Самолет не оснащен линзой Люнебурга, радиолокационным отражателем, используемым для того, чтобы сделать самолет-невидимку видимым для других во время учебных или небоевых полетах. «Новый самолет «Судного дня» должен заменить устаревающий E-4B разработки Boeing, который чаще всего используется министром обороны США. Сейчас стелс-технологии воплощены в самолётах пятого поколения F-22 и F-35, в России — в Су-57 и перспективном ПАК ДА. С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости. В США впервые взлетел стратегический стелс-бомбардировщик нового поколения B-21 Raider, способный нести ядерное оружие Это первый новый американский самолет для таких задач, выпущенный за последние 30 лет.
Стелс-технологии: можно ли сделать самолет невидимым
По своим показателям авиалайнер превосходит созданный в США самолет-невидимку B-2. Вот и программа по созданию стелс-истребителя FX оценивается в 48 миллиардов долларов, при этом ВВС Японии планируют заказать всего 90 самолетов. В России началось строительство нового стратегического стелс-бомбардировщика. Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Существующие стелс-покрытия самолётов нуждаются в регулярном восстановлении. Если не рассматривать принятый на вооружение в 1983 году ударный стелс-самолет F-117 Nighthawk, который был никудышным истребителем и ненамного лучшим бомбардировщиком, то первенцем среди истребителей-невидимок стоит считать F-22 Raptor.
Видимо-невидимо: история стелс-технологий
Характеристики F-22 Raptor Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире. F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года. Экипаж F-22 может состояться только из одного человека.
Чистая масса — около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. Читайте также: Туполев ту-116. Волшебная невидимая краска Радиопоглощающие покрытия и материалы — это один из главных «секретов успеха» технологии Стелс. Сегодня известно несколько видов РПМ.
Толщина подобных материалов высчитывается, исходя из особенностей радиоизлучения. Так, например, резонансные РПМ имеют толщину в четверть длины волны. Попав в такой материал, излучение отражается от его внешней и внутренней поверхности, после чего происходит его интерференционная нейтрализация. Фонарь кабины пилота имеет специальное покрытие Нерезонансные покрытия представляют собой крошечные магнитные частицы, распределенные в пластике. Они рассеивают излучение или хаотически отражают его в разных направлениях. Подобные РПМ могут работать с радиоимпульсами разной частоты и длины волны.
Существуют толстые многослойные покрытия, совмещающие в себе материалы обоих типов. Одним из наиболее известных РПМ является iron ball paint — вещество, содержащее микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Оно превращает высокочастотное излучение локаторов в тепло, существенно уменьшая заметность объекта. Подобный материал использовался для покрытия знаменитого самолета-разведчика SR-71 Blackbird. Кроме того, для снижения ЭПР летательных аппаратов используются специальные композитные пластики, способные поглощать электромагнитное излучение. И для уничтожения современного ПВО достаточно снова начать строить По-2 или британский «Москито» — их никто не заметит.
В чём-то это даже так, вот только есть одно «но»: чтобы такой самолёт был по-настоящему незаметным для радаров, он должен быть весь из фанеры. Не только обшивка — но и внутренние конструкции, в том числе и несущие, двигатель, баки, вооружение. По-2 — наверное, самый знаменитый представитель «фанерно-полотняного» подвида малозаметных самолётов Если же металл в конструкции есть — а его обычно много, — такой самолёт будет обнаружен так же просто, как и любой другой без применения технологий «стелс».
Офицер полка истребительной авиации с позывным Дукат подтвердил «Известиям» появление двуместного варианта нового боевого самолета. Никто не выпустит офицера в самостоятельный полет, пока он не отработает с летчиком-инструктором на борту все задачи, не сдаст все зачеты. Ни один тренажер, даже самый современный, не заменит фактическую учебно-боевую работу в воздухе. Все одноместные истребители, например Су-27 или МиГ-29, есть в варианте спарки. Офицер подчеркнул, что второй летчик в кабине необходим и при применении некоторых типов управляемого ракетного и бомбового вооружения.
В паре с «Охотником» Пока что Су-57 существует как одноместный многофункциональный истребитель пятого поколения. Свой первый полет он совершил в 2010 году. Признается экспертами высокоманевренным, обладает новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и малой заметностью технология «стелс». На форуме «Армия-2019» был подписан контракт на поставку в войска 76 истребителей. Первую серийную машину военные получили в 2020 году. Ожидается, что с 2024 года в ВКС начнут поставлять усовершенствованную версию Су-57 «второго этапа» с новыми двигателями.
Это было продемонстрировано в Сирии, где все три российских самолёта дальней авиации успешно громили игиловцев.
А вот потеря в Грузии одного из Ту-22М3 была очень болезненной. Мобильные комплексы за время полёта ракеты, особенно дозвуковой, окажутся далеко от того места, которое было при пуске. Случилось это в начале нулевых. В самом названии последнего видны амбиции получить бомбардировщик 21-го века. О китайском проекте сведений крайне мало, поскольку китайцы держать свои разработки в секрете научились. По тем рисункам и некоторым макетам, что можно найти, видно, что все три самолета похожи. Различия лишь в деталях и размерах.
Дозвуковые со стелс-покрытием бомбардировщики собраны по схеме «летающее крыло». Американцы даже упрекали китайцев в краже идей В2. Но «летающее крыло» подходит для дозвукового стратегического бомбардировщика-невидимки лучше всего из-за малой эффективной площади рассеивания ЭПР и высокого аэродинамического качества.
На эффективность поверхности рассеивания влияют также швы, стыки панелей обшивки, форма каналов воздухозаборников, сопел, кабины и многое другое. Кабина пилота, в которой радиосигнал может отразиться множество раз, значительно демаскирует самолет. Для уменьшения отражения применяются специальные покрытия. Радар встречает по одежке Применение материалов и покрытий, способных поглощать энергию сигнала, позволяет достигать невидимости с гораздо меньшими затратами, чем изменение формы летательного аппарата. Конечно, волшебного материала, который подошел бы во всех случаях и стал «плащом-невидимкой» для любой техники, не существует.
На практике в различных условиях используются различные комбинации покрытий. К тому же разные материалы могут отвечать за поглощение излучения в разных диапазонах. Для каждого элемента самолета покрытие рассчитывается отдельно. Оно должно выдерживать нагрев, большие перегрузки, воздействие других внешних факторов, с которыми самолет сталкивается в небе и на земле. Для защиты кабины уже упомянутого истребителя пятого поколения Су-57 на ОНПП «Технология», входящем в Госкорпорацию Ростех, разработано специальное стекло с покрытием , обеспечивающим радиолокационную незаметность. Особые стелс-свойства стеклу придают тончайшие пленки металлов и оксидов металлов, нанесенные на его поверхность методом магнетронного распыления в вакуумной установке. Многофункциональное металлооптическое покрытие не только скрывает бортовую электронику от радаров, но и защищает технику и пилота от ультрафиолетового излучения. Разработки в области стелс-технологий продолжаются, параллельно с этим развиваются и средства обнаружения.
Современные радары с активными фазированными решетками АФАР , которые устанавливаются и на истребители последнего поколения, способны видеть дальше и лучше, обнаруживая в том числе и самолеты-невидимки. Практика показала, что современный уровень развития науки не позволяет создать абсолютно не видимый для радиолокации самолет. Оставаясь одним из важных признаков истребителей пятого поколения, малозаметность перестала быть самоцелью. Возможно, в будущем появятся новые прорывные технологии, и самолеты-невидимки станут реальностью.
Обратите внимание:
- Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
- Содержание
- "Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все" // АвиаПорт.Новости
- «Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок
- Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота
Как СССР упустил свой шанс
- Военные США не могут найти потерпевший крушение самолёт-«невидимку» F-35
- Содержание
- Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
- Российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»
Для этого АИР-4, один из первых самолетов А. Яковлева, обшивался французским оргстеклом, а темные детали покрывались отражающим составом. Такая «стеклянная» машина становилась практически невидимой ни с земли, ни с других бортов в небе. Правда, оргстекло быстро приходило в негодность, и с началом новой войны проект был отложен. АИР-4 Во Вторую мировую в искусстве авиакамуфляжа сформировался своего рода стандарт: светлый низ, темный верх. Плоскость фюзеляжа, обращенная к земле, красилась в оттенки голубого и серого, а сверху и по бокам самолет покрывался зеленым или пятнами зеленого, коричневого и желтого цветов. Такая окраска оставалась актуальной для низко летящих самолетов, позже стандарт сменился на однотонный светло-серый цвет. Радиоволны найдут любого Появление радиолокации существенно изменило расстановку сил.
Все предыдущие методы обнаружения зависели от погодных условий и были сильно ограничены по дальности, а радиолокация была лишена этих недостатков. Напомним, как работают радары. Радиолокационная станция РЛС отправляет сигнал в виде электромагнитной волны. Сигнал попадает на поверхность летательного аппарата, отражается от нее и возвращается обратно на станцию. Радиосигнал хорошо отражается от металлических поверхностей, от элементов определенной формы. В зависимости от параметров отраженного сигнала определяются характеристики цели. Современные радары могут сортировать цели по размерам и типам, отличая, например, ракету от самолета.
Радиолокационная станция «Жук-АЭ» Основным параметром, определяющим заметность летательного аппарата в радиоволновом диапазоне, является эффективная поверхность рассеивания ЭПР. ЭПР можно снизить разными способами, общий смысл которых заключается в том, чтобы затруднить возврат волны на радиолокационную станцию.
Отмечается, что показанный прототип самолета, безусловно, соответствует требованиям NGAD. У него должна быть довольно большая дальность полета, серьезная полезная нагрузка и низкая заметность без вертикального хвостового оперения.
Также можно увидеть установленные сверху малозаметные воздухозаборники. Дизайн также имеет очень длинную линию «скулы» вокруг планера, а также «клюв» носовой части, как у В-2 и кабину на одного летчика.
Для фиксации радиолокационной тени используется способ синтезированной апертуры, о котором сообщили в Институте имени Минца.
Он позволяет получать радиолокационные изображения поверхности, независимо от метеорологических условий и уровня естественной освещённости. Качество и детальность таких карт местности сравнимы с аэрофотоснимками. Метод синтезированной апертуры формируется благодаря определённому набору оборудования, производство которого освоено отечественной промышленностью.
Например, для нужд авиации АО «Концерн радиостроения «Вега» разработал радар с синтезированной апертурой «РСА-23», состоящий из приёмо-передающего устройства, антенны и комплексов обработки сигналов. Метод основан на том, что мы как бы накапливаем информацию об окружающей среде и после цифровой обработки получаем необычайно чёткое изображение», — пояснил Кнутов. На основе данного способа в Институте имени Минца предложили схему многоканального радиолокатора синтезированной апертуры РСА.
Это устройство обеспечивает «единовременное формирование радиолокационного изображения с высокой разрешающей способностью, селекцию движущихся объектов на борту малогабаритного летательного аппарата и приём-передачу данных на пункт управления в реальном времени». Например, сейчас в России новые боевые самолёты оснащаются радиолокаторами с синтезированной апертурой с активной фазированной антенной решёткой. Хотя, скорее всего, способ анализа радиолокационной тени может применяться и в других видах войск, включая зенитные части и ВМФ», — рассуждает эксперт.
Практическая значимость В Институте имени Минца подчёркивают, что новый способ имеет высокую практическую значимость и может быть использован в качестве «дополнительного признака при проведении селекции движущихся объектов». В беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев заявил, что российские учёные, по сути, нашли возможность обнаруживать цели с очень низкой радиолокационной заметностью.
Ранее Neva.
Today сообщала , что в Выборгском районе Ленобласти местный житель перебрал с выпивкой и начал вести себя агрессивно по отношению к своей сожительнице. После того, как агрессор выстрелил в сторону женщины, она обратилась в полицию.
"Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все"
Третьей составляющей успеха стала сеть информаторов. Золтан использовал своих людей в Италии, которые информировали его о времени вылета и типах самолетов, отправляющихся на задание с натовской авиабазы. Сербы из приграничных районов сообщали ему о времени пересечения границы вражескими самолетами. Владея такой информацией, расчет ЗРК комплекса мог включить радар в наиболее подходящее время и быстро обнаружить цель. Цель поражена! Расчет зенитного ракетного комплекса С-125 "Нева" смог успешно отследить и прицелиться в совершавший вылет самолет в ночь на 27 марта. Ас был уверен, что никакой сигнал не может вернуться к наблюдателю, и чувствовал себя совершенно невидимым и непобедимым. Самолет был обстрелян двумя ракетами. Выпущенные с расстояния всего 13 километров, они не оставили маломаневренному суперсовременному "Ночному Ястребу" никаких шансов на спасение. Пилот сбитого в Югославии стелс сумел катапультироваться. Сбили стелс над Югославией?
Допотопной советской ракетой? В это не мог поверить никто. В компьютерных играх с изобретением новейшего вооружения старое тут же отказывает и становится бесполезным. В реальном мире оружие, разработанное в 1960-х годах, способно поражать и последние модели. Понравилась статья?
История применения[ править править код ] Первым самолётом, в котором намеренно использовались принципы малозаметности радиопоглощающее покрытие, особая форма , стал самолёт-разведчик SR-71 Blackbird. Затем эти технологии были применены при создании истребителя-бомбардировщика F-117 Nighthawk. После этого был создан стратегический бомбардировщик — «невидимка» B-2 Spirit. Технологии малозаметности также применяются в военном судостроении, частично на наземной технике в этом случае, в основном, снижается заметность в инфракрасном диапазоне [1]. Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности[ править править код ] Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием.
Су-57 уже сегодня способен практически автономно выполнять боевые задачи — самолет сам летит по маршруту, находит цели, распределяет их по приоритету, выбирает цели для поражения, назначает вооружение для их поражения. Летчику остается только подтвердить принятые бортом решения», — написал российский военный эксперт Михаил Ходаренок. Согласно же июньской публикации Business Insider, Су-57 всего лишь несколько дней вел обстрелы территории Украины, находясь за пределами зоны действия ее ПВО. Как сообщалось ранее в публикациях российских СМИ, первый истребитель поступил в войска в 2020 году. К концу 2024 года ВКС РФ должны получить 22 экземпляра Су-57, а к 2028 году их число планируется довести до 76 единиц. Научный сотрудник Центра изучения президента и Конгресса, регулярно публикующий материалы по российской военной тематике в изданиях The Hill и the Diplomatic Courier, Уэсли Калп в статье на портале 1945 Corp отмечает, что заявления российских СМИ, цитирующих российского военного эксперта Алексея Леонкова, заявившего о превосходстве Су-57 над западными машинами, не соответствуют истине. В свою очередь, его американский оппонент отмечает, что, несмотря на то, что Су-57 действительно является настоящей заявкой России на участие в гонке истребителей пятого поколения, вокруг машины слишком много пиара и маркетинга, но мало фактов. Официальные цифры России могут преувеличивать возможности самолета, чтобы заманить будущих клиентов и раздуть восприятие российской силы», — утверждает господин Калп. Четвертое или пятое? Несмотря на заявления российских военных и представителей ВПК о том, что Су-57 имеет большинство или все отличительные черты истребителя пятого поколения, это, по мнению американских экспертов, не совсем так. Вопреки распространенному пониманию, скрытность — это не одна технология или оборудование, а, скорее, разнообразие перекрывающихся технологий, методологий производства и боевых тактик. Победа над обнаружением и блокировкой оружия — это не только радар, это и инфракрасный тепловой отпечаток сигнатура , а двигатели четвертого поколения, не предназначенные для стелс-самолетов, используемые в Су-57, не имеют маскировки», — отмечал специализирующийся на оборонных технологиях автор портала Sandboxx Алекс Холлингс. Этот недостаток, вероятно, является результатом проблем в стыковке панелей корпуса самолета в соответствии с его скрытым профилем. Российские инженеры, работающие над одноместным двухмоторным Су-57, похоже, испытывали проблемы с установкой современных двигателей второго поколения», — вторит ему Уэсли Калп. Распад СССР остановил программу, которая была возобновлена только в 2002 году. К этому времени американский F-22 Raptor успел стать первым истребителем-невидимкой, совершившим полет, в 1997 году. Airman 1st Class Christopher Sparks К 2007 году российская программа PAK FA должна была выдать настоящий истребитель-невидимку, и тут кстати оказались амбиции Индии, которая стремится обзавестись собственным истребителем пятого поколения. Но партнерство с индусами долго не продлилось. Санкции, введенные в отношении России после аннексии Крыма в 2014 году, также замедлили развитие критически важных технологий, необходимых для Су-57.
Введение В военной истории США средства воздушного нападения СВН всегда занимали главенствующее место и предопределяли ход и исход войн и военных конфликтов. Поэтому значительные потери, понесённые авиацией США во Вьетнаме, стали одним из решающих факторов прекращения боевых действий и ухода американцев из этой страны. А потери американской авиации во Вьетнаме действительно были весьма ощутимыми. Так, только за 1972 год — последний год войны — зенитными ракетными комплексами ЗРК С-75 советского производства, применявшимися во вьетнамской войне, был уничтожен 421 американский самолёт, в том числе 51 «летающая крепость» В-52. В связи с этим американцы серьёзно задумались над изысканием способов сокращения потерь авиации в ходе боевых действий. Одним из таких способов стало широкое применение нападающей авиацией средств радиоэлектронной борьбы РЭБ , создающих помехи зенитно-ракетным комплексам противостоящих систем ПВО. Применение авиацией средств РЭБ в том же Вьетнаме привело к заметному увеличению количества зенитных управляемых ракет ЗРК С-75, расходуемых на поражение одного самолёта, а иногда — и к невозможности его поражения. Монография П. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» послужила теоретической основой технологии «стелс». Советский учёный фактически стал создателем теории построения самолёта-невидимки, чего не отрицают и американские разработчики. Разработка в США технологии «стелс» Однако этого оказалось недостаточно для существенного сокращения потерь авиации. Поэтому наряду с дальнейшим совершенствованием средств РЭБ специалистами США было принято решение разработать и освоить технологию создания малозаметного самолёта, получившую впоследствии наименование «стелс» «невидимка». Эта технология предполагала как широкое использование в конструкции малозаметного самолёта композитных материалов, обладающих меньшим коэффициентом отражения радиоволн облучающих самолёт радиолокационных средств, так и реализацию специально разработанных форм и облика обшивки самолёта, существенно снижающих отражения радиоволн в сторону облучающего радиолокатора. Если с созданием композитных материалов работы продвигались достаточно успешно, то с изысканием приемлемых форм и облика обшивки самолёта-невидимки разработчики столкнулись со значительными трудностями, так как теоретических основ их разработки не существовало. Решающее продвижение работы по технологии «стелс» в этом направлении получили после публикации в Советском Союзе монографии учёного П. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», которая как раз и послужила теоретической основой создаваемой технологии. Именно П. Уфимцев фактически стал создателем теории построения самолёта-невидимки, чего не отрицают и американские разработчики. Первым серийным боевым малозаметным самолётом, созданным по технологии «стелс», стал разработанный США истребитель-бомбардировщик а точнее — штурмовик F-117A Night Hawk «Ночной ястреб». Первый испытательный полёт самолёт совершил в 1981 году, а на вооружение поступил только в 1992 году. Всего было выпущено 59 самолётов F-117A. По замыслу разработчиков и командования ВВС США, самолёт-невидимка F-117A в первую очередь предназначался для нанесения высокоточных атак и уничтожения особо важных целей, прикрытых средствами ПВО и практически неуязвимых для других средств воздушного нападения. Кроме того, он использовался также для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО. Как правило, F-117A применялся автономно и одиночно, в основном в ночное время. Благодаря скрытности полёта «Ночной ястреб» показывал непревзойдённые результаты по поставленным задачам. Долгое время сведения о самолёте-невидимке держались в тайне, так как в них впервые была применена малоотражающая форма, построенная на основе широкого применения плоскостей-отражателей и получившая наименование «фасеточная». В связи с этим внешний вид и обводы самолёта составляли определённый научно-технологический секрет. Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. Как сейчас стало известно, США затратили на это более 6,5 млрд долларов по курсу 1990 года , а стоимость одного серийного самолёта F-117A составила более 111 млн долларов: он оказался одним из самых дорогих боевых самолётов. Так, в ходе операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году они выполнили более 1200 самолётовылетов, сбросив на особо важные объекты, в том числе на мосты через Тигр и Евфрат, которые не могли уничтожить другие СВН, свыше 2000 тонн авиабомб с лазерным наведением. Сами же американцы утверждали, что за все войны, в том числе в Персидском заливе 1991 и 1998 годы , ни один «Ночной ястреб» не то что не был сбит, но даже не повреждён огнём наземных средств ПВО или авиации противника. И это, скорее всего, соответствовало действительности.
Новости. Омск
B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. «Струна-1» — российская радарная ловушка для самолетов-невидимок стелс. Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра.
США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку
В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться. Самолет станет невидимкой: в России создан стелс-материал, который поглощает 95% электромагнитного излучения. В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023.
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. Самолет будет построен по технологии «стелс» — он практически невидим для радаров противника. При этом он отмечал, что у F-35 всего лишь четыре узла подвески во внутреннем отсеке и что стелс-покрытие не обладает достаточной прочностью, из-за чего модификациям F-35 В и F-35С было запрещено летать на сверхзвуковой скорости больше 80 секунд. "Самолет действует в режиме стелс без использования внешних подвесок и несет всего четыре ракеты, этого хватит на две атаки. Ростех разработал стелс-материал для создания самолетов-невидимок. В начале декабря 2022-го года ВВС США обнародовали свои достижения в области модернизации ядерного флота, представив стелс-бомбардировщик B-21 Raider.
Невидимка, я тебя вижу: F-35 «засветились» на российских РЛС
Но о результатах испытаний таких самолетов широко не известно - нет внятных данных по их характеристикам для сравнения. Невидимки - это легенды», - сказал он. В свою очередь, Литовкин также утверждает, что «по большому счету самолетов-невидимок не существует, потому что российские РЛС их видят, а технология, понижающая заметность самолетов, - не панацея». Есть РЛС, которые работают в таких диапазонах, которые позволяют видеть такие самолеты. Россия - лидер в этой области», - сказал он.
Дмитрий Литовкин напомнил, что в Югославии в 1999 году был сбит американский стелс-бомбардировщик F-117, замеченный РЛС еще советской разработки. Поэтому самолет может быть меньше заметен в диапазоне сантиметровых волн, в диапазоне метровых - визуализироваться отлично», - заключил Мураховский. Ирина Альшаева Материал размещён правообладателем в открытом доступе В новости упоминаются.
Но это дорогой самолет, которого не видно — неоднократно говорил Трамп. При этом некоторые американцы все еще надеются, что президент, говоря про F-35, все-таки имеет в виду радиолокационную сигнатуру истребителя. Но Трамп ни разу за свою каденцию не употребил слово «радар». Заметим, что миф о «невидимости» F-35 уже разрушен. Сделали это иранцы при помощи российского комплекса «Резонанс-НЭ» в начале этого года. Следом американцы подняли в воздух свою авиацию, базирующуюся в регионе и демонстративно направили ее к иранским границам.
Для этого надо или знать физику минимум на университетском уровне, или иметь доступ к секретным данным испытаний. Экспериментально также не проверить — ни у кого из нас радара и «стелс»-самолёта в распоряжении нет. Зато есть пара интересных моментов, которые рушат этот миф на корню. Если «стелс» — это обман, почему на него продолжили тратить деньги и после развала СССР? Почему технологии начали применять по всему миру, в том числе и у нас в стране? Из объяснений остаётся разве что мировой заговор. А с этим уже не к нам, а в специализированные учреждения. Только «стелс»-истребителей, успешно летающих, уже пять.
А если мы начнём говорить о беспилотниках… 3. Ломаные формы, никаких гнутых линий и плавных переходов. По сей день, когда мы говорим о малозаметных самолётах, в голове рождается именно такая картинка. Но в конце 80-х годов образ таких машин стал меняться. Уже В-2 выглядел почти как нормальное летающее крыло, F-22 и F-35 походили на вполне обычные самолёты. Многие решили, что произошёл частичный отказ от «стелса» в пользу нормальной аэродинамики, чтобы самолёты не летали, как кирпичи. На деле, эти изменения стали результатом развития вычислительных мощностей. Рассчитать «стелс» без применения компьютеров просто невозможно.
В 70-х годах развитие вычислительных мощностей позволяло считать только объекты, состоящие из плоскостей. Оттого и пошли такие необычные формы, которые через пень-колоду заставляли летать. Но компьютеры совершенствовались быстро, и скоро стало возможно рассчитать куда более сложные, но привычные для нашего глаза и для аэродинамики формы, сохранив высокий уровень незаметности. Правда, на объектах вроде кораблей пока альтернатив ломаным формам нет — слишком уж большие. Одним из самых незаметных самолётов, когда-либо летавших, считается американский Bird of Prey. Говорят, его ЭПР даже чуть ниже, чем у F-117. А ломаных форм нет совсем 4. Американец пишет, что в начале 70-х им в руки попался перевод книги советского профессора Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» 1962 года.
И якобы именно благодаря этой находке удалось запустить программу ECHO-1, которую впоследствии использовали для создания F-117. Отсюда пошли разговоры и о наших глупых генералах, что проглядели передовую концепцию, и, наоборот, о том, что это была специальная операция КГБ, чтобы американцы занялись «выдуманным» «стелсом». Так что же, «стелс» — русское изобретение?
Истребитель стоял на вооружении морских пехотинцев. Они уже обратились за помощью к местным жителям, вдруг кто-то видел, как самолет, например, упал, и расскажет о его местоположении. Каждый у Пентагона на счету. Во-первых , одобрена продажа Южной Корее 25 истребителей на сумму около пяти миллиардов долларов.
Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». Стелс самолет ф-37. Хотя ни один самолет не является полностью невидимым для радаров, самолеты-невидимки затрудняют эффективное обнаружение или отслеживание самолета обычными радарами, увеличивая вероятность того, что самолет избежит обнаружения радарами противника и / или. Корпорация Nothrop Grumman заявляет, что новый бомбардировщик относится к «шестому поколению» из-за своей способности поддерживать контакт с другими самолетами и возможности адаптации нового вооружения.