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки Роберт Гараев рассказал, как он был участником ОПГ. Ныне житель Москвы, а в прошлом – казанец Роберт Гараев, который ведет в соцсети группу «Казанский феномен», опубликовал книгу о криминальном Татарстане «Слово пацана».

Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»

В той все спикеры — сплошь звезды рок-н-ролла. Так что к интервью пацанов я добавил и свой текст, объясняющий, что это было такое. Для начала я почитал социологов. Оказалось, что они темой серьезно занимались. Я познакомился с книгой Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России», где она очень глубоко проанализировала явление.

Мне понравилось, что можно с научной точки зрения взглянуть на этот вопрос. Еще была книга «Силовое предпринимательство в современной России» Волкова. Я понял, что у всего этого есть структура. Но моя книга получилась немного другая Кроме того, у меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю.

Когда говоришь о группировках на общероссийском уровне, люди путаются, считая, что группировки — это то, что было в 90-х: взрослые ОПГ и бригады, которые крышевали людей. Казанская история — она немного другая и началась намного раньше. Наверное, ты и сам понимаешь, что поначалу ни о каких-либо деньгах и материальной выгоде там речи не шло. Это очень сильно поменяло и участников, и саму структуру группировок. Я хотел узнать, чем твоя книга отличается от других.

Есть известная книга Любови Агеевой, к примеру. Я очень люблю эти времена. Когда мне хочется почувствовать, чем отличались советские люди от нынешних, я включаю передачу «Музыкальный ринг» и слушаю вопросы из зала. Это эпоха, когда можно было говорить все, но люди не до конца понимали, что происходит вокруг. И книга Агеевой как раз интересна как артефакт того времени.

У меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю — В ней очень много уделяется морально-нравственному аспекту. Было бы глупо осуждать кого-то и вставать на чью-то сторону. Подписчики моей группы «ВКонтакте» выясняли, я на стороне ментов или группировок? Ребята, извините, я исследователь, я вообще сбоку, я не там и не там.

Также я прочитал скандальную книгу Асгата Сафарова, где он чуть ли ни в первом абзаце говорит о том, что смертная казнь — это нормально. Она, конечно, самая слабенькая. Есть корпус книг Максима Беляева и Андрея Шептицкого — это люди, у которых есть доступ к уголовным делам, они внутри системы.

Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью.

Родителей в школу до поры не вызывали. По весне им вручали похвальный лист, где мои успехи были задокументированы официально Роберт Гараев из книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» В каком возрасте вы впервые столкнулись с молодежными группировками? Начиналось все с легенд во дворе: кто-то нам рассказал, что есть «Чайники» и «Низы». Первые носят шапочки с помпонами, а вторые — шапочки-«петушки», которые натягивают на глаза. Так ты уже ребенком начинал узнавать, где какая группировка, а в 11-12 лет становился их жертвой. Казань, 1980 год Ну и мы были жадные до информации: я читал о бандах в газетах, смотрел документальные фильмы. Родители всего этого особо не замечали, даже не знали, что их ребенок состоял в группировке. У них вот это — «мальчишки дерутся» — было с детства, и им это не казалось проблемой. Взрослые просто не знали, что в Казани все так гипертрофировано. К началу 1980-х группировки начали расти как грибы после дождя. По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. В «Вечерней Казани» писали о «подростковой чуме»: миллионный город оказался поделенным на территории, каждая из которых была закреплена за отдельной группировкой Роберт Гараев из книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Они забирали все, что хотели» Вы понимали, что встреча с группировками неизбежна? Пытались как-то подготовиться к ней? К этому невозможно было подготовиться — ты маленький, с мальчишками во дворе играешь, а тут какие-то взрослые хулиганы приходят тебя грабить. Но это было неизбежно, поскольку я жил на территории группировки «Панели». Поэтому, идя по улице, я всякий раз выглядывал из-за угла, чтобы не встретиться с какой-нибудь компанией. Сначала мне до школы было идти минут 30 пешком, но потом моя семья переехала к ней поближе. Но для того чтобы попасть на учебу, мне все равно нужно идти через рынок, территорию Хитрого двора, а потом в сторону Шамильки. Поэтому мой маршрут был опасным, но я с первого класса ходил по нему самостоятельно — не было такого, чтобы меня сопровождали родители, чтобы я просил об этом. Вообще в мальчишеской среде не было принято рассказывать родителям о хулиганах — но и бороться с ними в одиночку никак не получалось. Как выглядела типичная встреча с группировщиками? Они подходили ко всем подросткам. Если ты был из какой-то другой группировки, то, по правилам, был обязан представиться. Уйдешь ли ты целым, зависело от того, враг ты или нет. А у тех, кто в группировках не состоял, просто отнимали деньги и приглянувшиеся вещи. Забирали все, что хотели, — например, куртки, кроссовки или шапки. Если ты позволишь группировщикам это сделать, то они будут издеваться над тобой каждый день. В то же время им — 3-5 крупным парням — было практически невозможно дать отпор. Роберт Гараев, из книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»: Изъятие денег происходило так: вылавливались одинокие школьники или парочки мальчишек, идущие с уроков домой. Первой фразой чаще всего было уверенное: «Стоять! Если кто-то начинал кричать и звать на помощь, получал по лицу. Когда я был ребенком, группировщики отбирали у меня деньги.

Это единственная книга, составленная из голосов выживших — и тех, кто желает рассказать правду. Про казанские уличные группировки слышали многие. Но книга Гараева привносит самое ценное — перспективу участников, их прямую речь, а вместе с ней и тонкие детали устройства мира улицы, его практическую логику" Показать все.

"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки

Было важно соблюсти реалии 1989 года. Например, тогда вошли в моду чешские шапочки — «вальтовки». Консультировал не только по вопросам одежды, но и по лексике — какие слова использовали группировщики, как общались между собой, по манере их поведения, что было по понятиям, что не по понятиям. Или детали интерьеров казанских квартир — это тоже было немаловажно. Он настоящий гений. Уже закончился показ пятой серии, и драма показана в полном объеме. Как вы к этому отнеслись? Когда она вышла несколько лет назад, ее не приняли.

Мне кажется странным, что общество считает рассказ о криминале его романтизацией. Кстати, те, кто сначала обвинял меня в этом, прочитав книгу, забрали свои слова обратно. Не нашла. Кровь на асфальте» крайне популярен сегодня, его популярность несколько вирусная, такая же, как несколько лет назад у «Игры в кальмара». Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это. Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки. Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала.

Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели. Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая. А вот если добавить к ней «Слово пацана.

Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе.

А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан. Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт». Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах. Почему так вышло в России? Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код. Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — Как избежать романтизации насилия при разговоре на эту сложную тему? Впрочем, сейчас никаких претензий у прокуратуры ко мне нет. Я думаю, что говорить о криминале надо честно. Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами.

Если вы выросли в России в конце XX века, то в вашей жизни были уличные драки. Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу — профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз.

Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Кровь на асфальте", который снят на основе книги Роберта Гараева "Слово пацана. Писатель Роберт Гараев, написавший книгу «Слово пацана», рассказал о реакции бандитов из Казани на одноименный сериал. Об этом он сообщил в беседе с порталом Роберт Гараев выложена на , чтобы бесплатно читать онлайн без регистрации. Слово пацана. Книга - Слово пацана Автор - Роберт Гараев Жанр - #криминал #нон-фикшен Год выпуска - 2021 год 18+ Экранизация - 12 сентября 2023 год. Диджей, музыкант, гид Еврейского музея Роберт Гараев, в прошлом казанский клубный деятель, а на рубеже 80—90-х — «скорлупа» группировки «Низы», выпускает в издательстве Individuum книгу «Слово пацана. В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х

В книге «Слово пацана» отлично описывается, как люди, привыкшие стоять за свою деревню, принимаются по привычке защищать бетонную коробку, в которой живут, а вместо границ земельных участков «воевать за асфальт». Громкие обвинения посыпались на голову известного писателя Роберта Гараева после выхода интернет-версии его книги «Слово пацана». Автор «Слова пацана» Роберт Гараев: «Планирую уходить из криминала». В подкасте «Что случилось» мы говорим с Робертом Гараевым. Он сам был участником такой банды, а потом написал об этом феномене книгу «Слово пацана.

Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Криминальный Татарстан 1970—2010-х». В 2023 году на экраны вышел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» — и порвал все рейтинги популярности. Сериал смотрели, кажется, почти все, а обсуждали даже те, кто «не смотрел и не собирается». Книга Роберта тоже нарасхват: ее допечатывают, отправляют в магазины, там ее разметают, издательство снова ее допечатывает... Если вы тоже ищете книгу, с которой начался нашумевший сериал, — покупайте ее себе или в подарок другу в «Офистон Маркете» , а перед этим прочтите интервью Office Life с Робертом Гараевым о феноменальном успехе сериала, личных симпатиях автора к героям и почему пацаны не извиняются. Роберт Гараев — российский журналист, писатель, музыкант, сотрудник Еврейского музея, автор документальной книги о криминальных группировках Казани. Фото: «Яндекс. Дачи» — Роберт, судя по напряженному графику интервью и встреч с читателями, вас уже накрыло волной популярности « Слова пацана ».

Кажется, я вообще никогда не встречался с таким уровнем популярности продукта массмедиа — будь то книга, сериал или фильм. Но я не понимаю, как сейчас можно не смотреть и не читать: это такой must have. Все обсуждают — а ты не понимаешь, что, и просто осуждаешь? Ну ок, дело твое. Это культурный феномен, который рождается на наших глазах. Я бы посоветовал начать смотреть — как минимум чтобы посмотреть на классную игру актеров. Думаю, затянет. А если захотите глубже погрузиться в феномен, смело покупайте книгу — думаю, зайдет.

Один мой знакомый социолог уже хочет этим феноменом заняться с научной точки зрения. Эта история отлично сделана съемочной группой: герои, костюмы, сцены, диалоги. Я отдаю себе отчет, что моя книга никогда не могла бы претендовать на такую популярность как художественное произведение. Книга — просто журналистское исследование, которое маскируется под социологическое. Это специальная литература, которую читают люди с определенным читательским опытом. Сериал же — продукт массовый. И я понимал, что после его выхода и к книге появится повышенный интерес. Книга была выпущена в 2020 году тиражом в 2000 экземпляров.

Потом ее четыре раза допечатывали — и до осени 2023-го совокупный тираж составлял около 13,5 тыс. В принципе, и до сериала это была неплохая издательская история.

Вы согласны с критикой? Я считаю, что авторы попали в точку. На казанских улицах всё было именно так, как показано в сериале. Некоторые даже говорят, что авторы смягчили ситуацию. Вам известно, по какой причине они были перенесены в Ярославль? Они считают его позором.

Поэтому они были против съемок в Казани. Как вы думаете, почему такая реакция именно на этот сериал? Потом всегда найдутся те, кто, посмотрев такой неромантизирующий фильм, как «Слово пацана. Кровь на асфальте», начинают романтизировать свое прошлое, но не потому, что оно было прекрасным, а потому, что тогда они были молодыми. Поэтому натура вам так знакома? Все они очень разные: кто-то с юмором, кто-то серьезен, у кого-то повышенный интеллект, у кого-то пониже. Многие из них сегодня ностальгируют по тому времени, тех, кто раскаивается, поменьше. Правила новой этики этим людям неизвестны, да и, наверное, не нужны.

Они достаточно консервативны в целом, лояльны существующей власти. Социолог Светлана Стивенсон писала в своей книге, что люди криминала не антагонисты власти, они пытаются встроиться в существующие рамки, но не для того, чтобы разложить систему, а чтобы найти свое выгодное место. Он очень харизматичный, настоящий такой татарин… Еще отметил бы Кощея, очень органичный, хотя первоначально задумывался как отрицательный герой. Во-первых, государство изменилось, оно стало более силовым.

Но с другой — подумал, что все-таки он человек разумный и делать этого не будет. Хотя я удивился, что была такая угроза. Он в книге выступает как анонимный герой. Почему-то посчитал, что мы поссорились. Это было связано с ведением паблика. Позвонил какой-то человек: удалите пост такой-то. А с какой стати? Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал. Я этого не ожидал, так и сказал: «А с какой стати вы мне угрожаете? В книге сказано, что группировка не может заниматься коммерцией. А открытие «универсамовскими» видеосалона — не противоречит ли это реальности? Но тем не менее казанские группировки занимались бизнесом. Был такой Гусь из «Хади Такташ», он открыл чуть ли не первый видеосалон — на улице Профсоюзной. Думаю, миллионы на нем невозможно было заработать, но владел им он. Это можно было делегировать коммерсу, крышевать... Но по понятиям — да, если ты сам становишься коммерсом, с тебя могли бы спросить. С другой стороны, если ты духовитый, как Вова Адидас, то кто с тебя спросит? Он «отшит». Если ты такой же крутой, как Желтый, мог бы попробовать. Но и ему, кажется, не удалось. И дальше всё пошло... RU — Признаюсь честно, про сериал у меня возникла мысль: «Из всего, что я смотрела за последнее время, это первое, где нет ни одного положительного героя». Закладывалось ли это на тех, кто старше 18 лет? Не будем уж говорить про школьников, посмотревших сериал и повторяющих реплики. Девочка Юля — младшая сестра Андрея Пальто. А Настя Красовская, которая играет пэдээншицу Иру? И приглашение на квартирник, где взрослые и алкоголь. Всюду чувствовался романтический подтекст. В отношениях разница в возрасте может быть какой угодно, если вы оба совершеннолетние. По задумке этого могло быть и больше, но мы решили, что это уже слишком. А квартирнику есть объяснение: она хочет вырвать его из криминальной среды и показывает, что есть другой мир, где есть люди, увлекающиеся музыкой. Это скорее воспитательный маневр. Это всё метод Андрея Першина настоящее имя режиссера Жоры Крыжовникова. Когда мы ему на съемках задавали вопросы, сидя на площадке, он так и говорил: «Мне неинтересны однозначные люди. Герой должен быть объемным, поэтому он не может быть плохим или хорошим. Он как живой человек, у которого есть отрицательные и положительные черты». Задачи показать, как не надо делать, не было. Была задача снять хорошее кино, создать драму, окунув персонажей в мир казанского феномена с его правилами и его законами. В интервью, которое дал Жора Крыжовников — кстати, очень рекомендую, — он объясняет свой режиссерский метод очень подробно. Просто повторюсь: должны быть два главных героя, которые заявлены с первой серии, — Андрей и Марат. Один из них чушпан, второй — пацан. И к восьмой серии нужно сделать так, чтобы чушпан стал пацаном, а пацан — чушпаном. И что нужно сделать, чтобы Марат, который пацан-пацан, предал свои идеалы? Любовь — светлая, красивая, но трагическая. В конце сериала два главных персонажа поменялись местами: Андрей сел в тюрьму, а Марат вышел из группировки Источник: сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», реж. И есть информация, что они будут, но не раньше чем через год.

Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними.

Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

На волне успеха сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», частично основанного на одноименной книге, участницы «бабских контор» стали активнее рассказывать о группировках, в которых они состояли. Но по взаимодействию женщин между собой и по их взаимодействию с окружающим миром — да, история достаточно страшная», — говорит Гараев. Он отметил , что женские банды — это сообщество более закрытое, чем мужские группировки.

Правда, очень скоро это стало в тягость. Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем. В эти моменты было ощущение серости и беспросветности. Зато ты менялся в статусе — считался пацаном и мог находиться в сообществе людей, которые кажутся крутыми. Если перевести на современный язык, у тебя словно появлялся миллион подписчиков.

Правда, я себя суперкрутым не считал — наоборот, у меня был синдром самозванца. Мне казалось, что скоро меня разоблачат — я же ботаник, отличник, и мне тут не место. Боялся, что мне дадут какое-нибудь задание, а я с ним не справлюсь. Внешних опасностей на сборах было две. Во-первых, менты, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успеет убежать. Во-вторых, курировавшие нас старшие, которые заходили с проверками. Проверяли они наше количество, могли внезапно нагрянуть и застать кого-нибудь за курением сигарет, хотя для наказания хватало и сигаретного запаха Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Тебе старались сломать нос» Чем «Низы» отличались от других молодежных группировок Казани?

Правила поведения у всех группировок были общегородские: всегда стоять за свою улицу, представляться, если идешь по чужой территории, причем даже если понимаешь, что перед тобой враги и они в большинстве. Не курить, не пить, не употреблять наркотики — отличий у группировок было мало. Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко. Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось. Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными. Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания».

У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову. Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки. После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками? Были нормальные старшие, а были — другие. Вот не полюбил тебя такой, и, когда приходило время наказаний в виде побоев, тебе старались нос сломать или уронить ударом. Помню, я не нравился одному.

И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу. Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку.

Не нашла. Кровь на асфальте» крайне популярен сегодня, его популярность несколько вирусная, такая же, как несколько лет назад у «Игры в кальмара». Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это.

Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки. Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала. Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели. Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая. А вот если добавить к ней «Слово пацана. Кровь на асфальте», то она завирусится.

То же самое было и с новостью, что якобы в Набережных Челнах подростки, насмотревшись сериала, стали «делить асфальт». На самом деле, как выяснилось позже, они играли в снежки. Мне кажется, что у людей есть просто желание высказаться на эту тему, такой, знаете ли, вид рецензии. Он предложил ограничить его показ… — У меня такое впечатление, что ему кто-то из подчиненных показал видео не с теми объяснениями. Я и сам бы испугался, если бы увидел то видео, поэтому мне понятна его реакция. Но дети просто играли в снежки, это совершенно безопасная игра. Но тут всё, конечно, зависит от правил в вашей семье.

Ему понравилось. Он видел, как я работал над книгой, и понимает, что никакой романтизацией группировок не занимаюсь.

Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили.

Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы.

Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю.

Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни.

Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?

Автор «Слова пацана» Роберт Гараев: «Планирую уходить из криминала». Писатель Роберт Гараев, написавший книгу «Слово пацана», рассказал о реакции бандитов из Казани на одноименный сериал. Об этом он сообщил в беседе с порталом Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). Читайте также другие книги автора Роберт Гараев бесплатно у нас в библиотеке. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев планирует написать гид о женских бандах — «бабских конторах».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий