Еженедельно по выходным дням на канале «Абаза-ТВ» из серии советской классики транслируются художественные фильмы. О фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова Элеонора Гилоян. Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. Драма, семейный. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Шестиклассники жестко встречают новенькую, а после инцидента начинают откровенно издеваться.
Напишите свою рецензию
- Создатели и актеры
- Чучело: смысл фильма и повести, краткое содержание, концовка
- Сообщить об опечатке
- Самое интересное в виде мозаики
- Чучело (фильм) | это... Что такое Чучело (фильм)?
- Жестокое «Чучело». Гибель советского кино. Тайна закулисной войны. 1973-1991
Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте
Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. “Чучело” было признано лучшим фильмом года и победило на двух международных кинофестивалях — во Франции и в Канаде.
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
Именно эти зрители, не имеющие опыта участия в буллинг-пове- дении, принципиально отличаются от зрителей, переживших ситуацию школьной травли. Ответы последних и «жертв», и «обидчиков», и «свидетелей» разместились на положительном полюсе фактора F1 «стремление к доминированию». Этот полюс определяется такими мотивами, как: «желание быть лидером», «желание продемонстрировать свое превосходство», «потребность в самоутверждении». Подобная мотивация поведения является весьма характерной для Димы Сомова, привыкшего занимать лидерскую позицию в классе и пытающегося в данной ситуации восстановиться в своем статусе. Ответы зрителей, имеющих разный опыт участия в буллинг-поведении, по-разному разместились по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы». Ответы «свидетелей», как и зрителей без опыта участия в буллинге, имеют нулевые значения по оси фактора F2, т.
В тоже время, фактор F2 отчетливо поляризует представления «жертв» и «обидчиков» о мотивации поведения Димы. Мнения «обидчиков» расположились на отрицательном полюсе фактора F2 «потребность быть членом группы». Этот полюс определяют следующие мотивы: «следование нормам данной социальной группы», «желание быть как все, не выделяться», «желание вызвать сочувствие», «желание быть хорошим другом» и др. Ответы же зрите- лей-«жертв» расположились на положительном полюсе фактора F2 «эгоизм» , который определяют такие мотивы, как «желание унизить», «потребность во внимании к себе», «отсутствие собственной точки зрения». Этот комплекс мотивов свидетельствует о приписывании Диме Сомову качеств, соответствующих проявлению эгоистической тенденции.
О человеке с такими качествами Э. Фромм писал: «Эгоист никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его гонит страх что-то не добрать, что-то упустить. Он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше... Таким образом, результаты исследования показали, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли имеет принципиальное значение для понимания мотивации поведения персонажа в одном из ключевых моментов художественного фильма.
При этом чрезвычайно важна ролевая позиция, в которой находился зритель в ситуации буллинга. Так, «поджигание чучела» действие, имеющее символический характер — «казнь над предателем» воспринимается «обидчиками» как «стремление героя к лидерству», движимое потребностью в следовании групповой норме и в сохранении своего социального статуса. Это позволяет сделать общий вывод о том, что для понимания мотивации поведения персонажа фильма принципиальное значение имеет актуализация зрителем сходных ситуаций своего жизненного опыта и его ролевая позиция в этих жизненных ситуациях. Быков Р. Выготский Л.
Психология искусства. Игнатьева Н. Лебон Г. Психология народов и масс. Лотман Ю.
Об искусстве. Лэйн Д. Лэйна, Э. Леонтьев Д. Введение в психологию искусства.
Кон И. Кутузова Д. Притуленко В. Собкин В. Структурные компоненты Я-концепции подростка на материале восприятия фильма Р.
Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа по материалам восприятия фильма Р. Труды по социологии образования. Фромм Э. Craig W. Kelly E.
Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do.
Но в реальность описанных событий чиновники Госкино не хотели верить: в СССР попросту не могло быть фашиствующих школьников, сжигающих чучело своей одноклассницы! Поэтому сценарий «завернули». Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, — после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66». Но на самом деле поиски актрисы на роль Лены Бессольцевой длились достаточно долго, режиссер выбирал из 17 тысяч девочек со всего Советского Союза. А кандидатуру Орбакайте Быков вначале забраковал — сказал, что «с такой губой только ротой солдат командовать!
Он искал ангельское лицо, белокурые локоны, наивный детский взгляд. Но потом понял, что ошибался: «Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Героиня должна все-таки быть волевой — ведь чистоту надо защищать и отстаивать. И на роль утвердили Кристину. На пятый день съемок она сломала руку, но от дальнейшей работы не отказалась и, несмотря на возражения ее матери, продолжала выходить на съемочную площадку в гипсе, обмотанном шарфом.
Одно сталкивается с другим и даёт совершенно термоядерную и взрывоопасную смесь. Плюс, что тоже очень важно, общество яростно ненавидит тех, кто «не такой».
Это не к вопросу об идиотских потугах некоторых авторов, а-ля « Дивергент », вспомните хотя бы ту же школу. Сколько народу будет издеваться, подкалывать и так далее стеснительного паренька с заиканием? При этом всегда крайне интересно смотреть на других, но считать свои проступки незначительными. Ну и что, что мы урок сорвали? Эта сволочь на нас наябедничала, а это в сто раз хуже! Везде такая грызня и травля, только на разных уровнях. При этом создатели этой истории очень достоверно и безо всякой фальши рисуют характеры детей и описывают их чувства. Про любовь, предательство, трусость и смелость, отвагу и низость, равнодушие взрослых и полное неумение а то и нежелание находить со своими чадами общий язык. Самое интересное же здесь в том, что фильм смотрится по-разному в разном возрасте.
В 10-12 лет ты в основном видишь центральную историю и негодуешь. А в 23 замечаешь множество мелочей вроде школьной директрисы, вся роль которой недвусмысленно сводится к киванию головой в виде приветствия ученикам, вернувшимся с каникул и натурально офигеваешь от ужаса. Лента вообще смотрится как самый натуральный хоррор, только страшнее любого из них раза в два. Ужас этого фильма лежит в иной плоскости, нежели маньяк с ножом или зубастое чудовище. Страх возникает здесь от совершенно бытовых и будничных моментов, от осознания и демонстрации того, как одни люди могут уничтожать других по большому счёту ни за что. Честно скажу, я такого не ожидал, но в определённых моментах напряжение достигает такого уровня, что кажется ещё немного и ты заорёшь во весь голос и расцарапаешь ногтями лицо. Может я просто старею, не знаю. А может для лучшего понимания нужно пожить в России и поучиться в нашей школе. Однако в фильме, на мой взгляд, очень мало завязанного только на школе или на нашей стране.
Она заправляла школьной бандой, преследующей Лену Бессольцеву. Оказавшись в Калинине, на натурной съемке, сразу поставила режиссеру ультиматум: хочу к маме, если не отпустите — уеду сама. Загипнотизировал, как удав кролика, так и пришлось сниматься, — смеется Ксения. Хотя в школе новичков, бывало, и изводила. Но у них что—то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль. Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных.
Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения. В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза.
С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила!
Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков.
Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения. ФИльм Чучело, смысл которого глубок и многогранен, снят режиссером Роланом Быковым, его с интересом смотрят все новые и новые поколения зрителей. "Чучело" — советская драма 1984 года режиссёра Ролана Быкова по одноимённой повести Владимира Железникова, основанной на реальных событиях, произошедших с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину и друзья объявили ей бойкот. “Чучело” было признано лучшим фильмом года и победило на двух международных кинофестивалях — во Франции и в Канаде. Владимир Вишняков ("Парламентская газета", 07 октября (№ 176), 2005) Первый общественный просмотр фильма Ролана Быкова "Чучело" проходил в 1984 году в обстановке повышенной секретности – на "Мосфильме" в маленьком зальчике собрались только свои, друзья, близкие. Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова.
14 сентября. Чучело
В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Одну из центральных сцен, где одноклассники Лены сжигают ее чучело, снимали в Старице, на территории заброшенного Вознесенского храма. © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина.
Пример интонации: «Чучело»
Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. Смотреть все серии фильма «Чучело» (1983) — онлайн без регистрации на портале «». Кстати, фильм снят в г. Калинин (ныне Тверь), как олицетворении депрессивной провинции, откуда многие мечтают выбраться в Москву и другие крупные города. Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko.
Влюблённый поклонник, сцена, ранняя гибель: судьбы юных актёров «Чучела»
Его боялись выпускать. В фильме есть мощнейшая сцена собственно сжигания чучела, выглядит это как цитата из Wicker Man, «Плетеного человека». Эту сцену пытались вырезать. Когда вышло «Чучело», я учился в седьмом классе, и очень хорошо помню, как фильм мгновенно стал предметом всеобщего обсуждения. Во всех школах писали сочинения, устраивали какие-то круглые столы, дискуссии, учителя тоже страшно напряглись. Пожалуй, это был первый фильм, в котором советские школьники были показаны не светлыми, хотя и запутавшимися, существами, которые стремятся научиться чему-то хорошему, а жестокими и циничными людьми, которые считывают ценности взрослого мира куда более последовательно, чем это делают сами взрослые. Большинство героев этого фильма последовательно выступают на стороне зла. При этом занесло их туда не потому, что они какие-то инфернальные подонки. Просто так сложилась жизнь, этого требует какой-то дух времени, этого требует группа, которой они принадлежат. Но во время тогдашних обсуждений, сочинений и диспутов 1986 года никто об этом и подумать не мог.
Вспоминая сейчас последние 20 лет, я понимаю, что этот фильм оказался пророческим, потому что с распадом Советского Союза — страны, которая в своем позднем периоде пыталась убедить своих жителей, что они такие добрые по природе существа, которые могут расслабленно проживать свою жизнь, в которой всегда есть место чему-то прекрасному — так вот, после всего этого мы оказались в мире фильма «Чучело».
Дедушка собирает коллекцию картин, мечтает сделать свой дом галереей. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками "чучелом", на многое позволяет взглянуть другими глазами. По мотивам одноименной повести Владимира Железникова.
Для оценивания были предложены такие мотивы, как: «желание быть лидером командовать », «желание сохранить верность», «желание оказать помощь», «потребность во внимании к себе», «боязнь наказания», «чувство долга», «стремление быть свободным в своих суждениях и поступках» и другие — всего 32 мотива. В исследовании приняли участие 149 человек учащиеся 8-х и 10-х классов. Испытуемые были разделены на пять подвыборок: 1. Мы ограничимся описанием результатов, полученных при анализе лишь одного такого действия: «Дима поджигает чучело». На его примере покажем особенности понимания мотивации поведения киногероя зрителями, имеющими различный опыт переживания ситуаций буллинг-поведения.
С этой целью суммарная групповая матрица данных относительно возможной мотивации Диминого поступка по пяти подвыборкам подвергалась процедуре факторного анализа. В результате выявился ряд мотивационных блоков, определяющих структуру мотивов поведения Димы Сомова в ситуации, когда он поджигает чучело. Предваряя описание полученных данных, поясним, почему нами был выбран именно этот эпизод. Как мы отмечали выше, сцена, где дети сжигают чучело, является ключевым как для развития сюжета, так и для понимания его главной идеи. Не случайно в конце фильма Лена, отказываясь объявлять бойкот Диме Сомову, скажет: «Я была на костре». Напомним также, что именно этот эпизод выделяется испытуемыми и как самый эмоциональный, вызвавший наиболее сильные переживания. В то же время, он наиболее часто называется в качестве центрального, раскрывающего основную идею фильма зрителями, имеющими опыт переживания школьной травли в роли «жертв». Подчеркнем, что эмоциональная насыщенность и символический характер этого эпизода делают его крайне сложным для восприятия. В нем явно конфликтной и противоречивой является мотивация поведения Димы, который и поджигает чучело.
Мальчик, который еще несколько минут назад был полон решимости сознаться своим одноклассникам в том, что виновником ситуации, за которую они наказывают ни в чем не повинную героиню, был он сам, в этой сцене в ответ на команду одноклассников — «поджигай» — трусливо отвечает: «У меня спичек нет». Что же, по мнению зрителей, двигало рукой подростка в этот момент, что побудило его очередной раз предать свою заступницу, отвернуться от нее, стать ее палачом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к полученным материалам. В качестве иллюстрации приведем размещение различных подвыборок испытуемых в пространстве факторов F1 «стремление к доминированию — эмоциональное принятие другого» и F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», определяющих действия Димы Сомова при поджигании им чучела рис. Зрители, не имеющие опыта участия в буллинг- поведении как мальчики, так и девочки , имеют нулевые значения по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», т. Характеризуя поведение Димы, они склонны приписывать ему мотивы, определяющие отрицательный полюс фактора F1 «эмоциональное принятие другого» : «милосердие», «чувство справедливости», «чувство любви», что свидетельствует о неадекватности понимания его поступка в данной ситуации. Именно эти зрители, не имеющие опыта участия в буллинг-пове- дении, принципиально отличаются от зрителей, переживших ситуацию школьной травли. Ответы последних и «жертв», и «обидчиков», и «свидетелей» разместились на положительном полюсе фактора F1 «стремление к доминированию». Этот полюс определяется такими мотивами, как: «желание быть лидером», «желание продемонстрировать свое превосходство», «потребность в самоутверждении».
Подобная мотивация поведения является весьма характерной для Димы Сомова, привыкшего занимать лидерскую позицию в классе и пытающегося в данной ситуации восстановиться в своем статусе. Ответы зрителей, имеющих разный опыт участия в буллинг-поведении, по-разному разместились по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы». Ответы «свидетелей», как и зрителей без опыта участия в буллинге, имеют нулевые значения по оси фактора F2, т. В тоже время, фактор F2 отчетливо поляризует представления «жертв» и «обидчиков» о мотивации поведения Димы. Мнения «обидчиков» расположились на отрицательном полюсе фактора F2 «потребность быть членом группы». Этот полюс определяют следующие мотивы: «следование нормам данной социальной группы», «желание быть как все, не выделяться», «желание вызвать сочувствие», «желание быть хорошим другом» и др. Ответы же зрите- лей-«жертв» расположились на положительном полюсе фактора F2 «эгоизм» , который определяют такие мотивы, как «желание унизить», «потребность во внимании к себе», «отсутствие собственной точки зрения». Этот комплекс мотивов свидетельствует о приписывании Диме Сомову качеств, соответствующих проявлению эгоистической тенденции. О человеке с такими качествами Э.
Фромм писал: «Эгоист никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его гонит страх что-то не добрать, что-то упустить. Он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше... Таким образом, результаты исследования показали, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли имеет принципиальное значение для понимания мотивации поведения персонажа в одном из ключевых моментов художественного фильма. При этом чрезвычайно важна ролевая позиция, в которой находился зритель в ситуации буллинга. Так, «поджигание чучела» действие, имеющее символический характер — «казнь над предателем» воспринимается «обидчиками» как «стремление героя к лидерству», движимое потребностью в следовании групповой норме и в сохранении своего социального статуса. Это позволяет сделать общий вывод о том, что для понимания мотивации поведения персонажа фильма принципиальное значение имеет актуализация зрителем сходных ситуаций своего жизненного опыта и его ролевая позиция в этих жизненных ситуациях. Быков Р. Выготский Л.
Психология искусства. Игнатьева Н. Лебон Г.
Как вы сами сказали, семьдесят процентов прочитавших её утверждали потом, что написанное — про них. Почему две? Больше таких книг и быть не может.
В аннотации к первому изданию моей повести было написано, что такие книги рождаются, и это очень точно. Подобные истории нельзя придумать и написать, они именно что сами рождаются в нужное время, у них особенная судьба. Кстати сказать, «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году, а фактически стала известной в 2007-м — одиннадцать лет пребывала почти в полной безвестности. Может быть, и сейчас что-то подобное лежит у кого-то в столе, никто не издаёт, а через десять лет книга выстрелит. Кадр из фильма "Чучело". И писатели публикуются, всё нормально.
Зачем обязательно ждать, когда звёзды сойдутся и родится шедевр? Может, вести силами литературы постоянный разговор о том, что помимо человеческого, увы, звериное по-прежнему внутри нас? Мне кажется, вы вообще слишком многого хотите от искусства. Сегодня оно почти целиком превратилось в индустрию развлечений. Вам не обидно? Не вижу, что здесь может быть обидного.
Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде. А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа — «Чучело», «Остров» и тому подобные. Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу». Я думаю, вы с ума сойдёте.
И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана. А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните? Это называется рвение не по уму. В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки». У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру».
Сегодня их невозможно читать без смеха. Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах. Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех». В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество». Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями».
А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме. Причём некрасивые поступки совершают в том числе и те люди, которые в школьные годы читали книжки про «маленького человека», про то, что не надо никого обижать. Я вообще не стал бы преувеличивать степень влияния художника на формирование человеческого сознания. Вообразите, что я пришёл бы в году этак 82-м в какое-нибудь издательство с рукописью «Похороните меня за плинтусом». Её не только не стали бы печатать, но сказали бы, что больше не подпустят меня к литературе никогда и ни за что.
А если бы книгу вдруг выпустили, огромное количество людей кричало бы, что это «пасквиль на наш советский строй». И никого бы она тогда не заставила задуматься. А сейчас на встрече с читателями одна женщина подарила мне пластмассовую корону и сказала: «Это для вашей дочки. Я благодарна вам за книжку, потому что после неё стала совсем другой бабушкой». Очень много факторов должно сойтись, чтобы книга и читатель встретились. Но кто-то же должен эту книгу написать!
Написать, потому что иначе нельзя. Да хоть для того, чтобы самому осмыслить свою жизнь. Это же мощная психотерапия. Почему люди ею не пользуются?
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело». «Чучело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством. о кинодраме Ролана Быкова «Чучело». Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko. Короче говоря, как и почти любой подобный добротный фильм, «Чучело» ― он обо всём на свете сразу. В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников.