Картину “Человек-амфибия”, которую презентовали зрителем перед новым 1962 годом, снял режиссер Чеботарев и оператор Марк Розовский. В Крыму снимали только сцены «Человека-амфибии», что происходили на морском побережье – латиноамериканский город «сыграл» Баку.
Тайны съемок фильма «Человек-амфибия»: как советские артисты утерли нос Диснею
просмотрите отзывы путешественников (636 шт.), реальные фотографии (1 042 шт.) и лучшие специальные предложения для Севастополь на сайте Tripadvisor. О том, как создавался фильм «Человек-амфибия», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». «Человек-амфибия» — советский художественный фильм, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1961 году режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. Когда снимали «Человека-амфибию», бухта Ласпи была абсолютно диким местом. Сцену фильма, где исполняется румба, снимали в "Голубой бухте" Севастополя, возле Мемориального комплекса «35 береговая батарея».
Как снимали "Человека-амфибию"
В крымском поселке Новый Свет в 1961 году киностудия «Ленфильм» снимала советский художественный фильм «Человек-амфибия», поставленный режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по книге советского фантаста Александра Беляева. Главная» Вопросы и ответы» Где снимали фильм человек амфибия 1961. Где снимали Неуловимых и Человек -Амфибия.» на канале «Веганская Кухня: Идеи и Рецепты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 июля 2023 года в 13:18, длительностью 00:06:01, на видеохостинге RUTUBE. Зрители увидят фильм 1961 года «Человек-амфибия» с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях.
5 легендарных фильмов, которые снимали в Сочи
Однако наш ответ Голливуду – «Человек-амфибия» был снят еще в 1961 году! Говорят, что роман Александра Беляева Человек-амфибия в конце 40-х годов планировали экранизировать в Голливуде. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия".
Точные места съемок фильма "Человек-амфибия"
В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав 65,5 млн. зрителей, а на фестивале фантастики в Триесте получил «Серебряный парус». С тех пор утекло 50 лет, а все попытки снять новые киноверсии «Человека-амфибии» закончились полным провалом. Главная» Новости» Где снимали фильм человек амфибия 1961.
Как снимали "Человека-амфибию"
Какие-то эпизоды будто мешал снимать реальный «морской дьявол» как по сюжету называли Ихтиандра , вставляя палки в колеса отважным киношникам. Однажды не сработал акваланг, из которого дублер-подводник давал раз в минуту подышать на глубине Владимиру Кореневу — Ихтиандру. Дублер, первый чемпион СССР по подводному спорту инженер Рэм Стукалов, не растерялся: мгновенно сорвав свой акваланг, он надел его на Коренева, а сам рванул вверх, без остановок, а ведь на такой глубине это неизменно приводит к кессонной болезни. Вынырнув на поверхность, Рэм увидел, что из ушей у него хлещет кровь: сильно пострадали барабанные перепонки. Однако сцена была снята, и артисту Кореневу рассказали о случившемся только после окончания съемок — чтобы не нервничал.
Кстати: В съемках участвовали пятеро подводников, двое из них дублировали Коренева и Вертинскую. Хотели даже привлечь знаменитого французского исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто, но «сверху» не дали денег. Главный оператор Розовский практически изобрел всю подводную съемочную аппаратуру. Годы спустя он очень сожалел о том, что весь опыт подводных съемок «выбросили на помойку».
Кореневу вообще досталось — многие эпизоды снимались в экстремальных условиях. Матрос, державший на палубе цепь, другой конец которой был прикован к поясу Ихтиандра, уронил свою ношу как раз в тот момент, когда Ихтиандр прыгал в пучину. Тогда артиста спас оператор, вовремя бросивший камеру и подхвативший Коренева, — иначе бы тот ушел вместе с тяжелой цепью на дно. Да и вообще каждое погружение на 10-метровую глубину в тонком костюме было еще тем испытанием — ведь вода на глубине остается очень холодной даже в самый жаркий день.
Потрясающе эффектный блестящий костюм Ихтиандра, обшитый 10 000 чешуек. Кадр из фильма «Человек-амфибия» О костюме для Ихтиандра стоит сказать отдельно, чтобы лишний раз выразить восхищение изобретательными костюмерами.
Минуту-полторы идёт съёмка, потом актёрам возвращают акваланги, они «продыхиваются» — и снова съёмка. От исполнителей главных ролей требовалась серьёзная подготовка, и Владимир Коренев и Анастасия Вертинская целые дни проводили в бассейне. Чеботарёв Для костюма Ихтиандра взяли хеланку — эластичную ткань для плотных женских колготок, а «чешую» вырубили из старой киноплёнки. Получилось около десяти тысяч чешуек, которые красили перламутровой краской и вручную нашивали на ткань.
Всего сделали четыре таких комбинезона. Владимир Коренев надевал сначала резиновую рубашку, потом поролоновую подкладку и уже сверху натягивал чешуйчатый костюм. С нарядами Гуттиэре было проще — их шили по картинкам летней диоровской коллекции в стиле new look. Чеботарёв По сюжету события происходят в Аргентине. Далёкую страну снимали в двух местах — в Баку и крымской бухте Ласпи, которая была настолько хороша, что вскоре после фильма там появилась правительственная резиденция, и для киногрупп место оказалось закрыто. Единственной проблемой стало отсутствие необходимого количества морской живности.
И даже будит чувства добрые». Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение», — заключал критик. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра». В течение 1962—1963 годов, пока фильм «Человек-амфибия» победно шёл по экранам страны, в центральных изданиях печатались статьи, основной тезис которых сводился к утверждению мнения, что содержание картины Казанского — Чеботарёва уводит советских людей от действительности, предлагает ему соблазны западной жизни [23]. Критику фильма продолжали и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам» [24]. Экранизация «Человека-амфибии» стала первым суперблокбастером послесталинской эры. Такого обвала киносеть ещё не видывала… Случись грамотному продюсеру увидеть тот океан золота, что принёс фильм об амфибии… Но Чеботарёв с Казанским жили в диком, уродливом, безжалостном мире свободы, равенства и братства, где прибыль ничто, а штучное мастерство не ко двору.
У дуэта поэтов-фантастов отняли лёгкие, посмеялись над жабрами и выплеснули вместе с их рыбой-ребёнком в мировой океан. Критика выбранила их за легковесность и аттракционность в святой теме борьбы с капиталом… — Горелов Д. Первый ряд-61: «Человек-амфибия», 2001 [25]. Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий « шестидесятник » и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…» Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва , картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память [18]. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова. Киновед и кинокритик Александр Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А.
Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели» [27]. Фёдоров дал также следующую оценку фильма: Экранизация романа А. Беляева «Человек-амфибия» 1961 стала одной из первых ласточек жанра «экологической фантастики» российского экрана. В весьма зрелищной форме здесь была заявлена тема ответственности учёного за свои открытия. В итоге Ихтиандр — юноша с пересаженными рыбьими жабрами — становился жертвой жестокого буржуазного общества, падкого на сенсации. В картине сложился замечательный любовный дуэт юных положительных персонажей в исполнении В. Вертинской, оттенённый отрицательным обаянием «плохого парня» в исполнении М. В книге «Великие советские фильмы» 2011 картина отмечена как «единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении» [30].
Режиссёр Квентин Тарантино признался, что «Человек-амфибия» является его любимым русским фильмом [31]. Признание и награды[ править править код ] На конкурсе фильмов 1962 года, проведённом журналом «Советский экран» , зрители назвали фильм среди пятёрки лучших; в десятку лучших актёров вошли: Вертинская 6-е место и Коренев 8-е место , композитор Петров и оператор Розовский 1963. Приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в Триесте Италия , 1962. II приз «Серебряный космический корабль» на I МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте 1963 Хорошо, что у меня есть только один фильм — светлый, добрый, но который все вспоминают. Некоторые сыграли во многих фильмах, но кто вспомнит эти роли...
Это делает его одним из самых фотогеничных мест для создания кинокартины. На берегу озера Шерегеш есть прекрасные песчаные пляжи, на которых можно отдохнуть и насладиться природой.
Вода озера является идеальным местом для купания, особенно в жаркие летние дни, когда температура воздуха достигает своего пика. Озеро Шерегеш пользуется популярностью среди туристов и путешественников, которые стремятся насладиться его уникальной красотой и окунуться в атмосферу природы. Это место является идеальным местом, чтобы провести время на свежем воздухе и насладиться потрясающим видом на окружающую природу. Озеро Шерегеш стало идеальной локацией для съемок фильма «Человек амфибия». Его красота и уникальность помогли создать волшебную атмосферу и запечатлеть великолепные кадры, которые впечатлят зрителей своей неповторимостью. Если вы хотите ощутить волшебство озера Шерегеш в живую, то посетите это прекрасное место и окунитесь в его уникальную атмосферу.
Человек амфибия где снят
Больше по теме 61 Одна из самых популярных кинолент советского периода, "Человек амфибия", как и множество других фильмов про "заграницу", снимался в Баку. Интересно, что сценарий фильма, почти 10 лет пролежал невостребованным, именно из-за сложностей с нахождением натуры. Ведь надо было показать далекий Буэнос-Айрес, один перелет в который стоил сумасшедших денег. Оказалось, что не только общие планы, но и центральная часть города, идеально подходит под экзотическую аргентинскую столицу.
А вот уже после выхода картины эти бухты стали местом паломничества кинолюбителей.
Во-первых, чем меньше любопытных зрителей, тем проще работать. А, во-вторых, аппаратура требовала больших затрат электричества. Жара и отсутствие цивилизации поблизости, конечно, усложняли работу над фильмом, но больше всего мешала мутная вода в море. Приходилось одевать на камеру специальные приспособления, вплоть до мини-аквариумов с рыбками, чтоб в кадре появилась хоть как-то живность, которую сможет увидеть зритель.
Баку, как заграница Именно этот старинный город выбрали в качестве аргентинского Буэнос-Айреса. Подготовка к съемкам началась в 1960 году, когда режиссер отправил группу своих помощников в Баку, чтоб присмотреться к улицам и установить первые декорации. Ну, какой город Союза мог еще сойти за аргентинский город? Только Баку, где по легенде встречаются Запад и Восток.
Кстати, оператор и режиссер так мастерски построили кинопроизводство, что советские граждане долгое время полагали, что это не Баку, а Куба, с которой у СССР в то время была тесная связь. Чиновники Баку разрешили украсить старинные городские улицы, чтоб они стали похожи на Аргентину. В старых переулках появились и плакаты на испанском, и неоновые вывески. Посмотреть на такое чудо-техники собирались сотни жителей Баку.
Кстати: Есть что-то мистическое в тех совпадениях, которыми пронизана актерская судьба Владимира Коренева. Он родился и провел раннее детство в Севастополе — поблизости от тех мест, где впоследствии снимался «Человек-амфибия». Отец Коренева был контр-адмиралом — его жизнь была неразрывно связана с морем. Наконец, книгу Беляева «Человек-амфибия» читал маленькому Володе слепой дядя, пользуясь шрифтом Брайля. Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия» 17-летняя школьница Анастасия Вертинская к тому времени уже успела сыграть Ассоль в знаковом фильме «Алые паруса».
Ей предстоял непростой учебный год и выпускные экзамены, но она, готовая ради съемок на все, пообещала преподавателям, что сдаст все экзамены в бакинской школе: именно в Баку снимались «сухопутные» сцены «Человека-амфибии». В шаге от смерти Что и говорить, замысел режиссера был поистине дерзким: на тот момент «Ленфильм» располагал достаточно устаревшей техникой, не приспособленной для съемок на глубине. Каждый день съемочную группу поджидали сюрпризы и шоковые ситуации. Решать, как именно снимать, какие делать костюмы и грим, как достоверно изобразить подводный животный мир, приходилось буквально «на ходу», используя всю свою фантазию и опыт. Кадр из фильма «Человек-амфибия».
Не раз и не два члены съемочной группы оказывались в шаге от гибели, и только по счастливой случайности все обошлось без жертв. Какие-то эпизоды будто мешал снимать реальный «морской дьявол» как по сюжету называли Ихтиандра , вставляя палки в колеса отважным киношникам. Однажды не сработал акваланг, из которого дублер-подводник давал раз в минуту подышать на глубине Владимиру Кореневу — Ихтиандру. Дублер, первый чемпион СССР по подводному спорту инженер Рэм Стукалов, не растерялся: мгновенно сорвав свой акваланг, он надел его на Коренева, а сам рванул вверх, без остановок, а ведь на такой глубине это неизменно приводит к кессонной болезни. Вынырнув на поверхность, Рэм увидел, что из ушей у него хлещет кровь: сильно пострадали барабанные перепонки.
Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде [12] , однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды с задержкой дыхания на минуту—две , в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов [13]. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой [14].
Точно так же думали и американцы, когда это известие дошло до них. В газете « Нью-Йорк таймс » появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации романа Беляева из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе» [12]. Владимир Коренев учился на последнем курсе ГИТИСа, когда из Ленинграда в Москву приехал ассистент по актёрам подыскивать исполнителя на главную роль для «Человека-амфибии». Чеботареву нужен был на роль Ихтиандра артист, которого никто не знает это ведь был фантастический мир, где живёт существо необычное, выросшее в море. На главную женскую роль выбрали 16-летнюю Настю Вертинскую она уже была звездой после роли Ассоль в « Алых парусах ». Как позже говорил режиссёр, ему нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо [15].
Но из-за недостатка финансов пришлось удовлетвориться Крымом и Чёрным морем , очень скудным в плане живности. И тогда главный оператор Эдуард Розовский придумал сделать большой аквариум в форме раструба, посадить туда редких рыб и закрепить перед подводной камерой [15]. По свидетельству второго оператора картины Мирона Темиряева, «съёмки велись с мая по декабрь 1961 года. Для съёмок была найдена бухта Ласпи Крымский полуостров [17] с достаточно прозрачной водой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов. Кроме того, часть съёмок проведена в крымском посёлке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города, по книге — Буэнос-Айреса, снимали в Баку , в Ичери-шехер позже в этом же районе Баку снимут для фильма Леонида Гайдая « Бриллиантовая рука » сцены, по сюжету происходящие в другом заграничном портовом городе — Стамбуле.
Консультантами первого отечественного полнометражного художественного фильма, снятого под водой в натурных условиях, были сотрудник Ленинградского института физической культуры имени П. Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в ленинградском институте физкультуры, и затем начались съёмки. Тем не менее съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на якорной цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и 60-метровая железная цепь чуть не утащила Коренева ко дну, но, к счастью, его подстраховали. Был ещё один опасный эпизод — сцена, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав юношу к якорю и опустив в море. Снимали это на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дали загубник акваланга , а тот не сработал. Находившийся рядом Рэм Стукалов, сбросив свой акваланг, отдал его актёру, а сам без остановок всплыл на поверхность.
О том, что у Стукалова в итоге развилась кессонная болезнь , Кореневу сказали только после окончания съёмок [18].
Все про съемки «Человека-амфибии» в Крыму
Как сделать грим Ихтиандру, чтобы он не смывался? А костюм? А аппаратура? В состоянии легкого шока команда отправилась на съемки в Крым. Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы — из цветной пластмассы. Водоросли — из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая — ее специально привезли. Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили их из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой — растягивался. Бухта Ласпи Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч! Костюмов было сшито четыре.
Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма». Коренев в ту пору был худым, ему делали «толщинки», чтобы Ихтиандр не казался совсем уж «доходягой». Костюм был очень тонкий, а на глубине 10 метров даже в самый жаркий день вода ледяная. Коренев все время мерз, вылезал на берег, и его закутывали в шубу. Местные жители с опаской посматривали на группу странных людей: один в жару сидит в шубе, от другого бьет электричеством — это оператор Розовский изобретает спецаппаратуру. Жила съемочная группа в палаточном городке в бухте Ласпи, недалеко от Севастополя. Актеры работали без аквалангов, и воздух в их легких, понятно, заканчивался. Тогда к ним подплывали подводники и давали подышать. Фраза, например: «Вертинская кончается» — означала, что актрисе нужен кислород. Почти все Коренев и Вертинская делали сами, лишь в самых сложных трюках их заменяли дублеры.
Опасные рабочие моменты Однажды оба они чуть не погибли. В фильме есть эпизод, когда Ихтиандра, привязанного к якорю, сбрасывают в воду, и вдруг у Коренева не сработал акваланг. На такой глубине — это смерть. Стукалов сделал глубокий вдох, снял с себя акваланг, надел на Коренева. А сам мгновенно ушел вверх. Все замерли — давление несколько атмосфер, а он всплывает быстро. Подводники знают, что в лучшем случае разорвутся барабанные перепонки. Когда Стукалов всплыл, из его ушей хлестала кровь. Такова цена лишь одного эпизода фильма. Голубая бухта, Севастополь Чуть не погиб Коренев и в другом эпизоде — когда прыгает в воду на цепи.
Цепь была очень длинной и тяжелой, конец ее держал матрос на палубе. Коренев прыгнул, а матрос случайно выпустил цепь из рук. К счастью оператор, стоявший в воде, отбросил камеру и успел поймать Ихтиандра. Если бы не успел — цепь утащила бы актера на дно. Самостоятельно отстегнуть пояс, к которому она крепилась, он бы не смог. Акул, опасных для людей, в Черном море нет: к радости отдыхающих и к горю съемочной группы. Сначала выпотрошили большую белугу, но в роли акулы она не смотрелась. Мало того, ценную рыбину требовалось вернуть рыбакам — в итоге чуть не утоп оператор. Все вынырнули подышать, а у Розовского тяжелая камера и рыбина в руках. Еле всплыл, но белугу не потерял.
Сделали акулу из дерева, но она, двигаясь в воде, оставляла пенистый след, как торпеда. Сделали более сложный резиновый муляж — внутри водолаз. Но резиновая акула оказалась слишком тяжелая и двигалась медленно. В итоге рыбаки наловили настоящих некусачих акул, но у них на спине оказался ядовитый шип. Механик группы прикоснулся и чуть не остался без руки. Орех Никулина Отдельного внимания стоит история о знаменитом орехе. В ленте довольно часто мелькает горный массив, он носит название Демерджи. Расположился он всего в 10 километрах от солнечной Алушты. Именно на этой территории и растет гигантское дерево, с которого Никулин кидался орехами, так сказать, подручными снарядами, и случайно угодил в глаз подельнику — Моргунову. Это дерево, ставшее легендой благодаря картине — гордость всего населения полуострова.
Ему ни много ни мало — больше 50 лет. Ствол в обхвате составляет около трех метров. На огромном растении красуется табличка «Никулинский орех», и все желающие фотографируются возле нее на память. Актеры, режиссер и съемочная группа Кто сыграл ихтиандра в фильме Человек-амфибия? Крым не только предоставил отличные места для съемок кинокартины, но также предоставил неповторимый актерский состав. Например, исполнитель главной роли, Ихтиандр — Владимир Корнев, родился в Севастополе, был сыном контр-адмирала В. Также уроженцами Крыма были актеры с плавниками, сыгравшие акул, не водившихся здесь.
Где снимали фильм человек амфибия 1961 год. Человек амфибия фильм 1961 на дне. Человек-амфибия подводные съемки. Человек-амфибия фильм 2005. Человек амфибия съемки в Крыму. Человек-амфибия фильм, 1961 подводные съемки. Человек-амфибия 1961 подводные съемки. Чаша любви в фильме человек амфибия. Человек амфибия кадры со съемок. Человек амфибия Баку. Анастасия Вертинская Ихтиандр. Ихтиандр человек-амфибия Вертинская. Человек-амфибия фильм 1961hd. Человека амфибия кадры из Баку. Ихтиандр человек-амфибия 1961. Вертинская Гуттиэре 1962. Анастасия Вертинская и Владимир Коренев человек амфибия. Человек амфибия 1961 uenbtht. Человек амфибия фильм дом профессора. Где снимался фильм человек амфибия. Павильонные съмки в фильме человек амфибия. Фильм Ихтиандр где снимали. Человек амфибия 1961. Ихтиандр Режиссер. Человек-амфибия фильм Баку. Человек амфибия фильм Симеиз. Корабль из фильма человек амфибия. Человек амфибия в Судаке. Человек-амфибия фильм 1962. Человек-амфибия фильм 1961 кадры. Человек -амфибия фильм 1961 кадры из фильма. Ихтиандр и Гуттиэре. Ихтиандр фильм 1961. Ихтиандр Коренев человек-амфибия. Фильм человек амфибия в Крыму. Человек амфибия фильм Тарханкут. Человек-амфибия х ф 1961г. Человек-амфибия фильм 1961 Крым. Фильм человек амфибия Ласпи.
Создатели картины планируют работать в Сафари-парке, в бухте Петрова, Парке Драконов и других известных местах региона. Кроме того, как сказал режиссёр Дмитрий Киселёв, съёмочная группа вернётся во Владивосток, чтобы снять сцены с приморской природой в разные времена года. А вот снимать городские сцены во Владивостоке не получится, потому что здесь не осталось исторических зданий, не претерпевших «модернизации», — пристроек, пластиковых окон, кондиционеров и прочего. Для этого в Московской области строят специальные декорации на несколько гектаров. Там будут воспроизведены «Миллионка», Светланская, дом Арсеньева, а также места, где жил Арсеньев в Хабаровске и в Петербурге. Я очень много что знаю о нём, о семье, переживаю события, которые происходили в его жизни. Для меня было очень оскорбительно, когда я как-то прилетел в ваш город, стюардесса объявила, что аэропорт носит имя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Я спросил — а кто это? Она задумалась, говорит, наверное, какой-то космонавт. Мне показалось это несправедливым — это личность, человек, благодаря ему мы знаем так много о Приморском крае. Я очаровался этим человеком. Он достойно прожил свою жизнь, он не изменил себе до самого конца, хотя время было страшнейшее и сложное. Перелом, когда миропорядок меняется, очень проверяет людей.
Причудливые водоросли, чтобы создать нужный эффект, выставляли перед объективом кинокамеры. Акул изображали в кадре рыбы поменьше. А диковинных представителей подводного мира опускали в кадр прямо в аквариуме. Успех картины во многом определен выбором главных героев. Режиссер Владимир Чеботарев поставил задачу: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море». На роль девушки утвердили Анастасию Вертинскую, только что прославившуюся на весь Советский Союз своей ролью в фильме «Алые паруса». При этом ее даже не спросили, умеет ли она плавать. Анастасия не умела. Но она так была одержима желанием сниматься, что быстро всему научилась и даже во многих сценах обходилась без дублеров. Ихтиандром стал никому на тот момент не известный Владимир Коренев. Ему предстояла, казалось бы, невыполнимая задача.
"Человек-амфибия".
Дело происходило в 1961 году, когда Ласпи считалась бухтой с самой прозрачной водой на полуострове. Отдаленность от популярных пляжей требовалась также из соображений безопасности — оператор опускал в воду мощное электрооборудование, поэтому случайное замыкание грозило катастрофой. Неподалеку, в поселке Береговом, решили построить декорации дома профессора Сальватора.
Костюмерам также пришлось краской нарисовать клетчатый узор на белом костюме Педро Зуриты. Съёмочный процесс вёлся в полевых условиях, команда и актёры жили в палатках. Осветители, художники, артисты и аквалангисты за время съёмок провели под водой, где температура не превышала 15 градусов, в среднем 300 часов, а Эдуард Розовский свыше 400. Трубки для импровизированных аквалангов реквизиторы сделали из шлангов противогазов. Баллонов с кислородом не хватало. Члены съёмочной команды договорились делать шесть вдохов в минуту. Артистам приходилось надолго задерживать дыхание.
В одном из эпизодов Владимир Коренев, привязанный к якорю, начал тонуть, когда шестидесятиметровая привязь потянула ко дну. Спас актёра оператор, который успел подхватить цепь и вытянуть того со дна. Сам Розовский так же пострадал во время работы, когда, зацепившись за техническую конструкцию, не смог всплыть. Его спас матрос, который вовремя заметил, что Эдуард Александрович задыхается. Последствия, вызванные недостатком кислорода, мучили всю жизнь. В другом эпизоде Анастасии Вертинской необходимо было «утонуть». Для достижения необходимого эффекта к спине привязали свинцовый пояс, который утянул артистку на девятиметровую глубину. Михаил Козаков признался, что завидовал коллегам, так как роль Зуриты «исключительно земная» и проходила в латиноамериканском городе, который сняли в Баку. Джазовые и латиноамериканские мотивы ранее не звучали в советском кино.
Роль ресторанной певицы досталась манекенщице Нине Большаковой. Согласно первоначальному замыслу, её персонажу требовалось раздеться во время музыкального номера и остаться в трико. Студийные цензоры потребовали вырезать песню о «Морском дьяволе», но режиссёр и композитор сократили эпизод на один припев, заменив остальные кадры другими планами. Ольга Петрова, дочь композитора, говорила: «Отец ценил реакцию зрителей и слушателей, а не цензоров. Если песня «ушла в народ», то стала классикой». Голос персонажу подарила Нонна Суханова. Певица оказалась единственной способной исполнить партию и восемь раз записала песню о «Морском дьяволе» пока не охрипла. Девятый дубль вошёл в финальную версию фильма.
Но съёмочную группу это не испугало. Режиссёр фильма Владимир Чеботарёв, взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, на местной фелюке прошёл по берегу Крыма и остановил свой выбор на бухте Ласпи. В ней оказалась очень чистая и прозрачная вода, что на Чёрном море встречается редко. Именно здесь плавал и нырял Ихтиандр. Правда, подводные съёмки решено было снимать всё-таки в Питере, в искусственном бассейне. В фильме пейзажами этих островов служил вид знаменитой горы Аю-Даг со стороны Гурзуфа. В роли азиатского порта, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума, выступил грузовой порт Ялты. Корабль пиратов был пришвартован в знаменитой Голубой бухте в Судаке. А знаменитый прыжок в воду Николай Ерёменко совершал с мыса Капчик. Лагерь туземцев, оккупированный пиратами, разместили в Тихой бухте под Коктебелем. Но из-за бутафорских пальм её в картине узнать нелегко. В дворцовых покоях Обилие в Крыму всевозможных исторических строений манило всегда режиссёров костюмированных фильмов. Интерьеры так полюбились режиссёру картины Яну Фриду, что позже он здесь же снимал музыкальную комедию «Благочестивая Марта» и некоторые сцены «Дон Сезара де Базана». Ян Фрид вообще очень любил крымскую натуру, сочетавшую красоту природных пейзажей с затейливой архитектурой, благодаря которой почти любое здание могло стать дворцом или замком. Так, кстати, в «Двенадцатой ночи» дворец герцога Орсина без труда обосновался в Симферопольском железнодорожном вокзале. Они расположены на высоких округлых скалистых утёсах, что позволило оператору Геннадию Энгстрему, снимая их с разных сторон, создать на экране полную иллюзию острова. Эпизоды, в которых герои фильма поднимаются на остров по каменной лестнице, снимались на горе Кошка в Симеизе. В 1917 году основоположник отечественного кино Александр Ханжонков основал в Ялте киностудию, мечтая превратить её в отечественный Голливуд. Грянувшая революция эти планы смяла.
Из-за перепада давления у него лопнули барабанные перепонки. В другой раз Коренев мог погибнуть, когда во время съемок еще одной сцены матрос выпустил из рук конец 60-метровой цепи. Она начала быстро разматываться, унося актера на глубину, откуда его вытащить уже точно бы не успели. Но другие участники эпизода сориентировались и пришли незадачливому матросу на помощь, подхватив цепь. Кудесники-костюмеры На фоне невероятно сложных съемок участие других членов съемочной группы осталось незамеченным. Однако, и без их участия фильма не было бы. Например, костюмеры этой картины проделали просто огромный фронт работы, буквально из ничего создавая сказочные наряды для героев. Например, Ихтиандру его серебристые костюмы сделали из обыкновенного капрона, а чешую вырезали из… старой кинопленки. Потом ее вручную раскрасили серебром, и уже затем получившуюся чешую нашивали на костюмы. На минуточку — на каждой из трех одежек Ихтиандра было нашито 10 тысяч чешуек. Что касается Вертинской, из нее костюмеры и вовсе сделали настоящую куколку, тщательно подогнав под ее точеную фигурку платья от Dior. Много внимания уделялось образу Зуриты: пробковый шлем, короткие шорты, косынка на шее - все это должно было придать ему еще большую зловещую экзотичность. Но постарались костюмеры не только для главных персонажей. Все, кто хоть ненадолго появлялся на экране, выглядел так, как и было задумано. Ремни, башмаки, повязанные на головы банданы, кружевное бельё, выглядывающее из-под юбок, серьги, грубоватые сандалии девушек — все эти сделанные буквально из ничего атрибуты и стали главным фундаментом для того, чтобы на нем строилась волшебная история любви. Любовь и ненависть После выхода фильма на экраны 28 декабря 1961 года съемочную группу и актеров ждала слава и… резкая критика чиновников. Советские газеты запестрели ругательными статьями - фильм снят мимо сюжетной линии романа, сплошной набор слащавых и фальшивых штампов, слабый сценарий, а Ихтиандр и вовсе похож на «западного» тарзана с жабрами. Главный вывод критиков — фильм Чеботарева чужд советским людям и соблазняет их прелестями западной жизни. Из прелестей чиновников больше всего шокировали сжавшиеся в холодной воде соски Вертинской, ее «откровенные наряды», а также сексуальная привлекательность негодяя Зуриты, образ которого в фильме не выглядит убедительно отрицательным. Особо старательные критики даже выпускал и фельетоны и карикатуры, откровенно издеваясь над картиной и ее героями. Не все из участников фильма легко перенесли эти нападки. Например, Козаков даже спустя десятилетия не любил вспоминать о «Человеке-амфибии» и смешные картинки в газетах со своими карикатурами. А вот зрители этот фильм полюбили, причем, зрители абсолютно всех возрастов. Школьники массово сбегали с уроков посмотреть на «настоящего человека-рыб», молоденькие девушки вздыхали, глядя на фото экзотического актера Коренева, а дамы в возрасте находили неотразимым злодея Зурите. Да и хрупкая и наивная Гуттиэре заставила учащенно биться не одно мужское сердце в зрительском зале. Долгожданное признание На самом деле критики были не правы, вещая о западной пропаганде в этой картине. Страна еще помнила страшные годы Великой Отечественной, еще не полностью восстановилась и жизнь людей была еще не самой достойной. Поэтому фильм оказался не пропагандой, а, скорее, примером того, к чему нужно стремиться. К тому же, если переходить на меркантильные вещи, фильм собрал огромную кассу. Даже новый министр культуры Екатерина Фурцева, которой трудно было в чем-то угодить, признавала: «Человек-амфибия» - просто подарок Министерству финансов».
Тайны съемок фильма «Человек-амфибия»: как советские артисты утерли нос Диснею
Фильм «Бег» по пьесе Булгакова, чудом прошедший через советскую цензуру, в 1970 году снимали в Севастопольской бухте почти без декораций. Под Севастополем снимали и сцену отступления армии Врангеля через Сиваш. В Ялте в 1969 году Евгений Ташков снял свой фильм «Адъютант его превосходительства». В эпизоде фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. Вот Якин сидит на своем стуле, закинув ногу на ногу, прямо на Ялтинской набережной.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» В Крыму снималось и снимается очень много художественных фильмов — обо всех сразу и не расскажешь. Мы покажем жилые дома, ставшие кинозвездами советского кино, и посмотрим, сколько стоят сейчас квартиры в них. Алушта в роли Кавказа: «Деловые люди», «Кавказская пленница» Если соберетесь на майские праздники в Крым, обязательно посмотрите на красивые места съемок фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» 1965. Крыму в этом фильме досталась роль Кавказа!
Моргунов, Вицин и Никулин преграждают путь автомобилю. Кадр из «Кавказской пленницы» Например, первые сцены, когда студент-фольклорист Шурик знакомится с Ниной и водителем машины-«пылесоса», снимали в селе Куйбышево близ Бахчисарая тогда село называлось Албат. А погоню за ретро-автомобилем Бывалого снимали на горе Ай-Петри. В начале улицы Горького в Алуште в 60-е работал ресторан «Солнечный», в нем Шурик познакомился с кунаками влюбленного товарища Саахова в фильме Гайдая «Кавказская пленница» 1965 г.
Теперь в здании находится ночной клуб. Здание милиции играет ЗАГС. Ее площадь 28 кв. А роль психбольницы, через забор которой перепрыгнул Шурик, сыграл консервный завод имени 1 Мая уже в Симферополе на улице Войкова вот он ниже на фото.
Несколько лет назад на заборе даже нарисовали граффити с героями комедии Гайдая.
Так, проплывая через грот, дублерша зацепилась купальником за часть декорации и оказалась в ловушке. Чтобы выбраться на поверхность, Галине пришлось избавиться от купальника и всплывать без одежды. И лишь оказавшись на воздухе, девушка лишилась чувств. Главные герои: съемки У Владимира Коренева был один недостаток - он был очень худым и к тому же сильно мерз в воде. Чтобы решить проблему, для него специально сшили резиновый костюм, который он надевал под свое блестящее одеяние.
Между ними специально вставляли поролон, чтобы придать главному герою нужный объем.
Мистическое совпадение, но «море в глазах» у главного героя оказалось не просто словами: Владимир Коренев — сын контр-адмирала. Режиссеру нужен был актер, которого никто не знает, ведь он показывал фантастический мир, где живет существо необычное, выросшее в море. Ассистент увидел студенческий спектакль «Ночь ошибок», в котором Корнев играл какого-то чудака не от мира сего, чудовищного, как он сам говорил, идиота, персонажа английских анекдотов, наивного человека, попадавшего в разные ситуации. А вот Анастасию Вертинскую, хоть и была она школьницей, уже любила вся страна — после главной роли Ассоль в фильме «Алые паруса».
Между прочим, мало кто знает, но некоторые эпизоды «Алых парусов» тоже снимались в Баку. Кстати, о школьнице. Пока шли съемки, Вертинская, как и все советские дети, должна была ходить в школу. Делала она это некоторое время и в Баку, правда, школа была вечерней. Впрочем, это не мешало ей не только работать на съемочной площадке в прямом смысле слова в поте лица, но и замечать все вокруг.
Был ею замечен и один молодой человек… Позже Анастасия Вертинская вспоминала: «В Баку, точнее, в его старинной части, я чуть не нашла свою любовь. Вам интересно, о ком я говорю? Пусть это останется моей маленькой тайной, а если честнее, я не знаю даже имени того смуглолицего красавца, которого я каждый раз встречала в толпе статистов, приезжая на съемку в закоулки старой крепости». Кстати, снимали не только в старой крепости, в Ичери-Шехер. Съемки шли и на Приморском бульваре, Торговой, то есть улице Низами, и на улице Нигяр Рафибейли, там, где был бакинский «Арбат», и на площади Фонтанов — Парапете, и в порту, и в Мардакянах, и в районе пансионата КГБ, и на дороге в сторону Шихово… Как только начинались съемки, вокруг собирались сотни бакинцев, желающих посмотреть на ослепительно красивых актеров, которые потом стали первыми советскими секс-символами, на сам процесс съемок, на удивительно преобразившиеся улицы… Все было необычно для свидетелей съемок: красиво одетые актеры и статисты, иностранные автомобили, неон реклам… Потом, когда съемки заканчивались, зеваки долго разглядывали оставшиеся афиши и надписи.
Между прочим, подразумевалось, что надписи эти сделаны на испанском языке — дело-то вроде в Аргентине происходит. Но испанскими декораторы не ограничились, это был натуральный компот из всевозможных слов: испанских, английских, каких-то загадочных, которых одинаково нет и не может быть ни в английском, ни в испанском, ни в португальском. Кстати, название этого «хотела» на стене дома в Ичери-Шехер было видно спустя еще минимум десять лет! Встречались даже русские слова, написанные латинскими буквами. Так, магазин, в который входит Ихтиандр и разговаривает с прекрасной Гуттиэре, называется «Лос Регалос Дель Мар», что в переводе с испанского значит «Дары моря».
Но со стороны улицы на магазине вывеска с названием: «Dari Moria». Или это было сделано специально, как этакое кинематографическое маленькое хулиганство? Наверное, это уже неважно. Главное, что благодаря этому лингвистическому салату создалась полная иллюзия заграничной жизни. Запретной, притягательной, необыкновенно яркой, где-то сказочной, где-то наивной, а где-то порочной и от этого такой сладкой… Между прочим, кое-что в Баку для этой искусственно создаваемой «заграничной жизни» практически не пришлось переделывать.
Например, Дворец Ширваншахов в сцене венчания Гуттиэре и Зуриты. Там очень четко веден и мавзолей Яхья Бакуви и стоящие рядом баиловские камни. Любопытно, что туда для этой сцены каким-то неведомым образом загнали одну из иномарок. Или известное на весь город кафе «Наргиз» на Парапете. Оно со своей необычной архитектурой и без переделки выглядело более чем по-западному.
И хотя в фильме его не показали общим планом, бакинцы все равно его безошибочно узнали. Любопытно, что позже, в 1962 г. А надпись «Cafe» латинскими буквами красовалось на стеклах этой точки общепита еще довольно долго. Владимир Коренев с большой теплотой вспоминал потом это время: «Уже нет в Баку кафе «Наргиз», где исполняли хит «Эй, моряк, ты слишком долго плавал! Не каждый помнит, что это кафе назвали в честь обворожительной и загадочной бакинской красавицы, которую сопровождали толпы восторженных поклонников…» Зато все помнят кадры фильма, на которых кафешантанная певичка пела новый шлягер.
Сыграла эту красивую певичку в умопомрачительном туалете одна из самых красивых девушек советского подиума — манекенщица Ленинградского дома мод Нина Большакова. Томный и вместе с тем вызывающий взгляд, обнаженные плечи, длинные перчатки… Как не по-советски! Сколько потом пришлось выслушать создателям фильма от цензоров и критиков и за эти плечи, и за перчатки, и за текст! Антисоветчина не пройдет! Советский человек не может хоть напиться — и на дно.
А пошлая песня призывает именно к этому! А на критиков советские граждане, как говорится, чихать хотели и переиначивали им назло слова песенки: «Нам бы, нам бы, нам бы всем в колхоз, там бы, там бы, там бы есть навоз…». Озвучивала неприличную песню практически полностью забытая ныне Нонна Суханова, первая эстрадная джазовая певица, которая запела в Ленинграде по-английски уже через год после смерти Сталина. Правда, согласно местным легендам ее спела бакинская эстрадная певица Нелли Андреева. И снималась тоже она, а не Нина Большакова.
Но это именно легенды, хотя очень живучие. Да и бакинкой Нелли Андреева не была.
Отдельный интерес представляют фильмы по произведениям зарубежных авторов, действие которых происходит явно не в советской стране. Поскольку вывезти немаленькую съемочную группу за пределы государства было довольно сложно, для съемок приходилось искать места на территории СССР, которые визуально напоминали бы другие страны. Мы создали для вас подборку таких мест. Дом на Брикстон-роуд где убили Дреббера снимался в нынешнем Санкт-Петербурге. Это загородный особняк княгини Салтыковой «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1980.