Председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции (с дислокацией в Самаре) Александра Ефанова досрочно лишили полномочий судьи.
Определены основания, по которым президент сможет внести представление о прекращении статуса судьи
Прекращение полномочий судьи Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям ст.
Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и или в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге супругу и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода удаления его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Судья имеет право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения кроме такси. Судья также пользуется правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта. Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством РФ. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи.
Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму, равную его заработной плате за 15 лет. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: гибели смерти судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, — его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи; причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере трехлетней заработной платы судьи; причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере годовой заработной платы судьи.
В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г.
Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ. Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.
Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.
В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации.
Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения.
Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.
В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет. Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.
В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст.
Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч. Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.
Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ.
Согласно закону, «Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 для женщин - 50 лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи». Как известно, отставка судьи может быть и прекращена. При это все привилегии будут сведены к нулю. Квалифколлегия уже второй раз пыталась прекратить отставку Соколова, так как экс-судья занимался адвокатской деятельностью, будучи судьей в отставке. По итогу Верховный Суд всё же оставил Соколова без статуса судьи в отставке. Была прекращена отставка и экс-судьи Михаила Васильевича Гречки.
Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 | Редакция действует с 1 января 2024 | Главбух | Материалы по вопросу прекращения полномочий судей рассматриваются комиссией не более двух месяцев 60 дней со дня получения таких материалов. |
Приостановление и прекращение полномочий судьи - Правоохранительные органы (Мягкова Е.Л., 2010) | 3. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим. |
Привлечение к ответственности, отставка, рекомендации и иные итоги апрельской сессии ККС | Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей. |
Заявления двух судей о прекращении полномочий удовлетворили в Псковской области
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Совет судей посчитал, что Тайгибов грубо нарушил Закон о статусе судей в РФ и Кодекса судейской этики. Тогда он отделался предупреждением, которое, по всей видимости, не принял к сведению. В феврале этого года квалификационная коллегия судей Краснодарского края рассмотрела обращение о привлечении судьи Центрального районного суда Сочи Валерия Слуки к дисциплинарной ответственности. По результатам рассмотрения принято решение о досрочном прекращении полномочий судьи с лишением четвертого квалификационного класса.
Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
Сам Ефанов пока решение коллегии не комментировал, но, как сообщает 63. RU, незадолго до заседания отверг все обвинения в коррупции и добавил, что конспирологией не занимается. Ему многое не нравится в Самарской области: в судебной, в исполнительной системе. Он считает, что только он лучше всех знает и разбирается в этих вопросах. Поэтому и рассылает депутатские запросы десятками.
Отставка судьи прекращается, если коллегия выявит нарушения. Речь идет о несоблюдении запретов и ограничений подп. Например, если в отношении такого судьи вступил в силу приговор апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 02. Так, ККС вынесла решение о приостановке отставки судьи до принятия окончательного решения по возбужденному в отношении его уголовному делу решение ВС РФ от 26. Решение о возобновлении отставки или полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей. Если этого не происходит, незаконные действия можно оспорить. Например, полномочия судьи в отставке приостанавливались на период, когда он исполнял обязанности в качестве депутата решение ВС РФ от 03. На деле суды редко отменяют решения квалификационной коллегии апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 09. Законодательство, которое определяет статус судей, не указывает на различие в порядке отставки или в порядке приостановки в зависимости от уровня суда. Общие правила действуют как для судьи Верховного суда, так и суда общей юрисдикции ст. Они касаются порядка замены лица, которое отсутствует. Например, закон устанавливает возможность возлагать исполнение обязанностей мирового судьи на судью в отставке абз. Исполнение обязанностей может осуществлять мировой судья другого судебного участка, если полномочное лицо отсутствует или по иным причинам не ведет деятельность. В чем специфика приостановления полномочий судьи Кроме полного прекращения полномочий судьи, есть их приостановление. Это позволяет не исполнять обязанности судей. Необходимость применять такие меры возникает, когда есть неопределенность. Например, нет вступившего в силу решения суда, или судья отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Получается, что исполнять обязанности он не может, но оснований прекратить полномочия нет. В такой ситуации коллегия выносит решение о приостановлении полномочий судьи. Приостановление полномочий судьи следует отличать от прекращения, поскольку речь идет о временном явлении ст.
N 371-ФЗ Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2016 г. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 435-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 2-ФКЗ Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 174-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 166-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным п. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ. Отставка судьи — почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
44. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени не менее десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 1 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 6 , 7 или 8 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей. Статья 19.
Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона. Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.
Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Российской Федерации ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.
При это все привилегии будут сведены к нулю. Квалифколлегия уже второй раз пыталась прекратить отставку Соколова, так как экс-судья занимался адвокатской деятельностью, будучи судьей в отставке. По итогу Верховный Суд всё же оставил Соколова без статуса судьи в отставке. Была прекращена отставка и экс-судьи Михаила Васильевича Гречки. На фоне основного конфликта квалифколлегия узнала, что судья предоставил недостоверные сведения о своих доходах, а также не составил декларацию о проданном им его же супруге автомобиле, чем нарушил судейскую этику и требования Закона о статусе судей.
Рассудок не поспевал подделать под постоянно существующую враждебность друг к другу достаточных поводов. Сергей Корчагин Разумный человек не только сам никогда ни с кем не ссорится, но если может, то делает так, чтобы и другие не ссорились. Александр Диких.
Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями 1. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.
Новые нормы затрагивают председателя, его заместителя и членов Конституционного суда РФ, главу и членов Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военных кассационных или апелляционных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, суда по интеллектуальным правам. Полномочия всех этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство. Основаниями для этого станут несоблюдение требований антикоррупционного законодательства, выход судей из гражданства РФ, нарушение судьями, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета на хранение денежных средств в иностранных банках за рубежом. Представление президента должно быть рассмотрено в течение 14 дней. Порядок его внесения будет определен самим главой государства.
Сенаторы получили право прекращать полномочия судей
Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения.
Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.
В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет. Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.
В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст.
Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч. Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.
Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда. Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу , не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное по приостановлению полномочий решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию.
Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и или в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе. Полномочия судьи федеральных судов за исключением судей Конституционного Суда РФ и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей ККС по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком; 5 увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п. Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке.
Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах [16]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции устава субъекта РФ. Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения: 1. Полномочия судей конституционных уставных судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке — на уровне региональных властей.
Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, то есть эти вопросы там урегулированы весьма детально. Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие.
Исключением из перечня в таком случае является достижение судьёй предельного возраста пребывания в должности. Некоторые судьи, осознавшие, что им грозит досрочное лишение мантии, стремятся уйти в почётную отставку и сохранить все её блага. Не всем это удаётся. Что же может стать причиной для ухода в отставку, за какие блага так держатся судьи и почему может прекратиться отставка? Отставка судьи — это почётный уход или почётное удаление судьи с должности. При этом за ним остаётся звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и, конечно, принадлежность к судейскому сообществу.
Каждый судья имеет полное право уйти в почётную отставку по собственному желанию — возраст не будет играть роли. Удалённый в отставку судья получает выходное пособие не менее шестикратного размера ежемесячной зарплаты по оставляемой должности.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями 1. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, то есть эти вопросы там урегулированы весьма детально. Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано , как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность. Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий: 1. Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т.
Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее [17]. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. По смыслу ст. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие - в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п. Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики — акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера. После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей [23]. В литературе [24] предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним — некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией. Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.
С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей [25] ». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судья самостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, в частности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучать юридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т. А если судья этого не делает, разве нельзя рассматривать этот факт как нарушение требований Кодекса судейской этики?
Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены изменения вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т. Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе. Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования. Заключение Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи — это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.
Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус. При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий. Также видится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейские ошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебной власти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширение оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можно рассматривать как противоречащее действующему законодательству.
Приостановление и прекращение полномочий судьи
В связи с письменным заявлением об отставке ККС прекратила полномочия судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново Елены Власовой. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим.
Решение о досрочном прекращении полномочий судьи основываться только на фактах
Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. Курсовая работа посвящена изучению вопросов приостановления и прекращения полномочий судьи, а также рассмотрению срока полномочий судьи в России. Решение о прекращении приостановления полномочий также выносится квалификационной коллегией судей. Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2023 № 829 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» Заграничный Иван Михайлович назначен. Полномочия всех судей теперь могут быть прекращены Советом Федерации «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство», передаёт ТАСС. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи.
Сенаторы получили право прекращать полномочия судей
ВККС рассмотрит заявления о прекращении полномочий судей | Курсовая работа посвящена изучению вопросов приостановления и прекращения полномочий судьи, а также рассмотрению срока полномочий судьи в России. |
Прекращение полномочий судьи, отставка, приостановление полномочий, основания, порядок | О досрочном прекращении своих полномочий попросили 11 судей, следует из предварительной повестки ВККС. |
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий | Высшая квалификационная коллегия судей досрочно лишила полномочий председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова. |
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судей | Согласно поправке, при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины). |
Досрочно прекращены полномочия сочинского судьи Руслана Тайгибова
Решение о досрочном прекращении полномочий приняла квалификационная коллегия судей региона. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи ; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения. Квалификационная коллегия судей (ККС) Воронежской областиприняла решения о прекращении полномочий трех судей в связи с поданными имизаявлениями об отставке.