Новости что такое синдром отличника

Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать.

О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться

В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций.

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием. Разговаривайте о значимости и ценности ребенка, интересуйтесь его жизнью и объясните, что поражение тоже имеет значение. Выводы Здоровая атмосфера внутри семьи — главный способ борьбы с синдромом отличника. Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха.

Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема. Что такое синдром отличника и его признаки Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного. Синдром отличника Признаки синдрома отличника у ребенка: ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания; ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу; ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями; в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается.

Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек?

Но это ничуть не упрощает ситуацию. Пресловутый чужой успех будто злорадно спрашивает нас: "Если ты такой умный, то почему тебя обошли? Как правило, мы руководствуемся общими клише вроде "это престижно", "пора бы уже это иметь". И если соблазнительное нечто у кого-то есть, а у нас нет - воспринимаем это как поражение. Поражение становится полным крахом, когда собственный план развития либо абсолютно размыт, либо слишком прямолинеен. Часто мы не замечаем того, что воспринимаем собственную жизнь в одном цвете. Наш однобокий взгляд на окружающее не позволяет оглянуться вокруг и увидеть альтернативные пути. И тем более понять, что вся жизнь к одной цели не сводится.

Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы

«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем.
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить то, чем награждают человека, чаще всего, его родители, или школьная м отличника - это убеждение, что идеал может и должен.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы? то, чем награждают человека, чаще всего, его родители, или школьная м отличника - это убеждение, что идеал может и должен.
Синдром отличника – можно ли избавиться У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.

Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы

Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Данные черты могут сохраняться и во взрослом возрасте, сопровождая человека всю жизнь. Человек идёт по жизни с установками: «у меня нет права на ошибку»», «я должен быть самым лучшим», «результат моей работы должен быть идеальным», «не получу пятёрку — меня не будут любить, не похвалят», «всё или ничего», «я должен быть всегда на высоте». Чтобы понять, как формируется данный синдром, необходимо обратиться к семье, в которой рос ребёнок. Часто ребёнок становится объектом нереализованных или незавершённых амбиций своих родителей. Нередко такой родитель считает своей миссией полностью посвятить себя ребёнку, будучи убеждённым, что лишь тогда он достигнет успеха. Известен факт, что внутренние установки родителей и их модели поведения, которые они транслируют в семье, являются прямым отражением психологических и поведенческих проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, пытаются прыгнуть выше собственной головы, неосознанно перекладывают эти качества на своих детей, таким образом формируя у них этот синдром. Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение. Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения.

Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас. Улыбнуться неудаче Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи. О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн. Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные. Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора.

Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения. Делайте упор на них. Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения. Например, это может быть желание «купить» любовь и признание окружающих в обмен на идеально выполненную работу. Научитесь быть самому себе принимающим, любящим и заботливым родителем. Научитесь управлять болезненными реакциями на ошибки, неудачи, критику и чужие оценки. Старайтесь вырастить опору в самом себе, не бойтесь рисковать и пробовать делать что-либо новое и непривычное. На самом деле, синдром отличника — не такое уж и плохое качество. Он может стать и для ребенка, и для взрослого сильной стороной его личности, если только это не мешает человеку жить.

Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности. Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих. Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем. Как сказал поэт: «Я сам свой высший суд! Помните об этом, и будете всегда эффективными и здоровыми!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий