И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.
Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи
И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
Тогда мы послали за диаконом Кириаком, который занимал первое место в соборном храме того города. Пришедши к нам, Кириак приветствовал нас во Христе и рассказал нам о своем видении. Оно было во всем подобно тому, какое видел Геннадий. Тогда мы рассказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали.
Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии.
Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборно божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи? Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу.
Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный. Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст, в житии преподобной Матроны повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне.
Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слух об этом распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всех окрестных городов и сел стали собираться сюда. Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей.
Человек, который с самого раннего детства своей жизни, практически с младенчества, служил Господу. Его звали Предтеча, потому что он пришел, чтобы приготовить путь ко встрече людей со Христом. Сегодня мы с вами слышали Евангельский рассказ об этом великом пророке. Прослышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, пророк Иоанн посылает к нему двух своих учеников, дабы те выяснили: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» Мф. Господь не дал прямого и однозначного ответа. Я думаю, что Господь не дал точного объяснения для того, чтобы человек принял веру и Христа насколько позволяет его сердце. Часто, дорогие братья и сестры, мы удивляемся, спрашиваем: «Почему один человек верит во Христа глубоко, а другого вера и Божья благодать как будто бы обходит? Все это связано с тем, что у каждого человек есть своя мера.
Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, пока ему не явился сам святой Предтеча и не велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся честную главу Крестителя. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку. С тех пор честная глава была преемственно хранима христианами, пока ее обладателем не стал живший недалеко от Емессы священник Евстафий, зараженный арианством христианской ересью IV — VI вв. Приходившие к нему больные люди получали исцеление от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне. Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Вскоре кощунство его было раскрыто, и Евстафий был изгнан из Емессы. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого.
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи?
Первое и второе обретение Честной главы Иоанна Предотечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем. 08.03.2012 Новости.
Содержание
- Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
- Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — история
- 8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру
- Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать
Тогда Иоанн отправился к берегам Иордана, где традиционно проходили религиозные омовения иудеев, — в честь праздника у реки было много людей. Там Предтеча стал исполнять свое священническое служение: он говорил иудеям о покаянии и крещении во оставление грехов. Обряд крещения людей в Иордане стал прототипом таинства крещения в церкви. Как прошло крещение Христа? Народ поверил Иоанну, и многие приняли от него крещение в Иордане. В один день к берегам реки, где проповедовал Предтеча, пришел Иисус Христос. Он попросил Иоанна покрестить и его, но Иоанн удивился и заявил, что это ему нужно креститься у Иисуса. Христос ответил ему словами «надлежит нам исполнить всякую правду». Вскоре после крещения Иисуса Иоанну предстояла мученическая кончина. В то время в Галилее правил царь Ирод Антипа — сын царя Ирода Великого, повелевшего после рождения Христа истребить младенцев в Вифлееме. Ирод послал стражников, чтобы они заключили Иоанна в темницу.
Поводом для этого стали слова Предтечи, который обличал греховную связь царя с Иродиадой, женой его единокровного брата Филиппа. Ирод отнял Иродиаду у брата и женился на ней, — поступок царя был серьезным нарушением еврейских обычаев. В благодарность Ирод пообещал девушке, что выполнит любую ее просьбу. По совету своей матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя на подносе», — рассказал Тимофей Башлыков. Предтече отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Он отмечается каждый год 11 сентября. Кроме того, православные верующие празднуют первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи: 8 марта в високосном году и 9 марта в невисокосном году. Есть и третье обретение главы Иоанна Предтечи — оно отмечается 7 июня ежегодно.
Во сне им явился Креститель Господень и указал на место, где была скрыта его глава.
На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким бедным горшечником из сирийского города Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему во сне святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Таким образом реликвия оказалась в Эмесе, где сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города, пока не попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Он обманывал жителей города, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от этой реликвии, своей святости и истинности исповедуемых им догматов. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы.
Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. Первое обретение — строительство храма После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело Мф. А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк.
Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение — как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь.
И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам. Святой Иоанн Предтеча явился каждому из них ночью и открыл место нахождения своей честной главы. Ведомые благодатью, они нашли драгоценную святыню и положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, отправились в обратный путь. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести сокровище. Вместо того чтобы со страхом Божиим творить непрестанную молитву, — забыв о полученном даре, они увлеклись праздной беседой. Не зная, что он несет, горшечник продолжал свой путь, но ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе со святой ношей. Перед смертью он положил святыню в сосуд и передал своей сестре, наказав ей не открывать его, пока она не получит указание от того, кто сокрыт в нем, что ей делать. Таким образом, голова Предтечи была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал иеромонах Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.
Когда его злые дела раскрылись, он был вынужден бежать, предварительно закопав святыню. Где утрата страха Божия и чистоты веры, там поругание святыни внутри Церкви. А где жизнь, исполненная верности Богу и правде его, — там благословение святынями. И Промысл Божий порою как бы не спешит, ища достойных.
Здесь они снова скрыли ее в земных недрах, положив в серебряный сосуд. Эта драгоценная святыня здесь в неизвестности хранилась до времен царя Михаила, сына Феофила, и матери его царицы Феодоры, которая вновь утвердила православие13. В царствование Михаила эта святыня была вновь обретена14 по Божественному изволению и перенесена в Царьград патриархом Игнатием, в честь и славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Севастия - главный город Самарии, подаренный Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил и, в благодарность Августу, назвал его Севаста или Севастия, что значит - город Августа.
По преданию, святой евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, выпросил у жителей десную руку Иоанна Крестителя и перенес ее в Антиохию. В X веке десница Крестителя перенесена в Константинополь, а в 1798 г. Подробнее об этом повествуется 12 октября. Скудельный - глиняный; скудельник - горшечник, гончар. Елеонская, или Масличная гора - одна из иудейских гор к востоку от Иерусалима; наименование свое получила по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Константин Великий - святой и равноапостольный - был провозглашен императором в 306 году; в 312 году объявил христианскую веру господствующею в Римской империи; в 325 году созвал I Вселенский Собор; скончался в 337 году. Святая Елена, мать Константина Великого, прославилась ревностно к распространению Христовой веры и благолепию храмов Божьих, в 326 г. Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 21 мая.
Емеса - город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. Вретище - мешок из дерюги или веретья, рубище, власяница. Средопостная седмица - так называется в Церковном Уставе средняя четвертая неделя Великого поста; эта же седмица называется и крестопоклонной. Диаконник - южное отделение алтаря, в котором устрояется место для хранения священных вещей, состоящих под ведением диакона, как-то: риз, священных сосудов, напрестольных евангелий и крестов, дарохранительницы и проч. Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. По показанию архимандрита Маркелла, св. Симеон Метафраст - известный церковный писатель X в.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: "Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено". Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище - святую главу Крестителя Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. В это время один бедный скудельник из города Емесы был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: "Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках". Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному.
В то же время святой хотел оказать благодеяние этому бедному человеку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Этот человек, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся, как бы некое драгоценнейшее из всех сокровищ земных, честную главу Крестителя. И Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом его всяким довольством. Скудельник стал жить среди изобилия, забыв о прежних своих несчастиях. Но он не возгордился: он подавал щедрую милостыню нищим и убогим от своего богатства. Памятуя твердо, что он получил все это ради благоговения пред Христовым Предтечею, он всегда почитал его святую главу, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по заповедям Христовым. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал это сокровище своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному мужу.
Так святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время от одного человека к другому, преемственно была хранима среди благочестивых христиан; наконец, она была передана некоему священноиноку Евстафию, жившему недалеко от Емесы в одной пещере; он был заражен ересью Ария и не имел страха Божия. Недужные, приходившие к нему, получали исцеления от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне. Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину тех чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Но жители Емесы, наконец, узнали его зловерие. Князь емесский, посоветовавшись с епископом, приказал изгнать его из пещеры и из пределов той области. Евстафий стал умолять посланных, чтобы они оставили его в пещере на этот день, обещаясь на другое утро уйти. Когда посланные согласились на это, он ночью скрыл сосуд со святой главой глубоко под землей в той пещере; ибо он надеялся по прошествии некоторого времени обратно вернуться, взять это сокровище и, производя чудеса при помощи святой главы Предтечи, снова распространять и утверждать свою ересь. Но не сбылись надежды еретика. Когда он оставил пещеру, в ней поселились некие благоверные и добродетельные иноки, так что ему нельзя было войти в нее и достать сокровища, оставленного им. Спустя некоторое время на том месте собралась братия, и был основан монастырь.
Но никто не знал, что в этой пещере обретается честная глава Предтечи. Лишь только после долгого времени архимандрит этой Емесской обители Маркелл, муж исполненный добродетели, открыл ее, о чем он сам повествует так: Благословен Бог Иисус Христос! Он сподобил меня, раба Своего Маркелла, узреть видение во время сна ночного. Сие было 18 февраля в средопостную седмицу святой и великой четыредесятницы. Я видел - все врата нашей обители открыты. Меня объял ужас, и я захотел выйти, чтобы закрыть ворота. Но в сие время я увидел, как чрез ворота обители вливается река. Я удивился и подумал, откуда такая сильная вода. Размышляя о сем, я вдруг услышал голос многих чинов, которые с шумом шествовали по воде к нам с востока. Все они - каждый на своем особом языке - возглашали: "Се является святой Иоанн, Креститель Христов".
Нельзя верить просто так. Вера должна действительно проявляться во всей нашей жизни делами и поступками. Человек должен понуждать себя к доброделанию. Часто люди спрашивают: «Что нужно делать? Как нужно поступать? Христианин должен трудиться над собой, понуждать себя ко спасению и исправлению. Должен все время, как говорил в свое время старец Паисий Святогорец, иметь добрую обеспокоенность и добрый помысел. Постоянно спрашивать себя: «На правильном ли я пути?
Правильно ли я поступаю?
Спустя время ее забрала служанка и в глиняном кувшине похоронила на Елеонской горе, где сегодня находится много святых мест. Спустя годы вельможа Иннокентий, купивший эти земли, решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента обнаружил кувшин с реликвией. Глава Иоанна Предтечи была опознана по исходившим от нее знамениям. Иннокентий бережно хранил находку, но, опасаясь ее осквернения, спрятал в церкви. Здание впоследствии обветшало и разрушилось, а реликвия была утрачена. Одному из них явился сам Иоанн Креститель и указал на место, где искать реликвию.
Монахи нашли реликвию и отдали ее сирийскому гончару, который бережно хранил святыню, а перед смертью запечатал ее в сосуде и передал сестре. Позже глава оказалась у священника-арианина, который с ее помощью поддерживал авторитет арианского вероучения. После того, как обман раскрылся, он спрятал святыню в пещеру около города Емессы ныне Сирия. Позднее на том месте был возведен монастырь, главу нашли в третий раз и перенесли в Константинополь в 452 году. В 850 году главу вновь перенесли в Константинополь. После третьего обретения главы дальнейшая судьба мощей Иоанна доподлинно неизвестна. По одним данным, ее разделили на две, а по другим — на семь частей, которые разошлись по разным монастырям и храмам мира.
Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь.
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча был выходцем из знатной семьи, его отец — Захария, — как и все священники, считался потомком Аарона, брата пророка Моисея, а корни происхождения матери Елисаветы идут к роду царя Давида. Его родители долгие годы оставались бездетными, а когда на исходе лет к Захарии явился архангел Гавриил и сообщил о скором появлении сына, тот не поверил и на время был лишен возможности говорить. Речь вернулась к нему после рождения Иоанна. Фото: commons. На 30-м году жизни он пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения, и стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов, а также крестить людей в водах реки.
Спустя время именно ему выпало право крестить Иисуса. Он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, ел мед диких пчел и всё время пребывал в молитве. Отказывая себе в комфорте, святой не требовал такого от остальных. Людей, которые приходили послушать его проповедь, Иоанн призывал к нравственному исправлению жизни — покаянию.
Казнь Иоанна напрямую связана с его проповедями, в миру он славился как бескомпромиссный и строгий обличитель греховной жизни. Он критиковал всех, кто позволял искушениям взять верх над духом и вел греховный образ жизни. В числе обличаемых был и правитель этих мест, царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого, который развелся со своей женой и стал жить с женой своего брата Иродиадой. Иоанн Креститель смело обличал грех правителя, за что и был заточен в темницу.
Важно отметить, что праздновать рождение святого — редкая для православных христиан традиция. Слово «Рождество» встречается всего в трех праздниках: это рождение Иисуса Христа — 7 января, Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 7 июля и появление на свет Пресвятой Богородицы — 21 сентября. Христос называл его величайшим из рожденных на земле Святослав Шевченко иерей, православный блогер Само слово «Предтеча» — заимствование из старославянского языка, использует его только православная церковь.
Слово образовано от глагола «пръдътечи», который означает «идти течь впереди, опережать». Это, в свою очередь, калька с греческого prodromos pro — «перед», dromos — «движение». В католичестве и протестантизме Иоанна называют только Крестителем, а у мусульман он известен как пророк Яхья.
Рогир ван дер Вейден. А Крестителем его называют потому, что Иоанн крестил Иисуса в водах священной для евреев реки Иордана. Каким было рождение Иоанна?
Рождение и детские годы Иоанна описаны в Евангелии от Луки. Иоанн появился на свет в семье священника Захарии из рода Аарона и праведной Елисаветы из рода царя Давида. Лука пишет, что однажды Захария увидел архангела Гавриила в Иерусалимском храме.
Тот возвестил: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына». Захария смутился и не поверил ангелу, ведь он был уже стар и не мог иметь детей. За неверие Бог наказал священника глухотой и немотой: он не мог говорить до тех пор, пока у него действительно не родился сын.
О беременности Елисаветы узнала и Дева Мария, которая была ее родственницей. Она навестила Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа Евангелие от Луки Так Иоанн предсказал пришествие Мессии, еще не родившись.
Евангелие гласит, что Иоанн появился на свет ровно на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос, поэтому Рождество Иоанна Предтечи в православной церкви празднуют 7 июля, а Рождество Христово — 7 января. Однако и после того, как Иоанн родился, его отец Захария оставался немым.
После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам. Очень хорошо, что память обретения главы Иоанна Крестителя совпало со второй седмицей Великого поста. Воспоминания события далеких времен, может быть поможет нам сегодня не терять свою голову. Пусть голова наша будет на плечах.
Пусть нам хватит разума следить за движениями своего сердца и, пусть в нас укрепится намерение покаяния. Надо покаяться пока есть время. Мы знаем, что фарисеи избегали крещения Иоаннова. Они бежали от покаяния, потому что были уверены, что они самые лучшие, самые праведные, что они всех ближе к Богу. Но они оказались далеко от Него.
Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.
Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное.
ГЛАВА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Смотреть что такое "Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи" в других словарях.
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери.
День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта
8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. 8 марта 2024 года Православная Церковь празднует первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения. Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать.
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.
Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью.
Однако через какое-то время честную главу сокрыли в том же самом месте. Поэтому место второго обретения совпадает с первым, а оба эти обретения празднуются вместе. Сейчас это святое место находится в Русском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеонской горе, над ним воздвигнута часовня Обретения.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
Историческое содержание
- Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи.
- Объявления
- Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
- Церковный календарь 9 марта. Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи, смотреть онлайн
- Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Доброе слово
- Предыдущие выпуски
- ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ / ПРАЗДНИК ДНЯ
- Содержание
- Первое и второе Обретения, Главы Иоанна Предтечи / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
- Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
- Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Это Собор святого, первое и второе обретение главы, третье обретение, рождество, усекновение главы, зачатие, перенесение десной руки. Первое и второе обретение честной главы святого Иоанна Крестителя отмечается в один день. 9 марта Русская Православная Церковь празднует Первое и Второе обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем. Вы здесь: Праздничные даты Православия» Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу.