Верующие встречу Иосифа Сталина и Матроны Московской называют судьбоносной. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. На фоне этих событий совершенно фантастической выглядит история о встрече Матроны со Сталиным, будто бы состоявшейся осенью 1941 года.
Легенда о встрече Матроны Московской со Сталиным
А просто Сталин встретился с очень почитаемой в Москве старицей, к которой стоят длинные очереди из нуждающихся в помощи (очевидно, что прообразом была Матрона Московская), и та сказала, что икону нужно поднять на самолете в воздух и облететь столицу. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Как стало известно 28 ноября, икону, на которой изображена встреча блаженной Матроны Московской с Иосифом Сталиным, убрали из храма в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне. На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок. – Легенда о встрече Сталина с Матроной Московской – это лишь некие предлагаемые обстоятельства и некий фон фильма.
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма
Икону святой Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, находящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы, необходимо переписать. Блаженная Матрона Московская — одна из наиболее известных и почитаемых в современной России православных святых[1]. К ее мощам и к могиле каждый день идут тысячи паломников, ожидая своей очереди к святыне до 8 часов. Так уж получилось, что в этой истории переплелись одни из самых загадочных и противоречивых исторических персонажей XX столетия – Сталин и блаженная Матрона Московская.
Традиционный сюжет
- Икону св. Матроны в тбилисском храме перепишут из-за Сталина.
- Традиционный сюжет
- Матрона Московская и Сталин / Территория истории
- "Победа будет за тобой". Как святая Матрона благословляла Сталина
- Встреча Сталина с Матроной Московской: что старица предсказала «вождю народов»
- В Грузии призвали переписать икону Матроны Московской со Сталиным | Аргументы и Факты
Матрона Московская: тайна встречи со Сталиным осенью 1941 года
Однако Синодальная комиссия по канонизации, детально изучив имеющиеся источники и свидетельства, отклонила эту версию жизнеописания святой. По поручению комиссии был составлен канонический текст жития блаженной Матроны, откуда были убраны исторически недостоверные и богословски искаженные сведения, включая эпизод встречи с Иосифом Сталиным. Сталин никогда не встречался с митрополитом Гор Ливанских Илией Карамом , хотя эта встреча могла состояться в ноябре 1947 года. Тогда митрополит Илия приезжал в СССР в качестве представителя Антиохийского Патриархата и вел переговоры с патриархом Алексием Первым и советским руководством по поводу Всеправославного совещания, которое в итоге состоялось в июле 1948 года. Однако, несмотря на просьбы митрополита, в личном приеме у И. Сталина ему отказали.
Присутствие Сталина на иконе вызвало в грузинском обществе оживленную реакцию.
Позже гражданская активистка Ната Перадзе опубликовала в соцсети кадры с иконой, испачканной синей краской. МВД Грузии возбудило дело по статье о хулиганстве Кодекса административных правонарушений. В среду группа радикально настроенных граждан попыталась ворваться в дом, где проживает Перадзе, однако полиция помешала им это сделать.
В вагоне был телефон — я первый проснулся, взял трубку, спросил: «В чем дело, почему нас не отправили? Таким образом подтвердились и исполнились слова Матушки, что он один из начальства не выйдет из Москвы Жданова 1993: 26—28. В этом тексте о встрече Матроны со Сталиным видны следы широкой общественной дискуссии второй половины 1980-х — начала 1990-х годов о роли Сталина в советской истории, в частности его личной ответственности за репрессии 1930-х годов и личного вклада в победу СССР во Второй мировой войне. В беседе с А. Бакулевым 1890—1967, из вятских крестьян, известный врач-хирург, удостоенный многих государственных наград, с 1941 по 1953 год главный хирург лечебно-санитарного управления Кремля Антонина предлагает типично фольклорное представление о добром царе, которого обманывают коварные чиновники Берия, Каганович[216]. Академик Бакулев и медсестра Антонина представляют в этом отрывке «интеллигентскую» и «народную» версии оценки советской истории 1930—1950-х годов. Им удается прийти к компромиссному решению: осудить Сталина за репрессии, но оправдать за то, что он «не покинул Москву» и выиграл войну.
Правда, эта дискуссия о Сталине факультативна для основной цели вставки с рассказом о беседах с Бакулевым; она нужна автору прежде всего для того, чтобы документально, со ссылкой на авторитетный источник, подтвердить прозорливость Матроны: сказала, что он не покинет Москву, и так оно и случилось. В него вошли истории о коллективизации и раскулачивании, о помощи Матроны в продаже коровы, которую ведут из Тульской области продавать в Москву, и т. Все эти истории рассказывают об ошибках, которые можно исправить, обратившись к вышестоящему начальству и заручившись поддержкой Матроны. При этом помощь Матроны осуществляется не через ее вмешательство в решения «начальства», а через чудесное обеспечение доступа к нему. Например, девушке Шуре обращение к Матроне помогает обойти огромную очередь к Калинину: «Неожиданно к ней подошла незнакомая женщина, сказала: «Пойдемте со мной, я вас другим ходом проведу». Провела кругом, поднялись они на 7-й этаж, и в кабинет Калинина. Он говорит: «Садитесь, что случилось у вас? Идите, не волнуйтесь». На другой день она уехала домой. Тетя Наташа ее встречает: «Шурка, где ты была-то?
Все нам отдали — корову, лошадь». Так они и жили единоличниками» Жданова 1993: 20—21. Иными словами, Матрона ведет себя как традиционная деревенская «знающая», которая может при помощи специальных молитв или заговоров обеспечить доступ к властям. Интересно, что в рассказах об арестах и несправедливом раскулачивании отсутствует какая-либо критика советского режима. Обратившая внимание на это обстоятельство Э. Кахла трактует его как призыв составителей жития к лояльности светским властям, приспособлению к существующему порядку Kahla 2007: 97—98. Однако важно понимать, что житие написано после падения советской системы, и у агиографов не было причин эту систему оправдывать. Думается, для объяснения эта особенность текста дает возможность делать выводы не о политической позиции агиографов, а о модусе их религиозной креативности. Здесь мы имеем дело с попыткой вывести новую формулу святости. Святость Матроны и других советских стариц заключается не в борьбе с властями, а в принятии новых условий существования православной веры.
Но это другой случай, Сталин здесь изображен не в негативном контексте». Тогда жительница Тбилиси Ната Перадзе облила эту икону краской и разместила трехсекундное видео об этом в своем блоге, после чего ей стали угрожать смертью. Свой поступок она объяснила в интервью американскому изданию тем, что изображение Сталина в церкви — это «оружие влияния»: «Я уверена, что это русский след. Сталин убил всю мою семью, он насаждал террор и страх, он не был героем». Тбилисская полиция возбудила по этому поводу дело о мелком хулиганстве, а активистке, которая опубликовали видео с залитой иконой начали поступать нешуточные угрозы. Более того, представители правящей пророссийской партии «Грузинская мечта» назвали порчу иконы «антихристианским, антицерковным и провокационным актом». Председатель юридического комитета парламента Грузии заявил, что «Грузинская мечта» планирует ввести более строгие наказания за «оскорбление религиозных зданий и объектов», чтобы «предотвратить оскорбления в отношении… церквей».
Легенда о встрече Матроны Московской со Сталиным
Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма. Как пишет в статье «Политические персонажи в современной агиографии» Ж. Кормина, в современной церковной среде наметилась тенденция рассматривать Сталина как «хорошего» православного правителя. Предполагалось, что Сталин, в юности учившийся в православной духовной семинарии, в годы войны обратился к вере, пытался искупить вину «за отступление от Бога» и замолить многочисленные грехи. Однако большинство представителей РПЦ высказались о неоднозначной иконе крайне негативно. Руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси В.
Вигилянский назвал разговоры о сталинской «святости» кощунством и глумлением над жертвами репрессий. Священник напомнил о почти стопроцентном истреблении духовенства во время правления Сталина. Игумена Евстафия обвинили в сектантстве и назвали «церковным экстремистом», напомнив, что изображать какой-либо образ на иконе и почитать его в церкви можно лишь после официальной канонизации. Что уж говорить о Сталине — палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику святых. Неподтвержденная встреча Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и святой Матроны не подтвержден.
По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами. Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: Москву не сдавай, думай-думай, а как придёт Александр Невский, так всех за собой и поведёт... Всё наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюёт.
Помогут тебе рассеять тучи сатанинские». В этом тексте Сталин предстаёт эпическим героем, под стать святым Дмитрию Донскому и Александру Невскому. Блаженная постукивает диктатора по лбу, что должно, по мнению автора, отвечать представлениям народа о старцах юродского поведения. Предсказание победы красного петуха — сюжет, типичный для крестьянского фольклора, как, например, такой: «Во время войны в Луганске бабка по Библии читала, што красный петух белово победит: красный петух — мы, а белый — немец». Эти фольклорные петухи и стали основой сюжета для иконы как «Матрона Сталина благословляла». Официальное отношение Церкви к нему высказывал иеромонах Иов Гумеров , который еще в 1997-м начинал готовить материалы к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина.
Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой её смерти», — уверен священник. И действительно, сюжет о встрече святой со Сталиным не вошёл в официальный вариант жития Матроны, изданный к её канонизации. Тогда, выходит, Церковь не может контролировать деятельность собственных издательств? Чрезвычайная популярность великой старицы порождает высокий спрос на книги о ней, а благословение церковного иерарха служит лишь виньеткой, полиграфическим украшением. Между прочим, пик скандала вокруг игумена из Стрельни пришелся на последние недели интернет-голосования «Имя России. Исторический выбор 2008» — масштабной пиар-акции Кремля с непредсказуемыми для политиков но, конечно, не для компьютерщиков результатами. Из 50-ц исторических деятелей России надо было выбрать троих.
Сталин занял третье место, от победителя, князя Александра Невского, советского вождя, по официальным данным, отделяло меньше одного процента… — Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу — страшная болезнь нашего времени, — сетовал иеромонах Иов Гумеров , духовник Сретенского монастыря. Слепая провидица Все жизнеописания блаженной основываются на воспоминаниях Зинаиды Владимировны Ждановой, дочери односельчанки Матроны. Ещё в юности мать Ждановой заняла место кухарки в доме состоятельной московской семьи и вышла замуж за сына главы этого семейства. В этом доме точнее, в одной из комнат, не отобранной коммунистами в Староконюшенном переулке близ Арбата прожила слепая и обезноженная старица Матрона с 1941 по 1949 год. Иеромонах Иов Гумеров бывал в этом двухэтажном домике на Арбате, не раз лично беседовал с Зинаидой Ждановой, кое-что уточняя и проверяя подлинность некоторых эпизодов из жизни Матроны. Весной 1998 года останки блаженной старицы были перенесены с Даниловского кладбища в Покровский монастырь. Ровно через год патриарх Алексий II с амвона огласил акт о причислении к лику праведных для местного в Москве и Московской епархии церковного почитания старицу Матрону Московскую. Память великой старицы установлено было совершать в день её преставления — 19 апреля 2 мая.
Осенью 2004 года, по определению архиерейского собора РПЦ, святая праведная блаженная Матрона Московская была прославлена для общецерковного почитания. В официальном церковном житии святой указывается, что Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда ныне Кимовского района Тульской губернии в крестьянской семье. В двадцати километрах отсюда расположено знаменитое Куликово поле. Матрона, как утверждается в документе, была младшей среди четверых детей — Ивана, Михаила и Марии. Девочка родилась незрячей, и слепота её была особой: у неё отсутствовали сами глазные яблоки. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казённый счёт или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон…» Из-за своей слепоты Матрона почти не выходила из дома. Но уже в раннем детстве, около семи лет, у неё обнаружился дар духовного предвидения, слух о котором быстро распространился по окрестным сёлам.
Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Матрона предсказывала грядущую кровавую революцию в России. Она говорила, что обезумевшие богоборцы будут грабить, разорять храмы, жестоко гнать верующих. В 17-летнем возрасте у слепой девушки вдруг отнялись ноги. После революции её родные братья Михаил и Иван записались в коммунисты. Михаил участвовал в «раскулачивании» и насильственной коллективизации. Сестра, известная на всю округу прозорливица и «ярая церковница», компрометировала братьев в глазах новой власти, и в 1925 году Матрона перебралась в Москву. В столице она останется до самой смерти. Жила Божией помощью: без прописки, на разных квартирах, которые приходилось часто менять из-за опасения репрессий со стороны властей.
Тем не менее, верующая столица знала о ней, иногда до сорока человек в день приходили к святой блаженной Матроне. Его заинтриговало то, что дата рождения блаженной старицы Матроны Московской указывается по-разному в различных биографических источниках. Например, на сайте Православие. Несколько лет Валерий Бибиков вместе с тульским генеалогом Геннадием Зайцевым проводили собственное исследование родословия святой. Начальная информация для поиска была очень скудной.
Официальным поводом для их появления были отсутствие прописки и нарушение паспортного режима — по тем временам проступки достаточно серьезные. Но неужели нельзя было оставить в покое калеку, постоянно нуждающуюся в посторонней помощи? Вероятно, на Матрону писали доносы, обвиняя в «религиозной пропаганде». Если в 1920-е годы особых гонений на Церковь еще не было, то в 1930-е стали закручивать гайки, религию объявили «опиумом для народа».
Матронушка же не пропагандировала социализм и коммунизм, а призывала обращаться к Богу, то есть в какой-то степени конкурировала с действующей властью. Неудивительно, что «органы» сочли ее идеологически опасной. Почему Матрону не арестовали? Между тем Матрона всегда заранее знала, когда ждать нежелательных гостей и обычно успевала переехать, иногда всего за несколько часов до появления милиции. Однажды он почувствовал, что тетя зовет его к себе духом — словно весточку мысленно посылает из Москвы. И приехал в Москву, не зная еще, в чем дело. Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят ее арестовать, а она накануне уезжает». Единственный случай, когда милиция застала Матрону дома, закончился очень странно.
А слепая от тебя никуда не денется.
Общаясь с больными и скорбящими, Матрона гладила их по голове, крестила, произносила ободряющие слова. Порой она шутила с ними, порой строго наставляла. Некоторым давала пить освященную ею воду. По ночам Матрона клала поклоны и молилась.
Видимо, это помогало ей нести свой крест служения людям — ведь принимать каждый день десятки человек было настоящим подвигом. Не стоит забывать, что Матрона считалась блаженной. Действительно, в ее словах и поведении просматривались некоторые черты юродства. Например, она называла женщин из своего окружения мужскими именами — Ванька, Петька, Семка, иногда произносила странные фразы… Когда ее спрашивали, как спастись, она могла ответить — «Цепляйтесь все за мою пяточку - и спасетесь». Скончалась Матрона 2 мая 1952 года.
О предстоящей кончине заговорила за три дня до нее, и наказала, чтобы все страждущие продолжали приходить за помощью на ее могилу. В России Матрона оказалась настолько популярна, что, в отличие от многих других святых, ее канонизировали менее чем полвека спустя после смерти — в 1999 году. Матрона и Сталин В московском храме Святого Николая есть икона с эпизодами жития Матроны, работы одного из иконописцев Покровского монастыря. На одном из них святая изображена рядом со Сталиным.
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?
Сталин в 1941 году посетил Матрону, чтобы узнать, чем закончится война, и нужно ли ему покидать столицу. Как и в каждой легенде, так и в этой может быть доля истины. Сталин действительно не покинул Москву, как это сделали остальные члены правительства. Встреча также могла быть на самом деле. Вот только свидетелей трудно найти, потому что Матрона не имела одного место жительства, скитаясь по подвалам и коммунальным квартирам.
В «Житие и чудеса» записаны слова Матроны, которые она сказала, когда к ней приехал И. По одной из версий она легонько постучала кулачком по лбу, и сказала, что ему нужно собраться, потому что «красный петух» победит. Потом благословила, и напомнила, что не нужно также сбрасывать со счетов «войско небесное».
Икона «Матрона и Сталин» Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина Вроде бы все складно, но нет ни единой записи от людей, которые могли бы находиться в той немалой очереди к Матроне, а если бы подобное действительно происходило, то кто-то где-то когда-то рассказал бы об этом и сделал бы представленное событие достоянием общественности. Точно так же нет ни единого воспоминания об этом из ближайшего окружения Сталина, например, исходящего от его охранника. Исходя из этого, можно сделать вывод, что встреча Сталина с Матроной Московской — миф. Ни одного подтверждения нет, ни одного свидетеля нет, скорее всего, это попросту городская легенда, одна из многих, окружающих личности и Иосифа Виссарионовича, и блаженной. Понятно, что после изложенного выше вопрос этот теряет актуальность, однако, легенда есть легенда — затрагивает она и этот «аспект».
Итак, согласно распространенным мифам, Матрона Московская: предсказала победу «Красного петуха»; сообщила, что Москва не сдастся врагу; сказала, что нужно облететь столицу на самолете с образом Казанской Божьей Матери; уверила Сталина, что тому следует восстановить несколько православных храмов и монастырей. Собственно, все случилось именно так — вскоре после легендарного визита икону Божьей Матери действительно «обвезли» на самолете вокруг Москвы, немец покатился от столицы, а уже к 1943 году по личному указанию Сталина было восстановлено несколько храмов. Но не нужно воспринимать эту информацию, как подтверждение реальности встречи Вождя с Матроной. Если верить мифу, то содержание той беседы не было известно вообще никому, даже сталинским телохранителям, которые остались на улице, ожидая своего «патрона», а сам глава государства, разумеется, никогда и ни с кем эту тему не обсуждал.
Несмотря на то, что нимбом на иконе наделена только старица, генеральный секретарь в привычной шинели выглядит весьма одухотворенно. Игумен Евстафий для комментариев был недоступен. Ранее он заявлял, что Иосифа Сталина он почитает "как своего отца". Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце".
Игумен рассказал, что поминает Сталина на всех службах, где это уместно.
А мы этого не понимаем... Может быть, и воцерковленным. Может быть, даже и монашествующим Впрочем, одно только одобрительное мнение матушки Матроны о Сталине делает совершенно излишним всякое заступничество за него, исключает необходимость искать примеры, подтверждающие его праведность, его истинную христианскую духовность. Поручительство одной из крупнейших Русских Святых говорит само за себя.
По слухам Иосиф Сталин и матушка Матрона встречались. Это якобы произошло в 1941 году. Вскоре после начала Войны. Как-то, уже в наше время, на могилку к матушке Матроне на Даниловском кладбище пришла старушка, с давних пор знавшая Блаженную, и рассказала такую историю: во время Войны ее сын состоял в кремлевском обслуживающем персонале. Случалось ему изредка и попадаться на глаза советским небожителям, в том числе самому Сталину.
И вот однажды он набрался смелости и обратился к любимому вождю. Он сказал ему, что в Москве, неподалеку от Кремля, на Арбате, живет редкостная провидица, настоящая Святая, предсказавшая многим самые невероятные события, впоследствии действительно случившиеся. И если товарищ Сталин хочет узнать что-либо о судьбах Отечества, то Старица непременно его примет и верно скажет, что ждет Россию. Сталин заинтересовался. Расспросил подробнее работника о Матроне, велел помощникам записать адрес.
А вскоре и явился к ней в Староконюшенный собственной персоной. Долго ли, коротко ли они разговаривали - не известно.
«Встречался ли Сталин с Матроной Московской? Версии за и против»
Как написали два дня назад «Новые Известия», появление в этом храме иконы русской православной святой Матроны Московской, благословляющей Сталина, вызвало бурю общественного возмущения. В 1925 году Матрона перебралась из Себено в Москву, где жила по квартирам у разных знакомых без прописки. Патриархия Грузии призвала 11 января местных политиков, принесших в дар собору в Тбилиси икону Матроны Московской, на которой есть изображение Сталина, переписать ее, иначе грузинская церковь пообещала привлечь для этого своих мастеров. Блаженная Матрона Московская — одна из наиболее известных и почитаемых в современной России православных святых[1]. К ее мощам и к могиле каждый день идут тысячи паломников, ожидая своей очереди к святыне до 8 часов. Выставивший в церкви святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне (близ Петербурга) икону блаженной Матроны с изображением Сталина игумен Евстафий подал в отставку с поста настоятеля храма, пишет газета "КоммерсантЪ".