Согласно имеющимся источникам, верные воины Чингисхана увезли тело своего правителя на север для того, чтобы предать его земле, но вот где похоронен великий хан, до сих пор остается загадкой.
Мавзолей Джучи-хана оказался построен через 100 лет после его смерти
Однако если Чингисхан похоронен в традициях хунну, найти его могилу будет крайне трудно, почти невозможно. Где находится могила Чингисхана, неизвестно. По преданию, он велел скрыть место своего упокоения. Именно поэтому могилу Чингисхана было решено спрятать так, чтобы ее не нашел никто и никогда. Где был похоронен Чингисхан?
Где на самом деле захоронили Чингисхана?
Кочевники из Центральной Азии, вооруженные луками и стрелами, смогли завоевать три более цивилизованные империи, обладающие к тому же значительно большей военной мощью. Их завоевания сопровождались бесчеловечными зверствами и массовым истреблением мирного населения. Города на пути монгольских орд часто сравнивали с землей, по воле Чингисхана реки меняли русло, целые цветущие районы становились опустошенными, сельскохозяйственные орошаемые угодья уничтожались, чтобы пашни снова стали дикими пастбищами для коней его войска. Для современных историков феноменальный успех войн Чингисхана остается загадочным фактом, который можно объяснить либо мистификацией, либо сверхъестественными способностями и военным гением Чингисхана. Современники того времени считали Чингисхана «ниспосланного Небом бичом Божьим». Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис внутреннее море.
В это время отец его Есугей Багатур захватил татарского Тэмучин Угэ и прочий народ татар. Из-за совпадения с этим событием нарекли Тэмучином. Когда этому мальчику было три года, он ежедневно играл на горе Бурхан Халдун. Там на возвышающемся красном камне, один жаворонок с телом высотой и шириной в одну пядь, с белой головой, с синей спиной, с желтым телом, с красным хвостом, с черными ножками, воплотивший в своем теле все пять цветов, с голосом мелодичным как звук флейты, ежедневно пел: «Чингис, Чингис». Дата и место рождения Чингисхана Точную дату рождения Чингисхана назвать трудно. По истории Рашид ад-Дина , это 1155 год; современные монгольские историки утверждают, чтогод.
Родоначальницей всех монголов по «Сокровенному сказанию» является Алан-Гоа, в восьмом колене от Чингисхана, зачавшая, согласно легенде, детей от солнечного луча в юрте. Согласно монгольским источникам, Темучин родился в 1162 г. Бурятские ученые определяют место его рождения на берегах реки Онон, в урочище Дэлюн-булдан, которое исследователи локализуют в 230 верстах от Нерчинска Читинская область и в 8 верстах от китайской границы. Монгольские ученые соответственно выдвигают свою версию места рождения Темучина. По мнению академика Б. Бат-Очира, великий предводитель родился 11 июля 1162 года в местности «Дэлуун Болдог», расположенной в сомоне Дадал аймака Хэнтий.
Он вычислил дату и место рождения Чингисхана с помощью специально разработанного им метода. По его словам, в основу этого метода легли западные и восточные летоисчисления и исследования монгольской астрологической науки; дата рождения Чингисхана «чудесным образом» совпала с Национальным праздником Наадам. Завоевательные походы и империя Чингисхана В 1206 году курултай съезд ханов всех монгольских племенпровозгласил Темучина великим каганом и присвоил ему титул Чингисхана. Чингис Ха-Хан, Величайший из правителей, Повелитель всех людей. Впоследствии историки назвали его «Завоеватель мира» и «Покоритель Вселенной». Летописи Рашид ад-Дина так излагают это событие: «Чингиз-ханово прозвание ему дал он шаман Тэб-Тэнгри , сказав при этом: Повелением Вечносинего неба имя твое должно быть Чингиз-хан!
По-монгольски же «чин»значит «крепкий», а Чингизмножественное от него. На монгольском языке прозвание Чингиз-хан имеет тот же смысл, что гур-хан, но с более преувеличенным значением, так как оно есть множественное число, и обобщить это слово можно, например, с персидским «шаханшах» -Царь Царей». Представляет интерес попытка обобщения и объяснения происхождения всех различных титулов Чингисхана, выполненная в монгольской летописи Шастра Орунга, составленной после XVI в. У него было имя Тэмучин, данное в честь завоевания его отцом татарского Тэмучин Угэ. Он с рождения имел титул Хасх-а Тайибу, пожалованный ему отцом Хормуста Тэнгри. Желтые саргатулы по крику жаворонка, кричавшего «Чингис», пожаловали титул Чингис.
Черные тибетцы за то, что у него было много величия, пожаловали титул Суту эдзэн. Поскольку был он всеобщим эдзэном, многочисленные китайцы пожаловали титул тайсун. Белые сологосы за то, что он всех подчинил своей власти, пожаловали титул богда. Синие монголы за то, что он стал владыкой жизни всех, призванным предводительствовать над всеми, пожаловали титулгур-хаган. Таким образом, каждый из его пяти цветных народов по отдельности пожаловал ему по одному титулу. Если к этим именам добавить и еще все те, которые также отождествляются с Чингисханом AlMaik на монетах, найденных в Афганистане и Пакистане, Джирджис, Cezarcarus , получится, что в истории Чингисхан был известен более чем под одиннадцатью именами.
Наверное, это самое большое количество разных имен, объединенных в итоге одним именемЧингисхан. Из исторических летописей можно представить, где жил, когда и с кем воевал, что говорил и какими законами руководствовался при своем правлении Властелин мира Чингисхан. Война была провозглашена им самым действенным средством приобретения материального благополучия.
Относительно недавно известный писатель, переводчик с мертвых языков Владимир Дегтярев выдвинул теорию о предположительном месте захоронения тела Чингисхана.
Согласно предположениям писателя и переводчика Владимира Дегтярева, могила Чингисхана находится на правом берегу реки Енисей, вблизи озера. Однако, точное место захоронения остается неизвестным, так как информация была уничтожена вместе с охраной и могильщиками правителя. Согласно монгольским традициям, душу правителя предполагалось хоронить в шести саркофагах, а тело мумифицировалось и помещалось в седьмой саркофаг. Останки Чингисхана были помещены в деревянный саркофаг, который затем был помещен в оловянный, свинцовый, медный, серебряный и золотой саркофаги.
Похоронная процессия отправилась в путь в сторону Тюмени, где было выбрано место для захоронения. Все местные племена были удалены из этого места, чтобы тайна осталась в тайне.
В переводе на русский «Время изменилось, береза выросла, белый олень появился». Непонятно, какой именно вид березы имелся в виду и кто может быть "белым оленем".
Если взять за основу самую простую и логичную версию, что в стихе обычная береза белая и северный олень, то это может свидетельствовать об увлажнении климата. В результате толщина снега зимой могла увеличиться и это приводило к гибели скота, который не мог добывать траву из-под снега. Это и могло стать причиной ухода баргутов из Баргузинской долины и заселения ее эвенками. Тем не менее загадка всё еще остается.
Летопись баргузинских бурят упоминает о том, что баргутытакже занимались и земледелием. Об этом свидетельствуют остатки оросительных систем и находки серпов. Как могло повлиять изменение климата на возможное земледелие баргутов, так и остается неясным. Подарки Бархан Уула Цель восхождения была понятна еще в Улан-Удэ — проверить маршрут, по которому в гору могли бы поднять телегу, груженную телом богатыря в воинских доспехах.
Впрочем, это не единственная цель — клуб «СБН outdoor» уже несколько лет посещает знаменитые и не очень места этнической Бурятии. До восхождения уже были Меркитская крепость, наскальные рисунки пещеры Баин-Хара, Хара-Шибирские столбы и пик Черского. Восхождение на Бархан Уула, впрочем, стало самым сложным маршрутом, как, собственно, по подъёму, так и по организации. Подниматься на Бархан Уула можно только мужчинам.
По бурятским традициям, женщинам запрещено подниматься на святые места воинских культов. Перед отправлением на гору участники восхождения должны попросить разрешения подняться на гору как у местных хранителей, так и у покровителей своих родов. В специально отведенном месте на Барагханскомаршане такой обряд провел историк, знаток местных обычаев Валерий Очиров. После него экспедиция разделилась на две части: мужская отправилась на гору, женская ждала восходителей.
Подняться на плато Тэптээхэй можно несколькими маршрутами. Самый простой - вверх от аршана прямо к пирамидальной вершине - для экспедиции не годился. Местные жители сообщили, что поднять по нему тело богатыря на телеге невозможно, слишком крут подъем, и он годится только для туристов-одиночек. Но есть и другой вариант — обойти гору с северной стороны, пройти по долине реки Епишки и подняться по более длинному и пологому склону.
Правда, оставалась другая проблема: даже местные жители редко посещают эти места, не говоря уже о том, что нахоженной тропы, которая бывает на туристических маршрутах, здесь нет. Одна из скал у вершины Бархан Уула по форме напоминает голову богатыря Уже через час движения по маршруту участники похода вышли к реке Епишке.
Пришельцы, основав колонию, строили дома из местных материалов, используя простые инструменты, которые не могли потребовать высокотехнологичного обслуживания, они приручали земных животных, культивировали местные растения. Главным же двигателем прогресса инопланетной колонии были не привезённые с родины машины, а знания её членов.
Что же стало с этими колониями и куда они делись с лица Земли? Вряд ли дело закончилось трагически. Колонии инопланетян могли просуществовать на Земле сотни тысяч лет, может быть даже — несколько миллионов лет. Вполне возможно, пройдя весь путь развития, они могли исчезнуть по естественным причинам или перейти на новый уровень бытия.
Очень может быть, такие колонии создавались пришельцами на протяжении истории Земли неоднократно, ведь не стоит забывать, что человек разжёг самостоятельно свой первый костер всего лишь тысяч сто лет назад. Так что у инопланетян было достаточно времени для использования нашей планеты в своих целях. Ну, а когда гомо сапиенс поднялся в полный рост, они перестали «пастись в чужом огороде». То есть поступили благородно — уступили дорогу молодой цивилизации коренных землян.
К ним можно отнести сетчатую сумку — авоську. Да, тот самый популярный аксессуар граждан СССР. В наши дни авосек почти не видно: их заменили пакеты В наши дни почти нереально встретить людей, держащих в руках авоську. Сегодня продукты питания и другие покупки размещают в пакеты.
Однако стоит признать, что советская сумка — авоська — была довольно прочной и устойчивой к весовым нагрузкам. Она не только выдерживала большой вес размещенных в ней вещей, но также могла скручиваться до маленьких размеров. При этом выглядела авоська как клубок нитки для вязания. Как появилась авоська Упоминания о сетчатых сумках для овощей обнаружены еще в письмах Чехова Многие считают сетчатую сумку символом советского быта.
Стоит отметить, что на сегодняшний день имеется несколько версий относительно происхождения данной вещицы. Так, про сетчатые мешки для овощей, с которыми французские кухарки совершали покупки на рынках, упоминалось в письме, адресованном известным российским писателем Антоном Павловичем Чеховым своей сестре Марии. Написано оно было в 1898 году в городе Ницца. Также упоминания про авоськи имеются в дневниковых записях дочери Льва Толстого, рассказывающей о жизни в Москве в 20-х годах 20 столетия.
Существует еще одна версия, согласно которой эта сумка появилась на закате 19 века в небольшом чешском городке Ждяр-на-Сазаве. Но это изобретение было задумано не как сумка, а в качестве женского аксессуара для волос. Однако дело, задуманное чешским предпринимателем Крчилем, не принесло ожидаемого дохода, а товар не был высоко востребован среди потребителей. Когда бизнес не удался, чех решил использовать оставшийся материал, изготовив из него сумки И тогда он решил во избежание полного банкротства найти оставшимся материалам более полезное применение.
Таким образом Крчил надеялся возместить хотя бы часть затраченных средств. К оставшимся у него сеткам чешский новатор приладил ручки и начал презентовать свой товар как сумки. Однако и это изобретение не имело на родине предпринимателя широкого спроса. Оценили удобство использования авоськи лишь спустя несколько десятков лет.
К 30-м годам прошлого столетия сетчатую сумку производили уже несколько предпринимателей. Стоит отметить, что общество к тому времени уже достаточно «прозрело» и оценило удобство применения хозяйственной сумки. Практичные советские люди быстро смекнули, что сетчатая сумка весьма вместительна и прочна. А еще она занимает мало места.
Вполне возможно, что популярность авоськи не была столь высока, если бы у нее были конкуренты. Однако у граждан СССР был весьма маленький выбор любых товаров. Что же касается сумок, то здесь и выбирать было нечего, кроме авоськи. В Советском Союзе магазины не имели в ассортименте товаров полиэтиленовые пакеты.
Как мы уже знаем, в СССР качество любой продукции было высоким. И авоськи не были в этом отношении исключением. Для их производства применялись прочные нити. Настолько прочные, что отечественному производителю удалось повысить грузоподъемность авоськи аж до 70 кг!
Следует отметить, что это высокий показатель даже по нынешним меркам. Даже сегодня трудно найти сумки или пакеты, выдерживающие такую весовую нагрузку. Привычный вариант авоськи представляет собой сетчатую сумку со сплетением из 14 рядов. В каждом ряду насчитывалось 24 ячейки.
Впоследствии стали изготавливать авоськи с ручками, оснащенные для большего удобства гибкими трубками. Секрет названия С юмористической фразы Аркадия Райкина словом авоська начали называть сетчатую сумку Но почему сетчатую сумку назвали авоськой? Данное название было присвоено ей в 1935 году. И в этом не последнюю роль сыграл знаменитый юморист Аркадий Райкин.
В одном из своих эстрадных выступлений он представил собою образ мужика, который держал в своих руках сетчатую хозяйственную сумку. На протяжении комического номера он периодически повторял фразу: «А это авоська… Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…». Данная шутка была воспринята отечественной аудиторией восторженно. Овации и разительный смех зрителей можно понять, ведь фраза была более чем актуальна в эпоху дефицита.
А советским гражданам так хотелось что-нибудь купить в магазине и принести домой. Да только полки в магазинах пустые или почти пустые… Хотя слово «авоська» было произнесено в рамках эстрадного номера, на сцене, однако автором его был не Райкин, а писатель Владимир Поляков. Многофункциональное применение авоськи Сегодня их покупают, а в СССР дворовые ребята делали их из авоськи Стоит отметить, что население СССР стало использовать авоську не только в качестве хозяйственной сумки. Вещица была весьма удобна для хранения чеснока и репчатого лука.
Авоську с этими продуктами подвешивали на стены.
Что известно о могиле Чингисхана и почему все о ней спорят
За год до этого он возглавил поход на Си Ся в Китае. Считается, что смерть настигла великого хана в момент, когда столица уже капитулировала. Так, по одной из версий, хан погиб от отравленной стрелы. По другой — Чингисхана подвела полученная на охоте старая рана. Были и другие версии. Согласно завещанию хана, о месте его захоронения никто не должен был знать. Известно, что тело Чингисхана положили в гроб из столетнего дерева, обитый изнутри золотом. После этого кортеж отправился в Монголию. Согласно историческим записям, всех, кто встречался на пути похоронной процессии, убивали. Более того, после погребения по кургану прогнали тысячи лошадей, чтобы сровнять его с землей.
Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея. Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру. Гроб был изготовлен из хвойного дерева вероятно, сосны , а обе строительные конструкции — из лиственного дерева, скорее всего, тополя. По кривизне годичных колец исследователи определили, что и для лесов, и для порога использовались деревья, срубленные в относительно молодом возрасте — около 20—30 лет. Из-за малой выборки и недостаточного количества годичных колец на образцах они оказались непригодны для дендрохронологического датирования. Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Калибровка дат производилась по кривой IntCal20 , для расчета вероятных возрастных диапазонов была использована программа OxCal v4. С доверительной вероятностью 95,4 процента дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере ученые получили два вероятных диапазона дат: 1276—1304 и 1367—1380 годы. Более вероятен 81,1 процента первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год. Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и ее коллеги склонны считать, что гроб все-таки предназначался не для останков хана, хотя полностью исключить вероятность того, что скелет без руки принадлежал Джучи, нельзя.
По одной из них, во время облавной охоты на диких лошадей конь полководца чего-то испугался и шарахнулся в сторону, а хан упал на землю. После этого старый император почувствовал себя плохо. Его военачальники хотели прервать поход и вернуться домой, но Чингисхан настоял на его продолжении. И даже перед самой смертью он потребовал, чтобы факт его кончины тщательно скрывался до окончательной победы над тангутами. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой так писал Марко Поло и даже от удара молнии этой версии придерживался другой путешественник Плано Карпини. А по распространённой монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесённой тангутской ханшей, красавицей Кюр-белдишин-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Её специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. По этой легенде, красавица укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Как бы то ни было, все учёные сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 г.
Далее, есть несколько версий, согласно которым Чингисхан мог погибнуть от отравленной стрелы, в бою от старой раны или во время соития с женой павшего правителя, которая прокусила ему ухо. Чингисхан завещал, чтобы никто не смог найти его гробницу, поэтому каждого, кто встречался похоронной процессии, убивали. Сам курган над могилой полководца сравняли с землей табуном лошадей, который тут же прогнали после погребения, а рабов-землекопов умертвили. Археологи считают, что Чингисхана могли похоронить с предметами его славы, украшениями и драгоценной утварью, однако погребен он скорее всего на глубине нескольких десятков метров.
В поисках гробницы Чингисхана
Главный их вождь был похоронен в Великой степи, но вот где находится могила Чингисхана — это мы и постараемся выяснить, если получится, по ходу повествования. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описанию находится земля предков рода Чингиса, — Баргузинская долина, то возможно, что и могила Чингисхана тоже находится здесь. Где находится могила Чингисхана? Это одна из причин, по которой почти никто не догадывается о том, где находится могила Чингисхана.
Паломники нашли могилу Чингисхана в Восточно-Казахстанской области
Маклинн предполагает, что могилу Чингисхана можно найти где-то на северо-западе Китая, возможно, в районе Ордоса. Сам Чингисхан, по версии Сачкова, захоронен на Бюргиндае! По преданию, Чингисхан похоронен в глубокой гробнице, сидящим на золотом троне у горы Бурхан-Халдун в истоках реки Онон. Могилу Чингисхана надо искать в Туве, поскольку историческая родина полководца находится на территории, которую занимали древние урянхайцы, то есть тувинцы.
Чингисхан похоронен в Бурятии?
Где находится могила Чингисхана Достоверно известен факт, что смерть Чингисхана тщательно скрывали. Его тело положили в заранее приготовленный самим ханом дубовый гроб, инструктированный внутри золотом, который он везде возил за собой. На императора надели золоченую кольчугу и шлем, в руки дали меч, вокруг тела разместили оружие и золотую утварь. Обернув гроб войлоком, его на подводе, влекомой двенадцатью быками, транспортировали на родину в сопровождении лучших воинов, которые убивали всех, кто встретился им на пути. Чингисхан опасался, что его могила будет найдена и разграблена, поэтому оставил указания, как это предотвратить. Известие о гибели хана появилось лишь тогда, когда его тело прибыло в ханское стойбище. Более трех месяцев гроб с умершим Чингисханом был выставлен для прощания с императором, и только после приезда подданных из самых отдаленных уголков тело Чингисхана похоронили. Где похоронен Чингиз хан — тайна, не раскрытая по сей день. Могилу Чингисхана искали в Забайкалье и в Монголии, на дне озера и в бурятской степи. Найти могилу Чингизхана на протяжении многих лет пытались как ученые — чтобы произвести раскопки, так и авантюристы, привлеченные кладом могилы Чингисхана.
Личность Чингисхана воплощалась в многих произведениях искусства, одно из самых спорных из них — миниатюра Марко Поло. На ней изображён Чингисхан, принимающий императорский чин и имеющий абсолютно славянскую внешность, хотя на других рисунках император — явно монгольского типа. Рекомендую почитать:.
Некоторые суеверные люди считали, что причиной начала кровопролитной войны стало именно вскрытие той могилы. Однако наша переводчица Уэлун, закончившая университет в российском Улан-Удэ по специальности "международные отношения", совершенно не суеверна. По ее мнению, все дело в уважении к воле великого хана, который не хотел, чтобы его могилу нашли. Найти ее и вскрыть было бы нарушением последней воли Чингисхана. Это распространенный аргумент в современной Монголии. У этой нации - древние традиции и история, за которую монголы испытывают глубочайшее чувство гордости.
Во многих домах на стенах висят изображения Чингисхана. Некоторые местные жители называют себя потомками великого полководца. Чингисхан - по-прежнему могущественный символ для монголов. В поисках могилы Чингисхана Но кроме последней воли самого хана на пути поисков встают и чисто практические трудности. Монголия огромна и слабо освоена. Плотность населения здесь настолько низка, что в этом с Монголией может посоревноваться разве что Гренландия. В общем, куда ни посмотри - глушь эпических размеров. Люди, как представляется, здесь только для того, чтобы подчеркнуть масштабы безлюдности: то белые очертания пастушьей юрты вдали, то буддистский каменный алтарь под открытым небом и трепещущие на ветру разноцветные молельные флажки… Такой ландшафт умеет хранить свои тайны. Научная карьера археолога Димажава Эрденебатара состоит из постоянного преодоления подобных препятствий.
Доктор Эрденебатар руководит факультетом археологии в госуниверситете Улан-Батора, столицы Монголии. Он участвовал в первой совместной японо-монгольской экспедиции по поискам легендарной могилы. Поиски тогда решили сконцентрировать вокруг места рождения Чингисхана в аймаке Хэнтий, где протекают три реки - Онон, Керулен и Туул. Экспедицию так и назвали - «Три реки». Это было в 1990 году, в том самом, когда в стране произошла мирная демократическая революция. Вместе с демократическими переменами новая Монголия приняла на себя ответственность и за свое далекое прошлое - в поисках могилы Чингисхана экспедиции было отказано. Проект «Три реки» был прерван.
Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре — Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него — серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану — кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч. К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней. К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам без пастуха прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло — те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам. К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун. Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему: — Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола! И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же — закапывать в землю одного из потомков вора». В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике. Празднество, в котором участвуют только мужчины,[24] начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана. От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие — на телегах, маленькие — под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят: Да будет одеяло полно детей, Да не будет у них ни чесотки, ни насморка! А в возраст придете — Да будете вы счастливы и сановиты.
Каждый гражданин Монгольской империи должен был соблюдать эти правила, включая самого Чингисхана. Под запрет попали похищение людей, издевательство над животными, воровство и, что удивительно, рабство хотя только для собратьев-монголов. Самые строгие законы. Другие указы включали повышение минимального возраста службы в армии до 20 лет. Кроме того, никого нельзя было считать виновным в совершении преступления, если его фактически не ловили на месте преступления или он не признавался по собственному желанию. На смертном одре Чингисхан сказал: «Если мои последователи откажутся от Ясака, государство рухнет». Похоже, это было что-то вроде пророчества, поскольку его империя полностью распалась в течение 150 лет и не осталось ни одной копии Ясака. Отношение к армии Армия во времена Чингизхана. Благополучие собственных войск вызывало особую обеспокоенность у Чингисхана. Он заявлял: «Я хочу кормить их сочным мясом, пусть они живут в красивых юртах, и пусть они пасут свой скот на плодородной земле». Если воин погибал по причине небрежности своего командира, то командира наказывали. А если на поле битвы бросали раненого воина, его командира казнили на месте. Все это заставило командующих армии прибегать к любым мерам, чтобы обеспечить благополучие людей под их командованием. Армия работала по системе взаимной лояльности, и это позволило ей завоевывать мир. Солдатам в монгольской армии не платили. Вместо этого они получали равную долю военных трофеев. Это гарантировало, что все воины были заинтересованы в победе. Если солдат погибал в бою, его часть добычи передавали его семье. Поддержка прав женщин Чингизхан - защитник прав женщин. На тот период Чингисхан был настоящим защитником прав женщин. Женщины в Монголии были намного свободнее, чем их соседки в Китае или Персии. Они могли ездить на лошадях, сражаться в битвах, ухаживать за фермами и участвовать в политике. Хотя большинство женщин все же имели меньше прав, чем мужчины, некоторые женщины имели большое влияние в Монгольской империи. Они занимали государственные должности и играли главные роли в управлении империей. Похищение жен было специально запрещено законом жена Чингисхана была похищена , как и практика продажи женщин в брак против их воли. Религиозная свобода Религиозная свобода.