15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 погиб выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Однако в большую серию он так и не пошел — сказалась гибель Чкалова и еще одного испытателя Тома Сузи, который из-за технической неисправности разбился в сентябре 1939. 120 лет Валерию Чкалову — трагическая гибель. 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета истребитель И-180, которым управлял Чкалов, упал при заходе на посадку. Валерий Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».
"Трагедия Болдуина" повторялась и в России: чуть не погиб Чкалов
Сталину с просьбой разрешить ему одному полет через Северный полюс в Америку и получил согласие. Узнав об этом, Громов также подал заявление с просьбой о разрешении такого же полета. И тот же Сталин после встречи с летчиком дал свое добро. Оба самолета начали готовить к полету, вспоминал Громов. Испытания подходили к концу. Но однажды утром, войдя в ангар, мы вдруг увидели, что наш самолет стоит без мотора: его передали, как нам сказали, на самолет Чкалова для замены менее надежного. Можно представить себе наше состояние. Но духом мы не упали, а продолжали работать: ведь на вновь поставленном моторе предстояло налетать двадцать пять часов. А тем временем Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки С. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. А 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Гибель Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Что же случилось на самом деле? Полёт готовился в большой спешке. Дело в том, в апреле 1938 года правительственным решением обязали Н. Поликарпова построить и испытать И-180 к концу года. Этот истребитель должен был стать конкурентом немецкого «Мессершмитта», хорошо проявившего себя в небе Испании и который был для того времени самым быстрым и хорошо вооруженным военным самолетом в мире. Кроме того, 21 декабря у И.
Сталина должен быть день рождения. И порадовать вождя новым самолетом хотели все. Поэтому и на завод, и на Н.
Решал до тех пор, пока решения не находилось. О событиях он узнавал от соседей или от родителей, но сам тоже делал выводы: «У нас вон какая большая страна, а немец на пятаке еле умещается. Разве он совладает с нами?
Нет, конечно! В 1916 году отец послал Валерия учиться в Череповецкое ремесленное училище. Это заведение считалось престижным, но 12-летний подросток прошёл по конкурсу третьим. Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника.
Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом. Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался.
Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением. Валерий был счастлив. Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань. Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику.
Юность В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез. Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк. Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг. Однажды ему доверили доставку техники до парка.
Дело было зимой. Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности. Для его сопровождения были выделены три человека, но Чкалов всё сделал сам, несмотря на серьёзные проблемы в пути. Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст. Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать!
Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст.
Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании.
Присудили к одному году лишения свободы … Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора … Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота … Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года.
По ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное.
Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью.
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его своим покровителем.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года.
АНТ-25 в полёте Первое издание 1939 г. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский , опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С.
Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности.
Эти события связывает не только дата. За свою короткую жизнь, оборвавшуюся еще до начала Великой Отечественной войны, Валерий Чкалов собрал богатейший опыт при испытании летательных аппаратов только за два года работы во ВНИИ ВВС РККА он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов, применяя новые методы пилотирования. Это позволило лётчикам Красной Армии применять многие из его методов в ходе сражений с гитлеровскими захватчиками.
Место гибели В. П. Чкалова
Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, погиб 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета на истребителе. После смены социального строя Чкалов много и упорно трудился, учился, благодаря чему сумел стать летчиком и выдающимся человеком. Причиной гибели Чкалова вполне могла стать кремлёвская красавица Евгения, жена Ежова, которую Сталин называл «прекрасной Суламифью». По словам внука авиатора, в его семье склоняются к версии, что гибель Валерия Чкалова была неслучайной.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Секретных папок оказалось немало. Обнаружились неизвестные факты профессиональной деятельности отца и многое другое, - рассказывает дочь летчика. Чкалов прославился своим знаменитым беспосадочным перелетом через Северный полюс в Америку в экипаже были также Н. Байдуков, А. Второй подобный перелет совершил еще один экипаж во главе с М. Это было летом 1937 года. Об этих событиях много написано, рассказано, в Ванкувере еще в 1974 году был создан Чкаловский комитет, он и до сих пор действует.
В обоих городах открыты мемориальные комплексы в память о подвиге русских летчиков. Совсем другая история произошла с последним трагическим полетом В. Дочь летчика уверенно утверждает, что гибель ее отца не была сиюминутной трагедией: «Государственные жернова медленно, но верно начали свою работу до его гибели». После полета в Америку В. Чкалов оказался в зените своей славы: Герой Советского Союза, летчик-испытатель стал еще и народным депутатом. Самолет И-180 был скоростным одноместным истребителем, который должен был сменить прежний И-16.
Летчик В. Чкалов получил задание провести испытания нового истребителя. Он мало чем отличался от И-16, но был больше и тяжелее. На нем был поставлен новый мотор. На него очень надеялись и спешили поднять истребитель в воздух к концу 1938 года.
Тому же Туполеву было 53 года. Но Войну закончили не истребители Поликарпова, а машины более молодых конструкторов. Может Поликарпов так и остался апологетом «кукурузников» и «чаек» и не мог создавать новые, современные истребители? Или что-то другое вмешалось в его жизнь и карьерную судьбу? Поликарпов Николай Николаевич, в 1933 году создал по собственной инициативе истребитель И-16 на вооружении РККА уже стоял его истребитель И-5 и учебный «кукурузник» У-2. На тот момент, во всех странах мира на вооружении стояли «двукрылые» истребители, бипланы с открытыми кабинами. Поликарпов же создаёт совершенно прорывную модель боевого, серийного истребителя «нового поколения» — моноплан, да ещё и с убирающимися шасси. И-16 даже имел в проекте закрытую кабину с надвигаемым фонарем от него потом отказались из-за неудобства. Сухой самый грамотный и образованный конструктор истребителей, практически единственный конструктор, другие ещё просто не выросли из студенческих «Рабфаковских» парт и скамеек. Кошкина при Харьковском паровозостроительном заводе в 1939 году. Ведущим летчиком-испытателем истребителей этого КБ был сам! Но к началу Войны это КБ не выдало в войска ничего нового, кроме различных модификаций всё того же И-16 «тип 29» обр. Неужто у Поликарпова не было машины такого уровня на 22 июня? Оказывается были, и не только истребители, но и пикирующие бомбардировщики разрабатывали в его КБ, а к 1943 году даже «тяжелый» истребитель для борьбы с танками сделали и испытали. Чтобы понять, что произошло и почему «закатилась звезда» Поликарпова, попробуйте ответить на простой вопрос — как нанести урон истребительной авиации страны, если ею занимается один-единственный основной Главный Конструктор? Можно конечно просто убить такого человека. Это нанесет некоторый ущерб, но его замы или брошенные на это КБ «микояны и яковлевы» смогут, даже если среди них нет подобной личности, продолжить начатые разработки и наметки, и претворят их в жизнь. При этом могут быть активизированы работы в других, аналогичных истребительных КБ — ведь даже в КБ Ильюшина разрабатывали свою модель истребителя. А ведь уже были некие работы у Лавочкина, Яковлева и других конструкторов. Но лучше и надежнее нанести удар по репутации Главного на тот момент Конструктора чьи самолеты стоят на вооружении Армии и чьи новые разработки будут рассматриваться предпочтительнее разработок молодых конструкторов , это организовать серьёзную авиакатастрофу, и лучше всего именно нового самолета. Это просто умнее — не убивать, или даже не сажать по доносу Конструктора, а просто сорвать работу самого КБ. Ведь даже посаженные по доносам «сослуживцев», или за конкретные нарушения закона, конструкторы, стараниями Л. Берии в итоге, после прихода того в НКВД в 1938 году, оказывались в закрытых КБ «шарашкиных конторах» в городах, при авиазаводах. Тем более, что Н. Поликарпов уже отсидел в «шараге» больше года ещё в 1929 году, по доносу. Серьезная же авария, и лучше всего с гибелью летчика-испытателя, предпочтительнее. А если таким летчиком окажется ведущий испытатель этого КБ В. Чкалов — то будет совсем замечательно. Работа КБ автоматически будет остановлена на время проверок, комиссий, разбирательств, актов. Это ведь просто стандартная процедура в случае серьезной авиакатастрофы с гибелью летчика-испытателя. А уж тем более, если ещё и Чкалов пострадает, то КБ наверняка будет надолго выведено из строя. И реально, авария с истребителем И-180 в 1938 году, в которой погиб В. Чкалов, на тот момент уже комбриг должность и звание генерала ВВС КА , нанесла удар сразу по нескольким целям. Первое, погиб Чкалов, в перспективе могущий занять пост либо в наркомате авиационной промышленности НКАП , либо в военных структурах ВВС, а как человек волевой и пробивной, Чкалов наверняка сделал бы всё от него зависящее, чтобы к началу Войны в РККА стояли на вооружении новейшие самолеты, особенно истребители. Второе, со смертью Чкалова также стали тормозиться и работы КБ Поликарпова, единственного на тот момент истребительного КБ, имеющего разработки новых моделей на смену уже устаревающим «Ишачкам». Ведь после гибели Чкалова у Поликарпова, в его КБ, кроме доводки истребителя И-180 проводилась работа над эскизным проектом высотного истребителя "К" проект «61» под двигатель жидкостного охлаждения АМ-37 1400 л. И «Поликарпов также думал о еще более совершенном истребителе с мотором воздушного охлаждения в двигателестроительных КБ С. Туманского и А Д. Швецова создавались новые двухрядные моторы мощностью 1600-2000 л. Еще 17 мая 1939 г. Поликарпов направил письмо Туманскому с просьбой сообщить характеристики М-90. Таким образом, уже летом 1939 г. Микояном и М. Новому КБ передали эскизный проект "К", на основе которого был вскоре создан И-200, будущий МиГ-1 после внедрения в серию МиГ-1 Поликарпова отметили специальной премией за разработку этой машины — т. Ромодин, Н. Андрианов, Н. Матюк, А. Карев, Д. Кургузов и др. Всего — «... Переводили, как говорится, кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченный человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху... Только за последние 4 года ОКБ в четвертый раз! В сложных условиях, с вдвое меньшим составом сотрудников, Николай Николаевич энергично принялся за создание И-185 проект «62» , на смену И-180. Анализ состояния германской авиации показывал, что внедрявшийся в серию И-180 отвечает требованиям времени. Но не было сомнений, что вскоре появятся более совершенные модификации Bf-109Е, а фирма "Фокке-Вульф" создала новый мощный истребитель FW-190 о нем, правда, еще мало что было известно. И если Яковлев, Лавочкин, Пашинин и другие в течение 1939-40 гг. Как показало время, Поликарпов очень хорошо представлял, каким должен быть истребитель в надвигавшейся войне — И-185 по своим параметрам отвечал требованиям конца войны. Это обстоятельство хочется подчеркнуть еще и потому, что отдельные авторы в своих статьях и книгах то ли по невдумчивости, то ли сознательно неудачи Поликарпова в последние годы жизни объясняют «приверженностью к бипланам». Обогнали, мол, его молодые конструкторы, так как ориентировались на монопланную схему, а Поликарпов «сомневался»... И это о конструкторе, создавшем еще в 1923 г. Также машина имела другой, новый двигатель — мощность его превышала мощность двигателя серийного И-16, и общая длина самолета И-180 выросла почти на 1 метр. Появившийся в 1933 году, И-16 имел к началу Войны с десяток различных «типов», отличающихся друг от друга мощностью двигателей да вооружением. Но после аварии с гибелью Чкалова на И-180, работы по созданию и запуску в серию машины «нового поколения», с мотором свыше 1000 л.
Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может. И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий. В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава. Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7». Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством. Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов. Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток. Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же? Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен. Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации. Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один.
Митинг на месте гибели Валерия Чкалова 2 февраля 2023 Московское региональное отделение СЖР 2 февраля 2023 года жители Хорошёвского района, представители актива Московского регионального отделения Союза женщин России и региональная общественная организация «Московский городской совет женщин», провели встречу, посвященную двум знаменательным датам - 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и дню рождения легендарного летчика, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова. Эти события связывает не только дата. За свою короткую жизнь, оборвавшуюся еще до начала Великой Отечественной войны, Валерий Чкалов собрал богатейший опыт при испытании летательных аппаратов только за два года работы во ВНИИ ВВС РККА он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов, применяя новые методы пилотирования.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в расположенную недалеко Боткинскую больницу, где он и скончался. На гибель Чкалова откликнулась мировая пресса − газеты Англии, Франции, Испании, США, Чехословакии, Турции, Финляндии, Ирана.
Теория заговора в полете. Как на самом деле погиб Чкалов?
космос, космонавтика, история, гагарин, гибель гагарина 30 марта 1968 года урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина были захоронены у Кремлевской стены с воинскими. Удалось найти упоминание о случае, связанном с гибелью артиста от бутафорского холостого выстрела, произошедшем в России. На следующий день после гибели Чкалова был сброшен с электрички и погиб ведущий инженер по испытаниям И-180 Лазарев. К гибели Чкалова причастно прежде всего НКВД и, возможно, Никита Хрущев. В. Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу. Кто заставил Чкалова поднять самолет в воздух, кому могла быть выгодна смерть летчика и правда ли, что незадолго до гибели Чкалов стал сильно раздражать власть?
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, погиб 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета на истребителе. Казалось бы, тема гибели Чкалова исчерпана, но чем дальше в прошлое уходит эта катастрофа, тем чаще появляются в печати всевозможные домыслы и сплетни, оскорбляющие. Историки спорят — была случайной смерть Чкалова, или летчика погубили преднамеренно?
Теория заговора в полете. Как на самом деле погиб Чкалов?
Во время испытания «сырого» самолёта отказал двигатель. Чкалов увёл машину от жилых домов, но при посадке зацепился за провода и разбился. Его гибель породила много мифов и слухов, но ни один из них не нашёл подтверждения. Сегодня имя Валерия Чкалова стало легендой. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво сегодня — город Чкаловск Нижегородской губернии в семье котельщика казённых мастерских.
В 15 — ученик сборщика самолётов в Нижнем Новгороде. Удд впоследствии о.
Затем срок был снижен до 6 месяцев. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Отбывал наказание летчик недолго, менее чем через месяц оно было заменено на условное, и Чкалов освободился из Брянской тюрьмы. Вроде с таким шлейфом происшествий и характеристикой «воздушный хулиган» его не должны были бы взять в испытатели самолетов. Но в то время и гораздо позже простые летчики, а тем более испытатели, считались самоубийцами. И это было действительно так. Вот о чем говорил приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года: Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров.
За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Бряндинского, Губенко, Серова и Полину Осипенко. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;. Он стал даже автором новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Чкалов с сыном. С развитием воздухоплавания и авиации открылись совершенно новые возможности в достижении Северного полюса. Но летчиков постигла неудача — неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Тогда самолет едва не сгорел на земле из-за случайной искры.
Леваневский в сердцах заявил, что вся беда в самолете и он больше в него никогда не сядет. И, конечно, просить об этом Сталина, так как в подобных вопросах последнее слово оставалось всегда за ним. Вот именно здесь и проявился непростой характер Чкалова: если быть, то всегда быть первым! Не предупредив Громова, он подал заявление И. Сталину с просьбой разрешить ему одному полет через Северный полюс в Америку и получил согласие. Узнав об этом, Громов также подал заявление с просьбой о разрешении такого же полета. И тот же Сталин после встречи с летчиком дал свое добро. Оба самолета начали готовить к полету, вспоминал Громов. Испытания подходили к концу. Но однажды утром, войдя в ангар, мы вдруг увидели, что наш самолет стоит без мотора: его передали, как нам сказали, на самолет Чкалова для замены менее надежного.
Можно представить себе наше состояние. Но духом мы не упали, а продолжали работать: ведь на вновь поставленном моторе предстояло налетать двадцать пять часов. А тем временем Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки С.
Вождю истребитель понравился, и он распорядился, чтобы срок Поликарпову заменили на условный. Авиаконструктору явно больше не хотелось в тюрьму, поэтому он в авральном порядке изобретал один самолет за другим, чтобы порадовать Вождя. Самолеты конструировались в спешке с большими недоработками. Тем не менее множество людей, горя желанием отличиться, пытались запустить их в производство. Расплачиваться за спешку и огрехи приходилось летчикам-испытателям. Поликарпова выручало, что летчик от Бога Чкалов стал ведущим испытателем его КБ. Чкалов успешно поднимал в небо и сажал на землю самые недоработанные машины. Зато испытатели, которые потом помогали доводить эти самолеты до ума, гибли один за другим. Самолет ВИТ-1 после успешных полетов Чкалова был запущен в серийное производство. Завершать испытания этой машины должен был Герой Советского Союза Павел Головин, который погиб на ней. История повторилась с машиной ВИТ-2 и самолетом-разведчиком «Иванов». Роковой истребитель И-180 имел кучу недоработок. К тому же из-за холодной погоды и отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора, была опасность, что он заглохнет в воздухе, но гордость не позволила Чкалову отказаться от испытательного полета. На втором круге у И-180 действительно заглох мотор из-за переохлаждения. Чкалов пытался планировать, но не дотянул до аэродрома и врезался в дровяной склад возле Хорошевского шоссе. Его доставили в больницу, но там он скончался. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета». В «Правде» напечатали не только некролог, но и отклики известных людей на гибель Чкалова. На звучные эпитеты никто не скупился. Но народ любил Чкалова не за них, а за то, что считал его своим — простым парнем, которого Бог наградил талантом покорять небо.
Народная дипломатия В субботу внук летчика присутствовал на торжественной церемонии в американском городе Ванкувер штат Вашингтон , посвященной 80-летию первого беспосадочного перелета из Москвы в США, который 18-20 июня 1937 года совершил экипаж советских авиаторов под руководством Валерия Чкалова. По словам собеседника агентства, семья летчика ежегодно приезжает в эти дни в США, чтобы возложить цветы к монументу на месте посадки самолета АНТ-25. Они "скинулись" и установили Чкаловский монумент - сначала перед взлетно-посадочной полосой, а затем, когда дорога расширилась, его перенесли на поле, где фактически и стоял самолет АНТ-25". По словам внука пилота, начиная с 1975 года в Ванкувер постоянно летал его отец, сын пилота - Игорь Валерьевич, а позже эту традицию поддержали ближайшие родственники. Они принимают участие в памятных мероприятиях, возлагают цветы, отдают тем самым дань памяти экипажу, истории. Гражданский костюм в обмен на летную форму По его словам, в последние годы семья Чкалова передала в Музей авиации Пирсон Филд, где хранятся экспонаты, связанные с перелетом, многие артефакты, фотографии, личные вещи авиаторов.
Место гибели В. П. Чкалова
Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно. Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку.
За особые заслуги в испытании истребителей Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Байдуков и А. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. И с этой задачей лётчики успешно справляются.
В силу своего характера и «простоты поведения» скорее он всегда мог стать клиентом гарнизонной гауптвахты, либо арестантом на 15 суток в милиции, чем претендовать на руководящие должности вместо Ежова. Скорее всего Чкалов мог занять значимый пост в авиации спустя год-другой, но ни в коем случае не наркома в НКВД. Наверняка Сталин предлагал Чкалову данную должность в личном разговоре, но вряд ли рассчитывал на согласие, и тем более сам всерьёз собирался назначать того на эту должность. Почему же эта история так «популярна» и именно в среде «разоблачителей»? Ответ наверное стоит искать в странной гибели летчика при испытаниях опытного истребителя «нового поколения» конструктора Поликарпова — И-180. Но начать придется с авиастроения 30-х годов. Что «общеизвестно» о советских конструкторах самолетов тех лет, в преддверии Великой Войны? Но это — самолеты Победы, созданные за год-два до начала Войны, или уже в ходе самой Войны.
Кто занимался авиацией в те годы, точнее кто был лидером? Список будет несколько покороче — Туполев А. При этом Поликарпов о котором сегодня почти забыли в истребительной авиации тех лет — «царь и бог, и воинский начальник», «Король истребителей». Что-то вроде того, кем был в пятидесятые-шестидесятые в космонавтике С. Туполев, проживший долгую и яркую жизнь в авиации 1888-1972 годы , академик АН СССР в 1953 году, трижды Герой Социалистического Труда 1945, 1957, 1972 годы , генерал-полковник-инженер 1968 , гос премия в 1943, 1948, 1949, 1952 при Сталине , и 1972 годах, достаточно известен и «его самолеты» до сих пор на вооружении в военной и гражданской авиации России. А что известно помнят о Поликарпове сегодня — в лучшем случае «кукурузник» По-2 У-2 , да «Ишачок» И-16 с «Чайкой» И-153 уже для узких специалистов и любителей авиации. При этом «все знают», что на 22 июня эти «ишачки» И-16 были морально и технически устаревшими и не могли на равных тягаться в воздухе с «лучшими истребителями всех времен и народов» — Bf-109 «Мессершмиттами»! А что же было на самом деле в истребительной авиации 30-х и какое место занимал сам Поликарпов в этой авиации?
В энциклопедиях и словарях записано — «Поликарпов Ник. Труда 1940. Под рук. СССР 1941, 1943 ». Премии скорее всего была «Сталинскими», но это так, детали. Так что же представлял из себя Н. Именно на его И-16, 22 июня в 3. И именно его истребители, «Ишачки» и «Чайки» показывают в хронике, разбитые на аэродромах первых дней Войны, когда говорят о «разгроме» Красной Армии в 1941 году.
Сам И-16 прослужил в армии 10 лет, с 1933 года, и в 1943 году окончательно был снят с вооружения и заменен на истребители Лавочкина и Яковлева. На начало Войны Поликарпову было уже 49 лет Лавочкину — 41, Яковлеву — 35 лет. То есть по всем меркам Поликарпов и авторитет и «патриарх» в истребительной авиации. Тому же Туполеву было 53 года. Но Войну закончили не истребители Поликарпова, а машины более молодых конструкторов. Может Поликарпов так и остался апологетом «кукурузников» и «чаек» и не мог создавать новые, современные истребители? Или что-то другое вмешалось в его жизнь и карьерную судьбу? Поликарпов Николай Николаевич, в 1933 году создал по собственной инициативе истребитель И-16 на вооружении РККА уже стоял его истребитель И-5 и учебный «кукурузник» У-2.
На тот момент, во всех странах мира на вооружении стояли «двукрылые» истребители, бипланы с открытыми кабинами. Поликарпов же создаёт совершенно прорывную модель боевого, серийного истребителя «нового поколения» — моноплан, да ещё и с убирающимися шасси. И-16 даже имел в проекте закрытую кабину с надвигаемым фонарем от него потом отказались из-за неудобства. Сухой самый грамотный и образованный конструктор истребителей, практически единственный конструктор, другие ещё просто не выросли из студенческих «Рабфаковских» парт и скамеек. Кошкина при Харьковском паровозостроительном заводе в 1939 году. Ведущим летчиком-испытателем истребителей этого КБ был сам! Но к началу Войны это КБ не выдало в войска ничего нового, кроме различных модификаций всё того же И-16 «тип 29» обр. Неужто у Поликарпова не было машины такого уровня на 22 июня?
Оказывается были, и не только истребители, но и пикирующие бомбардировщики разрабатывали в его КБ, а к 1943 году даже «тяжелый» истребитель для борьбы с танками сделали и испытали. Чтобы понять, что произошло и почему «закатилась звезда» Поликарпова, попробуйте ответить на простой вопрос — как нанести урон истребительной авиации страны, если ею занимается один-единственный основной Главный Конструктор? Можно конечно просто убить такого человека. Это нанесет некоторый ущерб, но его замы или брошенные на это КБ «микояны и яковлевы» смогут, даже если среди них нет подобной личности, продолжить начатые разработки и наметки, и претворят их в жизнь. При этом могут быть активизированы работы в других, аналогичных истребительных КБ — ведь даже в КБ Ильюшина разрабатывали свою модель истребителя. А ведь уже были некие работы у Лавочкина, Яковлева и других конструкторов. Но лучше и надежнее нанести удар по репутации Главного на тот момент Конструктора чьи самолеты стоят на вооружении Армии и чьи новые разработки будут рассматриваться предпочтительнее разработок молодых конструкторов , это организовать серьёзную авиакатастрофу, и лучше всего именно нового самолета. Это просто умнее — не убивать, или даже не сажать по доносу Конструктора, а просто сорвать работу самого КБ.
Ведь даже посаженные по доносам «сослуживцев», или за конкретные нарушения закона, конструкторы, стараниями Л. Берии в итоге, после прихода того в НКВД в 1938 году, оказывались в закрытых КБ «шарашкиных конторах» в городах, при авиазаводах. Тем более, что Н. Поликарпов уже отсидел в «шараге» больше года ещё в 1929 году, по доносу. Серьезная же авария, и лучше всего с гибелью летчика-испытателя, предпочтительнее. А если таким летчиком окажется ведущий испытатель этого КБ В. Чкалов — то будет совсем замечательно. Работа КБ автоматически будет остановлена на время проверок, комиссий, разбирательств, актов.
Это ведь просто стандартная процедура в случае серьезной авиакатастрофы с гибелью летчика-испытателя. А уж тем более, если ещё и Чкалов пострадает, то КБ наверняка будет надолго выведено из строя. И реально, авария с истребителем И-180 в 1938 году, в которой погиб В. Чкалов, на тот момент уже комбриг должность и звание генерала ВВС КА , нанесла удар сразу по нескольким целям. Первое, погиб Чкалов, в перспективе могущий занять пост либо в наркомате авиационной промышленности НКАП , либо в военных структурах ВВС, а как человек волевой и пробивной, Чкалов наверняка сделал бы всё от него зависящее, чтобы к началу Войны в РККА стояли на вооружении новейшие самолеты, особенно истребители. Второе, со смертью Чкалова также стали тормозиться и работы КБ Поликарпова, единственного на тот момент истребительного КБ, имеющего разработки новых моделей на смену уже устаревающим «Ишачкам». Ведь после гибели Чкалова у Поликарпова, в его КБ, кроме доводки истребителя И-180 проводилась работа над эскизным проектом высотного истребителя "К" проект «61» под двигатель жидкостного охлаждения АМ-37 1400 л. И «Поликарпов также думал о еще более совершенном истребителе с мотором воздушного охлаждения в двигателестроительных КБ С.
Туманского и А Д. Швецова создавались новые двухрядные моторы мощностью 1600-2000 л.
Только при этом другие легенды рассказывают, что и Сталин, и Берия присылали ему записки, чтобы он отказался от полета в тот день. Но сдается, что и то и другое — выдумки. Если кого и можно назвать виновником гибели легендарного летчика, так это советскую систему, которая безжалостно относилась к жизням людей, даже если они были всенародно любимыми героями. Мало ли героев Революции и Гражданской войны в те годы поставили к стенке. А вся их вина состояла в том, что кто-то хотел отличиться и выслужиться перед Сталиным, раскрыв очередной антисоветский заговор. Нечто подобное было и с Чкаловым. Авиаконструктор Николай Поликарпов сам стал жертвой системы. ОГПУ арестовывало его еще в 1929 году, после чего он без суда был приговорен к смертной казни.
От смерти его спасло то, что в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» для проектирования новых моделей самолетов, в которое он был зачислен. Чкалов и А. Вождю истребитель понравился, и он распорядился, чтобы срок Поликарпову заменили на условный. Авиаконструктору явно больше не хотелось в тюрьму, поэтому он в авральном порядке изобретал один самолет за другим, чтобы порадовать Вождя. Самолеты конструировались в спешке с большими недоработками. Тем не менее множество людей, горя желанием отличиться, пытались запустить их в производство. Расплачиваться за спешку и огрехи приходилось летчикам-испытателям. Поликарпова выручало, что летчик от Бога Чкалов стал ведущим испытателем его КБ. Чкалов успешно поднимал в небо и сажал на землю самые недоработанные машины. Зато испытатели, которые потом помогали доводить эти самолеты до ума, гибли один за другим.
Самолет ВИТ-1 после успешных полетов Чкалова был запущен в серийное производство. Завершать испытания этой машины должен был Герой Советского Союза Павел Головин, который погиб на ней.
Чкалов был мужчиной. Невероятно мужественным человеком. В последнюю минуту жизни он не дрогнул и совершил свой последний подвиг, который останется в нашей памяти навсегда.