Новости евфимий великий

Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским. Несмотря на свое предрасположение к уединению и безмолвию, Евфимий Великий был активно вовлечен в церковную жизнь своего времени. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии.

День памяти Евфимия Великого

Они долгое время оставались бездетными, а потому усердно совершали молитвы. В одну из ночей, когда они молились, им пришло Божественное видение о том, что Бог дарует им сына, который станет утешением Церквей. Родители были рады этому чуду и дали обет Богу, что посвятят своего сына Ему. Так, примерно в 377 году н.

Вскоре, когда умер отец, мать привела сына к своему брату, пресвитеру Евдоксию, который был духовным отцом епископа Отрия. Отрий же, будучи епископом Мелитинской церкви, принял на воспитание Евфимия и научил его Священному Писанию. Позже отрок стал чтецом, а его мать — диаконисой.

Евфимий жил добродетельно, проходя все низшие церковные ступени и вскоре был рукоположен в сан пресвитера. Поскольку юноша любил еще с детства иночество и безмолвие, епископ поручил ему начальствовать в монастырях города. Однако Евфимий, тяготившийся славой, мирской заботой и бременем начальствования, в 20 лет тайно ушел в Иерусалим.

Там, поклонившись мощам святых и кресту, он ушел в пустыню к другим инокам, чтобы на практике познать их аскетизм. Он повстречался с соседом-иноком Феоктистом, который стал его другом. У них были общие мысли, они одинаково стремились к Богу и в целом жили так, будто у них была одна душа в двух телах.

Они вместе ушли из лавры и поселились в пещере, в которой долгое время постились, молились и питались дикими травами.

В конце концов его отлучили от Церкви, и митрополит Киевский и всея Руси Иона написал об этом архиепископу Евфимию. Однако Великий Новгород остался верен своему крестному целованию и признал Шемяку великим князем. Но когда в 1453 году князя отравили, митрополит Иона запретил поминать его в церкви. В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским. Но чувство вины за то, что ослушался митрополита, у него осталось. И Иона в ответном письме — «прощальной грамоте» — написал: «Напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, того удостоивали своего благословения.

И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». Отправляя гонцов к умирающему Евфимию, митрополит повелел: если прощальная грамота прибудет после блаженной кончины новгородского архипастыря, прочитать ее над его гробом. Посланец митрополита Ионы прибыл в Новгород спустя 16 дней после кончины архиепископа, гроб которого, по его завещанию, стоял в храме Вяжищской обители.

Любили выбирать эту дату для крестин ребенка. Верили, что тогда он будет счастливым. Со свадьбой торопились, ибо скоро — Великий пост. Также в 2 февраля часто проводили медицинские операции и другие лечебные процедуры, так как дата считалась удачной для целительства. Видимо, сказывается, что Евфимий обладал даром целения, согласно преданиям. Славяне также верили, что рожденный в эту дату человек долго проживет, а его жизнь будет полна удивительных событий.

Что нельзя делать 2 февраля? Слишком сильно полагаться на кого-то — можно ждать предательства.

Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр.

Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. История РЦ. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде «тое старины церковные не отправили».

Лишь 26 мая 1434 г. Герасимом в Смоленске согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. Герасимом; см. Епископская хиротония свт. Евфимия II.

Фрагмент иконы-складня «Свт. Это привело к острому конфликту и фактическому разрыву отношений Пскова с Новгородской кафедрой на длительный срок. В июле 1437 г. Направляясь на Ферраро-Флорентийский Собор , в окт. Новгород и получил право суда и сбора пошлин. Будучи в Пскове, Исидор поставил своим наместником архим.

Геласия, передав ему право владычного суда и сбора церковных пошлин, что означало фактическое выведение Пскова из юрисдикции Новгородского архиепископа. Новгороде в 1440 г. Симеона , присутствовавшего на Соборе и создавшего одно из первых противоуниат. В 1447 г. В дек. Как свидетельствует Псковская III летопись, «господина же владыку много чтише, и дарише, и проводиша его из своеи земли и до рубежа с великою честью» Там же.

То же повторилось в 1453 и 1457 гг. Белецкий связывает с этим примирением включение Пскова не ранее весны-лета 1448 в актовых и сфрагистических источниках в титулатуру Новгородского архиепископа Белецкий С. Новые данные о псковско-новгородско-московских церковных отношениях в 30-е - 40-е гг. Евфимий II на переговорах новгородцев с вел. Василием II. Миниатюра из Лицевого летописного свода 70-е гг.

XVI в. По свидетельству летописи, Новгородский архиерей имел военных слуг - «молодцев» в 1451 он построил для них «молодецкую» ПСРЛ. Поездка Е. Закладка архиепископом в 1448 г. В 1450 г. Новгорода с Москвой.

В 1441 г. Василию II Васильевичу невыплаченных даней. Архиепископу удалось предотвратить разорение московскими войсками Новгородской земли, был заключен мир «по старине», новгородцы заплатили 8 тыс. В 1456 г. Василием II Яжелбицкий мир, по которому новгородцы выплатили 10 тыс. В этом же году великокняжеская семья подарила Е.

Вероятно, ее привез кн. Юрий Васильевич, посетивший Новгород после заключения Яжелбицкого мира. Дмитрия Георгиевича Шемяку на начальных этапах борьбы с кн. Василием II за вел. Утратив Москву, Шемяка обратился в 1449 г. Семья Шемяки поселилась в Юрьевом новгородском мон-ре , туда же была привезена казна Шемяки.

Дмитрий прибыл в Новгород, где союз 2 сторон был скреплен крестоцелованием; об этом событии сообщает новгородский владычный летописный свод 60-х гг. Однако вскоре Е. Иона , ставший на сторону вел. Василия II, обратился в 1451-1452 гг. Новгород князьям ААЭ. Иона вновь обратился с посланием к Е.

Известны также грамоты в Вел. Новгород Василия II, написанные после смерти Шемяки. В 1-й содержится адресованное Е. Сохранилась грамота Е. Верендовскому мон-рю во имя свт. Николая, по к-рой братию обители и ее крестьян мог судить только Новгородский архиепископ и вызывать их на суд могли только чиновники архиепископа ГВНиП.

Это 1-е сохранившееся свидетельство об усилиях Новгородских архиереев, направленных на подчинение им монастырей епархии. По благословению Е. Янина была подтверждена жалованная грамота Вел. Новгорода Троице-Сергиеву мон-рю на беспошлинный провоз товаров по Двине Сев. Двине Там же. Евфимий II «позлати гроб» св.

Владимира Ярославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Согласно основной редакции Жития архиеп. Илии Иоанна 2-я пол. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под которой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Илия Иоанн ; 1166-1186 и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день обретения мощей творить память погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей новгородских.

В том же году, как сообщает Новгородская I летопись Младшего извода, «архиепископ Еуфимии позлати гроб князя Володимера, внука великого князя Володимера, и подписа; такоже и матери его гроб подписа, и покров положи, и память им устави творити на всякое лето месяца октября в 4» НПЛ. Вскоре пономарь Софийского собора Аарон рассказал Е. Новгород в алтаре Софийского собора и перед Корсунской иконой Божией Матери. Святитель «бывь радостен о таковем явлениие», велел служить панихиду по Новгородским архиепископам ПСРЛ. По мнению А. Хорошева, в связи с этим чудом Е.

Однако, как указал Янин, служба этим святителям под 10 февр. Янин В. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. По инициативе Е. Ко времени Е. Русса в 1431-1434 гг.

К 1438 г. Историки искусства связывают со временем Е. По поручению Е. Пахомий Логофет создал также 3-ю редакцию Жития прп. Варлаама Хутынского , похвальное слово ему и службу. Варлаама, Е.

В 1-й редакции Жития прп. Евфросина Псковского сообщается, что преподобный обратился к Е. В Житии прп. Евфросина Е. В силу своей «простоты» святитель отказывается высказать свое мнение и целиком полагается в этом вопросе на прп. Евфросина Охотникова В.

Противоречие содержащейся в Житии характеристики Е. При Е. В 1438-1443 гг. С распространением Иерусалимского устава в Вел. Новгороде при Е. Сохранились части 2 комплектов таких Триодей, написанных на бумаге по заказу Е.

Для торжественного богослужения в Софийском соборе, вероятнее всего по заказу Е. Лицевые рукописи. Очевидно, под влиянием митрополичьего богослужения для новгородского Софийского собора был составлен Служебник в форме свитка РНБ. Это единственный сохранившийся в оригинале древний образец рус. Источники Премудрости: Новгородская миниатюра XV в. Милан, 1996.

На первых порах введение нового богослужебного устава в Новгороде не означало полного разрыва с предшествующей традицией. Один из старших новгородских списков Иерусалимского устава - пергаменный, содержащий минейную часть от окончания Петровского поста до кон. К уточнению объема и состава древнейшего слав. София, 2006. Эпоха Е. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру , которое проявилось здесь в сравнении с Москвой с опозданием примерно на треть века см.

XIV-XV в.

Использованные материалы

  • Содержание
  • Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь
  • Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
  • Что можно делать 2 февраля 2024 года?

Преподобный Евфимий Великий

Петр просил Евфимия разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между монастырем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св. Ювеналия рукоположить Петра во епископа. Однако, когда к нему пришли три брата-каппадокийца, Бог повелел Евфимию принять их и более не отсылать «никого, желающего спастись» Ibid. Вскоре число учеников достигло одиннадцати, и Евфимий попросил Петра построить им келлии и украсить церковь.

Так возникла лавра св. Евфимия, которая была устроена по образцу Фаранской лавры. Несмотря на материальные затруднения в лавре, свято соблюдалось предписание преподобного Евфимия о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных преподобным. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, старец приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошел отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна.

Аскетические воззрения Евфимия Великого, сохранившиеся в устной традиции, записанной Кириллом Скифопольским, достаточно традиционны для восточного монашества. Святой учил, что одно из главных условий духовного совершенства монаха - послушание. Он также постоянно напоминал ученикам, что монах должен духовно бодрствовать, внимательно следить за всеми движениями души и за всеми помыслами. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. Так, во время пребывания в монастыре Капарвариха он обратил в Православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Евфимий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь.

Кириллу Александрийскому и прп. Акакию, еп. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе преемник Петра, епископ сарацин Авксил Авксолай , встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев святого Евфимия. Полные драматизма события разыгрались в жизни святого после IV Вселенского Собора 451. В нем участвовали ученики преподобного Евфимия - епископы Стефан и Иоанн, 3-й епископ сарацин, подписавшие определения Собора. Евфимий Великий одобрил их действия и также принял определения этого Собора.

Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20-ти месяцев. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца. Вдохновенная речь преподобного в защиту определений Халкидонского Собора произвела впечатление на Елпидия, который впоследствии вернулся в Православие.

Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или Лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил Лавру по образцу Фаранской Лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в Лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились, и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии.

Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал.

Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого.

Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто - кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту.

Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией.

В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января 1 февраля , преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы.

Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, - непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте". Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века.

Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет. На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим.

Работая над ней на протяжении многих лет, художник, по мнению авторов серии документальных картин, оставил в ней будущим поколениям русских людей послание, которое свидетельствует о совершившемся на его глазах возрождении верующего народа и Церкви Советской России.

Приглашенными экспертами для участия в Дискуссионном клубе — обсуждении фильмов со зрителями — выступили: председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Московского Высоко-Петровского ставропигиального монастыря епископ Луховицкий Евфимий; ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, историк Церкви XX века, автор сценария Алексей Беглов; руководитель научно-издательского центра «Индрик», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, автор идеи документального цикла, автор сценария Кирилл Вах; режиссер фильмов Александр Сорокин. Обращаясь к зрителям, владыка Евфимий обратил внимание на своевременность показов подобных формата и тематики в то время, когда каждый искренний православный христианин стремится сосредоточить внимание на духовной стороне жизни. Тема духовной крепости и верности Христу, демонстрируемая всей биографией главного персонажа одной из картин архимандрита Сергия Сребрянского , канонизированного Церковью в чине новомученика и исповедника Церкви Русской — пища для этого особенно благодатная.

Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий...

С преподобным Евфимием связано возвращение в православие проживавшей в Иерусалиме императрицы Евдокии. Она обратилась к Евфимию в отчаянии от бед, постигших её дочь, и он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию» [3]. Евфимий скончался 20 января 473 года и был погребён в основанной им лавре. В ней его мощи видел русский паломник игумен Даниил в начале XII века: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако сам монастырь уже пребывал в запустении. В XX веке были раскопаны руины лавры преподобного Евфимия, но в захоронении, которое было идентифицировано как принадлежащее преподобному, мощи найдены не были.

Ныне известно о нескольких местах хранения мощей преподобного Евфимия: часть главы — в Большом скиту Святой Анны на Афоне , левая нога — в Иверском монастыре , пять пальцев — в церкви Святого Генесия остров Милос.

Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.

Политическую власть реально держал в своих руках Боярский совет, или Совет господ: нажимая на бедноту, бояре всегда проводили через вече необходимые им решения. Понятно, такая зависимость раздражала свободную чернь, вечевая толпа часто ополчалась против бояр, и «худые мужики» начинали бить и грабить своих «лучших» людей. В конце концов началась настоящая гражданская война — только в начале XV века в городе произошло более 20 кровавых столкновений. Типичный пример: 1418 год, некий бедный купец Степанко на вече обвинил боярина в мошенничестве и вздувании цен, толпа черни этого боярина сначала избила до полусмерти, а потом сбросила с моста.

Но проплывавший мимо рыбак на свою голову пожалел беднягу, вытащил его из воды и… поплатился — толпа разграбила его дом, а потом кинулась громить дом самого боярина и всю Софийскую сторону, где стояли терема «лучших» людей. Заодно досталось и монастырю, где были житницы архиепископа. Читайте также: Что на самом деле творилось за фасадом «прекрасной новгородской демократии»? В конце концов от всего этого беспредела устали и «верхи» и «низы» — и те и другие захотели «сильной руки» и стали засылать гонцов к московским князьям. Вот такую республику суждено было без малого тридцать лет возглавлять поповскому сыну Ивану, в монашестве Евфимию.

Святой Евфимий наставил их в вере, а затем крестил, после чего Петр построил для него несколько келлий, церковь, цистерну для воды и пекарню. Петр просил Евфимия разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между монастырем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св. Ювеналия рукоположить Петра во епископа. Однако, когда к нему пришли три брата-каппадокийца, Бог повелел Евфимию принять их и более не отсылать «никого, желающего спастись» Ibid. Вскоре число учеников достигло одиннадцати, и Евфимий попросил Петра построить им келлии и украсить церковь. Так возникла лавра св. Евфимия, которая была устроена по образцу Фаранской лавры. Несмотря на материальные затруднения в лавре, свято соблюдалось предписание преподобного Евфимия о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных преподобным. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, старец приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошел отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна. Аскетические воззрения Евфимия Великого, сохранившиеся в устной традиции, записанной Кириллом Скифопольским, достаточно традиционны для восточного монашества. Святой учил, что одно из главных условий духовного совершенства монаха - послушание. Он также постоянно напоминал ученикам, что монах должен духовно бодрствовать, внимательно следить за всеми движениями души и за всеми помыслами. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. Так, во время пребывания в монастыре Капарвариха он обратил в Православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Евфимий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Кириллу Александрийскому и прп. Акакию, еп. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе преемник Петра, епископ сарацин Авксил Авксолай , встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев святого Евфимия. Полные драматизма события разыгрались в жизни святого после IV Вселенского Собора 451. В нем участвовали ученики преподобного Евфимия - епископы Стефан и Иоанн, 3-й епископ сарацин, подписавшие определения Собора. Евфимий Великий одобрил их действия и также принял определения этого Собора. Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20-ти месяцев. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца.

День памяти Евфимия Великого

Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля). Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом.

ЕВФИМИЙ II

Так была основана святая обитель. Приходивших к нему, Евфимий утешал и лечил от болезней. Умер своей смертью в возрасте 97 лет. Народный календарь В сей день в старину как правило было морозно и снежно. Наши предки считали его удачным для бракосочетания, сватовства и прочих романтических дел. Любили выбирать эту дату для крестин ребенка. Верили, что тогда он будет счастливым. Со свадьбой торопились, ибо скоро — Великий пост.

Господь любит послушание больше, чем жертву, а непослушание ведет к смерти». Двоих братьев утомила суровая жизнь в монастыре преподобного Евфимия, и они решили бежать.

Святитель Евфимий видел в видении, что они будут уловлены диаволом. Он призвал их и увещевал отказаться от своих разрушительных намерений. Он сказал: «Мы никогда не должны допускать злых мыслей, которые наполняют нас печалью и ненавистью к месту, в котором мы живем, и предлагают нам отправиться куда-то еще. Если кто-то пытается сделать что-то хорошее в том месте, где он живет, но не доводит его до конца, то он не должен думать, что совершит это в другом месте. Не место дает успех, а вера и твердая воля. Дерево, которое часто пересаживают, не приносит плодов». В 431 году в Эфесе был созван Третий Вселенский Собор для борьбы с несторианством. Святитель Евфимий радовался утверждению Православия, но скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, защищавшем Нестория. В 451 году в Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для осуждения ереси Диоскора, утверждавшего, в противоположность Несторию, что в Господе Иисусе Христе есть только одна природа, божественная поэтому ересь называлась монофизитской.

Он учил, что в воплощении человеческая природа Христа поглощается божественной природой. Святитель Евфимий принял решения Халкидонского собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди монахов и отшельников. Многие из них, прежде ошибочно веровавшие, приняли решения Халкидонского Собора по примеру святителя Евфимия. За подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий именуется Великим. Утомленный общением с миром, святой ушел на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сошел с неба и окружил святого. Сам святой Евфимий открыл нескольким монахам, что часто видел ангела, совершающего с ним Святую Литургию. Святой обладал даром прозорливости и мог по внешнему виду различать мысли и душевное состояние человека.

Когда иноки причащались Святых Таин, святитель знал, кто подходит достойно, а кто недостойно принимает. Когда святому Евфимию было 82 года, в его лавру пришел юный Савва будущий святой Савва Освященный, память 5 декабря. Старец принял его с любовью и отправил в монастырь преподобного Феоктиста. Он предсказал, что святой Савва превзойдет в добродетели всех остальных своих учеников. Когда святому исполнилось девяносто лет, тяжело заболел его сподвижник и сподвижник Феоктист. Святой Евфимий отправился навестить своего друга и пробыл в монастыре несколько дней. Он попрощался с ним и присутствовал при его завершении. Похоронив тело в могиле, он вернулся в лавру. Бог открыл святому Евфимию время его кончины.

Накануне праздника преподобного Антония Великого 17 января святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. Когда служба закончилась, он отвел священников в сторону и сказал им, что больше никогда не будет служить с ними Всенощное, потому что Господь зовет его из этой земной жизни. Все исполнились великой печали, но святитель попросил братию утром встретиться с ним в храме.

Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами.

На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием память 2 июля. Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия — c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии.

Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели. Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским 431 и Халкидонским 451 соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

Императрица Евдокия память 13 августа , вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников собора. Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение.

На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол.

Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения. Императрица Евдокия память 13 августа , вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников собора.

Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение. Желая снова вступить в евхаристическое общение c Церковью, она отправила посланцев к преподобному Симеону Столпнику, подвизавшемуся в окрестностях Антиохии память 1 сентября. Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению — и спасешься».

Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты. Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва память 5 декабря , преподобный Кириак память 29 сентября , преподобный Герасим память 4 марта и многие епископы.

В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена. Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста.

На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства Кол. Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам.

Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем 482.

2 февраля 2023. Прп. Евфимия Великого

Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским. Православные 2 февраля вспоминают Евфимия Великого. Он известен как один из основателей общежительного монашества. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия. Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. Обращаясь к зрителям, владыка Евфимий обратил внимание на своевременность показов подобных формата и тематики в то время, когда каждый искренний православный христианин.

Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году

Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. В третий день Великого поста наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Луховицкий Евфимий возглавил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея. Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины.

Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года

Следуй его учению — и спасешься». Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты. Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва память 5 декабря , преподобный Кириак память 29 сентября , преподобный Герасим память 4 марта и многие епископы. В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена.

Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства Кол. Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам.

Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем 482. Преподобный Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также c усердием исполнять все положенные богослужения. После этого преподобный Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 года с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий. Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником преподобного Евфимия в течение 50 лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле преподобного Евфимия, высеченной на месте его пещеры.

Вся Церковь сразу стала почитать преподобного Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он, тем не менее, всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря [1] «Житие преподобного Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским, стало классическим произведением аскетической литературы. Его память отсутствует в Синаксарях.

Затем рака был опечатана императорской печатью, а все отцы, наложив на себя трехдневный пост, стали усиленно молиться, чтобы Господь явил Свою волю.

По истечении трех дней печати были сняты, рака открыта и глазам изумленных свидетелей предстала невероятная картина. Православное исповедание веры святая держала в правой руке, а свиток с ошибочным мнением лежал у нее в ногах. Согласно этому рассказу, так был принят Халкидонский догмат о двух природах во Христе. Имя это святой, сыгравшей фундаментальную роль в одном из самых сложных для разумения православных догматов — великомученица Евфимия Всехвальная, память которой мы совершаем 29 сентября. Святая Евфимия пострадала при Великих гонениях императора Диоклетиана.

Он взял c собой только одного ученика, Дометиана, который тоже был родом из Мелитины. Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель. Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр.

Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием память 2 июля. Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия — c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение.

Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели.

Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским 431 и Халкидонским 451 соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной.

Один инок отказался от послушания, которое назначено было ему. Вдруг он упал на землю без чувств. Тогда, по просьбе братии, святой Евфимий исцелил его и сказал: Послушание — великая добродетель. Господь любит ее больше жертвы. Святой Евфимий сотворил множество чудес, многим предсказал будущее. Множество язычников обратил он ко Христу и многих из неправоверующих утвердил в истинной вере, боролся за православное вероучение — потому и получил название Великого. В год своей смерти Преподобный Евфимий не пошел, вопреки обыкновению, в пустыню на время Четыредесятницы и сказал братии: Я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас. И точно в это время 2 февраля последовала блаженная его кончина в 473 году, будучи 97 лет. Мощи Преподобного Евфимия почивали в его Лавре. Почему Господь открыл Преподобному за неделю день и час его смерти. Только редкие и великие угодники Божии удостаиваются знать час своей смерти. Прочим это не дано. Спрашивается: для чего Господь скрывает от всех почти людей час смертный?

День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. В третий день Великого поста наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Луховицкий Евфимий возглавил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий