Новости 19 февраля 1861 событие

•19 Февраля 1861 года. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. явилось выступление крестьян в Чем-барском и Керенском уездах Пензенской губернии, распространившееся также и на соседние уезды Тамбовской губернии. 19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных РИА Новости, 03.03.2021. В статье раскрывается правовое содержание Крестьянской реформы 1861г., ее причины и последствия для развития российского общества, государства и права. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино.

Когда отменили рабство

•19 Февраля 1861 года. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. явилось выступление крестьян в Чем-барском и Керенском уездах Пензенской губернии, распространившееся также и на соседние уезды Тамбовской губернии. Одна медаль — «19 февраля 1861 г.» — была выпущена в единственном экземпляре: ею был награждён Александр II. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных РИА Новости, 03.03.2021. Главная» Новости» 19 февраля 1861 года событие. Новости отрасли.

Крестьянская реформа 1861

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года Император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, и жизнь в России в этот день кардинально изменилась. 19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости.

Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию. Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий.

Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 17 документов , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. В их числе: «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, из усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», местные положения.

Манифест Александра II об освобождении крестьян, 1861 год. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй. Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей хозяйственной единицей самоуправления было сельское общество, высшей административной единицей — волость.

Медали в честь отмены крепостного права. Совет Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» придомовый участок и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

Школьный праздник в память 19 февраля. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Отмена крепостного права. Из коллекции Игоря Словягина Братск Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками».

Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось. Ноты песни в честь 19 февраля 1861 года. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Жетоны и медали в честь 50-летия освобождения крестьян, 1911 год.

Манифест 19 февраля 1861 г Результаты Крымской войны сделали очевидным глубокий кри- зис, в котором находилась Россия. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране. Александр II, тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Обратите внимание Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти.

При этом туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер. Размещено на реф. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. При этом выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов.

Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков. Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян.

Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Важно Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу.

Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы- куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степ- ная.

В 27 губерниях землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же. Таким об- разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел меньше того, которым он владел, будучи крепостным. Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть- ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Волость включала несколько сельских обществ от 300 до 2000 душ мужского пола.

Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото- рых возлагались вопросы проведения реформы.

Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй.

Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры. Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии т. В результате 18 30 октября 1858 г. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля 1 марта 1859 г. Ростовцев, с 1860 — граф В.

В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. Милютин, его ближайшими помощниками — князь В. Черкасский и Ю. Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского реформа Киселёва 1837—1841 и др. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов по 2 от каждого , вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г.

Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них. Окончательный вариант проекта был подготовлен к октябрю 1860 г. Под влиянием консервативно настроенных членов комитета М. Муравьёва , князя П. Гагарина и др. В результате дискуссии по основополагающим положениям будущей реформы законодательная регламентация величины наделов и повинностей крестьян, право крестьян переходить с барщины на оброк по истечении двух лет и т. Условия реформы 19 февраля 3 марта 1861 г. Согласно тексту «Общего положения…», помещичьи крестьяне по данным 10-й ревизии 1858, 23 млн человек — около половины всего российского крестьянства получали свободу и ряд прав: как личных вступление в брак и «распоряжение в их семейственных делах» без «дозволения помещиков»; заключение «как отдельно, так и целыми обществами» различных договоров, обязательств и подрядов «с частными лицами» и «с казною»; «производить свободную торговлю… без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин», основывать промышленные заведения, «записываться в цехи», вступать в гильдии, поступать в учебные заведения, подавать иски в суд, выступать в качестве поверенных и т.

Конец крепостничества. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу и надел полевой земли в постоянное пользование. В целях предотвращения обезземеливания бывших крепостных было установлено, что крестьяне не имели права отказаться от надела в течение 9 лет; крестьянская община сохранялась в тех регионах, где существовала на момент реформы. За право пользоваться предоставленной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк; в период исполнения этих повинностей крестьяне считались временнообязанными. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Они должны были быть составлены помещиками привлечение к их подготовке крестьян предоставлялось усмотрению хозяина имения в течение 2 лет. В продолжение этого периода крестьяне по-прежнему исполняли повинности в пользу помещиков в объёмах на момент реформы с некоторыми ограничениями «барщинной повинности»: для женщин — не более 2 дней в неделю с тягла, мужская — «не свыше узаконенных до сего времени трёх дней в неделю с тягла»; те же требования были установлены для имений, где барщина развёрстывалась не по тяглам, а «по участкам, дворам или хозяйствам»; с крестьян, «наделённых одною усадебною землёю», барщина до утверждения уставной грамоты должна была требоваться «по местному обычаю, но не более того, что требовалось до сего времени» Конец крепостничества. В течение того же времени помещикам надлежало произвести наделение крестьян землёй, включавшее: утверждение размеров полагавшегося бывшим крепостным земельного участка, разверстание господских и крестьянских владений исключительно по желанию помещика и перенос крестьянских усадеб по требованию владельца имения.

После составления помещик должен был подписать грамоту сам и представить её для подписания крестьянам. Затем он направлял её мировому посреднику , который в присутствии владельца имения или его уполномоченного , 6 уполномоченных от «мирских обществ» и 3 «добросовестных посторонних свидетелей» проверял её подлинность и вводил её в действие Конец крепостничества. Размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России определялись в 4 «Местных положениях». Образцом для их составления стало «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских».

Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными?

Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души.

Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными.

Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки.

В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе.

Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Наконец, 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

Вы точно человек?

В частности, историки А. Гершензон и П. Готрелл показали, что сама по себе отмена крепостного права не привела к экономическому буму. Многие предпосылки будущего роста заложил ещё Николай I. Pinterest С другой стороны, отмена крепостного права открыла череду реформ и законодательных усилий, безусловно благоприятных для экономики — появление кредитных кооперативов, лишение дворян монополии на винокурение, помощь государства отдельным отраслям, финансовые преобразования, систематизация законов, введение земского и городского самоуправления, судебная реформа и реформа военная… К тому же экономический рост стимулировали устойчивый демографический рост, строительство дорог и развитие техники, усиление региональной специализации и распространение наёмного труда. Всё это позволяет сделать вывод, что роль отмены крепостничества как таковой нередко преувеличивается, когда речь идёт об экономике. Незавершённое преображение Политические последствия реформ Царя-Освободителя тоже неоднозначны.

В историографии, особенно зарубежной, распространено утверждение, что освобождение крестьян и последующие реформы привели затем к революционной ситуации. Отчасти с этим можно согласиться, ведь реформы были болезненными, но следует учитывать планы Александра II, не реализованные из-за его убийства. Если бы не злой рок и ещё немного времени, Россия могла пойти по альтернативному пути. Реформы стали основой либерализации государственного управления, и император незадолго до гибели говорил: «Мы идём к конституции». Вне всякого сомнения, великие реформы следовало увенчать ограничением самодержавия и введением представительного органа, для начала хотя бы законосовещательного. Дальнейшее развитие городских дум, земств и кооперации продемонстрировало, что общество к этому было готово — оно вкусило свободы, хотело и быстро училось ею пользоваться.

Но этот путь перекрыли преемники Александра II, которые несут большую часть ответственности за подъем революционного движения в начале 20 в. Итогом стало крушение государственности. Захаровой, Б. Эклофа, Дж.

Начну с того, что нужно различать две вещи — во-первых, церковное землевладение, и, во-вторых, владение крепостными. Проблема в том, что наше школьное представление о средних веках как эпохе крепостничества довольно далеко от реальности. До XVI века большая часть земледельцев была лично свободными людьми. Они — лично или общиной — владели землей, которую обрабатывали, и могли достаточно свободно перемещаться.

Да, действительно, еще со времен Киевской Руси были различные категории несвободных земледельцев — закупы, холопы, но число их было относительно невелико. Поэтому, когда мы говорим, что монастыри и епископские кафедры владели селами — надо понимать, что владели они землями, населенными свободными общинниками. Эти общинники выплачивали владельцу земли, то есть Церкви, определенный налог, и в каком-то смысле их можно назвать арендаторами. Если за ними не было долгов, то они могли уйти с этой земли куда угодно. Крепостными они не были. Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу — к востоку от Эльбы.

Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы — мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле.

Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс.

А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев.

Помещики тоже были недовольны: землю у них отбирали навсегда, им нужны были деньги на модернизационные процессы и рыночные отношения в рамках капитализма. А государству нужно было сохранить систему стабильной, поэтому как бы ни были недовольны крестьяне и помещики, проводить реформу все равно было необходимо. Это был такой серединный путь, и в жизни как минимум одного поколения он сыграл позитивную роль», — подчеркнула историк. Во многом благодаря земской и другим реформам Александра II империя переживала подъем: росли и промышленность, и численность населения. Но в условиях общего недостатка земли увеличение числа едоков быстро стало критической проблемой. Только идти в город», — отметила Розина.

Ольга Розина призвала не забывать о том, что император не мог выбрать вариант реформы, при котором вся земля помещиков досталась бы крестьянам. Дворяне были опорой монархии и просто не позволили бы Александру II это сделать. Никаких других политических партий или общественных организаций, на которые он мог бы опереться, в то время в России просто не существовало. Высшее сословие и то далеко не все его представители дозрело до понимания всей опасности крестьянского недовольства только в начале XX века, когда в империи отчетливо «запахло жареным». Так, Лев Толстой писал: «Исключительное право одних людей на владение землей, лишающее других людей возможности пользоваться ею, есть такая же жестокая, вредная для всех несправедливость, какою было в свое время крепостное право. В теперешнее же революционное время несправедливость эта особенно живо чувствуется, и к уничтожению ее направлены теперь желания и требования русского народа».

К тому моменту широкое хождение в крестьянской среде получили идеи социалистов-революционеров «эсеров» , которые вообще отказывались от идеи частной собственности на землю и требовали обратить ее в общенародное достояние по уравнительно-трудовому принципу, напомнила Розина. На языке простых крестьян это выражалось словами «вся земля — Божья» и в конечном итоге означало уничтожение помещичьего землевладения.

Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы. В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья , ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.

В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом. Факсимиле манифеста 19 февраля 3 марта 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование.

За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк. Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов. Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика.

Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры. Борис Кустодиев. Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику.

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

Медведев также сообщил новость своей болеющей матери: женщина села в кровати и начала креститься на висевшую перед кроватью икону, приговаривая со слезами: «Слава, Господи! Петр Медведев отметил сложность написания текста Манифеста и то, что «многие не могли вообще понять, о чем объявляют». После чтения состоялся благодарственный молебен с коленопреклонением. И несмотря на то, что многие усердно молились, даже во время чтения некоторые выходили из церкви, не дослушав манифест.

Этими людьми в основном были женщины и те, кто был «модно или дорого одет».

Вскоре работа над реформой началась.

Учрежден Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В него вошли десять главных чиновников страны — крупнейшие бюрократы еще николаевской эпохи. Комитет возглавил сам Александр II, однако год работы не имел никакого практического результата: члены комитета лишь признали, что крестьяне «вовсе не приготовлены к получению внезапно и вдруг свободы» и освобождение должно быть постепенным.

Александру II было важно, чтоб инициатива реформы исходила от самих помещиков, и эту роль берут на себя литовские дворяне. Это предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем. Рескрипт содержал четкую программу реформы — освобождение без земли, арендные отношения между помещиками и их бывшими крепостными, сельская община как способ организации освобожденных крестьян и административная власть помещика над ними.

Копии рескрипта были разосланы всем губернаторам — правительство едва ли не заставляло дворян включиться в работу над освобождением, и в течение года комитеты возникли в каждой губернии. После публикации рескриптов Назимову и другим губернаторам и образования губернских комитетов работа над крестьянской реформой стала публичной. Главный — по отношению к губернским, которые в течение всего 58-го года работали над детализацией программы, изложенной в рескриптах, — определяли размеры крестьянских наделов и повинностей и границы административной власти помещиков над освобожденными крестьянами.

На заседании Главного комитета Александр II выдвинул новые основания для работы над реформой: «а чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; б чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены; в чтобы сильная власть ни на минуту на месте не колебалась, отчего ни на минуту же общественный порядок не нарушался». В соответствии с этими принципами 4 декабря Главный комитет сформулировал новую программу реформы, которая включала в себя предоставление крестьянину возможности выкупить свой надел с помощью государственного кредита. При Главном комитете начали работу Редакционные комиссии — множественное число в их названии осталось от первоначального замысла двух комиссий, общей и региональной, но в итоге комиссия была единой.

В нее вошло 38 представителей различных ведомств и разнообразных «экспертов», включая активных противников крепостного права Николая Милютина, Юрия Самарина, Якова Соловьева и др. Комиссии возглавлял военный, глава всех российских военно-учебных заведений и член Государственного совета Яков Ростовцев. Май 1860 г.

Работа Редакционных комиссий длилась полтора года и следовала четкому плану. В течение года ее сотрудники изучали проекты губернских комитетов, обобщали их и согласовывали эти обобщенные варианты с представителями самих комитетов. С мая 1860 года началась работа над итоговым проектом, причем уже по ходу работы стало ясно, что Редакционные комиссии настроены учитывать интересы крестьян куда больше, чем губернские комитеты.

Редакционные комиссии передали законченный проект в Главный комитет.

На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии. Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки.

Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена. Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс. Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами.

Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы. С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами. Являясь собственностью, раб находился на попечении владельца — он не имел ни своего дома, ни имущества, ни денег, ни земли, а потому жил в доме хозяина и питался тем, что ему выделялось.

Раб мог быть не только продан или проигран в карты, но даже убит за провинность. Никаких санкций со стороны закона в таком случае не следовало, ведь раб считался просто орудием труда. В отличие от крепостного крестьянина, раб не мог обрести свободу, выкупив себя.

Да и возможности как-то заработать у рабов тоже не было, потому что всё свое время они отдавали рабовладельцу. И рабы, и крепостные крестьяне не отличались трудолюбием, когда речь шла о работе на хозяина. Однако помещики поощряли любое предпринимательство крепостных, так как те могли платить повышенный оброк со своего заработка.

Некоторые крестьяне скапливали такие состояния, что становились членами купеческой гильдии и выкупали себя вместе с семьей и землей у помещика. Считается, что история крепостничества российских крестьян закончилась не в 1861 и даже не в 1910 году. Даже во времена советской власти, которая декларировала интересы и права крестьян и рабочих как главную ценность государства, сельские жители не имели паспортов.

Выдача паспортов сельскому населению началась только в 1974 году. Получая заветные красные книжечки с гордым советским гербом на обложке, простые крестьяне навсегда прощались с последними отголосками крепостного права, сначала спасшего, а затем сковавшего Россию на несколько веков.

Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права. Надо было платить. Можно в рассрочку. Но всё те же 49 лет.

Вроде, и процент небольшой. Но есть один момент. По данным статистики 1860-х годов. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки.

Без Манифеста

  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Предпосылки отмены крепостничества
  • Канун восстания
  • Крестьянская реформа 1861 года

Крестьянская реформа 1861

Поэтому бывшие крепостные, ожидавшие полной воли, остались весьма недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне начали бунтовать, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, в частности — в Казанской и Пензенской губерниях, были использованы правительственные войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение, создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

Сегодня, 28 апреля в истории: 1563.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», то есть усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало определять по соглашению крестьян с помещиком. Это фиксировалось в уставной грамоте, введением которых ведали мировые посредники. О произошедших с крестьянами разительных переменах писал в мемуарах ученый-географ и революционер Петр Кропоткин : «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия.

Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия. Правда, делалось это не без ропота, но крестьяне покорились необходимости. В первые месяцы они праздновали по два дня в неделю, уверяя, что грех работать по пятницам; но, когда наступило лето, они принялись за работу еще с большим усердием, чем прежде». Кропоткин с удовлетворением отмечал, что не мог налюбоваться никольскими крестьянами через 15 месяцев после освобождения. К тому же из крестьян уже выделились такие личности, которые могли постоять за их права». Остальное вносило государство, которому крестьянин или его потомки были обязаны вернуть средства с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. В основу выкупа должна была лечь доходность земель, но помещики, особенно в нечерноземных районах, стремились нарезать крестьянам худшие наделы. По причине тяжелых условий договора «свободные сельские обыватели» лишались каких-либо накоплений и жили в постоянной нищете. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Так, до полного расчета с долгами крестьянин не мог бросить свой участок и уехать из деревни без согласия сельского схода.

Клюнувшие на эту уловку впоследствии влачили жалкое существование на крошечных наделах.

Можно, конечно, сказать, что «Конституция»Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство. Получается, что Александр II оказался «добрее»декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать. Самодержавие вообще так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому»пути-освободить без земли. Царь-батюшка был куда более осмотрителен-он понимал, что в иных делах простота — хуже воровства. Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848года в Венгрии.

Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»: «Важнейшим актом венгерской революции 1848года было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии. После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю — и процесс этот растянулся до 90-х годов XIX века. Для сравнения — в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде т. Немного истории При этом стоит отметить, что об отмене крепостного права Александр II задумался далеко не первым. Проекты на сей счет появились еще в самом начале XIX века, когда Александр Первый издал закон о «вольных хлебопашцах», разрешавший крепостным выкупаться на волю. Подумывал от отмене крепостничества и разгромивший декабристов Николай Первый — в его правление работал целый ряд секретных комитетов на эту тему, но … все задумки окончились ничем.

Единственным итогом всех бюрократических бдений стало то, что в 1842 году Николай I издал указ, по которому помещик, сохраняя право собственности на землю, мог наделять ею крестьян, освободив их от крепостной зависимости, а те должны были нести за это в пользу помещика условленные заключенным между ними соглашением повинности. Однако эти попытки реформировать крепостное право в масштабах страны не дали практически никаких ощутимых результатов, ибо они не носили обязательного характера: все решал помещик, который мог отпустить, а мог и не отпустить. В конце концов Николай Первый будто бы сказал однажды графу Киселеву, что освобождение крестьян-дело настолько трудное и опасное, что он предпочитает оставить его потомкам. Административный детектив Тем удивительнее выглядит то, что освобождены крестьяне были-и все-таки с землей. Как же Александру Второму удалось так повернуть работу государственной машины, чтобы «ущемить»интересы помещиков? Это вопрос интересный — почти детективный. Началось все с того, что только что взошедший на престол Александр II назначил министром внутренних дел Сергей Ланского, При этом царь, как сообщил в циркуляре в августе 1855 года сам министр, поручил ему «...

Это вызвало восторг крепостников. Но уже через полгода, 19 марта 1856 года, тот же Александр II произнес свою знаменитую речь со словами: «Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным.

Надо было платить. Можно в рассрочку. Но всё те же 49 лет. Вроде, и процент небольшой. Но есть один момент. По данным статистики 1860-х годов. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки.

Получалось, что мужик работал в минус.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий