Когда Рождество Христово в православии? Христиане восточного обряда отмечают Рождество 7 января в отличие от католического, которое празднуют 25 декабря.
Открытки на Рождество Христово, отмечаемое 7 января
История Рождества Христова, традиции, обычаи и связанные с ним запреты — в материале «Вечерней Москвы». Рождество Христово в 2023 году будет праздноваться в ночь с субботы на воскресенье, 7 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Храме Христа Спасителя. Рождество Христово 2023: смысл и главные традиции великого праздника. новости и события. Рождество в России – часть новогодних каникул, которые в 2022 году будут длиться по 9 января включительно.
Рождество — время обновления и надежды
Как в 2023 году отмечать Рождество Христово и какие традиции соблюдать. Дорогие друзья, очередное празднование Рождества Христова выпало на сложный исторический период в нашей стране, да и во всем мире. Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви.
Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января
Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). Христиане разных конфессий, живущие по григорианскому и новоюлианскому календарям, встретили Рождество. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. В Вербное воскресенье в крестильном (нижнем) храме кафедрального собора Рождества Христова в Челябинске состоялось малое освещение и первая литургия. О том, как прошло долгожданное событие, рассказали в Челябинской епархии. Об истории Рождества, традициях этого праздника, а также о том, что такое Сочельник и как накрывать стол на Рождество, читайте в справке такое СочельникСочельником называется день накануне Рождества Христова. Что нельзя делать в Рождество и что нужно в Сочельник: почему не стоит стирать, убираться в доме, стричься, ругаться.
5 любопытных фактов о православном Рождестве
Рождество с детьми – это особенный праздник. Подрастающему поколению важно правильно объяснить, кто такой Иисус Христос, что такое Рождество и познакомить детей с главными традициями этого праздника. Рождество в России – часть новогодних каникул, которые в 2022 году будут длиться по 9 января включительно. Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран. Православный мир сегодня встречает Рождество Христово. В Москве главная праздничная служба прошла в храме Христа Спасителя. Как писала «Фонтанка», патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 декабря направил поздравление с праздником Рождества Христова главе Римско-католической церкви папе Франциску.
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Для римлян-язычников главнее был бог Юпитер. Нет свидетельств и о какой-то особой популярности празднования Сола 25 декабря. Так чего ради христианам создавать целый праздник Рождества Христова для того, чтобы вытеснить далеко не самый важный культ не самого главного языческого бога, и при этом используя ту дату, которая даже в IV веке не была ни самой древней, ни самой популярной датой празднования в честь Sol Invictus? В своём опровержении гипотезы Узенера Хийманс не является одиночкой. Также австрийский исследователь Ханс Фёрстер в своей книге «Происхождение Рождества и Богоявления» 3 , опубликованной в 2007 году подчёркивает отсутствие убедительных доказательств в пользу гипотезы Узенера, которая обычно называется «религиоведческой теорией происхождения Рождества». Фёрстер отмечает, что предположение о широко распространённом и популярном «празднике Sol Invictus» было построено на основании весьма сомнительной интерпретации христианских источников, однако внимательное чтение этих источников показывает, что этого праздника, вероятно, не существовало, или, по крайней мере, он не был популярным. И, вопреки широко распространенному мнению, праздник Рождества смог стать популярным именно потому, что у римлян не существовало параллельного языческого праздника солнцестояния, который имел бы массовое распространение в четвертом веке. Также и Филипп Нозефт в своей статье от 2012 года обращает внимание на то, что Хронограф 354 года, который впервые указывает 25 декабря как языческий праздник Sol Invictus, также указывает и на празднование римскими христианами 25 декабря как Рождества Христова.
И, как отмечает исследователь, «это означает, что Хронограф 354 года не может быть основанием для ответа на вопрос о том, какой из праздников — Sol Invictus или Рождество Христово — предшествовал другому или повлиял на него. В самом деле, вполне возможно вопреки Узенеру предположить, что это язычники как раз-таки установили празднование Sol Invictus в этот день в пику христианам, которые праздновали Рождество Христово» 4. Строго говоря, первое упоминание 25 декабря как праздника Sol Invictus относится к 354 году, а первое упоминание 25 декабря как праздника Рождества Христова относится к 336 году. Упоминает о празднике Рождества Христова тот же Хронограф 354 года, но при этом использует текст «Depositio Martyrum», который датируют 336 годом. Аналогичным образом и Курт Симманс в своей статье от 2018 года пишет, что «недостаток веских доказательств, подтверждающих религиоведческую теорию, заставляет все большее число ученых ставить её под сомнение. Как мы видели, теория почти полностью основывается на выводах, которые в равной степени могут быть истолкованы противоположным образом. Никаких веских доказательств того, что празднование Sol Invictus является истинным источником даты Рождества Христова, не встречается ни в каких источниках того времени: ни в посланиях, ни в указах, ни в исторических отчётах, нигде.
На самом деле имеющиеся свидетельства показывают, что церковные писатели того времени принимали 25 декабря как полученную по преданию от более ранних отцов» 5. В частности, блаженный Августин писал: «Он был рождён, согласно преданию, 25 декабря». Также блаженный Иероним в «Беседе на Рождество Христово» говорил: «Мы не распространяем наше собственное мнение, но поддерживаем предание». Здесь надо заметить, что Узенер в качестве обоснования своей гипотезы теории приводит цитату из схолии на труды сирийского монофизитского автора XII века Дионисия Бар Салиби. Схолия — это заметка на полях рукописи, то есть это не текст самого Бар Салиби. Тот жил в XII веке, а когда именно была записана эта рукопись, и когда некий аноним на её полях оставил свое замечание — неизвестно; может быть, в XIII веке, может быть, ещё позже. В древности в некоторых восточных Церквах день Рождества Христова совпадал с днём Богоявления, то есть, с 6 января.
И вот автор той самой заметки на полях выступает против того, чтобы Рождество праздновать 25 декабря, и, соответственно, за то, чтобы вернуть его празднование на 6 января. Именно этот анонимный сирийский комментатор позднего средневековья впервые высказывает идею о том, что якобы 25 декабря отцы Церкви выбрали для того, чтобы Рождеством Христовым вытеснить некий языческий праздник. Но, как замечает по этому поводу Хийманс, «один столь поздний и очевидно враждебный источник имеет мало ценности в данном случае» 6. Это не более чем полемическое утверждение анонимного сирийского автора, сделанное почти тысячу лет спустя после обсуждаемого события. Российский исследователь П. Кузенков также критикует гипотезу Узенера: «При всей подкупающей простоте этой схемы в ней имеется слабое место. Символизм этой даты заключается в том, что она ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря» 7.
Почему Рождество начали праздновать не сразу? Некоторые древние христианские авторы указывали свои предположения относительно дня рождения Иисуса Христа. При этом речь не шла о празднике, это для них был именно вопрос истории. Ежегодного празднования Рождества Христова в первые три века, судя по всему, не было — по крайней мере, не было как общецерковного праздника, отдельного от Богоявления. Некоторые современные критики христианства в связи с этим спрашивают: «А почему не было? Но праздника Рождества Христова не было по той простой причине, что, как отмечает Хийманс, для древних христиан, точно также как для нынешних православных христиан, центральным событием было воскресение Христа, а не Его рождение, и, соответственно, именно праздник Пасхи был главным праздником. Ну а кроме того, многие христиане в те времена считали, что в принципе празднование дня рождения — это дело сомнительное.
Про некоторые из них, в том числе про пост и традиции дарить подарки, — читай в нашем материале. По косвенным данным современные исследования определили, что его дата рождения находится в интервале между 12 годом и 5-4 годом до н. Многие историки склоняются к 4 году до н. Впервые число 25 декабря промелькнуло в летописи Секста Юлия Африкана, которую он написал в 221 году. Но как таковой факт рождения Иисуса историками и летописцами того периода не указывался. Нынешняя церковь объясняет это вселенским, надмирным смыслом праздника, далеким от обыденного изложения хронологии событий. Они описывают, как Иосиф со своей женой Марией пошли в Вифлеем для участия в переписи. Поскольку мест в гостиницах не оказалось, они были вынуждены переночевать в пещере — её использовали в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Здесь Мария и родила сына. Кстати, с историей земной жизни Иисуса и Девы Марии связан другой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, которое в 2023 году отмечается 21 сентября.
Появление Мессии в Вифлееме за семь веков до великого события предсказал пророк Михей. А праздник был установлен уже во времена апостолов — учеников Христа. По «старому стилю» это 25 декабря. Хотя вовсе не означает, что Иисус родился в этот день. Просто так сложилась многовековая традиция. Таким образом, по православной традиции, Рождество должно открывать праздничный цикл, а Новый год закрывать. Но в 1918 году страна перешла на григорианский календарь, и дата сместилась на 7 января. После появления СССР в календарях еще некоторое время была дата 25 декабря, она то переносилась, то возвращалась. Запретили не только сам праздник, но и рождественскую елку, которую стали считать «поповским» обычаем.
Само празднование длится восемь дней: с 25 декабря по первое января. Этот период называется Октавой Рождества. На него приходятся дни памяти апостолов и святых мучеников. Главные традиции Рождества Главная рождественская традиция — традиция трех литургий. Рождество празднуется трижды: на ночной мессе, мессе на заре и дневной. Число рождественских блюд — символическое, по числу 12 апостолов. Рождественское меню включает в себя кутью, борщ, вареники, блины с капустой, печеный картофель, рыбу, хлеб и сыр. Перед рождественским вечером нужно покаяться: попросить прощения у родных и друзей, примириться с обиженным соседом. В Италии на рождественский стол подают рождественские куличи, похожие на пасхальные, и дарят сладости, похожие на нугу — «торрончино». В Германии принято готовить рождественскую выпечку: пряники, кексы и коричные звездочки.
Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом.
Comment section
- В Челябинске состоялось торжественное освещение собора Рождества Христова
- Последние новости
- Рождество Христово — христианские статьи
- Анна Рослякова
Рождество Христово: как правильно отмечать светлый праздник?
Также австрийский исследователь Ханс Фёрстер в своей книге «Происхождение Рождества и Богоявления» 3 , опубликованной в 2007 году подчёркивает отсутствие убедительных доказательств в пользу гипотезы Узенера, которая обычно называется «религиоведческой теорией происхождения Рождества». Фёрстер отмечает, что предположение о широко распространённом и популярном «празднике Sol Invictus» было построено на основании весьма сомнительной интерпретации христианских источников, однако внимательное чтение этих источников показывает, что этого праздника, вероятно, не существовало, или, по крайней мере, он не был популярным. И, вопреки широко распространенному мнению, праздник Рождества смог стать популярным именно потому, что у римлян не существовало параллельного языческого праздника солнцестояния, который имел бы массовое распространение в четвертом веке. Также и Филипп Нозефт в своей статье от 2012 года обращает внимание на то, что Хронограф 354 года, который впервые указывает 25 декабря как языческий праздник Sol Invictus, также указывает и на празднование римскими христианами 25 декабря как Рождества Христова. И, как отмечает исследователь, «это означает, что Хронограф 354 года не может быть основанием для ответа на вопрос о том, какой из праздников — Sol Invictus или Рождество Христово — предшествовал другому или повлиял на него.
В самом деле, вполне возможно вопреки Узенеру предположить, что это язычники как раз-таки установили празднование Sol Invictus в этот день в пику христианам, которые праздновали Рождество Христово» 4. Строго говоря, первое упоминание 25 декабря как праздника Sol Invictus относится к 354 году, а первое упоминание 25 декабря как праздника Рождества Христова относится к 336 году. Упоминает о празднике Рождества Христова тот же Хронограф 354 года, но при этом использует текст «Depositio Martyrum», который датируют 336 годом. Аналогичным образом и Курт Симманс в своей статье от 2018 года пишет, что «недостаток веских доказательств, подтверждающих религиоведческую теорию, заставляет все большее число ученых ставить её под сомнение.
Как мы видели, теория почти полностью основывается на выводах, которые в равной степени могут быть истолкованы противоположным образом. Никаких веских доказательств того, что празднование Sol Invictus является истинным источником даты Рождества Христова, не встречается ни в каких источниках того времени: ни в посланиях, ни в указах, ни в исторических отчётах, нигде. На самом деле имеющиеся свидетельства показывают, что церковные писатели того времени принимали 25 декабря как полученную по преданию от более ранних отцов» 5. В частности, блаженный Августин писал: «Он был рождён, согласно преданию, 25 декабря».
Также блаженный Иероним в «Беседе на Рождество Христово» говорил: «Мы не распространяем наше собственное мнение, но поддерживаем предание». Здесь надо заметить, что Узенер в качестве обоснования своей гипотезы теории приводит цитату из схолии на труды сирийского монофизитского автора XII века Дионисия Бар Салиби. Схолия — это заметка на полях рукописи, то есть это не текст самого Бар Салиби. Тот жил в XII веке, а когда именно была записана эта рукопись, и когда некий аноним на её полях оставил свое замечание — неизвестно; может быть, в XIII веке, может быть, ещё позже.
В древности в некоторых восточных Церквах день Рождества Христова совпадал с днём Богоявления, то есть, с 6 января. И вот автор той самой заметки на полях выступает против того, чтобы Рождество праздновать 25 декабря, и, соответственно, за то, чтобы вернуть его празднование на 6 января. Именно этот анонимный сирийский комментатор позднего средневековья впервые высказывает идею о том, что якобы 25 декабря отцы Церкви выбрали для того, чтобы Рождеством Христовым вытеснить некий языческий праздник. Но, как замечает по этому поводу Хийманс, «один столь поздний и очевидно враждебный источник имеет мало ценности в данном случае» 6.
Это не более чем полемическое утверждение анонимного сирийского автора, сделанное почти тысячу лет спустя после обсуждаемого события. Российский исследователь П. Кузенков также критикует гипотезу Узенера: «При всей подкупающей простоте этой схемы в ней имеется слабое место. Символизм этой даты заключается в том, что она ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря» 7.
Почему Рождество начали праздновать не сразу? Некоторые древние христианские авторы указывали свои предположения относительно дня рождения Иисуса Христа. При этом речь не шла о празднике, это для них был именно вопрос истории. Ежегодного празднования Рождества Христова в первые три века, судя по всему, не было — по крайней мере, не было как общецерковного праздника, отдельного от Богоявления.
Некоторые современные критики христианства в связи с этим спрашивают: «А почему не было? Но праздника Рождества Христова не было по той простой причине, что, как отмечает Хийманс, для древних христиан, точно также как для нынешних православных христиан, центральным событием было воскресение Христа, а не Его рождение, и, соответственно, именно праздник Пасхи был главным праздником. Ну а кроме того, многие христиане в те времена считали, что в принципе празднование дня рождения — это дело сомнительное. Основывались они при этом тем, что в Библии указаны только два человека, которые отмечали день рождения: это фараон и Ирод, на праздновании дня рождения которого был убит Иоанн Предтеча.
В частности, о таком предубеждении против празднования дня рождения упоминал Ориген. Почему же в IV-м веке христиане всё-таки начали широко праздновать Рождество Христово? Хийманс полагает, что это было вызвано стремлением подчеркнуть воплощение Христа в контексте противодействия различным еретическим учениям.
Возле храмов и в домах делают рождественский вертеп: импровизированную пещеру с животными, Девой Марией и младенцем в яслях, украшают ее еловыми ветвями, цветами, а также яркими гирляндами или свечами. Молодежь в Сочельник ходит колядовать.
С песнями разряженные дети и взрослые идут по домам и поют, прославляя рождение Спасителя, доброту хозяев. Узнать колядующих можно не только по ярким нарядам и задорным песням, но и по рождественской звезде, сделанной из блестящей бумаги и украшенной лентами. Колядующих принято одаривать конфетами, деньгами, игрушками. После Рождества начинаются Святки, которые продолжаются вплоть до Крещения Господня, то есть длятся они 12 дней, с 7 по 19 января. Это время часто используют для гаданий.
Праздничный стол Во главе стола на праздничный ужин всегда ставят кашу с фруктами и орехами сочиво или кутью.
Фото Как в России встретили православное Рождество Православные верующие отмечают в субботу Рождество Христово — один из главных христианских праздников, который еще называют «зимней Пасхой». Вместе с Русской православной церковью 7 января Рождество встречают еще Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская поместные церкви, а также афонские монастыри, старообрядцы, греко-католики и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря.
Каждый из этих праздников предваряет Сочельник, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды на небе. Сегодня католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря. Православные христиане чтят великое событие 7 января. В России этот день является выходным. История праздника Рождество — кратко для детей Часто дети задают вопрос, а кто такой Иисус, где и как он родился? Вот небольшая история для общего развития и понимания.
Иисус — это сын Бога, который родился человеком на Земле и жил среди обычных людей. Он был послан, чтобы спасти человечество от гибели и избавить от грехов — прошедших и будущих. Праздник Рождество Христово — это день рождения Божьего сына. Земными родителями Христа были Иосиф и Мария. Настоящий отец Спасителя — Святой Дух, от которого понесла Мария путем непорочного зачатия. Иосиф же был вдовцом. И было ему видение, из которого он узнал, что должен вырастить и воспитать Иисуса. Теперь, после знакомства с главными героями, можно рассказать историю рождения Спасителя в пещере и появления Вифлеемской звезды на небе, которая привела мудрецов к Младенцу. Это интересно!
После рождения Мария положила ребенка в ясли. Это кормушка для овец, наполненная сеном. В честь нее были названы ясли — детское заведение, куда ходят малыши с полутора до 3 лет. Традиции и обычаи православного Рождества У праздника есть символика: главный символ — это Рождественская Елка, украшенная звездой; великие дары — золото и библейские ароматы ладан и мирра , именно их преподнесли волхвы Младенцу Иисусу; фигурки Ангелов и колокольчики напоминают о том, как узнали о рождении пастухи; свечи символизируют сияние радости. Рождеству предшествует 40-дневный пост. Это время духовного и физического очищения, подготовка к великим событиям. В этот день царит особое настроение — ожидание праздника. Начинаются Святки, которые продолжаются до Крещения. Сочельник православные проводят в строгом посте.
Принято отказываться от любой пищи, пока на небе не появится первая звезда. Эта традиция связана с историей о Вифлеемской звезде, которая оповестила о рождении Спасителя. Всю ночь идет торжественное Богослужение, которое транслируется по центральным каналам. Звон колоколов рассказывает о радости рождения Иисуса. Воцерковленные говорят: «Христос родился!
Подать записку
- Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
- Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
- Православные верующие празднуют Рождество
- История и значение Рождества
- Правила комментирования
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Новый год — 2024: где встретить, афиша новогодних праздников
- Топ-25 подарков на Рождество 7 января
- Рождество Христово: даты, история, традиции | Правмир
- Подать записку