Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). Валерий Чкалов зачисляется в эскадрилью им. Нестерова в Северной столице. Валерий Павлович Чкалов был женат на Ольге Эразмовне (в девичестве Ореховой). просмотрите отзывы путешественников (4 шт.), реальные фотографии (16 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов. Любимец всего Советского Союза герой-летчик Валерий Чкалов 15 декабря 1938 года трагически погиб при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции рпова.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов трагически погиб при испытании нового истребителя И-180, разработанного известным авиаконструктором Поликарповым. котельщика Василёвских казённых мастерских.
Чкалов Валерий Павлович
После страшного удара Чкалова выбросило из самолета на кучу металлолома, он упал на обрезок трубы, пробивший ему насквозь грудь. К нему боялись подойти — вдруг самолет взорвется. Хоронили его с помпой — в кремлевской стене, в похоронах принимали участие руководители партии и правительства. Потом комиссия во главе с заместителем Берия Меркуловым расстрелян позже по делу Берия сделала следующий вывод: «15. В 12 часов 58 мин. Причиной этой вынужденной посадки назвали отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом.
За выпуск в полет самолета с многочисленными дефектами было арестовано более 60 руководителей авиационного завода. Такова официальная версия гибели Валерия Чкалова. Но кроме этой официальной версии существует и другая, более реальная версия. По мнению дочери Валерия Чкалова, изложенном в фильме «Охота на Чкалова» из программы «Пятое измерение» в цикле «Искатели» , к его гибели причастно было НКВД, сознательно подводившее Чкалова к гибели во время испытательного полета например, разрешение на вылет неисправного самолета, срезанные жалюзи у мотора. Эксперты подтверждают, что жалюзи могли быть неисправны только в одном случае — если они были специально срезаны или подрезаны.
То есть, только в случае явной диверсии. Напрашивается вопрос, кому это понадобилось убрать всенародного героя, «сталинского сокола».
Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано им в разработке тактики вертикального боя.
Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации и как лётчик-испытатель. Из 14 лет его авиационной деятельности 8 отдано испытательной работе, которой он занимался сначала в Московском научно-испытательном институте, а затем на авиазаводе им. За эти годы через его руки прошло 70 различных конструкций самолётов. Валерий Павлович, будучи шеф — пилотом замечательного авиаконструктора Н. Поликарпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16. Они вошли в историю не только отечественной, но и мировой авиации.
Валерий Павлович всем сердцем любил свою родину, свой народ. О безопасности своего отечества прежде всего думал он, осуществляя свои дерзновенные эксперименты. О родине думал он в часы перелётов по дальним маршрутам. Сегодня память о выдающемся лётчике, о его дерзновенных подвигах хранится в Мемориальном музее В. Основа экспозиции — фотографии, документы, личные вещи В. Чкалова, все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова — человека и Чкалова — знаменитого летчика.
Мы еще в Игарке поняли, что доверять ему не стоит. Через 5 лет мы приехали в Москву с Олей и Андреем, чтобы показать столицу детям, но долго не могли заселиться в гостиницу. Позвонили Ольге Эразмовне, и она прислала за нами машину.
За ней была закреплена «Победа» с водителем и чудесная дача в Серебряном бору. Мы чудесно провели у них время, купались и загорали на пляже. А закончилось наше знакомство печально.
Игорь оказался ничтожеством. Когда в августе 1991 года арестовали Олега, он написал донос в прокуратуру, что видел, как Шенин выходил от Павлова, когда он был в приемной. Так вот бывает, когда у известного отца сын — отродье.
Правнук Чкалова. Как вы можете это прокомментировать? Он писал правду о нас, и этого ему не простили.
Журналист якобы погиб в автокатастрофе на Кипре. Я прекрасно знаю кипрские дороги, разбиться там случайно невозможно. За это время Олег похудел на 14 килограммов.
Тюрьма не курорт, но и не концлагерь, хотя в камерах «Матросской тишины» было очень холодно. Но даже через три месяца было видно, что он очень переживал. Тогда все словно «поехали», доносили один за другим.
Я была на том митинге, выскочила к микрофону и сказала: «Я слышала, Зюганов, что вы сволочь, но не думала, что такая сволочь». Но то, что такую же подлость совершил именно Игорь, которого мы считали другом, было ужасно. Мне все их жалко.
Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня.
Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября...
Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. По воспоминаниям Д. Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру.
Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Музей Валерия Павловича Чкалова. | Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. |
Чтобы помнили. Чкалов | Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года. |
Герой был убит?
- Курсы валюты:
- Заводила-кочегар
- Завещание Чкалова
- Рассылка новостей
- Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Валерий Чкалов: биография, семья, фото
ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика. |
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова | Валерий Чкалов был любимым народным героем, патриотом, к сожалению, не все его потомки стали достойным продолжением рода. |
Без тайн и оркестров. В Петербурге похоронили одного из командиров Пригожина
Читайте URA. RU в Telegram! Мы рассказываем о всех важных новостях России и мира раньше конкурентов.
В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе ныне Санкт-Петербург.
Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях.
Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода.
Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Байдуков , штурман — А. Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне остров Чкалова в устье Амура протяжённостью 9374 километров полётное время 56 ч 20 мин.
В Москве по приглашению семьи Валерия Павловича Чкалова: его дочери Ольги Валерьевны, внука Валерия, правнука Игоря и других потомков на торжественном собрании в Доме офицеров Преображенского полка участвовал представитель Международного института экономики и права - ведущий специалист МИЭП Краев Леонид Николаевич, уроженец Нижегородской области. Никита Николаевич участвовал в местных соревнованиях, посвященных знаменитому земляку, проходивших под девизом «Мы чкаловцы! Чкаловск Нижегородской губернии. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя. Чкалов поражал современников своими выдающимися способностями виртуозно управлять самолетами, он был мастером высшего пилотажа. Так, 8 ноября 1927 года В.
Чкалов продемонстрировал перед членами правительства в Москве пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Весь мир был в восторге от длительных беспосадочных перелётов, которые совершил русский лётчик Валерий Чкалов.
Центральное место занимает самолет АНТ-25, на котором был проведен беспересадочный перелет над арктическими льдами в Северную Америку. Троицкий мост в Санкт-Петербурге Вид на Троицкий мост Россиянам хорошо известна романтическая легенда, как влюбленный Чкалов, желая привлечь внимание девушки, пролетел под каменным мостом.
Этот эпизод даже сняли в художественном фильме. Профессиональный летчик Борисенко, позируя операторам, действительно совершил головокружительный трюк, проведя свой самолет под мостом над водами реки. Точной даты полета история не сохранила, под мостом можно было пролететь только днем. Место людное, однако не нашлось ни одного свидетеля, кто бы видел полет Чкалова.
Вторая жена летчика Ольга Эразмовна, ради которой, как считается, он и решился на лихой поступок, много раз говорила в интервью, что при ней Чкалов этого не делал. Описания легендарного полета под Троицким мостом появились только в 1939 году, уже после выхода художественного фильма. Чкалов Имя прославленного летчика носят многие села и поселки, улицы, площади, проспекты, школы, заводы, остров в Охотском море, гора в Антарктиде, аэропорт и одна из станций московского метрополитена. В Ванкувере в честь российского летчика названы парк и улица, а на местном аэродроме стоит обелиск и открыт музей легендарного перелета.
На домах, в которых жил Чкалов, установлены мемориальные доски. Это здание на Красноармейском проспекте, 4, в Троицке 1926-1928 , дома по улице Всеволода Вишневского, 11 1924-1927 , и по улице Текстилей, 21 1929-1930 , в Санкт-Петербурге.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков после приземления на острове Удд (22 июля 1936 года). Похоронен Валерий Чкалов в самом сердце Москвы: урна с его прахом установлена в Кремлевской стене. Летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов прожил короткую жизнь.
Валерий Чкалов Кремлевские похороны
Источник: «Фонтанка» На церемонию прощания пришло много людей, женщины плакали, мужчины в черном обступили закрытый гроб. На кладбище приехал и Сергей Плащенко — личный телохранитель Евгения Пригожина, которому повезло не попасть на рейс, потерпевший крушение под Тверью. По информации «Фонтанки», с кладбища прогоняли всех людей с камерами и тех, кто снимал процессию на телефон. На фото у гроба Чекалова предположительно стоят жена и сын погибшего Источник: «Фонтанка» Могилу Чекалова обложили множеством венков Источник: «Фонтанка» Погибший входил в топ-менеджмент компании Пригожина «Конкорд», а в ЧВК был ответственным за поставки боеприпасов и транспортную логистику.
С лета 2023 года числился в санкционных списках США. Кроме того, Чекалову был запрещен въезд на территорию Украины.
В 1911—1915 гг. В последующие годы проходил обучение в Череповецком техническом училище. После его закрытия в 1918 г.
Валерий вернулся в Василево, где отец устроил его подручным молотобойца, затем кочегаром на землечерпалке, позднее - на пароходе «Баян». Увидев однажды в небе летящий аэроплан, молодой человек буквально заболел мечтой стать авиатором. На дворе стоял 1918 год. В стране шла братоубийственная Гражданская война. Валерий Чкалов.
В 1921 г. Затем продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа В 15 лет Валерий добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии РККА и был принят учеником слесаря, затем слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов в 4-й Канавинский авиационный парк г. Нижний Новгород. В эти годы Валерий Павлович постигал азы авиационной науки, считаясь одним из лучших учеников. Чкалов среди товарищей в Борисоглебской школе военных летчиков.
Курсант школы военных летчиков В. Чкалов был направлен для дальнейшего прохождения службы в состав 1-й Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрильи имени П. По своим летным качествам Валерий Павлович заметно выделялся среди сослуживцев. Его неуемный характер требовал новых открытий в искусстве высшего пилотажа. Он мастерски владел практически всеми фигурами сложного пилотирования: «мертвой петлей», «бочками», «штопорами», полетами вверх колесами и т.
Часто любовь к риску в воздухе выходила за рамки установленной летной программы, что влекло за собой дисциплинарные взыскания и неоднократные отстранения от полетов. Не отличался В. Чкалов высокой дисциплиной и в быту. В ноябре 1925 г. Несмотря на этот серьезный проступок, ему доверили участвовать в воздушном параде в Москве в честь 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 1927 г.
За блестящее летное мастерство Валерий Павлович получил благодарность и денежную премию в приказе наркома по военным и морским делам СССР К. Летчики эскадрильи. Середина 1920-х гг. В марте следующего года он был переведен в состав 15-й Брянской истребительной авиационной эскадрильи на должность командира звена. На новом месте у В.
Чкалов служба не сложилась. Очередной рискованный полет завершился аварией и поломкой машин его звена. Валерия Павловича обвинили в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 г. За отважного летчика, нестандартность и новаторство которого ценили многие советские авиаторы, вступились высокие должностные лица.
По ходатайству заместителя начальника ВВС Я. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок. Однако о восстановлении в армии пока не могло быть и речи. После освобождения из Брянской тюрьмы Валерий Павлович вернулся в г.
Ленинград, где с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме летчиком-инструктором. По его инициативе в 1929 г. Инструктор школы планеристов В. Чкалов несет планер к месту полетов в Дудергофе под Ленинградом. В ноябре 1930 г.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Несмотря на высокие показатели в летной практике, в январе 1933 г.
Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г. Ирпень на территории военного госпиталя. Кстово, Санкт-Петербурге два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов , Новосибирске, Химках. Мемориальная доска в Петрозаводске открыта 31 мая 2013 года. Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул.
Землячки, где жили предки летчика. Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани. Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия. Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле. Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге. Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В.
Чкалове и его героических перелетах. Монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Памятник на железнодорожной станции Береза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии.
Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности.
Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт.
Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.
Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября... Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. По воспоминаниям Д.
Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами».
75 лет назад погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов
С 1930 года работал летчиком-испытателем. В 1936 году он совместно с Байдуковым и Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на то время. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя И-180 на Центральном аэродроме в Москве.
Сначала его пытались увещевать на словах. Поняв, что это не работает, стали применять к нему дисциплинарные методы воздействия. Чкалов едва ли не прописался на гауптвахте, но всё равно не мог удержаться от лихачества и пируэтов, садясь за штурвал самолёта. Возможно, командиры части и закрывали бы глаза на проделки пилота, но недовольство раздолбайством юного лётчика стали высказывать политические органы армии. Непосредственный командир Чкалова Шелухин свидетельствовал: "Моё внимание обратил на него и начальник спецвойск, и заместитель по политчасти, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии.
Мне было сказано, что Чкалов — хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей". Однако попытки воздействовать на Чкалова гауптвахтой ни к чему не приводили. В конце концов одно из очередных его нарушений дисциплины правда, не в воздухе, а на земле привело к тому, что 21-летний пилот оказался под трибуналом. После отбытия очередной длительной гауптвахты Чкалов как следует отметил своё освобождение алкоголем, после чего явился на аэродром для участия в полётах. Его состояние было замечено, и Чкалова отстранили от полётов.
Однако он так разошёлся, что наотрез отказывался признавать своё отстранение, порывался сесть в самолёт, громко бранился. А когда его отвезли в город, размахивал руками, кричал и всячески привлекал к инциденту внимание прохожих. За недостойную выходку Чкалова отдали под трибунал, который учёл как его хорошие характеристики отличный и смелый пилот , так и отрицательные постоянный обитатель гауптвахты , и приговорил к году заключения. Однако, учитывая молодость и первую судимость, срок сократили до шести месяцев. Кроме того, Чкалов был исключён из рядов армии.
В заключении он провёл три месяца, после чего был досрочно освобождён и вскоре восстановлен в армии. За него ходатайствовали знакомые, не желавшие терять талантливого пилота и надеявшиеся обуздать его темперамент. Чкалову не было равных в своей части в мастерстве управления. Но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал про всё на свете, что порой приводило к серьёзным неприятностям.
Так, во время одного из учебных боёв Чкалов настолько увлёкся, что уронил самолёт своего товарища. И тем не менее в части его хотя и ругали, но ценили. Он был единственным, кто умел делать петлю Иммельмана на неприспособленных для этого самолётах, у остальных пилотов этого не получалось. Поэтому неудивительно, что Чкалову, несмотря на его частые воздушные хулиганства, доверили ответственнейшее дело — участвовать в параде ВВС на 10-летии годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство. Сделав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов сорвал овации зрителей, а сам Ворошилов распорядился выписать лётчику денежную премию за высочайшее мастерство.
Чкалов вернулся в часть знаменитостью, но скоро вновь взялся за своё. В июле 1928 года Чкалов, летевший на новом самолёте, немного не рассчитал и совершил неудачную посадку. При приземлении он задел задним колесом край оврага, так что у самолёта отломился хвост. Комиссия, разбиравшая этот инцидент, пришла к выводу, что авария стала следствием излишней самоуверенности Чкалова. Его на трое суток посадили на гауптвахту и пригрозили, что в следующий раз отстранят от полётов, если он не будет поддаваться внушениям со стороны командиров.
Через две недели произошла вторая авария. На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал.
Разумеется, будь Чкалов обычным лётчиком, он бы отделался выговором, как это и произошло с товарищами по звену. Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости.
Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. По воспоминаниям Д. Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился».
Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика.
В Приказе НКО N 070 от 4 июня 1939 года говорилось: "Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;... Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён.
Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устранёнными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб"... Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Также высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова. Якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас.
Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора.
В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
У Чкалова было трое детей и четверо внуков. Инженер ВВС. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имел двоих сыновей.
В Киеве начали демонтаж монумента советскому летчику Валерию Чкалову
Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца — ему было всего двадцать лет — направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой — Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней.
В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок.
Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви. Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: «Милый!
Как мне тебя не хватает! Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: «Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой».
В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было. Самый известный его трюк — пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова «Как я летал под мостами». Значит, не один раз все-таки.
И этим сохранил жизнь себе и экипажу. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом «хулиганском» пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: «Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах».
Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов. Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: «Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов».
Сталин сказал: «Мы разберемся, кто такой Чкалов! Чкалов ответил: «Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача — их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога».
Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: «Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины! Этим многое сказано. Мама никогда не пыталась его в чем-то переубедить или отговорить. Она была ему другом и помощником.
И отец это очень ценил. Однажды на торжественном приеме в Кремле, где они были вместе, Сталин поднял тост за Ольгу Эразмовну. А Валерий Павлович добавил: «Всему, чего я достиг в жизни, я обязан моей очаровательной, милой жене, моему верному другу и самому близкому человеку». Ушел и с ним не попрощался.
В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что — понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть — не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме.
Я его у лифта встретил. Спрашивает: «Мама дома?
Имя советского летчика прогремело тогда на весь мир… 1 декабря 1938 года Валерий Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Он не должен был покидать Центрального аэродрома, но покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок вождю ко дню рождения. В тот день стоял сильный мороз.
Уже при заходе на посадку двигатель переохладился и заглох. Говорят, что Чкалов боролся за каждый сантиметр, пытаясь посадить экспериментальный самолет целым: он дотянул до аэродрома и даже залетел на его территорию. Но последовал страшный удар….
С горой цветов и деревянным крестом. Как выглядит могила логиста Пригожина Валерия Чекалова: фото 16:32, 29 августа 2023 г. Все, кто находился на борту, в том числе три члена экипажа и семь пассажиров, включая командира ЧВК «Вагнер» и личную охрану Пригожина, погибли.
За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км. Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе. Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора. Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор. Оба происшествия поставили крест на образце самолета. К концу следующего года в Заполярье будет создана основа отечественной авиагруппировки Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. В частности, его сын Игорь Чкалов и вовсе был убежден, что причиной всему стала личная обида Иосифа Сталина, который якобы хотел назначить отца на должность наркома внутренних дел, но получил отказ.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
На южной фасадной плоскости закреплена мемориальная табличка: «Чкалов Валерий Павлович. Место гибели при испытании самолета И-180 15 декабря 1938 г.». Комбриг Валерии Павлович Чкалов погиб при испытании нового истребите-ля 15 декабря 1938 г. Похоронен в Москве на Краснои площади. Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год.