С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Увидеть легендарный спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» в 1911 году, можно 9 июня в 18:00 на исторической сцене в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».
Премьера оперы "Хованщина"
И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация. Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте. Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет. Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам. И те же героические качества здесь проявляют все — от солистов до оркестровых групп, в каковой динамике нелегко выстроить баланс и не разойтись, но Лазарев подхватывает сорвавшихся на лету. Форсированная укрупненность вокальных рисунков — логичное следствие трактовки, гениальной в своем торжествующем динамизме. Музыка звучит в тителевском спектакле с ударной силой аргумента, не знающего возражений, с грохотом уходя в черноту финала, в немую пропасть открытой структуры, в горечь безнадежности. Удивительно, как ловко и мягко новая кобекинская версия концовки недописанной оперы избегает даже видимости точки в разговоре об актуальности и состоятельности существующих редакций. Ее финальные такты пронзительно жалобны. И, отменяя закругленную логику Шостаковича с ее абстрактно-философской медитативностью, а вместе с ней только что на глазах отстроенный гордый пафос бессилия, они достраивают миф страдания сочувствием.
Подпевают ему тонким голосом фольклорного мотива, улетающего под потолок, словно искра. Своей ненадежной призрачностью они обнажают незавершенность конструкции Мусоргского и отстаивают ее как состоявшуюся в своей открытости. А это принципиально ново и важно.
Сюжет повествует о событиях, произошедших между стрелецким бунтом 1682 года и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Это время, ставшее для Руси переломным, было запечатлено композитором Модестом Петровичем Мусоргским в своей опере. Одним из самых важных действующих лиц в опере является русский народ.
Нельзя сказать, что в этом произведении есть хотя бы один герой, которого можно назвать положительным, однако в сюжете хорошо просматривается образ страдалицы-Руси и именно он становится центральным в «Хованщине».
В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репресс.
За дирижёрским пультом находился Тимур Зангиев. Но основные, самые мощные партии в опере — хоровые. Уникальной находкой режиссёра-постановщика Александра Тителя стало включение исполнителя на армянском музыкальном инструменте — дудуке артист Оганес Казарян в сцену развлечений Хованского в своих хоромах.
Спектакль в 2016 году получил «Золотую маску», высшую российскую театральную премию. После того как на улице стемнело и зрителям стало видно сцену на фоне светящихся куполов Успенского собора, стало понятно, что именно эта опера как нельзя лучше подходит для исполнения в исторических интерьерах Рязанского кремля. По окончании спектакля свет в «зале» так никто и не включил, поэтому многочисленной публике освещали дорогу только звёзды и луна. Наталья Рубцова.
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма". «Народная музыкальная драма», как определил «Хованщину» сам автор, долго искала путь на сцену. Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. В любом случае тема «Хованщины» Мусоргского, оперы, проникнутой болью за русский народ, не теряет остроты, а в нынешние темные времена тем более. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».
Постановка
- Билеты в наличии:
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
- Хованщина | OperaHD
- «Хованщина»
- Про юбилеи
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский Мариинский театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие партитуры.
Фото из оперы "Хованщина" в постановке Ростовского музыкального театра. Фотограф - Марина Михайлова. Иван Хованский - заслуженный артист России Александр Мусиенко В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Мусоргский М. Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной».
Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда. Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием — психологией, философией, литературой, — пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861—1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо» около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной. В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат» на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле , «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна» на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист», также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь — родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления. В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение — «Иванова ночь на Лысой горе».
Как рассказали организаторы, вход на все события смотра будет бесплатным. В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров "Новая опера" и "Геликон-опера" в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора", - сказал собеседник агентства.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Тематический день «Хованщина» стартовал в 08. Продолжился день во Дворце Олега, где в 15. Взгляд в прошлое» с показом отрывков из фильма «Хованщина» режиссёр Вера Строева, 1959 год. Таким образом, к 19. После стрелецкого бунта власть временно перешла к князю Ивану Хованскому. Этот период историки называют «хованщиной». Конечно, все бунты были жестоко подавлены, в конце концов, к власти пришёл законный наследник Пётр I.
Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они.
Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом. Многих других старообрядцев Хованский спас с великим трудом. Шаляпин в роли Досифея в опере «Хованщина». В день, когда царская семья должна была принять участие в крестном ходе, вместо Донского монастыря всё монаршее семейство направилось в Коломенское, откуда затем перебралось в село Воздвиженское, находившееся неподалёку от Троице-Сергиева монастыря. Хованский и его сын Андрей, почуяв неладное, двинулись в сторону Воздвиженского, чтобы добиться переговоров с царевной, однако по пути их задержали царские стольники. В Воздвиженском же, куда доставили пленников, никто не собирался вступать с ними в переговоры.
Четвёртое действие Первая картина События происходят в хоромах Ивана Хованского. Его пытаются развлечь крепостные девушки, однако князь всё равно остаётся хмурым. Появляется гонец, который передаёт предостережение от князя Голицына о «неминуемой надвигающейся беде». Хованский не может избавиться от навязчивых плохих мыслей и велит позвать персидок, которые исполняют танец. Появляется Шакловитый, который передаёт приглашение на тайный совет от царевны Софьи.
Хованский польщён и приказывает подать парадную одежду, но внезапно его убивает наёмный убийца. Шакловитый саркастически допевает незаконченную хором девушек песню «Плывёт, плывёт лебёдушка…» Вторая картина Вторая картина происходит на площади у собора Василия Блаженного. Князь Голицын отправлен в ссылку. Марфа сообщает Досифею, что рейтарам дан приказ окружить скиты старообрядцев. Глава раскольников решается на самосожжение своей паствы и разрешает Марфе взять Андрея Хованского с собой.
Последний появляется и ищет Эмму, одновременно проклиная Марфу. Когда та ему рассказывает, что его отец убит, а стрельцов казнят, он не верит ей и трубит в рог, созывая свой полк, однако на него никто не отзывается. Андрей понимает, что всё погибло, только когда видит стрельцов, которых ведут на казнь. Он просит Марфу спасти его, и та ведёт Андрея в скит. Прямо перед казнью появляется гонец боярин Стрешнев , который объявляет о помиловании стрельцов.
Пятое действие Действие происходит в окружённом скиту раскольников в бору.
Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим. XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник». За все время фестиваля зрителям были показаны еще восемь спектаклей, в том числе «Борис Годунов» и «Царская невеста». Также в программе два гала-концерта, которые состоятся сегодня и завтра — 27 и 28 февраля. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип.
Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват.
Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать.
Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально. Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина». Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя. По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие». И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки.
Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями. А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы. Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы. Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно.
На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. И только благодаря ему в 1911 г. Коутса Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В. Шаронов — Хованский, Е.
Збруева — Марфа. Спектакль стал поворотным в судьбе оперы. Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина. В его интерпретации она выдвинулась на первое место. Шаляпин и Е. В 1913 г. Стравинского и М.
Равеля дирижер Э. Купер, режиссер А. Вслед за этим началась всемирная слава этой народной драмы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира. Наиболее значительные спектакли: Москва, 1950 г. Голованова; Ленинград, 1952 г. Среди крупнейших исполнителей — Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, А.
Огнивцев, И. Петров, Н. Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, И. Архипова, Б.
Штоколов, Е. Образцова, Е. Новую редакцию партитуры осуществил Д. Шостакович 1959 , она была положена в основу спектакля Театра им. Кирова в Ленинграде премьера — 25 ноября 1960 г.
В XX веке появилась еще одна редакция «Хованщины» - версия Шостаковича, которая создает мрачное, поглощающее чувство экзистенциального ужаса. В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным. Музыкальным руководителем постановки и возобновления является артистический директор театра Александр Лазарев, а режиссер-постановщик и сценограф — Александр Титель и Владимир Арефьев соответственно. Станислав Лыков является главным хормейстером. Купить билеты на оперу «Хованщина» в Театре Станиславского онлайн можно у нас на сайте - это быстро, легко и просто. Приглашаем вас погрузиться в мир этого серьезного исторического произведения и насладиться вершинами русской оперной музыки.
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти.
Хованщина: стрельцы против Софьи
В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича. 21 февраля (9 февраля ) состоялась премьера последней оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Опера Мусоргского «Хованщина»
опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма". И сюжет «Хованщины» создан в соответствии с концепцией романовской истории, особенно финал оперы. Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.
Премьера оперы «Хованщина» в честь 150-летия Фёдора Шаляпина
Искусство Мусоргского подлинно народно Цитируется по: Стасов В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. В шести книгах. Выпуск 3. XII 1887, изменялась, пересматривалась и дополнялась в 1896 и в 1908. Россия не присоединилась к конвенции и в 1911 заключила лишь сепаратную конвенцию с Францией о литературной и художественной собственности. Бернская конвенция была дополнена на Римской конференции в 1928. Цель созданного конвенцией 1886 Союза — охрана авторских прав иностранных авторов. Конвенция предоставляет иностранным авторам ту же защиту их прав, что и национальным; особо охраняются права авторов на переводы их произведений. При этом авторы освобождаются от каких бы то ни было международных процедур для оформления своих прав; необходимы только те доказательства, которые требуются при первом опубликовании внутри государства.
Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами. Исполняется на русском языке с английскими субтитрами.
Мусоргский Дирижер-постановщик: Александр Лазарев Режиссер-постановщик: Александр Титель Опера «Хованщина» по самобытности музыки, по своему сюжету, пожалуй, могла бы стать самой «русской» оперой. Композитор определил ее жанр так — народная музыкальная драма.
На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года он и дал название опере и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать».
С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина.
Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену.
Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина» | Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла. |
Хованщина: стрельцы против Софьи - Статьи | Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. |
Премьера оперы «Хованщина» в честь 150-летия Фёдора Шаляпина | «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. |
«Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022
- История России - Конец истории. "Хованщина" в истории и в музыке - видео — телеканал «Радость моя»
- Модеста Мусоргского поздравят «Хованщиной»
- Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
- Этот день в истории. 21 февраля / ИА REX
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского
Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел «сыскать». Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».