Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг. Президент России Владимир Путин пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться.
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
Преподаванием истории в российских школах недовольны во всем мире | При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. |
БМ24 рассказывает. На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов | Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. |
Мнение учителей о новом едином учебнике истории | Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | Преподавание истории в школах нужно сделать интересным и неформальным, уйти от "зазубривания", тогда молодежь будет хорошо разбираться в истории и сумеет отличать фейки от правды. |
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной» · Город 812 | Сейчас уроки истории в школах начинаются с пятого класса. |
Преподавание истории в школе
Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны, отметили в я из всех регионов смогли оперативно подготовиться к работе с. По информации, опубликованной на сайте Кремля, Президент РФ Владимир Путин поручил Минпросвещения до 15 мая 2023 года «проработать вопрос» об объединении курсов истории России и всеобщей истории в школах. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории. «Критика показала, насколько велик разброс мнений и точек зрения, — отметил Председатель Госдумы, — именно поэтому так важно придерживаться профессионального и научного подхода в изучении и преподавании истории в школе». Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика.
Елизавета Приставка
- «Нужно создать образовательную программу»
- Принята новая концепция преподавания истории России в школах
- Правда ли, что отменят уроки обществознания в 6-8 классах?
- Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
«Битва за Историческую правду». Честный обзор на новый учебник Мединского
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории | В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. |
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края" | На заседании Экспертного совета по развитию исторического образования под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова обсудили и утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и. |
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю | Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. |
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю
Реклама «Качество преподавания этих дисциплин, причем на всех уровнях образования, будем обязательно повышать», — сказал глава государства. Президент указал на то, что вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего. По его словам, система образования в стране должна быть суверенной.
Воспитывая подрастающее поколение, пристальное внимание нужно уделать системе образования. Валентина Матвиенко привела в пример Украину, где детям буквально за одно-два поколения внушили ложные взгляды на историю страны, создав тем самым националистическое государство. Россия преследует другие цели. Но невозможно воспитать патриота сухими, бездушными лекциями, зазубриванием исторических дат, отметила спикер СФ.
Идеологические вызовы, которые доносятся со всех сторон, обязывают нас доносить истинные смыслы до детей и молодежи», — считает Константин Диянов. В этом учебном году внесены изменения и в подготовку учителей истории. В новых учебных планах подготовки учителей истории и обществознания реализуется концепция «Ядра педагогического образования». Цель программы — формирование единых подходов к содержанию практической, методической, психолого-педагогической и предметной подготовки педагога во всех вузах страны. Эти изменения уже произошли и в Омском педагогическом университете. На основе этих рекомендаций унифицированы дисциплины учебного плана, установлена их последовательность и объемы изучения, обновлена учебно-методическая документация. Программы учебных дисциплин приведены в соответствие с потребностями и реалиями современного исторического образования и ориентированы на формирование предметных компетенций бакалавров педагогического образования», — отметила декан факультета истории, философии и права ОмГПУ Елена Черненко. Добавим, что в старших классах в скором времени может появиться и дополнительный курс истории, где детям расскажут о значимых событиях в жизни страны и их влиянии на становление российского государства. Отдел информационной политики.
А ведь это вторая мама. Учитель начальных классов должен прекрасно знать литературу, русский язык, математику, физкультуру и многие другие предметы. То есть, это универсальный преподаватель. И сейчас самый большой дефицит учителей начальных классов, русского языка, литературы и математики.
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории | С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Владимир Земцов. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | ГАРАНТ.РУ | Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов. |
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах | По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». |
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной» | Для совершенствования преподавания истории России и истории зарубежных стран в школе президент предложил использовать наработки отечественных университетов, в частности МГИМО. |
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин | Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). |
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. Углубление корректировок курса школьной истории подтверждается косвенно. Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории.
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». 30 января слушатели аспирантского семинара профессора И. М. Савельевой приняли участие в круглом столе «Преподавание истории в современной школе». Министерство просвещения России утвердило увеличение числа уроков истории в 5-8-х классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023). Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг. В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов.
Минобразования приняло новую концепцию преподавания истории: что изменилось
Но невозможно воспитать патриота сухими, бездушными лекциями, зазубриванием исторических дат, отметила спикер СФ. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. В том числе, по мнению главы верхней палаты, школьная программа должны включать поездки детей по исторически значимым местам нашей страны. Похожие новости:.
Учебник состоит из двух курсов: российская и всеобщая история для 10—11-х классов, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. То, как история России повлияла на мировые события, — это очень важно , — заявил он журналистам. Что поменяется в новых учебниках Полностью переписали разделы, касающиеся 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов; добавили раздел «Настоящее время», который включает в себя присоединение Крыма и спецоперацию. По словам Кравцова, после завершения СВО учебник планируют дополнить; синхронизированы курсы по отечественной и всеобщей истории. Мировые события в книге показаны через призму российских; расширены разделы, посвященные изучению стран Африки, Азии и Латинской Америки, — этому посвящена почти треть учебника. Авторы постарались избавиться от «европоцентризма» в тексте книги; обновлен раздел, посвященный истории Второй мировой войны: там показана роль Великой Отечественной войны в общем исходе событий; в главы, посвященные Древнему Миру, добавили материалы по истории Причерноморья и Сибири; в разделе о «современных событиях» авторы «сконцентрировали внимание» на их «мировом контексте». Позднее планируют издать подобные книги для учеников 5—9-х классов, а к 2025 году — подготовить единые пособия по другим школьным предметам. Также мы сообщали, что министр просвещения Сергей Кравцов на ПМЭФ-2023 заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников».
Фактически это означает, что теперь учителям 5—9-х классов для работы в школе не нужно будет высшее образование — хватит колледжа. Мы поговорили с учителями, чтобы узнать, как эта инициатива отразится на образовании.
Комментируя «СенатИнформ» эту идею, зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре Наталия Косихина подчеркнула, что нет необходимости объединить школьные курсы, и лучше навести порядок в существующих учебниках, сократив их количество. Одновременно глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова высказывала мнение, что материал в учебниках истории должен излагаться с акцентом на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. О необходимости разработать новый единый учебник истории для школ заявлял в мае первый замглавы Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, напомнив, что «в СССР историю изучали по пособиям, в которых трактовка произошедших событий была единой», а теперь в России существуют десятки учебников, в которых исторические события трактуются часто с диаметрально противоположных точек зрения. В сентябре спикер СФ Валентина Матвиенко высказалась за то, чтобы провести конкурс на создание учебника истории России , освещающего её максимально правдиво.
Думаю, что стоит уделять активное внимание вопросам культуры и искусства России. Понимание и чуткое отношение к культурным достижениям и ценностям необходимо для становления нравственных идеалов», — убеждена Анастасия Голикова. Константин Диянов — учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России». Говорит, что в последнее время видит изменение отношения к истории и со стороны общества, и со стороны государства. Сейчас это особенно ощущается в проектной работе и в инициативах общественных и образовательных организаций. На историю стали смотреть по-другому: если раньше это был важный школьный предмет для общекультурного развития учеников, то теперь это значимая дисциплина и в воспитательной работе. Без работы с историческими сведениями уже невозможно представить воспитательный процесс. Думаю, что в будущем тренд на усиление исторического образования будет развиваться. Это абсолютно оправданно.
Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 года». Несмотря на то, что авторы подчеркивали, что в результате высылки целых народов «было репрессировано множество безвинных людей», ряд организаций все же потребовали запретить или хотя бы переписать учебник. Например, спикер парламента Чечни Магомед Даудов в своем канале написал , что обновленный учебник вызвал недовольство среди представителей народов, пострадавших от сталинской политики в СССР. В итоге один из авторов, ректор МГИМО Анатолий Торкунов заявил, что в новых учебниках истории для старшеклассников подкорректируют абзац о репрессированных народах. Для этого была создана рабочая группа из глав регионов, народы которых были репрессированы. Как уточнили в Минпросвещения, после проведения экспертизы установлено, что учебник полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Было несколько волн «проработки» исторического прошлого, был знаменитый спор историков, были публичные обсуждения этой проблематики. Для нас это тоже важно, чтобы иметь возможность посмотреть на особенности сохранения памяти о войне другими глазами. Каким образом дать возможность молодому поколению говорить и размышлять о войне в школе, в университете — это мы и будем сегодня обсуждать. Конференцию подготовил оргкомитет под председательством Владимира Земцова, с участием директора центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирины Грибан ученого секретаря , доцентов кафедры рекламы и связей с общественностью Олега Грибана и Анны Коротун , аналитика центра культурно-образовательных проектов Луизы Коробицыной. Во время первой части конференции участники прослушали заявленные в программе доклады и задали интересующие вопросы. Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет , каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов. Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории. Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире.
Уроки истории, обществознания и МХК предоставляют для этого широкие возможности. Важно понимать, какие именно качества педагоги должны воспитывать в детях. По итогам опроса финалистов конкурса «Учитель года», ценности, которые учитель должен воспитать в учениках, расположились по степени важности следующим образом: гуманизм, патриотизм, трудолюбие, честность, уважение к старшим, целеустремленность. При этом Дмитрий Владимирович отметил, что у каждого педагога — свои приоритеты. Спикер обратил внимание, что в последнее время в информационном пространстве появляются многочисленные псевдонаучные теории, которые многими воспринимаются на веру. Он привел несколько примеров. Среди них — новое издание, которое обнаружил в книжном магазине. Оно рассказывает о тайнах древних цивилизаций. В нем читателя уверяют в том, что «высшей формой жизни могут оказаться облака», что такая форма жизни не только более живучая, но и более интеллектуальная, чем та, что состоит из плоти и крови. Читатели в своих отзывах в интернете отмечают, что факты в начале этой легко читаемой книги вызывают сомнения, но к середине уже «не особо веришь в официальную историю». Подобные книги издаются сегодня немалыми тиражами, их читатели предлагают вводить изложенные авторами идеи в школьное обучение, хотя бы факультативно. Однако Дмитрий Лутовинов уверен, что школа должна формировать научное мировоззрение — и это тоже часть воспитания. Даже если книги мало читают, мифы из них уходят в интернет и становятся популярными. В современном обществе детей крайне важно научить отделять зерна от плевел. По мнению спикера, лженаучные теории живучи благодаря привлекательности тайн, которые они обычно предлагают раскрыть. Однако и история напоминает детектив, ее можно разгадывать вместе с персонажами. Этим можно воспользоваться в преподавании истории, привлечь детей на свою сторону, чтобы они слушали не блогеров и авторов модных книг, а учителя.
Такой педагог также зажат в рамки бумажной работы с многочисленными отчётами о проделанной работе, к слову, пустой и ненужной. Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина. Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? Конечно, есть приятные исключения из правил, но по большому счёту такой педагог лишь имитирует учебно-воспитательный процесс, а главной его сутью нахождения в стенах школы является банальный зарплатный интерес. Возможно, в этом аспекте я немного утрирую, но факт остаётся фактом — в наших школах явный дефицит грамотных учителей-историков. Многие из учителей и уходят, причём безвозвратно, сжигая все мосты с твёрдым убеждением, что в школе он трудится не будет. Такой педагог понимает, что, несмотря на все имеющиеся способности и таланты, заслуги, но, не имея своего «Я», обречён на карьерное забвение, что приводит к профессиональному выгоранию. Ему уже безразличен результат. В конечном итоге от этого страдают школьники - наши дети. Да, проблема! Как решать?
Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории.
- Преподавание истории в школе - специфика предмета и практика работы учителя
- Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
- С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта
- Что важнее. В Минпросвещения разъяснили, зачем часы общаги отдадут истории | Аргументы и Факты
- Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
- Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- «Битва за Историческую правду». Честный обзор на новый учебник Мединского — WorldRussia
- Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Виртуальный хостинг
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать
Бывший мэр Магаса Беслан Цечоев также подтвердил изданию, что внесение изменений в учебник уже согласовано. Узнать подробнее Резонанс вокруг новых учебников по истории России за 10 класс возник после того, как общественные деятели Северного Кавказа выступили с критикой абзаца учебника о депортациях. В действующей редакции учебника соответствующий абзац сообщает о «фактах сотрудничества с оккупантами» с упоминанием конкретных народов — карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар — в 1943—1944 гг. В учебнике говорилось также: «В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество безвинных людей. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 года». Несмотря на то, что авторы подчеркивали, что в результате высылки целых народов «было репрессировано множество безвинных людей», ряд организаций все же потребовали запретить или хотя бы переписать учебник.
Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет , каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов. Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории. Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире. Алена Постникова , кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях на примере империи Наполеона и наполеоновских войн или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании. Но были периоды, когда государство более активно обращалось к тем или иным знаковым событиям истории и пыталось усилить таким образом собственный авторитет — при Шарле де Голле, Жаке Шираке и Николя Саркози. Татьяна Дорохова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Индра», представила интереснейший опыт проектной работы школьников и со школьниками, направленный на изучение истории Второй мировой войны. Самостоятельная работа с источниками, обращение к живой памяти представителей старшего поколения собственной семьи делает историю войны для школьников близкой и интересной, позволяет поспорить, снимает однозначность оценок и ура-патриотический глянец, дает возможность эмоционально прочувствовать то, что пережили люди в военное время. После перерыва работа конференции была продолжена в формате «круглого стола».
Академик РАО Николай Константинович Гарбовский, один из крупнейших лингвистов у нас, говорит: «Если бы все это объединили — и то и другое, — то, наверное, был бы результат». Я все время задавала вопрос своим коллегам, и будучи министром, и сейчас: почему мы столько лет учим этот язык в школе, со второго класса, и в вузе — и все равно на выходе его не знаем? Ответа я не получила. Как историк привожу пример: у нас до 1953 г. Я читала военные документы, где ребята, бывшие десятиклассники, переводили немецкие директивы! Вы ранее говорили, что Болонская система съедала национальную систему образования. В чем концептуальное отличие новой системы? Переходим к процессу восстановления национальной системы образования, возвращаемся к единому образовательному пространству. При этом движемся вперед. Уважая то, что было, мы должны все-таки смотреть в будущее. Я не ретроград, но я консерватор и выступаю за эволюционный путь. Простое увеличение сроков по всем направлениям подготовки до пяти лет не повысит качество автоматически. Вызов в том, что образование сегодня должно удерживать баланс между фундаментальностью и ориентированностью на практику, на меняющиеся условия рынка труда. При этом на многих направлениях подготовки, я на этом стояла и стою, увеличение сроков обучения до пяти лет просто необходимо. Например, в массе своей учителю не хватает четырехлетнего обучения, ему не хватает практики. Наши эксперты-юристы тоже говорят о том, что качественно подготовить специалиста в области юриспруденции за четыре года невозможно. Напомню, что в середине прошлого века выпускники школ сдавали 11 экзаменов. Мы сдавали семь, и у нас еще был конкурс аттестатов, а также было четыре вступительных экзамена. Московский и Ленинградский университеты тогда принимали экзамены с 1 июля. Можно было податься туда, а потом успеть попробовать свои шансы в другом, но только одном вузе. Сейчас намного легче поступить в вуз, чем в то время, когда ЕГЭ не было. У остальных были другие траектории: техникум, «вечерка», «заочка». Реформа образования в России Президент Владимир Путин объявил о реформе высшего образования в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Он заявил, что нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от четырех до шести лет. Но если профессия требует дополнительной подготовки, то можно продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Пилотный проект предусматривает три уровня обучения: базовое высшее срок освоения от четырех до шести лет , специализированное высшее освоение от года до трех , а также аспирантура. На специализированном уровне также будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры. Пилот будет реализовываться на базе шести университетов: БФУ им. Раньше все выпускники страны в июне писали сочинения. Это тетрадка, 12 листов. Потом сдавали русский устный, литературу. И сегодня, отвечая на вопрос учителей про ЕГЭ, я спрашиваю их: кто сейчас готов в школе у себя принимать семь экзаменов? Я спрашиваю выпускников: готовы ли вместо трех сдавать 11 экзаменов? Ни одной руки. Несмотря на то что я не сторонник ЕГЭ, мне кажется, что на сегодняшний день осознанной альтернативы этому экзамену пока нет. Благодаря системе, выстроенной вокруг ЕГЭ, можно поступать в пять вузов.
Надо не только знать даты и события, но и самому анализировать, уметь мыслить. Чем опасна для России Западная модель экономики и самой культуры? Вопрос об учебнике истории для государственного идеологического строительства — ключевой. Осмысление прошлого проецируется на настоящее, воспринимаемого через призму исторической матрицы. При желании предсказать политические конфликты в среднесрочной перспективе — обратитесь к национальным учебникам истории. Вначале разыгрываются войны памяти, и только потом политические войны. На учебник сразу же набросились критики с разных идеологических платформ. При этом критики чаще всего, как следует из предъявляемых обвинений, сам учебник не читали и в глаза не видели. Необходимо было бы всё-таки обратиться к тексту, что мы далее и проделаем. И такое обращение позволяет обнаружить, как факт очевидного патриотического сдвига в нарративах, так и рецидивы прежних либеральных шаблонов. Но начнём с теории Презентованный новый российский учебник истории России — две книги — для 10 и 11 класса за авторством В. Мединского и А. Торкунова как раз иллюстрируют то положение, что может представлять собой исторический нарратив без теории. В новом учебнике есть фактология и есть некоторые ценностные оценки, но нет методологии. А без методологии оценки оказываются вкусовыми, выглядят, как навязываемая позиция. Ожидания эти тем более усиливались, что на основании цивилизационного подхода оказался выстроен курс, вводимый с 1 сентября во всех вузах страны — «Основы российской государственности». Но нет… Ни цивилизационный подход в новом учебнике не был заявлен, ни даже само слово цивилизация не было ни разу употреблено. В чём состоит вообще заявляемое философско-историческое видение учебника, понять сложно. С одной стороны, в нём есть компоненты прежней теории модернизации, с другой, она соединена с методологией политического реализма. Политический реализм основывается на представлении, что национальные государства, руководствуясь своими интересами, ведут борьбу друг с другом. И эта борьба в новом учебнике нашла отражение в конфликте Россия — Запад. В новом учебнике, конечно, никакой толерантности быть не могло. В условиях СВО, о которой в учебнике есть впервые представленный отдельный раздел, это было бы, наверно, и невозможно. Запад оказывается константным противником России на всём протяжении рассматриваемого столетнего интервала истории. Причём, в рассматриваемых конфликтах новый учебник защищает российскую позицию и обвиняет позицию противника. Запад — экспансионист, Россия отвечала на агрессию. Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии — «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов. Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции. Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад».