Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших. Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Православный журнал «Фома» дает более простую версию, удобную для чтения на современном русском.
О поминовении на Литургии
Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Вера утверждает, что Всевышний простит прегрешения молящихся за души усопших, ибо последние уже не способны влиять на свою судьбу в потустороннем бытии. И Церковь верует, что посмертная участь умершего облегчается по молитвам тех, кто молится за него здесь, на земле. Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). Молитва за усопших и заупокойные службы.
Диалог с Николаем Каровым
Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко. Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году.
По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи. В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа.
В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок».
Правда, в 2024 году таких дней два, так как вторая Родительская суббота 6 апреля совпала с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому заупокойное богослужение было отменено. В цело же в эти дни можно прийти на Литургию и молиться за усопших. То есть не просто подать записку об упокоении или заказать сорокоуст, а лично принять участие в общей молитве. Несмотря на название «родительские», в эти дни христиане молятся в храме обо всех почивших родственниках и единоверцах кроме самоубийц, о которых можно молиться только дома.
После богослужения игумен Дамиан обратился к собравшимся, разъяснив значение родительской субботы, обозначив основания для молитвы за усопших. Так, он отметил, что Вселенское поминовение почивших совершается по уставу именно в этот день, в субботу накануне Недели о Страшном Суде. В этом кроется глубокий символизм и православное мировоззрение. Если в Неделю о Страшном Суде мы вспоминаем окончательную участь всего мира, всего человечества, то до того срока наша участь решается в момент смерти, еще частно, что дает основание для молитвы за усопших, оставляет возможность даже изменить эту участь при условии покаяния усопшего при жизни и нашего ревностно участие в его загробной участи через молитвы и добрые дела.
Вопросы священнику по теме "усопшие"
Лазарева Суббота | 26.04.2024 | Московский Данилов монастырь | Молитва за усопших — это выражение нашей любви к Богу, желания быть с Ним в вечности, а значит, быть и с теми, кого мы продолжаем любить, несмотря на то, что они уже покинули этот мир и переселились в мир иной. |
Молитва о всех усопших православных христиан | Вознося в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих, накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. |
Вопросы священнику по теме "усопшие" - сайт Санкт-Петербургской митрополии | Православные молитвы за упокой души усопшего. Православное молитвословие предлагает ряд важных молитв об усопшем, которые должны читаться в определенные периоды. |
Родительская суббота 13 апреля 2024 года: можно ли оставлять конфеты и еду на могилах
Диалог с Николаем Каровым | Вера утверждает, что Всевышний простит прегрешения молящихся за души усопших, ибо последние уже не способны влиять на свою судьбу в потустороннем бытии. |
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская), смотреть онлайн | «1. Прежде всего, молитва об усопших совершается во время проскомидии, когда из пятой просфоры вынимаются частицы за всех отшедших от мира сего. |
О молитве за усопших | Православный журнал Фома. |
Диалог с Николаем Каровым
Смерть — это проводница из временной телесной жизни в вечность. Смерть близкого человека — это всегда трагедия и боль для оставшихся. Помимо погребальных хлопот — похорон, отпевания, поминок и прочих дел, связанных с достойным прощанием, нужно обязательно читать молитву об усопшем до 40 дней. Ангела хранителя вам! Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии.
Молитвы за усопших - Православный журнал «Фома» Наше земное бытие — приготовление к жизни будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» Евр. Православное христианство, как и любая религия строится на общении с Богом через молитву.
Иоанн Златоуст. Как важно это поминовение за Литургией, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления официального почитания в лике святых св. Феодосия Черниговского 1896 г. И вдруг видит он в тонком сне св. Феодосия, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд за меня.
Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, помяни моих родителей», — и дал их имена иерей Никита и Мария. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв». У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия. Как давно начали поминать усопших за Литургией? Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенный порядок их поминовений.
Святые Апостолы ввели этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению. Все наши Литургии включают в себя молитвы и прошения об усопших. Иакова, — помяни души усопших, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведнаго и до сего дня; Сам упокой их в селении живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Святых Отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». Молитва из Литургии св. Марка просит Владыку Христа «упокоить души усопших в кущах, во Царствии Своем», даруя им и обетования Свои. И в Литургии св. Климента, папы Римского, ученика Апостола Петра, священник молится о всех Богу благоугодивших святых — патриархах, пророках, праведниках, апостолах, мучениках, исповедниках, епископах, о всем священстве, а также о девственниках, святых отцах и епископах, и вообще обо всех прежде почивших.
Начиная с V Вселенского собора усопшие поминаются сразу по освящении Честных Даров. И в Божественной литургии святителя Василия Великого, и в Литургии святителя Иоанна Златоуста — известных нам из нынешней литургической практики, — Церковь приносит свою «словесную службу» о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся... Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века. В какие именно моменты Литургии происходит поминовение усопших? Вот как рассказывает об этом в своей книге «О молитве» свящ. Константин Пархоменко: «1. Прежде всего, молитва об усопших совершается во время проскомидии, когда из пятой просфоры вынимаются частицы за всех отшедших от мира сего.
Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом.
Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи. В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу. Муж долго не вставал, и Нелли Ивановна пошла его будить. Наклонившись, поняла: Юрий Николаевич скончался.
И вспомнила, как накануне он вдруг взял её за руку, долго смотрел в глаза и повторял: «Родная, любимая! Оставшиеся годы она прожила, вспоминая любимого супруга. А когда пришла пора воссоединиться с ним в вечности, коллеги по Малому театру написали в некрологе: «Там, на Небесах, Юра и Нелли теперь снова вместе».
Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу.
То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
Молитвы об упокоении
Веруя, что милость Твоя велика, и эта мысль столь сладка, что утешенье мое я нахожу только в ней. Благослови, Господи, душу усопшего раба Твоего имя и упокой его со святыми, да пребудет с ним вечная память. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Молитва о всех усопших христианах Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священическом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных имя в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва Оптинского старца Леонида в схиме Льва Взыщи, господи, погибшую душу имя : аще возможно есть помилуй! Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля твоя!
Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем.
На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших.
Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином.
В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного.
После канона читается Трисвятое по Отче наш. Хор трижды поёт: «Вечная память», часто подпевают все присутствующие. Если на панихиде есть коливо, то диакон или священник после панихиды читает молитву «Отче наш…» над ним и благословляет его, а также другие съедобные приношения.
Молитва об усопшем после 40 дней Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитва об усопшем в год со дня смерти. Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!
Молитвы об упокоении
Молитва за усопших — это выражение нашей любви к Богу, желания быть с Ним в вечности, а значит, быть и с теми, кого мы продолжаем любить, несмотря на то, что они уже покинули этот мир и переселились в мир иной. Также усопшие православные христиане поминаются на каждой литургии. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников.
Молитва об усопших за упокой души
Важнейшая составляющая праздника – молитва за усопших, помин души умерших близких. Православный журнал «Фома» дает более простую версию, удобную для чтения на современном русском. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений. Предлагаемый вниманию читателей сборник «У Бога все живы» рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усопших по Уставу и традиции Православной Церкви; приводятся молитвы за усопших. Заупокойные молитвы Молитва детей за усопших родителей Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви?
Молитвы об усопшем, читаемые дома
Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Молитва за усопших и заупокойные службы. Поминальная молитва об усопших родных!
Молитва об усопших
Как раз наоборот, в первые дни после смерти душа нуждается в усиленной поддержке, выраженной в непрестанном молитвенном труде. Молитвы об усопшем можно читать в церкви и дома, в любом варианте они принесут пользу покойному. Мы постараемся рассказать читателям о том, что по представлению христиан происходит с душой после смерти и какие молитвы читать по усопшему. Молитвенный труд: зачем вспоминать покойных родственников О спасении души своего умершего близкого человека должны позаботиться все его родственники. Ведь не всегда покойный успевает покаяться во всех своих грехах и оказывается готовым к встрече с Творцом. К сожалению, даже среди православных, которые регулярно посещают храм, подобные случаи далеко не редкость. Поэтому молитва об усопших дома и в церкви дает возможность душе очиститься от своих прегрешений и обращает взор Бога на нее.
Сделать это самостоятельно в загробном мире покойный не может. Подобное очищение считается большой милостью и даруется только по молитвам об усопших, которые читаются живыми родственниками. Но не стоит забывать, что и живые получают от молитвенного труда неоценимую помощь. Родственники постепенно отвлекаются от суеты нашего мира, проникаются любовью к Господу и вспоминают о том, что земной путь все же имеет свой конец. Молитвы за упокой души усопшего дают живым надежду на другую жизнь, помогают избегать осознанных грехов и отворачивают их от зла. Также в современном мире христиане очень легко забывают о том, что в любой момент Господь может призвать их к себе, а значит душа должна быть готова к встрече со Всевышним и частным судом.
Если вы читаете молитвы за упокой усопшего регулярно, то получаете особенное благословение. Ведь Бог всегда с особой любовью относится к тем, кто берет на себя подобные обязательства добровольно и от чистого сердца. К тому же сами покойные тоже не перестают молиться о своих оставшихся на земле родственниках. Таким образом образуется неразрывная связь, которая очень важна для любого христианина и укрепляет его благодаря мощной энергии всего рода. Правила чтения молитвы Молитвы об усопшем до 40 дней и после этого срока являются не просто необходимым ритуалом, а священным долгом каждого православного человека. Но не все отдают себе отчет, как правильно делать это и в течение какого времени молитвы должны быть регулярными.
На самом деле в православии существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать каждому, кто хочет помочь своим усопшим родственникам. Стоит учитывать, что молитва об усопших родителях, детях или любых других людях особенно важна в первые сорок дней после кончины. Об этом церковь всегда упоминает в беседе с родственниками покойного и рекомендует читать молитвенные тексты ежедневно. Только в этом случае можно быть уверенным, что вы выполните свой долг перед умершим. Священнослужители советуют в молитве об усопших вспоминать всех родственников. Конечно, помнить все их имена довольно трудно.
Но для этих целей рекомендуется заводить специальную книжку — помянник. Ранее, когда семейные традиции свято чтились, подобные книжки были в каждом доме. Туда отдельно записывались имена живых и усопших родственников. О них старались упомянуть, если не каждый день, то хотя бы в особые праздники и даты. Таким образом наши предки поддерживали тесную связь с родом и вызывали благословение на своих потомков. Кроме этого, молитва об усопших вселяла живым надежду на то, что и они после смерти не будут забыты своими близкими.
А значит каждый имеет шанс на то, что будет прощен Господом по просьбе и мольбе своих родственников. Молитвы, читаемые до 40 дней об усопшем, гораздо более важны и эффективны, чем те, которые вы будете произносить позже. Многие не знают, что возносить просьбы Господу можно не только в храме, но и в домашних условиях. Неоспоримым преимуществом является тот факт, что молитвы, читаемые по усопшему дома, могут быть абсолютно любыми. Некоторые из них запрещено читать в храме, а вот вдали от него вы свободно можете произносить их и быть уверенными, что они достигнут Господа. К примеру, в церкви нельзя молиться за самоубийц, а вот дома этого делать никто не запретит.
Также священнослужители откажут в отпевании некрещенных людей, поэтому и просить за них в стенах храма запрещено. Но в домашних условиях подобное возможно и обязательно принесет пользу покинувшей этот мир душе. Молитвы, читаемые по усопшим вне храма, могут быть любыми. Но главное — это сохранять концентрацию и не отвлекаться ни на что кроме произносимого текста. К одним из важных правил относится и необходимость читать весь текст целиком. Ни в коем случае нельзя исключать некоторые его части или слова.
Появление христианской традиции молиться о покойных родственниках Наши предки с самых давних времен осознали необходимость молитвы за упокой души усопшего. Изначально они просили о своих близких простыми словами, идущими от сердца. Специальных текстов тогда не было придумано и подчас молитва была и вовсе безмолвной. Если углубиться в священные книги, то можно узнать, когда появились первые тексты, которыми было принято провожать души в загробный мир. На Руси их датируют приблизительно одиннадцатым веком. Считается, что один из киевских князей попросил святого старца написать молитву, позволившую бы облегчить участь покойного.
Этим старцем был Феодосий Печерский, ставший родоначальником славянских заупокойных молитв. Однако известно и еще об одном богослове, который тремя веками ранее смог составить целую группу специальных молитв. Иоанн Дамаскин, а это был именно он, в качестве уважения к своему другу написал несколько заупокойных текстов. Удивительно, но до сих пор они используются во время отпеваний в церкви. Кроме обычных традиционных молитв, читаемых по усопшим, существуют и особенные тексты, помогающие душе отделиться от дела в случае тяжелых болезней и продолжительной агонии.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название — поминки. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?
Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Молитвы об усопших на русском Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба -у Твоего Твою имя , и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его её согрешения и невольные, избавь его её от вечных мук и огня геенского, и даруй ему ей причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил а он а , но не отступил а от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала. Читайте также: "Страшная болезнь" и "много крови": Пророчества святых старцев о России — чему верить? Когда поминать усопших? Конечно, никто не может запретить нам вспоминать об ушедших из этого мира родителях. Но православная церковь выделяет несколько дней, в которые делать это необходимо в обязательном порядке. Любящие дети в такие даты всегда поминают своих родных в церкви и у могилы на кладбище. Естественно, что первым таким днем является годовщина смерти. После 40 дней молитва об усопшей маме или отце должна быть не такой интенсивной, как ранее. Не стоит отсчитывать какие-то иные даты, православная церковь этого не поддерживает. Еще одной датой, когда все мы вспоминаем не только усопших родителей, но и других людей, которых с нами уже нет, — это Радоница. Данный праздник не имеет определенного числа. Он связан с Пасхой и отсчитывается от Светлого Воскресения. Кроме указанных дней в православии выделено еще несколько суббот, когда принято вспоминать о своих умерших близких. На самом деле их немного, поэтому эти дни довольно легко запомнить: Мясопустная суббота перед Масленицей. Субботы Великого поста вторая, третья, четвертая. Перед Пятидесятницей. Если ваша мама имела отношение к воинской службе, что не редкость в современном мире, то поминать ее необходимо еще девятого мая и в субботу перед восьмым ноября. Молитвы об усопших на церковно-славянском Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Молитвы за некрещеных усопших Молитва об умершем некрещеным, св. Когда нужно читать акафист за единого умершего Еще во времена зарождения христианства у верующих появился обычай молиться за умерших близких и родственников. Впервые такое обращение к Господу упоминается в литургии брата Иисуса, апостола Иакова. Священники придают огромное значение такой молитве об усопших. Молитва об упокоении души близкого человека — то немногое, что могут сделать родственники. Ни пышные похороны, ни поминки не способны очистить душу и даровать ей покой. В чтении акафиста проявляется любовь к ушедшему близкому человеку, стремление спасти его душу и даровать вечное успокоение в райских обителях. Отцы церкви считали, что участь усопшего зависит также и от усердных молитв живых. Молитва за единоумершего называется так потому, что она возносится за одного конкретного человека. Однако она нужна не только почившему, близким и родственникам она приносит умиротворение и утешение и примиряет их с кончиной любимого человека. Поскольку мытарства души заканчиваются только на 40-й день после смерти, важно все это время читать акафист о единоумершем. Молитва о новопреставленном усопшем Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего или рабы Твоей , имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Молитвы о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Молитва Богородице об усопших Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному -ной рабу Твоему рабе Твоей имя прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его ея страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего рабу Твою Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему ей , имущему -щей судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго -ую в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни Господи, Господи! Праведен еси Ты, и суд Твой праведен: Ты, в предвечной Своей Премудрости, положил еси предел жизни нашея, егоже никтоже прейдет. Премудры Твои законы, неизследимы путие Твои! Ты повелеваеши ангелу смерти изъяти от тела душу у младенца и старца, у мужа и юноши, у здраваго и больнаго по несказанным и недоведомым нам судьбам Твоим; но веруем, яко на сие есть Твоя святая воля, зане, по суду правды Твоея, Ты, Преблагий Господи, яко премудрый и всемогущий и всеведущий Врач душ и телес наших, болезни и недуги, беды и злоключения посылаеши человеку, яко врачевство духовное. Ты поражаеши его и исцеляеши, умерщвляеши в нем мертвенное и оживотворяеши безсмертное, и, яко чадолюбивый Отец, наказуеши, егоже приемлеши: молим Тя, Человеколюбче Господи, приими преставльшагося к Тебе раба Твоего рабу Твою имя , егоже юже взыскал еси человеколюбием Своим, наказавый тяжкою болезнию телесною, во еже спасти душу от болезни смертныя; и аще вся сия приял -ла есть от Тебе со смиренномудрием, терпением и любовию к Тебе, яко вседетельному Врачу душ и телес наших, яви убо ему ей днесь богатую милость Твою, яко претерпевшему -ей вся сия грех своих ради.
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название — поминки. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда? Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям.
Молитвы об упокоении
В Православных церквах родительские субботы — дни особого поминовения усопших; среди них особо выделяются Вселенские — Мясопустная и Троицкая, когда совершается общецерковное поминовение всех крещёных христиан[10]. Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников. Православный журнал «Фома».