/ Фотография Екатерина Жемчужная (photo Ekaterina Zhemchuzhnaya). Народную артистку России Екатерину Андреевну Жемчужную называют жемчужиной цыганской короны.
Цыганская жемчужина
Образование В школе будущая актриса училась хорошо и прилежно, но родители никогда не давали советов о том, кем ей стать в будущем. Но они очень не хотели, чтобы она стала актрисой. После окончания обучения в школе Екатерина Жемчужная, фото которой есть в этой статье, уехала в столицу, чтобы поступить в ГИТИС, но поступила в музыкальное училище. Но вскоре оставила это обучение, так как ее взяли сначала в театр «Ромэн», а затем через четыре года было прослушивание прямо в театре, где она и поступила в ГИТИС. Театральная карьера Но обо всем по порядку. Не поступив в театральный институт, Екатерина Жемчужная, биография которой насыщена событиями, пошла на спектакль в театр «Ромэн». Режиссер театральной постановки «Сломанный кнут» предложил девушке просмотр прямо в театральном фойе. Для просмотра собрались актеры этого театра, а Екатерина начала петь и танцевать.
Выступление прошло успешно. Так она попала в театральную студию «Ромэн». В школе—студии театра «Ромэн» Екатерина Жемчужная училась четыре года, пока не перешла в театральный институт. За это время она сыграла в трех спектаклях: «Колдовская любовь», «Мы — цыгане» и «Плясунья — дочь шатров». В театральной постановке «Мы — цыгане» талантливая и очаровательная актриса исполняет лиричный и грустный романс «Невечерний». Он трагичный, но очень сильный. Кинематографическая карьера Актерская судьба талантливой и очаровательной актрисы Жемчужной складывалась удачно.
Ее всегда окружали лишь только талантливые и замечательные режиссеры и актеры. Всего в кинематографической копилке талантливой и очаровательной актрисы Жемчужной более двадцати ролей. Многие зрители запомнили ее и в роли Земфиры из киноленты «Где находится нофелет? В этой фильме Земфира приносит на работу девушкам разную одежду, которой она спекулирует.
Но у нас была настоящая музыкальная семья, так что я с детства слышала пение. И сама всегда пела, - рассказывала о семье актриса. Взглянуть на цыган по-другому будущей актрисе помог визит в театр "Ромэн". Случайно оказавшись на одном из спектаклей коллектива, она увидела, какие яркие и талантливые люди есть среди ее сородичей.
А как они поют... Дух захватывает! Девушка была потрясена, ошеломлена и впервые почувствовала гордость за свой народ, поэтому, когда после выхода из театра к ней подбежала цыганка и поинтересовалась, "своя" ли Булдыженко, та утвердительно кивнула головой и улыбнулась: "Своя я, своя". Однако в тот момент она еще даже не догадывалась, насколько "своя". Екатерина Жемчужная в юности. Фото: личный архив Екатерины Жемчужной "Побег" в театр "Ромэн" Екатерина прекрасно пела и с детства мечтала выступать на сцене, поэтому после школы поступила в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова - там Жемчужной прочили славу большой певицы. Но она уже влюбилась в "Ромэн" и в один прекрасный день забрала документы из учебного заведения, чтобы прийти к "своим", - так она стала частью большой семьи. У каждого своя судьба.
Я с детства мечтала быть артисткой, но вслух об этом не говорила, ведь папа с мамой были против. Они понимали, насколько это тяжелый труд. Я знала, что в Москве есть цыганский театр. И когда в 9-м классе приехала к родственникам в столицу, меня в этом театре просмотрели и пригласили, но я не хотела бросать школу и вернулась в Москву лишь через год. Причем приехала всего на один день - и тут же поступила! Когда папа приехал за мной, было уже поздно отговаривать. Я поступила в училище, затем пришла в студию при театре, - рассказала она в беседе с АиФ. Судьбоносная встреча и единственная любовь В стенах театра девушка обрела не только настоящую творческую семью, но и личное счастье...
О том, что в "Ромэне" есть очаровательный юноша-сердцеед, Катю предупредили сразу. Доброжелатели говорили: "Будь осторожна, Гога Георгий Жемчужный. И вот я хожу неделю-другую, а Гоги все нет! Спрашиваю: "А где Гога? И вот он приходит на занятия, сидит такой: нога на ногу, с гитарой, наигрывает что-то. Я посмотрела на него сверху вниз, он - на меня, и это была секунда, миг, - поделилась воспоминаниями Жемчужная в программе "Частная история".
Фото: Фото из семейного альбома Пьеса называлась «Сломанный кнут». Я впервые попала в драматический театр. То, что увидела, меня просто потрясло. Большая сцена, свет, музыка — играл живой оркестр, актеры такие красивые, молодые.
В антракте хожу по фойе, рассматриваю портреты артистов. Ко мне подходит мужчина, как потом оказалось, главный режиссер театра Семен Аркадьевич Баркан. Спрашивает меня: «Романэ чай? Я учусь в музыкальном училище, а актерского образования у меня нет». Баркан говорит: «Не волнуйся, у нас есть студия. Ты после спектакля не уходи, мы тебе организуем прослушивание». И действительно, когда спектакль закончился, все, кто был в этот день в театре, собрались в фойе. Я что-то читала, при этом совершенно не волновалась: в конце концов, возьмут меня или нет, мне не важно. У меня же училище есть. Попросили спеть.
Смех да и только: в цыганский театр поступаю, а пою очень модные тогда «Московские окна». Наших-то песен я практически не знала в то время, но цыганочку станцевала. И мне сказали: «Мы вас берем». Пришла я забирать документы из училища, а там разгорелся настоящий скандал: «Катя, ты делаешь глупость! Доучись сначала, получи хорошее музыкальное образование, а потом иди в театр, в какой захочешь». Родителям письмо написали: «У вашей дочери замечательные вокальные данные». Ну куда там. Во мне уже закипела цыганская кровь: пойду в «Ромэн», и все! От театра мне дали комнату в общежитии, маленькую, в полуподвальном помещении. Но я туда только переночевать приходила.
С утра и до вечера пропадала в студии. Познакомилась с другими ребятами, подружилась с Галей Санкиной. Она мне все про всех рассказала. А по поводу одного мальчика предупредила особо: «Есть у нас еще такой Гога, он сейчас не ходит на занятия, у него бабушка болеет. Ты с ним не связывайся. Сильно высоко нос задирает, считает, что все девчонки обязательно в него влюбляются, прямо с первого взгляда». Спустя несколько дней прихожу в студию, открываю дверь и вижу: в зале никого нет, только один незнакомый мне молодой человек сидит и наигрывает на гитаре. Поднял голову, посмотрел на меня, какое-то мгновение длился этот его взгляд... Знаете, у нас были красивые ребята, но этот самый красивый. И все Галины предупреждения я тут же и забыла… Приближался Новый, 1962 год.
Галя решила: «Пойдем к Лешке». Понятно, потому что Гога ей неинтересен был, они выросли вместе, родители работали в одном коллективе. Да и постарше она была, чем мы, года на три. А я-то что, без году неделя, как пришла в студию, меня куда позовут, туда и пойду. В общем, Георгию была дана отставка. И вот 31 декабря сидим мы с Галей вдвоем у нее дома, пьем пустой чай в надежде на шикарный праздничный стол. А часов в девять вечера звонит Леша и говорит: «Девочки, извините, Новый год встречаем каждый в своем узком семейном кругу». Вот так. Галя причитает: «Ой, дуры мы, дуры. Надо было с Гогой идти».
Я киваю, конечно. А что сделаешь? И вдруг раздается телефонный звонок — Георгий: «Я сейчас беру такси и заезжаю за вами». Это в его характере: он очень широкий, щедрый человек. Гошина семья жила в Кузьминках в небольшом деревянном доме. Там еще печку нужно было топить дровами. Стол он накрыл шикарный, сам все сервировал, и ребята наши из студии были. Галя в каком-то невероятном нейлоновом платье в горох — у нее брат Борис танцевал в ансамбле Игоря Моисеева, они из-за границы не вылезали. Я тоже принарядилась, меня моя тетка обшивала, придумывала фасоны костюмчиков, платьев. Сижу — не дышу.
Бывает, что и слов-то не нужно, достаточно взгляда. Я видела, какие взгляды Георгий время от времени кидал в мою сторону, понимала, что нравлюсь ему. Предостережения подруги не помогли. У нас начался роман. Совершенно детские, чистые отношения. Ничего больше себе не позволяли. На втором курсе он сделал мне предложение, но в моих планах было окончить студию. Такая вот я была разумная. На самом деле понятие нравственности для цыган значит много. А в конце пятого курса чувства взяли верх.
Георгий привел меня к себе домой. Познакомил с родителями: «Это та самая Катя, о которой я рассказывал. Она теперь моя жена».
С раннего детства я думала о том, что стану актрисой», — говорила артистка. После завершения обучения в школе родители отправили Екатерину в столицу Российской Федерации к родственникам. Родители и не догадывались о том, что их дочь поступит в театральный. После фиаско с актерской карьерой Екатерина отправилась в музыкальное училище, где и стала учиться в дальнейшем. Жемчужная демонстрировала хорошие вокальные данные, у нее были отличные навыки хорового пения. Юная цыганка, которая проживала в столице РФ, попросту не могла обойти стороной театр «Ромэн». Когда Екатерина пришла в театр, то и не думала о том, что он станет для нее вторым домом.
Режиссер театра подошел ко мне и предложил устроить просмотр прямо здесь и сейчас. Я прочитала Паустовского, а затем исполнила «Московских окон негасимый свет». Мне сказали, что меня берут. Я бросила музыкальное училище и стала учиться в театральной студии. Педагоги музыкального были в шоке от моего решения, они говорили о другом будущем. Моя кровь взяла свое, я попала в театр «Ромэн», где обучалась четыре счастливых года. После завершения обучения в театре, а затем и в ГИТИСе Екатерина работала в ансамбле песни и пляски, ее руководителем был Николай Жемчужный, который приходится ей свекром. Российские зрители помнят Екатерину по ролям в лентах «Королева Марго», «Карнавал», а также по сериалам «Обручальное кольцо» и «Кармелита».
Екатерина Жемчужная: биография, роли и фильмы, фото, личная жизнь
Екатерина Жемчужная не просто замечательная актриса, но еще и цыганка в четвертом поколении. биография, новости, личная жизнь, фото, видео Екатерина Жемчужная. Актриса. Народная артистка России. Юную Катю в театр «Ромэн» пригласил Семён Баркан ещё в начале 60-х годов, она забрала свои документы из музыкального училища им. Ипполитова-Иванова – принесла их в студию Юрия Любимова при театре «Ромэн». / Фотография Екатерина Жемчужная (photo Ekaterina Zhemchuzhnaya). Поет Народная артистка России Екатерина Жемчужная. Екатерина Жемчужная "Утро туманное" (1979).
«Куда ни вхожу — везде улыбка»: Екатерине Жемчужной исполняется 80 лет
Запомнилась Екатерина зрителям и по роли в картине «Карнавал», артистка перевоплотилась в образ московской цыганки Кармы, которая приютила героиню Ирины Муравьевой Нину Соломатину. Екатерина Жемчужная Стоит отметить, что супруга персонажа Жемчужной исполнил её настоящий муж. После того, как «Карнавал» вышел на экраны, артистку буквально стала преследовать реплика «Карма, погадай! Екатерина Жемчужная В двухтысячных годах Екатерина Жемчужная появлялась преимущественно в сериалах, наибольшую известность актриса обрела после роли в многосерийном фильме «Кармелита. Цыганская страсть».
Личная жизнь Личная жизнь актрисы сложилась вполне счастливо. Её единственным супругом стал актёр Георгий Жемчужный. Их знакомство состоялось в стенах театра «Ромэн», на момент прихода будущей жены в «Ромэн» он уже выходил на сцену этого театра. Екатерина Жемчужная и Георгий Жемчужный Вместе супруги были и в горе и в радости и прожили долгие 55 лет в мире и согласии.
Родом из Тулы, а тульские цыгане никогда не кочевали. В таборе я бывала только тогда, когда снималась в кино. Во всех фильмах всем гадаю, ворожу… Нет, не удосужилась такого счастья быть у «пушкинских цыган». Кочевье прекрасно восполняется бесконечными гастролями. Он, я считаю, кочевой цыган, из интеллигентной семьи знаменитого рода Жемчужных. Когда-то у них был свой дом в Кузьминках, потом его снесли, и семья переехала в квартиру. Пуховые подушки были гордостью цыганской семьи, передавались по наследству. Кстати, когда девушку выдавали замуж, смотрели, какое у нее приданное. Главное — дать перины и подушки, чтобы молодым было мягко и тепло.
Нам на свадьбу их тоже подарили. Мы утопали в них, дышать было нечем… У нас актерская семья, поэтому на стенах висят афиши, портреты, картины. Мы не заставляем квартиру мебелью, хочется ощущать воздух, простор, свободу. Вроде бы была какая-то предыстория с внезапным переселением… — Раньше мы жили на улице Горького, ныне Тверской, как раз над уже исчезнувшим ночным клубом «Карусель».
Например, устроилась продавцом в магазин сладостей, расположенный рядом с домом. Однако Катя, чье детство было наполнено песнями и романсами, решила стать артисткой. Однажды первокурсница пошла в театр «Ромэн» на спектакль «Сломанный кнут». В молодости Екатерина была очень красива, о чем свидетельствуют сохранившиеся фото.
Режиссеры «Ромэна» разглядели юную цыганку и, проведя прослушивание непосредственно в фойе, предложили присоединиться к труппе. Красавица бросила училище и перешла в студию при «Ромэне». Новость шокировала не только педагогов и однокурсников девушки, но и родителей. Совместная постановка мастеров «Мы — цыгане», в которой Жемчужная появлялась в разных ипостасях, шла с аншлагом свыше 40 лет. На успех повлияло и качество декораций и костюмов. К последним приложил руку Вячеслав Зайцев. Екатерина Жемчужная в сериале «Вечный зов» Супруг и внук актрисы поставили пьесу «Здравствуй, Пушкин! Здесь Екатерина Андреевна предстала в образе цыганки Тани.
В представлении, наполненном не только яркими красками и звонкими песнями, но и русской поэзией, учувствовали и другие представители семьи Жемчужных. Фильмы В 1970 году Екатерина Андреевна промелькнула в эпизоде фильма «О друзьях-товарищах». Начинающую артистку, воплотившуюся в безымянную цыганку на барахолке, не удостоили даже упоминания в титрах. Всесоюзная слава настигла после сериала «Вечный зов». Валерий Усков и Владимир Краснопольский утвердили Жемчужную на роль без проб. Режиссеры увидели звезду на концерте в Доме кино и, убедившись, что актриса ниже, чем предполагаемый напарник Петр Вельяминов, взяли в проект.
Она стала работать в «Ромэне» и выходить на сцену с песнями и танцами.
Творческая биография Дебютной ролью в кино для девушки стал сериал «Вечный зов». В нем она сыграла девушку по имени Зорица. Премьера работы состоялась в 1973 году. В 1973 году девушка также сыграла в картине «Табор уходит в небо», но не появилась в титрах. Позднее крупная роль досталась актрисе в киноленте «Карнавал», которая была снята режиссером Татьяной Лиозновой. Еще в 1970 году Жемчужная сыграла эпизодическую роль в картине «О друзьях-товарищах», где ее фамилия даже не появилась в титрах В картине цыганка сыграла Карму. В 1980-х годах Жемчужная появлялась в кинолентах «Прежде мы были птицами», «Дамское танго», «Запомните меня такой», «Цыганка Аза» и «Где находится нофелет?
В начале 90-х годов прошлого столетия фильмография артистки стремительно пополнялась.
"Карма, погадай!" Народная артистка России Екатерина Жемчужная отмечает юбилей
Актриса и певица Екатерина Жемчужная рассказала почему не была на похоронах своего мужа. Екатерина Жемчужная – самая известная цыганка в нашей стране. Именно она играла в «Карнавале» Карму, Зорицу в «Вечном зове» и Розу в «Кармелите». Вот как Екатерина Жемчужная, соединившая в своей биографии две системы.
«Куда ни вхожу — везде улыбка»: Екатерине Жемчужной исполняется 80 лет
Екатерина Жемчужная, одна из главных артисток цыганского театра “Ромэн”, была и по сей день остаётся кумиром для большого числа жителей России. Забыла, как меня зовут?» — смеясь, рассказывает актриса Екатерина Жемчужная. Екатерина Жемчужная – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024.
Жемчужная Екатерина Андреевна
Личная жизнь Екатерины сложилась достаточно счастливо. 24СМИ фотографии. Звезду сериала "Кармелита" увезли в больницу с сильными болями:: Новости:: ТВ Центр. Екатерина Жемчужная – певица и актриса, которая смогла выиграть титул Народной артистки. Приоткрыть завесу над некоторыми тайнами нам согласилась открыть народная артистка России, прима театра «Ромэн» Екатерина Жемчужная.
Звезду сериала «Кармелита» увезли в больницу с сильными болями
И её воспитывали так же — ни в коем случае не брать чужого, не жульничать, не обманывать. Учили музыке, девочка пела в школьном хоре. Когда же маленькая Катя увидела в своих документах слово «цыганка» в графе «национальность», она расплакалась: «Мама, я не хочу быть цыганкой! И там она смело пошла поступать в ГИТИС — давно решила стать актрисой, но родителям ничего не говорила, боялась. Зато ей удалось поступить в Музыкальное училище. Папа очень расстроился — он рассчитывал, что дочь-сладкоежка устроится работать в кондитерский магазин рядом с домом.
А потом попала в театр «Ромэн» на дневной спектакль. И там в антракте её заметил Семён Баркан — главный режиссёр. Но на прослушивание всё же осталась. Спела «Московские окна», сплясала «Цыганочку». И её взяли!
Из училища, правда, не хотели отпускать, убеждали сначала получить образование, даже написали письмо родителям. Но было поздно. Видимо, подала голос цыганская горячая кровь: Кате уже нестерпимо хотелось работать в театре, петь и танцевать среди таких же, как она, смуглых черноглазых людей, весёлых и сердечных. Но Катя в один миг влюбилась в Георгия Жемчужного. Хотя подруга Галя предупреждала: будь осторожна, этот Гога много о себе воображает, считает, что все девушки влюбляются в него с первого взгляда.
Но Кате уже было всё равно: для неё существовал только он. Гога красиво ухаживал, делал подарки, но переходить границу они не спешили — наполовину детская дружба длилась ещё долго.
В России наоборот: нет денег, зато хотя бы звания есть. Актерам нужна узнаваемость и любовь зрителей — иначе для чего мы работаем? Режиссер Татьяна Лиознова сказала, что Карма — это моя судьба, Карма — это совесть фильма «Карнавал». К тому же Карма помогла мне в жизни, дала зрительскую любовь. Были времена, когда я шла по улице и все меня окрикивали: «Карма, Карма, Карма, погадай!
Я часто плакала, были волнения, несправедливости. Выжить актеру очень сложно. Видимо, Боженька меня л юбит. Правда, я хотела сыграть Кармен Проспера Мериме и даже пробовалась, но режиссер счел меня слишком молодой. Зато Кармен сыграла моя дочь — Ляля Жемчужная. И я счастлива: у нее отлично получилось. Мой муж выкрал меня из дома и женил на себе — Вы познакомились с Георгием Жемчужн ым, вашим мужем, в 16 лет.
Он сразу вас выкрал? Мы познакомились в студии при театре «Ромэн». Мне много рассказывали, что он очень горделивый, противный. И вот я Гогу увидела: он сидел и играл на гитаре.
Её приняли в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, откуда она перешла в студию знаменитого цыганского театра «Ромэн». В кино она впервые появилась в 1970 году, исполнив эпизодическую роль в картине «О друзьях-товарищах».
Давайте оживим их событиями моей биографии. В послевоенные годы город Щёкино Тульской области, как и вся страна, понемногу восстанавливал мирную жизнь. Преодолевали неимоверные трудности, но верили, что впереди только счастье, исполнение желаний, всемирное братство. Маленькая Катя тогда ещё не носила знаменитую фамилию династии Жемчужных. Но даже в те сложные времена уже сформировалось стремление выучиться, выйти на большую сцену. Семья-то была артистическая! А я удивлялась: зачем тратить время на ерунду? Я же в красивом цыганском наряде на большой сцене буду петь и плясать! Вот поступлю в театральное… Из всех репродукторов звучал тогда призыв учиться, учиться и учиться. Даже маленькие дети знали, что это сказал Ленин, основатель нашего государства. Не просто верили в лозунг, а принимали его всем сердцем. Такова была политика партии и правительства. В те годы мы ещё никого не догоняли и не перегоняли, просто стремились улучшить жизнь и познать мир через труд, образование и культуру. Старались стать лучше. Каждый находил себе место в жизни в соответствии с возможностями. Был запрос на талант, способности. Мои родители — театральные артисты. Я выросла на сцене. Влечение к красоте, к возвышенному было естественным. И когда уже в зрелом возрасте услышала фразу литератора, историка, философа Льва Аннинского: «Творчество — это порыв, а не протест», поняла смысл всего того, что сейчас происходит в искусстве. В начале века, как утверждают историки, идет слом систем, этакий хаос в головах, который приводит к революциям и войнам. Культура — соучастница этих событий. В двадцатых годах прошлого столетия появились сюрреалисты, Маяковский, Есенин, Скрябин, Стравинский. А что творилось в театрах! Параллели очевидны. Мы же всё это изучали. История как предмет следовала за нами по ступенькам — школа, училище, институт. Моя юность пришлась на период стабилизации, на середину века. Отсюда такие яркие и счастливые воспоминания. Екатерина Андреевна уверена, что весь опыт начала столетия нашей стране удалось употребить во благо. Создание СССР не только дало развитие национальным культурам, но и обострило обоюдный интерес. Союзные республики, округа, малые народы взаимно обогащались традициями. С каким восторгом артисты театра «Ромэн» каждое лето отправлялись на гастроли! В неформальной обстановке узнавали, как едят, танцуют, поют, воспитывают детей в Узбекистане, Армении, Литве! Так устроен мир. Не будет прилива энергии извне — любой организм погибает. Целые народы исчезли, попав в вынужденную или сознательную изоляцию, заключает Екатерина Андреевна. И ещё одно доказательство: — Дошедшие до нас источники подтверждают, что уже в девятнадцатом веке взаимопроникновение русской и цыганской культур дало новое направление творчеству сочинителей и исполнителей. Так, цыганка Таня, которую любил слушать Пушкин, вспоминала: «...
Екатерина Жемчужная: биография и личная жизнь
Ипполитова-Иванова, но надолго там не задержалась и спустя несколько месяцев покинула учебное заведение. Главный режиссер театра «Ромэн» Семен Баркан приметил молодую артистку и пригласил к себе. Она начала учиться в студии Юрия Любимова при театре «Ромэн», затем решила получить высшее актерское образование и поступила на заочное отделение в ГИТИС, который успешно закончила. Екатерина Жемчужная в молодости Театр После окончания обучения в студии при театре «Ромэн» Екатерина начала работать в ансамбле песни и пляски владимирских цыган, руководителем которого был Жемчужный Николай Михайлович. Затем она вошла в актерскую труппу музыкально-драматического театра «Ромэн». Среди ее спектаклей можно выделить «Мы — цыгане», «Колдовская любовь», «Плясунья — дочь шатров» и «Здравствуй, Пушкин». В 2023 году, несмотря на солидный возраст, она продолжает работать в родном театре «Ромэн». Екатерина Жемчужная на сцене театра «Ромэн» Карьера в кино Дебют Жемчужной в кино состоялся в 1970 году, с эпизодической роли цыганки на барахолке в исторической ленте «О друзьях-товарищах».
Известность же она получила после исполнения роли Зорицы в сериале «Вечный зов» 1973-1983. В сериале «Вечный зов» Среди ее дальнейших ролей можно выделить: 1976. Роль цыганки в исторической драме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Цыганка в музыкальной комедии «У матросов нет вопросов». Карма в 2-серийной комедийной мелодраме «Карнавал» и Мария в мелодраме Сергея Никоненко «Цыганское счастье».
Он очень заботливый. Однажды на гастролях в Днепропетровске меня забрали в больницу с подозрением на аппендицит. Разрезали: все в порядке, но все равно удалили. Гогуля готовил мне на плитке в гостиничном номере диетические котлетки и приносил в больницу.
Он прекрасно готовит, лучше, чем я. С мужем Георгием. Почти 55 лет вместе. Фото: Из личного архива — Цыгане ассоциируются с вольностью, свободой, а я слышала, что в ваших семьях строгие порядки. Цыганки не позволяют. Сейчас, конечно, многое меняется, все больше смешанных браков. Одна стала женой Андрея Старостина, капитана команды «Спартак», а другая вышла замуж за драматурга Исидора Штока. Таборные цыганки, а вышли за таких ребят! Их очень мало осталось, это уже «антиквариат».
Но цыганская звезда кочевая зовет и манит. Наша национальность такая, Лена. Ну никуда не денешься! Живешь в домах, но тянет на природу, на свежий воздух. Для нас радость — сорваться с места, поехать в другой город, на те же гастроли. А вы когда-нибудь испытывали какие-то притеснения из-за национальности? Ну разве что в школе могли назвать «цыганочкой». Мы жили городской жизнью, я росла среди русских и таборных цыганок, которые ходят в этих наших пестрых одеждах, обходила стороной, боялась, что украдут. Мама моя раньше, когда напряжение было с этим вопросом, записалась русской.
И когда мне пришло время получать паспорт, я рыдала: не хочу быть цыганкой! Так что по паспорту я русская. Мама потом говорила: Катя, как же так? Ты же боялась цыган, а сама пошла в театр «Ромэн»! Кстати, когда я туда поступала, мне сказали: «Как же мы вас возьмем? Вы же русская. В цыганский театр русских не берем! Мои родители были музыкантами, мама дома часто играла на гитаре. Мама рассказывала, что ее папа, а мой дедушка, Илья Петрович, был придворный скрипач.
Я пела в школьном хоре, хотела поступить в театральный институт, но родители были против: актерская профессия тяжелая. Я говорила: «Мама, я стану звездой, дома мне ничего делать не придется, у меня будет прислуга! Остановилась у родственников. Три месяца проучилась, а в декабре пришла в «Ромэн» посмотреть спектакль. Меня увидели, отвели к главному режиссеру Семену Баркану, и он сказал: мы вас берем! Тоже плетутся интриги, кипят страсти из-за распределения ролей, как это обычно водится за кулисами? Мне повезло. А другой актрисе, которая, возможно, ничуть не хуже, не повезло. Ничего не поделаешь — это уже судьба.
По молодости у меня бывали обиды, если не давали роль, даже плакала порой, но этого никто не видел, а потом получалось так, что я всегда играла то, что мне хочется. Эта роль рано или поздно все равно приходила ко мне… Я считаю, что это моя мамочка мне помогает, порой я словно ощущаю ее присутствие. Незадолго до смерти она взяла меня за руки и сказала: «Катечка, я так тебя люблю! Я буду молиться за тебя на том свете, чтобы, куда бы ты ни повернулась своим лицом, тебе были улыбка и везение! Куда бы я ни заходила, двери мне всегда открыты. До смеха иногда доходило. Даже в Мосгорисполком милиционер пропустил без паспорта. Мне надо было решить квартирный вопрос, и я прошла в приемную заместителя Юрия Лужкова без записи. Опиралась на палочку: на гастролях в Воронеже упала на сцене — и сесть предложили, и бумаги подписали!
А звание народной артистки России я получила в Кремле из рук президента Бориса Ельцина. Это было 28 декабря 1999 года, за три дня до его ухода. В театре шутили: «Ну ладно, Жемчужной вручали в Кремле, а нам в подворотне звания давали! Это правда? Мы же земляки! Он жил в Ясной Поляне, а я из Щекина Тульской области. Муж меня обзывает «лимита» с ударением на последнем слоге.
Сказал: «Я храню её, а она охраняет меня. Вот видите, здесь есть все признаки того, что это не новодел, не подделка. Такие вещи проходят сложную идентификацию. У меня есть официальный документ, кем и когда снята эта копия с подлинной маски. А передала её мне жена Рома-Лебедева, цыганского актёра, гитариста-виртуоза, драматурга и основателя нашего театра». И дальше пошел рассказ, который убедил: маска пришла в семью Жемчужных не как стимул к работе или проникновение в истинную сущность поэта, а как эталон соответствия. Георгий Николаевич так говорил об этом: «Школа знакомит нас с Пушкиным поверхностно. Конечно, раскрываются факты биографии, взгляды поэта, его предпочтения. Но я как руководитель студии Государственного института театрального искусства говорю своим студентам, что изучать материал нужно от истоков. Ощущение будет более правдиво, исчезнет привкус примитивной заявки на новое видение. А главное, не будет сиюминутного, технического проживания на сцене. Такое проникновение позволит проявиться истине. И это почувствует зритель. Актеры должны понимать, что они играют». Вот оно, взаимодействие культур. Примитивный подход всегда затмевает реальность. Буду говорить только о той среде, в которой я жила. Каждую реформу мы переживали по-своему. Сталинское снижение цен приветствовали, хрущёвское уничтожение домашнего скота в городах разорило немало хозяйств. Странно слышать теперь, что народ был оболванен. В каждом периоде осмысливали происходящее. Проблемы были, но нас спасало образование, умение делать анализ. Колеблются те, у кого нет стержня, основы, с помощью которой можно выйти на истину. Почему верили в светлое завтра? Потому что понимали: любую проблему можно решить. И были тому доказательства. Я, например, видела, как моим соседям давали квартиры, как талантливые люди делали карьеру. Мои родители обращались со своими вопросами к начальству, и оно помогало, потому что был контроль и над начальством. Профсоюз реально работал. В любой ситуации оставалось ощущение, что всё наладится. Не отступила, понимала: без образования никакого театра не будет. Догадалась попробоваться в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова. Тут был полный успех. Очередной поворот судьбы случился буквально через два месяца в антракте спектакля театра «Ромэн», на который пришла Екатерина. Давали спектакль, в котором каждый персонаж был понятным, близким, вызывавшим сочувствие. Слёзы лились от счастья, что сижу в единственном в мире цыганском театре. На сцене молодой Сличенко. Праздник души! В антракте неожиданность.
Екатерина Андреевна Жемчужная.