Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.
О служащих в храме
Иерей – это священнослужитель православной церкви, который посвящен во вторую степень священства – пресвитера. В практике православной Церкви епископом могут быть и священники, которые остались вдовцами, однако таковым все равно нужно принимать монашеский постриг. Священник православной церкви. Православный и католический священник. Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Священство в Православной Церкви может быть женатым (в отличие от латинян) одним, первым браком, заключенным до хиротонии. Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.
Иерархия духовенства: чины в православной церкви, степени
Как появились священники в Церкви? В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. Сайт православного священника иерея Николая Осипова. это слово греческого происхождения, обозначающее православного священника. Священник православной церкви. Православный и католический священник. Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе.
Церковные чины по возрастанию. Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви
Правда, бросают они, в основном, диаконов. И зачем далеко ходить. На том приходе, где я служу последние 10 лет, сменилось 7 диаконов, из них трое ушли из-за того, что их бросили супруги. Самый «выдающимся» был последний случай. К нам на приход назначили молодого диакона — красивый, высокий, видный парень, и к тому же толковый, службу знал хорошо и хорошо служил. А с ним пришла молодая 17-летняя жена они из-за ее «малолетства» расписались через суд. Как только они пришли, я, зная предыдущие истории «брошенных» диаконов, решил, так сказать, превентивно побеседовать с этой молодкой, кстати говоря, ученицей каких-то наших катехизических курсов. Никогда я его не брошу, я его люблю больше жизни» и т.
И что же, прошло каких-то полгода, и наш диакон сообщает, что жена уходит от него под каким-то предлогом. Он, конечно, против развода, но она настаивает, и будет разводиться через суд. Я тоже пришел на этот суд, и сразу не узнал ту бывшую матушку. А когда узнал, спросил, помнит ли она то, что говорила мне о любви к супругу-диакону и т. Вот такой сейчас нравственный уровень мирян; ну а женщины, как более слабый сосуд, особенно подвержены всеобщему беззаконию. Трагедия священнослужителя при разводе ведь в том, что он, согласно упомянутому требованию апостола, не может второй раз жениться. И если он при этом не может побороть свою половую страсть, то таковому лучше снять с себя сан и вступить в брак.
Так будет честнее, но насколько же обиднее для человека, который, бывает, с детства стремился стать священнослужителем! Кстати говоря, я поинтересовался у подруги той упомянутой бывшей матушки, понимает ли последняя, что разрушает чужую да, думаю, и свою судьбу? Вот такие сейчас девушки и такие из них, зачастую, дерьмовые матушки! И такая серьезная проблема у РПЦ, которая в значительной степени хотя и не полностью обусловлена материальным положением духовенства. Но об этом я скажу ниже. Батюшка Пока несколько слов об основном служении иерея. Оно, конечно, состоит в совершении Таинств, главным образом, Таинства Евхаристии.
На то он и иерей, то есть жрец. Внешне для этого последнему необходимы определенные знания и навыки, которые даются в православных духовных семинариях. А также необходимы высокие нравственные качества, в первую очередь, священническая совесть. Но не менее важным занятием иерея является то, что святые отцы называли душепопечением. Ведь регулярно исповедуя своих пасомых, и чрез сие проникая в самые глубины, самые тайники их душ, зная их самые сокровенные тайны, священник если он, конечно, сам опытен в духовной жизни может дать добрый, душеполезный совет. И чрез сие поддержать колеблющегося, остановить падающего, воздвигнуть павшего… А если иерей при этом не ограничивается одной исповедью, но, любя свою паству, искренне интересуется их житием: проблемами в семье, в браке, да и вообще — в жизни, он может и в этом им помочь, как бы держа нити их судеб в своих руках. Например, предотвратить аборт или развод; помочь в воспитании детей, но… На этом пути лежат препятствия, порожденные вековым атеистическим лихолетьем и погромом Церкви.
Одним из основным таковых препятствий является то, что можно назвать имущественным положением духовенства. Это вопрос очень интересный и запутанный. Но атеистами он решается очень просто: «Попы обманывают народ»; или, что еще хлеще — рисуют загребущую лапу такого попа с подписью: «Все люди братья — люблю с них брать я». Все просто и понятно, точнее, на примитивном амебно-клеточном уроне атеиста, который считает, что священник служит для одной лишь своей наживы. Откуда это пошло? Помню у нас в семинарии преподавал очень интересный человек — Николай Алексеевич Полторацкий. Потомственный дворянин, которого после революции еще ребенком родители увезли во Францию.
Оттуда он на эйфории от Победы 1945 г. СССР добровольно вернулся туда в конце сороковых.
Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств. Участие диакона в богослужениях не обязательно.
Звания диаконов.
Особо достойные архимандриты могут стать епископами. Диаконы, Протодиаконы Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может.
Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента орарь , если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом старшим диаконом. Если диакон монах, то его называют иеродиаконом а старший иеродиакон будет называться архидиакон. Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.
Ипподиаконы Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения. Псаломщики чтецы , певцы Псаломщики и певцы хор — читают и поют на клиросе в храме. Уставщики Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл и при необходимости самостоятельно читает или возглашает выполняет функцию канонарха. Пономари или алтарники Пономари алтарники — помогают при богослужении священникам иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.
Послушники и трудники Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания Иноки Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний. Монахи Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.
Если говорить мирским языком, то епископ - это губернатор церковной области. Правящие архиереи епископы единственные имеют право совершать рукоположения.
Именно они посвящают в священный сан дьяконов и священников. А в сами епископы рукополагает только патриарх в сослужении с прочими архипастырями. Существует несколько «званий» в епископате, которые могут быть «присвоены» за определенные заслуги перед Церковью и Отечеством или за выслугу лет. Так, есть епископы, архиепископы и митрополиты.
Православная церковная иерархия: все о духовных санах и чинах
Словом «иерей», что в переводе означает «жрец», первоначально назывались иудейские священники, приносящие кровавые жертвы Богу в храме Соломоновом. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе. Священник (иерей, пресвитер) – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов).
Духовенство, иерархия духовенства
Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области. Святейший патриарх Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками. Его название - "Иерей-сан". У зрителей сразу же появилось много вопросов. О ком пойдет речь в картине?
Идею фильма подсказал Иван Охлобыстин, который когда-то увидел в храме среди священников настоящего японца. Сей факт вверг его в глубокие размышления и изучения. Оказывается, в Японию в 1861 году, во времена гонений на чужеземцев с островов, рискуя своей жизнью, приехал с миссией распространения православия иеромонах Николай Касаткин Японский. Он несколько лет посвятил изучению японского, культуры и философии, чтобы перевести Библию на этот язык.
И вот спустя несколько лет, а точнее в 1868 году, священника подстерег самурай Такума Савабэ, который захотел убить его за то, что тот проповедует чуждые вещи для японцев. Но иерей не дрогнул и сказал: «Как же ты можешь меня убить, если не знаешь за что? И проникнувшись рассказом священника, Такума, будучи японским самураем, стал православным священником — отцом Павлом. Он прошел много испытаний, потерял семью, свое имение и стал правой рукой отца Николая.
В 1906 году Святейший Синод Николая Японского возвел в сан архиепископа. В этот же год произошло основание Киотского викариатства Православной церковью в Японии. Он умер 16 февраля 1912 года. Равноапостольный Николай Японский причислен к лику святых.
В заключении хочется отметить, что все люди, о которых велась речь в статье, хранили веру как искорку от большого костра и разносили ее по всему свету, чтобы народ узнал, что нет большей истины, чем христианское православие.
Василий Никифоров-Волгин. Отрывок из рассказа «Тайнодействие» Священник с дьяконом долго молились перед затворенными святыми вратами, целовали иконы Спасителя и Божьей Матери, а затем поклонились народу. В церкви почти никого не было, и я не мог понять, кому же кланяются священнослужители.
Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом. Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей.
Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств. Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства.
Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника. Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.
Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем.
Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор греч. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др. Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую Мф.
Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении дьяконы. В Православной Церкви существуют три степени священства. Пресвитер священник, иерей. Епископ архиерей. Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника пресвитера получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа архиерея получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.
Посвящение в священнослужители происходит через рукоположение — священнодействие, во время которого совершается Таинство священства. Священнослужители образуют учрежденную Богом иерархию, которая подразделяется на три степени. Высшую иерархическую степень составляют епископы, или архиереи — преемники апостолов, имеющие право и благодатную возможность совершать все церковные Таинства и богослужения.
Иерей - кто это? Великие сподвижники
Но в православном толковании говорится не о «всеобщем священстве», но о том, что лишь в «избранном роде» и у «людей, взятых в удел» могут совершаться истинные священнодействия, ибо и само служение священническое имеет на себе величественную царскую печать от Царя Небесного. Так, каждый священнослужитель — и избранный Царский воин, и прообраз Самого Царя для Своих пасомых. Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его. Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов. Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка Ис.
Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить. Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого. А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания ср. О них-то с упреком говорит Господь чрез пророка: пси неми не возмогут лаяти Исх. Стоять же на тверди — значит свободно и бестрепетно защищать духовное стадо от всяких нападений и притеснений мира сего, и сопротивляясь в бою в день Господень — вести борьбу из любви к правде со всяким грешником, кто бы он ни был, несмотря ни на какие со стороны его сопротивления и противодействия. А бояться высказывать правду из-за чего бы то ни было, и прикрываться молчанием — не то же ли для пастыря, что для военачальника обратиться в бегство с поля битвы без всякой борьбы?
О таковых-то недостойных пастырях говорится и у пророка Иеремии: Священницы не рекоша: где есть Господь? Пророками же называются иногда в Священном Писании и учители, у которых все пророчество ограничивается тем, что они, показывая тленность настоящего, внушают надежду на будущее. Слово Божие упрекает их за потворство суетности народа, которую они ясно видят, но не хотят или бояться указать на нее самим грешникам, усыпляя только их совесть своим ласкательством. Они не решаются быть обличителями своих подчиненных, чтобы тут же не обличить и самих себя, тогда как пастырское обличение служит самым действенным средством для вразумления и исправления даже закоренелых грешников: ибо, слушая благоразумные обличения своего отца духовного, со властью пастырскою их обличающего, они с сокрушением сердца и раскаянием сознаются в своих грехах, нередко и таких даже, которые для них самих были тайной. Если же пастырь стоит грудью, тогда он ставит врагу преграду и есть оплот стаду дома Израилева. Всякий, кто вступает в пастырское служение, принимает на себя обязанность быть духовным глашатаем и выступать пред народом с громогласной трубой, чтобы приготовить его к сретению Верховного Судии в день Страшного Суда.
Но если пастырь не силен словом, и пред паствой своей остается безгласен, то какой из него, немотствующего, может быть глашатай и провозвестник славы Божией?
Раньше более популярным было имя «поп» от греческого «папос» — отец. Священник сегодня — глава православного прихода или общины.
Протоиерей Это достоинство получает священник в награду за духовные заслуги. Это следующий шаг в православной иерархии, который может сделать священник. Кто старше по чину?
Протоиерей выше по статусу и должности. Сан позволяет стать настоятелем храма, он важнее священника. Звание может быть получено через 5 лет после получения наперсного креста ношение на одежде , через 10 лет после службы священником, после назначения на руководящую должность в церкви или после 25 лет службы священником.
В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом. Православный священник нередко называется «пастырем».
Он, как пастух, заботится об «овцах» верующих прихожан , защищая от «волков» искушений дьявольских. В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» Евангелие от Иоанна, 10:11. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще Евангелие от Матфея, 28:19 ; совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание Евангелие от Луки, 22:19 ; учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908. К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка». Иерархия священнослужителей Архиерей епископ , иерей священник , диакон — это названия священных санов в Православии.
Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов. В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство.
При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов правил Православия. Священнослужители епископы и священники совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими. Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение.
Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона. Что значит «диакон» Диакон — это помощник священника или архиерея.
Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.
Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки Деян. Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом. Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей.
Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям.
Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств. Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства. Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника. Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».
Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов.
Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем.
Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор греч. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др. Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц.
Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую Мф. Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении дьяконы.
Священство
Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской. Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон". Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию наделение человека правом совершать таинства.
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения. Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали.
Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла — посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие». Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство». Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде: имеет голубую мантию у епископов красные ; клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями у остальных клобук черного цвета. Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия. Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны.
Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх. Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? Им разрешено иметь семью и детей. Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания добровольной нищеты. Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом.
После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия. Церковная иерархия В православии существует три степени священства.
Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью. В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет не ранее после того, как он награжден наперсным крестом носимым поверх одежды. Или через десять лет после хиротонии в данном случае — посвящение в сан иерея , но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.
Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. В Киеве он крестил местных жителей. Белое и черное духовенство В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия. Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.
Для светских людей все будет казаться не только необычным, но и несколько сомнительным. Мы имеем дело с духовным миром, и часто люди приходят с такими рассказами, от которых у обычного человека, неверующего или сомневающегося, возникает недоверие. Однако мы соприкасаемся с этим постоянно. За 15 лет много разных случаев было. Сейчас на фронте у меня находится друг, отец Павел Князькин. Он отмечает, что в зоне проведения СВО много чудес, например, иконы мироточат, и военные помазывают друг друга этим миром. А самое главное чудо — это преображение человеческой души. Если человек приходит в храм, у него внутри что-то меняется, и он становится другим. Как влияет церковь на человека? Как часто происходят случаи таких перемен? Но есть одно условие: батюшка не всесильный, он не сможет изменить человека, если тот сам себя не может преломить. И такие случаи есть. Например, употреблял наркотики, с алкоголем никак не мог завязать. Здорово заметно, что он начинает преображаться при личном усилии. Стараешься его поддержать, подбодрить, пообщаться с ним. Когда человек меняется, с Божьей помощью, у него появляется стимул жить и творить добрые дела. Знаю случай, когда мужчина всю свою молодость провел достаточно разгульно. Сидел в тюрьме за мелкие преступления, воровал, пил, где-то дрался, отсидел в тюрьме. Священник, который был там, как-то смог повлиять на этого человека. Он стал заниматься изготовлением киотов для икон и вышел из тюрьмы. Но опять сорвался, все у него по наклонной пошло. Мы с ним сблизились, пообщались. Он стал молиться. И маленькими шажками человек твёрдо отказался от дурного. Покаяние — это не просто со слезами крокодильими прибежать и сказать «каюсь», это когда человек полностью свою жизнь переменил. И на грех свой снова не решится никогда. Есть такое обвинение в адрес христиан, что они грешат постоянно, а потом каются, и можно снова грешить. Но нигде нет такого учения, что после греха можно покаяться, а потом снова грешить. Мы все искренне надеемся и ждем момента, когда стойко выработаем желание не грешить, не возвращаться к старому, к прежней жизни. Как в итоге изменилась жизнь этого мужчины? Алкоголь и наркотики — это бич современного общества. Весна наступила, растаял снег, и что мы видим под снегом? Это результаты зимней жизни — везде мусор и пустые бутылки. Увы, такова иллюстрация нашей жизни. Люди пытаются найти какую-то параллельную реальность. Алкоголь дает её на некоторое время, но на самом деле ты в это время просто тонешь, гибнешь. Люди так стойко обещают себе больше не впадать в грех, потому что это губительно. Пагубные привычки разрушают семью, да и жизнь полностью.
Скачать и распечатать:
- Пастырь — Что главное в служении пастыря?
- Таинство священства
- Иерей и протоиерей в чем разница
- Священнослужитель
Что означает слово «иерей»?
- Обозначение титулов
- Обязанности иерея
- Ответы : что означает чин ИЕРЕЙ, в русской православной церкви, может ли сам вести службу
- БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО