Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Что такое Радоница? Поминовение в православии: Поминовение представляет собой вознесение Господу молитв о душе преставившегося. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви. Этот день особого поминовения усопших называется Радоница.
Как поминать усопших — смысл, правила, запреты
Поминовение усопших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. это все значения на странице. Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. По Вашим многочисленным просьбам – мы добавили возможность подать «непрестанное» (непрерывное) поминовение в нашем монастыре.
Как правильно провести Радоницу, как помянуть усопших и что делать нельзя
Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. Традиции поминовения в исламе, как одеваться, что можно и что нельзя делать, читайте в статье «Поминки у мусульман». Что такое Родительская суббота?
Православные традиции поминовения усопших и заупокойные молебны в 2024 году
Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет н. история создания, правила проведения, обычаи, на какой день правильно проводить, что едят на поминках, рецепты. Поминки после похорон, на 9, 40 дни и годовщину после смерти. Суть обряда, порядок проведения, стол/трапеза, поминальные речи, приглашение.
Поминовение усопшего – что такое «вечное поминовение»
Поминовение совершалось соблюдением поминальных обрядов, которые впервые на Руси появились еще в языческие времена. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов» (Святитель Лука Войно-Ясенецкий). Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. так, чтобы поминовения были полезны как для живущих, так и для почивших. Есть хорошая новость — подать непрестанное поминовение можно в Свято-Георгиевском Катерлезском женском монастыре! Милостыня и подаяние всегда будут благодатным деянием поминовения умерших.
30 марта - Поминовение усопших
Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой «на вынос» , чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души. Во время Великого поста , если поминки третий, девятый, сороковой дни, годовщина приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой.
Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов. На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами, обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт , участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует. После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстаёт перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми [3].
В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своём вознёсся на Небо святое именно в этот срок. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познаёт совершённые грехи. Поминовение и молитвы в сороковой день — чрезвычайно важны.
Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Эта записка читается на литургийном поминовении. Считается, что желательно молиться на этой литургии в храме. Иногда просят священника послужить панихиду на могилке усопшего [7]. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.
Родительские субботы Великого поста Отмечаются во вторую, третью и четвертую недели. В 2024 году родительские великопостные субботы выпадают на 30 марта, 6 и 13 апреля. В период Великого поста мало дней для церковной молитвы об усопших. Родительские субботы в пост — это как раз возможность помолиться об умерших родственниках в храмах. Также на службу можно принести постную еду, а после оставить в церкви или раздать нуждающимся. Частные родительские субботы Радоница, или Радуница Отмечается на девятый день Пасхи — во вторник. В 2024 году Радоница выпадает на 14 мая. В этот день верующие приходят в храмы, а после отправляются на кладбище привести в порядок могилы родных. Также принято поминать усопших дома за трапезой, не возбраняется и вино, но без излишеств. Поминовение усопших воинов ВОВ Единственный поминальный день без переходящей даты. Каждый год усопших воинов поминают 9 мая — в День Победы. Традиция сложилась в 1994 году. Родственников, особенно прошедших войну, в этот день поминать тоже принято.
Радоница — вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших. Троицкая родительская суббота — перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи. Дмитриевская родительская суббота — установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября по новому стилю. День Победы 9 мая — установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя мужчине или Богородицы женщине. Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв. Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви! В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон квадратный подсвечник перед распятием в храме. Чин прощания обыкновенно совершается в храме — при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему. Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего. Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец. Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» Быт. Молитва об усопших: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.
Во время службы на алтарь кладется пять просфор квасное тесто из пшеничного теста из которых специальным ножом вынимаются небольшие частицы об упокоении умерших и здравии живых христиан. Вынимая частицы, священник зачитывает записки с именами, поданные верующими накануне литургии. По окончании Божественной литургии эти частицы погружаются в святую чашу с молитвой о прощении грехов поминаемых. Таким образом, душам представившихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать. Сорокоуст Для многоразового поминовения усопшего или тяжело больного христианина в храме можно заказать сорокоуст — ежедневное молитвенное прошение о упокоении покойного на Божественной литургии, которое длится в течение 40 дней. Сорок литургий подряд каждую службу на проскомидии изымается частица просфоры с поминанием имени живого или усопшего, и в конце службы она опускается в святую чашу. Сакральное число 40 часто встречается в ветхо- и новозаветных писаниях. Сорок лет еврейский народ скитался по пустыне. Сорок дней постился Моисей перед тем, как взойти на гору Синай и получить от Бога скрижали Завета. Через сорок дней после своего воскресения Иисус вознесся к Богу и после своего воскресение в течение 40 дней учил последователей тайнам Царства Божьего. В 40-й день душа усопшего предстает перед Божьим престолом, чтобы услышать его вердикт по поводу своей окончательной участи. В этой связи христиане нередко заказывают сорокоуст по случаю смерти близкого человека, однако повод для службы может быть и не связан с этим числом. Панихида В отличие от проскомидии и сорокоуста панихида — богослужение исключительно заупокойное. Церковный устав предписывает проводить ее вечером или утром после литургии в храме, однако панихида также может быть отслужена священником в другое время дня дома у покойного, в морге или на кладбище. В родительские субботы совершается панихида за всех когда-либо живших христиан или парастас.
Поминовение усопшего – что такое «вечное поминовение»
На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам помянникам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи так называемые синодики , и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой.
С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме.
Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве он подается вместо записки , но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.
В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» Ин.
Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...
Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. В этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших.
Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.
Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином.
В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием.
По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного.
Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают!
Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают.
За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название - поминки. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем.
Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда.
Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
И надлежит их поминать во все дни, кроме дня Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. А еще, как душа весьма грешна, а когда ее поминают и изведена будет от места темного в место светлое, то тому человеку, который своих родителей поминает, Господь изобилие посылает и во благоденствии много лет поживет, и избавлен будет от многих бед и напастей, а в будущем веке наследует Царство Небесное. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну стоящему, по обыкновению, посреди церкви. Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: - Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин и детей.
Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще. После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро заполнили весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины. Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они тени , подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.
Святой апостол Павел в послании к фессалоникийцам говорит: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Вечное поминовение как раз и является своеобразным выполнением этого апостольского постановления.
Это особый и священный ритуал, имеющий цель помянуть человека, дать усопшему дань уважения и вспомнить все хорошее, что он сделал в своей жизни. В этом и заключается смысл обряда и зачем его проводят. Православные таинства и обряды Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога. Помимо священнодействий церкви в уставе существует еще многие другие обряды. Отличаются они от таинств тем, что они имеют не «небесное», а церковное происхождение. Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них: Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви. Троицкая вселенская суббота троица. Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян.
Как поминать усопших — смысл, правила, запреты
Именно по этой причине особенно важно молиться о человеке в третий день после смерти. Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ. В панихиде девятого дня Церковь объединяет свои просьбы о спасении человеческой души с молитвой ангельской. Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании 40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др. Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия. Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего. Так мы показываем нашим близким, что память о них жива в наших сердцах. Где служится панихида? Панихида может служиться дома над гробом покойного или на кладбище, однако чаще всего это происходит в церкви — обычно после литургии.
Основным содержанием молитвословий является прошение об отпущении грехов. По учению Церкви, сами души умерших уже не могут ходатайствовать о прощении, однако искренние молитвы живых очень важны для их спасения. В обиходе часто приходится слышать словосочетание «гражданская панихида». Это понятие не имеет ничего общего с церковным обрядом и является светской церемонией прощания с покойным. Всеобщее поминовение Кроме частного поминовения усопших, которое совершается в церкви по просьбе членов семьи и близких людей, существует и всеобщее вселенское церковное поминовение, совершаемое в специально установленные Церковью дни, которые называются родительскими субботами. В дни всеобщего поминовения Церковь может помолиться о спасении всех «от века преставльшихся» то есть обо всех когда-либо умерших людях , а также о тех христианах, которые умерли внезапно и не получили поддержки в чине отпевания. Дни вселенского поминовения: Суббота перед Масленицей, или мясопустная.
Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь.
Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться!
Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить.
А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистого Тела и бесценной Крови Христовых. Какое бесстыдство и самозабвение! Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана Ин. Симеон Новый Богослов. Слово тридцать третье к причащающимся Божественных Таин. Вопрос: Будет ли полезно поминовение на проскомидии для человека умершего и не успевшего раскаяться? Преподобный Паисий Величковский: «Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел См. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей? Святитель Симеон, митрополит Солунский: «Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» Симеон Солунский.
В качестве альтернативы еду можно отдать малоимущим, знакомым или соседям, попросив их помянуть усопших. Если на этот день выпала памятная поминальная дата — по возвращении домой можно собраться за общей трапезой, чтобы вспомнить близкого человека. На стол ставят скромные сытные блюда, такие как щи или борщ, рыба, холодец, картофель, овощной салат, пирожки или пирог, соленья, кутья. Из напитков — компот, кисель.
Конец это только начало
- Когда отмечают Радоницу в 2024 году
- Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников | Москва | ФедералПресс
- Поминки от А до Я
- One moment, please...
- Может ли память быть вечной?
Последние новости
- Поминки от А до Я
- Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
- Что такое панихида?
- Как подать записку?
- О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ