Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему. Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией.
29. Композиция выступления
Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. Он обязан разбираться в видах публичной речи и ее особенностях, уметь выстраивать композицию и использовать известные приемы. Как использовать композицию речи в публичных выступлениях Композиция речи — это один из главных элементов успешного выступления.
Русский язык. 11 класс
Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца. Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя необычные заголовки, иллюстративный материал и различные способы навигации заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр. Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность. Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с.
Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации. Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ.
Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение. Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра. Информационный текст в общей структуре издания.
Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом. Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с.
Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации. Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя. Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии.
Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала. Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи. Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу. Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор.
От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото. Другим ведущим критерием, ориентирующим пользователя в информации электронных изданий, является распределение их по тематическим рубрикам, обычно не отличающимся от рубрик печатных СМИ, например: в Spiegel Online: Politik, Wirtschaft, Panorama, Sport, Kultur u. Названия можно увидеть сразу на верхней горизонтальной панели. Кроме того, после основных новостей на домашней странице еще раз следуют названия рубрик и соответствующие начальные блоки.
Тематически рубрики могут пересекаться, поэтому один и тот же начальный блок может оказаться на разных тематических страницах в окружении различных материалов.
А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. Оратор должен ориентироваться на возраст, пол и род деятельности своих слушателей.
Но в любом случае рекомендуется придерживаться нескольких принципов композиции: последовательность; органическое единство; экономия. Все последующие части текста должны вытекать из предыдущих. А наращивать убедительность нужно постепенно, чтобы слушателю было интересно.
Правильно сконструированный материал поможет оратору добиться своей цели, ведь выступление должно донести что-то важное до аудитории. И при этом текст лучше сделать лаконичным. Так оратор сможет кратко и доступно изложить свои мысли и добиться отдачи от слушателей.
Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов. Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции. Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой.
Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная. Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории.
Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях.
Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра».
Рассмотрены этапы планирования и написания черновика, методы сбора материала, правила формулирования темы и ключевого тезиса, а также способы совершенствования структуры, стиля, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации письменного текста. Подробно представлены наиболее распространенные стратегии письменного изложения: описание, повествование, описание процесса, иллюстрация, сравнение, причина и следствие, аргументация. Уделено внимание деловой корреспонденции, структуре и лингвистическим особенностям официальных писем.
Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация; 2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает; 3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, то есть от общей посылки к аргументам.
Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу. Методы изложения материала [38]: 1. Исторический метод экспликации информации, т. Часто этот метод называют хронологическим; 2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам; 3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу; 4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный; 5. Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы.
29. Композиция выступления
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения. Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Учебное пособие без грифа. Аннотация Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Рассмотрены этапы планирования и написания черновика, методы сбора материала, правила формулирования темы и ключевого тезиса, а также способы совершенствования структуры, стиля, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации письменного текста.
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: - цитата;.
Оратор — Тот, кто произносит речь. Тот, кто обладает ораторским даром, красноречием. Дискуссия — публичное групповое обсуждение вопроса, проблемы. Тезис — Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. Основная и дополнительная литература. Основная литература: Власенков А. Русский язык. Власенков, Л. Юфа — Манн, Иванов и Фербер, 2017 - 264 с. От Сократа до Джобса. Терешиной — Эксмо, 2014 - 384 с. Культура речи. Петрякова, — М. Русская риторика и культура речи: учеб. Голуб, В. Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Закон тождества — всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна неизменна самой себе, то есть иметь устойчивое основание. Закон непротиворечия — два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них. Закон достаточного основания — всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной. Закон исключенного третьего — утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
8. Композиция речи.
Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.
Этого не следует делать.
Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15. Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале. Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения. Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова. Указанный подход к составлению лида выгоден еще по одной причине. Однако соблюдение этого правила, хотя и выделяет главный факт, зачастую препятствует его пониманию. Так же удобно излагать материал и рерайтеру.
Предлагаемый нами метод существенно упрощает задачу рерайтера. Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт. Новостные факты можно будет размещать так, как сочтет нужным составитель материала. При этом порядок новостных фактов в лиде-анонсе совсем не обязательно должен совпадать с их порядком в корпусе. Читатель, со своей стороны, если ему не нужна сопутствующая информация например, ему известна предыстория , сможет сразу пройти по гиперссылке к интересующему его факту. Нередко высказывается мнение, что для возможности соблюдения принципа «перевернутой пирамиды» необходимо, чтобы сообщение было соответствующего жанра например, заметка. И в том и в другом случае место расположения главной новости мало зависит от автора материала. Считается, что даже близкий по функциям жанр статьи не годится для составления новостного сообщения.
И это закономерно, поскольку именно данный жанр является наиболее привычным и удобным как для передачи, так и для восприятия новостной информации. Высказанные нами предложения по формированию хедлайна и лида позволяют быстро приводить практически любой новостной материал к требуемой композиции. Библиография Лащук О.
Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело.
Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.
Этого не следует делать. Каким же должно бьггь заключение.
Плавные переходы от одного раздела к другому, логика — приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор. Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства. Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением.
Правила составления композиции Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений , призванных повысить восприятие материала слушателями. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе — обзор обстановки по всей стране. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту. Другими словами — сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными. В центре излагаемой речи находится цель доклада.
Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы. Ступенчатое изложение.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Александров, В. Спасович, С. Андреевский и др.
Последовательность событий Если новостная заметка описывает последовательность событий, важно представить их в хронологическом порядке. Начните с самого раннего события и продолжайте до последнего. Это поможет читателю лучше понять развитие событий и их взаимосвязь. Все эти принципы помогают создать логическую и последовательную структуру новостной заметки, делая ее более понятной и удобной для чтения. Примеры хорошей композиции новостной заметки Хорошая композиция новостной заметки играет важную роль в привлечении внимания читателя и передаче информации. Основная часть: По предварительным данным, пожар начался в одном из жилых домов и быстро распространился на соседние здания. Пожарные бригады прибыли на место происшествия в течение нескольких минут и начали борьбу с огнем. Однако, из-за сильного ветра и отсутствия гидрантов в районе, огонь быстро распространился на соседние здания. В результате пожара, несколько человек погибли, а десятки жильцов были эвакуированы. Развитие событий: Пожарные бригады продолжают борьбу с огнем и пытаются предотвратить его распространение на другие здания. Местные власти организовали временное убежище для эвакуированных жителей и предоставили им необходимую помощь. Полиция начала расследование причин пожара. Заключение: Пожар в центре города вызвал панику среди жителей и привел к серьезным последствиям. Власти обещают провести тщательное расследование и найти виновных в этом происшествии. Кроме того, на фестивале будут представлены различные жанры музыки, включая рок, поп, инди и электронную музыку. Развитие событий: Организаторы обещают уникальные выступления и незабываемую атмосферу на фестивале.
Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация; 2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает; 3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, то есть от общей посылки к аргументам. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу. Методы изложения материала [38]: 1. Исторический метод экспликации информации, т. Часто этот метод называют хронологическим; 2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам; 3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу; 4.
В речи должен присутствовать оптимальный набор обязательных и факультативных частей отступлений, связанных с обстоятельствами речи, с установлением контакта с аудиторией. Этим искусством в полной мере владели ораторы прошлого, в том числе и выдающиеся русские судебные ораторы второй половины XX века П. Александров, В. Спасович, С.
Читайте также
- Композиция речи (ОКК).doc
- Композиция публичного выступления
- Файлы в этом документе
- Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Вступление: начало речи
- Как правильно составить композицию
- Композиция выступления
- Файлы в этом документе
- Композиция публичной речи - презентация онлайн