это юридические или физические лица, получающие финансовую поддержку от иностранных государств или их организаций и осуществляющие. Так, иноагентами могут быть признаны международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы) на территории России, что раньше запрещалось Конституционным Судом РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека. 4. Иноагенты — иностранные СМИ. Статус иностранного агента перекрывает личность человека, и уже не важно, чем он или она занимается – люди видят то, что это иностранный агент, который по букве закона работает во вред России по заказу иностранного государства. Из-за статуса иноагента физлица не могут проводить запланированные мероприятия: 17 октября выступление поэтессы и журналистки Татьяны Вольтской* на концерте в Кемерово отменили именно по этой причине.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Вероятно, если организовать подпольную лекцию иноагента для подростков и об этом станет известно, это будет основанием для наказания — как действие, которое помогает нарушать закон об иностранном влиянии. это юридические или физические лица, получающие финансовую поддержку от иностранных государств или их организаций и осуществляющие. Иностранным агентом могут признать отдельного журналиста и официальное СМИ. Государственное агентство «РИА Новости» сообщает, что в нескольких регионах России проходят обыски у «соратников» экс-депутата Госдумы Ильи Пономарева (объявлен «иноагентом», живет в Украине).
Как (не) стать иностранным агентом?
English version Что изменится: Вместо четырёх реестров «иноагентов» теперь будет два — «единый реестр иностранных агентов» и «единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами»; Появятся новые требования к отчетности; Ужесточат ответственность за непредставление отчетности в Минюст; Предусмотрена новая форма маркировки — в том числе для участников «иноагента»; Отмена банковской, семейной и коммерческой тайны. Это значит, что Минюст будет вправе получать справки по операциям, счетам и вкладам любых физических и юридических лиц «при наличии признаков нарушения закона об «иноагентах», и получать от других органов любые документы, даже содержащие охраняемую законом информацию; Единый перечень запретов для всех иностранных агентов. Какие требования теперь будут к отчетности для всех «иноагентов»? Появляется публичный отчет для всех категорий «иноагентов». Теперь «иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в Интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом ». Первый такой публичный отчет должен быть опубликован до 15 мая — ответственность такая же, как за непредставление обычной отчетности. Другие отчеты должны быть предоставлены в первый раз до 15 февраля, далее — по графику. Какая ответственность у «иностранных агентов»? Ответственность остается прежней — разной для разных категорий «иноагентов», хотя реестр теперь у всех один, что создаёт дополнительную неопределенность.
Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом. Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки: 1 ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; 2 один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи; 3 ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы ее части и или проведения мероприятий. Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом. Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом. В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона за исключением российского юридического лица , организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах. Порядок этого уведомления устанавливается уполномоченным органом. Статья 10. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов 1. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти. Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона. Предметом государственного контроля за деятельностью иностранных агентов является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов. В отношении иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут проводиться плановые и внеплановые проверки. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1 запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части; 2 запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию; 3 направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях; 4 проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах; 5 выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению. Уполномоченный орган ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью. Статья 11. Ограничения, связанные со статусом иностранного агента 1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума.
И надо понимать, что статус иноагента присваивают не иностранным шпионам или разведчикам. В зоне риска — НКО и различные движения, в основном политические и правовые, СМИ, журналисты, блогеры, обычные граждане. Закон трактуется достаточно широко. Кого признают иностранным агентом: реестры В России сейчас пополняются четыре реестра иностранных агентов. Их ведет Минюст. Как правило, «свежих» иноагентов ведомство объявляет по пятницам. Вот кого в России могут признать иноагентом: Некоммерческие организации. Если занимаются политической деятельностью в России и финансируются из-за рубежа государствами, фондами, организациями, гражданами. Если создают или распространяют печатные, видео-, аудиоматериалы неограниченной аудитории и, опять же, получают финансирование от иностранных источников. Статус иноагента присваивают изданиям целиком, отдельным журналистам и даже блогерам с внушительной аудиторией.
Под иностранным влиянием подразумевается, что гражданину РФ, юридическим лицам оказывается финансовая, техническая и иная помощь со стороны западных организаций». О том, что в переводе с юридического на общедоступный означают такие термины, как «поддержка» или «иная помощь», объясняет партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда: Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «По сути, в текущем виде законопроект, переводя его на русский язык, предоставляет правоприменителю возможность наделять статусом иностранного агента практически любого по своему усмотрению». Правда, для получения статуса иноагента нужно два условия. Первое — находиться под иностранным влиянием, а второе — заниматься определенного рода деятельностью. В законопроекте деятельность эта прописана. И это — политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таковых. На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом. Это Business FM подтвердил соавтор законопроекта.
Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение
Однако в реальности НКО-иноагентов было значительно больше: многие после получения статуса были вынуждены прекратить свою деятельность, реорганизовались или были ликвидированы по решению суда. Теперь «иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в Интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом». Теперь «иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в Интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом». Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. Министерство юстиции в очередной раз обновило список иностранных агентов, которые осуществляют свою деятельность на территории России.
Новости об иноагентах
статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. Иностранный агент — это лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, которая описана в законопроекте. Госдума приняла закон, регламентирующий деятельность иностранных агентов. Новости и статьи.
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу
Учитывая, что именно поддержка зрителей, в том числе с других концов мира, для многих блогеров является основным средством заработка, нетрудно догадаться чем это для них обернется. Нарочно пишутся законы, которые имеют абсолютно произвольное толкование - дальше люди в погонах становятся абсолютными хозяевами ситуации, - заявляет член Московской Хельсинкской группы Борис Альтшулер. Плеханова, не видит в законе об иностранных агентах ничего страшного. Во всяком случае такого, что помешало бы организациям, которые действительно занимаются заявленной деятельностью, а не преследуют свои тайные интересы: - Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т.
Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России, и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить, - считает он. Чем это грозит Формально на иностранного агента налагаются не очень суровые ограничения. Согласно закону, они должны предоставлять регулярные отчеты о своей деятельности и тратах зарубежных средств. Кроме того, физлица-иноагенты не могут работать на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне. Ну и самое главное — во всех своих публикациях сообщать о своем статусе.
Иноагентом могут признать не только организацию или СМИ, но и простого человека. Главное, чтобы одновременно выполнялось 2 условия: лицо действует в интересах иностранного государства; гражданин или организация получает финансирование или вознаграждение из-за рубежа. На практике, часто иноагентов сравнивают с «разведчиками» или «шпионами». На самом деле деятельность таких граждан и организаций не запрещена.
Но, при выполнении своих функций, а в частности, при публикации в сети различной информации, предназначенной для широкого доступа, они обязаны размещать пометку о том, что данные сведения размещены иноагентом. Такой статус могут присвоить тому, кто собирает сведения о военной и военно-технической деятельности России, сообщает другим странам о моральном климате в рядах российской армии, о совершенных здесь преступлениях. В настоящее время на территории РФ действует около 150 признанных иноагентов. Среди них журналисты, средства массовой информации, знаменитости и организации.
Оправдано ли некоторые лица попадают в список иноагентов? Совершенно оправдано! После двух нарушений административного правила будет применяться одно и то же наказание — лишение свободы на максимальный срок два года. Если кто-то намеренно собирает данные о российской армии и вооружениях, которые могут быть использованы зарубежными державами для нанесения ущерба безопасности страны, и не передает в соответствующий орган необходимые бумаги для внесения в реестр иностранных агентов, то ему грозит денежный штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет.
Президент принял новый закон, ужесточающий санкции за создание и деятельность некоммерческой организации, которая побуждает граждан уклоняться от выполнения своих гражданских обязанностей. Если НКО выполняет функции иностранного агента, ее учредителям и руководителям грозит до шести лет лишения свободы. Те, кто участвует в деятельности такой организации, могут быть подвергнуты лишению свободы на три года.
Ответственность за непредоставление отчетов и немаркировку регулируется статьями 19. Максимальный штраф для объединений — 100, а для физических лиц — 50 тысяч рублей. НКО-«иноагенты» несут ответственность сразу по двум статьям: 19. Уголовная статья и лишение свободы на срок до 5 лет ч. Первая часть ст. Вступившим в силу с 1 декабря законом также предусмотрены иные наказания: ликвидация за неоднократное непредставление отчетов ; запрет осуществления программ — иначе грозит ликвидация за невыполнение этого правила ; блокировка информационных ресурсов. Кто будет в реестрах? Все существующие реестры объединяют в единый. Что нужно маркировать?
Ничего не мешает зарегистрировать Vector LTD где-нибудь в оффшоре, гнать деньги через него - и всё. Любые материалы, в том числе записи в личном блоге. Как это выглядит на практике - можно посмотреть например здесь или здесь. А теперь представьте, как жить изданию, которое обязано на любые свои материалы в том числе рекламу вешать такую пометку, причём вдвое больше остального содержимого. Сойдёт ли капс за "размер шрифта вдвое больше" - неизвестно. Если нет, то в принципе теряется возможность публиковаться там, где нельзя писать шрифтом разных кеглей или вставить картинку в начало поста: ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук и так далее. И нет, если пишет физлицо, то выкинуть часть про СМИ нельзя. А если СМИ - нельзя выкинуть часть про физлицо. Всем нужно употреблять полную форму. Какое наказание предусмотрено за несоблюдение этих законов? За первое нарушение - штраф до 10 тысяч рублей на граждан или до 500 тысяч рублей на юрлицо. За повторное - 50 тысяч на граждан, 1 миллион на юрлицо. Третье в течение года - до 5 миллионов, но только на юрлица. Правда, юрлицо обязано быть у каждого гражданина, который зарегистрирован как иноагент, так что тут вопрос, как именно он будет наказан.