Советский тыл во время войны". Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
1. Советский тыл в 1942 году
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу | Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941. |
Советский тыл в годы войны — Студопедия | Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. |
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл | Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. |
Попасть в двадцатку: Путин оценил трудовой подвиг советских граждан | Статьи | Известия | Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". |
Женщины в тылу | Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. |
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Все для фронта, все для победы над врагом! В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих. Советский тыл в годы Отечественной войны представлен был в основном женщинами и подростками, которые становились к станку вместо мужчин, а в 1943 году широко развернулось движение молодежи за выполнение и перевыполнение плана. Социальная и национальная политика Мобилизацию подлежали миллионы советских граждан, а в тылу развернулось масштабное обучение военному и медицинскому делу. Все предприятия были переведены на военное положение. Установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. В годы войны продолжались аресты и репрессии.
Солдаты и офицеры, попавшие в плен, объявлялись изменниками, а их семьи лишались гос. В самом начале немецкого наступления подозреваемые в контрреволюционной деятельности или осужденные подлежали расстрелу на месте. С началом войны значительно оживились и национальные движения, которые добивались независимости республик. Подобная антисоветская деятельность некоторых граждан стала причиной ужесточения национальной политики. Репрессированы были немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, балкарцы, понтийские греки. В Сибирь сослали более 50 тыс.
Партизанское и подпольное движение Роль советского тыла в годы войны не ограничивается обеспечением фронта всем необходимым. В первые недели немецкого наступления возникло подпольное движение, а на оккупированных территориях функционировали нелегальные подразделения компартии и антифашистские организации, развернулось активное партизанское движение. Советский тыл в годы войны поддерживали подпольные организации, например, «Молодая гвардия» в Луганской области. Члены этого объединения проводили диверсии, организовали поджог биржи труда, где хранились списки людей, которых немцы планировали вывезти в Германию.
Разворачивать заводы на новых площадках, которые находятся едва ли не в голых полях, зачастую, как считает эксперт, даже было тяжелее, чем участвовать в боевых операциях. Во многом благодаря этому уже к концу 1942 года, по словам Буранова, советская промышленность стала обходить немецкую в производстве основных видов вооружений, что приблизило победу во всей войне.
Они трудились рядом с линией фронта. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый микулинский АМ-42. Его создание шло сверхвысокими темпами. Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть попасть на фронт, чтобы поддержать наступление наших войск. И вот мотор передали для испытаний в воздухе. За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф. Война закончилась, и многие эвакуированные фрунзенцы остались в Куйбышеве. Они создали на волжской земле мощное предприятие, которое сейчас работает и на авиацию, и на космос. Эти люди задали нам, потомкам, высокую планку трудовых достижений. Тыл — фронту 22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября. Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах. На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции. В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ. А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно. Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту. К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 таких в сутки. Детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении.
В городах и селах создавались команды МПВО, отряды народного ополчения, истребительные батальоны. Повсеместно сооружались оборонительные линии вокруг городов и населенных пунктов. Впоследствии бывший начальник Могилевского областного управления милиции В. Сыромолотов так вспоминал о тех днях: «…Население на призыв выйти на сооружение оборонительной линии откликнулось сразу… Ежедневно работало не менее 10 — 15 тысяч добровольцев… Люди подвергались налетам вражеской авиации, но работу не прекращали… Линия обороны была сооружена в радиусе 25 км в 7-дневный срок, и очень организованно. Не было случая, чтобы кто-нибудь уклонился от работы. В строительстве укреплений не участвовали только дети и тяжелобольные…» Уже с 23 июня крупные заводы и фабрики восточных областей Беларуси переключились на выпуск продукции для фронта боеприпасы, вооружение , предприятия местной промышленности — на выпуск армейской обуви, обмундирования, белья, пищевая промышленность — на хлебные сухари, сушеные овощи, мясные консервы и т. Работали круглосуточно и прекращали только по указанию партийных органов или военного командования в связи с началом эвакуации в советский тыл. В западных областях республики продвижение врага было столь стремительным, что исключило возможность своевременно провести плановую эвакуацию населения и материальных ценностей. Лишь в отдельных случаях усилиями партийных и советских работников удалось вывезти семьи военнослужащих, железнодорожников, партийных и советских работников, ценные архивы... Подавляющая часть мирного населения уходила сама — как правило, пешком, если повезет — на попутных машинах, деревенских телегах. По свидетельству очевидцев, ничто не могло остановить поток людей, торопившихся скорее уйти от грохота канонад, непрерывного гула самолетов с черной зловещей свастикой на крыльях... Погибших от бомбежек закапывали в землю тут же, у дороги, без гроба, молча выполняя эту тяжкую, но ставшую уже привычной работу... Раненых, если они не могли сами двигаться, старались распределять по встречным машинам или повозкам, несли на самодельных носилках, просто на руках... Партийные и советские органы делали все, чтобы придать этому живому потоку организованный характер. По далеко не полным данным, из Беларуси за два летних месяца 1941 года было перебазировано свыше 1 миллиона человек. Там, где скапливались большие массы людей, уходивших пешим ходом на восток Орша, Витебск, Могилев, Полоцк, Кричев, Лоев, Светиловичи, Новобелица, Калинковичи, районы, близкие к территории Российской Федерации , были срочно созданы 44 эвакопункта, где беженцы получали помощь деньгами, продуктами, водой, одеждой, обувью, медикаментами. Работали солдатские кухни. Особое внимание уделялось спасению детей. По официальным данным, из Беларуси в советский тыл было вывезено 110 детских домов, 25 садиков и яслей, 28 летних пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория. Спасая жизнь малышей, люди проявляли подлинный героизм и самоотверженность. Минска в составе врача П. Дыло, медсестер М. Адамович, М. Немитько, Т. Дыло, С. Вишни, нянечек М. Поджарой и П. Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье. Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной. Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней! Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б. Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.
«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну
«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны) | И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. |
Как труженики советского тыла приближали победу (фото) - Hi-Tech | «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. |
Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил, 1918-1988 - Google Книги | В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. |
О компании
Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны.
Похожие книги
- Читайте также:
- Советский тыл в годы ВОВ. Эвакуация промышленности | Программы | Общественное Телевидение России
- Читайте также
- ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
Фотографии из репортажа РИА Новости 25.04.2024: Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Видеосюжет новости. Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы?
Похожие книги
- Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
- «Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
- Тыл – это половина победы, и даже больше
- Советский тыл на завершающем этапе войны
- Поставки от союзников
- Шесть тысяч героических историй тружеников тыла - Газета "Костромские ведомости"
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл.
11.3. Советский тыл в годы войны
Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Борьба в тылу врага продолжалась, а захватчикам пришлось и далее проводить антипартизанские операции с привлечением фронтовых подразделений. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах.
"Тыл - фронту: вчера и сегодня"
В этом в значительной степени и выражался вклад тыла в достижение славной Победы. Война требовала всё больших финансовых вливаний для приближения победы над врагом. Одни бюджетные ассигнования были уже недостаточны для этого. Нашёлся другой источник средств. Речь идёт о добровольных взносах населения в созданные «Фонд Красной Армии» и «Фонд восстановления хозяйства в освобождённых от оккупантов районах». Все слои населения участвовали в этом патриотическом движении: рабочие, колхозники, учёные, писатели, артисты, пенсионеры, студенты и школьники. Всего за годы войны от населения поступило в виде добровольных взносов 94,5 млрд руб. Дагестанцы внесли в фонд обороны более 1 млрд рублей. Жители Дахадаевского района — 15 млн рублей, в том числе Курбанов Гаджи из своих личных сбережений внёс 250 тыс.
Только в 1941 году молодёжь района собрала 11 тонн меди. В фонд обороны трудящиеся Табасаранского района внесли 5 млн рублей, 10 тыс. Председатель Аркитского сельского совета Байрамов Алибек дважды сопровождал эшелоны с продовольствием и подарками до передовых позиций Южного и Донского фронтов, а председатель колхоза села Ерси Сардаров Абдулбасир — до Волховского фронта. Жители только двух селений Согратль и Чох Гунибского района внесли в фонд обороны: а Согратль — 875 тыс. Жители селения Мехельта Гумбетовского района отправили для нужд фронта 2200 кг шерсти, 200 голов мелкого рогатого скота. Для фонда обороны в Унцукульском районе собрали 7 тонн цветных металлов, 200 мулов, 120 лошадей. В Сулейман-Стальском районе — продуктов и товаров на 1 миллион рублей и 550 тыс. Таких примеров по республике было много, в каждом районе население ничего не жалело для Победы.
Одной из острейших проблем в годы воины была нехватка рабочих рук. На поля сражений ушли миллионы наиболее здоровых мужчин. Достаточно отметить, что к концу войны личный состав Вооружённых Сил нашей страны насчитывал 11,4 млн человек. Для формирования всё увеличивающихся технических частей призывались квалифицированные рабочие и сельские механизаторы. Важнейшей оборонной и народнохозяйственной задачей было вовлечение в производство дополнительных трудовых ресурсов. Источником их пополнения могли быть только женщины и домохозяйки, пенсионеры, студенты и подростки — учащиеся 8-10 классов. Только в течение второй половины 1941 года на производство приняли 500 тыс. Важным источником пополнения квалифицированных кадров выступала система трудовых резервов.
Четвертая причина — травмы, полученные на производстве или дома, — тоже встречалась теперь намного чаще. Часть времени, потерянного по болезни, можно было списать на крайнее переутомление. В военное время был установлен одиннадцатичасовой рабочий день и отменены все праздники. Рабочим — в зависимости от того, в какой отрасли они были заняты, — давали до двух выходных в месяц, но на практике и их часто отменяли. В выходной день достаточно было предупредить человека за короткий срок, чтобы вызвать его на работу, которая могла продолжаться до шестнадцати часов. Мало кто мог выдержать такой изматывающий, безжалостный график. Усталость повышала вероятность несчастных случаев, ослабляла способность сопротивляться инфекциям, делала выздоровление после болезни или травмы более продолжительным и в сочетании с недостатком пищи вела к повышенной заболеваемости и смертности на почве истощения. Помимо долгих смен, рабочие, жаловались участники профсоюза рабочих промышленности вооружения СССР, занимались огородом, носили дрова, заботились о детях и других иждивенцах и проходили большие расстояния, каждый день идя на предприятие и возвращаясь обратно.
В отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий, кипяченой воды и мыла респираторные, желудочно-кишечные и кожные инфекции моментально распространялись в переполненных общежитиях и землянках. По оценкам большинства промышленных наркоматов, время, потерянное рабочими из-за распространения кожных заболеваний, по сравнению с 1940 годом увеличилось на 50—100 процентов. В большинстве случаев речь шла о бактериальных инфекциях: фурункулезе, пиодермии, карбункуле и роже, — но причиной некоторых были и паразиты, наиболее распространенное из таких заболеваний — чесотка. При плохой гигиене, нехватке защитной одежды, мыла, элементарных средств для оказания первой помощи и антисептиков самая безобидная и незначительная травма — царапина, порез, трещина на коже — рисковала быстро перерасти в серьезную болезнь. В 1942—1944 годах на Горьковском автомобильном заводе ГАЗе ежегодно примерно каждый пятый рабочий страдал достаточно серьезным кожным заболеванием, чтобы не выходить на работу, причем в среднем каждый из них болел по девять-десять дней. Но так обстояло дело не только на ГАЗе. Горьковский станкозавод терял из-за кожных заболеваний почти вдвое больше дней, чем ГАЗ. В ряде отраслей рабочие контактировали с чрезвычайно едкими эмульсиями, используемыми для смазки или охлаждения оборудования и вызывавшими химические ожоги, а если их регулярно не фильтровали, то и создававшими питательную среду для бактерий.
Повсеместно недоставало чистых бинтов для перевязки, поэтому раны либо не обрабатывали, либо рабочие перевязывали их грязными тряпками. Антисептика в целом считалась новым словом в медицине. За один только месяц пришлось обработать более чем 3000 таких ран. Некоторые наблюдательные заводские врачи отметили тесную связь между кожными заболеваниями и серьезным истощением — позднее в ходе научных исследований питания эта догадка подтвердилась. Когда человек не получал жиров, белка и цинка, даже неглубокие ранки заживали долго, а риск заражения увеличивался.
Тыл в годы ВОВ.
Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве? Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана. Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии. Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород. Стрелковое оружие: Ижевск, Ковров, Тула.
И это не пустой звук, — уверен он. Если бы не было тыла, не было бы и победы над гитлеровской Германией, напоминает научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По его словам, эти города сыграли огромную роль в годы войны, поскольку все заводы с оккупационных территорий перевели именно сюда. Только благодаря этому удалось добиться преимущества в самолетах или танках, — пояснил он. Уникальные письма, документы и фотографии — в спецпроекте «Известий» к 75-летию разгрома нацистской Германии Кроме того, действия жителей этих городов — реальный пример героизма.
Поэтому женщины были вынуждены замещать мужчин. Это был настоящий подвиг, — рассказал Александр Чубарьян. Мне было 12 лет, и я прекрасно помню, как моя мама, которая имела библиотечное образование и была пианисткой, работала учетчицей на Челябинском тракторном заводе. Я до сих пор вспоминаю, каким уважением и любовью нас окружили местные жители. Нельзя забывать и о том, что во время войны в этих городах сосредотачивались многие представители советской интеллигенции, включая выдающихся ученых.
Более того, в Самару, которая ранее именовалась Куйбышевым, переехало правительство, управляющее оттуда страной, подытожил Александр Чубарьян.
О компании
Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт. В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война".
Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления? Да, руководил.
Работал ли он, как часы? Нет, не работал. Это был очень сложный, очень непростой процесс. Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный.
Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно. Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов. Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание".
Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода. Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической?
Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство. Как его можно снять, погрузить и вывезти? Что это?
Евгений Спицын: Платформы подгоняли. Примерно 1360 крупных заводов, а всего 2600 этих заводов промышленных. Крупные заводы, средние заводы были вывезены. Евгений Спицын: Причем Куманев сказал, что эти цифры очень условные, их надо уточнять.
Булат Нигматулин: Да, еще многие без документов вывозились, вот как раз когда уже окружение было или потеря завода, территория завода захвачена уже противником. Обращаю внимание, что платформы подводили. Приказ был. Местные органы власти, включая партийные, вопросы решали.
Решали же, они же давали приказ. Просто так рабочие не собирали бы кувалдой. Евгений Спицын: Конечно. Булат Нигматулин: Директор завода работал, партком работал.
Так же нельзя. Это такое количество! Часы решали, сутки решали. А ведь было сказано… Дмитрий Лысков: Нет, если я не ошибаюсь… Булат Нигматулин: Это значит, что без управления… Дмитрий Лысков: Ну, не может же стихийно завод переехать, я согласен.
Нужно управление. Булат Нигматулин: Стихийно невозможно это сделать. Булат Нигматулин: Дальше. Конечно, заводы были подчинены наркоматам.
У каждого наркомата, будем считать, с начала войны были программы, развертывали планы эвакуации — из точки "А" в точку "Б". Не были же брошены эшелоны. Это же надо понять. Представьте себе — за полгода было 1,5 миллиона вагонов, 30 тысяч эшелонов железнодорожных.
Дмитрий Лысков: А ведь навстречу шли эшелоны, которые шли на фронт. Булат Нигматулин: Эти эшелоны шли навстречу. Были пробки. Ведь надо было почти 2,5 миллиона человек перевезти с востока, с мест мобилизации на фронты, в районы военных действий.
И это все смогли сделать. Я хочу сказать, что вот у нас было 700 тысяч станков на начало войны. Мы 100 тысяч станков потеряли. Мы потеряли достаточно… Не так много, кстати.
Немцы говорили… Мы не так много потеряли паровозов, вагонов. Евгений Спицын: Да у немцев все время своя статистика. Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них. Они обычно захватывали территорию, брали ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы и на этом усиливались.
Вся эта предвоенная немецко-германская империя как раз была так и создана. Это были методы блицкрига: захватить, усилиться. Дальше — опять. Прошло некоторое время, межвоенный период — и дальше захватывать новые территории.
С Советским Союзом не удалось этого сделать. Да, конечно, был хаос. Витебск когда был? Это неделя, 10 дней, когда Белоруссия была захвачена.
Конечно, был хаос. Евгений Спицын: Так об этом и речь. Булат Нигматулин: Там был хаос. Но железной рукой, железной волей в течение месяца, двух-трех месяцев… в течение месяца ситуация оказалась все-таки под управлением.
Если бы продолжался этот хаос, о котором вы говорили, проиграли бы войну. Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками". Там написано: "Обязать Нарком путей сообщения выделять на станциях людские эшелоны и давать им преимущество в отправлении поездов перед другими поездами, кроме воинских.
Установить скорость следования вагона с эвакуированными не менее 500—600 километров в сутки". Это значит… Алексей Ханютин: Это распоряжение, а на самом деле было по-другому. Дмитрий Лысков: На самом деле скорость действительно была и 100 километров в сутки. Булат Нигматулин: Дальше, еще одна вещь, которая… Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, мы не можем сосредотачиваться сейчас на цитатах из документов.
Булат Нигматулин: Еще одна вещь, о которой рассказывал мне мой коллега. Он научный руководитель ядерного центра в Снежинске, академик Аврорин Евгений Николаевич. Ему было 10 лет. Он говорил: "Эвакуировали.
На всех станциях отоваривание…" Дмитрий Лысков: Карточек. Булат Нигматулин: Карточек. И горячая вода. На всех станциях!
Конкретный начальник станции за это отвечал. Дмитрий Лысков: Давайте сейчас послушаем, что по поводу эвакуации писал британский журналист Александр Верт. Прошу вас. Из книги британского журналиста Александра Верта "Россия в войне 1941—1945": "Ночные работы производились при свете факелов и костров.
Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям. Зимой на одной из окраин Свердловска, где восстанавливался вывезенный из Киева завод "Большевик", можно было наблюдать такую картину. Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки… В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали.
Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2". Дмитрий Лысков: И это был, конечно же, беспримерный подвиг нашего народа. Люди действительно трудились в таких условиях, которые сегодня представить себе просто невозможно.
Михаил Юрьевич, заводы выгружали, как мы сегодня знаем, практически в чистое поле, цеха возводились параллельно выпуску продукции… Алексей Ханютин: Это мифология. Евгений Спицын: Их не выгружали в чистое поле! Дмитрий Лысков: Расскажите, какая ситуация была на самом деле. Алексей Ханютин: Вы знаете, здесь на самом деле… Ну, опять-таки дьявол прячется в деталях.
Практически в каждом оборонном наркомате были головные предприятия и предприятия обеспечивающие. Ну, скажу честно, я не очень хорошо себе представляю ситуацию в Наркомате вооружений, в Наркомате боеприпасов. А в Наркомате авиапромышленности всего числилось порядка 150 предприятий, из них непосредственно сдачей самолетов как таковых занималось порядка двадцати. Ну и еще заводов десять производили авиамоторы.
Причем из этих десяти опять-таки головных было штук семь. А все остальное — это обеспечивающие, это заводы, которые производят, я не знаю, шасси, пропеллеры, нормали, агрегаты, детали и так далее, и так далее, и так далее. Разумеется, головные предприятия всегда размещали в каких-то капитальных строениях. Причем здесь очень удачно "выстрелили" те самые заводы-дублеры, которые частично были достроены, частично не достроены.
И в эти либо достроенные, либо недостроенные цеха свозили оборудование эвакуированных предприятий. В Куйбышеве сейчас Самара незадолго до войны началось строительство такого целого аэрокуста. Там одновременно строились два… три завода — два авиастроительных и один авиамоторный. И вот на эти производственные площадки было свезено оборудование приблизительно десяти заводов.
Обеспечивающие заводы размещали по остаточному принципу: в здание клуба, мебельного техникума, один завод поместили в недостроенный железнодорожный туннель, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Другое дело, что обеспечивающие заводы уже как бы размещали по остаточному принципу. Здесь кого-то помещали в здание клуба, кого-то — в здание, я не знаю, мебельного техникума, кого-то — еще куда-то. Вы знаете, в качестве такого уникального случая могу сказать, что один завод поместили не знаю, как сказать в здание, в помещение недостроенного железнодорожного туннеля, чтобы у него была какая-то крыша над головой.
Алексей Ханютин: Да, было такое. Шла настоящая драка за более или менее пригодные помещения между различными наркоматами. Дмитрий Лысков: А давайте сейчас посмотрим… Михаил Мухин: Вот этот вариант, когда непосредственно выгружали в лесу и там, не знаю, сверху снежок сыпался, а они точили — это все-таки, на мой взгляд, некоторое преувеличение. Дмитрий Лысков: Преувеличение?
Михаил Мухин: Возможно, такое и было, но только если с каким-то уж совсем малозначительным заводом, который выпускал что-то не принципиально важное. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, вы начали говорить. Прошу прощения, я вас перебил. Евгений Спицын: А мне так и не дают сказать.
Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Алексей Ханютин: Я боюсь, что Верт, будучи иностранным корреспондентом, конечно, опирался на газетные, печатные материалы, которые в значительной степени мифологизировали эту ситуацию. Евгений Спицын: Опять "мифологизировали"! Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку.
Сейчас я вам предоставлю слово. Алексей Ханютин: Конечно, так сказать, всеми силами искали пригодные помещения. И находили. Это не умаляет того, что условия были чудовищно сложные, что работа была на износ.
Заводы в чистом поле Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами. Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт.
Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum. Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной.
Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху. Сохранить работоспособность ему позволил лишь специальный «коктейль» из какао с энергетическими добавками, который регулярно приносили в термосах к станции сотрудники челябинского управления НКВД. Эшелоны идут на восток Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше.
В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта.
Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г.
В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР.
Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство.
Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с.
Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г. Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства. Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г.
Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г.
В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов.
Согласно программе работы круглого стола были заслушаны выступления следующих докладчиков: — Аверина Анна Николаевна, заведующий научно-исследовательским отделом истории ХКМ им. Гродекова доклад «Наглядная агитация и пропаганда в годы Великой Отечественной войны. Гродекова доклад «Шкулин. Маньчжурская операция: опыт каталога выставки» ; — Беленкина Наталья Юрьевна, студентка 1 курса Хабаровского государственного института культуры доклад «Архивная служба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Чудо советского тыла
Почитать об этом подробнее можно тут Ok Подписка на рассылку Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости Подписаться Вы успешно подписались!
Атоян и сам обедал в этой столовой, и думаю, каждый раз вспоминал о том хлебном пайке, который получали в войну его рабочие. Петр Александрович приехал в Уральск вместе с заводом и первые годы работал начальником цеха.
Помню, рассказывал, как во время эвакуации чуть не потерял одного из маленьких сыновей — было не до семьи. С 1947 года он был бессменным директором, вплоть до 90-х годов. Трагедия уникального завода и его кадров, когда военное производство было свернуто, стало его личной трагедией.
Но сделанного им для завода и города хватило бы на десяток жизней. И это только один наш завод, а всего до октября 1941 года было эвакуировано в тыл 505! Заводы словно перелетали с места на место по мановению волшебной палочки.
Но не было никакой палочки. Были люди — удивительные люди. Такие как Петр Александрович Атоян и сотни других.
Сталинская репрессивная машина была, конечно, хорошим «машинным маслом» для производственников. Но на одном страхе такого великого дела, как создание мощного тыла для армии, не сделаешь. Маршал авиации Голованов в своих воспоминаниях приводит один разговор Сталина с наркомом станкостроения Ефремовым, который просил увеличить управленческий аппарат своего ведомства до 800 человек.
Никто этого не знал. Бугров был известным на всю Волгу мукомолом. Все мельницы принадлежали ему.
Лишь его мука продавалась в Поволожье. Ему принадлежал огромный флот. Оборот его торговли определялся многими миллионами рублей.
Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством? Никто не знал и этого. Вот и весь штат.
А ведь капиталист Бугров мог набрать и больше работников. Сталин никогда не носил всех своих орденов. Те, что на его портретах — пририсованные.
Единственная награда, которую он никогда не снимал — звезда Героя Социалистического Труда. По легенде ее приколола к кителю в день рождения дочь Светлана.
Всякий раз в годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы вспоминаем наше героическое прошлое. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года тревожным набатом зазвучали слова священной песни — призыва «Вставай, страна огромная! Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу.
В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова.
Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту. К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 таких в сутки. Детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении. Для их изготовления термические печи нагревались до 980 градусов, три человека длинными клещами брали раскаленную трехметровую деталь и, чтобы та не остыла, бежали к 800-тонному прессу.
Горячее отпрессованное изделие опускали в закалочную ванну. За смену делали 350-400 таких заготовок. В общей сложности в годы войны было изготовлено около 20 000 бронекорпусов на «летающие танки» — самолеты Ил-2 и еще для восьми модификаций самолетов. Сегодня в Самаре Мехзаводом мы называем целый производственный поселок, разросшийся вокруг предприятия «Салют». Для фронта, для победы трудился и коллектив завода «Авиаагрегат». В 1941 году это предприятие по выпуску воздушных винтов для авиации было эвакуировано из Подмосковья в Куйбышев. За годы войны на новой площадке изготовили более 90 тысяч винтов, почти половина из которых — для легендарного штурмовика Ил-2. С декабря 1940 года на нем уже было налажено серийное производство одноместного варианта Ил-2. Его же воронежцы продолжили выпускать в нашем городе.
С середины 1942 года началось производство двухместных Ил-2, где размещался не только пилот, но и стрелок с крупнокалиберным пулеметом. С 1941 по 1945 год завод выпустил в общей сложности 15 182 самолета и отремонтировал 3662. За годы войны на нем выпустили 54 427 пулеметов ДШК в пехотном, танковом и морском вариантах. В июле 1941 года на базе Куйбышевского вагоноремонтного завода создали завод «Куйбышевкабель» с использованием эвакуированного оборудования из Ленинграда, Москвы, Кольчугино и Киева. Здесь выпускались военно-полевые провода и электрические кабели связи, медные пояски для снарядов, скрученные провода воздушных линий электропередачи. В 1942-43 годах куйбышевцы в труднейших условиях строили первый в стране магистральный газопровод Бугуруслан — Куйбышев. Строителям не хватало тяжелой техники, так что линия протяженностью 160 км была проложена практически вручную. История трудового подвига Куйбышева создавалась не только крупными оборонными заводами, но и небольшими местными предприятиями. В их числе был толерубероидный завод.
Его продукция хоть и носила по большей части мирный характер, была остро востребована. Она использовалась в восстановлении народного хозяйства областей, которые одна за другой освобождались от вражеского нашествия. Так, в 1943 году семь вагонов кровельных материалов было отправлено в помощь восстановлению Смоленщины. Но были изделия и сугубо военные, для фронта. Все годы войны в цехах Куйбышевского толерубероидного изготавливались коробки для упаковки боеприпасов, в первую очередь противопехотных мин. А запущенный в эксплуатацию цех бумажного литья огромными объемами выпускал посуду, в том числе миски для бойцов Красной Армии. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Александра Любимова: — Осенью 1941 года я, выпускник школы, пошел шлифовщиком на Куйбышевский станкозавод. А мы в цехе из-за шума станков рева самолетных моторов даже и не слышали. Потом я воевал на Карельском и 3-м Украинском фронтах, встретил Победу.
Направления деятельности тыла в годы Великой Отечественной войны
- Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета
- Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"
- Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945
- Хроника Великой войны.
- Популярное
- В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров особо отметил, что память о важнейших исторических событиях - чрезвычайно важный фактор объединения и преемственности поколений.
Сергей Васильевич Рахманинов — значительнейшее явление в русской культуре Серебряного века. Имя этого великого композитора, гениального пианиста и талантливого дирижера прозвучало как одно из самых крупных и ярких имен русского искусства. Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника.
Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить. Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность.
Лето 1942 год Источник: waralbum. Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху. Сохранить работоспособность ему позволил лишь специальный «коктейль» из какао с энергетическими добавками, который регулярно приносили в термосах к станции сотрудники челябинского управления НКВД.
Эшелоны идут на восток Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям. Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год Источник: waralbum. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч. Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек в том числе 350 тысяч из Киева , 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда в том числе 300 тысяч детей и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы. Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года Источник: waralbum.
Решать эту проблему должны были эвакопункты, создание которых предусматривалось «Положением об эвакопунктах», утвержденным 5 июля 1941 года. Всего за полтора месяца на всех важнейших транспортных узлах были созданы 128 эвакопунктов, а к концу осени 1941 года они появились на всем протяжении путей эвакуации. Насколько напряженной была их работа, можно судить по таким цифрам.
Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов.
Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс. С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т. В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В. Ильиной, которая отмечала, что раненые поступали в госпитали в плохом физическом и тяжелом эмоциональном состоянии.
Для них проводили беседы, рассказывали о последних сводках Совинформбюро, положении на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты, приходили артисты Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники. Между поездками на фронт давали концерты фронтовые бригады". Кстати, до войны в Ярославле не было медицинского института. Он образовался в 1943 году на базе эвакуированных из Белоруссии Минского и Витебского мединститутов. Очень сильным был тогда профессорско-преподавательский состав: два члена Академии наук БССР, 20 профессоров, 13 доцентов. После войны белорусские вузы были реэвакуированы, оставив Ярославлю его собственный медицинский.
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ | В Сборник вошли приказы, директивы, сводки, доклады, донесения и другие документы боевого управления, характеризующие работу Тыла Красной (Советской) Армии в годы Великой. |
Советский тыл в годы войны: единство с фронтом | Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. |
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре | Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". |