Новости язык обезьян

Зелёные мартышки испугали и заговорили на несвойственном им не учёные провели исследование на западноафриканских зелёных. Канзи — самец карликового шимпанзе или бонобо, который участвует в исследованиях по обучению обезьян языку. шаг к пониманию языка обезьян В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку.

Зоологи выяснили, что люди способны понимать язык приматов

Ученые показывали отрывки видео с этими жестами людям и просили их выбрать вариант перевода. Оказывается, мы все можем делать это почти инстинктивно», — говорят исследователи. Скорее всего, наш последний общий предок с шимпанзе использовал похожие знаки для общения.

Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.

Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.

Прежде неизученный язык обезьян позволили раскрыть 5 тысяч вокализов шимпанзе Технологии 24.

Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян. О результатах исследования немецких антропологов рассказал на своих страницах научный журнал Communications Biology.

В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада Theropithecus Gelada , обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Исследование, опубликованное 18 апреля в сборнике трудов Американской академии наук, проливает свет на процесс формирования языка в ходе эволюции приматов. Чем больше таких элементов в обезьяньем «предложении», тем короче каждый элемент в отдельности. Эта закономерность известна как закон Мензерата, который обычно формулируется так: с возрастанием длины лингвистической конструкции, длина ее компонентов уменьшается. Так, в человеческом языке длинные предложения, как правило, состоят из относительно коротких слов. Исследование языка гелад впервые обнаружило проявление закона Мензерата в животном мире.

Возможно, шимпанзе владеют "первичным языком"

Тегиэксперименты по обучению обезьян языкам посредникам, обезьяний язык зощенко чему учит, как по английски будет обезьяна. В первой лекции лингвист Максим Кронгауз рассказал о том, чем человеческий язык отличается от языков животных и может ли обезьяна считать себя человеком. Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана.

Тысячи вокальных записей шимпанзе показали как сильно развит язык приматов

Учёный упрекнул своих предшественников в том, что они были недостаточно объективны и трактовали результаты опытов чересчур оптимистично. В частности, указывал Террас, недостаточно учитывался эффект Умного Ганса. Хозяин Умного Ганса неплохо заработал на его талантах. Коню можно было задать любую арифметическую задачу, и он копытом выстукивал ответ.

К примеру, на вопрос о квадратном корне из 25 раздавалось пять постукиваний. В конце концов нашёлся психолог, который с подозрением отнёсся к лошадиному гению и провёл с животным эксперимент, показавший, что Умный Ганс вообще не умеет считать, зато прекрасно считывает человеческие эмоции. Если вы задаёте вопрос, а лошадь начинает стучать, то вы невольно напрягаетесь, когда она приближается к правильной цифре.

Умный Ганс всего лишь был наблюдательным: по выражению лица или позе вопрошающего он улавливал признаки напряжения или расслабления и в нужный момент прекращал стучать. Когда Умный Ганс не видел никого, кто знал бы правильный ответ, он не мог решить простейшей задачи и продолжал бить копытом, пока его не останавливали. В этом и заключается эффект Умного Ганса.

Этот фактор необходимо учитывать и при обучении обезьян языку жестов, поскольку дрессировщик тесно общается с животным и может дать ему массу невольных подсказок, как получить вознаграждение. Чтобы оградиться от эффекта Умного Ганса, важно, чтобы в эксперименте у животных не было визуального контакта с теми, кто может неосознанно подсказать правильный ответ. До известного момента этот фактор практически не учитывался в опытах с шимпанзе, поэтому нельзя исключать, что, к примеру, Уошо действовал по тому же принципу, что и Умный Ганс.

Только с Нимом Чимпски исследователи стали осторожнее, и результаты тут же ухудшились. Многие исследователи пришли к выводу о бесполезности лингвистических штудий с обезьянами. Многие, но не все.

Горилла Коко обучалась языку жестов и достигала ещё более впечатляющих успехов, чем Уошо. По словам её тренера, на момент смерти в 2018 году Коко освоила свыше тысячи жестов и затейливо применяла их в повседневной жизни. Но и в этом случае не обошлось без упрёков, что эффекта Умного Ганса учли не в полной мере.

Дельфинов тоже пытались учить языкам разными способами. И они показывали неплохие успехи, как в случае звучащего человеческого языка, так и языка жестов и специально разработанного на основе свиста. В плане понимания они не уступали ни обезьянам, ни попугаю Алексу.

Трудность скорее в том, чтобы заставить дельфинов выражать свои мысли понятными людям словами — при всем выдающемся таланте этих животных имитировать звуки. Два шимпанзе, Шерман и Остин, участвовали в другом эксперименте, с иными условиями и задачами. Этот опыт заслуживает куда больше внимания, чем ему уделяли до сих пор.

Вместо того чтобы помещать обезьян в человеческую среду, им предоставили коммуникационную систему, подходящую для «внутреннего» обезьяньего пользования, то есть для общения шимпанзе с шимпанзе. Шерман и Остин сидели каждый в своей комнате, каждый перед своей клавиатурой с одинаковым набором символов. Они не могли попасть друг к другу, но каждый видел на экране, какую клавишу нажимает другой.

Это позволяло обезьянам общаться при помощи символов друг с другом, что намного интереснее, чем отвечать на дурацкие вопросы двуногих. Шимпанзе быстро приспособились использовать символы, чтобы передавать друг другу сообщения, и даже научились договариваться об их новых значениях. Когда им однажды дали новый фрукт, для которого на клавиатуре не было символа, каждый держал угощение перед экраном, демонстрируя другому, а потом один из шимпанзе выбрал символ на клавиатуре и нажал клавишу.

Так обезьяны договорились о том, как в их языке будет обозначаться новый предмет. Всё это очень важно, поскольку именно так появляются новые слова и в человеческом языке. Возникает новое понятие, и для его обозначения требуется новое слово.

Если другие поддерживают его, слово приживается. В этом основа многообразия и гибкости человеческого языка, и в рамках своего, «символического», языка Шерман и Остин делали примерно то же самое. Интересно, что в этой ситуации шимпанзе использовали лингвистическую способность, которая, очевидно, никогда не проявляется у них в естественной среде обитания.

Поворотным пунктом в работах с обезьянами стало обучение бонобо Канзи, родившегося в 1980 году. Канзи был маленьким, когда его приёмная мама участвовала в эксперименте, в котором училась общаться с помощью символов. Каждый символ располагался в отдельном квадрате на экране компьютера или был прикреплен магнитом к обыкновенной доске, и мама Канзи должна была поддерживать беседу, указывая на символы.

Дела шли не очень хорошо. За долгое время мама так никуда и не продвинулась. Внимание экспериментаторов перекинулось на малыша, который быстро выучил всю доску с символами.

Сегодня он не такой маленький каждый правильный ответ вознаграждался конфетой: немало килограммов было съедено за эти годы и без проблем использует в своей «речи» сотни символов и понимает разговорный английский по крайней мере не хуже двухлетнего малыша. Канзи быстро стал популярным как среди учёных, так и среди журналистов. Теперь он — ключевая фигура в маленькой группе, в которую входят обезьяны и исследователи.

Они проводят множество совместных экспериментов и в повседневной жизни общаются при помощи доски с символами. Все опыты с Канзи тщательно задокументированы. Экспериментаторы сделали всё возможное, чтобы избежать действия эффекта Умного Ганса.

И лишь положив трубку, он приступал к выполнению задания. С ним в комнате находился человек в берушах, чтобы не слышать телефонного разговора , который наблюдал за тем, что делал Канзи, и записывал.

Но едва горилла умерла, в СМИ появилось множество статей, в которых активно обсуждался тот факт, что она умела вести осмысленные беседы с людьми, используя язык жестов. Но многие авторитетные специалисты сомневаются в таких фантастических способностях животного. Так как горилла Коко родилась в неволе, то работать с ней начали очень рано, в возрасте одного года. Зоопсихолог Франсин Паттерсон начала заниматься с животным по собственной методике, обучая его амслену, или ASL — упрощенному варианту американского языка жестов. Спустя время Паттерсон стала утверждать, что горилла научилась выражать свои чувства при помощи жестов, а всего выучила около двух тысяч слов на английском языке. Но ученые-лингвисты, изучив метод Паттерсон, заподозрили ее в том, что она выдает желаемое за действительное.

Речь или набор жестов? Доктор Адам Шембри из Университета Бирмингема считает, что повода называть гориллу Коко первым приматом, освоившим язык жестов, нет. Ученый говорит, что понятия «освоила несколько жестов» и «выучила язык» имеют несколько разные значения. Другой авторитетный лингвист, Маркус Перельман, высказался на эту тему так: «Я бы сказал, что Коко использовала набор выученных жестов, чтобы эффективно общаться со своими опекунами о повседневной жизни. Многие жесты были основаны на языке амслен. Но нет — Коко определенно не освоила жестовый язык». В лучшем случае горилла могла применять некоторые жесты в определенных ситуациях, после того как ее стимулировал к этому тренер.

Да много чего можно.

Но такие тонкости знают либо те, кто владеет жестовым языком с детства, либо те, кто исследует его как лингвист. А обезьян им никто не учил. Вот и результат. Так что даже жалко, что работу с обезьянами проводили главным образом слышащие люди. Стоко наблюдал, да, но полноценной языковой среды, создаваемой людьми, для которых жестовый язык является родным, у «говорящих» обезьян не было. Вдруг при таких учителях обезьяны научились бы лучше? Впрочем, на самом деле, вряд ли. В этой же книге Стивена Пинкера описывается глухонемой мальчик «Саймон» имена «подопытным» детям дают условные, поэтому при публикации они берутся в кавычки , чьи родители выучили амслен во взрослом возрасте.

Говорили они на нём, естественно, довольно-таки плохо: для того, чтобы говорить на языке свободно и правильно, надо учить его с детства — во время так называемого «чувствительного периода». В этот период у человека есть возможность самостоятельно достроить грамматику своего языка — и это очень важно, поскольку все слова во всех формах, а уж тем более все предложения ему не удастся выучить путём простого запоминания. Так вот, «Саймон» сумел по корявым высказываниям своих родителей довольно прилично достроить грамматику амслена — причём даже некоторые такие части, которых его родители не знали! А из обезьян, которым достались такие же учителя, освоившие амслен во взрослом возрасте, достроить грамматику не смог никто. Может быть, возможность достраивать грамматику по неполным данным — это и есть ключевой компонент человеческой «языковой способности»? Бурлак: Честно говоря, не знаю. Потому что я ориентируюсь на замечательную книгу З. Зориной и А.

Смирновой «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли животные оперировать символами? Авторы её — люди высочайшей научной честности и добросовестности — пишут очень осторожно и аккуратно, не пытаются натягивать факты на какие-то априорные представления, а всякие непроверенные и неподтверждённые вещи либо оставляют за скобками, либо оговаривают специально. Поэтому про подтасовки и мистификации — если они и были — мне ничего неизвестно. Зорина: Скептики пытались выдвинуть такие обвинения, но если бы такие факты были известны, то «говорящие» обезьяны не были бы предметом научного обсуждения. Одна из «головных болей» исследователей состояла в том, чтобы не совершить каких-то ошибок, невольных подсказок, не принять желаемое за действительное. Поэтому методики постоянно совершенствовались, опыты повторялись, результаты разных проектов проверялись и сопоставлялись, практиковался метод двойного слепого контроля, когда тест предъявлял один экспериментатор, а результаты фиксировал другой, который не знал условий теста см. Зорина, Смирнова, 2006. Эта проблема подробно обсуждается в разделах: «Атака скептиков» и ««Проект Ним» и критика «языковых» экспериментов Г.

Опасность неосознанной подачи невербальных сигналов всегда учитывается грамотными экспериментаторами. Сэвидж-Рамбо заметила по этому поводу см. Зорина, Смирнова, 2006 : «Я была бы последней, кто станет отрицать, что в некоторых из проектов по изучению языка обезьян имелись случаи невольных подсказок. Шимпанзе — чрезвычайно умные животные и могут уловить самый слабый след одобрения или неодобрения в выражении лица или позе человека. По словам Р. Футса, и Гарднеры, и он сам а позднее и Сэвидж-Рамбо в своих работах с шимпанзе и бонобо с помощью ряда приемов, включая двойной «слепой» контроль, свели к минимуму любую возможность подавать обезьянам какие-либо сигналы-подсказки. Примером «невольного заблуждения» может служить история с обучением шимпанзе Нима. При анализе его высказываний выяснилось, что он, как правило, повторяет фразы своих тренеров, причем причиной этого были именно недостатки использованной автором методики обучения, когда Нима фактически и поощряли именно за то, что он повторяет обращенные к нему фразы.

На этом основании автор проекта H. Terrace объявил все результаты других исследователей недостоверными. Зорина: Общая его структура соответствует этому уровню, но сходство не следует преувеличивать, язык "говорящих" обезьян явно примитивнее. Приведу цитату из своей статьи Зорина, 2008. Часть из них скорее намечены как тенденции, как «семена», по образному выражению одного из психологов [Севастьянов 1989], сходные с теми зачатками языкового поведения двухлетних детей, из которых развивается настоящий язык взрослого человека, что разница в степени выраженности языкового поведения антропоидов и языка человека весьма велика. Напомним еще раз наиболее важные отличия: словарь человекообразных обезьян как бы ни преувеличивали его объем некоторые авторы ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2—2,5 лет, а продуктивность языка проявляется только как тенденция; свойство перемещаемости проявляется преимущественно в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность говорить о прошлом и будущем представлена в самой зачаточной форме; обезьяны понимают значение порядка слов в предложении, но их собственные «высказывания» в подавляющем большинстве случаев ограничиваются двумя-тремя «словами», что, впрочем, характерно и для 2-летних детей; у обезьян отсутствует даже намек на «языковый взрыв» — за прошедшие после теста десятилетия Канзи не добавил ничего к своему владению йеркишем, и ничего похожего на «взрыв» в его языковом поведении не произошло, тогда как его коллега 2-летняя Аля далеко обогнала его в ближайшие год-два, если даже не в месяцы. Бурлак: Ну, вообще, у разных детей уровень в 2—4 года очень разный. Мой сын, например, в 2 с половиной уже умел пользоваться вводными словами в частности, словом «например» , а к четырём — строить длинные предложения.

Такие же смышленые Что остается заметить? У человекообразных обезьян отличные когнитивные способности, позволяющие им овладевать языком и строить общение как с людьми, так и друг с другом. Их синтаксические конструкции очень просты и напоминают о языке ребенка возраста двух-трех лет. Этого вполне достаточно для эффективного и живого общения. Отличие заключается в том, что дети растут и меняются. Они ходят в школу, учатся самым разным профессиям, создают семьи, берут ипотеки. Их язык развивается и становится сложнее. А обезьянам достаточно того, что уже есть.

Словарного запаса трехлетнего ребенка вполне хватает.

Язык обезьян расшифрован!

Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками. Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. В результате обнаружили, что люди могут понимать эти знаки, составляющие часть эволюционно древнего общего словаря жестов для всех видов человекообразных обезьян, включая нас".

Общество глухих

Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов. Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. Возможно, эта способность передалась современному человеку от его далёких предков, которые «разговаривали» с обезьянами на общем языке жестов.

Ученые перевели язык обезьян на английский

жесты Новости России и мира обезьяны общение человек. В Ижевский зоопарк приехали обезьяны. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей. В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку.

О говорящих обезьянах

Люди должны были определить их значение, выбрав из четырех предложенных вариантов. По словам ученых, понимание оказалось гораздо лучше, чем ожидали. При этом знание контекста что именно делали обезьяны лишь немного улучшило результаты. То есть участники, которым не сообщали подробности, справлялись так же успешно. Показывая участникам эти видеоролики, мы обнаружили, что люди могут понимать жесты животных», — рассказывает доктор Кирсти Грэм, одна из авторов исследования.

Но если о смысле сигналов представителей первого вида уже была накоплена информация, то по бонобо таких данных не существовало. Чтобы определить значение жестов, которыми обмениваются бонобо, исследователи проанализировали 2321 случай их применения.

Если, допустим, один бонобо демонстративно чесался, и находящаяся рядом особь начинала перебирать его шерсть, после чего он переставал чесаться, учёные считали, что первую обезьяну удовлетворила реакция второй, то есть сигнал был воспринят правильно. Таким способом приматологи соотнесли 33 различных жеста бонобо с вариантами их предполагаемого смысла.

Известно, что представители верветок имеют три вида сигнала, оповещающего о тревоге. Первый говорит про приближение леопарда, второй — змеи, третий- орла.

В отличие от своих сородичей, западноафриканские представители имеют всего лишь два характерных звука — «змея» и «леопард». Третий сигнал не развился, поскольку в их среде обитания нет хищных птиц.

Пинкер в частности, указывает, что «Чтобы насчитать сотни слов обезьяньего словаря, исследователи также «переводили» указующее движение шимпанзе как жест «ты», объятия как знак «обнимать»; подбирание чего-либо с пола, щекотание и поцелуи как знаки «подбирать», щекотать и «целоваться».

Зачастую одно и то же движение шимпанзе истолковывали как разные «слова», в зависимости от того, каким, по мнению наблюдателей, могло быть соответствующее слово в данном контексте. В том эксперименте, где шимпанзе общались с компьютером, клавиша, которую шимпанзе должен был нажать, чтобы включить компьютер, была переведена как слово «пожалуйста». В диссертации , защищенной в университете штата Айова, однако, указано, что способности взрослого Канзи никак нельзя свести к дрессировке.

Отмечается, что бонобо как вид в целом склонны к активной коммуникации в группе, поэтому Канзи мог изучать и систему лексиграмм, и английский язык как «второй» и «третий» иностранный. Учитывая вышеупомянутое замечание о том, что Канзи занимался изучением лексиграмм с самого юного возраста, а также рос одновременно в человеческом социуме и социуме бонобо, его развитие скорее можно сравнить с развитием ребенка-билингва. При этом Канзи употребляет несколько сотен слов , а понимает до трех тысяч, сочетая использование лексиграмм и английского жестового языка.

Он достиг таких успехов в изучении языка во многом потому, что это занятие было ему интересно, и напоминало скорее игру, чем учебу. Также лингвистические занятия Канзи не имели практического значения в качестве средства для выживания. В данном контексте интересно отметить, что Канзи не заинтересовался изготовлением орудий труда.

Но он заинтересовался разведением огня и поджариванием пищи — Сью Рамбо рассказывает, что Канзи увидел процесс разжигания огня по телевизору и попросил, чтобы его этому научили. Недаром так известна фотография, на которой Канзи шурует палочкой в костре: Не менее интересно посмотреть небольшое видео, демонстрирующее, что Канзи умеет обращаться с зажигалкой и подкидывать в костер дровишки: Другая знаковая фотография демонстрирует, с каким удовольствием Канзи выдувает мыльные пузыри: При всей кажущейся невинности и несерьезности эта игра доказывает, что Канзи, в противовес общепринятому мнению, умеет контролировать напор выдуваемого воздуха — что является одним из важнейших условий для членораздельного голосового общения. Вернемся, однако, к вопросу изготовления орудий труда.

Известно, что обычные шимпанзе достигают в этом такого мастерства, что выдвигается предположение, будто каменный век у них длится уже не менее 4000 лет. Подробнее об изготовлении каменных и деревянных орудий шимпанзе и другими обезьянами рассказано здесь. Речь идет и о каменных отщепах, и о «наковальнях» для раскалывания орехов, и о приспособлениях для сбора меда, и о полноценных копьях.

Александр Марков рассказывает о том, что шимпанзе просто не хватает оперативной памяти для изготовления сложных орудий труда, и даже раскалывание орехов дается им достаточно сложно. В другой статье при этом отмечается , что бонобо, живущие в Конго, значительно уступают шимпанзе в изготовлении орудий труда, хотя, колоть орехи камнями умеют. Канзи также не сумел сам научиться изготовлению орудий труда.

Почти цитата из книги Александра Маркова «Обезьяны, кости, гены»: «Он научился раскалывать камни, бросая один на другой сверху. При этом действительно получаются обломки с острыми краями, которыми можно пользоваться как орудиями. Но технология, применявшаяся «человеком умелым» — держать в одной руке «ядрище», в другой «молот» и откалывать отщепы точными ударами, — по-видимому, оказалась для Канзи слишком сложной.

Он пытался так работать, подражая экспериментаторам, но удары получались слишком слабыми». Заключение Итак, можно сделать вывод, что исключительные лингвистические успехи Канзи ближе к настоящему языку, чем к животной коммуникации. Вполне вероятно, что в дикой природе такой высокоинтеллектуальный самец просто не нашел бы применения языковой способности и обошелся коммуникацией, присущей представителям своего вида.

Также, как указано в этом материале с сайта «Этология», феномен говорящих обезьян может означать, что коммуникативная функция ошибочно считается важнейшей и основополагающей функцией языка. Возможно, язык появился у наших предков как средство для описания окружающего мира и его систематизации во все более абстрактных категориях. Развитая коммуникация при этом уже могла присутствовать в сообществах таких приматов.

Языковое общение упирается в объем оперативной памяти, о котором уже упоминалось выше, и из-за недостаточности которого многие шимпанзе затрудняются колоть орехи. Канзи же остается печальным располневшим альфа-самцом небольшой лабораторной стаи бонобо и только добавляет неопределенности к вопросу о том, какой же фактор — трудовой или языковой — сделал из обезьяны человека.

Ученые научились понимать развитый язык приматов

Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками – Самые лучшие и. У африканских обезьян в словаре появился новый сигнал тревоги для опасности, с которой они никогда раньше не сталкивались. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Бюро переводовPosted on 15.07.2014 Опубликовано в Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий