ПАНОРАМА Новости мировой и региональной авиации.
Многоцелевой истребитель МиГ-21: история создания, описание и характеристики
Почему советский МиГ-21 все еще производят, несмотря на почти 70 лет с начала выпуска | МиГ-21ПФМ (1964; Издание 94А; НАТО "Фишбед-Ф") Экспортный вариант с другой системой IFF и без возможности нести ракеты С-24 или напалмовые баллоны ZB-62. |
Конструкция МиГ-21 | В процессе эксплуатации МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ заменялись современными образцами машин, а не выработавшие свой ресурс перехватчики передавались в авиационные полки истребителей-бомбардировщиков (абип). |
Самый массовый истребитель мира
Истребитель миг-21 ПФМ. МиГ-21ПФМ был первым вариантом истребителя, в кабине которого стили два зеркала заднего вида. MiG-21 Несомненно, МиГ-21 является наиболее выдающимся советским истребителем второго поколения, не имевшим себе равных в воздушных боях 1960-70-х годов. Интерфакс: Российские военные нанесли удар по украинскому аэродрому, уничтожив истребитель МиГ-29, заявили в Минобороны РФ. Истребитель МиГ-21ПФМ Истребитель МиГ-21ПФМ. Перегнать истребители в ГДР поручили лётчикам 16 гвардейской истребительной авиационной дивизии, входившей в состав Группы советских войск в Германии. МиГ-21 появился на ближневосточной сцене в 1962 году, когда Египет стал первой страной, получившей непосредственно из СССР партию из 60-ти самолетов МиГ-21Ф-13.
'+relatedpoststitle+'
- Самолет МиГ-21 истребитель — фото, характеристики
- СМИ рассказали о советском летчике, по ошибке севшем на «МиГе» в Западном Берлине - МК
- История создания самолета МиГ-21
- Новости по теме: "миг-21"
- Уголок неба ¦ Микоян,Гуревич МиГ-21ПФС(ПФМ)
Истребители
При запуске бензин в двигатель подаётся электронасосом ПНР-10-9М. На самолётах с двигателем Р11Ф2С-300 и более поздних бензин в качестве пускового топлива не применяется. Время заправки всех баков без подвесного составляет 10 минут. Слив топлива из всех баков кроме подвесного производится через кран на трубопроводе подвода топлива к двигателю, при этом насосы I, II, III групп баков и насосы крыльевых отсеков должны быть включены. Время слива полностью заправленных баков составляет 7 минут. Катапультируемое кресло КМ-1М Система аварийного покидания — «СК» состоит из откидной части фонаря, при открывании кабины поднимавшейся вверх и вперёд, и катапультируемого сиденья , взятого с МиГ-19. Кресло состоит из следующих основных частей: каркаса с чашкой, заголовника, подножек, привязных ремней, системы захватов ног, бронезащиты, стреляющего механизма, системы блокировки, автомата АД-3 с пружинным механизмом, механизма стабилизирующих щитков, механизма регулирования сиденья по высоте и механизма стопорения привязных ремней. На левом поручне сиденья установлен объединённый разъём коммуникаций ОРК-2. Сиденье установлено на направляющих рельсах, что позволяет регулировать его положение по вертикали.
При катапультировании кресло скользит по направляющим рельсам. Для последовательного срабатывания механизмов кресла и сбрасывания фонаря имеется блокировка с фонарём при помощи троса. Катапультирование может быть произведено от шторки или от рычагов, установленных на поручнях сиденья. При катапультировании от шторки кресла сначала сбрасывается фонарь, далее с помощью троса разблокируется стреляющий механизм кресла. Разблокировка происходит, когда фонарь отделяется от фюзеляжа на расстояние 1,5 м. Катапультирование возможно с предварительно сброшенным фонарём от ручки автономного сбрасывания фонаря или, в случае отказа пиросистемы, с помощью дублирующей системы открытия замков. Основным видом катапультирования является катапультирование от шторки. Эксплуатация выявила низкую надёжность системы «СК» и невозможность спасения лётчика при катапультировании с земли, поэтому в дальнейшем поставили более надёжное кресло КМ-1 в дальнейшем это кресло доработали для установки на МиГ-23.
Парашютно-тормозная система предназначена для сокращения длины пробега самолёта при посадке. Система управления тормозным парашютом рассчитана на выброс его при посадке самолёта в момент касания земли колёсами основных стоек. Во время наполнения парашюта воздухом создаётся момент на опускание переднего колёса. Крепление контейнера с парашютом — в четырёх точках: на двух штырях и двух легкоразъёмных замках. Парашют ПТ-21 площадью 16 м2 вкладывается в контейнер, зачехляется специальными фартуками и перед полётом устанавливается на самолёт. Трос парашюта укладывается в желобе, расположенном снизу на фюзеляже, на гребне. Конец троса надевается на крюк замка. Система управления самолётом состоит из управления стабилизатором, элеронами, рулём направления и тормозными щитками.
Привод стабилизатора и элеронов осуществляется от ручки управления, руля направления — от ножных педалей, с помощью жёстких трубчатых тяг, промежуточных рычагов и качалок. В системе управления стабилизатором установлен бустер БУ-51М, который передаёт движение одновременно на обе половины цельноповоротного стабилизатора затем поставили необратимый гидроусилитель БУ-210Б , а в системе управления элеронами — два бустера БУ-45А, которые работают по необратимой схеме и полностью воспринимают шарнирные моменты, возникающие от аэродинамических сил на органах управления. Для имитации усилий на ручке управления используются пружинные загрузочные механизмы. На самолёте в продольном канале управления установлен автомат регулировки передаточных чисел АРУ-ЗВ МВ , в зависимости от высоты и скорости полёта. В системе управления стабилизатором, кроме того, установлен механизм «триммерного эффекта» МП-100М, который выполняет роль аэродинамического триммера, снимая усилия с ручки управления в желаемом направлении. Управление рулём поворота сделано от педалей путевого управления, посредством трубчатых тяг, качалок и рычагов. Гидросистема самолёта состоит из двух раздельных систем: основной и бустерной. Основная гидросистема предназначена для уборки и выпуска шасси, закрылков, тормозных щитков; для управления створками сопла двигателя, противопомпажными створками воздухозаборника, механизмом управления носовой стойкой шасси и механизмом загрузки педалей, цилиндром автоматического торможения колёс при уборке шасси и выдвижным конусом воздухозаборника.
Основная гидросистема также является дублирующей для бустеров БУ-45 управления элеронов при выходе из строя бустерной гидросистемы и обеспечивает работу одной камеры двухкамерного двухканального бустера БУ-51 стабилизатора. Бустерная гидросистема предназначена для обеспечения работы бустеров элеронов БУ-45 и одной камеры бустера стабилизатора.
По данным ведомства, в результате ударов поражены объекты энергетической отрасли Украины, предприятия военно-промышленного комплекса ВПК и железнодорожной инфраструктуры, средства противовоздушной обороны, арсеналы, базы горючего, цеха производства и ремонта безэкипажных катеров и беспилотных летательных аппаратов. В Минобороны РФ заявили, что также поражались пункты временной дислокации подразделений украинских формирований и иностранных наемников, скопления живой силы и военной техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки.
Перехвачен истребителями МиГ-21 и принужден к посадке в Камагуэй. В этот день Flamingo обстрелял и взял на буксир два кубинских рыболовных суда в районе острова Кай Санто Доминго. Кубинские моряки успели сообщить об обстреле своим властям, указав что их атакует неизвестный корабль. На помощь вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. Без лишних слов МиГ-и пошли в атаку и потопили патрульный катер, убив четырёх и ранив ещё четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда. Учитывая то, что Flamingo был потоплен в багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков.
Самолёт начал выполнять команды и ушел из кубинского воздушного пространства лишь после того как по нему открыли огонь из пушки. Радар только лишь на незначительный промежуток времени засёк самолёт, но никаких попыток перехвата нарушителя не осуществилось. Пилот остался в США а самолёт был возвращён Кубе. Правительство Флориды начало проверку по поводу бездействия системы ПВО и заставило проверять бдительность радара с помощью автоматических дрейфующих аэростатов. Прошло четыре минуты, после того как пилот понял что находится не в ГДР. Пожарная команда безуспешно попыталась помешать советскому лётчику взлететь и он вернулся на свою территорию. Патрульным самолётам пришлось выпустить предупредительную очередь чтобы нарушитель стал выполнять указания и приземлился возле Каулица.
На перехват нарушителей были подняты два истребителя «Дракен». Шведские самолёты попытались принудить к посадке советские самолёты, однако те включили форсаж и легко вернулись на свою территорию. Советские лётчики тоже участвовали в защите воздушного пространства ГДР. Известно, что советский пилот Степаненко принудил к посадке несколько самолётов нарушителей. Разведчики пересекали границу на большой высоте, ставя пассивные помехи из диполей, которыми были начинены специальные снаряды бортовых пушек НР-30. Потерь в ходе этих полётов не было. В сентябре 1965 года пара венгерских МиГ-21Ф-13 принудила к посадке австрийский легкомоторный самолёт, нарушивший воздушное пространство.
Война во Вьетнаме Боевая деятельность МиГ-21 во Вьетнаме началась в апреле 1966 года, когда он пришёл на помощь воевавшему в тяжелых условиях МиГ-17. США были вынуждены даже начать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Роль МиГ-21 при отработке играл Northrop F-5. Во Вьетнаме пилоты МиГ-21 придерживались советской доктрины воздушного боя, используя наведение со станции наземного контроля. Излюбленной тактикой стало следование за американским боевым звеном снизу и сзади. Набрав скорость, МиГи выпускали ракеты К-13 и уходили на базу. Такая тактика принуждала также преждевременно сбрасывать бомбы.
Главным преимуществом МиГ-21 является очень высокая манёвренность на виражах. Главным недостатком было отсутствие встроенной пушки на первых модификациях. Именно Вьетнамская война показала ошибочность мнения, что ракеты могут полностью заменить пушки жертвой этого заблуждения был и основной противник МиГа — американский «Фантом». За всю войну на МиГ-21 было совершено около 1300 боевых вылетов. По данным skywar. По российским данным, в воздушных боях северовьетнамские «двадцатьпервые» одержали 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов и 16 лётчиков. Потери пилотов МиГ-21 были наименьшими по сравнению со всеми другими самолётами.
При этом американцы обладали многократным численным преимуществом, северовьетнамцы же даже в лучшие годы не располагали более чем 200 истребителями всех типов. Своеобразным рекордсменом явился лётчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 американскими самолётами и сбивший самолёт командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Вьетнамские истребители несли потери и от «дружественного огня»: только за период 1966—1968 годов вьетнамской системой ПВО было сбито шесть МиГ-21. Последней воздушной победой северовьетнамских МиГов стал сбитый американский разведчик RA-5 Vigilante, а через десять дней была понесена последняя потеря от F-4D Phantom. Группа МиГ-21бис выруливает на взлёт Арабо-израильский конфликт Первой арабской страной получившей истребители МиГ-21 стал Египет в 1962 году, в 1963 получил Ирак, в 1967 Сирия. Вильямс и К. Групп погибли.
Египет обвинил США в проведении разведки для Израиля. В этом же году два иракских МиГ-21 были угнаны в Иорданию, пилоты получили политическое убежище, но Иордания вернула самолёты. В январе 1967 года израильские зенитчики атаковали сирийский МиГ-21, летающий над израильской территорией. В мае 1967 года в ответ на нарушение воздушного пространства над Синаем египетские МиГ-21 совершали полёты над территорией Израиля. Шестидневная война Перед израильским нападением у Египта имелся 91 боевой истребитель МиГ-21, включая 76 боеготовых. На МиГ-21 у Египта имелось 97 лётчиков. Утром 5-го июня израильская авиация атаковала египетские аэродромы и уничтожила на земле большую часть египетских МиГ-21.
Против МиГ-21, которым удалось взлететь израильтянам пришлось труднее. Хамди, израильский пилот Д. Манор катапультировался и взят в плен. Ещё один SMB. Ему удалось перехватить два израильских «Миража» и поразить оба ракетами по египетским данным оба самолёта были сбиты, по израильским оба самолёта были повреждены и вернулись на аэродром , при посадке египетский «миг» влетел в воронку от бомб и разбился, пилот погиб. После окончания налётов на нём совершил взлёт египетский пилот Н. Нейман погиб.
Над Синаем египетский пилот перехватил группу израильских «Миражей» и сбил одного из них, пилотируемого Б. Ромачем, но при возвращении у египетского самолёта кончилось горючее и он разбился, пилот погиб. Второй «МиГ», пилотируемый М. Фуадом, смог в воздушном бою поразить ракетой израильский самолёт тот смог вернуться на аэродром , но сам по ошибке был сбит своим ЗРК С-75 и погиб. В этот день, влетев в воронки от бомб на аэродроме Хургада, разбились два египетских МиГ-21, пилоты спаслись. При налёте на Файид израильский «Мистэр» атаковал взлетающий египетский МиГ-21, египетский самолёт взорвался, но обломками был тяжело повреждён сам израильский самолёт, пилот катапультировался. Самолёт, пилотируемый И.
Тауфиком совершил взлёт с авиабазы Абу-Сувейр и не вернулся с боевого задания, лётчик числится пропавшим без вести. По российским данным Шесть алжирских МиГ-21 по данным израильского исследователя Дэвида Лэдницера в группе было только три МиГ-21, остальные три самолёта были МиГ-17 , направлявшиеся на помощь Египту, приземлились на аэродром Эль-Ариш, не зная, что он уже захвачен противником, и тут же стали трофеями израильтян, после войны два из них израильтяне отправили в США. Абдул-Хамидом, совершил взлёт из Каир-Вест и над Кантарой вступил в воздушный бой с парой «Миражей», в ходе боя «МиГ» был сбит, но из за недостатка горючего в ходе боя разбился и один израильский «Мираж», пилот М. Пораз катапультировался. В ходе войны египетские МиГ-21 совершили четыре разведывательных вылета над пустыней Негев, в том числе над Ядерным центром. К удивлению египтян, ПВО, защищающая Ядерный центр, даже не пыталась открыть огонь причиной этому было то, что днём ранее ПВО сбила свой самолёт. Израильтяне потеряли в столкновениях с египетскими МиГ-21 7-9 самолётов сбитыми и 1-3 повреждёнными 6-8 потеряно в воздушных боях и 1 сбит обломками египетского «мига» , ещё несколько было повреждено возможно 2 сбито в боях с сирийскими и иракскими МиГ-21.
Война на истощение Во время Войны на истощение в 1969—1970 гг.
Запросили диспетчера по радио, но тот не ответил. Командир звена капитан Федор Зиновьев приказал трем летчикам на всякий случай повисеть в воздухе, а сам пошел на посадку. Но приземлившись, он увидел на стоянке не советские самолеты с красными звездами, а чужие самолеты с опознавательными знаками ВВС США и Франции. Это был аэродром Тегель во французской зоне Западного Берлина. Натовцы тут же перегородили автотранспортом взлётно-посадочную полосу и уже радовались ценному трофею. Но Зиновьев не растерялся, развернул самолет и, включив форсаж, взлетел с короткого разбега с рулежной дорожки. Рассказывают, что командир 16-й гвардейской авиационной дивизии встретил капитана Зиновьева такими словами: «Что сел в Тегеле — дурак, а что удрал — молодец».
🇷🇺 21-93 - Последняя модификация «Балалайки»
Первый полёт 28 мая 1958 года лётчик-испытатель В. В 1963 году изготовлено 2 самолёта. Отличался двухместной кабиной. Вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемёта. Первый полёт 17 октября 1960 года лётчик-испытатель П. Разработан на базе МиГ-21С. Разработан на базе МиГ-21ПФ. На самолёте установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н. Полностью переделан фюзеляж. Особенностями самолёта были ПГО и подфюзеляжный воздухозаборник.
В 1962 году изготовлено 2 самолёта. Женщины-спортсменки Н. Проханова, Л. Зайцева, С. Савицкая установили на нём ряд мировых рекордов. Построено 3 самолёта. Мосолов достиг динамического потолка 34714 м. Представлял собой серийный истребитель без вооружения и части оборудования. На самолёте было установлено 2 твердотопливных ускорителя.
Осенью 1974 года С. Савицкая установила на нём ряд мировых рекордов. В мишени переоборудовались выработавшие ресурс самолёты. С них снимались РЛС, прицел, радиостанция, кислородное оборудование и т. На самолёте установлен двигатель Р-25-300. Вооружён пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60. В 1972-1974 годах на Горьковском авиазаводе изготовлено 2030 самолётов. Для стан Варшавского договора выпускалось «изделие 75А», для Ближнего Востока — «изделие 75Б», отличавшиеся составом оборудования.
Также командующий рассказал партнерам об усилившихся ударах российской авиации по различным энергетическим объектам страны, а еще сообщил о потребности Киева в различных видах вооружения и снарядах. Напомним, что Сырский пришел на смену Залужному в феврале текущего года. Последний теперь работает послом в Англии.
Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран нормальное , частично выдвинут скорость 1,5м и полностью выдвинут скорость более 1,9м. На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос. На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки. В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины. Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой — чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.
На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя « Лави ». Фонарь кабины, состоявший из трёх частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования [19]. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования [22]. На вооружении[ править править код ] На данный момент в 7 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатируется 406 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Средний возраст самолётов превышает 40 лет, а морально устаревшая конструкция и небольшой остаточный ресурс делают затруднительной и неоправданной дальнейшую модернизацию. Основными эксплуатантами самолёта являются Индия и КНДР, эксплуатирующие на двоих почти три четверти самолётов. Также ряд стран Индия, Румыния, Хорватия провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems, чтобы те соответствовали многим характеристикам истребителей 4 поколения. Страны, эксплуатирующие МиГ-21 синим цветом и уже снявшие МиГ-21 с вооружения красным. МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии построено около 200 машин. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой. По состоянию на 2011 год, за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин [25] [26] [27]. Не менее 120 модернизированных истребителей будут находится на вооружении ВВС Индии до 2019 года [28] [29]. На 12. Однако, в 2023 году командование ВВС Индии заявило, что все самолёты будут сняты с вооружения досрочно — 8 октября 2023. Планируется провести особую прощальную церемонию с МиГ-21, поскольку самолёт находился на вооружении страны более полувека. Всего с 1963 года индийские ВВС получили 874 таких истребителя. Куба — 3 Миг-21бис и 2 Миг-21УМ, по состоянию на 2023 год. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая 1992 года. В 2013 году украинская госкомпания «Укрспецэкспорт» победила в тендере на модернизацию 7 хорватских МиГ-21 и поставку ещё 5 модернизированных МиГ-21 из наличия ГП «Одессавиаремсервис» [37]. Сообщается, что также было поставлено шесть МиГ-21Р [38]. Наконец, в 1978 г. Последние МиГ-21 были выведены из эксплуатации к 2003 году. После свержения коммунистического правительства армии некоторых полевых командиров использовали МиГ-21. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей. Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р [44] и передана 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР [45] и передана 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. В 1977—1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. В 1962 году, 26-й рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969—1970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-м иап. В 1974—1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР [44] и передана 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. Половина из них была в варианте САУ 30 новых, 6 подержанных , эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». Последний исправный самолёт был выведен из эксплуатации в 2000 году [41] [48]. В 1975—1979 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 1990—2000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21. В 2023 году не стоит на вооружении [51]. Все вышли из строя. В 1978—1985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 1986—1988 годов.
42 гв.апиб в Жагани - летчики МИГ-21пфм 1979 года
Самолет, получивший в ОКБ-155 название Е-7Р, спроектировали на базе перехватчика Е-7СПС, который оснастили сменными контейнерами для ведения различных видов разведки с малых и средних высот. Это вызвало необходимость внесения изменений в бортовую электросеть, а также установки трехканального автопилота АП-155. Самолет сохранял возможность использования в качестве перехватчика. На нем установили двигатель Р-11Ф2С-300, систему СПС, парашютный контейнер в основании киля, доработали ряд систем для установки разведывательного и радиоэлектронного оборудования. На законцовках крыла появились небольшие сигарообразные обтекатели, а на вершине киля — новый радиопрозрачный элемент конструкции из-за установки под ним другой антенны. В связи с тем, что на месте крепления подфюзеляжного ПТБ теперь подвешивался разведконтейнер, на самолете смонтировали четыре подкрыльевых пилона, из которых внешние предназначались для подвески ПТБ емкостью по 490 л, а внутренние — для вооружения. В таком виде Е-7Рс красным бортовым номером «78» передали на заводские испытания, которые выявили существенный недостаток: радиус действия нового фронтового разведчика, несмотря на наличие крыльевых ПТБ, оказался меньше требуемого. Кроме того, обзору летчика сильно мешала расположенная над воздухозаборником по оси симметрии штанга ПВД.
Естественно, началось следствие. Дело ведь могло закончиться плохо: на МиГ-21 ПФМ были установлены новейший электронный прицел, новая система управления огнем, катапультное кресло последней модификации. Все это было бы досконально изучено натовскими специалистами - как в поисках достоинств, так и возможных уязвимостей. Капитану Григорьеву грозило серьезное наказание. Но все закончилось хорошо: командование дивизии решило не наказывать пилота, который имел немало заслуг. В конце концов он сам выпутался из ситуации, да еще проявил при этом мужество и мастерство. Кстати, сейчас выдвигаются версии, что Григорьев мог принять сигнал радиомаяка аэродрома Тегель за сигнал маяка Коттбуса. Утверждают, что они звучали очень похоже.
Вышка ему не отвечала. И тогда Фёдор подумал, раз не отвечает, значит что-то у них сломалось и нужно просто посадить истребитель на свободную полосу. Капитан не знал, что он прилетел в самое логово врага, на аэродром Тегель в французской зоне оккупации , который контролировало НАТО. И это на секретном самолёте в самый разгар «холодной войны». Посадив истребитель, Фёдор сразу понял, что совершил роковую ошибку! Он сел на натовский аэродром! Натовские военные сразу и не поверили своей удаче. Это было фантастикой. После посадки нашего МиГа взлётку сразу перегородили пожарными машинами и грузовиками. Но, натовские военные не учли одного. У нашего модифицированного МиГ-21ПФМ появилась возможность совершать взлёт с коротких «взлёток» и даже с грунтовых аэродромов. Зиновьев не растерялся, дав на двигатель полную тягу, он свечкой ушёл в небо, тем самым оставив в недоумении натовских военных.
Все это расширило боевые возможности самолета. Пилот майор Гордон был спасен, а оператор Бринниман попал в плен. Отличились МиГ-21 и при атаках на тяжелые В-52. Затем вьетнамский летчик переходил в режим радиомолчания и разгонялся до сверхзвуковой скорости. Такой результат во многом является заслугой надежного и эффективного истребителя МиГ-21.
Винницкий музей авиации - МиГ-21ПФМ
МиГ-21 появился на ближневосточной сцене в 1962 году, когда Египет стал первой страной, получившей непосредственно из СССР партию из 60-ти самолетов МиГ-21Ф-13. Прототип МиГ-21 (Е-4) поднялся в воздух 16.06.55. Принят на вооружение в 1955 г., тогда же началось его серийное производство. серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99. В отличие от прародителя, самолета-разведчика МиГ-21Р, на МиГ-21РФ устанавливалось встроенное фотооборудование в нижней части фюзеляжа. МиГ-21ПФМ. Авиакомпания: ВВС СССР.
Форум военной истории и масштабного моделизма
МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. Это МиГ-29, МиГ-27 и Су-24. По заверениям казахской стороны, все эти летательные аппараты отслужили свой срок и не могут использоваться по прямому назначению. На смену своему предшественнику пришел МиГ-21 ПФМ с обновленным фонарем кабины и оснащенный современным оборудованием. семейство многоцелевых сверхзвуковых истребителей, самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35). •.
Демонстрационный МиГ-21
Как и другие перехватчики той эпохи, МиГ-21 имел небольшой радиус действия. Чехословакия и Индия также заказали более 800 МиГов в рамках соглашений о лицензионном производстве и передаче технологий. Несмотря на ряд улучшений, у МиГ-21 был довольно низкий показатель поражений в воздухе. Во-первых, бортовой радар был практически бесполезен, поскольку в носовой обтекатель, замедляющий воздушный поток, влезала лишь небольшая антенна. Кроме того, у него был чрезвычайно ограниченный запас топлива, которого хватало всего на 45 минут.
МиГ-21 ПД Экспериментальный вариант самолета с коротким взлетом и посадкой. Первый полет Е-8ПД состоялся 16 июня 1966 года. Разведчик МиГ-21 P. МиГ-21 МФ, аэродром Бутурлиновка, 1980-е годы.
Запас топлива во внутренних баках был доведен до 3250 л. МиГ-21И «Аналог». Первый полет МиГ-21И выполнил 18 апреля 1968 года.
Сделав облёт взлётки, Зиновьев попытался связаться с диспетчером, но аэродромная вышка не отвечала. И тогда, Зиновьев принимает решение о роспуске звена. Тем самым он дал возможность действовать лётчикам самостоятельно. Забегая вперёд скажу, что лётчики без проблем нашли аэродром в Котбусе и успешно посадили свои машины.
А наш бравый капитан Зиновьев, продолжал кружить над неизвестным аэродромом и посылать запросы о посадке. Вышка ему не отвечала. И тогда Фёдор подумал, раз не отвечает, значит что-то у них сломалось и нужно просто посадить истребитель на свободную полосу. Капитан не знал, что он прилетел в самое логово врага, на аэродром Тегель в французской зоне оккупации , который контролировало НАТО. И это на секретном самолёте в самый разгар «холодной войны». Посадив истребитель, Фёдор сразу понял, что совершил роковую ошибку! Он сел на натовский аэродром!
Натовские военные сразу и не поверили своей удаче.
Вооружение состоит из двух ракет. Расшивка - тонкая внутренняя, но неточна и бедновата. При этом модель довольно точно соответствует модификации МиГ-21Ф-13. Декаль - на один вариант, финских ВВС. В целом - довольно приличная модель за вполне доступную цену. Неожиданно порадовали чехи из фирмы Bilek. Поначалу эта фирма пробавлялась перепаковками моделей Italeri и Airfix.
Затем появились первые собственные модели. Скажу сразу, для меня эти модели - безусловные фавориты. Несмотря на их недостатки. А недостатки, к сожалению, есть. Чехи подобно японцам из Fujimi погнались за унификацией форм. Модели имеют одну общую рамку с деталями - в заисимости от модификации часть их ниши шасси и колёса, носовые конусы не используются. Крыло относительно точно соответствует оригиналу, а вот фюзеляж подкачал. На всех моделях неточна хвостовая часть, а у спарок У и УМ она вообще одинакова, что неверно.
На половинках фюзеляжа отсутствуют штифты для совмещения. Отсутствуют и посадочные места под мелкие детали. Впрочем, в инструкции указаны с точностью до миллиметра позиции для каждой детали, так что вооружайтесь линейкой! В целом изделия Bilek обеспечивают наилучшее качество за приемлемую цену. При этом они остаются всего лишь заготовками, как, впрочем, и остальные выпускающиеся сейчас модели. Однако из них можно получить хорошую модель при минимальных трудозатратах. Рекомендуется использование эпоксидных наборов от НеОмега или Pavla Models и фототравленки от Eduard. Помимо Bilek, МиГ-21 удостоился внимания и других чешских фирм.
Относительно последнего не могу ничего сказать, но МФ производит неблагоприятное впечатление. Внешне он напоминает МФ от КР, отличается столь же низким качеством и обилием внешней расшивки. При этом он укомплектован превосходной декалью от Propagteam. Спарку УМ предлагала Cooperativa. Все эти модели не особенно часто появляются на российском рынке и качеством не отличаются. Из прочих «буржуйских» фирм МиГу отдали дань Airfix предлагается МиГ-21Ф и Heller ни разу не видел, но, вероятно, это одна и та же модель. Не желая отставать от запада, отечественный производитель также обратил свой взор на легендарную «балалайку».
Необычный разведчик
Переднее стекло козырька фонаря - толщиной 62 мм. Бронеплиты располагались на шпангоутах 6 и 11, заголовник пилота был также бронирован. Между шпангоутами 11 и 28 вокруг воздушного канала и двигателя размещались последовательно 6 мягких топливных баков. С правой стороны фюзеляжа снизу под кабиной находился отсек пушечного вооружения, а за ним по обе стороны фюзеляжа - аэродинамические тормоза общей площадью 0,76 м2 и углом отклонения 25 град, крепящиеся к шпангоуту 11. Третий аэродинамический тормоз площадью 0,47 м2 крепился под фюзеляжем к шпангоуту 25. Угол его отклонения - 40 град. Задняя часть фюзеляжа имела 13 шпангоутов. Снизу устанавливался подфюзеляжный гребень, у которого передняя часть выполнялась из радиопрозрачного материала, закрывавшего антенну телеметрической системы. Максимальная высота гребня - 35,2 см.
Сбоку с левой стороны - отсек тормозного парашюта площадью 16 м2. Между шпангоутами 29 и 34 находилась жаростойкая перегородка из углеродистой нержавеющей стали, отделяющая двигатель. Длина фюзеляжа увеличилась до 12,29 м. В связи с установкой бортовой РЛС расширился до 0,87 м и диаметр входного отверстия воздухозаборника. Конус, закрывающий антенну РЛС и регулирующий поток воздуха к двигателю стал длиннее на 20 см, а его диаметр увеличился на 60 см. Угол его установки по отношению к строительной горизонтали самолета - -3 град, ход - 20 см. Новый приемник воздушного давления ПВД-5 расположили над воздухозаборником по оси симметрии самолета. В связи с появлением за кабиной пилота гаргрота под седьмой топливный бак изменилась и конструкция фонаря кабины.
Площадь поверхности передних боковых тормозных щитков увеличили до 0,884 м2. Начиная с 15-й серии МиГ-21 ПФМ в связи с установкой нового катапультируемого кресла изменилась конструкция фонаря кабины пилота. Вместо монолитного, открывающегося вверх фонаря, появились неподвижный передний козырек с лобовым стеклом и переплетом и откидывающаяся вправо по полету подвижная часть - крышка. Такую же доработку ввели и на истребителях МиГ-21 С, на которых первоначально штанга устанавливалась аналогично предшествующим моделям перехватчиков. Кабины курсанта передняя и инструктора задняя расположили в герметичном отсеке между шпангоутами 6 и 14. Вверху, за кабинным отсеком, между шпангоутами 14 и 22 размещался съемный металлический топливный бак, а пять мягких резиновых баков установили между шпангоутами 14 и 28. ПВД на всех «спарках» устанавливался над входом воздухозаборника со смещением к правому борту. Крыло площадью 23,0 м2 и размахом 7,15 м - треугольной в плане формы со срезанными законцовками.
Угол стреловидности по передней кромке - -57 град. Угол установки крыла - 0е, поперечное - -2 град. Силовой набор состоял из лонжерона, главной балки, переднего стрингера, заднего стрингера и набора нервюр в передней части - 26, в задней - 12. Толщина обшивки 1,5-2,5 мм.
Убедившись, что это не так, конструкторы предусмотрели возможность подвески под фюзеляж контейнера с 23-миллиметровой пушкой и боекомплектом. В общем, самолет получился серьезный. Командиром звена назначили капитана Григорьева.
Из Луховиц до Минска долетели без приключений, там приземлились, заправились и заночевали. На следующее утро полетели дальше. Почему-то четверку истребителей направили не на аэродром Темплин под Бранденбургом, как обычно, а на Коттбус, находившийся намного южнее и Григорьеву незнакомый. Ошибившись с курсом, МиГи оказались рядом с Берлином — как вскоре выяснилось, Западным. Увидев под собой аэродром, капитан Зиновьев попытался выйти на связь с диспетчером, но тот не отвечал.
Экспортный вариант выпускал завод «Знамя Труда» в 1964-1968 годах. Выпускался в Тбилиси с 1971 года. Изготовлено 1133 самолёта. Поставлялся на экспорт. Выпускался в Тбилиси в 1966-1971 годах. Изготовлено 347 самолётов. На экспорт выпускалось «изделие 68А» до 1970 года. МиГ-21Ф Е-6, «изделие 72» — первый серийный вариант истребителя. Вооружён 2 пушками НР-30. В 1959-1960 годах выпущено 99 самолётов. В 1966-1968 годах выпускался на заводе «Знамя Труда». Поставлялся в Индию, Ирак и другие развивающиеся страны. В 1966-1973 годах выпускался по лицензии в Индии фирмой ХАЛ. Выпускался в Москве в 1970-1975 годах и в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны Ближнего Востока и Финляндию. МиГ-21-93 — модернизированный. МиГ-21-2000 — модернизированный Румынией совместно с Израилем. J-7 — китайский вариант МиГ-21Ф-13. В дальнейшем, истребитель МиГ-21 участвовал практически во всех локальных конфликтах второй половины 20-го века. Среди них особо стоит отметить: Война во Вьетнаме 1966-1968 г. Если появление МиГ-17 во Вьетнаме привело к тому, что американские истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» впервые с 1943 года вынуждены были «одеть» камуфляж, то МиГ-21 были таким же опасным противником для F-4 Phantom II. За два года МиГ-21 совершили около 1300 боевых вылетов, одержав 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов. При этом стоит отметить, что американская группировка ВВС в регионе, минимум в 6 раз превосходила вьетнамскую. Во Вьетнаме же появились и первые асы МиГ-21, среди которых был и абсолютный чемпион Нгуен Ван Кок, имевший на счету от 11 до 13 сбитых самолетов противника. Арабо-израильский конфликт 1966-1970 г. Тем не менее, второй наиболее результативный ас МиГ-21 появился в то же время — им стал Бассам Хамшу, сбивший 7 самолетов противника. Индо-пакистанский конфликт 1971 г. Ирано-иракская война 1980-1988 г. Истребитель МиГ-21 заходит на посадку Кроме отмеченных выше войн, истребитель применялся также: Египетско-ливийской войне 1979 г.
Слой футуры для закрепления и нанёс лак, сверху два смешанных слоя краски Оливковый светлый и немного смеси зеленого и песочного, на донышко "лёгкий голубой". Протёр лак для облезания краски. Подвёл кисточкой сколы, пролил прошивку. Под конец масло, немного пигментов. Перед тем как залить последний слой матового лака, защитил места облезания для металла жижей Drawing gum, для того чтобы на металле остался блеск. Собственно последнее, это покраска сопла снаружи, несколько слоёв, сталь, что то похожее на сталь, титан золотистый, тёмный металл black metal Burzum , и разносол для выхлопа плюс масло.
МиГ-21 в Египте и Сирии
О пользе правильной навигации и мощном двигателе. Про заплутавший МиГ-21 капитана Зиновьева | В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35). •. |
Конструкция МиГ-21 | Реактивный истребитель МиГ-21ПФС из коллекции Краснодарского Парка Победы. |
АВИАЦИОННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ | В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35). •. |
«Летающий Калашников». Советская крылатая легенда: МИГ-21
Реестр: Микоян-Гуревич МиГ-21 ✈ ✈ наша авиация | МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя. |
МиГ-21Р - самолет-разведчик | Всего до 1984 года МНР было поставлено 40 истребителей МиГ-21ПФ/ПФМ и четыре МиГ-21УМ, что позволило снять с вооружения самолеты МиГ-17Ф. |
Реестр: Микоян-Гуревич МиГ-21 ✈ ✈ наша авиация | С самолета МиГ-21 ПФМ источником переменного тока напряжением 115 В являлся генератор СГО-8. |
Винницкий музей авиации - МиГ-21ПФМ: vokinburt — LiveJournal | MiG-21 Несомненно, МиГ-21 является наиболее выдающимся советским истребителем второго поколения, не имевшим себе равных в воздушных боях 1960-70-х годов. |
Почему советский МиГ-21 все еще производят, несмотря на почти 70 лет с начала выпуска | С самолета МиГ-21 ПФМ источником переменного тока напряжением 115 В являлся генератор СГО-8. |
Микоян,Гуревич МИГ-21ПФМ
Тип: МиГ-21ПФМ Место съемки: Кавказ, 70-е годы Фото: Владимир Пушкарев 40547. Истребитель МиГ-21 судя по фотографиям в сети, появился в конце 80-х годов. На смену своему предшественнику пришел МиГ-21 ПФМ с обновленным фонарем кабины и оснащенный современным оборудованием. Сетевое издание «Армейский стандарт»: главные новости дня, комментарии экспертов.