Нижняя палата российского парламента включает 450 депутатов. парламент Российской Федерации, как это прямо следует из статей 94 и 95 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета. В случае недееспособности Президента и Премьер-министра исполняющим обязанности Президента России становится председатель верхней палаты российского парламента[1][2].
Что такое парламент в РФ и в других странах
Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. Россия заняла первое место в международном рейтинге открытости парламентов, набрав 80,6 балла из 100 возможных, а Совет Федерации стал лидером в сравнении верхних палат (37,6 из 50 баллов). Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
27 апреля - День российского парламентаризма!
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Открыть полный текст документа.
Однопалатный парламент Такой вид характерен для небольших унитарных стран с упрощенным административным устройством: Греции, Болгарии, Израиля и других. Соответственно, численность в таком органе, как правило, невелика. На сегодня самый маленький парламент в мире — в Федеративных Штатах Микронезии. В нем заседают всего 14 депутатов. Однопалатным является также самое большое по числу депутатов Всекитайское собрание народных представителей — в нем 2980 участников.
Двухпалатный парламент К этой категории относится большинство законодательных органов в мире. Разделение парламента на две палаты два не зависимых друг от друга собрания позволяет лучше соблюдать баланс интересов разных частей общества. Например, в странах-федерациях со сложным территориальным устройством, в том числе в России и США, верхняя палата представляет интересы регионов. По-другому ее часто называют Сенат в честь одноименного органа власти Древнего Рима. Соответственно, парламентарии верхней палаты — сенаторы.
Первые выборы в парламент современной России прошли в день всенародного голосования по Конституции, 12 декабря 1993 года. Изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, 18 марта 1990 года.
Однако идея была пересмотрена из-за замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше.
К сожалению, практика реализации комментируемой конституционной нормы федеральным законодателем свидетельствует о систематическом изменении критериев порядка формирования Совета Федерации. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", в отличие от первоначального порядка, предусматривал, что в состав палаты по должности входят председатель законодательного представительного органа и руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В таком составе Совет Федерации функционировал в течение пяти лет. Конституция, следует отметить, устанавливает, что постоянно действующим является Федеральное Собрание ч.
Федеральным законом от 05. Теперь членом Совета Федерации может быть избран назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти ст. Данным Законом установлен следующий порядок формирования палаты: член Совета Федерации - представитель законодательного представительного органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом на срок его полномочий ст. Избранные назначенные члены Совета Федерации должны быть освобождены от обязанностей, не совместимых со статусом члена Совета Федерации, то есть работать в палате, как и депутаты Государственной Думы, на профессиональной постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим назначившим его органом государственной власти в порядке, аналогичном его избранию назначению.
Кроме того, Закон допустил регулирование Регламентом палаты установление порядка принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных назначенных членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий членов Совета Федерации ст. Согласно поправкам, внесенным в указанный Закон Федеральным законом от 21. Вместе с тем исчерпывающий перечень ограничений на занятие государственных должностей РФ, установленных Конституцией, закреплен в самой Конституции см. И, наконец, с 1 января 2011 г. Федерального закона от 14.
Основной вопрос о природе представительства в Совете Федерации продолжает трактоваться противоречиво. Хотя действующий Закон и воспроизводит положение ч. Другими словами, допускается отождествление двух различных конституционных категорий: субъект Федерации и его органы государственной власти. Неопределенность в том, кого представляют члены Совета Федерации и можно ли быть одновременно представителем и субъекта Федерации и представителем его органов государственной власти, а точнее только одного из них представительного или исполнительного , требует своего преодоления прежде всего федеральным законодателем. Естественно, при условии соответствия такого решения Конституции, которая закрепила баланс двух палат парламента и которой Федеральное Собрание должно руководствоваться в законодательной и иной своей деятельности.
У палаты, как постоянно действующей, нет срока полномочий, срок полномочий имеет каждый член Совета Федерации. Комментируемое положение о количественном составе Государственной Думы - 450 депутатов, - равно как и иные конституционные нормы, не является формальным. Данный состав Государственной Думы, как и ее избрание на определенный срок см. Оптимальный количественный состав данной палаты парламента и соответствующая избирательная система должны обеспечивать представительство в ней граждан из всех субъектов Федерации, от всех слоев общества, национальностей и народов страны, мужчин и женщин, лиц различного возраста и профессиональной принадлежности, имеющих опыт политической и парламентской деятельности, членов политических партий, а также беспартийных, которых в России абсолютное большинство.
Парламент Российской Федерации: понятие, характеристика
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.
Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Статья 102 1.
К ведению Совета Федерации относятся: а утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д назначение выборов Президента Российской Федерации; е отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 103 1. К ведению Государственной Думы относятся: а дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; г назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж объявление амнистии; з выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Статья 104 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 105 1.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Депутаты и члены их. Они кроме случаев задержания, а также, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по РФ Федерального Собрания.
К ведению Совета Федерации относятся ст. На заседаниях Совета Федерации предусмотрены основные виды выступлений: доклад, содоклад, предложение, информация, заявления, обращения, справка, заключительное слово, выдвижение кандидата на выборную должность , прения по выдвинутой кандидатуре, по порядку ведения заседания, по мотивам голосования.
Кто есть кто в Парламенте России
Что такое Федеральное собрание РФ: определение, структура, какие функции выполняет | Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. |
Что такое Федеральное Собрание РФ? | Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. |
Кто есть кто в Парламенте России
Представители ФПА РФ высказывают консолидированное мнение по всем законопроектам, затрагивающим интересы адвокатуры.
В Совет Федерации входят: а по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа; б Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
В его состав включены по два представителя от каждого российского субъекта. Замечание 2 Таким образом, парламент РФ — это Совет Федерации, в состав основных функций которого в качестве палаты парламента включено участие в законодательной работе. Вне зависимости от того, что все законопроекты в первую очередь попадают сначала в Госдуму, одобренные ею законопроекты обязательно впоследствии поступают в Совет Федерации. В течение 2 недель палата может дать одобрение или отклонение законопроекта. Если в течение данного срока она не выскажется по поводу законопроекта, то его считают принятым.
Тем не менее, Совет Федерации должен обязательно осуществить сбор и обсуждение федеральных конституционных законов, законов о государственном бюджете, о налогах. Также здесь рассматриваются вопросы, касающиеся международных договоров, договоров о войне и мире и др. Помимо перечисленного в состав функций ФС входят: утверждение изменений границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории нашего государства; назначение выборов Президента России; решение вопроса об отрешении Президента от его должности; назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Ген.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Статья 103. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. Статья 104 Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Как в России принимают федеральные законы
Всех силовых министров — армии, полиции и так далее — утверждает Совфед. Но там пока вроде тихо. Услуги думских депутатов для этого не нужны. Можно еще подумать о мобилизации, но она де-факто по крайней мере, экономическая и так началась. Правительство может заключать госконтракты без конкурса, бизнес не в праве отказаться от выполнения заказов для армии, склады Госрезерва разбронируются… Все это признаки мобилизации. О массовом призыве речи пока нет, и в обозримом будущем не будет. Путин это обещал не раз. В Госдуме заявили, что Совет в понедельник обсудил роль министерств в импортозамещении. Министрам теперь придется детальнее рассказывать, что сделано ими лично.
Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Российская газета, 2008, 31 декабря. Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона. Статья 97 Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Новые субъекты Российской Федерации, которые должны появиться в установленном законом порядке, будут обладать теми же полномочиями, которыми обладают иные субъекты Российской Федерации Ольга Ковитидироссийский сенатор «Что касается представительства в высшем законодательном органе страны, в Федеральном Собрании , в верхней палате, членом которой я являюсь, я могу сказать, что в соответствии с частью второй статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совете Федерации будет представлено [еще] восемь человек. Учитывая, что мы говорим о возможном присоединении четырех субъектов, то в данном случае это восемь сенаторов Российской Федерации», — объяснила она.
Как формируется парламент Российский парламент состоит из двух палат: нижней — Государственной Думы — и верхней — Совета Федерации.
О том, какой путь прошел отечественный парламентаризм за 118 лет, — в нашем материале. Показать больше.
Кто есть кто в Парламенте России
Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации[2]. ↑ Сколько получает и от чего зависит зарплата депутата РФ (неопр.). Согласно ст. 94 Конституции РФ, ''Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации". В парламенте России, который называется Федеральное Собрание, имеется две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. При организации бикамеральных парламентов в заслугу верхним палатам ставится присущее им консервативное начало. Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания.
Федеральное собрание Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Одна из палат российского парламента, состоящая из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. 2 нижняя и верхняя палаты. 27 апреля отмечается День российского парламентаризма. В 1906 году начала работу Государственная дума, которая стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. Российский парламент состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Верхней палатой российского парламента является Совет Федерации.
Кто есть кто в Парламенте России
По мнению спикера верхней палаты парламента, за последние тридцать лет законодателям федерального и регионального уровней удалось сформировать "современную, надежную и эффективную" нормативную правовую базу, которая позволяет решать стратегические задачи. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В России есть две палаты парламента: Государственная дума и Совет Федерации. Название палат парламента РФ. Парламент верхняя и нижняя палаты в России. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.
Высшие органы государственной власти РФ
Новый парламент создавался и выборы в него проводились на основе указов главы государства. Конституция РФ 1993 г. В России формирование Федерального Собрания, его правовое положение, права и обязанности полномочия определяются Конституцией РФ в частности, гл. Поскольку Федеральное Собрание — парламент, федеральный государственный орган законодательной власти, главным его полномочием является участие в законодательной деятельности.
Кроме того, Федеральное Собрание вправе осуществлять парламентский контроль , в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
Например, в странах-федерациях со сложным территориальным устройством, в том числе в России и США, верхняя палата представляет интересы регионов. По-другому ее часто называют Сенат в честь одноименного органа власти Древнего Рима. Соответственно, парламентарии верхней палаты — сенаторы. Как правило, верхняя палата не занимается законотворчеством, но сенаторы дают свою оценку инициативам и принимают участие в обсуждении самых важных государственных вопросов: внешней политики, назначения верховных судей, руководителей силовых ведомств, импичмента президенту и так далее. Нижняя палата парламента представляет интересы различных общественных групп: бизнесменов, бюджетников и так далее; военных. Ее члены — народные депутаты — выносят на обсуждение законотворческие инициативы и обсуждают вопросы внутренней политики. Любая новая правовая норма должна пройти через обе палаты перед обретением юридической силы. Федеральное собрание России Мы уже выяснили, из каких двух палат состоит российский парламент.
Теперь попытаемся разобраться, что он из себя представляет и какие выполняет задачи. Каждый регион страны направляет в СФ двух представителей: от представительного органа областной думы, госсовета республики и так далее и органа исполнительной власти.
Законодательная функция является для парламента приоритетной. Принятие им федеральных конституционных и федеральных законов осуществляется в особой, тщательно соблюдаемой процессуальной форме. Парламенту присуща также контрольная функция. Он вправе решать вопрос о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации, доверии Правительству России. Ежегодно Государственная Дума заслушивает отчет о работе Правительства, Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, отдельных федеральных министров. Парламент осуществляет высший финансовый контроль в процессе утверждения федерального бюджета и обеспечения его исполнения, заслушивает отчеты специального органа парламентского контроля — Счетной палаты; обсуждает депутатские запросы; проводит парламентские слушания и расследования. Федеральное Собрание — ассоциированный член многих международных и региональных парламентских организаций, в том числе Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи Совета Европы ПАСЕ.
Парламентские делегации Федерального Собрания России участвуют в работе Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, парламента Союзного государства России и Беларуси, Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. Двухпалатная структура парламента предполагает в его структуре две палаты, которые формируются по-разному. Более того, принцип работы такого парламента отличается разнообразием: а принцип равенства палат в объеме и характере полномочий — у палат равнозначный объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. Этот принцип в настоящее время используют большинство двухпалатных парламентов, в том числе и российский парламент. В России принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палаты означает, что одна палата именуемая нижней — Государственная Дума выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов от примерно одинакового количества избирателей, а другая палата именуемая верхней — Совет Федерации представляет интересы всех субъектов федерации и имеет равное представительство от каждого субъекта федерации. Только условно эти палаты именуются нижней Государственная Дума и верхней Совет Федерации , так как Конституция Российской Федерации эти термины не использует. Рассматривая этот вопрос в историческом аспекте, можно отметить, что двухпалатная структура палат возникла в период буржуазно-демократических революций в качестве способа сдерживания одной палатой верхней радикализма другой нижней. Представляя привилегированные слои общества , аристократов верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним в интересах привилегированной части населения.
В современный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарных государствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права и через равное представительство каждого из субъектов федерации. Можно отметить и особенности формирования палат Федерального Собрания. В соответствии с данным указом надлежало учредить новый законодательный представительный орган государственной власти — Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат — Совета Федерации верхней палаты и Государственной Думы нижней палаты. Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 года. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года55; Указ Президента от 11 октября 1993 года, утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Там же было определено, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в него избирается по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам один округ — два депутата , образованным в рамках административных границ каждого субъекта федерации. Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 годов путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты. Следует особо отметить, что современное Федеральное Собрание Российской Федерации существенно отличается от прежнего Верховного Совета РСФСР по наименованию, внутренней структуре, порядку формирования палат, предметам их ведения, процедуре принятия законов, а также статусу парламентариев. Если раньше обе палаты обладали абсолютно одинаковыми полномочиями и на равных основаниях участвовали в принятии законов, то теперь каждая палата имеет собственную компетенцию, которая закреплена в Конституции России, и самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Так, например, если раньше закон принимался большинством голосов членов каждой палаты, то теперь он сначала принимается Государственной Думой, потом одобряется Советом Федерации, и только затем передается Президенту для подписания и обнародования. Существенно разнится численность и порядок формирования палат. Теперь Совет Федерации формируется по принципу представительства по два представителя от субъектов федерации, а Государственная Дума в составе 450 депутатов избирается непосредственно народом путем демократических выборов при тайном голосовании.
Если раньше депутаты Верховного Совета РСФСР работали на общественных началах, то нынешние парламентарии выполняют обязанности на профессиональной основе, имеют очень высокую заработную плату индемнитет , значительные льготы и привилегии, а также гарантии своей неприкосновенности иммунитет. Верхней палатой Федерального Собрания является Совет Федерации. Эта палата призвана выражать специфические интересы каждого региона. В Совет Федерации входят: а по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа; б Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов федерации и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства. Сенаторам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Представителей судебной власти регионов в палате нет, так как суды выполняют функции арбитра в любых спорах и конфликтах, в том числе и между ветвями государственной власти и их представителями, и не могут априори находиться на стороне какой — либо из спорящих сторон. Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации не может быть распущен президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Говоря о способах формирования Совета Федерации, можно отметить, что в мировой практике она обнаруживает большое разнообразие. Первый — выборный порядок в ряде стран, касающийся всего состава верхней палаты или же подавляющего большинства ее депутатов. Выборность воплощает в себе демократические процедуры формирования парламентов, однако до настоящего времени она не стала повсеместным правилом. Прямые выборы — это всегда непосредственное избрание гражданами своих представителей в парламентские органы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Особенность таких выборов заключается в отсутствии посредников выборных коллегий, парламентов субъектов федерации и т. При прямых выборах применяется как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Статья 103.
Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. Статья 104 Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 105 Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а федерального бюджета; б федеральных налогов и сборов; в финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е войны и мира.
Федеральное собрание Российской Федерации
Верхней палатой российского парламента является Совет Федерации. парламент Российской Федерации, как это прямо следует из статей 94 и 95 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов федерации (по 2 от каждого субъекта). парламент Российской Федерации, как это прямо следует из статей 94 и 95 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета. В случае недееспособности Президента и Премьер-министра исполняющим обязанности Президента России становится председатель верхней палаты российского парламента[1][2].