Новости что такое атомный ледокол

60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт.

Сделано в России

В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря. Атомный ледокол — Основная статья: Ледокол Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Атомный ледокол "Якутия" спустили на воду на Балтийском заводе в Петербурге. 16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости. На Балтийском заводе начали резать металл для пятого атомного ледокола проекта 22220. Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой.

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением.

«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства

Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением. Ожидается, что атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой.

Атомный ледокольный флот России: состав, список действующих ледоколов и командование

Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220. Представители второго поколения атомных ледоколов гораздо мощнее — два ядерных реактора (ОК-900А) дают им 75 тысяч лошадиных сил. Спуск на воду атомного ледокола «Якутия». Фото: Алексей Даничев / РИА Новости. Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой. 16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

Атомный ледокол «Сибирь» завершил работу в период очередной навигации

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе Арктики, и должны решать следующие задачи. Советский атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика» был построен на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде по проекту 1052 и введен в эксплуатацию в 1977 году. Новый российский атомный ледокол проекта 22220, который строится на верфи в Санкт-Петербурге, был назван «Сталинград».

«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства

Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях. Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно. И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения.

На пороге 2000 года ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу и стал 7-м в мире кораблем, достигшим этой точки Земли. Как и "Ямал", при закладке в 80-х он носил другое название: "Урал". В преддверии спуска на воду в 1993 году его переименовали в "50 лет Победы".

Первый ледокол по данному контракту и второй в серии "Сибирь" строительный номер 05707 был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года, спущен на воду 22 сентября 2017 года и введен в эксплуатацию 24 декабря 2021 года. Закладка следующего ледокола по данному контракту "Урал" строительный номер 05708 была произведена на Балтийском заводе 25 июля 2016 года. Спуск на воду был произведен 25 мая 2019 года, а 14 октября 2022 года "Урал" вышел на заводские ходовые испытания. Ранее Балтийский завод осуществил постройку головного универсального атомного ледокола "Арктика" строительный номер 05706 проекта 22220 ЛК-60Я по контракту стоимостью 36,959 млрд рублей с государственной корпорацией "Росатом" для ФГУП "Атомфлот", заключенному 20 августа 2012 года.

Головной ледокол "Арктика" был заложен 5 ноября 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года, вышел на заводские ходовые испытания 12 декабря 2019 года, а приемный акт ледокола "Арктика" был подписан 21 октября 2020 года в Мурманске.

Чаще в дело вступают два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. Их дополняет атомный контейнеровоз "Севморпуть" с мощностью реакторной установки 40 тыс. Суммарно они выдают больше мощности, чем было до этого, — 81,5 тыс. Особенность энергетической установки корабля состоит в том, что изначально водо-водяной ядерный реактор, разработанный в ОКБМ имени И. Африкантова, проектировали для...

В США небольшого по размерам и мощного ядерного реактора, который можно было бы адаптировать под ледоколы, в данный момент нет, да и строить атомные ледоколы в США пока не планировали. О том, что ледокол нужен, говорилось долгие годы, ещё при администрации Буша. Дальше началась волокита, и только в 2017 году Трамп волевым решением распорядился их строить. Первый из них ожидается к 2024 году, второй — к 2025-му, третий — к 2027-му. Примерное водоизмещение — 22 тыс. В ней проектировщики кораблей реализовали весь опыт, накопленный за много десятков лет.

Первый атомный ледокол "Ленин" спустили на воду ещё в 1959 году, и с этого момента данных о работе кораблей в полярных льдах становилось всё больше.

Первый атомный ледокол — "Ленин" — был введен в строй 3 декабря 1959 года. В строительстве атомохода принимали участие более 500 предприятий со всего Советского Союза. За это время он прошел расстояние, более чем втрое превышающее путь от Земли до Луны.

Принцип работы и устройство ледокола

Путь через российскую Арктику почти в два раза короче. От Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, если идти через Суэцкий канал — более 12 тысяч. В зависимости от ледовой обстановки, судно потратит на этот переход 18 дней, а через Средиземное и Красное моря — около 37. А к 2030 году, согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», планируется взять планку в 150 миллионов тонн перевозок по СМП. Преимущество этого маршрута — это и расстояние от Южной Кореи до Великобритании — около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного пути через Суэцкий канал , и отсутствие рисков нападения пиратов. Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов. Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются: Ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ; Оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; Транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»; Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач — обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Нельзя забывать и о научно-исследовательских работах, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года состоялись сразу две просветительских экспедиции. Сначала, в рамках проекта «Ледокол знаний.

Атомоход ЛК-60Я может работать как в западном районе Арктики Баренцево, Печорское и Карское моря , где он способен "усаживаться", увеличивая проходимость во льдах, так и на реках Арктического региона участки Енисея на Дудинском направлении и в районе Обской губы , где судно может сбрасывать балласт и подвсплывать, чтобы не задеть дно на мелководье. По оценкам экспертов госкорпорации "Росатом", использование одного такого двухосадочного атомохода вместо двух ледоколов тяжелого типа "Арктика" и мелкосидящего типа "Таймыр" позволит снизить в 1,5-1,8 раза затраты на ледокольную проводку судов. Особенность конструкции РИТМ-200 в том, что основной циркуляционный тракт теплоносителя первого контура, активная зона и парогенераторы размещены в интегрированном корпусе - такое решение позволило снизить массу и габариты установки, а также уменьшить риск утечек. Технические характеристики.

Требования к ледоколам ужесточались, колеса сменили винты и турбины, а двигатели внутреннего сгорания — атомные силовые агрегаты. Ожидаемо, что более всего востребован ледокол в России, поскольку часть морей и устьев рек большую часть года покрыты толстым слоем льда. В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире.

Их должно хватить. Рядом находятся кран и люльки для подъема и выгрузки людей и предметов в море, например, с помощью них можно забрать людей с буксиров или спасти с льдины полярников. Ледокол может автономно работать в Заполярье до полугода, а максимально — семь лет, если поставлять провизию вертолетом. У «Арктики» есть одна вертолетная площадка и одна штатная «вертушка» с собственным ангаром. Сегодня утром он пустовал. Спасательные шлюпки, правда, оказались китайскими: их изготовила компания Jyangyin Wolong. Каждая вмещает по 60 человек. Таким образом, «Арктику» оснастили шлюпками с четырехкратным запасом по отношению к численности экипажа.

Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220

Для сравнения: за тот же период дизельный ледокол потратил бы 540 тысяч тонн дизельного топлива. Реакторная установка РИТМ-200 может непрерывно работать в течение 26 тысяч часов, и расчетный срок ее службы достигает 40 лет. Это инновационная разработка, не имеющая зарубежных аналогов, создана в одном из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде. А абсолютную безопасность работы реакторов обеспечивает прочная защитная оболочка из стали, воды и бетона. Ведь многие операции, которые раньше приходилось выполнять вручную, теперь автоматизированы. Сократить количество людей на борту удалось также из-за высокой квалификации персонала. А чтобы они не заскучали во время долгого пути, создатели судна предусмотрели все необходимое для комфортной жизни.

Для каждого члена экипажа построены одноместные каюты с отдельным санузлом и душем. Часть кают предназначена для туристов или членов исследовательских экспедиций. На корабле есть просторный камбуз с собственной пекарней, сауна с бассейном, спортивный зал. Имеется и специальное помещение для переработки бытовых отходов. К современным атомоходам предъявляются самые высокие экологические требования, поэтому они не должны создавать угроз для окружающей среды даже в мелочах.

Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению. Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов.

Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания. В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта. Именно благодаря этим факторам атомные ледоколы успешно справляются со своими задачами и оказывают неоценимую помощь в освоении и развитии Арктики. История и перспективы развития История атомных ледоколов насчитывает более полувека, начиная с запуска советского ледокола «Ленин» в 1959 году. Россия, как наследница СССР, продолжает развивать и совершенствовать данную технологию, однако не стоит забывать о других странах, испытывающих интерес к ядерному ледокольному флоту. Среди государств, разрабатывающих и эксплуатирующих атомные ледоколы, следует выделить Китай, который впервые в 2018 году представил проект своего атомного ледокола «Хуньмэн» Красный орел , а затем уже в 2021 году заложил его на строительство. Этот мощный ледокол будет способен разрушать ледовые преграды толщиной до 3 метров, обеспечивая проход для грузовых судов. Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, серьезно рассматривают возможность создания собственных атомных ледоколов.

Они обращают внимание на угрозу растущего влияния России и Китая в Арктике и понимают, что такие суда могут быть важным инструментом для обеспечения национальных интересов. В перспективе развития атомных ледоколов можно выделить следующие направления: Создание новых моделей с улучшенными характеристиками: современные разработки направлены на поиск оптимальных форм корпуса и двигательных систем, позволяющих эффективно преодолевать ледовые преграды и снижать топливную зависимость. Внедрение автоматизации и цифровых технологий: автоматизированные системы управления, современные навигационные и связные комплексы, а также методы дистанционного мониторинга и анализа данных о состоянии судна могут существенно повысить эффективность эксплуатации ледоколов. Развитие двигательной базы: исследования в области малых ядерных реакторов и их модификаций, усовершенствование системы охлаждения и энергетической эфффективности — все это способствует созданию более продвинутых двигательных установок для атомных ледоколов. Экологические аспекты: при проектировании новых ледоколов особое внимание уделяется снижению воздействия на окружающую среду. Разработки включают оптимизацию систем обработки отходов, минимизацию радиационного воздействия и снижение выбросов в атмосферу. Международное сотрудничество: растущий интерес к Арктике стимулирует страны к укреплению партнерства и кооперации в области атомных ледоколов. Обмен опытом и технологиями, совместные научные исследования и разработки новых проектов могут привести к существенному продвижению в данной области.

Развитие атомных ледоколов в мире свидетельствуют о растущей важности этой технологии для обеспечения пропускной способности северных морских путей и развития Арктики. Россия, Китай, США и другие страны активно работают над совершенствованием существующих моделей и созданием новых атомных ледоколов, учитывая современные технологии и экологические требования.

Обогревается шлюпка через небольшой дизельный генератор, внутри есть навигационный компас и ракетница, через люк в крыше можно подышать свежим воздухом. Насчет наличия туалета там он не уверен. Балтийский завод мог бы без проблем их сделать, уверен он. Мы только слушаемся и покупаем то, что он выбрал», — подчеркнул замруководителя проекта «Арктика». Для Игоря Чунихина места в шлюпке нет — он в этот раз во льды Заполярья не идет. Никогда там не был и очень хочет, но слишком много человек на борт не берут, условия испытаний пытаются приблизить к реальным. Надеется попасть в сдаточную команду следующих ледоколов: на достроечной набережной завода ждут своего часа — в 2021—2022 годах — «Сибирь», «Урал» всё того же проекта 22 220.

С Балтийским заводом подписали контракт на строительство еще двух атомоходов: «Якутии» и «Чукотки».

Эксплуатация[ править править код ] Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда , 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями. Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота.

Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс». Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути проведено 110 судов , пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном.

Атомные ледоколы: история создания, характеристики

Для сравнения: за тот же период дизельный ледокол потратил бы 540 тысяч тонн дизельного топлива. Реакторная установка РИТМ-200 может непрерывно работать в течение 26 тысяч часов, и расчетный срок ее службы достигает 40 лет. Это инновационная разработка, не имеющая зарубежных аналогов, создана в одном из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде. А абсолютную безопасность работы реакторов обеспечивает прочная защитная оболочка из стали, воды и бетона. Ведь многие операции, которые раньше приходилось выполнять вручную, теперь автоматизированы. Сократить количество людей на борту удалось также из-за высокой квалификации персонала. А чтобы они не заскучали во время долгого пути, создатели судна предусмотрели все необходимое для комфортной жизни. Для каждого члена экипажа построены одноместные каюты с отдельным санузлом и душем. Часть кают предназначена для туристов или членов исследовательских экспедиций. На корабле есть просторный камбуз с собственной пекарней, сауна с бассейном, спортивный зал. Имеется и специальное помещение для переработки бытовых отходов.

К современным атомоходам предъявляются самые высокие экологические требования, поэтому они не должны создавать угроз для окружающей среды даже в мелочах.

Постепенно он пополнялся новыми мощными кораблями: «Россия», «Сибирь», «Таймыр», «Советский Союз», «50 лет Победы» и другие. Это обеспечило безусловное лидерство страны в атомном судостроении — ни одно государство в мире не обладает подобными ресурсами.

Функционал ледоколов Задачи у атомного ледокольного флота вполне определённые: они обеспечивают доступность для других кораблей к замерзающим российским портам. Преимущественно это относится к Северному морскому пути. Это функция ледоколов номер один.

Второстепенные, но не менее важные задачи: научно-исследовательские экспедиции в области с высокой замерзаемостью акватории, спасательные операции, сопровождение судов и даже туристические круизы. Если более конкретно, то корабли ледокольного флота обеспечивают стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути. По нему происходит транспортировка нефти и многого другого на международный рынок.

Россия — единственная страна, пользующаяся этим направлением: в основном все плавают по Тихоокеанскому и Атлантическому направлениям, через Панамский и Суэцкий каналы.

К ним недавно присоединились «Арктика» и «Сибирь» — представители нового поколения атомных ледоколов проекта 22220. Мелкосидящие ледоколы строились специально для работы в устьях рек. Их главная особенность — меньшая осадка в 8,1 метра.

По мощности «Таймыр» и «Вайгач» меньше морских «собратьев» — у них всего один реактор мощностью около 50 тысяч лошадиных сил водо-водяной КЛТ-40М. Чаще всего пара работает в Енисее. Таймыр Вайгач Кстати их назвали в честь предшественников — пары ледоколов, на которых в 1912-1913 годах экспедиция под руководством Ивана Сергеева и Бориса Вилькицкого впервые в истории прошла Северный морской путь с востока на запад, по пути исследовав острова северных морей. В частности, они открыли архипелаг Северная Земля.

Представители второго поколения атомных ледоколов гораздо мощнее — два ядерных реактора ОК-900А дают им 75 тысяч лошадиных сил. Несмотря на разницу в «возрасте» «Ямал» начал работу в 1992 году, «50 лет Победы» был готов в 2007 году , по размеру они почти одинаковые, разве что слегка отличаются длиной. Над водой оба возвышаются на высоту 12-этажного дома 37,8 метра. Внешне вы их никогда не перепутаете: на носу «Ямала» красуется огромная зубастая улыбка изначально нарисованная для гостивших там детишек, а потом просто не стали убирать — стильно!

Атомный ледокол «50 лет Победы» возит туристов на Северный полюс. Ямал 50 лет Победы Осадка у них около 11 метров, подходящая для движения по морям. По ровному неподвижному льду толщиной 2,7 метра они развивают скорость 3,7 километра в час два узла. Конечно, ударами корпуса атомные ледоколы способны ломать и гораздо более толстый лёд.

Причём как задом, так и передом — ледокольные «способности» работают в обе стороны, иначе ледоколы часто застревали бы во льдах. Свыше десяти лет эти атомные ледоколы были самыми большими в мире, но в 2020 году на Северном морском пути заработала «Арктика», а в 2022-м — «Сибирь». Арктика Сибирь Главная особенность нового поколения проект 22220 — двухосадочность на 9,03 и 10,5 метра; они могут работать как в море, так и в устьях рек. Такую универсальность обеспечивает большая балластная система набора и сброса воды.

Ядерные установки, конечно, тоже мощнее: два реактора РИТМ-200 дают 81,5 тысячи лошадиных сил.

За якорно-швартовный комплекс ледокола отвечает компания AdriaWinch. Комплект поставляемого оборудования состоит из двух якорно-швартовных лебедок для цепи размера 78К3, а также шести швартовных лебедок с тяговым усилием 305 кН. Все лебедки с функцией автоматического натяжения разработаны для работы в условиях низких температур арктического региона. Для обеспечения работ при погрузке провизии на судно и обслуживания люка в провизионные кладовые, для обеспечения аварийно-спасательных операций и снятия людей со льда — в носовой части судна на палубе бака предусмотрены два электрогидравлических крана-манипулятора грузоподъемностью 3 тонны на вылете стрелы до 15 м.

Управлять кранами можно как из кабин кранов, так и дистанционно с переносных пультов с кабелем. Для грузовых операций в кормовой части судна при погрузке и выгрузке оборудования в кладовую крупногабаритного ЗИП и для спуска и подъема бортовых катеров, грузовых операций с контейнерами, ремонта и замены гребных винтов предусмотрен отдельный электрогидравлический кран с телескопическими стрелами грузоподъемностью на вылете стрелы до 20 м — 16 тонн, на вылете 25 м — 12 тонн. Краны производства компании MELCAL на судно поставляла петербургская компания «Кронштадт», и у этого оборудования есть целый ряд интересных технических инноваций. В частности, инженеры компании MELCAL разработали несколько инновационных решений для арктических судов, к примеру, Melcal Arctic Recirculation System — интеллектуальный комплекс промывки рабочих узлов маслом автоматически регулируемой температуры, что обеспечивает возможность безотказного функционирования кранов в диапазоне температур до -50 градусов С. Для механизации подъемно-транспортных работ в том числе для выгрузки на открытую часть палубы надстройки 4-го яруса, служит 10-остановочный электрический лифт грузоподъемностью 2 тонны.

Лифт рассчитан на транспортировку защитного контейнера для сбора отходов. Обслуживающий персонал пользуется пассажирским лифтом, расположенным в надстройке. Грузоподъемность лифта — 4 человека или 350 кг на 9 остановок с высотой подъема 22,4 м. Это вертолетная посадочная площадка, командный пункт, ангар для обслуживания вертолета Ка-32, устройство транспортировки и средства швартовки, средства палубного обслуживания. Также на площадке можно раскрепить вертолеты Ка-32 и Ми-8 по-походному.

В составе комплекса есть водолазная кран-балка с электрическим и ручным приводом для спуска и подъема водолаза в беседке. На палубе бака установлены 4 спасательные шлюпки вместимостью 65 человек каждая, по 2 с каждого борта в комплекте с СПУ. В качестве спасательных средств на ледоколе на па- лубе бака расположены 12 спасательных плотов сбрасываемого типа вместимостью 25 человек каждый, по 6 с каждого борта. Плоты установлены на стеллажах в контейнерах, по 2 штуки на один стеллаж, и снабжены гидростатическими разообщающими устройствами. В дополнение к спасательным средствам на ледоколе, на палубе бака предусмотрена дежурная шлюпка в комплекте с СПУ.

При этом на судне предусмотрено 120 отдельных кают. Из дополнительных удобств на борту можно отметить спортивный и тренажерный залы, бассейн и сауну. В рамках контракта «Транзас», принимавший участие в разработке технического проекта с ЦКБ «Айсберг», поставляет комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование и систему управления рулевой машиной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий