Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory.
Как британцы пытались превратить Россию в свою колонию
Вторжение американских, английских и французских военных в Россию | Англичане и французы начали активизировать свои дипломатические усилия, в поисках контактов с большевиками в Мурманске и Архангельске. |
Ограбили и забыли: как британцы пытались превратить Россию в свою колонию | Потом обеспечивает высадку англичан в Мурманске с согласия большевиков и лично Ленина и Троцкого, затем они же объявляют его врагом народа за сдачу Мурманска, но Юрьев-Алексеев продолжает возглавлять совдеп при интервентах еще полгода (!). |
Об "интервенции" союзников на Севере и об организации AРA: dandorfman — LiveJournal | Горьковское шоссе — все новости по теме на сайте издания Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, что транспортная развязка на пересечении Горьковского шоссе, улиц Болотникова, Фрунзе и Восстания будет открыта в конце 2023 года. |
К кораблям в Мурманске выстроилась гигантская очередь | Телекомпания ТВ21 | Посольство Великобритании в России рассказало о совместном посещении Мурманска с дипломатами США. |
Высадка англичан в Мурманске
На мурманском поезде задержали пьяного пассажира В Карелии на станции Сегежа в поезде сообщением Мурманск – Москва задержали мужчину.39-летний уроженец Иркутской области в нетрезвом →. К столетию одной интервенции Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. Посольство Великобритании в России рассказало о совместном посещении Мурманска с дипломатами США. 28 января 1918 г. в Мурманске неизвестными лицами был убит начальник Мурманского укрепрайона и отряда судов (Главнамур) контр-адмирал К.Ф. Кетлинский. прибытие англичан в Архангельск. 13 марта 1920 года Красная армия освободила Мурманск от американо-английских интервентов.
Группа разминирования из Петербурга решает, как извлечь найденную в порту Мурманск бомбу
Первый главнокомандующий объединенных войск, генерал Пуль, вел себя в Мурманске как хозяин. Первые расстрелы начались весной 1918 года. Стреляли белогвардейцы, руководили интервенты. Владислав Голдин: «По приговорам военно-полевых судов были расстреляны более 4 тысяч человек. Многие расстрелы проводились без таковых». К лету тюрьмы переполнились.
На острове Мудьюг, который служил для защиты жителей города, бывшие союзники обустроили для жителей же концлагерь. Заключенных в нем даже не расстреливали — они умирали сами. Владислав Голдин: «В общей сложности через это печально трагически известное место прошли сотни арестованных. И значительная часть их там погибла». Осенью британского генерала Пуля на должности начальника севера сменил молодой Айронсайд.
Один или двое из тех, кого я видел в лагере, находились в совершенно непригодном для работы состоянии». Несколько раз менялась судьба остатков военного снаряжения, доставленного англичанами в Архангельск. Первоначально предназначенные для расширения боевых действий за пределы Архангельской губернии и, очевидно, для передачи Колчаку, затем их готовились оставить белой армии Миллера. Но в августе-сентябре 1919 года снаряжение начали уничтожать. Проекты экономического сотрудничества, а точнее, перекладывания расходов на интервенцию на белую власть, провалились.
Затягивание борьбы на периферии России стали мешать переговорам Лондона с большевиками, сторонником которых стал и Черчилль. В ночь с 17 на 18 сентября оставшиеся 47 тысяч «Устройств М» были сброшены в Белое море [64]. Окончание иностранной военной интервенции на севере России[ править править код ] Из-за возрастающего недовольства в своих войсках, поражений на фронте и волнений среди рабочих в странах-интервентах массовые забастовки в Великобритании проходили под лозунгами « Руки прочь от России! С подготовкой сил интервентов к эвакуации отношения между ними и ВПСО осложнялись. Появляются жалобы на то, что «англичане пришли не спасти Россию, а погубить её» [67] [68].
Со стороны белого офицерства отмечаются возмущения при любых случаях неуважительного или кажущегося таковым обращения к ним со стороны союзников. Особенно широкую огласку получил случай «издевательства» англичан над начальником Мурманского края Ермоловым : во время визита на корабль к командующему морскими вооружёнными силами ему дали «неудобную верёвочную лестницу», по которой, как свидетельствовал современник, «этот глубоко сухопутный правитель поднимался с большим трудом, раза три сорвавшись. Всякий раз, как голова его показывалась над бортом, англичане играли встречный туш, Ермолов скатывался вниз, — музыкапрекращалась; снова показывалась голова, снова туш, — и таким образом — раза три» [69]. Командующий белыми войсками Марушевский был обижен тем, что союзники не всегда прислушиваются к советам русского генерала, а также тем, что рослый Айронсайд «высокомерно смотрит» на низкого Марушевского, не доходившего ему до плеча [70]. Так же Марушевский был раздосадован, что «сыны гордого Альбиона не могли себе представить русских иначе, чем в виде маленького, дикого племени индусов или малайцев, что ли».
Он был уверен, что поддержание самого статуса превосходства является сознательной политикой англичан, которые «держали себя на Севере так, как будто они находились в завоеванной, а вовсе не в дружественной стране» [71] [72]. Масштаб недоверия был таков, что, по свидетельству П. Вудса, в Мурманском крае офицерами «являлись люди, настроения которых были отчётливо антисоюзническими… а действия — открыто обструкционистскими». Объяснить это чем-либо, кроме зависти, мстительности и личных корыстных интересов он при этом не мог [73]. Командующий бригадой британских добровольцев Л.
Садлер-Джексон испытывал такое недоверие к союзникам, что во время совместных операций выставлял собственные патрули и по возможности проверял русские военные донесения [74]. Вызванный в Британию генерал Айронсайд на фоне происходящего настоял на скорейшем выводе войск вледствие ненадёжности Северного фронта. Впоследствии, вспоминая о русских петициях и делегациях, настаивавших на дальнейшей союзной поддержке, он отмечал, что ему «…трудно было испытывать какую-либо симпатию к людям, которые так мало сделали для того, чтобы помочь самим себе» [75] [75]. В июне 1919 года отбыли американцы. Получив сведения о готовящемся отступлении британских частей, РККА перешла в наступление 4 сентября 1919 года, превратив организованную эвакуацию в бегство.
Интервенты бросали тяжёлую технику, 17 сентября британцы были вынуждены взорвать два своих монитора. Вместе с интервентами ушло около 2 тысяч русских сторонников белого движения [35]. В ночь с 26 на 27 сентября 1919 года последние воинские части Антанты покинули Архангельск, а 12 октября они ушли и из Мурманска. Эвакуация союзных войск и последовавшие поражения белых так и не заставили их пересмотреть свои взгляды. Видя в конце сентября 1919 г.
Описывая свою последнюю встречу с русским командующим Двинским участком фронта полковником А. Мурузи, генерал Айронсайд был потрясен, насколько открыто тот говорил о своем недоверии к интервентам и насколько был уверен, что после ухода союзников белая русская армия быстро начнет пополняться крестьянами-добровольцами и сможет смести большевистскую власть [77]. Лагерь для военнопленных на о. Мудьюг был передан в ведение Северной области , военнопленные перемещены в Йоканьгскую тюрьму. Однако успешное минирование Северной Двины новым типом морских мин и сопротивление Северной армии генерала Миллера задержали красные части и не позволили разгромить отступающих интервентов.
К началу зимы Красная Армия вынуждена была прекратить наступление из-за ледостава. Но уже в начале февраля 1920 года наступательные действия возобновились, к армейским частям присоединились моряки, сформировавшие бронепоезд «Красный моряк». Войска Русской армии не выдерживали натиска, тем более что в тылу, в самом Архангельске, вспыхнуло восстание. Восставшие, при поддержке освобождённых из тюрем политических заключённых, не дали белым увести часть остававшихся в Архангельске кораблей, включая линкор «Чесма» , 2 миноносца, подводную лодку « Св. Георгий », 2 посыльных судна, 6 тральщиков и ледокол « Святогор » [66].
Узнав об этом, подняла вооружённое восстание подпольная группа в Мурманске. Таким образом, оставшиеся белогвардейские части оказались отрезаны от линий снабжения и от возможности морской эвакуации. Интервенция хорошо описана в романе В. Пикуля "Из тупика" Политика интервентов и белого правительства на подконтрольных территориях. В связи с этим применялся ряд мер военного времени , а именно: ограничение свободы слова и печати, собраний и митингов, строительство лагерей для военнопленных , проводились военно-полевые суды, практиковалась смертная казнь.
В идейно-ориентированной советской историографии данный комплекс мер получил название « Белый террор ». При взятии Кеми 2 июля 1918 года отряд интервентов захватил в плен участников местного Совета, действовавшего в Кеми с начала марта — А. Камнева , Р. Вицупа и П. Среди прочего к участники данного совета успели наделить местный рев.
Восстания, вызванные решительными действиями рев. В связи с этим интервенты расценивали деятельность Кемского совета как военные преступления бессмысленное и крупномасштабное присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; умышленное нападение на гражданское население как таковое или отдельных лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях; взятие заложников , вследствие чего после подтверждения личностей все трое участников Кемского совета были расстреляны в 24 часа — то есть, 03 июля. В советской историографии и у её современных последователей именно эти трое называются «первыми жертвами белого террора» [79]. Узнав о произошедшем, В. Ленин сразу оценил пропагандистское значение этого факта для агитации и сплочения населения в борьбе с интервентами: «Англичане под предлогом защиты Мурмана на самом деле стали продвигаться вперёд и заняли Кемь и Сороки и пошли к востоку от Сорок, перешли к расстрелам наших советских» [80] и «…заняли Мурман, затем взяли Кемь, начали расстреливать наших товарищей, советских работников» [81].
Организатор Красной гвардии в Кандалакше, И. Лойко , арестовывался интервентами дважды, сидел в Печенгской тюрьме. При втором аресте был застрелен на перестанке севернее Кандалакши вместе с машинистом В. Соболем при попытке к бегству. В советской историографии так же причислены к числу «жертв белого террора».
Все последующие расстрелянные руководители большевистских организаций Л. Комлев и т. После образования Северной области и установления власти ВУСО 02 августа 1918 года его декретами были гарантированы завоевания революции: свобода слова, печати, собраний, митингов, отмена военно-полевых судов и смертной казни. Белые офицеры и союзные войска считали подобное решение в условиях войны как минимум наивным, а как максимум — преступным либо прямо вредительским. Так, пользуясь свободой собраний, работники Совета Профсоюзов 4 августа пытались поднять Красное знамя над зданием Совета [82] [83].
Левачёв открыто собирал митинги, на которых выступал с речами: «Необходимо как можно скорее оправиться от нанесённого нам удара, как можно скорее сплотиться и… дать должный отпор зарвавшимся капиталистам» [84]. Уже 7 августа Левачёв собрал тысячный митинг в Маймаксе, на котором было постановлено: «Оставаться на классовых позициях борьбы с капиталом… Ни в коем случае не отступать и не сдавать обратно завоёванных в тяжкой борьбе прав и улучшений. Со всякой властью.. Пользуясь свободой печати, газета «Рабочий Севера» публиковала статьи следующего содержания: «Для нас так же не тайна, что всеми доступными средствами предприниматели стараются разбить сплочённые ряды рабочих и привести их в состояние дореволюционного времени» [86]. ВУСО расценивало всё вышеописанное как проявление свободы слова , тогда как белые офицеры и интервенты видели в происходящем саботаж и подрывную деятельность, а в промедлении ВУСО — нерешительность либо попустительство.
Лишь к концу месяца под давлением белых офицеров ВУСО согласилось на введении военной цензуры в печати, ограничение свободы митингов и собраний. Смертная казнь и военно-полевые суды на данном этапе возрождены не были. При этом газета «Рабочий Севера» за 7 месяцев до конца года успела выпустить 12 номеров аналогичного содержания, не подвергаясь цензуре, и была закрыта в феврале 1919 года [87]. Диверсионный отряд красногвардейцев, проникший на территорию Северной области командир — С. Ларионов, комиссар — В.
Шурыгин, красноармейцы — М. Георгиевский, Я. Якубчик, И. Комаров, И. Дьячков был захвачен в плен в начале ноября; 3 числа все его участники были расстреляны во дворе Архангельской тюрьмы как военные преступники атака на объекты, не являющиеся военными целями; умышленное убийство нонкомбатантов.
Возрождение военно-полевых судов состоялось 11 декабря 1918 года в ходе подавления мятежа в 1-м Архангелогородском полку [88]. Зачинщики мятежа в количестве 13 человек предстали перед ВПС, приговорены к смертной казни и расстреляны. Решением ВПС от 18 января шестеро матросов эскадренного эсминца «Бесстрашный», препятствовавших аресту своего товарища, были приговорены к штрафбатам на сроки от 1 до 6 лет. Драгуна Ф. Нечаева, уклонявшегося от воинской службы, осудили на каторгу сроком на 6 лет.
В советской историографии и у современных её сторонников [89] всё вышеперечисленное введение военной цензуры в военное время, аресты уклонистов, военно-полевые суды над вооружёнными мятежниками и диверсантами представляется исключительно как политические чистки и акты устрашения населения. Действия ВПСО описываются так: «… юстиция режима напоминала злобного пса, сорвавшегося с цепи. Облавы, аресты, суды, приговоры хлынули лавиной»; руководители процессов и исполнители именуется «карателями» и «палачами» [87]. Реальные последствия проводимой ВПСО политики были таковы, что 12 марта на Архангельском судоремонтном заводе состоялось собрание профсоюзов, на котором председатель совета профсоюзов меньшевик И. Бечин, а также профсоюзные активисты Ф.
Наволочный, К. Клюев, С. Цейтлин и Г. Успенский выступили с обращением следующего содержания: «Советская власть есть единственная и естественная защита рабочего класса» [79]. После этого в Мурмане, Кандалакше и Александровске прошли митинги под лозунгом «Долой Северное правительство!
В ответ на это ВПСО выпустило «Правительственное обращение», в котором сообщалось, что на собрании 12 марта выступали некоторые лица, «… одобряющие платформу Советской власти и клонящиеся к разрушению создаваемого у нас великого национального дела — возрождения страны». ВПСО постановило «в корне и самыми решительными мерами прекратить всякие попытки оказания содействия врагам — большевикам» [90].
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Отряд насчитывал около 270 стрелков при 10 пулеметах. Но это — не все. Порядок в Вологде наводили 8-ой Вольмарский латышский стрелковый полк, подразделения 3-го Интернационального венгерского полка. А так же - эстонские красные стрелки.
В это время большевики неоправданно большое значение придавали Вологде. Настолько большое, что готовы были сдать Петроград, но удержать Вологду. Испугавшись высадки англичан в Мурманске, что Антанта начнёт наступление на Москву, ленинцы предлагали немцам сдать Петроград и начать наступление на Мурманск о чем имеется письмо Ленина товарищу В. У страха большевиков глаза были велики - для «спасения» Вологды большевиками и принимались исключительные меры. А на всякий случай Ленин дал телеграмму Вологодскому губисполкому: «В первую очередь, вывозить боевые припасы.
Все что не будет вывезено, должно быть сожжено и взорвано. Зерно и муку вывозить и зарывать в землю. Чего нельзя зарыть — уничтожить. Скот угонять, машины вывозить по частям или целиком. Если нельзя увезти — разрушить.
Не вывезенные металлы закапывать в землю. Паровозы и вагоны угонять вперед, разбирать мосты, минировать. Леса и посевы за спиной неприятеля выжигать. Всеми силами и средствами затруднять врагам движение вперед, устраивать засады, действовать огнестрельным и холодным оружием, обеспечивать себе тыл. А для этого поголовно истреблять шпионов, провокаторов, белогвардейцев, контрреволюционных предателей, которые оказывают прямое или косвенное содействие врагу».
ВОГА, ф. Как нам это преподносили в Советские времена - молодая Республика Советов в кольце врагов, высадка интервентов в Архангельске, и только благодаря нечеловеческим усилиям бойцов героической VI Армии несметные полчища англичан не дошли до Вологды… Вот только теперь романтические байки о злокозненных англичанах, высадившихся в Архангельске и лелеющих планы оккупации Вологды, смотрятся совсем по другому… Высадилось в Архангельске 5 тысяч человек — что-то маловато для оккупации бескрайних просторов Русского Севера, не находите? Больше того - оказывается, это местный Совет пригласил англичан и разрешил высадку английского десанта в Архангельске для охраны складов оружия от ожидавшегося нападения немцев и финнов, причем по прямому указанию Ленина. Телеграмма от 10 апреля 1918 года: «Товарищ Сталин говорит: Полученный ответ: Принять помощь. Что касается минных тральщиков, запросите учреждения, о которых вы упоминали; с нашей стороны нет никаких препятствий.
Программа должна быть совершенно неофициальной.
22. Мурманск между интервентами
Новая страница 2 В контексте мировой войны "75 лет назад определяющую роль в отношениях между Финляндией и СССР сыграло начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, - отметил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, один из ведущих современных специалистов по истории советско-финляндской войны 1939-40 гг. Владимир Барышников. Чтобы сделать неуязвимыми для внешнего врага берега Советского Союза в Финском заливе, а также берега Эстонии, с которой СССР был "связан обязательством защищать ее независимость", следовало, по мнению советского правительства, обеспечить возможность "перекрыть артиллерийским огнем с обоих берегов Финский залив и не допускать врага к островам, расположенным на подступах к Ленинграду с запада и с северо-запада". Третьим условием было отдаление границы с Финляндией на Карельском перешейке, которая проходила в 32 км от Ленинграда - на расстоянии пушечного выстрела из дальнобойных орудий. Финляндскому правительству предлагалось "по взаимному соглашению и в интересах обеих сторон" сдать в аренду СССР сроком на 30 лет порт Ханко и территорию вокруг него для устройства морской базы с береговой артиллерийской обороной, разрешить советскому правительству держать в районе Ханко пехотный полк, 2 дивизиона зенитной артиллерии, 2 полка авиации, батальон танков - всего не более 5 тысяч человек, а также предоставить советскому морскому флоту право на якорную стоянку в заливе Лаппвик Лаппохия.
Советский Союз просил предоставить ему несколько островов в Финском заливе и часть Карельского перешейка, а также западную часть полуострова "Рыбачий" и "Средний" - всего 2761 кв. В обмен предлагал территорию на севере Карелии в районе Ребола и Поросозеро в размере 5529 кв. Показать ещё Ряд авторов считают советско-финляндскую войну прямым следствием заключенного 23 августа 1939 года пакта Молотова-Риббентропа, по которому Финляндия была отнесена к зоне влияния СССР. При этом историк предостерегает, что преувеличивать роль пакта "не следует в том плане, что это договор между двумя государствами".
И не факт, что то, о чем договорились между собой Москва и Берлин, поддержали бы Париж и Лондон, и это тоже надо учитывать", - сказал он. Новая страница 3 Тупик на переговорах о границе Граница по реке Сестре - старому таможенному рубежу, разделявшему Великое княжество Финляндское и Российскую империю, была установлена договором 1918 года об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой, подписанным в Петрограде. В 1934 году договор был продлен до 31 декабря 1945 года. Страны начали обсуждать вопросы, связанные с будущим возможным возникновением войны и тем, какую позицию займет при этом Финляндия, - рассказывает Барышников.
Подготовка советско-финской войны 29 октября 1939 года. Военный совет ЛенВО представил наркому обороны Ворошилову "План операции по разгрому сухопутных и морских сил финской армии". Он предусматривал одновременное наступление советских войск на пяти направлениях: Карельский перешеек, Северное побережье Ладожког озера, Улебо, Торнео, Петсамо. ЛенВО приказано завершить к 20 ноября сосредоточение войск.
При этом Генштаб не имел даже подробных топографических карт местности, где планировались боевые операции. Сообщение ТАСС: в 15. Советское правительство заявило, что "считает себя свободным от обязательств, взятых на себя в силу пакта о ненападении, заключенного между СССР и Финляндией и систематически нарушаемого правительством Финляндии". Представителям советского полпредства дано указание немедленно выехать из Финляндии.
В войсках ЛенВО, на кораблях Балтийского и Северного флотов закончились последние приготовления к началу боевых действий. Время перехода государственной границы было назначено на 8.
А после Великой октябрьской социалистической революции большевики заговорили о выходе из Первой мировой войны и начали вести переговоры с Германией. Западные же державы хотели восстановления восточного фронта. А тут еще Германия высадила десант в Финляндии. Появилась угроза захвата немцами стратегически важных портов Кольского полуострова и создания там баз для подводных лодок. Союзники нашли повод - предложили Мурманскому совету помощь в охране складов с военным имуществом.
В Мурманске и Архангельске скопились миллионы тонн военных грузов, и Антанта беспокоилась, что их может захватить Германия. В совете, при поддержке Троцкого, согласились. Интервенты стали наращивать свою группировку на Кольском полуострове. Это стало началом интервенции.
В итоге атаку успешно отбили. Из вытесненных в Россию красных финнов англичане сформировали Мурманский легион, который де-факто тоже считается участником интервенции в России, хотя фактически это финские большевики. Анекдотичность дошла до того, что бывший американский ковбой и один из руководителей финской Красной армии Вернер Лехтимяки, назначенный командиром легиона, получил звание полковника британской армии, что совершенно не помешало ему в будущем воевать против Юденича и быть агентом Коминтерна. Кстати, англичане высадились в Мурманске на основании устных договоренностей и фактически ничто не мешало им вести свою политику, поскольку никакого договора не было. Ленин и Сталин названивали Юрьеву по прямому проводу, требуя добиться заключения договора с англичанами: Нам кажется, что Вы немножечко попались. Теперь необходимо выпутаться. Наличность своих войск в Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку, как военно-политический акт определенного характера, англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Мы советуем Вам составить официальную бумагу для доклада центральному правительству, то есть Совнаркому, о делах в Вашем районе, причем в этой бумаге как бы мимоходом упомяните о договоре, приведя его текст по протоколу и главным образом о заявлении англичан и французов против возможной оккупации района тоже по протоколу Вашего совещания с ними. Далее, Вы должны в очень любезной форме предложить англо-французам признать эти заявления насчет оккупации соответственно действительности. Вы можете при этом сослаться на то, что в конституции Российской республики Вы, как представитель власти в районе, обязаны представить центральному правительству совершенно точный отчет, запротоколенный речами, о таком важном событии, как организация обороны в районе против продвижения немцев и финских их агентов к морю. Если Вы этого добъетесь, то это будет серьезным шагом к скорой ликвидации того запутанного положения, которое создалось по нашему мнению у Вас, помимо Вашей воли. Этот Ваш отчет правительству должен быть совершенно официальным, но секретным, то есть не подлежащим публикации. Одновременно на днях посылаем Вам отряды вооруженных красногвардейцев и одно лицо, которое будет постоянным связующим звеном между Вами и Москвой. В апреле в Мурманск начали прибывать белые, пользуясь тем, что местные большевики практически не имели военной силы. Ленину это не понравилось, он посредством Сталина связался с Юрьевым и потребовал: Советуем принять помощь англичан, не давая им пока согласия о тральщиках, и во что бы то ни стало прогнать белогвардейцев. Юрьев переспросил, как это понимать: Ваши слова: «советуем принять помощь англичан» и «во что бы то ни стало прогнать белогвардейцев» — значит ли принять военную помощь англичан и французов, выражающуюся в посылке их незначительного, однако, отряда в помощь нашей Красной Армии? Можно ли по пункту второму официально заявить от имени Совнаркома о принятии помощи в обороне средней и северной части Мурманской дороги от финской белой гвардии. Мы понимаем, что, быть может, этого Вы официально сказать не можете. Тогда возьмем ответственность на себя и сделаем сами. Но необходимо нам здесь быть уверенными, что наши действия не идут вразрез с Вашими планами. Юрьеву перезвонил Сталин и передал ленинский ответ по прямому проводу: Помощь принять. О тральщиках справиться в тех учреждениях, о которых Вы говорите, причем с нашей стороны препятствий нет. Комбинация должна носить абсолютно неофициальный характер. Дело это относим как бы к разряду военных тайн; в сохранении же тайны Вы ответственны как и мы. Комбинация Кремля очевидна. Опасаясь наступления немцев, красные планировали воспользоваться поддержкой антантовских сил, но оставить эту поддержку в секрете, чтобы не нарушить нейтралитет. А если бы информация стала известна, вину свалили бы на самоуправство местного мурманского совдепа. Однако высадка англичан в Мурманске вызвала серьезное недовольство немцев. Пользуясь страхом большевиков перед немецкой машиной, они демонстративно потопили несколько советских гражданских судов и оказали на совнарком серьезное давление по дипломатической линии, указывая, что прием англичан в Мурманске нарушает нейтралитет и грозит разрывом Брест-Литовского соглашения. Перепуганные большевики попытались усидеть на двух стульях. С одной стороны заверили немцев, что уладят вопрос, с другой, свалили его разрешение на Юрьева, который силой внушения изгнать белых и союзников явно не мог. Совнарком телеграфировал в Мурманск: Никакая местная советская организация не должна обращаться за помощью к одной империалистической коалиции против другой. В случае наступления германцев или их союзников будем протестовать и, по мере сил, бороться.
Была прямая связь. Летит самолет — мы говорим: «Наш пошел по задаче такой-то, выходит из территориальных вод». Все об этом знали, контроль осуществляли мельком, чтобы не было нарушения воздушного пространства. На сегодняшний день этого нет. На Западе считают, что российские истребители действуют очень жестко, небезопасно. А все потому, что они вошли в нашу зону. Мы их сопровождаем, показываем, что видим их, идентифицируем… Генерал-майор обращает внимание на то, что было немало случаев, когда у самолета отказывала навигация и ему нужна была помощь. И когда приходил самолет сопровождения, он выходит с ним на связь. Или показывал жестами, что он «глухой» и «слепой» — с навигацией что-то случилось. Его заводили на аэродром посадки, и после разбирательств он возвращался на аэродром базирования. Владимир Александрович вспоминает, как в сентябре 2005 года, во время планового перелета из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области, у нашего истребителя Су-27 над Балтийским морем отказала навигационная система. Пилот сообщил на землю, что не может сориентироваться над морем. Уже почти без горючего истребитель оказался в воздушном пространстве Литвы. Когда у самолета кончилось топливо, он рухнул на землю, пилоту, майору Валерию Троянову, к счастью, удалось катапультироваться. Он приземлился в 55 километрах от Каунаса. Когда самолет находится на удалении 15—20 километров от государственной границы, рядом с нарушителем воздушного пространства уже должен находиться истребитель — с целью безопасности. В данном случае самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании, как говорит молодежь, решил взять нас «на слабо», чтобы проверить, работает ли наша система ПВО. Потому что в следующий раз туда может прийти уже боевой самолет… По мнению генерал-майора, британцы таким образом изучали нашу систему ПВО. А вот когда появляется условный противник — включаются радиостанции, ведутся переговоры. Они все это фиксируют.
Интервенция в Мурманск
7 марта в Мурманском порту появился английский крейсер «Кокрейн», а 8-го – транспорт «Эгба» с продовольствием (мука, рис и прочее). Нарком иностранных дел Лев Троцкий в начале 1918 года одобрил высадку английских войск в Мурманске. Как я говорил, первоначально меня прислали в Мурманск главным образом потому, что у англичан возникли трудности в работе с судами, плававшими под чужим для них флагом. Наличие своих войск в мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory.
100 лет назад началась интервенция сил Антанты на Черном море
Высадка англичан в Мурманске (изначально эта высадка планировалась для отражения наступления немцев и их союзников – финнов). Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области 16+. 7 марта в Мурманском порту появился английский крейсер «Кокрейн», а 8-го – транспорт «Эгба» с продовольствием (мука, рис и прочее). 100 лет назад началась высадка войск Антанты в портах Черного моря, явившаяся очередным этапом интервенции во время Гражданской войны в России. прибытие англичан в Архангельск.
Глава 27 БРИТАНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ
К счастью, атака была сымитированной, без открытия огня. Здесь летчики не стали чудить, как экипаж АЕ356 — выстрелили опознавательный сигнал, выпустили шасси. Истребители вышли вперед и отвели «хэмпден» на Мурмаши, куда он сел в 05. Подозрительные «осси» так до конца и не удостоверились, что сели с нужной стороны фронта, поэтому они дружно скушали все свои секретные бумаги и уничтожили журнал перелета. К счастью, бумаги были рисовые, поэтому никто не получил несварения желудка. Быстро определившись, наконец, с комендантом аэродрома, уже в 12. Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко. Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси. Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели. AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них.
На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным. До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины. Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений. Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли. Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо. В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18. Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда.
При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин. Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись. Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины. Еще 4 были повреждены. Здесь мы подходим к одной загадочной истории, связанной с последующей передачей «хэмпденов» СССР. Как мы помним, под Кандалакшей сел на вынужденную самолет с заводским номером АЕ310 — это отмечено во всех английских документах. Был еще один самолет с похожим номером — АЕ130 из того же 144-го эскадрона. Он благополучно долетел до Африканды в 03. После передачи «хэмпденов» внезапно оказалось, что номер АЕ130 присвоен разбившемуся 5 сентября АЕ310, который так и остался с неправильным номером.
Единственный вариант, как такое могло произойти — путаница при передаче документов АЕ130 очень легко спутать с АЕ310 плюс тот факт, что настоящий АЕ130 стал жертвой немецких бомб 27 сентября. После «Оратора» 22 октября английский летный и наземный персонал отбыл в Англию на прибывших за ними боевых кораблях. Еще с 1-го числа самолеты готовили для передачи советским ВВС — забирать обратно «хэмпдены» никто не собирался. В процессе первых учебных полетов 12 октября был серьезно разбит Р1287. Хотя пилот, ст. АЕ310, ставший АЕ130, доставили на Ваенгу только в январе 1943 г. Советским летчикам не понравился «хэмпден» - они считали его капризным, ненадежным, сложным в управлении. Трудно сказать, почему так? Англичане никогда не жаловались на него в таком плане. К концу 1942 г.
Тот же самый перелет в рамках «Оратора» показывает, что машины были способны совершать очень дальние полеты без серьезных аварий. Только один из 32 самолетов можно причислить к жертвам технического отказа — АЕ346, разбившийся в Швеции из-за поломки одного двигателя. Возможно, дело было в том, что советские пилоты не смогли за короткий срок освоить незнакомый иностранный самолет, плюс техническое обслуживание тоже проводилось не специалистами. Все аварии «хэмпденов» в октябре, пока были еще техники-англичане, были связаны с ошибками пилотов. И вообще, глядя на статистику, сразу видишь, что все потери «хэмпденов» в катастрофах кроме, возможно, одной в июне произошли во время его освоения и первых боевых вылетов в октябре 1942 — январе 1943 гг. Фото из собрания В. Бондаренко Кроме прочего, англичане, судя по всему, не оставили никаких запчастей, или их запас был сильно ограничен. Все мало-мальски серьезно поврежденные самолеты уже не возвращались в строй, вне зависимости от величины ущерба. Так было с L4038, требовавшим капремонта после аварии 19 октября, и с АТ145, сломавшим шасси 31 октября. По этой причине на 1 ноября 1942 г.
В тот же день, 1 ноября, полк лишился еще одного самолета, когда у Х3022 обрезало на взлете оба мотора. При посадке на лед самолет взорвался и полностью сгорел, только чудом можно объяснить, что экипаж при этом отделался ушибами. Считается, что у него тоже отказали моторы, самолет потерял высоту и врезался в сопки. Здесь экипажу не повезло и командир 3-й эскадрильи Гарбуз погиб. Третий такой же случай произошел 21 декабря с Р5315. В результате всех этих потерь на 1 января 1943 г. При этом боевые вылеты самолеты начали еще с 16 декабря 1942 г. Самый же первый день года опять ознаменовался катастрофой во всех смыслах. При возвращении из боевого вылета с торпедами Х3053 сам по себе упал в море и унес с собой в пучину уже второго командира эскадрильи — на этот раз 2-й капитана Стоянова. Наши считали, что всему виной вражеские зенитки, но немцы этот момент наблюдали и сообщают, что «хэмпден» упал без видимой на то причины: очередная авария.
Капитан Стоянов в кабине «хэмпдена». Наши его нашли и после осмотра решили, что самолет сбит в воздушном бою, но у немцев на него нет никаких заявок, так что это была седьмая авария. Самый же плохой в этом плохом месяце день пришелся на 29 января. Три раза парами «хэмпдены» атаковали конвой противника, и только в одном случае обе машины сумели уйти без повреждений вторая пара капитана Киселева. Из состава первой пары был подбит самолет ведущего, капитана Трунова — Р1245. Он тянул до базы, но постепенно снизился и рухнул в море около мыса Цып-Наволок. Экипаж спастись не смог. Последняя пара была выбита полностью: AN126 ст. Наконец, в последний день месяца во время очередной атаки конвоя береговыми зенитками был сбит Р2126 — пилот сержант Дятел. У нас считалось, что его сбили прикрывавшие конвой истребители Ме-110.
В результате всех этих потерь на 1 февраля в 24-м МТАП числилось всего 8 «хэмпденов», причем исправных из них только половина. Проблема заключалась в отсутствии запасных моторов. В феврале и марте ничего не изменилось, причем вылеты продолжались, хотя и нерегулярно.
В июне чехословаки овладели Курганом, Иркутском, Красноярском, а 29 июня — Владивостоком. Как только Транссибирская железная дорога оказалась в руках «чехословацкого корпуса», «Русский железнодорожный корпус» вновь направился в Сибирь. Было принято решение: «Высадить имеющиеся в распоряжении войска с американских и союзных военных кораблей с целью закрепиться во Владивостоке и оказать содействие чехо-словакам». За три месяца до этого во Владивостоке высадился десант японских войск. Еще весной 1918 года американцы появились на Севере Европейской территории России, на мурманском побережье. Юрьев дал согласие на высадку английских, американских и французских войск на побережье под предлогом защиты Севера от немцев. Народный комиссариат иностранных дел Советской России заявил свой протест против пребывания интервентов в российских гаванях, но этот протест был оставлен без ответа.
А б июля представители интервентов заключили с Мурманским краевым Советом соглашение, по которому приказы военного командования Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции «должны беспрекословно выполняться всеми». Соглашение устанавливало, что из русских «не должны формироваться отдельные русские части, но, поскольку позволят обстоятельства, могут быть сформированы части составные из равного числа иностранцев и русских». От имени США соглашение подписал капитан 1 — го ранга Бергер, командир крейсера «Олимпия», прибывшего в Мурманск еще 24 мая. После первого десанта к лету в Мурманске было высажено около 10 тысяч иностранных солдат. Всего в 1918—1919 гг. Заняв Мурманск, интервенты двинулись на юг. Участие американцев в этой интервенции получило название — экспедиция «Белый медведь». Чайковским, превратившееся в марионеточное правительство интервентов. После захвата Архангельска интервенты предпринимали попытки развернуть наступление на Москву через Котлас. Однако упорное сопротивление частей Красной Армии срывало эти планы.
Интервенты несли потери. В американской печати 1918 года открыто раздавались голоса, предлагавшие правительству США возглавить процесс расчленения России. Сенатор Поиндекстер писал в «Нью-Йорк тайме» от 8 июня 1918 г. Ее сила сплочения, организации и восстановления ушла навсегда. Нация не существует». Сенатор заявлял: «Сибирь — это пшеничное поле и пастбища для скота, имеющие такую же ценность, как и ее минеральные богатства». Эти призывы были услышаны. Эти дивизии прославились своими злодеяниями, продолжавшимися в ходе подавления остатков партизанского движения. В тот же день была опубликована декларация США и Японии, в которой говорилось, что «они берут под защиту солдат чехословацкого корпуса». Такие же обязательства взяли на себя в соответствующих декларациях правительства Франции и Англии.
А вскоре «на защиту чехов и словаков» выступило 120 тысяч иностранных интервентов, включая американцев, англичан, японцев, французов, канадцев, итальянцев и даже сербов и поляков. В это время правительство США прилагало усилия, чтобы добиться от своих союзников согласия на установление своего контроля над Транссибирской железной дорогой. Посол США в Японии Моррис уверял, что эффективная и надежная работа КВЖД и Транссибирской железной дороги позволит приступить к осуществлению «нашей экономической и социальной программы… Кроме того, разрешить свободное развитие местного самоуправления». По сути, США возрождали планы создания Сибирской республики, которыми грезил герой повести Марка Твена Селлерс В конце октября 1918 года Вильсоном был утвержден секретный «Комментарий» к «14 пунктам», который исходил из расчленения России. В «Комментарии» указывалось, что, так как независимость Польши уже признана, то нечего говорить о единой России. На ее территории предполагалось создать несколько государств — Латвия, Литва, Украина и другие. Кавказ рассматривался как «часть проблемы Турецкой империи». Предполагалось предоставить одной из стран-победительниц мандат для управления Средней Азией. Будущая мирная конференция должна была обратиться к «Великороссии и Сибири» с предложением «создать правительство, достаточно представительное, чтобы выступать от имени этих территорий», и такому правительству «Соединенные Штаты и их союзники окажут всяческую помощь». В декабре 1918 г.
В дальнейшем темпы вывоза из России товаров в США должны были возрасти. Как свидетельствует записка Вудро Вильсона государственному секретарю Роберту Лансингу от 20 ноября 1918 г. США исходили из того, что регионы, входившие в ходе Первой мировой войны в сферу российских интересов, после распада России превратились в зону американской экспансии. Американцы развернули активность и в других частях России, на которые они решили ее разделить. Во время пребывания в Латвии он установил дружеские отношения с выпускником университета штата Линкольна штат Небраска , бывшим американским профессором, а в ту пору новоиспеченным премьером латвийского правительства Карлисом Ульманисом.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Потом его эвакуировали. Должен был лететь над нейтральными водами Тихого океана, но отклонился от курса более чем на 500 километров, вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Наша сторона пришла к выводу, что это был разведывательный полет с целью провокации или получения информации. Было зафиксировано, что рядом летали самолеты-разведчики НАТО, работали спутники. Там была организована комплексная разведывательная операция. По моему мнению, в самолете не было пассажиров. Водолазы потом находили паспорта, сложенные стопкой и перевязанные бечевкой. Большого количества трупов обнаружить не удалось. На борту был только экипаж. Как говорит Владимир Александрович, в период с конца 80-х и в 90-е годы, когда российская сторона и НАТО плотно взаимодействовали, такие случаи были полностью исключены. И пуски ракет были — для того чтобы они поняли всю серьезность намерений. Вспомнил Владимир Попов и первый таран на сверхзвуковом самолете. Это случилось 28 ноября 1973-го в небе над советско-иранской границей, в районе Муганской долины в Азербайджане. Иранский F-4 «Фантом» был не просто «заблудившимся» истребителем, а самолетом-шпионом, на котором вместо носового обтекателя был размещен специальный разведывательный модуль с четырьмя фотоаппаратами. Они выполняли задачу ЦРУ. Там были облака, плохая погода, он вынужден был их на истребителе догонять, предупреждать. А с МиГ-21 тогда только что сняли авиационные пушки. У капитана Елисеева было две ракеты. Одну он пустил в качестве предупреждения, вдоль курса полета самолета, а вторую — уже на поражение. Но F-4 постоянно маневрировал, и ракета в него не попала.
Интервенция: зачем большевики пустили англичан в Мурманск
Большинство из них были англичане. Общее командование союзными войсками в Заполярье было поручено британскому генералу Чарльзу Мейнарду. Английские военные пробудут на Крайнем Севере до 1919 года. Появление английского кладбища в Мурманске Согласно архивным данным, погибших и умерших английских солдат хоронили в Мурманске, в районе, где теперь находится улица Буркова. В 1930 году прах интервентов перенесли на окраину города, на Планерное поле, теперь здесь Рогозерская улица. С тех пор английское кладбище было заброшено, пока в августе 1991 года в Мурманск не приехали высопоставленные гости из Великобритании. Тогда отмечался 50-летний юбилей прибытия первого союзнического Арктического конвоя «Дервиш» в Россию во время Второй мировой войны. Эти англичане, в дань памяти своим землякам, отреставрировали кладбище: восстановили ограду, провели дорожки, обновили надгробные плиты.
Имена, оставшиеся в истории Заполярья Оформлен некрополь в британском стиле. Надгробия, изготовленные из бетона, представляют собой одинаковые скошенные кубы. На памятниках расположены гранитные таблички, на которых выгравированы имена погибших солдат. На английском кладбище 40 могил, все надгробия без портретов. На каждом указано имя погибшего, его звание. Некоторые могилы имеют эпитафии. Кроме того, там стоят три стелы, посвящённые английским военным Д.
Стрэчену, В. Хейлу и В.
Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки. Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык. После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги.
Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин. Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе. Оба этих залива как раз западнее Полярного. Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов.
Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников.
На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м. Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен.
Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его. Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать.
Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности.
Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих.
В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02. Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин.
Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу. У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03.
После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно. Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника.
Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20. Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20.
Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше. Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши.
Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду.
Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310. Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось.
Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево. И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали.
Не стреляли также и береговые батареи.
Если в 1913 г. Страна все в большей степени зависела от американского производства. В марте 1916 г. С одной стороны, новый посол стремился усилить зависимость России от Америки. С другой стороны, будучи хлеботорговцем, он был заинтересован в устранении России как конкурента с мирового рынка зерна. Революция в России, которая могла бы подорвать ее сельское хозяйство, скорее всего, входила в планы Фрэнсиса.
Одновременно, по договоренности с Временным правительством, в Россию была направлена из США миссия «для изучения вопросов, имеющих отношение к работе Уссурийской, Восточно-Китайской и Сибирской железных дорог». А в середине октября 1917 г. Как подчеркивал советский историк A. Березкин в своем исследовании, «правительство США настаивало на том, чтобы присылаемые им специалисты были облечены широкой административной властью, а не ограничивались бы функциями технического наблюдения». Фактически речь шла о передаче значительной части Транссибирской железной дороги под американский контроль. Известно, что в ходе подготовки антибольшевистского заговора летом 1917 года известный английский писатель и разведчик У. Очевидно, что свой заговор, который плела британская разведка с целью предотвратить победу большевиков и выход России из войны, увязывался с планами США по установлению их контроля над Транссибирской железной дорогой.
Уже 17 декабря «железнодорожный корпус» отбыл в Нагасаки. Тогда американцы решили использовать японскую военную силу для захвата Транссибирской железной дороги. После того как весной 1918 года чехословаки двинулись по Транссибирской железной дороге, за передвижением их эшелонов стали внимательно следить в США. В мае 1918 года Фрэнсис писал своему сыну в США: «В настоящее время я замышляю… сорвать разоружение 40 тысяч или больше чехословацких солдат, которым советское правительство предложило сдать оружие». Затем — Томск. Пенза, Сызрань. В июне чехословаки овладели Курганом, Иркутском, Красноярском, а 29 июня — Владивостоком.
Как только Транссибирская железная дорога оказалась в руках «чехословацкого корпуса», «Русский железнодорожный корпус» вновь направился в Сибирь. Было принято решение: «Высадить имеющиеся в распоряжении войска с американских и союзных военных кораблей с целью закрепиться во Владивостоке и оказать содействие чехо-словакам». За три месяца до этого во Владивостоке высадился десант японских войск. Еще весной 1918 года американцы появились на Севере Европейской территории России, на мурманском побережье. Юрьев дал согласие на высадку английских, американских и французских войск на побережье под предлогом защиты Севера от немцев. Народный комиссариат иностранных дел Советской России заявил свой протест против пребывания интервентов в российских гаванях, но этот протест был оставлен без ответа. А б июля представители интервентов заключили с Мурманским краевым Советом соглашение, по которому приказы военного командования Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции «должны беспрекословно выполняться всеми».
Соглашение устанавливало, что из русских «не должны формироваться отдельные русские части, но, поскольку позволят обстоятельства, могут быть сформированы части составные из равного числа иностранцев и русских». От имени США соглашение подписал капитан 1 — го ранга Бергер, командир крейсера «Олимпия», прибывшего в Мурманск еще 24 мая. После первого десанта к лету в Мурманске было высажено около 10 тысяч иностранных солдат. Всего в 1918—1919 гг. Заняв Мурманск, интервенты двинулись на юг. Участие американцев в этой интервенции получило название — экспедиция «Белый медведь». Чайковским, превратившееся в марионеточное правительство интервентов.
После захвата Архангельска интервенты предпринимали попытки развернуть наступление на Москву через Котлас. Однако упорное сопротивление частей Красной Армии срывало эти планы. Интервенты несли потери. В американской печати 1918 года открыто раздавались голоса, предлагавшие правительству США возглавить процесс расчленения России. Сенатор Поиндекстер писал в «Нью-Йорк тайме» от 8 июня 1918 г. Ее сила сплочения, организации и восстановления ушла навсегда. Нация не существует».
Сенатор заявлял: «Сибирь — это пшеничное поле и пастбища для скота, имеющие такую же ценность, как и ее минеральные богатства».
Союзники предложили Мурманскому Совету помощь в охране этих складов. Реввоенсовет согласился на высадку войск. Это положило началу иностранной военной интервенции в Советской России. Тогда в Мурманске численность иностранных военных достигала 4,5 тысяч человек. Большинство из них были англичане. Общее командование союзными войсками в Заполярье было поручено британскому генералу Чарльзу Мейнарду. Английские военные пробудут на Крайнем Севере до 1919 года.
Появление английского кладбища в Мурманске Согласно архивным данным, погибших и умерших английских солдат хоронили в Мурманске, в районе, где теперь находится улица Буркова. В 1930 году прах интервентов перенесли на окраину города, на Планерное поле, теперь здесь Рогозерская улица. С тех пор английское кладбище было заброшено, пока в августе 1991 года в Мурманск не приехали высопоставленные гости из Великобритании. Тогда отмечался 50-летний юбилей прибытия первого союзнического Арктического конвоя «Дервиш» в Россию во время Второй мировой войны. Эти англичане, в дань памяти своим землякам, отреставрировали кладбище: восстановили ограду, провели дорожки, обновили надгробные плиты. Имена, оставшиеся в истории Заполярья Оформлен некрополь в британском стиле. Надгробия, изготовленные из бетона, представляют собой одинаковые скошенные кубы. На памятниках расположены гранитные таблички, на которых выгравированы имена погибших солдат.
На английском кладбище 40 могил, все надгробия без портретов. На каждом указано имя погибшего, его звание.