Новости всеволод мейерхольд биография

1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).

149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию.

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны. ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики.
Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера

Мейерхольд помог российскому кинематографу сделать немыслимый прыжок от старого дореволюционного кино к новому, авангардному. Другой наш великий земляк — кинорежиссер Всеволод Пудовкин — считал, что «Мейерхольд в своей работе довел театр до той грани, на которой непосредственно начинается кинематограф». Так что от реалистического театра Станиславского до революционного кино страны Советов всего два шага — и между ними Всеволод Мейерхольд. Создатель нового театра 76 Мейерхольд родился за два десятилетия до появления кинематографа. В родном городе Пензе он впервые вышел на театральные подмостки, вкусил первую славу как актер-любитель. Студент юридического факультета Московского университета, он вскоре перешел в музыкально-драматическое училище. Его учителями были основатели Московского художественного театра — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

Но усвоив азы реалистического театра, Мейерхольд понял, что реализм не для него. И пошел своим путем. Поначалу, как и у всех представителей «смежных искусств», отношение к кино у Мейерхольда было пренебрежительным. Искусство за гранью 76 Однако вскоре он сам «притянулся» к молодому искусству кино, понял его огромные возможности. Когда Мастеру впервые предложили снять фильм, он написал: «Мое отношение к существующему кинематографу крайне отрицательное. Расследовать способы кинематографии, неиспользованные, но которые в ней таятся, — моя ближайшая работа.

Через неделю я приступаю к съемке «Портрета Дориана Грея».

Комиссаржевским, Н. Евреиновым, А. Таировым выступает организатором «Союза мастеров сценических постановок». Летом 1918 в Петрограде затевает «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», затем возникают «Курсы мастерства сценических постановок» Курмасцеп. Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б. Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С.

Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х. Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н. Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича.

Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы. Важнейшей была идея внесценности оформления. Попова делала такую установку, которую можно было бы использовать не только на любой площадке, но и на любой площади. Закономерность пришествия конструктивизма очевидна. Но столь же закономерным был и скорый отказ от него.

Книппер, И.

Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.

Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути...

Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод. Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты».

Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний.

Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств.

Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка.

Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка». Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться.

Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу. Незадолго до смерти Далматова судьба свела с ним Мейерхольда, уже известного режиссера в труппе «Александринки».

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

В мае 1905 года К. Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г.

Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Создавая Студию, он выносил свои эксперименты из стен Художественного театра. В своей переписке Мейерхольд писал: «Моя idee fixe.

Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Участники Театра-студии на Поварской, возглавляемой В. Мейерхольдом второй слева в заднем ряду.

Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. В октябре 1905 года после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и не счёл возможным выпускать их на публику.

Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студию закрыли.

В качестве причин назывались и материальные трудности, и революционная ситуация в Москве, и несоответствие мхатовских актеров режиссерскому замыслу. Но, вероятно, главной причиной была несовместимость творческих принципов Мейерхольда и Станиславского. Этот опыт Всеволод Мейерхольд позже описал в эссе «Театр», где среди прочего подчеркнул противоречие, которое изначально заложено в природе сцены.

Но, по его мнению, в МХТ мало времени уделялось сути театра, глубинному смыслу, вложенному авторами в их пьесы, а лишь передавалась внешняя окаймовка произведений. В 1908 году Станиславский напишет: «Опять поблуждаем, и опять обогатим реализм. Не сомневаюсь, что всякое отвлечение, стилизация, импрессионизм на сцене достижимы утончённым и углублённым реализмом.

Все другие пути ложны и мертвы. Это доказал Мейерхольд». Мейерхольд — пятый слева во втором ряду.

Театр В. Комиссаржевской Мейерхольд вернулся в Херсон, в Товарищество новой драмы, сезоны 1905—1906 гг. Однако рамки провинциального театра ему становятся тесны, и в 1906 году он принимает приглашение знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской, увлеченной в ту пору идеями условного театра, возглавить ее Драматический театр в Петербурге.

Товарищество новой драмы, перебравшееся в Кострому, возглавляет Илларион Певцов; однако с этого времени принципиально новаторских спектаклей в театре поставлено не было. В 1908 году театр прекратил свое существование. Открытие театра состоялось 10 ноября 1906 года в новом помещении на Офицерской улице пьесой Г.

Ибсена «Гедда Габлер». Однако требование Мейерхольда не разрабатывать характер, а условно в данном случае живописно-пантомимически передавать смысл пьесы, для Комиссаржевской было неприемлемым. Вера Комиссаржевская в спектакле по пьесе М.

Метерлинка "Сестра Беатриса". Постановка В. Метерлинка «Сестра Беатриса».

Это был триумф и режиссера и Комиссаржевской как актрисы. Идеи и образы пьесы оказались очень близки российским настроениям той поры: монахиня Беатриса, нарушившая обет, обрела святость, потому что прошла путь страданий. Свершалось чудо: в финале грешная сестра представала Мадонной.

За сезон в Театре на Офицерской В. Комиссаржевской Мейерхольд выпустил 13 спектаклей. Андреева и драму А.

Блока «Балаганчик». Премьера драмы «Балаганчик» состоялась в декабре 1906 года. Спектакль напомнил зрителям об итальянской комедии масок, с ее персонажами Пьеро, Арлекином и Коломбиной.

Оформление решалось в условной манере. Окно на заднике сцены было заклеено бумагой. Бутафоры освещали площадку палочками бенгальского огня.

Арлекин выскакивал в окно, разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро — Мейерхольд обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..

Мейерхольд в роли Пьеро. Позирует для художника Н. Сезон в театре на Офицерской, завершившийся 4 марта 1907 года, знаменовал собой возникновение символистского театра в России.

Впервые сложилась стройная структура символистского спектакля. Новое осмысление получили и пространство в целом узкая, плоская сцена, затянутая тюлем , и декорации живописные задники , и пластика артистов статуарная , и музыка тревожная, полная отчаяния , и манера произнесения текста легкая, холодная, слова должны были падать с уст, словно капли воды на дно глубокого колодца. Но разрыв Мейерхольда с Комиссаржевской был неизбежен: такие спектакли не нуждались в больших талантах.

Актеры были марионетками в руках режиссера, живописными пятнами на ярком фоне условных декораций... Теоретический итог был подведен А. Белым в статьях под названием «Символический театр» [...

Вот истинный путь театра Комиссаржевской. Но самой Комиссаржевской в этом театре нечего Делать; было бы жаль губить ее талант». Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким.

При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными.

Режиссер Императорских театров С февраля по апрель 1908 года Мейерхольд организовал поездки бывших актеров Товарищества новой драмы по западным и южным губерниям. Авангард понемногу вступал в силу, и уже в 1908 году Всеволода Мейерхольда пригласили, казалось бы, в самый консервативный театр — знаменитую Александринку. Первый спектакль в Александрийском театре — «У царских врат» К.

Гамсуна был показан 30 сентября 1908 года. Мейерхольд выступил здесь не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли Ивана Карено. Ходотов Йервен , В.

Мейерхольд Карено в спектакле «У царских врат» К. Наибольший интерес вызвал спектакль «Дон Жуан» Мольера 1910 г.

Постановка «Маскарада» обошлась в 300 тысяч золотом. Роскошь бросалась в глаза. В спектакле соединились драма, опера и танец. Художник Александр Головин разработал систему занавесов, с помощью которых Мейерхольд регулировал глубину сценического пространства, «монтировал» сцены. Массовка насчитывала 250 человек.

Более яркого и дорого спектакля Российская империя больше не видела. Дело в том, что премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 года. За стенами театра уже разворачивались события, которые вошли в историю под названием Февральской революции и привели к отречению Николая II от престола. Александр Головин. Занавес к спектаклю по драме М. Лермонтова «Маскарад», 1917 год, Государственный центральный театральный музей им. Уже в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции он поставил спектакль «Мистерия-буфф».

Пьесу сочинил Владимир Маяковский, а сценографию и костюмы разработал Казимир Малевич. Актеров пришлось набирать по объявлениям, потому что артисты Александринки нового футуристического искусства не поняли и наотрез отказались играть. В 1919 году он приехал в Новороссийск, где жила его старшая дочь. Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли. И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М.

Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский.

Резвик в своей книге «I Dreamt Revolution» рассказывает, как на одной из мейерхольдовских вечеринок агент советской военной разведки попытался вовлечь его в большую шпионскую аферу. Сейчас может создаться впечатление, что квартира Мейерхольда была выбрана руководителями советской тайной полиции в качестве одного из удобных мест, где с помощью всевозможных приятных средств, развязывающих языки и делающих податливыми самых осторожных и осмотрительных людей, можно было с большим успехом «ловить рыбку в мутной воде». Но только ли инициатива Лубянки была в этом шумном, суетном образе жизни В. Был ли это приказ по партийной линии знаменитому режиссеру, в течение всей первой половины своей биографии отличавшемуся исключительной скромностью и сдержанностью во всем, что касалось его личной жизни? К сожалению, это было не так. Советско-светский салон под сенью ГПУ вошел в быт Мейерхольда лишь как следствие.

Причиной же этой разительной перемены в его жизни так же, как и перемены в нем самом, была его вторая жена Зинаида Райх — полная противоположность его первой жене О. Мунт во всем. Всегда была она окружена большим кругом поклонников, многие из которых демонстрировали ей свои пылкие чувства в весьма откровенной форме. Райх любила веселую и блестящую жизнь: любила вечеринки с танцами и рестораны с цыганами, ночные балы в московских театрах и банкеты в наркоматах. Любила туалеты из Парижа, Вены и Варшавы, котиковые и каракулевые шубы, французские духи стоившие тогда в Москве по 200 рублей за маленький флакон , пудру Коти и шелковые чулки… и любила поклонников. Нет никаких оснований утверждать, что она была верной женой В. Также трудно допустить, что она осталась незапутанной в сети лубянской агентуры.

В жизнь своего второго мужа первый был Сергей Есенин она внесла перманентную драму и полное отсутствие душевного покоя. Так, видно, было угодно судьбе Всеволода Эмильевича, что как раз тогда, когда в творчестве своем вступил он в полосу высшего расцвета, когда достиг он откровений в искусстве, о которых мечтал и к которым стремился с молодых лет, — как раз в это время вошел в его жизнь трагический, деструктивный элемент, развившийся с течением времени в серьезный душевный надлом, подтачивавший его созидательную работу, затемнивший ясность его сознания если не художника, то руководителя театрального коллектива, ограничивший в конечном итоге его творческие достижения. Он любил Райх болезненно и страстно. Точнее было бы сказать, что со временем его страстная любовь приняла болезненный оттенок под влиянием характера и поведения Райх. Мало-помалу его ревность развилась и приняла фантастические размеры, являясь постоянной темой разговора его друзей и вызывая изумление и сожаление. Он ревновал Райх ко всем, к кому только можно было ревновать, иногда даже и к женщинам. Порождением его ревности являлись их постоянные ссоры.

Часто он устраивал бурные сцены, не стесняясь присутствия друзей и знакомых. На одном из приемов в честь иностранных режиссеров в ВОКСе Всесоюзное общество культурной связи с заграницей он начал ссору во время ужина, встал из-за стола, швырнул салфетку и уехал, оставив жену одну. Раз в Париже довел Райх до того, что она выскочила из автомобиля на ходу и пыталась убежать. Он остановил тотчас же машину посреди улицы и бросился догонять ее… На их приемах и вечерах интересная, общительная и остроумная Райх была неизменно притягивающим центром общества. И привлекательность, и очарование хозяйки умело использовали лубянские начальники, сделав из мейерхольдовской резиденции модный московский салон «с иностранцами». Райх играла первую скрипку в их супружеском союзе. Мало что осталось от того бережного внимания, каким всегда были окружены он и его работа со стороны первой жены.

Сейчас в их доме хозяином был не он, а Райх. Ее родители жили рядом с ними в течение двух периодов даже вместе с ними в одной квартире и проводили лето на подмосковной даче Мейерхольдов. Все его поведение до самого конца с несомненной очевидностью говорит об этом. В течение второй половины 20-х годов и позже в связи с его личными неурядицами, а потом и по другим более объективным причинам, развивались в нем раздражительность, несдержанность, постоянное душевное напряжение.

Основной идеей «Биомеханики» было использование четких, ритмичных и энергичных движений, которые служат средством передачи эмоций и мыслей персонажа. Для достижения этого Мейерхольд предлагал актеру изучать и анализировать движения и жесты живой природы, такие как упругость и легкость животных, скорость и точность птиц и насекомых. Он также предлагал использовать элементы гимнастики, акробатики и борьбы для развития физической силы и гибкости актера. Импрессионизм гротеска передает всю правду действительности, но вместе с тем и прежде всего является отблеском красивого. Декоративный импрессионизм в противоположность психологическому. Всеволод Мейерхольд был преданным большевиком, и даже, вдохновленный их утопическими идеями, вступил в партию. Однако это не уберегло его от грустной участи. Партийная элита все меньше одобряла сатирические спектакли Мейерхольда. В 1930 году они запретили и убрали из репертуара «Баню» В. Маяковского, в 1932 году — постановку «Самоубийцы» Н. Эрдмана, которая находилась на стадии генеральной репетиции.

Всеволод Мейерхольд

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.
Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).
2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра.

Please wait while your request is being verified...

С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий