Новости матрона московская и сталин

Откровение блаженной старицы Матроны Москвовской о Сталине.

СТАЛИН У СВЯТОЙ МАТРОНЫ. КАК МИФ ВЗОРВАЛ ПРАВОСЛАВНУЮ ГРУЗИЮ

У версии о встрече блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина есть как сторонники, так и противники. Наконец, отчего это вдруг возникла идея написания иконы, на которой изображена Матрона Московская благословляющая Сталина на защиту Родины? Существуют свидетельства, в частности «Сказание о житии блаженной старицы Матроны» Зинаиды Ждановой, где описан приезд Сталина к Матроне Московской за советом в момент нависшей над городом угрозы. В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. FLB: На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеоло.

История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?

Блаженная Матрона благословила Сталина на ратный подвиг, как преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. Святая Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова) жила в Москве, в Сокольниках, в пристройке при церкви Тихона Задонского. В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. Икона Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина.

Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону

В случае отказа Церковь выполнит эти работы самостоятельно. Стало известно, как долго икона "Троица" пробудет в храме Христа Спасителя Напомним, 7 января в грузинском храме Цминда Самеба поставили икону Матроны Московской с изображением Сталина, вокруг чего после разгорелся скандал. Экс-депутат Парламента Грузии Георгий Канделаки заявил, что появление реликвии с образом советского лидера связано с "успехом российской информационной военной машины".

Они обратились в Патриархию, и там попросили убрать это имя, назвать ее просто Старицей.

Я с этим согласна: у нас в картине получился собирательный образ. Все, конечно, мгновенно считывают прототип, но мы не хотели спекуляций: похожа - не похожа, так говорила или не так… И все же мы рассматриваем прежде всего историю Марии, отца Владимира, который служит в церкви, где хранится икона, и сержанта, который вместе с Марией отправляется на задание. Вот это наши герои.

Спасти Москву» Вера Сторожева смеется : - А надо было, чтобы с зубов у него кровь капала? Сергей Пускепалис: - Я был рад, что Вера предложила мне поучаствовать в этой картине, с ее достаточно деликатным и чувственным сюжетом. Там с людьми происходят метафизические вещи - и ты понимаешь, что в жизни есть что-то важнее, чем сиюминутная, сегодняшняя ситуация, которая сложилась в обществе… Вот спорят спас ли облет Москву.

Конечно, это тоже повлияло на спасение. По крайней мере, разговоры об этом укрепили дух наших людей. Недаром в годы войны Иосиф Виссарионович резко улучшил отношения с церковью, а еще ввел погоны, вспомнил про великих героев прошлого, таких, как Александр Невский - стало понятно, что это влияет на морально-нравственные качества бойцов и в целом общества.

А если говорить про НКВДшников, то Вера Михайловна права - если на человеке были погоны, это не значило, что он заживо ел младенцев. Я знаю огромное количество людей из подразделений НКВД, которые героически защищали подступы к Москве. Там много примеров настоящих подвигов.

И мой герой понимает больше, чем произносит вслух. Героиня ему говорит: «Для меня все иконы на одно лицо», а он отвечает: «Это мы для них, икон, все на одно лицо». И возраст у него такой, что мы понимаем: он рожден в XIX веке, помнит другую жизнь и в принципе понимает о жизни гораздо больше, чем 25-летние… А вообще фильм действительно прежде всего о нашей Марии, проходящей за два часа экранного времени огромный путь.

Который, в общем-то, проходим сейчас и все мы, с момента возвращения церкви в нашу жизнь. Там как раз находится та икона, с которой, по легенде, совершали облет. Вера Сторожева: - Видимо, это список с оригинала… В сценарии была придуманная икона.

Но для того, чтобы все сделать более деликатно, и чтобы было меньше вопросов, мы решили взять канонический образ.

При желании Матрону, конечно, могли легко арестовать. Однако, вероятнее всего, не видели в этом особого смысла — ну какую контрреволюционную деятельность могли вменить ей в вину?

Зато окружение провидицы порой попадало «под раздачу». Так, уже в начале 1950-х была арестована опекающая Матрону дочь ее односельчанки Зинаида Жданова — якобы за участие в монархическом заговоре. Матрона и Сталин На фоне этих событий совершенно фантастической выглядит история о встрече Матроны со Сталиным, будто бы состоявшейся осенью 1941 года.

В московском храме Святого Николая есть икона с эпизодами жития Матроны, работы одного из иконописцев Покровского монастыря. На одном из клейм иконы святая изображена рядом со Сталиным. Откуда взялся этот сюжет?

Якобы в 1941 году вождь узнал о московской прозорливице и решил тайно посетить ее, чтобы она предсказала ему исход войны. От Матроны Сталин услышал следующие слова: «Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву».

Хотя есть и другая версия: мол, стукнула блаженная Иосифа Виссарионовича кулачком по лбу и сказала не совсем понятное: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет». Событие это, однако, так и не вошло в официальное изложение жития Матроны Московской, поскольку не было найдено никаких реальных доказательств того, что святая действительно когда-либо беседовала с вождем народов. И вообще, для того, чтобы получить от провидицы какую-либо информацию, Сталину необязательно было встречаться с ней лично.

Идея канонизации Сталина, очевидно, является крайним выражением тех настроений, которые уже несколько лет витают в российском обществе, в том числе, и в самых его верхах. Особого секрета в этом психологическом феномене нет. Еще три года назад опросы показывали, что положительно к Сталину относится половина россиян. С тем же фактом столкнулись организаторы конкурса "Имя России", когда именем таким россияне выбрали Сталина результаты конкурса скорректировали, и он продолжается теперь в вялотекущем режиме.

Иными словами, генсек остается вторым по популярности политиком после Владимира Путина. Однако на пути реабилитации вождя существовала проблема - против Сталина резко выступает православная церковь, к мнению которой прислушивается большинство граждан. Выход был найден незатейливый - признать генсека святым, положив тем самым конец расколу в российском обществе. Такую идею особенно настойчиво предлагал писатель Александр Проханов, опубликовавший в 2004 году статью , уже в самом заголовке которой содержалось утверждение о святости вождя.

Из архива царской тайной полиции Санкт-Петербурга.

В Грузии попросили убрать изображение Сталина с иконы Матроны Московской

У версии о встрече блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина есть как сторонники, так и противники. На иконе блаженная Матрона Московская благословляет Сталина на защиту Москвы. Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской, на которой есть изображение лидера СССР Иосифа Сталина. – Легенда о встрече Сталина с Матроной Московской – это лишь некие предлагаемые обстоятельства и некий фон фильма.

Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма

Битва под Москвой стала поворотным моментом в мировой истории, а не только в Великой Отечественной войне. Если бы ее исход был другим, то иным мог стать и современный мир. По берлинскому радио объявили, что Москва пала. Фашистским военнослужащим уже сшили специальную парадную форму, в гитлеровской администрации даже напечатали пригласительные на грандиозный фейерверк на Красной площади. Начало — в 19:00. Только даты не указали. Был и такой уникальный и документально зафиксированный момент, когда почти сутки на Москву был открыт проход, и немцы по абсолютно необъяснимым причинам в город не вошли. На самом деле всякое чудо всегда как-то объясняется. То ли у немцев сплоховала разведка, не донеся сведений, то ли они просто растерялись. Кинорежиссер Вера Сторожева — По жанру это военная драма? Все, что с ней происходит — я это называю road movie, — оно такое стремительное, энергичное.

Кто-то даже написал, что это история в стиле Тарантино. Москвичи, которые никогда не держали в руках оружия, включая актеров и музыкантов, — все шли на оборону своего города, чтобы задержать врага хотя бы на час-два, пока не подойдут войска. Конечно, была страшная суета и ужас, когда по всей Москве жгли документы и в воздухе летал пепел, когда по центру столицы гнали скот, чтобы он не достался врагу. Есть хроника, когда стадо гонят мимо Большого театра... Я не хотела делать глянцевую историю. Это картина о страшных переживаниях. Это довольно пацифистский фильм, жестокий и нелицеприятный. Кадр из фильма «Мария.

Георгий Канделаки, бывший депутат грузинского парламента, выложил видео, на котором была запечатлена икона с изображением Матроны Московский и Сталина. В грузинском сообществе икона вызвала большой резонанс, а местная патриархия призвала ее переписать.

Застрявший мотоцикл Действие происходит уже в темноте. По одной из улочек села Поречье-Рыбное в свете прожектора движется одинокий человек; он слышит шум мотора и быстро прячется в кустах на обочине. А из-за поворота выезжает мотоцикл с коляской — и мимо проезжает немецкий патруль. Звучит команда «Стоп! Мотоцикл разворачивают, он снова уезжает за поворот, а спрятавшийся человек снова выбирается на дорогу и готовится к следующему дублю. Впрочем, повторная съемка этой сцены задерживается по объективным причинам: мотоцикл — настоящий раритет, относящийся к 40-м годам прошлого века, и по привычке русские морозы переносит плохо. Завести его сразу не получается, и съемочная группа думает, как быть дальше. Матрона и Сталин Фильм, который снимается в Ростове, называется «Мария» и основан на легенде о встрече Сталина со старицей Матроной Московской осенью 1941 года, когда фашисты стремились захватить столицу СССР. Линия фронта тогда проходила совсем рядом с городом, многие учреждения и заводы уже были эвакуированы, а на улицах строили баррикады. На той встрече Матрона посоветовала главе государства привезти в Москву чудотворную икону — она поможет остановить врага и спасти город. Достоверных данных, которые подтверждали бы эту легенду, нет. О встрече, например, известно лишь из воспоминаний знакомой Матроны Зинаиды Ждановой; этот эпизод не вошел в канонический текст жития блаженной Матроны как недостоверный.

Ее слова всегда оказывались правдой. Так, одной женщине трижды приходили похоронки на мужа, но Матрона сказала ей, что муж жив и вернется «на Казанскую». Так и случилось. Он пришел домой в 1947 году, как раз на праздник Казанской Божьей Матери. В последнее время много говорят о том, что Матрона будто бы предсказала конец света в 2017 году. Человечество погибнет из-за глобальных вооруженных конфликтов. Но еще до этого начнутся гонения на христиан, многие должны будут выбирать между крестом и хлебом. Теми же, кто отвергнет божественную веру, завладеют злые духи, которые заставят отступников устраивать беспорядки и убивать друг друга. Это и приведет к Апокалипсису. Какой была Матрона? Люди, знавшие Матрону, рассказывали, что была она маленькой, как ребенок, с миниатюрными ручками и ножками. Общаясь с больными и скорбящими, Матрона гладила их по голове, крестила, произносила ободряющие слова. Порой она шутила с ними, порой строго наставляла.

«Встречался ли Сталин с Матроной Московской? Версии за и против»

Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением», — шершавым языком рабкора поспешила донести «красно-коричневая» газета «Завтра» о состоявшейся встрече. Икона называлась «Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя», хотя горделивая фигура диктатора выдвинута на передний план и обращена спиной к святой. Не сразу опомнившись, тему подхватили другие средства массовой информации.

Чувство, что Сталин — отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, — рассказывал газетчикам отец Евстафий. Игумен поминал Сталина на богослужениях наряду со святыми, тысячи! Ему хотелось, наверное, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас!

Скандал приключился на славу! В конце 2008-го руководство Русской Православной Церкви РПЦ осудило настоятеля церкви в Стрельне: «Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ». Игумен Евстафий Жаков написал прошение об отставке с должности настоятеля и перенёс икону блаженной Матроны с изображением Сталина из храма в свой дом.

Письмо было написано на бланке «председателя приходского совета храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумена Евстафия Жакова » и заверено личной печатью клирика... Красный петух — Эта икона всего-навсего увеличенное клеймо житийной иконы Матроны Московской, — не очень искренно недоумевал тогда игумен Евстафий, явно желая перенацелить удары прессы. В среднике центре житийной иконы изображается святой, а по краю полям — сцены из его жития, или клейма.

Сюжеты для этих клейм подбираются иконописцем таким образом, чтобы составился «венок славы» святого из его чудотворений и поворотных событий жизни. И, конечно, формально священник был прав. К тому времени жизнеописания блаженной старицы Матроны издавали многотысячными тиражами.

Я, например, приобрёл в Покровском монастыре «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», снабжённое благословением на титульном листе, фотопортретом и факсимильной подписью покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое и процитирую: «Матушка [Матрона] как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина. Он сам пленник». Я спросила: «У кого?

Они опутали его со всех сторон, они висят на нём, вздохнуть ему не дают, помрачают его. Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну». Матушка часто показывала нам, как Сталин пред смертью будет кричать: «Что вы, что вы!

Это было сказано Матушкой в 1943 году. Я раньше слышала, что Сталин был у Матронушки, но не поверила. А совсем недавно на могилку Матушки приходила женщина лет 80, которая проживала раньше в селе Себино.

Вот что она рассказала о том, как Сталин во время войны был у Матронушки: «Мой сын во время войны подвозил продукты в Кремль. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну? Есть прозорливая женщина, которая может вам всё сказать.

Она живёт по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г.

Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Народ победит.

Ты один из начальства не покинешь Москву». Это издание, в котором Сталин по-простому приходил к прозорливице за советом, вышло под редакцией игуменьи Феофании Мискиной , настоятельницы Покровского монастыря. В другой книге встреча Матроны со Сталиным описывается в стиле русских былин: «Не могу прокомментировать эти сведения — быль они или небыль.

Но рассказывают в народе такое. К Матронушке в комнату в Староконюшенном переулке на Арбате приезжал осенью 1942 сам Сталин. Ему рассказали, что живет в Москве блаженная прозорливица старица Матрона, которая своими молитвами город держит, врагу в него войти не даёт.

Вот Сталин и пошёл испрашивать совета, не сдать ли ему, как Кутузову, Москву. По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами. Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: Москву не сдавай, думай-думай, а как придёт Александр Невский, так всех за собой и поведёт...

Всё наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюёт. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские».

В этом тексте Сталин предстаёт эпическим героем, под стать святым Дмитрию Донскому и Александру Невскому. Блаженная постукивает диктатора по лбу, что должно, по мнению автора, отвечать представлениям народа о старцах юродского поведения. Предсказание победы красного петуха — сюжет, типичный для крестьянского фольклора, как, например, такой: «Во время войны в Луганске бабка по Библии читала, што красный петух белово победит: красный петух — мы, а белый — немец».

Эти фольклорные петухи и стали основой сюжета для иконы как «Матрона Сталина благословляла». Официальное отношение Церкви к нему высказывал иеромонах Иов Гумеров , который еще в 1997-м начинал готовить материалы к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией.

Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина.

На этих небылицах сейчас создаются секты и группировки разных ультра. Стрелка Сталина и святой Серебряная рака с мощами блаженной старицы стоит в Покровском ставропигиальном женском монастыре подведомтсвенный Святейшему синоду РПЦ - ред. Километровая вереница богомольцев начинается еще в Таганском парке, или, как назывался он в первые годы советской власти, «парке трамвайного депо имени товарища Бухарина». Огибает внушительных размеров Воскресенский собор и входит в ворота Покровской церкви. Позади трехчасовое стояние под открытым небом: в нестерпимую жару или пронизывающий холод — кому какие выпадает испытывать капризы погоды. Перед ракой паломник склоняется ниц, крестится и целует ковчег с мощами святой Матроны. Подсчитали: ежедневно припадают к святыни в среднем около пяти тысяч человек, а в дни церковных праздников — до двадцати тысяч. За год к матушке Матроне приходят, таким образом, до двух миллионов.

Всего с момента причисления старицы к лику святых в 1999 году здесь побывали 17-18 миллионов человек! В глубине души все они жаждали какого-то своего чуда, хотя, конечно, среди них немало таких, кого принято называть невоцерковленными… Так за Садовым кольцом, среди безликих многоэтажек, появился подлинный центр народного почитания в России. Наверное, о таком массовом проявлении священных чувств когда-то мечтали большевистские комиссары, устраивая на Красной площади фараонову усыпальницу Ленину. В своё время забальзамировать тело Ленина распорядился Сталин. Таким образом создатель культа личности рассчитывал «прописать» коммунистический режим в сознании религиозных крестьян. Теперь в грановитой пирамидке мавзолея изредка, два-три раза в год, бывают зюгановцы с анпиловцами, а регулярно, как в краеведческий музей, заходят сюда лишь несколько сотен любителей поглазеть на «нетленные» достопримечательности. Святая Матрона встретилась со Сталиным на… иконе. Эту икону заказал игумен Евстафий Жаков , настоятель церкви Святой равноапостольной княгини Ольги в посёлке Стрельна, на реке Стрелка, где когда-то рядом с великокняжескими резиденциями располагались дачи петербургской интеллигенции. Священнослужитель требовал от художника большей «монументальности в фигуре товарища Сталина». Художник переписывал икону дважды: никак не мог добиться портретного сходства.

А как иначе? Заказчик — уважаемая в епархии фигура, можно сказать старец, чьими трудами был восстановлен не один храм. Да и заплачено 35 тысяч, не маленькие по областным меркам деньги… И вот цитируем в редакции оригинала : «В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением», — шершавым языком рабкора поспешила донести «красно-коричневая» газета «Завтра» о состоявшейся встрече. Икона называлась «Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя», хотя горделивая фигура диктатора выдвинута на передний план и обращена спиной к святой. Не сразу опомнившись, тему подхватили другие средства массовой информации. Чувство, что Сталин — отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, — рассказывал газетчикам отец Евстафий. Игумен поминал Сталина на богослужениях наряду со святыми, тысячи! Ему хотелось, наверное, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас!

Скандал приключился на славу! В конце 2008-го руководство Русской Православной Церкви РПЦ осудило настоятеля церкви в Стрельне: «Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ». Игумен Евстафий Жаков написал прошение об отставке с должности настоятеля и перенёс икону блаженной Матроны с изображением Сталина из храма в свой дом. Письмо было написано на бланке «председателя приходского совета храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумена Евстафия Жакова » и заверено личной печатью клирика... Красный петух — Эта икона всего-навсего увеличенное клеймо житийной иконы Матроны Московской, — не очень искренно недоумевал тогда игумен Евстафий, явно желая перенацелить удары прессы. В среднике центре житийной иконы изображается святой, а по краю полям — сцены из его жития, или клейма. Сюжеты для этих клейм подбираются иконописцем таким образом, чтобы составился «венок славы» святого из его чудотворений и поворотных событий жизни. И, конечно, формально священник был прав. К тому времени жизнеописания блаженной старицы Матроны издавали многотысячными тиражами. Я, например, приобрёл в Покровском монастыре «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», снабжённое благословением на титульном листе, фотопортретом и факсимильной подписью покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое и процитирую: «Матушка [Матрона] как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина.

Он сам пленник». Я спросила: «У кого? Они опутали его со всех сторон, они висят на нём, вздохнуть ему не дают, помрачают его. Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну». Матушка часто показывала нам, как Сталин пред смертью будет кричать: «Что вы, что вы! Это было сказано Матушкой в 1943 году. Я раньше слышала, что Сталин был у Матронушки, но не поверила. А совсем недавно на могилку Матушки приходила женщина лет 80, которая проживала раньше в селе Себино. Вот что она рассказала о том, как Сталин во время войны был у Матронушки: «Мой сын во время войны подвозил продукты в Кремль. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну?

Есть прозорливая женщина, которая может вам всё сказать. Она живёт по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой.

По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами.

Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет… Все наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюет. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские Серова 2009: 71. От первоначального текста в версии Серовой остается только «красный петух». Фольклорный его белый противник по велению автора становится черным, видимо, из-за соседства с «тучами сатанинскими». Покровительственно-ободряющее похлопывание по плечу заменяется на постукивание по лбу, видимо, более понятное читателям, ожидающим от старцев юродского поведения. Если в книжке Ждановой Иосиф Сталин идет к прозорливой Матроне Никоновой за советом как частное лицо, то в тексте Серовой политический лидер православного государства отправляется за благословением к святой старице.

Он становится эпическим героем, сопоставимым со святыми Дмитрием Донским и Александром Невским. Как уже говорилось, сюжет о встрече православной святой и главы советского государства не вошел в официальный вариант жития Матроны, изданный к ее канонизации. Однако чрезвычайная популярность этой святой порождает высокий спрос на литературу о ней и стимулирует издательства и авторов к публикации агиографических материалов о ней. При этом у Церкви, видимо, нет инструментов контроля над качеством выпускаемой православной продукции и над существующими в условиях относительно либерального рынка издательствами, в том числе православными. Поэтому признанный апокрифическим сюжет появляется в книжках о Матроне, даже изданных с благословения того или иного церковного иерарха. Вообще вопрос о том, какие православные издания считать признанными официальной Церковью, а какие — нет, совсем не прост. Практически никакие формальные издательские характеристики книги не могут быть надежным свидетельством ее каноничности.

Подвергшееся критике Комиссии по канонизации святых «Сказание» издано маленьким монастырским издательством, но первое переиздание, сохранившее практически весь текст оригинала, включая истории о встрече со Сталиным, сделано в солидном издательстве Свято-Данилова монастыря, от которого логично было бы ожидать серьезной цензуры Жизнеописание 1996 , тем более что на книжке стоит благословение патриарха. Благословение епископа или патриарха на форзаце книжки, относительно недавно введенное в православный издательский обиход, видимо, с целью контроля над качеством выпускаемой литературы, также не является гарантией соответствия текста церковным канонам. Во-первых, разные епископы внутри Церкви нередко занимают несхожие позиции, и можно попросить благословения у наиболее «подходящего»; во-вторых, благословение может браться устно и пониматься вольно, не обязательно как разрешение на какое-то конкретное дело или книгу. В случае с благословением старцев, которые, как известно, склонны говорить притчами, не отвечать на поставленный вопрос и т. Ситуация еще более осложняется тем обстоятельством, что и светские издательства нередко берутся за публикацию книг как будто православного содержания. Некоторые считают полезным для улучшения продажи тиража получить благословение епископа. Другие, видимо, уверенные в том, что популярность выбранной темы достаточна для обеспечения успешных продаж, обходятся без этого.

На книге упомянутой выше И. Серовой благословения нет, как нет его и на брошюре, выпущенной под именем Анны Чудновой в неком издательстве АСТ, вообще специализирующемся на выпуске дешевых книжек о здоровье[218]. В обеих этих книгах помещен также альтернативный акафист Матроне, согласно Чудновой, продиктованный самой святой некой рабе божьей Наталье Чуднова 2009: 96—105; в тексте Серовой этот же акафист помещен без комментариев [219]. В книге Чудновой размещен и текст службы святой праведной Матроне Московской Чуднова 2009: 106—121. В глазах неискушенного потребителя православной «литературы для народа» нет разницы между книжкой с официально признанными житием и акафистом и их разнообразными авторскими вариантами: достаточно темы и оформления книги икона на обложке, особые шрифты , чтобы сделать ее легитимной.

Порой она шутила с ними, порой строго наставляла. Некоторым давала пить освященную ею воду.

По ночам Матрона клала поклоны и молилась. Видимо, это помогало ей нести свой крест служения людям — ведь принимать каждый день десятки человек было настоящим подвигом. Не стоит забывать, что Матрона считалась блаженной. Действительно, в ее словах и поведении просматривались некоторые черты юродства. Например, она называла женщин из своего окружения мужскими именами — Ванька, Петька, Семка, иногда произносила странные фразы… Когда ее спрашивали, как спастись, она могла ответить — «Цепляйтесь все за мою пяточку - и спасетесь». Скончалась Матрона 2 мая 1952 года. О предстоящей кончине заговорила за три дня до нее, и наказала, чтобы все страждущие продолжали приходить за помощью на ее могилу.

В России Матрона оказалась настолько популярна, что, в отличие от многих других святых, ее канонизировали менее чем полвека спустя после смерти — в 1999 году. Матрона и Сталин В московском храме Святого Николая есть икона с эпизодами жития Матроны, работы одного из иконописцев Покровского монастыря. На одном из них святая изображена рядом со Сталиным. Откуда взялся этот сюжет?

Легенда или правда в фильме «Мария»: как был связан Иосиф Сталин с Матроной Московской?

Однако все трое единодушно согласились, что возглавить ГКО должен именно он. В помощь ему придавался Климент Ефремович Ворошилов. Инициаторы создания ГКО все вместе поехали к Сталину на «Ближнюю дачу», чем удивили и, возможно, даже напугали его. Он их не ждал и мог воспринять их появление как предвестие его смещения или ареста. Тогда Сталин и бывшие с ним в Кремле Молотов, Маленков, Берия и Микоян не могли получить по телефону от Тимошенко никакой информации и поехали в Наркомат обороны. А когда руководитель страны лично едет за информацией - это уже катастрофа». И Сталин находился в самом эпицентре этой катастрофы. Связи с Западным фронтом не было. Жуков доложил, что послали связистов, но неизвестно, когда они управятся. Сначала Сталин сдерживался, но потом, забыв, что сам находится не в самой выигрышной для себя роли, взорвался: «Что за Генеральный штаб?

Что за начальник штаба, который в первый же день войны растерялся, не имеет связи с войсками, никого не представляет, никем не командует? И это Жуков! Нервы были «на полном разрыве» не только у Жукова, но и у самого Сталина. Это походило на признание краха». Эти слова вызвали возмущение Вознесенского, он заявил: «Вячеслав, иди вперёд, мы за тобой! Но все обошлось - никто не собирался свергать Сталина в этот страшный час, брать на свои плечи бремя тяжкой ответственности за погибающую страну. Сталин сидел в малой столовой, он вжался в кресло при виде вошедших, вопросительно посмотрел на них, и спросил: «Зачем приехали? Ведь по сути дела он сам должен был нас созвать. У меня не было сомнений: он решил, что мы приехали его арестовывать», - вспоминал Анастас Микоян.

У Микояна проскальзывает далее, что после образования Государственного Комитета Обороны Сталин «вновь пользовался нашей поддержкой». Значит, был период, когда «не пользовался». И Сталин, природный политик, чрезвычайно чуткий, очень хорошо прочувствовал этот период, он в смятении и в страхе ожидал решения своей судьбы... Несмотря на внешний возврат власти и обретение «полной формы», по выражению Микояна, это подвешенное состояние и связанные с ним страхи и неуверенность длились достаточно долго. Только через месяц после начала войны, З-го июля, Сталин восстановил самоконтроль и обратился по радио к советскому народу. Он пересказал речь руководителя Русской Православной Церкви митрополита впоследствии патриарха Сергия Страгородского , произнесенную еще 22 июня, обратившись к советским людям так, как принято в христианстве - «Братья и сёстры! С Божьей помощью и на сей он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и вере...

Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, что каждый имеет» «Церковный вестник». Митрополит Сергий взывал к памяти Александра Невского, Дмитрия Донского, историческому сознанию народа. То же сделал и Сталин, лишь вставил несколько пропагандистских абзацев в большевистском духе: немцы-де хотят восстановить власть царя и помещиков и т. Что в его речи было от него самого - от его собственной души, от страдания за Родину, которую постигла страшная беда, страну, за которую он нёс огромную ответственность? На мой взгляд, практически ничего. Самоконтроль был восстановлен на короткий срок. Последующие действия Сталина выдают вновь охватившую его панику: и расстрел командующего Западным фронтом Павлова, который считался «дельным военным» вообще всю вину за катастрофическое начало войны Сталин возложил на «генералов», с июля 1941-го по март 1942-го гг. Однако генералиссимуса окружали люди, чьими усилиями положение с трудом, но выправлялось: постановлением ГКО Ставка Генерального командования была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования, были назначены командующие фронтами по направлениям; Третье управление НКГБ контрразведка было преобразовано в Управление особых отделов по борьбе с шпионажем СМЕРШ под руководством В. Абакумова; стараниями Судоплатова в НКВД была создана диверсионная группа, положившая начало организации массового партизанского движения в этой группе проходила подготовку внучка погибшего во время «антоновщины» священника Петра Космодемьянского - Зоя.

Она будет повешена немцами в деревне Петрищево... Сталин категорически настаивал в телефонных разговорах с командующим Юго-Западным фронтом М. Кирпоносом он скоро погиб от тяжёлого ранения и первым секретарём ЦК КП Украины Хрущёвым, что нельзя допустить переход немцами на левый берег Днепра. Генерал Василевский позже вспоминал: «При одном упоминании о необходимости оставить Киев Сталин выходил из себя и на мгновение терял самообладание». Он надеялся получить помощь от союзников цветные металлы, высокооктановый бензин для самолётов , пообещав посланнику Рузвельта Гарри Гопкинсу, что за это сдержит немцев на линии юго-западнее Ленинграда, чуть восточнее Смоленска и западнее Киева. Потеря Киева означала, что он не контролирует положение. Вот почему Сталин и слышать не хотел о сдаче Киева, а предложение Жукова о контрударе назвал «чепухой». Стараясь предотвратить катастрофу на Украинском направлении, Сталин ослабил Северо-Западное, вследствие чего противник захватил Шлиссельбург, отрезав Ленинград от метрополии. О тогдашнем положении в Ленинграде можно судить из записок Андрея Маленкова, сына Г.

Маленкова: «Из Ленинграда пришло паническое послание от К. Ворошилова он тогда бездарно командовал фронтом : город защитить невозможно, его придётся сдать... По словам отца, он застал А. Жданова, возглавлявшего тогда Ленинградскую парторганизацию, в роскошном бункере - опустившегося, небритого, пьяного. Дал Жданову три часа, чтобы тот привёл себя в божеский вид, и повёл его на митинг, который по предложению отца был созван на Кировском заводе. В те несколько дней, что он пробыл в Ленинграде, ему удалось сделать многое, чтобы укрепить оборону города, которая по вине Ворошилова была полностью расстроена». Однако обещанные Черчиллем Сталину 200 истребителей «Томагавк» так в России и не появились. Посол Майский заметил по этому поводу министру иностранных дел Идену, что Англия является не столько «союзником и товарищем по оружию в смертельной борьбе против гитлеровской Германии, сколько сочувствующим нам зрителем». Сталин долго обдумывал главную мысль, вычеркивая разные варианты, пока наконец не написал правду: «Говоря между нами, я должен сказать Вам откровенно, что если не будет создан англичанами второй фронт в Европе в ближайшие три-четыре недели, мы и наши союзники можем проиграть дело.

Это печально, но это может стать фактом» Сталин И. Катастрофа стремительно приближалась. Жукову, А. Кузнецову, А. Жданову, В. Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам. Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожить в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Мой совет: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных или невольных, по зубам. Война неумолима, и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявил слабость и допустил колебания.

Если кто-то в наших рядах допустил колебания, тот будет основным виновником падения Ленинграда. Бейте вовсю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были, косите врагов, все равно - являются ли они вольными или невольными врагами. Никакой пощады ни немецким мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были. Просьба довести до сведения командиров и комиссаров дивизий и полков, а также до Военного Совета Балтийского Флота и командиров и комиссаров кораблей. Наши потери были огромны. В плен, по немецким данным, включающим и гражданское население , попали 665 тысяч человек, и их судьба была страшной. Из 3,4 миллиона советских солдат, попавших в плен в 1941-м году, в живых остались лишь 1,4 миллиона. День и ночь она ломала эти длинные ветки на короткие палочки одинаковой длины, пальцами очищала от коры и молилась: одна палочка - один человек, одна душа. Палочек было много, очень много - тысячи, десятки тысяч!

Матрона велела складывать их под кровать, в её в сундук, из которого вынула весь свой бедный скарб. Близкие вспоминали, что все пальцы её были в многочисленных кровавых ранках... Он почему-то ошибочно считал, что с падением Москвы будет закончена молниеносная война», - отмечает Рыбин. Третьего октября был захвачен Орёл. Когда немецкие танки вошли в город, там ещё ходили трамваи... Так началась операция «Тайфун», целью которой был захват Москвы. Им противостояли Западный, Резервный и Брянский фронты, уступающие в силах противнику в полтора раза. В начале октября в районе Брянска были окружены две советские армии, в районе Вязьмы - пять армий Резервного и Западного фронтов, в их числе 64 дивизии и 11 танковых бригад, 600 тысяч советских воинов. И далее: «Василевский объясняет поражение тем, что Ставка и Генштаб неправильно определили направление главного удара противника.

Фактически немцев отделял от Москвы только один шаг. Никаких резервов у Сталина больше не оставалось». Как вспоминал Жуков, к исходу 7 октября «все пути на Москву, по существу, были открыты». Маршал вспоминал: «Сталин был простужен, плохо выглядел и встретил меня сухо». Сейчас они встретились после киевского разгрома, об угрозе которого Жуков предупреждал, и Сталин явно испытывал чувство вины», - ещё раз подтверждает состояние душевной неуравновешенности, смятения Сталина в тот период С. Сталин направил Жукова «тщательно разобраться» с положением дел на Западном и Резервном фронтах. Выходит, Сталин потерял управление войсками, признался в этом». Бывший сотрудник для особых поручений при Г. Жукове майор в отставке Н.

Казьмин вспоминал: «4 декабря 1941 г. Там Г. Жуков проводил совещание с командующими армиями фронта. В это время позвонил Сталин и начал с Жуковым говорить. Смотрим: у Жукова на щеках заходили желваки и появились красные пятна на лице. Тут в ответ Жуков произнес Верховному: «Мне лучше знать, как поступить. Передо мной четыре армии противника и свой фронт». Сталин, видимо, что-то возразил. Тут Жуков взорвался: «Вы можете в Кремле расставлять оловянных солдатиков, а мне некогда этим заниматься».

Затем Жуков выпустил обойму брани и бросил телефонную трубку.

В среду группа радикально настроенных граждан попыталась ворваться в дом, где проживает Перадзе, однако полиция помешала им это сделать. Они также требовали от правоохранителей задержать активистку по уголовной статье, которая предусматривает до года лишения свободы за незаконное препятствование в исполнении религиозных обрядов путем насилия, угроз, или оскорбления чувств верующих. Радикальная группа анонсировала митинг 13 января с требованием в адрес властей наказывать граждан за осквернение святынь.

Версия о том, что митрополиту Илии в начале войны явилась Пресвятая Богородица и велела передать советскому правительству, что необходимо обнести Сталинград и Ленинград иконой Казанской Божией Матери что якобы и было исполнено — то есть что самолет с иконой облетел вокруг этих городов; то же касается легенды об облете вокруг Москвы , впервые появилась в рассказе «Чудеса от Казанской иконы Божией матери». В начале 1990-х годов этот не подтвержденный никакими архивными документами текст часто публиковался в периодике с указанием на разных авторов, но настоящую известность приобрел благодаря сборнику С. Фоминых «Россия перед вторым пришествием».

Для совершения «поворота 1943 года» у советской власти были причины рационального, а не духовного или мистического характера. Необходимость обращения к мировой общественности за поддержкой в войне против нацистской Германии побудили советских лидеров активизировать сотрудничество с Русской Церковью, которая имела свои приходы за границей, в т. В 1941 году перед советским руководством стояла задача поскорее добиться военных поставок для армии по ленд-лизу, а в 1942 году — скорейшего открытия союзниками по Антигитлеровской коалиции второго фронта.

Определить, в какой машине находится Сталин, было невозможно. Порой похожий маневр охрана советского лидера устраивала и с двумя идентичными правительственными кортежами. С 1932 года автомобиль Иосифа Виссарионовича всегда сопровождали две машины, в салоне которых находилось по четыре охранника. Впрочем, Власик зашел куда дальше: он приказал своим подчиненным составить досье на каждого из жителей домов, мимо которых лежал традиционный маршрут Сталина.

Семьи граждан, которых глава охраны вождя счел ненадежными, были переселены в другие места, а их квартиры заняли чекисты. При Власике была введена и практика с двойниками советского лидера: вместо самого Сталина мероприятия, где требовалось лишь его присутствие, посещали загримированные под генсека люди. Если же Сталин решал лично отправиться на важное мероприятие, на месте его проведения принимались самые строгие меры безопасности. За несколько дней до важной даты само здание и прилегающие к нему дома тщательно проверяли и устраивали в них охранные пункты с круглосуточным караулом: входили туда по заранее составленным спискам. В связи с вышеизложенным вполне понятно, что боявшийся покушений Сталин да еще и в начале войны, когда существовала возможность терактов со стороны немецких диверсантов с очень малой степенью вероятности мог пренебречь соображениями безопасности и один, без охраны, с каким-нибудь шофером отправиться на встречу с блаженной Матроной, жившей в крайне стесненных и, мягко говоря, аскетических бытовых условиях. Такой визит вряд ли удалось бы осуществить втайне хотя бы от «хожалок» добровольных помощниц, окружавших святую , а также от соседей по коммунальной квартире. Два столь различных мира вряд ли могли так встретиться.

Или к более чем скромному домику блаженной подъехал правительственный кортеж? Сталину было бы затруднительно даже просто узнать о существовании блаженной Матроны. Широко известная в «своих», церковных кругах и среди простого народа как великая молитвенница и чудотворица, для советской «элиты» того времени она была просто презираемым и беспомощным пережитком прошлого, обреченным на скорое неминуемое исчезновение. Дальше возникает самый главный вопрос. Если Сталин бывал у блаженной Матроны, то почему же он не отдал негласного распоряжения не трогать, не преследовать святую хотя бы уже после встречи с ней?

Кощунство и глумление

  • Легенда или правда в фильме «Мария»: как был связан Иосиф Сталин с Матроной Московской?
  • turan01 • О роли иконы и Матроны в спасении Москвы в октябре 1941г
  • Сегодня православные вспоминают святую Матрону Московскую, с которой по легенде советовался Сталин
  • Блаженная без прописки
  • Другие новости

Блаженная Матрона

По другой же - стукнула вождя кулаком по лбу со словами: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет». Встреча Сталина со святой, не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской, так как не существует никаких реальных доказательств этого события. Разумеется, Сталину было известно о Матроне Никоновой. Но для того, чтобы получить от нее какую-то информацию, ему не обязательно было встречаться с ней лично.

Он мог кого-то к ней послать, чтобы получить нужные сведения. В любом случае достоверных источников об этой встрече не существует. Источник: myjane.

Был и такой случай. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Откуда же я только сейчас вернулась? Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить. Первое путешествие и переезд в Москву В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами. Село Себино, родина блаженной Матроны Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей. Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме!

А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать. Как ребенок… Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь? Есть один рассказ, который может это передать. Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли!

Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется.

Пришедшие и рта не успели открыть, а она им: — Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят. А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает. Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась. Страшные годы Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела.

Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

И причины на то были очень веские. Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы игумен Евстафий Жаков никаких противоречий в иконописном сюжете не видел. В одном из интервью он напомнил, что в традициях русской иконописи сюжет благословения святым военачальника или правителя — традиционный. Вот только отдавать должное иконе и почитать образ, на котором изображен Сталин, прихожане отказывались.

Слишком уж противоречива фигура «отца народов». С одной стороны, ему приписывают заслуги за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.

Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма.

Он привел примеры, такие как благословение преподобного Сергия Радонежского Димитрию Донскому, святителя Гермогена Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а также Филарета Московского, который благословил Михаила Скобелева, выдающегося русского полководца. Однако прихожане отказывались признавать икону, на которой изображен Сталин. Фигура "отца народов" является слишком противоречивой. С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой стороны, люди не могут забыть имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет.

Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону. Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий