Чин Прощения возник у египетских монахов, которые, уходя в пустыню для молитвенного подвига, прощали друг друга, поскольку могли погибнуть, рассказал священник УПЦ. В кафедральном соборе Рождества Христова на вечернее богослужение с чином прощения собрались клирики Рязанской епархии и прихожане.
Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
О традиции испрошения прощения, которое зачастую считается прообразом чина прощения, упоминается в житии прп. Прощеное воскресенье — воскресный день перед началом Великого поста — получило свое название из-за традиции совершения после вечернего богослужения чина прощения. Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. последнее воскресенье перед Великим постом принято прощать всех врагов и просить прощение у тех кого обидел, родных, близких и друзей.
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
При этом постится следует только один субботний день согласно документу «Об участии верных в Евхаристии», который был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года. Лишь бы стремление к Причастию не было уловкой избежать постного труда, типа: «вот сейчас без труда приобщусь Святых Таин и буду молодец-молодец»… Священники благословляют причаститься строго «проверенных», кто соблюдает все посты в течение всего года. Как проходит служба в храме Как и всякий воскресный богослужебный день, этот также начинается накануне вечером, всенощным бдением — соединением служб Вечерни и Утрени. Особенность именно этого бдения — то, что его основной темой является воспоминание о падении первых людей. Смысл этих слов накануне поста ясен: Адам и Ева тоже имели заповедь о посте, но — легкую и необременительную, им было запрещено вкушать плоды лишь одного дерева в Раю; но эта заповедь была нарушена нашими прародителями; это — не просто непослушание Богу, но удаление от Него, источника жизни, причина смертности людей, их болезней; и корнем всех этих зол, ныне идущих по жизни с каждым из нас — нарушение поста ради своих вожделений; нельзя не признать: этот грех практически каждый повторяет в своей жизни —уходя от Бога «на страну далече», как блудный сын из Евангельской притчи, поддаваясь своим слабостям, страстям; другой путь предлагает христианам поприще Великого Поста — «оторваться от земли», мирской суеты, воздерживаясь от скоромных яств, борясь с угождением чреву и плоти, стараясь преодолеть страсти — в противоположность тому, что делали первые люди и что делает человек большую часть своей жизни даже до наших дней. Та же тема звучит и за литургией следующего, воскресного дня, когда будут читаться Апостол и Евангелие, посвященные посту и духовному подвигу. Читайте также: Первая неделя Великого поста — график церковных служб и трапезы по Уставу Чин прощения и благословение на Великий пост День накануне Четыредесятницы именуют Прощеным воскресеньем, в храмах совершается Чин прощения. Это богослужение проходит вечером воскресенья — и оно уже, по сути, относится к начинающемуся Великому Посту, ведь богослужебный день по церковной традиции начинается с вечерней службы накануне. По факту Вечерня и Чин прощения может совершаться после воскресной литургии , уточняйте расписание в вашем храме. Чин прощения совершается в конце вечерни, которая имеет ряд особенностей.
Первая ее половина до Вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом.
Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.
Прости и ты меня, имя » — «Бог тебя простит, и я прощаю», — и совершается троекратное христианское целование. Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.
Прощеное воскресенье в 2024 году — история
- Прощеное воскресенье и чин прощения - Православный журнал «Фома»
- Слово при совершении чина прощения
- Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
- Использованные материалы
- Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними? | Илиинский приход
- Вечерня с чином прощения
Тамбовская область
- Прощеное воскресенье в 2024 году — история
- ЧИН ПРОЩЕНИЯ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
- Похожие публикации
- Чин прощения - 2023 |
- Новости и события
Требы онлайн
- История чина прощения
- Епископ Сергий возглавил Чин прощения
- ЧИН ПРОЩЕНИЯ
- Похожие публикации
- ЧИН ПРОЩЕНИЯ - Древо
- Чин прощения в храме и Адамово изгнание - Неделя сыропустная
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Я буду жить своим разумом, своей совестью, своим сердцем, буду жить с Богом! Буду молиться, каяться и надеяться, что Господь меня простит и дарует мне Царствие Небесное, и я буду там вместе с Ним». Помните: когда мы Великим постом сугубо молимся о том, чтобы Господь помог нам справиться с внутренними душевными недугами и грехами, то боремся духовно и против войны. Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил: «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Сердце каждого стоящего здесь в храме — это поле брани, и итог битвы зависит от вашего выбора. Вы будете склоняться или ко злу, или к добру; будете или грешить, или в покаянии стремиться жить добродетельно. Это очень непростой выбор, особенно в современном мире, который все больше погружается во зло. Дьявол свирепствует, и бесы выбрались из бездны, чтобы искушать людей. Мы видим, что люди обезумели и живут одним днем, им безразлично, что будет с ними завтра, что будет с их душой. Они уверены, что за пределами этой жизни ничего нет, но мы-то с вами знаем, что после смерти есть вечность, и в этой вечности есть Господь Бог.
От нас зависит, продвинемся ли мы хоть на шажочек ближе к вечности во время этого Великого поста или же останемся в том же бедственном и плачевном духовном состоянии. Дорогие мои, напоминаю, что нам предстоит совершить духовный труд, как всегда в Великий пост. За эти короткие 49 дней мы должны постараться умягчить наше сердце, чтобы оно стало восприимчивым и милосердным, чтобы уклонялось от зла и стремилось к добру, чтобы мы воистину были чадами Божиими. Ведь пока мы молимся, этот мир будет стоять. Если мы впустим ложь и фальшь в наше сердце, если привыкнем жить по двойным стандартам, будем в церкви одними, а в жизни другими, то миру грозит разрушение.
В этом вам поможет либо ваш духовник, либо батюшка в ближайшем храме. Можно задать себе в правило кроме утренних и вечерних молитв, читать по главе из Евангелия и Апостола, плюс по кафизме из Псалтири и молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Исключите гастрономические изыски и уменьшите количество потребляемых любимых блюд. Уменьшите развлечения. Как можно чаще заходите в храм, чтобы как можно глубже окунуться в покаянную великопостную атмосферу. Выберите духовную книгу, чтобы возгревать ревность к молитвенным подвигам. Постарайтесь быть терпимее и добрее к людям, чтобы исполнить заповедь о любви к ближним. Помоги нам всем Господь!
Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость. Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже. Подобен: Яко добля: Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая. Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь.
Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. По завершении Божественной Литургии Святейший Митрополит Московский и Всероссийский Серафим совершил вечерню с чином прощения. О Прощеном воскресенье, необходимости просить прощения и прощать и о правильном великопостном устремлении рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского монастыря. В Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре Чин Прощения традиционно проходит очень торжественно и трогательно: черные облачения духовенства, великопостные пения, коленопреклоненные молитвы.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Это прощение должно быть взаимным. Обычай совершать чин прощения в Церкви идет из первых веков Христианства, когда монашествующие в этот день Прощеного воскресенья собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания. И некоторые осознавали, что, может быть, они не вернутся уже под кров своей обители. Поэтому они примирялись друг с другом, чтобы не оставить обиды и огорчения ни у кого. А в день Вербного воскресенья все вновь возвращались в свою обитель с пением стихиры: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", переживали вместе искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего и радостно встречали Господа Воскресшего. Может быть, и из нас кто-то не доживет до светлого дня Пасхи Христовой, поэтому и нам необходимо, вступая в Великий пост, примириться друг с другом, чтобы вступая на поприще Великого поста чувствовать себя в душе примиренным со своими близкими, родными, с теми, с кем мы вместе идет одной дорогой жизни. В молитве Господней, которую каждый из нас неоднократно должен читать в продолжение дня, есть слова: "Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим". Мы просим у Господа прощения многих и многих наших согрешений, обещая, что при этом мы оставим обиды, огорчения нашим близким, оставим и забудем их долги. И в ответ на наше примирение здесь на земле, с близкими нашими, мы просим у Господа прощения наших грехов.
После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Не тленными яствами изобилует она, но сладостью истинного учения. Эта трапеза совершается не под звуки флейт и цитр, — здесь звучат мелодии боголюбезных псалмов и гимнов. Созерцание блудных плясок не услаждает здесь чувственных очей, за то очи сердца горят любовью к небесному царству. Нет места кривляниям мимов и развратных людей там, где свирели пророков воспламеняют сердца наши внимать душеполезному учению. На чувственной трапезе внешний человек ввергается в легкомыслие, смех и пучины невоздержания, а здесь не только нет ничего подобного, но и внутренний человек возбуждается к любви боговедения и, возвышаясь над всеми житейскими суетами и помехами, возводится на единый царский путь вечной жизни. Если на чувственной трапезе употребит кто яства в излишке, то являются последствия — боль желудка, вздутие внутренностей и тому подобные страдания; на духовной же трапезе напротив: если кто насладится ею в избытке, тот получает возможность и жизнь свою исправить, и совершить богоугодное дело; и тем большее получается наслаждение, чем больше было усердия в насыщении. Или опять: если на той трапезе ты употребишь вина вдоволь, то и в ногах чувствуешь тяжесть, и зрение тебе изменяет, и язык твой отказывается тебя слушать, а из твоей груди вырываются частые рыкания; для друзей ты становишься смешон, в глазах рабов теряешь уважение, как будто в вине ты потопил свою душу.
Совсем не таковы последствия духовной трапезы, — но если ты обильно вкусишь ее даров, то пойдешь прямой стезей в исполнении заповедей, данных тебе от Господа, очами сердца узришь неземные блага, а из глубины сердца твоего отрыгнешь добрые учения, согласно с словами пророка: излило сердце мое слово благое Пс. Итак, рассмотрим пользу этой духовной трапезы, полюбуемся на ее небесное благолепие, насытимся вдоволь ее неоскудевающей сладости. Послушаем ее гимнов и песней, — ведь ее гимны прогоняют демонов, а песни низлагают начальника тьмы. Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего Пс. Настал пост — любезный апостолам, настал пост — украшение мучеников, настал пост — сожитель монахов, настал пост, уставы которого исполнял Сам Господь, обитая на земле. И если хочешь, возлюбленный, послушай, какими венцами украшен пост. Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния. Современники Ноя, не соблюдши поста, испытали всю тяжесть негодования Божия и были истреблены всемирным потопом. А сам Ной, допустив небольшое послабление в воздержании, обнаженный повергся пред своими сыновьями. Исава невоздержание лишило прав первородства и отеческого благословения.
Сыны Израилевы, не соблюдши поста, лишились небесной утехи и божественной благодати. Теперь ты знаешь, что потерпели нарушители поста и воздержания; узнай же и то, какой чести и милости удостоились те, которые его почитали и сохраняли. Воздержание снискало Моисею достоинство законодателя, и поставило его во главе народа. Постничество вознесло Илию на огненной колеснице на небо, а его всечестную милоть сделало драгоценнее царской багряницы. Воздержанием Даниил во рве заградил уста диких зверей и из их пасти вышел невредимым. Воздержанием украсившись, три отрока потушили печь, разженную седмерицею, и пламень обратили в веяние влажной прохлады. Подвижник воздержания, Иоанн, наречен большим среди пророков и удостоился крестить во Иордане Господа славы. Но что говорить о пророках и праведниках? Сам Христос подвигом воздержания низложил врага и нам дал в нем оружие попирать его. Поэтому, примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пророков, сподвижника детства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных.
Кто, возлюбив пост, не был прославлен? Кто, соблюдши его, не был возвеличен? Кому его исполнение не доставило блаженства? Кто, укрепившись им, не победил искушений? Кто, вняв его призыву, не только не получил чести от людей, но и не отвратил от себя гнева и негодования Божия?
В Прощёное воскресение епископ Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском соборе
Завтра последнее день перед началом Великого поста. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. Начало литургии в 8:30. По православной традиции в этот воскресный день принято просить друг у друга прощение. Этот день еще называют Прощеным воскресеньем. Откроются царские врата, священники будут облачены в постовые одежды, и зазвучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…» Чин прощения. Красивое и торжественное действо, когда наместник обители коленопреклоненно испрашивал прощение у всех — и у своих подчиненных, вплоть до самого скромного чтеца, и у пришедших в Прощеное воскресенье в храм верующих. А те, тоже с земным поклоном, отвечали: «Бог простит!
Как говорили старцы — за мирянином ходит один бес, а за монахом — много. Поэтому во время пострига не просто меняется имя — у монаха появляется еще один небесный покровитель, чтобы легче было сопротивляться диаволу». Владыка напомнил историю из «Досточтимых сказаний» о двух монахах, мирно живших в одной келии, которых диавол поссорил до такой степени, что они подрались между собой. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что для спасения нам уготован краткий и лёгкий путь. Не нужно творить паломничества, забираться на горы, прилагать большой труд — нужно только простить своих обидчиков. Это самый короткий способ: чтобы на Страшном Суде тебя не осудил Господь, прости всех, осуди сам себя. Но это только на словах легко, ведь для нашего самолюбия самое тяжелое и страшное — попросить прощения и в своём сердце простить обидчика». И Господь накануне Великого поста хочет очистить наше сердце. Потому что, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов , наше сердце не способно к глубокому покаянию, пока не попросит прощения, пока само себя не уничижит. Покаяние будет, но поверхностное, не глубинное, без слёз, без сокрушения.
Такое повсеместное разжигание костров связано с тем, что костры воплощали жар солнца и были призваны скорее разбудить весну. Прыгая через догорающий костер, люди проходили своеобразный обряд очищения. После сожжения чучела огонь в доме не разводили — ложились спать. Утром оставшийся от костра пепел собирали и развеивали по полям — для обильного урожая. А остатки еды от праздничной трапезы отдавали скотине или выбрасывали. Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Фото: Тимур Ханов Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Православные традиции: прощение и молитва Чин прощения появился много веков назад. Чтобы отрешиться от всего мирского и усилить свою молитву, египетские монахи уходили поодиночке в пустынные места на все 40 дней поста. Кое-кто из них уже не возвращался, встретившись с лесных дебрях с дикими зверями или не выдержав жизни в пустыне. Поэтому, расходясь, святые люди просили друг у друга прощения и сами прощали, понимая, что эта встреча может быть последней, и уходили молиться в отшельничестве с очищенной душой... Со временем эта традиция перешла в церковное богослужение. Просить прощения друг у друга издавна было принято не с самого утра, а с заката до полной темноты. Литургия в церкви тоже происходила вечером. Так что днем люди поминали усопших и просили у них прощения, отправляясь на кладбища. Прижилась традиция оставлять на могилке блины, конфеты и печенья, но церковь утверждает, что это ни к чему. Усопшему нужно не земное угощение, а молитва. Оставшиеся же от поминальной трапезы угощения лучше раздать нуждающимся. Затем люди отправляются в храм.
Чин прощения появился в русских монастырских Обиходниках и архиерейских Чиновниках 16-17 вв. В более ранних памятниках следов чина прощения на Прощеное воскресенье пока не удалось найти. Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Постепенно этот чин в Прощеное воскресенье был переосмыслен на базе сведений из жития прп. Марии Египетской , в котором говориться о обычае Иорданского монастыря в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всею Четыредесятницу, чтобы вернуться к Вербному воскресенью. После окончания вечерни, настоятель храма берет напрестольный Крест и выйдя на солею говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика все, чем согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных».
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
В этот день православные верующие просят прощения друг у друга и готовятся к предстоящему испытанию духа и тела. Рассказываем, откуда появилась традиция, что можно и нельзя делать в этот день. История Прощёного воскресенья Прощёное воскресенье — это последний день накануне Великого поста в православии. В богослужебных книгах его называют Сыропустной неделей или Адамовым изгнанием. Название «сыропустная» пошло из-за того, что этот день — последний, когда можно есть сыр и другую молочную пищу перед Великим постом. Сыропустная неделя заканчивает Сырную седмицу, которую в народе называют Масленицей, поэтому Прощёное воскресенье — это ещё и последний день Масленицы. Когда будет Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов «Адамовым изгнанием» день называют, потому что в это воскресенье православная церковь проводит богослужения и вспоминает библейский сюжет — изгнание людей из рая.
Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Традиция появилась в древности у египетских монахов. В этот день они в одиночестве отправлялись в пустыню на весь срок поста: многие из них погибали от голода, жажды или нападения зверей.
Опубликовано расписание богослужений на Страстной седмице и на Пасху. Ознакомиться можно в разделе " Расписание богослужений ". Призываем всех прийти помолиться о здравии наших защитников!
Мы должны попросить друг у друга прощения и простить своих ближних если не от полноты нашей духовной жизни, то хотя бы от страха быть непрощенными перед лицом Божиим" Да не осудит нас Господь, да будет сердце наше спокойным, а молитва чистой и искренней; да будет время поста для нас не отягчающим бременем, но временем духовного осмысления жизни…». Завершая проповедь, Глава Донской митрополии испросил прощения у клириков и всех верующих.
Именно поэтому сегодня в храме мы слышим слова Священного Писания: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». С этих слов и начинается пост. Адам лишился рая и только через покаяние, через тяжкий труд и подвиг, он смог вернуться в это блаженное состояние. Адам все понял. Он сидел перед раем и плакал: «Увы, мне! Но после отступления он должен был приложить огромные усилия для того чтобы измениться и справиться. И одной воли человеческой здесь было не достаточно. Должен был придти Мессия, Богочеловек. Сын Божий должен воплотиться, чтобы помочь человеку в борьбе с грехом. Каждый раз, когда мы стоим перед Великим постом, перед тем, как начать это странствие, мы говорим: «Господи помоги мне совершить пост! Помоги мне исправиться! Ибо человеческими силами это невозможно. Скорее всего, как это было уже много раз, человек упадет. Скорее всего, не выполнит того, о чем сегодня думает. Но на этом не надо останавливаться. Церковь говорит: «Испроси прощение у ближних. Прости сам и не держи зла на своих друзей, родных и близких. Не раздувай тот маленький уголек — возможный конфликт, который случается между людьми». Все мы знаем, что человеку невозможно не столкнуться с кем-либо в жизни. У нас у всех есть свои привычки и интересы, устремления и искания. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Горшки в печи сталкиваются, не то что люди». Очень часто человека смущает не сам грех, а лишь только помысел. Как часто мы обижаемся и затаиваем обиды, в то время как человек нам не враг. Сколько людей покинули Церковь, доверяясь своему помыслу. Сколько семей распалось, когда между супругами из маленького уголька раздулось пламя. Сколько людей отошли от Бога, потому что доверили себе. Они не нашли нужным сказать: «Господи прости меня! Когда нас обличает совесть, мы готовы каяться в грехах, но вот попросить прощение у своего ближнего, к сожалению, может не каждый человек. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Пост предлагается нашей Церковью для того, чтобы мы как можно лучше посмотрели на себя, увидели собственные недостатки и не судили ближнего своего. В каждый пост во время богослужения, который очень сильно отличается от обычного времени, мы слышим удивительные молитвы и удивительные слова.
Прощеное воскресенье
Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе. Далее игумен Агафангел возглавил чин прощения, совершив земной поклон перед всеми собравшимися священнослужителями и мирянами. Чин Прощения на вечерне сыропустной недели. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения.