Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Вы находитесь здесь:Новости/Прорыв блокады Ленинграда. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Вы находитесь здесь:Новости/Прорыв блокады Ленинграда. Главная» Новости» Как отмечают 80 лет освобождения ленинграда. 1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. После победного завершения операции «Искра» был объявлен архитектурный конкурс на создание проекта монумента, посвященного прорыву блокады Ленинграда. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. Онлайн » Карты» Карта прорыва блокады ленинграда в 1943.
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'
Карты и схемы. Блокада Ленинграда. Эвакуация | Как добраться: Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. |
Прорыв блокады Ленинграда | И очень важной, потому что без прорыва блокады о стабильном положении Ленинграда говорить не приходилось. |
Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия: | Как добраться: Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. |
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» | Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. |
Карты и схемы
К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра. После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли. Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург. Таким образом, 18 января стало переломным - блокада Ленинграда была прорвана. Продолжить успешное наступление и расширить пробитый коридор не удалось. Дальнейшие попытки продвинуться были отбиты, и советское командование остановило атаку. Советская армия возобновила атаки на 18-ю армию вермахта только в январе 1944 года. Целью новой операции «Январский гром» было полное освобождение Ленинграда и области от ненавистного врага. Удар решили нанести с Ораниенбаумского плацдарма в район Красного Села и Ропши.
Наступление началось 14 января.
Ещё в середине июня к границе были подтянуты 1-й и 10-й механизированные корпуса Ленинградского военного округа. А когда война началась, они даже попытались войти на территорию Финляндии. Однако события разворачивались с такой скоростью, что дальнейшего развития атака не получила. А сами финны атаковали советскую территорию 29 июня. Полноценное масштабное наступление в направлении Ленинграда произошло уже в конце июля. Примерно через месяц противник перешёл старую советско-финскую границу на Карельском перешейке, затем продвинулся на пару десятков километров и остановился.
Есть версия, что Карл Маннергейм , верховный главнокомандующий финскими войсками, целенаправленно отказывался от идеи продвижения к Ленинграду по своим личным соображениям, поэтому он совершил удачный манёвр, установив контроль над частью Кировской железной дороги, Беломоро-Балтийским каналом у Онежского озера, а также Волго-Балтийским путём у реки Свирь. Соответственно, финны отрезали Ленинград от важных маршрутов, по которым в город могли доставляться грузы. Это наступление шло вразрез с желанием немцев. Ещё в начале сентября в ставку Маннергейма в Миккели прибыл генерал-лейтенант Альфред Йодль, начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта. Он предложил Маннергейму атаковать Ленинград, но тот отказался и провёл своё успешное наступление. Оборона Ленинграда Спустя пару месяцев после начала войны Гитлер так воодушевился успехами, что всерьёз начал думать о захвате Москвы. По замыслу, от группы армий «Север» при поддержке финнов на Карельском перешейке требовалось окружить в районе Ленинграда советские войска, отрезав их от Москвы, и до 15 сентября перебросить часть сил на поддержку группе армий «Центр».
Группа армий «Север» — оперативно-стратегическое объединение войск Третьего рейха на северном участке Восточного фронта. В октябре 1941 года в неё входили: 16-я, 18-я армии, а также Голубая дивизия. До 17 января 1942 года группой командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб. Затем его сменил генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер. Защитники осаждённого Ленинграда. Wikimedia Commons План фашистов реализовывался стремительно. С севера город блокировали финны, остановившиеся у Карельского перешейка, где завязались бои у укрепрайона с 23-й советской армией.
И с 8 сентября Ленинград был заблокирован. Ориентировочно немцы взяли в кольцо около 5000 кв. Внутри же оказался почти весь Балтийский флот, а также большая часть войск Ленинградского фронта численностью свыше полумиллиона человек. Помимо военных заблокированным оказалось и мирное население — около трёх миллионов гражданских. Ленинград оказался в полной блокаде, железнодорожными, автомобильными или речными путями воспользоваться было невозможно. Сообщение с городом осуществлялось по воздуху и Ладожскому озеру. Немцы продолжили развивать успех.
Фашисты остановились лишь в нескольких километрах от Ленинграда, по сути оккупировав его пригороды. Линия фронта находилась лишь в 16 км от Зимнего дворца. Ещё ближе к противнику располагался Кировский завод, который продолжал работу, несмотря на нависшую опасность. В двадцатых числах сентября немцы разбомбили корабли и инфраструктуру Кронштадтской военно-морской базы. Тогда же серьёзные повреждения получил линкор «Марат», на котором погибли несколько сотен человек. Попытались фашисты и провести разведку боем, отправив на штурм Ленинграда внушительные силы, которые поддерживал 41-й танковый корпус. Город атаковали 11 дивизий, но какого-либо внушительного результата добиться не удалось.
Больше немцы на штурм не решались, предпочитая держать город в полной блокаде. Однако красноармейцы не сидели за стенами, ожидая какого-то чуда. Едва ли не каждый день были вылазки и атаки противника. Мощную поддержку оказывал Кировский завод, который выпускал по несколько танков КВ ежедневно. Но прорвать блокаду не удалось даже Жукову. После чего вылазки ленинградцев носили скорее психологический характер. Советские бойцы демонстрировали фашистам силу и нежелание сдаваться.
Особенно сильный перевес был в живой силе и самолётах. Немецкая группа армий «Север» грамотно воспользовалась своим преимуществом. Уже во второй половине августа был захвачен Новгород. Затем фашисты перерезали шоссе и железную дорогу Москва — Ленинград. После установления блокады советские войска пытались разорвать кольцо, но попытки не увенчались успехом. К концу сентября фронт у Ленинграда стабилизировался. Стороны подготовились к затяжному противостоянию.
Ленинградская оборонительная операция Операция началась ещё 10 июля, когда немецкие войска перешли в наступление. А завершилась она 30 сентября 1941 года стабилизацией фронта. Ленинградская оборонительная операция стала логическим продолжением Прибалтийской стратегической оборонительной операции. На первом этапе перевес сил был на стороне противника. Советскому командованию пришлось выстраивать оборону, исходя из имевшихся скудных ресурсов. А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения. Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада.
К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде. Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера. По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии. Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм. Советское командование ещё в самом начале войны понимало, что удар противника придётся по Ленинградскому направлению, поэтому уже 23 июня поступил приказ от командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова о строительстве оборонительного рубежа.
Его требовалось возвести от западного побережья Нарвского залива до озера Ильмень. Поскольку враг прорывался с катастрофической быстрой, то оборонительный рубеж являлся жизненно важным для советских войск. Несмотря на внушительные успехи в начале кампании, немцам не удалось реализовать все планы. Сходу взять Ленинград не удалось. Поскольку в городе было заблокировано большое количество советских солдат, фашистам пришлось оставить внушительные силы для их сдерживания. Соответственно, к концу сентября произошла стабилизация фронта.
В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены.
Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют. День 27 января, согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», является днем славы России как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 1944 год ». Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллионов человек. В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года он был назван в числе первых городов-героев. В мае 1965 года это звание Ленинграду было присвоено официально и вручена медаль «Золотая Звезда».
Вопреки плану, командующий этим направлением генерал-фельдмаршал фон Лееб продолжил наступление, остановившись в 4-7 километрах от города. Так началась осада Ленинграда. Город постоянно подвергался бомбежкам, особенно интенсивным в октябре-ноябре.
Их первоочередной целью стали продовольственные склады. В октябре жители почувствовали, что продуктов на всех не хватает, а уже в ноябре начался настоящий голод. Дорога жизни Доставить в Ленинград продовольствие можно было только по воздуху или через Ладожское озеро: летом — по воде, зимой — по льду. Этот путь назвали Дорогой жизни. В межсезонье работало только авиаснабжение. Но даже в те периоды, когда дорогой жизни физически было можно воспользоваться, обеспечить полноценное снабжение огромного города было невозможно. Дорога постоянно хорошо просматривалась и постоянно обстреливалась. Если на Ленинград сбросили 18 бомб, то на порт Осиновец, где принимали грузы, — 22 бомбы за тот же период времени.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации Мы в соцсетях.
Другого пути у нас нет. Смерть или победа! Мы клянемся тебе, Ленинград: только победа! Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии. В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения.
В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега. За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиация фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника. Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и легкие танки соединений 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следуя за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 136-я и 268-я стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до 3 км. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении.
К исходу дня соединениям армии удалось прорвать первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражение оперативные резервы. С утра 13 января наступление продолжалось. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударными группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер: немецко-фашистское командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно активизировалась вражеская авиация. С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся большие потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий тяжелый танк новой конструкции «Тигр», на который, как известно, большие надежды в 1943 г. В последующем войска 67-й и 2-й ударной армий пытались продолжить наступление на синявинско-мгинском направлении, однако дальнейшего развития оно не получило. В ходе операции авиационные соединения 13-й и 14-й воздушных армий и флота совершили более 9 тыс. Они наносили бомбовые и штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления, коммуникациям противника, не допуская переброску его резервов в район прорыва, надежно прикрывали войска от ударов с воздуха. Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. Выполнению фронтами наступательных задач способствовали ленинградские партизаны.
Активно действуя на коммуникациях врага, подходивших к северо-восточным районам Ленинградской области, они срывали его оперативные и снабженческие перевозки, затрудняли маневр резервами вдоль фронта и из глубины. Умелые действия войск были высоко оценены партией и правительством. Симоняка из Ленинградского фронта и 327-я стрелковая дивизия полковника Н. Полякова из Волховского фронта были преобразованы в гвардейские, около 19 тыс. С огромной радостью встретили весть о победе под Шлиссельбургом трудящиеся Ленинграда, весь советский народ. Город знал, что там, за Невой, бьются его доблестные сыны, молчал, ожидая известий с фронта, чувствуя, что подходит час освобождения». На заводах и фабриках Ленинграда состоялись митинги; трудящиеся от всего сердца благодарили великий советский народ, родную Коммунистическую партию за помощь в дни блокады, за восстановление сухопутной связи с Большой землей. Выступавшие от имени своих коллективов выражали глубокую признательность героическим защитникам города и давали обещание удесятерить свои силы для помощи фронту, приблизить час окончательного разгрома врага. Конкретными делами, перевыполнением сменных заданий ознаменовали победу рабочие Кировского завода, заводов имени В.
Ленина, «Большевик», «Вулкан», «Металлического», фабрики «Красное знамя» и других. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение.
Ставка 2 декабря утвердила представленный план.
Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К. Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос.
Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 г. Подготовка операции Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на ВФ — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке ЛФ предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками ВФ и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р.
Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова, которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л.
Жуков и К. Основой ударной группировки ЛФ являлась 67-я армия, построенная перед наступлением в два эшелона. Первый эшелон состоял из 45-й гвардейской, 268-й, 136-й, 86-й стрелковых дивизий, 61-й танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов. Второй эшелон составили 13-я, 123-я стрелковые дивизии, 102-я, 123-я, 142-я стрелковые бригады, а армейский резерв — 152-я и 220-я танковые бригады, 46-я стрелковая дивизия, 11-я, 55-я, 138-я стрелковые, 34-я и 35-я лыжные бригады. Поддержку наступления осуществляли артиллерия армии, фронта и Балтийского флота — всего около 1900 орудий и минометов и 13-я воздушная армия силами 414 самолетов. Ударную группировку Волховского фронта составили 2-я ударная армия, часть сил 8-й армии.
Первый эшелон 2-й ударной армии составили 128-я, 372-я, 256-я, 327-я, 314-я, 376-я стрелковые дивизии, 122-я танковая бригада, 32-й гвардейский танковый полк прорыва, 4 отдельные танковые батальона. Во второй эшелон входили — 18-я, 191-я, 71-я, 11-я, 239-я стрелковые дивизии, 16-я, 98-я и 185-я танковые бригады. Резерв армии составили 147-я стрелковая дивизия, 22-я стрелковая, 11-я, 12-я и 13-я лыжные бригады. На левом фланге наступления действовала часть сил 8-й армии: 80-я, 364-я стрелковые дивизии, 73-я бригада морской пехоты, 25-й отдельный танковый полк и два отдельных танковых батальона. Поддержку наступления осуществляли артиллерия фронта и двух армий силами около 2 885 орудий и минометов и 14-я воздушная армия силами 395 самолетов. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва.
Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на ЛФ — 222 танка и 37 бронемашин, на ВФ — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ударных группировок привлекались: на ВФ — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи; на ЛФ — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Особенностью операции было то что на подготовку выделили почти месяц. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием.
В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Наиболее трудоемкой работой стала подготовка исходных районов для ударных группировок фронтов. Требовалось увеличить число траншей и ходов сообщения, укрытий для личного состава, отрыть и оборудовать огневые позиции для артиллерии, минометов, танков, устроить склады боеприпасов. Общий объем земляных работ на каждом фронте исчислялся сотнями тысяч кубических метров. Все работы выполнялись только вручную, в темное время суток, без нарушения обычного режима поведения войск, занимавших оборону, с соблюдением мер маскировки. Одновременно саперы строили дороги и колонные пути, гати и лежневки через болота, которыми изобиловали исходные районы, разминировали минные поля, готовили проходы в заграждениях.
Так, инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Кроме того, на ЛФ требовалось также изготовить средства для преодоления высокого берега Невы и участков поврежденного ледового покрова. Для этой цели сделали сотни щитов из досок, штурмовые лестницы, багры, веревки с крючками и «кошки». После рассмотрения ряда вариантов в том числе создания канала во льду Невы с последующим наведением понтонного моста, либо армирования льда путем вмораживания в него тросов , решили переправлять через Неву танки и тяжелую артиллерию по деревянным «рельсам», уложенным на шпалы. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов.
Город держался не только на линии фронта, но и на самих жителях, которые в условиях блокады выживали на крошках хлеба, но при этом производили для фронта оружие и боеприпасы. Тогда, в суровых 1942-43 годах, страна знала — Ленинград держится — значит, и мы выдержим.
До полного освобождения оставался еще целый год. Один из моих родственников воевал в 72-м отдельном дивизионе бронепоездов, они действовали против немцев в районе железнодорожной станции "Лигово" которая была на передовой с "их" стороны фронта. Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов.
Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Благодаря этому удалось восстановить сухопутную связь с Северной столицей и в кратчайшие сроки проложить железную дорогу для доставки продовольствия и топлива. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Если на севере линия фронта в отдельных местах проходила в 50 километрах от него, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты.
Не сумев взять Ленинград сразу, германское командование приняло решение стереть его с лица земли вместе с жителями. С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия.
Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.
На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.
На улицах и проспектах города было всеобщее ликование.
Временная железная дорога перестала функционировать только после полного освобождения Ленинграда от блокады. Прорыв ради дороги Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот. В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом.
Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек.
Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки.
В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно.
С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.
Наступательная операция «Искра» повернула вспять ход битвы за Ленинград. Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам.
Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Операция "Искра": прорыв блокады Ленинграда. Графика компании "Меркатор".