Новости достоевский образование

К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Алексей Достоевский, праправнук Федора Достоевского: «Писательство – это болезнь.

События музея у вас в почте

  • Первый роман
  • Владимир Мединский: творчество Достоевского не нужно навязывать в школах – Учительская газета
  • «Нам не простили трех вещей». Кто и как привел ОмГУ им. Достоевского к разрухе
  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир

В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского

Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского22 подписчика. Ася подчеркивает: Достоевский следил за новостями, был в курсе происходящего.

Достоевский, Федор Михайлович

Встречи с авторами книг, театральными деятелями, музейным специалистами, медийными лицами. Мы также проводим живые трансляции, которые можно посмотреть на live-канале Лектория на YouTube. Лекторий Достоевский — это уникальный сайт, удобное мобильное приложение, все популярные соцсети и офлайн-площадка для общения и просвещения. Лекторий «Dостоевский» — просто о сложном и важном.

Цель проекта — представить наиболее достоверную информацию о культурном наследии и истории России в достойном качестве и в доступной форме широкой аудитории.

В тексте угадывается сюжет о пришествии Христа. Это и есть история князя Мышкина. Достоевский называет этого героя «положительно прекрасным человеком». Мышкин не причиняет никому зла, он прощает зло, причинённое ему, он высказывает гуманистические идеи. Но может ли такой человек жить на грешной земле? Ответ для всех очевиден.

Поэтому финал истории Мышкина выглядит закономерным — возвращение в Швейцарию. И это третья крайность, которой стоит избегать — «жизнь только для других». Ваш совет сильно мне помог. Как бы банально сейчас ни звучали эти слова, но эти романы изменили мою жизнь. И я уверен, что они могут поменять ещё много жизней, ведь хватает в мире похожих на меня людей, а потому такая литература просто необходима. С благодарностью, К. Екатерина Рылова.

Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова, факультет гуманитаристики и языковых коммуникаций, 3 курс, 19 лет. Зачем нам нужен Достоевский? Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят его как революционера, участвовавшего в заговоре петрашевцев. Вот он в белом халате и в колпаке смертника, который стоит в жестокий мороз на Семеновском плацу и слушает приговор: «Расстрелять! Но, как он сам писал об этом через несколько десятилетий, именно тогда, на эшафоте, он считал себя правым и ни в чем не раскаивался. Вот человек с такой странной и тяжелой судьбой: бедный, загнанный, работающий до изнеможения.

Гений, у которого не хватало денег на еду. Живший на плохом чае за границей и просящий в России 15 рублей авансом у одного из издателей. Это Федор Михайлович Достоевский - человек, преодолевавший все несчастья, сострадающий к «униженным и оскобленным», гениальный писатель. Теперь, когда открываешь для себя творчество Достоевского, пронизанное глубокой философией и тонким психологизмом, становится понятно, что такое мог написать только человек, который сам познал ужас крайней нищеты, человек, который прошел сквозь тюрьму и каторгу. Стиль его письма пугающе реалистичен, так как Достоевский сам пережил многие драматические и трагические ситуации, которые нас потрясают в его произведениях. Его повести и романы — о добре и зле, подлинном счастье, поисках Бога, обретении свободы воли, о человеческих страданиях. По-моему, никто так много не писал о человеческих страданиях.

И это один из самых христианских писателей в русской литературе. Мы думаем, что страдать плохо, никто не хочет, хотят веселиться, получать только удовольствия. А он нам говорит: в страдании рождается Человек. Как у Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Нужен ли нам Достоевский сегодня, 21-ом веке? Нас пугают «толстые» романы, они нам кажутся анахронизмом, мы живем быстро, читаем короткие тексты если читаем вообще! Что мы поймем в его произведениях? Может, он нам зачем-то необходим?

Действительно ли его творчество так устарело? В первую очередь, Достоевский писал о человеке и для человека. У него был дар: он обращался к каждому читателю, вступая с ним в контакт. Но у читателя есть абсолютная свобода: соглашаться, спорить, доказывать свое, при этом открывая что-то в себе. Гениальность состоит в том, что позиция писателя определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно ее принимать. В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский.

Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие. Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении.

Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь.

Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления.

Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие. Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются.

Сейчас происходит разбрасывание кадрами. Еще год, и все рухнет», — считает Светлана Корусенко. Достоевского, д. Олег Рой, главная проблема омского классического вуза — это то, что он оказался не в состоянии подготовить сильного лидера, способного возглавить университет в это неспокойное время. Несмотря на наличие в университете ярких научных школ, слабое вузовское руководство не способствовало их продвижению, узнаваемости на федеральном уровне. Апофеозом всех этих изменений и является нынешнее положение университета, с легкостью растерявшего большое количество знаковых для региона и страны специалистов и являющегося предметом многочисленных скандалов», — подчеркнул Рой. Сейчас ОмГУ переживает непростые времена. Хотя, по словам работников ОмГУ, до прихода Замятина в вузе и не существовало глобальных проблем, факты говорят об обратном. Госуниверситет мелькал в скандальных новостях при всех предыдущих ректорах: уголовные дела из-за строительства корпуса у метромоста, хищение 136 млн рублей проректором, сорванные выборы декана юрфака и ректора, снижающиеся доходы вуза и как следствие — финансовая яма, раздутый штат сотрудников. Недовольных состоянием ОмГУ и своим положением всегда было предостаточно. На текущий момент основные проблемы университета заключаются в том, что его административная система устарела и он годами жил не по средствам. Когда все осознали, что денег мало и надо «прижиматься», во всех вузах пошли инвентаризации и оптимизации. Этот процесс в большинстве университетов пришелся на относительно сытые 2013—2014 годы. А ОмГУ, несмотря на определенные шаги при Струнине и Смелике , дозрел до оптимизации только сейчас, из-за чего, как скупой, платит дважды: обилием скандалов в и без того неспокойное время и финансовыми трудностями. Сдача корпуса на Фрунзе не сделает положение вуза более легким, так как будет лишь имиджевой победой, а финансово обернется новыми затратами на эксплуатацию, доделки за строителями и оснащение оборудованием. Однако так как оптимизацию в любом случае не получится быстро провести, а финансирование просто так не достать, скандалы в ОмГУ в ближайшем будущем не закончатся. Остается только гадать, приведут ли они к полному падению вуза на дно или всего лишь будут частью болезненного, но такого необходимого оздоровления.

Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин. Сергей Замятин в 2003 окончил бакалавриат, в 2005 — магистратуру Томского политехнического университета ТПУ. В 2007 году ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук, в 2013 году — ученое звание доцента.

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского будут праздновать на государственном уровне

Идеология «почвенничества», выработанная им вместе с братом Михаилом в 1860-е годы, корнями своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами, цельный, трудовой, динамичный. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные романы Достоевского — « Преступление и наказание » частично роман написан в Москве , « Идиот », «Бесы» и « Братья Карамазовы ». Достоевский — родом из священнической семьи Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича.

Фотография 1866 г. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя.

Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский.

Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь.

Изучать Библию , а это комплекс текстов - исторических , экклезиальных , эсхатологических , книг Законов - сложнейшая работа под силу человеку с уже устоявшимся комплексом знаний. Ребенку необходимо знать современный минимум знаний для встраивания своей личности в структуру Жизни. Знание Русского языка и литературы это основание для изучения других предметов , как то: математика основы , физика и т.

А Библия, как ознакомление поверхностное , для встраивания в общий контекст Исторического повествования , и не надо забывать о "сломе" эпох 17,18,19 столетий. А это чепуха полная.... Как можно "сдвинуть" часть предметов в сторону в пользу материала, для которого даже нет достаточного числа специалистов?

В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы.

Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя.

Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается.

Булгакова "Мастер и Маргарита"» не только стал участником заключительного этапа, но и призёром конференции в направлении «Радиожурналистика», представив аудиоэкскурсию, синхронизированную с картой Москвы, по которой каждый желающий может пройти и узнать интересные и редкие факты о бессмертном произведении.

Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах

Алексей Достоевский, праправнук Федора Достоевского: «Писательство – это болезнь. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Кому надо, чтобы школьник заучивал какие-то прописные истины только ради того, чтобы получить отметку? Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо. Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского". Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка.

Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского»

К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. 27-28 апреля в БГПУ им. ы состоялась Международная научная конференция «Актуальный Достоевский», посвященная 200-летию великого писателя-классика.

Комитет по образованию

Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет? И, вообще, как это — быть студентом-иностранцем. Обо всем этом и о многом другом нам поведал Мозес, студент-магистрант экономического факультета.

Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь.

С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования.

Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым.

Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни.

Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового.

После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.

Если учитель хочет готовить к ЕГЭ, он должен сам сдать его и показать результат. Я регулярно пересдаю экзамен, чтобы держать себя в тонусе. К тому же задания меняются, а я хочу увидеть эти изменения и пропустить через себя, чтобы понимать, как объяснить их ученикам. В этом году я сдал экзамен на 100 баллов. Как устроен экзамен именно в этом году? Они, к сожалению, настолько строги, что очень часто неподготовленный ученик первым получает эмоциональный удар и иногда не может продолжать экзамен — настолько это для него неожиданно. В этом году пришлось один раз сыграть в угадайку. Мне удалось не потерять ни одного балла, но я понял, что с детьми это нужно обязательно проработать. Было стихотворение, где потребовали определить формы смешного, а формы смешного — это один из самых сложных моментов в литературе.

Бывает, что у человека нет чувства юмора или эти формы смешиваются, переплетаются. Я не мог себе ясно сказать, что требуется, пришлось отвечать наугад, поэтому я понял, что в моей программе нужно что-то менять. Программа останавливается на Солженицыне и Астафьеве, но я же не могу обкрадывать детей и говорить, что больше литературы нет. Поэтому в течение всего периода обучения мы изучаем что-то современное, читаем время от времени. Например, для того чтобы ребенка не стошнило между Достоевским и Толстым, мы берем в промежутке для анализа рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто». Это рассказ-страшилка, им нравится.

Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да еще мудреные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости", — говорил Достоевский позже. На ночь детям читали сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с "паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами". Летом ездили гулять в Марьину рощу. Семья была дружная, радушная и гостеприимная, совсем не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Позже он назовет это обучение ошибкой, которая испортила его будущее. Первые произведения Достоевского Достоевский начал работать над собственными драмами и романом "Бедные люди", который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть.

Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах

Творчество великого писателя должно восприниматься как пртиягательная интеллектуальная вершина, заявил Владимир Мединский на презентации тематического номера журнала «Историк», посвященном 200-летию писателя, в книжном клубе «Достоевский». Его, может быть, надо показать школьникам как что-то, что, может быть, когда вы станете взрослее и мудрее, вам станет доступно. А те, кто сможет понять это уже сегодня, - это какие-то особые школьники», - сказал он.

Такие родители стремятся откупиться от своего родительского долга деньгами, а если денег нет, то прибегают «к строгости, к жестокости, к истязанию, к розге».

Писатель полагает, что само по себе наказание - продукт родительской лени, ее неизбежный результат: «Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: "Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю"» 1, 25; 190. Результатом такого воспитания становится не исправление, а развращение ребенка: хитрый, скрытный, он «непременно покорится и обманет» 1, 25; 190. Ребенка же «слабого, трусливого и сердцем нежного» просто забьют.

Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток».

Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят».

Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52.

Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость».

В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135.

Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93.

Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение».

Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!

Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80.

Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть».

Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды.

Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского. Анна Сниткина 15 февраля 1867 года.

Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки. Работа с Анной Григорьевной оказалась удачной, Достоевский пригласил её работать над завершением «Преступления и наказания» — и, влюбившись в свою помощницу, сделал предложение. Жена и дальше помогала Достоевскому готовить произведения к печати, вести переписку и т.

Анна Григорьевна заложила своё приданое, чтобы оплатить многочисленные долги писателя. Вскоре после свадьбы супруги на несколько лет уедут из России, не в последнюю очередь затем, чтобы убежать от кредиторов. Сниткина была намного младше Достоевского и пережила его. После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой.

В браке родилось четверо детей, из которых двое умерли в младенчестве. Дневник писателя. Ежемесячное издание Фёдора Достоевского. Сначала так называлась рубрика, которую Достоевский вёл в газете «Гражданин», где сотрудничал в 1873—1874 годах.

Оригинальный журнал «Дневник писателя», где все материалы принадлежали Достоевскому, писатель характеризовал в письме к Владимиру Соловьёву так: Разумеется, это не какие-нибудь строгие этюды или отчёты, а лишь несколько горячих слов и указаний... Затем о слышанном и прочитанном, — всё или кое-что, поразившее меня лично за месяц. Без сомнения, «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю... Тут отчёт о событии, не столько как о новости, сколько о том, что из него из события останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей.

Наконец, я вовсе не хочу связывать себя даванием отчёта... Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчёт о том, что наиболее меня заинтересовало лично, — тут даже каприз». Достоевский будет с перерывами издавать «Дневник писателя» ещё несколько лет; в него войдут такие произведения, как «Кроткая» и «Сон смешного человека». Журнал Достоевского вызывал большой интерес у читателей, обращавшихся к автору с письмами, где обсуждались недавно опубликованные материалы — в том числе статьи о современном состоянии религии, об эпидемии самоубийств, о завоевании Константинополя и о многом другом.

Александр Алексеев. Литография к роману «Братья Карамазовы». Иллюстрация Ильи Глазунова к роману «Братья Карамазовы». Последний роман Достоевского воспринимался как большое событие в литературной и общественной жизни, а его автор — как один из крупнейших русских писателей.

Далеко не все критики и читатели одобряли это произведение, однако почти все сочли его достойным серьёзного обсуждения. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями , отзывы о его чтении появлялись в дневниках и переписке современников. Профессор Семён Венгеров счёл нужным специально обсуждать причины особой популярности и влиятельности Достоевского. Открытие памятника Пушкину в Москве.

Пушкинская речь На открытом заседании Общества любителей российской словесности Достоевский прочитал речь о Пушкине. Причиной послужило открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Речь Достоевского произвела на современников сильнейшее впечатление. Писатель сообщал жене: …Зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить.

Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. Все члены нашего Общества, бывшие на эстраде, обнимали меня и целовали, все, буквально все плакали от восторга. Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомые старика: «Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились. Это вы нас помирили.

Вы наш святой, вы наш пророк! Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. Целовали мне руки, мучали меня.

Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мной в истерике на пол и лишился чувств. Полная, полнейшая победа! В этот час времени успели купить богатейший, в 2 аршина в диаметре лавровый венок, и в конце заседания множество дам более ста ворвались на эстраду и увенчали меня при всей зале венком: «За русскую женщину, о которой вы столько сказали хорошего!

Городской глава Третьяков благодарил меня от имени города Москвы. Даже не согласные с выраженными в речи почвенническими идеями Достоевского критики подтверждали поразительный эффект, произведённый ею на публику. Фёдор Достоевский в гробу. Рисунок А.

Смерть писателя Достоевский умер от туберкулёза в Санкт-Петербурге. Смерть писателя была неожиданной: ещё утром того же дня Достоевский сочинял деловые письма и делал записи относительно числа подписчиков на «Дневник писателя».

На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорбленные» 1861 , «Записки из мертвого дома», «Скверный анекдот» 1862 , «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 и «Записки из подполья» 1864. Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Страховым и Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах. Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой.

Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья». Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя». После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание».

Параллельно Достоевский работал над «Игроком», который диктовал стенографистке Анне Сниткиной, вскоре ставшей его второй женой. Выход «Преступления и наказания» в свет в 1866 году вызвал бурную полемику в литературном сообществе России, отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. Вскоре книга получила всемирную славу. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман «Идиот» — так же одну из главных своих книг. В 1875 году был напечатан роман «Подросток», четвертое произведения «великого пятикнижия». В 1879—1880 были созданы «Братья Карамазовы», последняя из великих книг писателя. Смерть Федора Достоевского В начале января 1881 года, при встрече с Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы. Любовь Достоевская дочь писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы.

Через 2 дня, 9 февраля 1881 года, на 60-м году жизни Федор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулез лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема легких. Личная жизнь Федора Достоевского Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился около семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году. Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-х годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настасья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей. Вторично он женился на Анне Сниткиной. Она стала для писателя и супругой, и прекрасным помощником. Анна Сниткина брала на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже.

Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. К сожалению, из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий