Новости кгб история

КГБ Белоруссии заявило о готовящих теракты польских «хоругвях» В КГБ утверждают, что подконтрольные спецслужбам Польши группы намерены захватить объекты на территории. Прекративший свое существование КГБ СССР был в определенной степени "Левиафаном", включавшим в себя самые разные направления деятельности: от наблюдения за диссидентами. Наш текст посвящен упадку безопасности, соучастию КГБ в разгроме СССР. Наш текст посвящен упадку безопасности, соучастию КГБ в разгроме СССР.

4 самых загадочных случая из секретных архивов КГБ

ядерный шпионаж и двойные агенты. о том, какие уроки нужно вынести России из истории с убийством сотрудника КГБ в Белоруссии. Шаблон:Redirect Комитет государственной безопасности СССР (КГБ) — одно из названий государственного органа, выполнявшего задачи по защите государства СССР от внутренних и. В 1980 сотрудники КГБ искали способ, который помог бы им украсть американские военные секреты посредством двух относительно новых предшественников интернета Арпанет и Милнет. Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева. 3 декабря 1991 г., КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен.

Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР

Еще 554 партийных и советских работника заняли освободившиеся руководящие посты в региональных подразделениях КГБ. В результате проверок, которые устроило КГБ, было уволено несколько сотен милиционеров. Сотрудники КГБ задержали офицера запаса, который работал на спецслужбы Украины Николай Воропай. В годы Великой Отечественной войны будущий председатель КГБ СССР воевал под Сталинградом, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра. Евгений Додолев делится со зрителями личной историей, как он попался на уловки отставного генерала КГБ СССР Олега Калугина, который искусно манипулировал журналистом.

Историк спецслужб рассказал о создании КГБ и его достижениях

В КГБ Белоруссии рассказали о попытках Запада подорвать отношения республики с Россией. Смотрите на телеканале "ТВ Центр" документальный цикл "Следствие ведёт КГБ". Главная > История карательных органов СССР > Основные вехи развития органов государственной безопасности > КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете.

КГБ СССР: история создания, задачи и операции

Руководство КПСС использовало органы КГБ СССР для борьбы с проявлениями инакомыслия. сказала Шеметавец. Об истории отечественных органов госбезопасности — в фотогалерее «Ъ».

История возникновения и развития КГБ

Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова... Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения.

Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС».

И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало. Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны.

Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза.

Историки называют спецслужбу одной из наиболее эффективных в мире. Однако эксперты отмечают, что, несмотря на всё могущество КГБ, организации, которая была призвана защищать интересы страны, не удалось предотвратить распад СССР. Аналитики считают это главной загадкой советской эпохи. Большевики опасались актов массового саботажа со стороны своих идеологических противников. Возглавил её Феликс Дзержинский. Также по теме «Без неё армия беззащитна»: как создавалась военная контрразведка России 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии были организованы отделения по борьбе со шпионажем... В составе ВЧК вскоре появились территориальные подразделения и органы военной контрразведки. Кроме того, комиссия выполняла разведывательные задачи за рубежом.

В его обязанности входила борьба с разведывательным проникновением в СССР иностранных спецслужб, контрреволюцией, терроризмом и диверсиями, а также внешняя разведка и охрана государственной тайны. В апреле 1943-го НКГБ воссоздали снова. В 1946 году на его базе образовали Министерство государственной безопасности, которому постепенно были переданы основные силовые подразделения МВД — милиция, внутренние и пограничные войска. Начало пути После ареста и казни Берии новое союзное руководство решило не концентрировать слишком много силовых полномочий в рамках одного ведомства, поэтому из состава МВД были выделены «чекистские» управления. В рядах органов госбезопасности начались массовые чистки. Всего за несколько лет кадровый состав КГБ сократился более чем наполовину. Были уволены около 18 тыс. Ещё несколько тысяч офицеров перевели на должности гражданских служащих. Он заявил, что планирует переориентировать комитет на международные вопросы, а внутренние отодвинет «на десятый план».

При нём продолжилось упрощение структуры КГБ и было утверждено положение, регламентировавшее все основные моменты в работе комитета вплоть до 1991 года.

Владимир Калач назначен на пост заместителя председателя КГБ. В конце 2016 года КГБ получил информацию, что управляющая Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Людмила Бачило намеревается получить взятку от представителя коммерческой структуры за содействие в признании победителем аукциона по закупке оборудования для нужд фонда.

И в 9:40 авиадиспетчер «Белаэронавигации» принимает от командира Boeing 737 сообщение о звуках стрельбы на борту и попытках неизвестных проникнуть в кабину пилотов. После этого связь с самолетом прерывается, командир судна не отвечает...

Конечно, с ними можно соединиться по ВЧ. Телефонистка, состоящая на службе в недавно образованном Комитете правительственной связи при президенте, обязательно отыщет нужного абонента. У аппаратов ВЧ-связи мощная мембрана — услышать-то они его услышат. Но речь идет о высшей тайне государства. Даже этому телефону доверить ее никак нельзя. И ждать возвращения начальников в Москву тоже нельзя.

На письменном столе генерала Иваненко лежала записка с грифом «Совершенно секретно», требовавшая принятия немедленных мер. Выходит, решение принимать ему самому? Новость, долетевшая из Вискулей, была настолько ошеломляющей, что немногие задумались в ту минут над тем, что жизнь стала опаснее. На мировой арене появились сразу четыре ядерные державы. И каждая с богатым арсеналом. Скажем, глава независимого Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев оказался обладателем 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков. Арсенал только что возникшего на политической карте самостоятельного Казахстана превышал ядерные вооружения Англии, Франции или Китая. Что станет с этими ракетами?

Не захотят ли, скажем, руководители новых стран с кем-то поделиться ядерным богатством? Решить бюджетные проблемы, поправить платежный баланс, наполнить кассу. Возникали кошмарные видения: ядерное оружие продают Ираку, Ирану или Ливии. Или оно прямиком попадает в руки террористов… Государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис доказывал, что Россия — единственная республика, которая может и должна стать правопреемником Советского Союза и всех его структур. И эта идея будет принята мировым сообществом. Российская дипломатия настаивала на том, чтобы Казахстан, Украина и Белоруссия сразу же заявили об отказе от ядерного статуса. Но три республики не спешили расставаться с внезапно обретенным богатством. Возникали разные — лестные для глав новых государств — идеи.

Скажем, такая: Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина совместно владеют ядерным оружием. Поскольку у руководителей всех четырех государств установлена специальная связь, то решение о применении оружия они принимают единогласно. Одним из первых о том, что Советской Союз перестал существовать, узнал руководитель российского ведомства государственной безопасности генерал Иваненко. Ему и пришлось заняться судьбой ядерного оружия, оставшегося за пределами России. Его подчиненные из подразделений, обеспечивавших безопасность ядерных объектов, обратились к физикам. И доложили генералу Иваненко: есть возможность сделать мир немного безопаснее — в кратчайший срок вывести из строя схемы управления ядерными зарядами, оказавшимися теперь вне российского контроля… Нужна санкция высшего руководства. Но именно в эти дни самого генерала Иваненко отрезали от президента России. Ему уже было известно, что Борис Николаевич принял решение ликвидировать госбезопасность как самостоятельное ведомство.

Генерала перестали соединять с президентом даже по телефону. Немыслимая ситуация: необходимо действовать, речь идет о безопасности страны, но глава государства недоступен. И все же надо как-то получить согласие Ельцина. Встреча нового года Накануне нового, 1991 года в традиционном обращении к советскому народу президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев предупреждал сограждан: — Будущий год особый. На него падает решение вопроса о судьбе нашего многонационального государства. Для всех нас, советских людей, нет более святого дела, чем сохранение и обновление Союза, в котором вольно и хорошо жилось бы всем народам. Народы страны жили вместе столетиями. Их объединяют ценности, накопленные за советские годы, связывает память о Победе в самой разрушительной войне.

Мы сейчас, может быть, как никогда остро чувствуем, что нельзя нам жить, отгородясь друг от друга. Да и выйти из кризиса, подняться на ноги, твердо пойти по дороге обновления мы сможем только сообща. Именно в Союзе, его сохранении и обновлении — ключ к решению огромных, судьбоносных задач, стоящих перед нами в 1991 году. Но все пойдет по-другому. Советский президент был самым информированным человеком в стране. Но никому не дано знать его будущее. Некоторых героев этой книги, в основном высших офицеров госбезопасности, я спрашивал, помнят ли они, как встречали первое января девяносто первого? Предполагали, что в новом году страну и их самих ждут невероятные перемены?

Генерал Виктор Валентинович Иваненко: — Встречал дома, с женой и с детьми. Кто-то из друзей заглянул в гости. Какими-то особыми событиями тот Новый год в памяти не отпечатался. Я конечно же не представлял, что произойдет в дальнейшем.

Сегодня, 101 год назад, родился легендарный шеф КГБ СССР

Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13].

Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия.

Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт.

И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г.

Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях.

По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты.

Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18]. Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире. При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада. В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах.

Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт. ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны». В нарушение всех международных норм британские дипломаты принимали активное участие в «воспитании» и руководстве деятельностью «диссидентов» в таких странах, как Чехословакия, ГДР и Польша. Чешский студент Ян Кавен, обучавшийся в Лондоне, организовал нелегальную засылку в Прагу 15 тонн разного рода литературы и инструкций. Для работы с «диссидентами» американскими и британскими спецслужбами специально создавались «независимые» организации, работавшие на ниве «расширения и углубления» международных контактов. Так, в середине 80-х бывший офицер ЦРУ Уолтер Реймонд по личной просьбе Рейгана возглавил «Национальный демократический фонд» НДФ , основной задачей которого и была поддержка «диссидентов» в странах советского блока».

Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр». Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы. В сентябре 1989 г. Очередной виток этой незримой, «холодной» войны был начат в декабре 1979 г. Уже 20 декабря 1979 г. Тогдашний президент США Рейган уже в начале января 1980 г. Первые операции по поставкам оружия оппозиции проводились британской МИ-6 уже 28 — 29 декабря 1979 г. При этом условием вовлеченности ЦРУ в развязывание войны в Афганистане, как и в поддержку оппозиции в Польше, Рейганом выдвигалось требование следовать «методу активного отрицания» собственного участия в противоправной, нелегальной деятельности в названных странах.

Неназванные авторами фильма офицеры ЦРУ подробно рассказывали зрителям о ходе операции, которой лично руководил директор ЦРУ Билл Кейси, согласный с мнением Рейгана о том, что «авторитет США надо защищать любой ценой». После серии забастовок, вспыхнувших весной 1980 г. Следствием этого стали массовые поставки оппозиции в Польше и Чехословакии ксероксов, компьютеров, принтеров, минитипографий для издания нелегальной прессы и даже средств радиосвязи. Бывший начальник 11 отдела польской контрразведки Александр Маковский заявлял создателям фильма, что уже к декабрю 1981 г. Для создания видимости «дистанцирования» от польской оппозиции ЦРУ использовало для своих акций прикрытие американских, прежде всего АФТ-КПП, европейских и британских профсоюзов. Помимо этого МИ-6 готовила «моджахедов»-инструкторов для партизанской войны в Афганистане на... ЦРУ регулярно получало отчеты МИ-6 о подготовке афганских боевиков, а также об операциях британской разведки в самом Афганистане. Но первоначальные неудачи в боевых действиях «моджахедов» потребовали увеличения «афганского бюджета ЦРУ», что и было произведено в 1984 году. При этом бывшие агенты откровенно говорили создателям документального сериала, что в планы ЦРУ не входило допустить возможность «мирного и достойного вывода Советских войск из Афганистана».

В принципе подобные откровения не содержат ничего нового. Но здесь важно другое: ЦРУ и его союзники по «холодной войне», отказавшись от «ложной скромности», открыто заявили о своей роли в сокрушении неугодных им режимов в суверенных государствах. Авторы фильма с гордостью констатировали, что «Запад выиграл идеологическую войну у Востока». А в СССР в мае 1982г. Новым председателем КГБ стал В. Федорчук, а в дальнейшем этот пост занимали В. Чебриков 1983 — 1988 и В. Крючков 1988 — 1991. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью подавляющей части населения.

Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, о том, что Ю. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некоторые неизвестные широкой аудитории факты биографии Андропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений. Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976г. Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисоветских центров, в которую, между прочим, входили два конгрессмена США и которая поставила перед «лидерами» советских «диссидентов» прямой вопрос о том, кто станет преемником Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС. И лишь на четвертый день объявили свой вердикт — Андропов! По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских «кремленологов». И действительно, в 1979 — 1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировался рост авторитета и популярности Андропова и высказывались предположения, что он не только является реальным конкурентом престарелому генсеку, но и может, при желании, конечно, сместить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках. Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил «от греха подальше» перевести Андропова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г.

Медведев, — сумел не толко быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части населения», при этом с его деятельностью на новом поприще связывали «разные и противоречивые надежды. Одни ждали быстрого наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисциплины»[19]. Об отношении населения к Андропову свидетельствует и следующий факт. В I квартале 1983г. В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания. Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки. То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств.

Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р. Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации.

Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных. Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес. Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу.

Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну... Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия... В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций.

В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5]. На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г.

В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что... Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам.

Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество. В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным». Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия.

В конце 1993 г. Однако Ельцин, хотя и не ликвидировал спецслужбу, все же не использовал ее в качестве опоры власти. КГБ фактически оказался за бортом процесса перераспределения активов в постсоветскую эпоху.

Именно они расхватали большую часть сырьевых ресурсов страны и других приватизируемых активов. Офицеры КГБ бессильно наблюдали, как олигархи баснословно обогащаются, при том, что им самим приходилось существовать на ничтожное жалование, которое к тому же порой задерживали. Некоторым сотрудникам КГБ удалось улучшить свое материальное положение - но только поступив на службу к олигархам. Их обширные и дорогостоящие службы безопасности укомплектовывались и управлялись бывшими офицерами Комитета. Так, глава Пятого управления занимавшегося диссидентами Филипп Бобков работал на медиамагната Владимира Гусинского. Офицеры низшего звена нанимались к российским богачам в телохранители так, Андрей Луговой, главный подозреваемый в убийстве Александра Литвиненко, одно время охранял олигарха Бориса Березовского, который сегодня, опасаясь ареста на родине, живет в Британии. Мы не отделяли себя от тех, кто остался в ФСБ. Мы делились с ними всем, и свою работу рассматривали просто как другую форму служения интересам государства. Этот момент настал в последний день 1999 г. Ближний круг По мнению нового главы государства, его первостепенной задачей было восстановить управление страной, укрепить политическую власть и нейтрализовать альтернативные источники влияния: олигархов, региональных губернаторов, СМИ, парламент, оппозиционные партии и неправительственные организации.

Бывшие коллеги по КГБ помогли ему добиться этой цели. Г-н Ходорковский - самый богатый человек в России - проявил больше упрямства. Несмотря на неоднократные предупреждения, он продолжал финансировать оппозиционные партии и НПО, и отказывался покинуть Россию. В 2003 г. ФСБ арестовала Ходорковского, и после показательного процесса он угодил в тюрьму. Чтобы разобраться с непокорными региональными губернаторами, Путин учредил институт полномочных представителей президента, обладающих соответствующими полномочиями по надзору и контролю за деятельностью глав субъектов федерации. Большинство людей, занимающих должности полпредов - ветераны КГБ. Губернаторы утратили контроль над региональными бюджетами и места в верхней палате российского парламента. А позднее и граждане лишились права избирать глав своих регионов. В нее входят двое заместителей главы Администрации президента: Игорь Сечин, официально контролирующий дело производство, но на деле занимающийся еще и экономическими вопросами, и Виктор Иванов, отвечающий за кадры Кремля и других госструктур.

Все они - уроженцы Санкт-Петербурга, и в свое время служили в разведке или контрразведке. Г-н Сечин - единственный из этой четверки, кто старается не распространяться о своей биографии. Тот факт, что двое из четырех наиболее влиятельных людей в стране занимают относительно скромные посты заместителей руководителя Администрации , и редко появляются на публике, не должен никого вводить в заблуждение. В конце концов в советские времена существовала практика, когда заместители, связанные с КГБ, имели больший вес, чем их непосредственные начальники. В любом случае, у каждого из этих ветеранов КГБ есть множество сторонников в других государственных структурах. Один из бывших заместителей г-на Патрушева тоже выходец из КГБ занимает пост министра внутренних дел, то есть контролирует полицию. Сергей Иванов и сегодня пользуется авторитетом в высших армейских кругах. Г-н Сечин имеет близкие родственные связи с министром юстиции. Генеральная прокуратура, которая в советские времена хотя бы номинально надзирала за деятельностью КГБ, теперь превратилась в его инструмент.

Суровый агент и хакер Бабуля спасают планету: в сети выходит сериал «Красный 5» В четверг, 22 февраля, в сети выходит комедийный сериал с участием Дениса Шведова и Романа Курцына. По сюжету тайные агенты КГБ должны спасти мир от преступников с суперспособностями, которые сбежали из секретной лаборатории.

Это случилось в 1977 году после появления в небе над Петрозаводском непонятного огромного объекта. В обязанности Синицына входило отслеживание публикаций в иностранной прессе, поэтому он принес Андропову перевод статьи из журнала «Штерн» о случае в Петрозаводске. Глава КГБ внимательно изучил материал, потом вынул из стола папку синего цвета и предложил Синицыну ознакомиться с ее содержимым. В этой папке находились рапорты офицеров контрразведки о встречах с НЛО. Андропов попросил отвезти все материалы председателю военно-промышленной комиссии СССР Кириленко, а тот в свою очередь оставил документы у себя. Через непродолжительное время по приказу Андропова была разработана программа обязывающая каждого военнослужащего докладывать обо всех случаях наблюдения НЛО. Наиболее интересные сведения попадали в «синюю папку». В 1991 году по запросу летчика-космонавта Павла Поповича, тогдашнего президента всесоюзной уфологической ассоциации, «синяя папка» была передана в ее распоряжение. Там находились 124 страницы печатного текста, рапорты, объяснительные записки, доклады, посвященные встречам с неопознанными объектами. Неопознанный объект над Петрозаводском К примеру, рапорты капитана Черникова, прапорщика Волошина и рядового Тишаева говорят о том, что НЛО представляет собой диск диаметром 4-5 метров с полусферой наверху. Он ярко светился, беззвучно передвигался, иногда опускаясь и зависая над землей. Также эти объекты испускали сигналы, напоминающие фотовспышку. Другие документы «синей папки» описывают контакт с НЛО, произошедший в 1984 году над Туркменией. Системой ПВО был замечен сферический объект, летевший вдоль побережья каспийского моря на высоте 2000 метров.

День в истории: 67 лет назад был создан КГБ

С 1924 года в ведение ГПУ вошли милиция и уголовный розыск. В 1934 году был создан Народный комиссариат внутренних дел НКВД , и его функции были снова расширены. В зону ответственности НКВД входил не только политический сыск, но и тюрьмы, внешняя разведка, охрана границ, контрразведка и даже регулирование дорожного движения. В 1937 году были созданы печально знаменитые «тройки» НКВД, имевшие право массово выносить приговоры на основании минимума протоколов. Спустя три года все комиссариаты были переименованы в министерства, а МГБ Министерство государственной безопасности возглавил Виктор Абакумов, который начал постепенно переводить функции МВД в свое ведомство. После смерти Сталина и разоблачения Берии в 1954-м был создан Комитет госбезопасности КГБ , сохранивший огромные полномочия, но потерявший статус министерства. Так партия пыталась отмежеваться от перспективы появления нового Берии.

Вскоре в городе начались беспорядки и насилие над русским населением. Националисты останавливали на улицах автобусы, грабили пассажиров, русских женщин выбрасывали на дорогу. Для решения вопроса из Москвы в Таджикистан была направлена оперативная группа, которую я возглавил. По прибытии мы сформировали группу из ветеранов-«афганцев» и сотрудников местного КГБ, которые взяли под охрану жилые районы, а ещё привлекли таджиков-добровольцев. Их мы посадили на «уазики», запустили в город и сказали, что если они увидят хулиганьё, то пусть действуют. И эти «охотники» вышвырнули националистов из Душанбе. Но тут надо подчеркнуть: сделать это удалось во многом благодаря тому, что сотрудники республиканского Управления КГБ сохранили верность присяге, а не стали сами переходить на сторону экстремистов. Ведь надо признать, что во многих республиканских управлениях КГБ находились националистические группы, которые откровенно вредили. Конфликт в Карабахе стал одной из первых «войн перестройки» — Выше вы сказали о том, что националисты Литвы получали информацию прямо из ЦК Компартии республики, теперь рассказываете про республиканские управления КГБ. Выходит, не только в высшей партийной среде, но и в госбезопасности многие только на словах были верны делу Ленина и заветам коммунизма, а на деле думали совершенно иначе? Отчего же так произошло? Где-то руководство органов власти и госбезопасности заразилось национализмом, где-то, как в Таджикистане, сработал фактор религии и восточного кумовства, а где-то ответственные лица проворовались уже выше крыши и боялись, что если об этом узнают в Москве, то их посадят. Потому оставалось одно — уходить из состава Союза. Тогда сотрудники госбезопасности СССР нашли в вагоне московского метро два снаряда. Было установлено, что их изготовили в Грузии. Вместе с группой товарищей я выехал в Грузию, чтобы отыскать террористов.

Депутат обращает наше внимание на то, что на карточке нет ничего, кроме его имени и адреса. При этом остается неясно, откуда появился указанный в документе псевдоним «Кривичев». Среди прочих в интернете появилась карточка латвийского писателя-фантаста Николая Гуданца. Он в картотеку попал неслучайно. Николай Гуданец, писатель: «Сегодня, когда все открылось, я чувствую себя дискомфортно. Я прошлого поправить не могу. Но я хотел бы сказать тем, кого, возможно, будут вербовать, — сто раз хорошенько подумайте. И не играйте с дьяволом. Просто отказывайтесь». Его первый контакт с сотрудником был случайным: конце 70-х в гостях у своего друга он познакомился с полковником КГБ. Гуданцу он запомнился как «дородный обаятельный дядька», который, как вспоминает писатель, за чашкой чая рассказывал ему антисоветские анекдоты. Описывая свои дальнейшие отношения с органами, Гуданец говорит, что в те годы Комитет уже работал в режиме социологического института — сотрудники выясняли, «кто чем дышит». Николай Гуданец, писатель: «Во всех отношениях — их интеллектуальная подготовка, их психологическая подготовка — я видел, что это достаточно заурядные люди. Возникло ощущение, что они чиновники, которые отрабатывают своих агентов и их донесения. И когда я писал и говорил, что все в порядке, не наблюдается никаких антисоветских действий в моем окружении, они меня спрашивали про какого-то человека.

Новости День в истории: 67 лет назад был создан КГБ 13. Он просуществовал в СССР с 1954 по 1991 годы. Идея о создании службы государственной безопасности появилась почти сразу после Октябрьской революции. И вот уже 20 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Но все сошлось к тому, что концентрировать слишком большое количество полномочий в одном ведомстве небезопасно, и 13 марта 1954 года генерал-полковник Иван Серов возглавил новый Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.

КГБ история становления и знаковые факты

Одна из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире — КГБ СССР: lsvsx — LiveJournal В белорусском КГБ заявили о задержании террористов, которые собирались организовать атаки в День Победы.
КГБ – последние новости операция "Фантом" КГБ, ЦРУ, СССР, США, Шпион, Перебежчик, Предательство, Военная история, Истории из жизни, 70-е, 80-е, Биография, Фотография.

Созданный ровно 70 лет назад КГБ до сих пор не дает покоя западным спецслужбам

Самой колоритной и своеобразной фигурой среди них был Сидней Рейли , который начале 1918 года был направлен в Россию в качестве резидента английской разведки. Агентура Рейли проникла во многие важные организации и учреждения Советской власти, в том числе и в ВЧК. Сам Рейли имел удостоверение на имя сотрудника этой организации и свободно разъезжал не только по Петрограду и Москве, но и по другим городам страны. Агенты Рейли были в Кремле, в Штабе Красной Армии, в результате чего он располагал многими секретными сведениями ее командования и Советского правительства. Более того, Рейли имел возможность прослушивать телефон самого Дзержинского. Подробнее об этом смотрите ТуТ. В мае 1919 года чекистам было передано их нынешнее здание, но переехать они смогли лишь в сентябре.

Дело в том, что бывшее здание страхового общества «Россия» , точнее, два отдельных здания, разделённые Малой Лубянкой, были не только административными, но и жилыми, и жильцы очень долго не хотели съезжать. Советские чекисты являлись в 20-е годы XX века самыми подготовленными сотрудниками, способными выполнять любые поставленные задачи. На счету чекистов сотни раскрытых заговоров, раскрытие агентурных сетей разведок западных стран. Благодаря кровавому террору криминальная преступность в Советской России за время существования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии практически была искоренена. Сотни бандитов, воров-домушников и карманников были либо пойманы и осуждены, либо арестованы и расстреляны на месте. ВЧК стала организацией, которая появилась в нужный момент и находилась на своем месте.

Роль и место чекистов в обеспечении безопасности государства Показав высокую эффективность по всем направлениям своей деятельность, ВЧК создала прекрасную почву и платформу для дальнейшей работы в этом направлении. Причина ликвидации чрезвычайной комиссии была в том, что в стране закончилась Гражданская война, необходимо было от военных действий переходить к мирному строительству. Необходимость в чрезвычайных мерах постепенно отпала. Работа спецслужб нуждалась в новой структуре и реорганизации, которая бы отвечала новым сложившимся общественным и социальным условиям. Однако ликвидация ВЧК не привела к исчезновению чекистов. Характер деятельности новой структуры несколько изменился, однако главные направления деятельности сохранились.

Сохранилась преемственность поколений. Сотрудники Управления получили новую форму, по сути, оставаясь такими же чекистами. Впервые к функциям борьбы с контрреволюционными элементами во всех формах в структуру Управления вошли специальные военизированные части, ставшие прообразом внутренних войск. Комплекс зданий страхового общества «Россия», куда в сентябре 1919 года переехал центральный аппарат ВЧК. К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием страхового общества «Россия» по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А. Лангмана и И.

Безруковастроится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданиемстрахового общества «Россия». Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма — на четыре. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Арестованных поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.

С этого времени чекисты стали полноценными сотрудникам службы госбезопасности. В отличие от ОГПУ новая структура занималась сугубо сыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью. В ведении чекистов находились система исполнения наказаний и пограничные войска. В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР. На НКГБ возлагались задачи: ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства; охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов». Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов.

Хотя, оценивая его с точки зрения сегодняшнего дня, можно сказать, что ничего секретного там на самом деле не было. Помимо этого Положения, органы КГБ руководствовались в работе Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о государственной границе и другими нормативными актами. На практике он действовал всего несколько месяцев, но был очень неплохим и сыграл бы, думаю, позитивную роль в истории, если бы действовал подольше. Это и раскрытие силами КГБ совместной операции британской Секретной разведывательной службы и американского ЦРУ под кодовым названием «Золото» по прокладке тоннеля к линиям связи советских войск и линиям связи ГДР.

Это была очень дорогая операция, но на Западе даже не подозревали, что в КГБ о ней знали уже с момента утверждения плана создания тоннеля. Ещё одна блестящая операция комитета — предотвращение реализации американского плана «Мангуст» по свержению правительства Фиделя Кастро на Кубе, а также контрразведывательное обеспечение переброски советских войск на остров. Тогда было задействовано свыше 140 судов и огромный контингент лиц, но утечки информации не произошло. Важную роль сыграл Комитет государственной безопасности в разрешении Карибского кризиса и в обеспечении последующей разрядки. Важную роль комитет играл при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, высокий профессионализм сотрудники КГБ проявили при освобождении советских заложников в Бейруте в 1985 году. Чтобы понять, какие люди становились предателями, достаточно сказать несколько слов о том, как они себя вели. Пеньковский говорил американцам: «Вы мне дайте миниатюрные ядерные заряды, я их установлю в Москве, где вы скажете. Когда вам будет надо, вы осуществите подрыв этих ядерных зарядов, нанеся ядерный удар по столице Советского Союза». А когда он почувствовал, что может быть арестован, то выставил для своих кураторов условный сигнал «ядерная опасность».

Говорят, что Пеньковский сообщил о размещении советских ракет на Кубе и этим предотвратил войну, но нет, он к этому отношения никакого не имел. Наоборот, он передал сведения о технических данных советских ракет, о разворачивании дивизиона, об обслуживании ракет на позициях, о режиме ожидания.

Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н. Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг. Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30].

И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек. Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32]. Берия Л.

Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г. Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34].

Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется.

Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г.

Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола. В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов. Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г.

Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных.

Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства. По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности.

Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания.

Последующие шаги и меры по ликвидации и искоренению последствий нарушений законности периода культа личности были выработаны после ХХ съезда КПСС 14—24 февраля 1956 г. Неожиданный для делегатов съезда доклад 25 февраля Н. Хрущева о культе личности И. Сталина расколол советское общество, а затем — и международное коммунистическое движение. Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показывает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувековому юбилею этого события [43]. В силу целого ряда обстоятельств, неизвестных сегодняшнему поколению наших молодых сограждан, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, начавший свою работу в Большом кремлевском дворце 14 февраля 1956 г. А между тем, на этом съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения.

В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами — миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере открыто руководствовались доктриной «Отбрасывания коммунизма». Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства. Например, что уже через месяц после окончания работы съезда, 27 марта 1956 г. Они, в частности, предусматривали сокращение под международным контролем армий СССР, США и КНР до 1 — 1,5 миллионов человек, Англии и Франции — до 650 тысяч военнослужащих, армий остальных стран — до 150 тысяч, а также прекращение испытаний ядерного оружия, уменьшение военных бюджетов. Но эта и иные мирные инициативы СССР, включая масштабное сокращение Вооруженных Сил в 1955-1960 годах, не были адекватно оценены ведущими зарубежными государствами. Что со всей очевидностью доказывает риторика сорокового президента США Р. Рейгана [44].

Ничуть не умаляя международного значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, впервые обнародованных на ХХ съезде КПСС, следует отметить, что наибольший интерес, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки, как в нашей стране, так и за рубежом, все же вызывали и вызывают поныне вопросы внутренней политики. Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Центрального разведывательного управления США Рей Клайн, «Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной» [45]. Отметим, что в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду критика культа личности Сталина и порождавших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н. Хрущев подчеркивал: — Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан. Центральный Комитет проверил так называемое «Ленинградское дело» и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры.

Установив несостоятельность «ленинградского дела», Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел». Сразу оговоримся, что здесь, как и в некоторых местах доклада о культе личности Сталина, Хрущев допускает неточности, поскольку не Берия являлся инициатором «ленинградского дела», а секретарь ЦК КПСС Г. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы. Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор. Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола.

Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам. Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран.

Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности». В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46]. Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада. Поспелова и А. В отчете о работе последнего за период с октября 1952 по 1 марта 1956 года отмечалось: «…В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность — без всяких оснований зачисляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пытались поставить органы госбезопасности над партией… КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД — МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов… установлено, что бывшее руководство Прокуратуры СССР т.

Сафонов и Главной военной прокуратуры Т. Васильев не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности — высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по политическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим делам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификаторами… Военная Коллегия Верховного Суда СССР… глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились неправедные приговоры… В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выносились заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внимание, дела рассматривались в течение 10 — 15 минут, свидетели не опрашивались…» [47]. Необходимо сразу подчеркнуть, что сам текст доклада Хрущева, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа Центрального комитета ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсомольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий. Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности на Запада приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Центрального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы: 4 июня 1956 г. Позднее в своей книге «Искусство разведки» в 1963 г.

Даллес писал: «Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной» [49]. Несмотря на то, что в Советском Союзе идентичность опубликованного текста подтверждена не была, он был помещен во многих зарубежных сборниках выступлений и интервью Н. Хрущева с пометкой «в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммунистических партий» [50]. Горькая и тяжелая правда доклада Хрущева была столь впечатляюща, что уже в 1988 и 1989 гг. Во избежание возможных сомнений и спекуляций по этому поводу, сразу отметим, что отрывки воспоминаний Хрущева идентичны их российскому изданию. Официально в нашей стране текст доклада Н. Сталина и его последствиях» был впервые опубликован лишь в марте 1989 г.

Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, активно использовались в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. Также сразу оговорюсь, что мне, естественно, известна получавшая некоторую популярность в нашей стране книга американского профессора Гровера Ферра Furr Grover «Антисталинская подлость», в 2006 году, в год пятидесятилетия ХХ съезда КПСС, изданная в Англии. В англоязычном варианте ее заглавие даже более категорично: «Хрущев лгал! Однако не следует легкомысленно воспринимать на веру его слова о том, что «из всех утверждений «закрытого доклада» партии, разоблачавших Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого» [51]. Но то, что можно объяснить и простить зарубежному автору, не может не удивлять у некоторых наших соотечественников. Немалая доля возражений и «разоблачений» Ферра касалась голословных обвинений Берии, тогда как реально к этим деяниям были причастны другие лица — Ягода, Ежов, Заковский, Абакумов и т. О нем в диктовавшихся в конце 60-х годов мемуарах Н. Хрущев говорил «Во всем, что касается личности Сталина, встречается и хорошее, правильное, и дикое, не укладывающееся ни в какие рамки.

Надо рассматривать все стороны этой сложной личности» [52] … На наш взгляд, следует также коснуться вопроса о мотивах выступления Хрущева, безусловно, лично причастного к репрессиям, с докладом о их разоблачении. О чем достаточно откровенно писал сам Хрущев: «…несмотря на то, что я довольно давно сомневался в справедливости обвинений в адрес многих «врагов народа», в целом у меня не возникало недоверия к Сталину.

Комитет государственной безопасности СССР считался одной из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире. И хотя идея создания структуры предусматривала совершенно иной расклад сил, КГБ стал самой, пожалуй, влиятельной спецслужбой Советского Союза, и самое главное — символом мощи послевоенного СССР. Чтобы понять, почему именно КГБ СССР сумел просуществовать дольше всех своих предшественников, нужно совершить короткий экскурс в историю советских политических спецслужб.

Ведь несмотря на то, что Комитет госбезопасности имел в своей структуре и органы внешней разведки знаменитое Первое главное управление , основной его задачей была контрразведка и охрана страны, так сказать, изнутри. А это, как ни крути, вопрос прежде всего политический. Именно этот день сейчас официально отмечается как День работника органов безопасности России, он и неофициально всегда был днём чекиста. Это еще одно пересечение. Наконец, есть пересечение и чисто структурное: Всероссийская чрезвычайная комиссия была органом при Совнаркоме, первом советском правительстве, и точно так же КГБ существовал при Совете министров СССР.

Это положение резко поменялось после 1922 года, когда в связи с ликвидацией ВЧК чекисты перешли во вновь созданную структуру — Главное политическое управление при Наркомате внутренних дел РСФСР. Фактически это стало понижением статуса спецслужбы: из самостоятельной структуры она превратилась в часть наркомата, пусть и наделенную немалыми полномочиями. Задачи у новосозданного управления остались прежними: борьба с контрреволюционерами и саботажниками, контрразведка и охрана путей сообщения, охрана госграницы и «выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК или СНК по охране революционного порядка».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий